Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЗАКОНОВ ЯНЫЧАРСКОГО КОРПУСА

МЕБДЕ-И КАНУН-И ЙЕНИЧЕРИ ОДЖАГЫ ТАРИХИ

Глава седьмая

повествует о том, кто такие стамбульские аги, как они продвигаются по службе и в чем заключаются их обязанности

Издревле начальником аджеми огланов и их яябаши является стамбульский ага. Его жалованье составляет 40 акче. /112б/ С давних пор его собственный бёлюк — нечто вроде джемаата. Ныне в нем семь-восемь тысяч человек. Поскольку [число янычар в нем] велико, его [джемаат] разделили на девять бёлюков, для того чтобы легче было разыскивать и учитывать [людей] в бёлюке. Ныне [имеется] девять бёлюков. [Стамбульские аги] носят, как и секбанбаши, мюджеввезе. [Стамбульского агу] возводят в ранг яябея. В руках Стамбульского аги] находятся все деньги, расходуемые на суда и их оснащение, на [работы] по конопачению тех судов, которые предназначены для доставки дров. Он производит проверку огланов, находящихся на судах и в ода чорваджи. Он определяет [на] службу аджеми чорваджи. Когда необходимо сместить с должности [чорваджи аджеми огланов], это делается на основании его тезкере. Он ведает использованием аджеми огланов [на работах] и их воспитанием. Спрашивается с него.

Когда необходимо зачислить на службу [аджеми оглана], это делается на основании тезкере [стамбульского аги]. Когда нужно вычеркнуть из дефтера [имя] сбежавшего из ода или с судна [аджеми оглана], это делается на основании его тезкере. Обо всем хорошем и дурном в делах, предписанных аджеми [огланам], знает он. Спрашивается с него.

Таким образом, стамбульские аги являются уполномоченными лицами падишаха. Стамбульские аги должны быть людьми честными и благочестивыми. Это должны быть люди старые, опытные в делах, сведущие в работах. До тех пор пока известно, что они честны, /113а/ их не следует смещать с должности, чтобы они, будучи осведомленными в делах своего очага, соответственно и действовали. [Стамбульские аги] обязаны набираться опыта, [когда они] длительное время пребывают еще в должности анатолийского и румелийского аги.

Во времена султана Сулейман-хана, когда аджеми огланов было 4000 человек, дед сего раба, Сакка Махмуд, состоял стамбульским агой. В его распоряжении было 72 судна для перевозки дров и лошадей. Отслужив девять лет стамбульским агой, он вышел в отставку и стал яябеем. Располагая [всего лишь] 30 000 акче, он не был в состоянии вбить гвоздь, чтобы подновить себе дом. Он так управлял аджеми [156] огланами, что о нем говорят и поныне. Теперь же, когда каждый год появляется новый [стамбульский] ага, [никто из них] не довольствуется и ста тысячами [акче] за три-четыре месяца. А в прежние времена [стамбульские аги] хранили добро падишаха. Ныне же и внимания [на это] не обращают, приговаривая: «Должность — все равно что салфетка для рук. Долго при нас не будет», и тем лишь [и занимаются, что] поправляют свои дела. Никто не следит [за теми, кто занимает] должности падишаха. [Стамбульские аги] расхитили казенное добро. Это относится и к чорваджи.

Имеется 30 чорваджи [аджеми огланов]. Все они — люди совсем молодые. Будучи молодыми людьми, они, ради того, чтобы их назначили яябаши, /113б/ и расхищают казенное добро. Яябаши должен быть человеком старым. Не должно назначать [яябаши аджеми огланов] баш загарджи за взятку, взяв с него деньги. А когда нужно произвести в [яябаши] кого-либо из солаков, следует давать [это звание] старым людям, с тем чтобы они хорошо командовали своими людьми, чтобы старались ради [пользы] мусульманской казны.

Итак, стамбульские аги должны следить за [аджеми огланами], находящимися как при домах пашей 1, так и в очагах других мест. Не следует сразу же отдавать во дворец огланов, не прошедших службу на судах, чтобы по зачислении их на службу они не уклонялись от похода, в который записаны. [Стамбульские] аги должны следить за этим.

