|
СЕМЬ ПАРТИД МУДРОГО КОРОЛЯ ДОНА АЛЬФОНСА ПЕРВАЯ ПАРТИДА, в которой говорится обо всем, что относится к католической религии, которая побуждает (face) человека познать Бога с помощью веры ТИТУЛ I ГДЕ ГОВОРИТСЯ О ЗАКОНАХ И ПОЧЕМУ ЭТА КНИГА РАЗДЕЛЕНА НА ТИТУЛЫ И КАКИМ ОБРАЗОМ Ради Господа Бога и на общее благо людей составляем эту книгу... И делим ее на семь частей... И делим каждую партиду на титулы, которые суммируют данные в книге рассуждения. И эти рассуждения, в которых полностью отражается все сущее и то, как его следует понимать, называются Законами... Мы хотим дать понять, какие это Законы. И как они подразделяются. И почему каждый Закон имеет свое название. И каковы их достоинства и сила. И откуда они взяты. И какие из них относятся к вере в Господа нашего Иисуса Христа. И какие относятся к управлению людьми. И почему они называются Законами. И какими они должны быть сами по себе. И как надо издавать их... И каким должен быть тот, кто их издает. И кто имеет власть, чтобы издавать их. И как надо их понимать. И кто может разъяснить их и сделать так, чтобы их поняли, если возникает какое-либо сомнение. И каким образом нужно им подчиняться. И как люди обязаны соблюдать их; И как нужно по ним судить. И как нужно связывать с ними законы, изданные заново. И почему нельзя освобождать людей от суда по Законам, если эти люди говорят, что они их не знают. И кого можно избавить от наказания, предписанного законами, даже если эти люди их не знают. Закон I Какие это законы Эти законы установлены для того, чтобы люди умели жить хорошо и в полном порядке, как это угодно Богу; и кроме того, как надлежит в хорошей жизни в этом мире, и хранить веру в Господа нашего Иисуса Христа полностью, так, как она есть. Кроме того, чтобы люди жили друг с другом в праве и в справедливости, как это далее показывается в соответствующих законах. И те, которые, как указано, относятся к вере, в соответствии с предписаниями Святой Церкви, мы поместили в первую партиду этой книги. А другие, говорящие о жизни людей, помещены в шести следующих партидах. Закон II О естественном праве и праве народов Jus naturale в латыни, как и в романсе 1, это — естественное право, присущее людям по природе, а также другим животным, обладающим сознанием. Так, в соответствии с требованиями этого права, мужчина соединяется с женщиной, что мы называем браком, и в браке выращивают люди своих детей, равно как и все животные. Кроме того, в латинском языке существует понятие jus gentium, что значит общее право всех людей, которое применимо (только) к людям, а не к другим живым существам. И оно было найдено с помощью разума, и, кроме того, применяется путем принуждения, ибо люди не смогли бы жить между собой в мире и согласии, если бы все они не пользовались им. Таким образом, по этому праву каждый человек знает, что ему принадлежит в отдельности: и поделены поля, и границы городов; и кроме того, люди должны воздавать хвалу Богу и подчиняться своим отцам и матерям и своей стране, которую по-латыни называют “patria”. Далее это право признает, что каждый может защищать себя против тех, кто сделает по отношению к нему бесчестие или насилие. И, более того, он должен понимать, что все, что он делает для спасения себя от насилия, которое собираются применить против его личности, он делает по праву. И по побуждению этих двух факторов, и этих двух видов права, которые мы назвали выше и взяли из других больших ученых книг, соединили мы все законы этой нашей книги в соответствии с тем, как их нашли написанными в книгах древних мудрецов, поместив каждый закон на его место в соответствии с порядком, по которому мы их издали. Закон III О разделении законов Хотя законы и едины в юридическом смысле, они делятся на два вида в смысле их назначения. Первый вид предназначен на благо души, второй — на благо тела. Первый относится к вере, второй — к хорошей жизни. И ниже мы скажем, как следует составлять каждый из этих видов. И этими двумя видами законов управляется весь мир; ибо в них заключено поощрение добродетелей каждого в соответствии с тем, какие он должен иметь, и наказание за зло. И разделения благ проводится тремя способами. Первый относится к старшим, как к сеньорам, так и к отцам, поскольку каждый из них имеет право делать добро из того, что принадлежит ему: отцы — детям или другим родственникам, по природе их рода; сеньоры — своим вассалам или другим людям, которые находятся в их