Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

146. ДОНЕСЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСУЛА ИСПАНИИ В ПЕТЕРБУРГЕ АНТОНИО ДЕ КОЛОМБИ 1 X. ДЕ ФЛОРИДАБЛАНКЕ

С.-Петербург, 16/27 мая 1788 г.

Ваше сиятельство, милостивый государь.

Получив известие о торговом договоре, который предполагается заключить между здешним и нашим дворами, и ознакомившись с нотой, которую в. с-во соблаговолили вручить российскому посланнику, относительно тех товаров, для которых желательно получить благоприятный режим в этом государстве, я счел своим долгом сообщить в. с-ву, по каким товарам, как мне кажется, следует добиваться уступок в целях расширения нашей торговли и судоходства, учитывая привилегии, которые недавно были предоставлены товарам из Франции, Неаполя и Португалии.

Ввоз наших товаров в эту страну к настоящему времени сократился до 8—10 кораблей под нашим флагом и такого же количества иностранных кораблей, ежегодно прибывающих в порты С.-Петербурга, Архангельска и Риги, груженных вином, маслом, сахаром, солью, изюмом и другими товарами. Хотя торговлю можно существенно расширить, конкуренция со стороны Франции, Португалии и других государств, которые производят такие товары, но расположены ближе к России и имеют с ней более тесные отношения, будет всегда мешать расширению нашей торговли, если учесть, кроме того, потребление в России тех товаров, которых в избытке в Европе и в Америке.

Вывоз товаров из России, особенно льна, напротив, ежегодно увеличивается из-за развития наших полотняных фабрик, а [369] также фабрик по производству предметов корабельной оснастк для растущего королевского торгового флота. В результате образовался торговый дисбаланс, который нам будет трудно уравнять.

Чтобы уменьшить его и сделать это наиболее эффективно, следовало бы, как мне представляется, просить скидок на товары, которые поставляются в больших количествах и могут способствовать развитию нашего судоходства, а также на товары, пошлины на которые весьма велики и которые должны быть для нас значительно снижены, чтобы мы могли конкурировать с другими странами, производящими подобные товары. Тем самым развитие нашего судоходства даст нам возможность частично компенсировать то, что мы вынуждены по-прежнему терять при нынешнем торговом балансе с Россией.

Поскольку одним из правил здешнего правительства в настоящее время является установление равенства в отношении государств, с которыми его связывают торговые договоры, оно предоставляет всем минимальные льготы, требуя при этом равноценных льгот и себе, которые, хотя и кажутся незначительными, могут представлять для русских интерес, ибо их товары находят больший сбыт в Испании, чем наши — в России, и в то же время могут отрицательно сказаться на нашем судоходстве именно из-за характера этой торговли и действующих правил, благоприятствующих прежде всего русскому судоходству. Мне кажется, что, добившись для начала уплаты пошлин в валюте данной страны, в отношении вина мы должны ограничиться той скидкой, которая была предложена в. с-вом, а в отношении кошениля, индиго, кофе, сахара, масла и соли — добиться скидки в половинном размере того, что, согласно действующим тарифам, взимается за эти товары.

Кошениль и индиго, а также товары из испанских владений завозятся сюда через Голландию, и нельзя не удивиться тому, что эти товары, поступающие сюда через третьи руки, продаются здесь с большей выгодой, чем если бы они поступали от нас непосредственно. Поэтому, чтобы лишить голландцев выгод от посреднической торговли, которые по праву должны принадлежать нам, было бы весьма уместно добиться снижения пошлин наполовину в тех случаях, когда товары перевозятся за испанский счет и на испанских судах.

Сахар и кофе потребляются здесь в большом количестве. Их поставляют сюда французы, что приносит им большую выгоду. Их ввозные пошлины столь умеренны, что, даже добившись снижения наполовину пошлин на товары испанского происхождения, мы не получим тех преимуществ, которые имеют французы, будучи ближе расположены, благодаря экономии на фрахте и прочих расходах. Тем не менее следовало бы получить такую скидку, которая, если к ней добавить еще какую-либо льготу при вывозе этих товаров из Испании, позволит, не говоря пока о [370] переходе в наши руки поставок какого-либо из этих товаров, насколько возможно, составить конкуренцию Франции.

