Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

РЕЕСТРЫ ДЖИЗЬЕ БОЛГАРСКИХ ДЕРЕВЕНЬ В XVII В.

БОЛГАРСКИЕ ДЕРЕВНИ И ИХ НАСЕЛЕНИЕ В КРАТКИХ РЕЕСТРАХ ДЖИЗЬЕ XVII в.

В турецком архиве Восточного отдела софийской Народной библиотеки имени Кирилла и Мефодия среди огромного количества податных реестров и других турецких официальных документов хранится и известное количество кратких списков лиц, подлежащих обложению джизье по селениям в отдельных вилайетах 1 Османской империи. В архиве преобладают списки вилайетов Балканского полуострова, что легко объясняется наличием более многочисленного немусульманского населения в Румелии, чем в эйялете Анатолия и остальных эйялетах азиатских владений империи. Эти списки плательщиков джизье характерны именно для первой половины XVII в., а также и немного позже — до 90-х годов того же века. Реестры представляют собой перечни всех селений с немусульманским населением в отдельных казах или нахие 2 данного вилайета 3, причем под названием каждого селения указано число податных единиц (хане), имевшихся в нем при составлении перечня. Иногда наименования отдельных селений сопровождаются заметками под той же или более поздней датой 4. Некоторые селения определены в качестве «дербенджийских», т. е. им поручена охрана горных перевалов. Если же не все селение считалось дербенджийским, то отмечалось, сколько из хане были дербенджийскими. В некоторых реестрах указана и категория данного селения в рамках турецкой феодальной системы, т. е. было ли оно тимаром, зеаметом, хассом или ваифом, а также имя лица, владением которого оно являлось.

Необходимо отметить, что краткие реестры плательщиков в архиве Восточного отдела библиотеки им. Кирилла и Мефодия относятся исключительно к 1610 — 1690 гг. До сих пор не найден ни один реестр такого же типа, относящийся к периодам до и после этого. В 90-х годах XVII в., [219] так же как и позднее, в XVIII и первой половине XIX в. 5, реестры джизье всегда. представляют собой поименные списки немусульманских плательщиков и в большинстве случаев разделены на категории по имущественному состоянию.

В настоящей публикации подобраны девять реестров из отдельных вилайетов санджаков паши 6, Нигболи (Никопол) 7, Силистрия 8 и Кюстендил 9.

Самый старый реестр 1626 г.; он относится к вилайету Созопол. В нем числятся казы Димотика 10, Загра-и атик (Стара-Загора) 11, Чирпан 12, Джисри Эркене 13, Янболи 14, Невахи-и Янболи 15 и Ислимийе (Сливен) 16. Реестр местами порван, и сведения о некоторых селениях уничтожены.

Следующий реестр — 1627-28 г. — относится к селениям с немусульманским. населением в вилайете Чирмен, который состоял из нахие Чирмен 17, Узунджа ова Кара Хаскёй 18, Заграи джедид (Нова-Загора) 19 и Акча Казанлык 20.

К вилайету Кюстендил относятся два реестра — один 1626-27 г., в который вошли селения из каз Кюстендил 21, Радомир 22 и 'Кратово 28, а второй — без указания даты — содержит селения лишь Кюстендилской казы. Этот документ имеет стилистические и каллиграфические черты, свойственные османско-турецкому канцелярскому письму 80-х годов. [220]

Приводится и реестр плательщиков джизье в селениях, входивших в Никололский хасс и разбросанных по всему Никополскому санджаку. В этом реестре фигурируют также пришельцы из других санджаков, поселившиеся в санджаке Никопол и в казе Цибровете 24. Из этого реестра видно, что селения, в которых была собрана джизье, распределялись по отдельным казам Никополского санджака.

Особый интерес вызывает реестр джизье вилайета Видин 1638-39 г. В. нем к каждому селу приписаны кроме наличных хане предшествующего перечня и новосозданные хане. Таким образом, в этом документе до известной степени отражен рост болгарского населения в отдельных селениях Видинского края к 30- м годам XVII в.

Исключительно ценными являются сведения в кратком реестре джизье вилайета Тырново 1643-44 г. В списке селений в двух казах этого вилайета — Тырново 25 и Серви 26 - указано число душ в каждом селении, обязанных платить подать авариз. Из этого реестра явствует, что городки (паланки) Елена 27 и Габрово 28 были в 40-х годах XVII в. дербенджийскими селениями. Указаны также и немусульманские кварталы г. Тырново (числом 11).