владениях для службы. И другое разделение — среди равных как в обручении, так и в браке. Ибо благодеяние, таким образом, обратится в пользу того, кто его делает, и притом двояко. Во-первых, ему хорошо делать это. Во-вторых, все обращается к его же собственной чести и выгоде. И третье разделение — среди младших, как то: среди детей, или слуг, или вассалов, или крепостных (siervos), и благодеяние это совершается с большой добротой того, кто его оказывает; и появляются поэтому блага, которые весьма благородны: одно из них — величие, другое — власть. Но так как это деление благ не может иметь выгоды для человека, если он не защищен, то было необходимо установить, как полагается делить хорошее, а также кроме того, как и когда, и уметь обуздать зло, и устранить его, и наказать его тогда, когда это необходимо, наблюдая за поступками, какие они, и кто их совершает, и как, и где. И этими двумя видами вразумляют мир, делая добро тем, кто делает добро, и наказывая того, кто заслуживает наказания. И мы, король Дон Альфонсо, видя, что в других книгах о праве наказывают за зло, которое люди делают, но не поощряют за добро, считаем поэтому, что было правильно указать, чтобы в эту книгу поместили не только наказание, но и поощрение. Закон V Каково воздействие (virtudes) закона Существует семь способов действия законов. Первый — верить, второй — приводить в порядок (ordenar las cosas), третий — приказывать, четвертый — соединять, пятый — награждать, шестой — запрещать, седьмой — наказывать... Закон VIII Какими должны быть законы сами по себе Законы нужно выполнять, и хранить, и блюсти так, чтобы они имели смысл и относились к сущему, согласно природе, и чтобы слова законов были хорошими, и простыми, и ясными, дабы все могли их понять и запомнить. И кроме того, они должны быть без извращений и без неясностей (punto) 2, чтобы закон не могли извратить из-за плохого понимания, желая выдать ложь за правду, а правду за ложь; и чтобы не противоречили один другому. Закон XII Кто имеет право издавать законы Император или король может издавать законы, имеющие силу над людьми в своих владениях, и никто другой не может издавать их временно, разве только с разрешения императора или короля. И законы, изданные другим образом, не имеют ни названия, ни силы законов, и не могут действовать ни в какое время. Закон XIII Как нужно понимать законы Понимать нужно законы хорошо и прямо, причем всегда берется настоящее понимание их в самой здоровой и самой выгодной форме, в соответствии со словами, которые содержатся в законах. И потому законы не должны писаться при помощи сокращений, а полными словами; и Мудрецы сказали, что знать законы значит не только заучивать и приукрашивать слова их, но действительно понимать их. Закон XIV Кто может разъяснить законы, если возникает сомнение Если законы станут сомнительными из-за ошибок в написании, или из-за плохого понимания их теми, кто их будет читать, то они должны быть хорошо разъяснены, чтобы люди поняли истинный смысл (verdad) их. Это может сделать только тот, кто их издал, или кто находится на его месте, имея право издавать их заново и хранить уже существующие законы. Закон XV Как надо подчиняться законам и судиться по ним 3 Все жители государства должны подчиняться законам, а законодатель должен следить за этим. Подчиняться законам должны также все чужеземцы, находящиеся на территории государства, а если они этому воспротивятся, судьи и судебные органы должны принудить их к этому, как предписывают законы данной книги. Закон XVI Как все должны хранить законы 4 Поскольку король получает власть для того, чтобы творить справедливость, он должен блюсти законы, иначе на его приказания не будут обращать внимания и общественное благо пострадает. И народ также должен блюсти законы, ради своей жизни и своего благосостояния, ибо именно благодаря законам люди живут в мире и получают удовлетворение и выгоду от того, что имеют. Если бы они не соблюдали законов, они тем самым показали бы, что не хотят повиноваться ни Богу, ни их светскому властителю, и идут против них, и толкают себя на путь гибели по трем причинам: неповиновения, дерзости, злобы... ...