Ввоз нашего масла сюда мог бы значительно возрасти, ибо русские, которые во время своих длительных постов потребляют рыбий жир, подсолнечное и льняное масло, шире начинают использовать оливковое, по мере того как оно попадает во внутренние провинции. Однако, поскольку португальцы добились снижения пошлин на этот товар наполовину, крайне необходимо, чтобы выдержать с ними конкуренцию, добиться такой же скидки и на наше масло.

Весьма важным товаром, хотя и не имеющим той ценности, что предыдущие, но который, как мне кажется, следует иметь в виду при заключении договора, является соль. Ввоз ее сюда запрещен, но это не относится к Ливонии и Финляндии, где ее не хватает. Одной из причин, затрудняющих торговлю солью и делающих ее малоприбыльной и даже рискованной, является привилегия города Риги, согласно которой капитаны, чьи суда перевозят соль, прежде чем выгрузить ее, обязаны продать тем жителям этого города, которые желают ее купить. Такое ограничение, столь жесткое, сколь и странное, приводит к тому, что голландцы, которые по возвращении из Испании, Португалии или Италии вынуждены заходить в данный порт для загрузки своих судов русскими товарами, являются единственными, кто перевозит соль, предпочитая получать небольшие выгоды, которые можно извлечь при продаже на тех условиях, которые я изложил в. с-ву, нежели ходить без груза.

Торговля солью могла бы быть весьма выгодной для нашего судоходства. Для этого, по-моему, наш двор должен был бы добиваться не столько снижения пошлин, сколько дозволения испанцам разгружать соль и иметь возможность продавать ее по своему усмотрению, ибо в противном случае, при сохранении вышеупомянутой практики, снижение пошлин по правилам, установленным покупателями, мало что даст, коль скоро капитаны вынуждены будут освобождать свои суда от груза, чтобы не потерпеть еще больший ущерб и избежать ареста. Жители города Риги очень довольны этой привилегией, ибо она им выгодна. В то же время я не считаю, что невозможно добиться изменения этого порядка, надо лишь проявить при этом должную осмотрительность. Однако, если это нововведение может натолкнуться на сопротивление, можно было бы добиться той же цели, не отменяя указанной привилегии, но разрешив капитанам испанских судов выгружать свою соль в товарных складах, находящихся за стенами города. Такая уступка наряду со снижением пошлин наполовину была бы для нас весьма важной. Однако в случае невозможности добиться и того, и другого первое представляется мне предпочтительнее, ибо помимо возможности компенсации более высоких пошлин по сравнению с португальцами при свободе продажи товара к явной выгоде собственника это позволило бы быстро [371] освобождать суда от груза и принимать обратный груз, избегая при этом значительных расходов, связанных с задержкой в портах, и отправляться в путь в менее опасное время года.

В Ригу ввозится лишь небольшое число товаров непосредственно для ее жителей, однако ежегодно сюда, так же как и в польские провинции, привозится товаров весом от 10 тыс. до 12 тыс. ластов, так что это может стать важным обстоятельством, способствующим развитию нашего судоходства. Коль скоро первоначальная стоимость соли весьма невелика, любой капитан сможет перевезти ее за свой счет и тем самым по крайней мере покрыть свои расходы на перевозку товаров до места назначения. Маловероятно, что наши суда не найдут обратного груза, ибо из Риги ежегодно к берегам Бискайи, Астурии и Галисии направляется много разных кораблей, среди которых до настоящего времени преобладали корабли под голландским и шведским флагами. Однако, если удастся добиться благоприятных условий торговли и испанцы смогут перевозить соль, не будучи связанными нынешними ограничениями, наш флаг займет в этом порту надежное и выгодное место, чему в немалой степени будет способствовать введенное в феврале сего года ограничение, направленное на то, чтобы, насколько я понял, допустить в порты, не имеющие возможности вести прямую торговлю с Америкой, иностранные товары при условии, что они будут перевозиться на национальных судах.

Ниже представляю в. с-ву таблицу, в которой содержатся сведения о количествах кошениля, индиго, сахара, кофе и масла, ввезенных в прошлом году в один лишь С.-Петербург; о пошлинах, подлежащих уплате при их ввозе; о количестве каждого из этих товаров, которое, по моему мнению, могло бы ввозиться ежегодно из Испании при снижении ввозных пошлин наполовину; об общей сумме этой льготы, чтобы в. с-во могли иметь должное представление, когда придется предоставлять равные льготы России.