В реестре джизье немусульман в вилайете Херазград 1648 г. записаны селения с болгарским населением в казах Херазград 29, Эски-Джумаа 30 и Ала клисе 31. Наиболее интересны в нем сведения о населениях болгарских дербенджийских селений Котел (Казган бинар) и Чатак 32, объясняющие некоторые особенности исторического развития этих селений, а именно: превращение их из дербенджийских пунктов в торгово-скотоводческие узлы на главной дороге Стамбул — Рущук — Бухарест, являвшейся основной коммуникационной магистралью между османской столицей и Валахией, Молдавией, Трансильванией и Польшей.

К 1665-66 г. принадлежит реестр джизье болгар в вилайете Берковица 33, содержащий особенно ценные сведения о железоплавильных селениях в районах Берковицы и Михайловграда в XVII в. Благодаря этому реестру мы узнаем, что следующие селения в Берковичском вилайете в 1665-66 г. были освобождены от подати джизье в качестве железоплавильных пунктов: Чипровци 34, Тырговиште 35, Копиловци 36, Железна 37, Растуха 38, Здерище 39, Буковец 40, [221] Горна-Вириница 41, Влашко село 42, Горна-Луковица 43, Главанковцы 44 и Горно-Церовяне 45.

Все перечисленные реестры написаны почерком сиякат. Только в отдельных местах в некоторых реестрах встречается письмо с диакритическими знаками.

Каждый краткий реестр джизье состоит из двух листов размером 30х10,5 см. На лицевой стороне первого листа крупными буквами отмечено назначение документа, а именно: краткий реестр джизье соответствующего вилайета, с обозначением даты. Заглавие документа повторяется почти без каких-либо изменений и в начале оборотной стороны первого листа, но на этот раз обыкновенным шрифтом. После заглавия на внутренней странице первого листа начинается список отдельных селений по казам. Под названием каждого селения указано число его немусульманских хане 46 в год составления списка. Число хане также обозначено цифрами почерком сиякат. Перечень селений продолжается на лицевой стороне второго листа. Если в вилайете числится больше селений с немусульманским населением, перечень продолжается на оборотной стороне второго листа. Наименования селений расположены горизонтально, по четыре-шесть в одном ряду, и отделены одно от другого интервалами. В конце каждого ряда на белом поле указано общее число (итог) хане обыкновенными арабскими цифрами. На каждой странице, а также после каждого вилайета подведены общие итоги. В некоторых документах не хватает конца, а другие оторваны наполовину.

Наименования нетурецкого происхождения даны в болгарском произношении 47. К сожалению, из-за недостатка места в настоящем издании не может быть помещен составленный нами алфавитный указатель к наименованиям селений с указанием их местонахождения и современными названиями.

Комментарии

1 Административный термин «вилайет» в реестрах плательщиков джизье не имеет ничего общего. с турецкой административной единицей «эйялет», так же как и с более поздним названием эйялета — «вилайет», получившим гражданственность в 60-х гадах XIX в. B реестрах. плательщиков джизье вилайет обычно состоит из трех-четырех каз или нахие, а при более крупных казах — даже из одной. По площади вилайет соответствует в среднем нынешнему болгарскому административному округу.

2 В некоторых реестрах вилайеты подразделены на казы, а в других — на нахие. В этих реестрах, однако, термин «нахие» всегда соответствует по площади казе того же наименования.

3 Каждый краткий реестр. плательщиков джизье содержит перечень селений лишь одного вилайета.

4 Эти заметки носят различный характер: в одних указано, что селение покинуто жителями, в других — что оно не подлежит обложению джизье, в третьих — что селение разделено на отдельные категории и т. д.

5 См. турецкие реестры в Восточном отделе под шифром: Вд 97/12, OAK 13/60, СЗ 6/3, Тн 31/8.

6 В XVII в. санджак паши в эйялете Румелия охватывал большую часть Верхней Фракия до Нова-Загоры на востоке, а также прибрежные области между реками Марицей и Струмой. В него входили и земля Софийской области, а также Юго-Западная Македония и небольшая часть Албании в области Корчи. Центр санджака — город София был одновременно и резиденцией румелийского бейлербея.

7 Санджак Нигболи охватывал среднюю Северную Болгарию и долину Златицы на юге Стара-Планины. В него входили все территории Тырновского царства Ивана Шишмана после его окончательного покорения в 1393 г.

8 Санджак Силистрия охватывал Северную и Южную Добруджу, Северо-восточную Болгарию до р. Янтры и часть Юго-Восточной Болгарии между Странджей, Черным морем и Монастырскими возвышениями.