Во времена султана Сулейман-хана, когда Сакка Махмуд был стамбульским агой, Рустем-паша 2, бывший тогда великим везиром, послал [однажды] оглана, подметавшего мусор в его доме, за каким-то делом к стамбульскому аге. В это время упомянутый ага, в малом тюрбане, сидел на тахте 3 поблизости от своего дома. Оглан, выросший при доме сановника, не знал в лицо стамбульского агу. Жалованье [за него] получал бёлюкбаши. Увидев [стамбульского агу] в малом тюрбане [и не зная, кто это], он не выказал ему знаков почтения, положенных тому как аге, /114а/ и спросил у него самого, где находится дом аги. [Стамбульский ага] со словами: «Ну, давай я покажу тебе дом аги» — проводил его к [своему] дому, а показав, отправил [оглана] на мейдан. После расспроса стало доподлинно известно, что он служит при доме Рустем-паши. [Стамбульский ага] сказал так: «Если бы ты был настоящим [аджеми огланом], если бы ты не был шельмой, [живущей] при доме сановника, ты бы знал своего агу. Оглан, не знающий своего аги! Если такой станет завтра янычаром, он опять, не ожидая [отправки] в ода, будет подыскивать дом [какого-нибудь] сановника, цены падишахова дирлика знать не будет, ради жалованья в поход не пойдет». После того как [ага] сказал [это], оглану [назначили] [157] 80 ударов палкой, а наказывая, приговаривали: «Знай своего агу!», а [затем] отослали [служить] на судно для перевозки лошадей.

Когда весть об этом дошла до дома паши, он послал [своего] человека на выручку [оглану], [однако] вместо него [Рустем-паше] прислали трех или четырех [других] огланов, а того не отпустили. И [только] после того как тот принял участие в нескольких походах и испытал тяготы корабельной [службы], его отослали во дворец паши с такими словами: «Вот теперь ты узнал, что такое лишения корабельной [службы], запомнил своего агу. Иди и служи снова [на прежнем месте]». И ныне нужно поступать так, как [о том] рассказано.

Когда необходимо зачислить огланов на службу, следует, поступая по справедливости, составлять тезкере на старших [огланов]. /114б/ Издревле огланы не заступали на службу до тех пор, пока не появлялся ферман падишаха, а он не издавался до тех пор, пока стамбульские аги не представляли тезкере.

Однажды, когда ремонтировали акведук, — а [было] это во времена султана Сулейман-хана — [султан] соизволил посетить эти работы и издал ферман о зачислении на службу трех огланов. Бывший тогда стамбульским агой Сакка Махмуд выступил вперед и сказал: «Воля падишаха, но есть два оглана, которые старше этих трех. Если заступят на службу эти, а те останутся [аджеми огланами], это будет для них обидой, несправедливостью». Тогда [султан] сказал: «Мой лала говорит правду. Он — замок очага, а ключ от него — вывод на службу — в моих руках. Он знает, кто из них старший, а я ведаю зачислением на службу» — и зачислил на службу также тех двух огланов, назначив их старшими.

Не пройдя и нескольких шагов, [султан] тайно послал [для дознания] одного из своих капуджи. Когда у тех огланов спросили, действительно ли те два оглана, которых стамбульский ага назвал старшими [по сроку службы], старше тех трех огланов, которым оказал милость повелитель, то оказалось, что [стамбульский ага] сказал правду. Тотчас же аге было послано [в подарок] почетное платье. /115а/ Так как слова [аги] оказались правдой, [султан] соизволил произнести [следующее]: «Если бы в твоих словах обнаружилась ложь, не сносить бы тебе головы».