Как мне кажется, льготы прежде всего должны распространяться на товары, предназначенные для кораблестроения, — лес, пеньку, лен и деготь. Однако я должен обратить внимание в. с-ва, что, хотя льготы находят отражение в общем тарифе при уплате пошлин, русские добиваются того, чтобы пошлину снижали наполовину в отношении 1/4 их вывоза и 1/4 ввоза, что имеет большое значение и наряду с экономией на морских перевозках дает им преимущество по сравнению с любым государством, с которым они торгуют.

В договорах, которые до настоящего времени заключались с Россией, в разделе льгот, предоставляемых русским судам, не дается сколько-нибудь существенных разъяснений либо по забывчивости, либо потому, что считается, что численность русских торговых судов никогда не увеличится настолько, чтобы опасаться конкуренции с их стороны. Говорится лишь о русском флаге и не [372] оговаривается общее правило, согласно которому 2/з экипажа должны быть подданными соответствующего государства. Поскольку в соответствии с недавно принятым законом любой иностранец, открывший свое дело в России, может пользоваться теми же привилегиями, что и ее подданные, за небольшую плату многие иностранные торговые дома, воспользовавшись этими условиями, водрузили русский флаг на корабли из Любека, Штеттина и других балтийских городов, оформив фиктивную покупку. В результате появилось много судов, в экипажах которых нет ни одного русского, но которые пользуются во французских и российских портах полученными у обоих государств льготами для развития собственной морской торговли, что наносит большой ущерб морской торговле Франции, делая практически несбыточным ее стремление увеличить присутствие своего торгового флота в Балтийском море. Французский посланник, узнав об этой несправедливости, старается ее исправить, однако, по общему мнению, сделать это ему будет трудно.

Таким образом, чтобы нам не оказаться в таком же положении, было бы разумно оговорить, что льготы, предоставляемые русским судам, распространяются лишь на те из них, где 2/з экипажа составляют подданные этого государства.

Что касается черноморской торговли, которая до нынешней войны 2 находилась в зачаточном состоянии, а сейчас полностью прекращена, то, как мне кажется, следует установить, чтобы по окончании войны между обоими государствами была достигнута договоренность, которая бы создала наиболее благоприятные условия для этого. Однако если желательно не ждать до этого времени, то можно будет добиться того, чтобы испанцев принимали в русских портах этого моря в качестве подданных государства, имеющего режим наибольшего благоприятствования, договорившись в то же время о том, что король предоставит русским равноценные условия лишь после того, как испанцы смогут пользоваться теми привилегиями, которые данное государство предоставит им в русских портах Черного моря.

Таковы соображения, которые я счел уместным довести до сведения в. с-ва, чтобы готовящийся договор был для нас столь благоприятным, как нам того хотелось бы, ибо мне кажется, что по сравнению с другими он является более обстоятельным и подробным, нежели, например, тот, который заключен между Россией и Францией.

Примите...

Антонио Коломби

Перечень товаров, которые ввозились в порт С.-Петербурга в 1787 году

Товары

Количество (в пудах)

Взимаемые ввозные пошлины

Количество товаров, которое, по расчетам, могло бы ежегодно вывозиться из Испании (в пудах)

Общий размер пошлин, которые при ввозе (в рублях)

Кошениль

2336

25 коп. за фунт 1 600 16 000
Индиго

5714

5 руб. за пуд 2400 12000
Кофе

51 652

2 руб. за пуд 8000 16 000
Сахар

221 799

20 коп. за пуд 37000 7400
Масло

58026

60 коп. за пуд 19 300 11 580

Примечание. Таким образом, при ввозе товаров, за которые взималась бы ввозная пошлина 62 980 руб., половинная скидка составляла бы 31 490 руб. Один пуд равен 40 русским фунтам или 33 1/3 марки 3.

AHN. Estado, leg. 3.392. Подлинник, исп. яз.


Комментарии

1 Испанский купец А. Коломби-и-Пайет был назначен консулом в 1785 году.

2 Имеется в виду русско-турецкая война, начатая в 1787 году.

3 Мера веса золота и серебра, равная 230 г; эталон мер и весов.

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.