И никого нельзя освободить от подчинения закону, какую бы религию он ни исповедывал и какую бы он власть ни имел и как бы ом ни был знатен. Закон XVII Как надо улучшать законы Ничто не совершенно в этом мире, поэтому если в законах окажется что-либо, требующее исправления, надо сделать его следующим образом. Если король понял ошибку, он должен согласовать все с понимающими людьми и знатоками права, и они должны хорошо рассмотреть, что надо исправить, и притом король должен советоваться с лучшими людьми и из многих земель, дабы много людей пришло к одному соглашению. Хотя право — хорошее и благородное дело (cosa), однако чем более оно согласовано и обсуждено, тем оно лучше и тверже. И когда придут к соглашению, король должен во всеуслышание объявить об ошибках, которые были раньше в законах, и о том, какое он имел право устранить эти ошибки. И это самый лучший способ устранить их. Но если король не имеет ни такого количества людей, ни таких понимающих, ни таких знатоков, то он должен советоваться с теми, кто больше любит Бога и его, короля, и благополучие земли. Закон XXI Кого можно извинить за незнание законов Указанные здесь — это те, кого можно освободить от наказания, предписанного законами... Например, если кто-нибудь является сумасшедшим до такой степени, что не знает, что делает... То же относится к мальчику менее четырнадцати лет; к девочке менее двенадцати лет, хотя бы она и предавалась сладострастию. Все они должны освобождаться от наказания за неимением разума. И далее, если они случайно будут моложе десяти с половиной лет и совершат какой-либо другой проступок, как-то: кражу, убийство или ложь, или еще что-нибудь дурное, то они также будут освобождены от наказания, ввиду их малого возраста и недостатка соображения. Далее постановляем, что рыцари, которые должны защищать страну и освобождать ее от врагов Веры с помощью оружия, должны быть извинены за непонимание законов, а именно в случае, если потеряют свое имущество или часть его, благодаря аукционам или тяжбам во вред самим себе, или потеряют что-либо с течением времени. Все это естественно, если это случается во время войны. ...Однако, если рыцарь солжет или совершит предательство, или вероломство, или проступок, и любому будет понятно, что это плохо, то его нельзя простить. И то же самое относится к крестьянам, обрабатывающим землю или живущим в местах ненаселенных, и к пастухам, которые ходят со скотом по горам и пустыням, и к женщинам, живущим в подобных местах. ТИТУЛ II ОБЫКНОВЕНИЕ (УЗУС), ОБЫЧАЙ И ФУЭРО Ничто не может препятствовать законам, имеющим силу и твердость, указанную нами, кроме трех видов права (cosas). Первый — узус, второй — обычай, третий — фуэро. Они происходят один от другого и имеют в себе естественное право, как это здесь указывается; как из букв появляется слово и из слов предложение, и из предложения суждение (razon), так из времени (tiempo) появляется узус, из узуса — обычай, и из обычая — фуэро. И потому хотим сказать в данном титуле, что такое узус и как он должен создаваться, и по каким причинам он сохраняет давность, и по каким ее теряет. И далее скажем, что такое обычай и из чего он состоит, и кто может его ввести, и каким образом; и каким он должен быть сам по себе, и какой силой он обладает, чтобы иметь вес и действовать, и как его можно отменять. И то же самое говорим о фуэро, и покажем, каким образом оно противодействует закону, и в чем ему помогает, и как одно превращается в другое. Закон I Что такое обыкновение (узус) Узусом называется то, что появляется в тех (делах) которые человек говорит и делает и которым он следует каждодневно в течение долгого времени и без каких-либо препятствий. Закон II Каким образом должен создаваться узус Узус должен создаваться для общего блага и содержать в себе вреда; и он не должен создаваться тайно или секретно, а так, чтобы его знали и им гордились знатоки здравого смысла и права. Закон IV Что такое обычай и как он создается Обычай — это право или фуэро, которое не записано. Им люди пользовались в течение долгого времени... Закон VII Что такое фуэро и почему оно так называется Фуэро — это то, в чем заключены те два источника (cosas) права, о которых здесь говорилось: узус и обычай, и каждый из них должен войти в фуэро, дабы оно стало твердым. Узус, — чтобы люди привыкали к нему и любили его; обычай, — чтобы они передавали его из поколения в поколение (de heredamiento), толковали и хранили его. Если фуэро основано на хорошем узусе и обычае, то оно имеет такую большую силу, что превращаются как бы в закон, ибо служит людям и они живут друг с другом в мире и справедливости. * * * Фуэро 5 отличается от узуса и обычая тем, что имеет более широкое