Вот как в прежние времена падишахи все проверяли, чтобы по небрежению не чинилось вреда порядку мира. В очаге, к которому будет такое внимание, аги станут прилагать [в делах] все возможное старание. В те времена и янычары, и аджеми огланы везде, где бы они ни оказывались, несли свою службу [как положено]. Ныне же нет ни огланов, [158] ни службы. Место умерших по большей части заняли малолетние и саплама. Какой службы от них ждать? Нет никого, кто став [аджеми огланом] положенным образом, был бы годен для службы. Таких меньше самого малого. Как гласит арабская поговорка: «Столь редкий, что будто его и нет».

Итак, не следует делать аджеми огланами никого, кроме [набранных по] девширме и кулоглу. Необходимо упразднить всех чырагов аги. Согласно древнему закону, нужно прилагать старание к тому, чтобы в работе находились 72 судна. Следует хорошенько следить за состоянием инструментов там, где конопатят [суда], ведь есть реисы этих судов и они получают жалованье от шехир эмини. Сколько расхищается добра падишаха, [предназначенного] для обеспечения плавания судов! /115б/ Никто [на них] не служит.

Если стамбульский ага окажется человеком честным, его не следует смещать. Если, будучи человеком честным 4, он доведет число огланов до прежнего и увеличит его, следует оказать ему почесть, [назначить] яябеем. Такому [человеку] следует дать хороший бейлик.

Аджеми чорваджи возводят в ранг янычарских яябаши. Они становятся также сипахи с [жалованьем] 20 акче. В виде особой милости [аджеми чорваджи] назначают чавушами. Если, будучи баш яябаши, [такой человек] окажется стар, то [в виде особой] милости его делают румелийским агой. Нынче [аджеми чорваджи], вопреки закону, производят в коруджи с [жалованьем] 25 акче. [Но] и этим не довольствуются. Ни за что ни про что став румелийским агой, [еще] вечером говорят: «Нас назначили румелийским агой», — а на следующий [день их уже, глядь,] сделали отураками с [пенсией] 40 акче. Совсем недавно [нынешний] анатолийский бейлербей 5, в бытность свою агой, назначил одного [человека] отураком с [пенсией] 60 акче. Да ниспошлет свою милость Господь всевышний тем, кто заботится о казне падишаха!

Анатолийского агу возводят в ранг стамбульского аги. Ни того ни другого незаконно [совсем] отстранять [от службы]. Когда по старости их необходимо обеспечить пропитанием, следует дать [стамбульскому аге] должность яябея. Или же, согласно древнему закону, следует дать ему звание чавуша 6. А нынче стамбульских ага делают отураками с [пенсией] 100 и 80 акче. Это противоречит закону. /116а/ Согласно древнему закону, румелийским агой назначался кто-нибудь из тех, кто имел звание баш яябаши. [Румелийским агой] становился также кто-нибудь из тех, кто имел гедик аджеми баш яябаши или кто-либо из деведжи и хассеки. Ныне же мало того, что троих шакирдов из ведомства Эфенди вопреки закону сделали секбанами, несмотря на то что они [простые] янычары, носящие кече, — одного из них [159] сразу же назначили румелийским агой. Само по себе это в высшей степени незаконно. Такие вот противные [закону] дела и становятся причиной разорения страны и смут в войске.

Итак, следует исполнять все, что предписано для [янычарского] корпуса, ибо [только] при соблюдении положенного искоренится в мире [дурное].

Стамбульских ага производят в должность яябея. Издревле в [подчинении] яябеев [находятся] 114 бейликов. Вместе с [солдатами] пияде [яябеи], как рассказывалось выше, принимали участие в походе. По возвращении из похода жалованье [пияде выплачивать] прекращали и вместо двух акче [походного жалованья] им давали в обработку поля и чифтлики. К упомянутым пияде было причислено 12 тысяч человек. В свободное от похода время [их] по тысяче человек в месяц доставляли в Адмиралтейство и заставляли [работать] 7. Они получали /116б/ за свою [работу] плату в зависимости от типа судна. Они служили за эту плату. Во время похода [им] поручали службу силяхоров 8. В перерывах [между службой солдаты пияде] были свободны. Никто не вмешивался [в их дела]. Однако обязанностей у них было много. Штрафы за провинности тех, кто находился в распоряжении [яябеев], принадлежали [последним]. Земельный надел умершего [солдата пияде], согласно закону, [яябеи] продавали его детям и родственникам. [Яябеи] исполняли свои обязанности до самой смерти.