9 Санджак Кюстендил охватывал владения велбыжского деспота Константина, превращенные в санджак после его смерти в 1394 г. На турецком языке Kustendil значит «земля Константина».

10 Каза Димотика, входившая в санджак паши, охватывала области Димотики и Софлу в нынешней Греции, а также область Ивайловграда в Болгарии.

11 Центр — город Стара-Загора. Входила в санджак паши.

12 Центр — город Чирпан. Входила в санджак паши.

13 Каза Джиср-и Эркене (турец. — «мост Эркене») охватывала область Узунукюёпрю в Восточной Фракии по левому берегу Марицы. Входила а санджак паши.

14 Центр — г ративном отношении входила в XVII в в санджак Силистрия.

15 Каза Невахи-и Янболи охватывала область Ямбола на западе Тунджи. Входила в санджак Силистрия.

16 Центр — город Ислимийе. В административном отношении входила в санджак Силистрия.

17 Центр — город Чирмен, старинный средневековый город Черномен, известный в истории Черноменокой битвой 1371 г. на правом берегу Марицы, против г. Свиленграда (ныне на греческой территории).

18 В документе указана как каза. Ее административный центр в XVII в. находился то в г. Узунджово (по-турецки Uzunca ova), то в г. Хасково (Kara Has key). Поэтому в 1627-28 г. каза имела двойное наименование.

19 Центр — город Нова-Загора.

20 Центр — город Акча Казанлык (ныне Казанлык). Все упомянутые выше нахие были одновременно и административными подразделениями санджака Чирмен.

21 Центр — город Кюстендил.

22 Центр — город Радомир. Входила в санджак Кюстендил.

23 В казе Кратово, часть санджака Кюстандила, записана нахие Кочани (ныне город Кочани на р. Брегалнице).ород Ямбол на р. Тундже. Охватывала область Ямбола на востоке Тунджя. В админист

24 Т. е. Горни (Верхний) и Долни (Нижний) Цибр — городки на берегу Дуная, между Ломом и Ореховом. Эта «аза входила иногда и в санджак Видияа я считалась поэтому до известной степени отдельной административной единицей вне санджака Никопола.

25 Центр — город Тырново.

26 Ныне город Севлиево. Более старое название этой казы — Хоталица; она охватывала южную часть Севлиевской области. Северная часть Севлиевской области входила в пазу Тырново.

27 Город Елена уподножия Стара-Планины.

28 Город Габрово у выхода Шипченского перевала.

29 Каза Херазград (название которой в XVIII в. было искажено и приняло форму Хезарград) охватывала. области Разграда и Попово, часть области Горна-Оряховица и северную часть области Тырговиште.

30 Каза Эски-Джумаа охватывала южную часть области Тырговяште с центром в городе Эски-Джумаа (ныне город Тырговиште).

31 Каза Ала клисе охватывала нынешнюю область Омортага, включая и г. Котел.

33 Ныде село Тича, бывшее. Читак в области Котела.

33 В казу Берковица входили нынешние области Берковицы, Михайловграда и часть Ломской области. Вилайет Берковяца состоял из одной лишь казы Берковица.

34 Известный город Чипровцы, центр болгарского восстания 1688 г.

35 Село в области Михайловграда.

36 Село в области Михайловграда.

37 Село в области Михайловграда.

38 Не установлено.

39 Может быть, это старое название села Одоровци Ломской области.

40 Село в Ломской области.

41 Ныне село Горна-Вереница в области Михайловграда.

42 Ныне село Мартиново в области Михайловграда.

43 Ныне село Горна-Лука в области Михайловграда.

44 Ныне село Главановци в области Михайловграда.

45 Село в области Михайловграда.

46 В переводе документов вместо термина «хане» мы употребляем слово «дом». С полным основанием можно считать, что в кратких реестрах джизье XVII в. хане не могло. быть ничем другим, кроме обыкновенного дома. В ту эпоху патриархального быта каждый дом состоял из нескольких поколений многочисленной семьи.

47 Для идентификации большей части селений в приводимых переводах документов можно использовать следующую публикацию: Р. Стоиков, Наименования на български селища в турски документа на Ориенталокия отдел на Народна библиотека «В. Коларов» от XV, XVI, XVII и XVIII век, — «Известия за 1959 г. на Народната библиотека "В. Коларов" и Университетската библиотека при Софийский държавен университет», т. I [VII], София, 1961.

Текст воспроизведен по изданию: Болгарские деревни и их население в кратких реестрах джизье XVII в. // Восточные источники по истории народов юго-восточной и центральной Европы. Т. 2. М. Институт Востоковедения. 1969

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.