распространение, большую гласность. Название “фуэро” происходит от латинского “Forum” (публичный рынок в древнем Риме), где встречаются люди и совершают сделки купли-продажи. ТИТУЛ VI о священнослужителях Закон IX О том, какое правосудие может вершить Святая Церковь за грехи Каждый обвиненный в ереси, или обвиненный в лихоимстве, продажности, клятвопреступлении или прелюбодеянии, а также муж, обвиненный женой, или жена, обвиненная мужем в намерениях разойтись и не жить вместе, а также другие, вынужденные нарушать брак из-за родственных связей между собой, в чем их и обвинили, а также святотатцы, совершающие преступления самым различным образом, как это показывается в данной партиде, в титуле, говорящем о тех, кто грабит или силой присваивает себе имущество церкви — все дела относительно этих вышеуказанных лиц подсудны Святой Церкви. ЧЕТВЕРТАЯ ПАРТИДА, в которой говорится об обручениях и о браках Закон I Что такое крепостное право, и откуда взято это название, и сколько видов его имеется Крепостное право — это такое, положение и установление, которое люди создали в древности и согласно которому те, кто по природе свободны, делаются крепостными и попадают под власть другого человека, что не соответствует природе. И слово “крепостной” — “siervo” — произошло от латинского слова “servare”, что означает, как и в романсе, “сохранять”. И это “сохранение” было установлено императорами. Ибо в древности всех, кого брали в плен, убивали. Но императоры сочли за благо и постановили, чтобы их не убивали, а сохраняли им жизнь и пользовались ими. И есть три вида крепостных. Первый вид — это те, кого берут в плен во время войны и кто, следовательно, является врагом Веры. Второй вид — это те, кто рождается от крепостных женщин. Третий вид — это те, которые были свободны, но дали продать себя. И в этом случае необходимо, во-первых, чтобы человек сам согласился, чтобы его продали; во-вторых, чтобы он получил часть своей цены; в-третьих, чтобы он знал, что он (был) свободен; в-четвертых, чтобы тот, кто его покупает, думал, что он крепостной; и в-пятых, чтобы тот, кто дает себя продать, был старше двадцати лет. Закон II В каком положении находятся те, кто родился от крепостной женщины и свободного мужчины Если человек родился от свободного отца и матери-крепостной, то он является крепостным, так как следует положению своей матери; но если случится, что она, будучи беременной, получила вольную, то ребенок, рожденный ею, становится свободным, даже если мать носила его в своем чреве после того, как ей дали вольную, не более одного часа или даже менее. И пусть даже мать затем снова станет крепостной, ребенок всегда останется свободным, так как он получил эту свободу в течение того времени, когда мать носила его после получения вольной, независимо от того, был ли этот промежуток времени большим или малым. Однако дети, рожденные от свободной матери и отца-крепостного, будут свободными, ибо всегда следуют положению матери, как это сказано выше. И хотя выше мы сказали, что дети должны следовать положению матери, все же дети, рожденные от свободного отца и свободной матери, должны следовать положению отца, как в отношении почестей, так и в отношении привилегий. Закон V В каких случаях крепостной должен охранять своего сеньора от вреда Всякий крепостной должен охранять своего сеньора от вреда и бесчестия любым способом, как он это может и умеет; и должен повиноваться ему, и возвеличивать его честь, и умножать его доходы всяческим способом. И все это не только в отношении сеньора, но и в отношении его жены, и его детей; и если им понадобится его помощь, когда кто-либо захочет их убить, или обесчестить, он должен поспешить к ним и умереть за них, дабы спасти их от смерти и от бесчестия. И каждый крепостной должен делать это хорошо и верно, и не может таким образом просить себе прощения, что не сделал так, ибо не мог; разве только если был болен и не мог выполнить своего долга, ими был схвачен или заперт, или находился так далеко, что не мог никак поспешить на помощь. И если крепостной ранит или убивает кого-либо, защищая своего сеньора от смертельной опасности, он не должен быть наказан. Закон VI Какую власть сеньоры имеют над крепостными Сеньор имеет полную власть над своим крепостным, чтобы делать с ним все, что захочет. Но при всем этом, он не должен ни убивать его, ни оскорблять, даже если для этого будет повод, за исключением приказа местного судьи; и