Впоследствии, во времена султана Мурад-хана 9, всем известный Бехрам-паша, по имени Румбеги-оглу 10, предложил: «Освободите тимары, чифтлики, виноградники и прочие [земли] этих пияде от статуса пияде. [За это] я каждый год буду одаривать падишаха казной, равной доходу [от] упомянутых бейликов». Когда беи не согласились [с этим], Бехрам-паша пригласил их [к себе] и сказал [так]: «Это же выгоднее для вас. Давайте учредим [на землях пияде]мютеферрика-бейлики 11 [с доходом] в 70-80 тысяч акче. Ведь как только пияде не станет, вы будете свободны от своей службы». Так он заново создал 14 бейликов, а доставшиеся [ему] чифтлики пияде превратил в свой ильтизам 12 и распоряжался [им].

Таким образом, то, что было хассами [султана], было /117а/ разрушено, а так как бейлики [пияде] превратились в мютеферрика-бейлики, нынче каждый такой бейлик, [владение которым не связано] с участием в походе, лучше всякого бейлербейлика 13. Службы никакой, походов никаких. [Каждой держатель мютеферрика-бейлика] имеет при себе по три-четыре йазу 14 и не идет в поход, даже если в поход отправляется сам падишах. [160]

Нет другой такой должности, подобной [должности] упомянутых яябеев, которая не была бы связана с походной службой и при которой получали бы ежегодно со своих тимаров по три-четыре юка акче и пользовались бы ими пожизненно.

Итак, когда существовала служба [солдат] пияде, Адмиралтейство процветало. Они занимались изготовлением пушечных форм, литейным делом в Топхане, работали в Адмиралтействе. Ныне же из-за незначительной [суммы] акче [солдат] пияде не стало, а ильтизамы захирели. Некоторые из [земель пияде] стали тимарами менсух 15, а половина их стала зеаметами яябеев. Древний закон изменен и нарушен.

Поскольку эти бейлики стали очень привлекательны,[ибо] смещений нет, походов нет, в то время как [беев] санджаков атлы 16 часто меняют и назначают других, секбанбаши, оказавшись в худшем положении, заявили: «Нам не нужны санджаки атлы. Мы тоже хотим бейликов пияде», /117б/ и между теми и другими возникла распря. Рассудили так, что, раз стамбульские аги спорят и говорят: «Наш удел — санджак пияде, а ваш — санджак атлы», — пусть делят поровну: по мере появления [вакантных] бейликов половину их пусть забирают [стамбульские аги], а половину — [секбанбаши]. Установили между ними такой порядок: один вакантный [бейлик] дают секбанбаши, а другой вакантный [бейлик] — стамбульским агам. Таким образом прекратили раздор.

[Одни] утверждают, что упомянутые [солдаты] пияде появились во времена покойного Орхана Гази 17, а другие говорят, что их набрал во времена Гази Мурад-хана кади Биледжика мевляна Кара Халиль 18.

Надлежит проявлять уважение к древнему установлению, ибо закон относительно [солдат пияде] появился сразу же после образования вилайета 19. Он не отменен, и его следует соблюдать.

Один из бёлюкбаши аджеми огланов, то есть главный над старшими [аджеми огланами] в ода, становится ашчи. Выше его [рангом] является аджеми чавуш, еще выше — аджеми кетхюда. Они командуют аджеми огланами. [Все] они носят кече без юнлюка, на месте ускюфа у них бумажная [кайма]. На месте [знака] ранга у них нет изображения ветви, а на бумажной [кайме] — орнамента, /118а/ [достаточно] и кече, потому что им предстоит стать янычарами. Поэтому ускюф на кече аджеми огланов — бумажный. По выходе их в янычары [на кече] появляется вышивка в виде ветви, которую изобрел халифе Ак Шемседдина 20. Это — отличительный [знак] янычар. Став янычарами, [аджеми огланы] украшают свои кече такой вышивкой.