не должен ни ранить его, ни морить его голодом, разве только если застанет его со своей женой или с дочерью, или если крепостной сделает другое преступление, подобное этому. В таком случае сеньор может его убить. Затем постановляем, что, если, кто-либо будет так жесток со своими крепостными, что будет морить их голодом, или ранит их, или повергнет их в такие бедствия, что они не смогут терпеть их, то в таких случаях крепостные могут пожаловаться судье. И он, по своей должности, обязан выяснить истину, так ли это; и если найдет, что это правда, то он должен продать их и возместить их стоимость сеньору. И он должен сделать это так, чтобы они никогда не смогли вернуться под власть того, по чьей вине он их продал. Закон VII Как те доходы, которые приносят крепостные, должны принадлежать их сеньорам Все, что получает крепостной, каким бы образом он это ни приобрел, должно принадлежать его сеньору. И еще постановляем, что все, что указано в завещании крепостного, тоже может быть потребовано сеньором, как если бы это было завещано ему самому. Кроме того, постановляем, что если кто-нибудь помещает своего крепостного в лавку, или на корабль, или в другое место, приказав ему использовать этот способ торговли, то все дела, которые вел бы такой крепостной, и с кем бы он их ни вел в отношении этой торговли, должны быть поддержаны и охраняемы сеньором, как если бы он сам их выполнял. ТИТУЛ XXII О СВОБОДЕ Естественно, что все существа на земле любят свободу и желают ее, а тем более люди, которые имеют ясное понимание всего сущего, а главным образом те, кто имеет благородное сердце. Итак, если в предыдущем титуле мы говорили о крепостничестве, то здесь мы хотим сказать о свободе. И показать, что это такое, и кто может дать ее, и кому, и каким образом; и какое право сеньор имеет над личностью и над имуществом того, кто был его крепостным и кому он затем дал вольную. И по каким причинам он может потерять это право. Закон I Что такое свобода, и кто ее может дать, и кому, и каким образом Свобода — это естественная способность человека делать все, что он захочет, если только сила или право закона или фуэро не запрещают ему этого. И эту свободу сеньор может дать своему крепостному в церкви, или вне ее; или перед судьей, или в другом месте; или в завещании, или без завещания, или посредством письма. Но он должен делать это сам, а не через поверенного, разве только если прикажет сделать это тем, кто относится к его предкам или потомкам по прямой линии его рода. Однако необходимо, если он освобождает крепостного через письмо или перед своими друзьями, чтобы он делал это в присутствии пяти свидетелей. И если он хочет дать крепостному вольную в своем завещании, то он не может это сделать, если сеньор, который его освобождает, не достиг четырнадцати лет. И если он его хочет освободить другим образом: письмом или перед свидетелями, или перед друзьями, то не может это сделать, если сеньору нет двадцати лет; разве только, если тот, кого он хочет освободить, является его сыном, или его дочерью от какой-либо своей крепостной; или если это его отец, или мать, или брат, или сестра; или его учитель, который дал ему образование; или его воспитатель, или воспитательница, которая его вырастила; или его воспитанник, или воспитанница; или его молочный брат; или если это крепостной, избавивший своего сеньора от смерти или от дурной молвы; или если хотел освободить кого-либо из своих крепостных, дабы сделать его своим поверенным, с целью собирать налоги вне суда, причем крепостному должно исполниться, по крайней мере, семнадцать лет; или если освобождает свою крепостную, чтобы жениться на ней. Но в этом случае он должен поклясться, что именно поэтому ее освобождает и что женится на ней в течение шести месяцев. Итак, доказав любой из этих фактов перед судьей, человек моложе двадцати лет и старше семнадцати может спокойно освободить своего крепостного, делая это пока что с разрешения своего опекуна. Закон III По каким причинам крепостной делается свободным за благородный поступок, совершенный им, если сеньор этого и не хочет Иногда крепостные заслуживают сами быть освобожденными за благородные поступки, совершенные ими, если даже сеньоры их и не освобождают. И это может быть по четырем причинам. Первая, когда какой-нибудь крепостной дает знать королю или кому-либо, кто судит вместо него, как кто-нибудь изнасиловал или похитил какую-нибудь девушку. Вторая, когда