[Аджеми кетхюда] не имеет [на своем кече изображения [161] ветви], потому что кетхюда производят в секбаны и загарджи. Ныне же есть обыкновение назначать его аджеми чорваджи. Это противоречит закону. Не положено давать ему какое-нибудь иное звание, кроме звания секбана или загарджи.

Тот, кто является [аджеми] кетхюда, должен быть человеком старым и умудренным в делах, чтобы знал огланов, находящихся на судах и в ода, и командовал ими. [Аджеми кетхюда] не следует часто сменять в должности 21, потому что, если он человек честный и старый, то вызывает страх даже у аджеми яябаши. Он знает, кто из аджеми огланов на месте, а кого нет. Его боятся потому, что он выдает дестур огланам, находящимся в его бёлюках. Если установлено, что [аджеми кетхюда] нерадив и проявляет небрежение [в делах], его следует перевести в [рядовые] янычары, а стоящего ниже его [ршгом] назначить кетхюда-беем.

/118б/ Аджеми яябаши поручена служба по присмотру за двором, где конопатят [суда], управлению вверенными [ему] судами и взвешиванию дров во [дворе] Дивана. Каждый день в Диване какой-нибудь [аджеми] чорваджи распоряжается огланами-конюхами. Он бьет затеявших ссору [аджеми огланов]. Еще один чорваджи под присмотром эмина занимается взвешиванием дров. Он распоряжается хаммалами и, составив [на них] дефтер, берет [из казны] полагающиеся им деньги. Еще один [чорваджи] ездит за гвоздями в Самоков 22. У [этих чорваджи] есть и другие подобные этим обязанности. О них рассказывалось выше.

Эти [чорваджи] непременно должны проявлять справедливость. Если [при исполнении] упомянутых обязанностей они поступают по справедливости, им следует оказывать милость. Если же [по их вине] произойдет [какой-нибудь] ущерб, следует отстранить [их] от службы [и] больше не допускать в очаг.


Комментарии

1 Переписчик ленинградской рукописи допустил здесь ошибку, написав вместо слова *** слово ***. В готской рукописи правильно. В братиславской рукописи эта фраза, как и весь соответствующий фрагмент текста, отсутствует.

2 Рустем-паша — один из высших сановников султана Сулеймана. Участвовал в битве при Мохаче в качестве силяхдара. Занимал посты бейлербеев и дважды пост великого везира — в 1544 и 1555 гг. (Uzuncarsili. Osmanli tarihi, cilt 2, с. 539). Рустем-паша известен и как автор исторической хроники Тарих-и Ал-и Осман, доведенной автором до 1560-61 г. (см.: Дмитриева, Муратов. Описание, вып. 2, с. 72-74).

3 Тахта — здесь, по-видимому, обозначение деревянной лежанки для отдыха в саду, окружающем дом. В словаре Редхауса одно из значений слов — «лежанка в саду» (Redhouse. Sozluk, с. 1084).

4 В ленинградской рукописи по ошибке стоит *** вместо ***, как требуется здесь по смыслу. В готской рукописи в соответствующей фразе ***. В братиславской рукописи данный фрагмент текста отсутствует.

5 Анатолийский бейлербей — самое высокое должностное лицо в анатолийском эйялете, назначаемое султаном. Должность бейлербея была учреждена в османском государстве при султане Мураде I (1361?—1389). В подчинении бейлербея находились все сипахи (тимариоты и займы) эйялета, подчинявшиеся ему как представителю военной власти. Ему же принадлежала и верховная гражданская (исполнительная) власть в эйялете: он контролировал положение дел в области сбора налогов, в области охраны общественного порядка в городах и сельской местности. Бейлербей обладал важным правом наделения тимарами лиц, проявивших военную доблесть или оказавших важные услуги государству. При этом тимар с доходом до 5 тыс. акче мог быть предоставлен анатолийским бейлербеем, без санкции центрального правительства. Румелийский бейлербей, занимавший соответствующий пост в европейской части империи, мог выдать тимар без утверждения этого султаном с доходом до 6 тыс. акче. Анатолийский бейлербей был рангом ниже румелийского бейлербея.

6 В слове *** переписчиком ленинградской рукописи допущена ошибка — пропущен первый слог *. В готской рукописи слово дано в правильном виде: ***. В братиславской рукописи этой фразы нет.

7 В последнем слове предложения переписчик ленинградской рукописи допустил ошибку: вместо слов ***, как в готской рукописи, он написал ***. В братиславской рукописи этот фрагмент текста отсутствует.

8 Силяхор (или силяхшор букв. «опытный в обращении с оружием боец»; Zenker. Dictionaire, t. 2, с. 514-515; Гаффаров. Словарь, с. 469) — здесь слово употреблено в значении «боец», «солдат». Слово является синонимом термина серахор, употребленного автором Мебде-и канун несколько выше при рассказе об обязанностях солдат яя (или пияде) — Мебде-и канун, л. 83а. См. также примеч. 14 к гл. 4.

9 Имеется в виду султан Мурад III (1574—1595).

10 Бехрам-паша— один из сановников второй половины XVI в., активно участвовасший в финансовых операциях правительства. О его махинациях, связанных с откупами государственных доходов, под 1593 г. пишет Селяники (Селяники. Тарих, л. 147б-148а). В 1594 г. назначен бейлербеем Эрзеэума (там же, л. 334а).

11 Мютеферрика-бейлики — земельные пожалования, владельцы которых обладали какими-либо привилегиями (см. примеч. 15 к гл. 4).

12 Ильтизам — откуп налогов. Используя постоянно растущую нужду центрального правительства в деньгах, лица, обладавшие крупными денежными капиталами, брали на откуп источники налоговых поступлений,, компенсируя отданную правительству сумму денег за счет увеличения собиравшихся ими налогов и другими способами. В течение XVII— XVIII вв. шел неуклонный процесс превращения взятых на откуп земель в собственность, фактически неотличимую от частной, а из среды откупщиков (мюльтезимов) выделялись лица, составившие особую социальную прослойку аянов, поставивших себя между правительством и крестьянством. Именно в их руки стала переходить большая часть доходов государства (Ergil, Rhodes. The Disintegration, с. 46).

13 Бейлербейлик — область, находившаяся под властью бейлербея.

14 Йазу — документ, в котором было зафиксировано должностное положение его владельца и получаемый им доход

15 Тамары менсух — «упраздненные» тимары, название тнмаров и зеа-метов, образованных на землях чпфтликов, которые принадлежали упраздненным (не полностью) при Мураде III (1574—1595) солдатам яя (или пияде) и мюселлемам. Последние после образования на их землях тимаров и зеаметов были приписаны к сословию реайя (Хюсейн. Беда'и' ул-века'и', л. 44б).

16 Санджак атлы (атлы «всадник, конный воин») — санджак, в котором располагались вспомогательные военные подразделения мюселлемов, или атлы.

117 Имеется в виду второй правитель османского государства — Орхан (1324—1361?).

18 См. примеч. 2 к гл. 2.

18 Здесь слово вилайет употреблено в значении «государство».

20 Ак Шемседдин — мусульманский мистик; известен как активный участник завоевательных походов султана Мехмеда II (1451 —1481). Принимал участие в осаде и захвате Константинополя (Uzuncarsili. Osmanli tarihi, cilt 1, с. 279-280).

21 В ленинградской и готской рукописях, восходящих к единому протографу, сказуемое этого предложения дано в положительной форме: В братиславской — в отрицательной форме, как и требуется по смыслу: ***.

22 Обозначение г. Самоков в ленинградской рукописи дано с ошибкой — *** (пропущена буква *). В готской рукописи ясно читается слово ***. В братиславской рукописи этот фрагмент текста отсутствует.

(пер. И. Е. Петросян)
Текст воспроизведен по изданию: Мебде-и канун-и йеничери оджагы тарихи (История происхождения законов янычарского корпуса). М. Наука. 1987

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.