обнаруживает человека, делающего фальшивые монеты. Третья, когда находит человека, назначенного Каудильо 6 рыцарей, или других людей на границе, или в другом месте по приказанию короля, и покинувшего их в опасности без согласия короля. Точно так же, если он обнаружил рыцаря, покинувшего в таком месте короля или другого своего Каудильо. Четвертая, когда обвинил бы человека, убившего его сеньора, или мстил бы за него, или открыл предательство, которое хотели совершить в отношении короля или королевства. Однако в трех первых случаях король или другой сеньор, перед кем крепостной открыл преступников, должны возместить, сеньору стоимость крепостного. Закон IV Как крепостная становится свободной, когда ее сеньор помещает ее в публичный дом, чтобы заработать на ней Если кто-нибудь помещает своих крепостных женщин на глазах у всех в публичный дом или в какой-нибудь другой дом или другое место, предоставляемое мужчинам: за плату, то постановляем, что за такие действия сеньор теряет своих крепостных женщин и потому они становятся свободными. И повелеваем, что те, кто рассудит так за нас там, где это произошло, должен защитить этих женщин, дабы их прежний сеньор никогда не обратил бы их снова в крепостное состояние и не имел бы никакого права на них. Закон V Как крепостной, по причине женитьбы, может быть свободным Если какой-нибудь крепостной женился на свободной женщине с ведома своего сеньора и без препятствий с его стороны, то крепостной становится благодаря этому свободным. То же самое постановляем мы в том случае, если крепостная выйдет замуж за свободного человека. И еще постановляем, что если сеньор женится на своей крепостной, то она по этой причине становится свободной. Закон VI Как крепостной становится свободным, делаясь священнослужителем или получая Духовный Сан Если чей-либо крепостной делается священнослужителем или получает Духовный Сан с ведома и согласия своего сеньора, то постановляем, что становится поэтому свободным. И если он становится священнослужителем без ведома своего сеньора, тот может потребовать его в течение одного года и вернуть его в крепостное состояние, даже если он получил Сан Субдиакона или ниже. Закон VII Каким образом с течением времени крепостной может получить свободу Если чей-либо крепостной живет десять лет, имея хорошую веру и считая добросовестно себя свободным на земле своего сеньора, или двадцать лет на другой земле, пусть сеньор его даже не видел, то он становится поэтому свободным. Но если он не имеет хорошей веры и, зная, что он крепостной, находится двадцать лет в бегах, то не становится от этого свободным; если сеньор его поймает, он может сделать его крепостным. Но если случится, что проходит таким образом тридцать лет, он считается свободным, и его бывший сеньор не имеет никаких прав на него. При этом подразумевается, что он находится на земле Христиан. Но если он находится на земле Мавров, когда бы он туда ни попал, становится свободным, так же как и Христианин, будучи пленником на земле Мавров, может .и бежать, и вернуться на землю Христиан. Закон VIII О том, как вольноотпущенник должен почитать того, кто его освободил, и его жену, и какие знаки уважения он должен им оказывать Поскольку свобода — это одно из самых ценных благ и самое дорогое в этом мире благо, потому те, кто ее получает, очень должны повиноваться своим сеньорам, которые их освободили, и любить, и почитать их. И любым образом люди должны знать хорошее деяние и благодарить за нега тех, от кого они его получили; и ничто не является для них столь важным, как это. Итак, как крепостничество есть самое жестокое установление в этом мире (если не грех), и самое презренное состояние, так и свобода есть самое дорогое и самое ценимое. И потому вольноотпущенник и его дети должны очень уважать своего сеньора, который ему дал свободу, и оказывать ему во всех случаях почтение и также его детям; но другим чужим, сделанным по завещанию сеньора его наследниками, вольноотпущенники не обязаны оказывать почтения. И почет, который они должны делать сеньору, освободившему их, заключается в следующем: они должны приветствовать его каждый раз при встрече с ним и его детьми, склоняясь перед ними; и всякий раз, когда придет сеньор и вольноотпущенник будет сидеть, он должен встать перед ним, и принять его очень хорошо, и говорить ему хорошие слова, и оказывать ему всякие почести, какие только может. И не должен ни вступать с ним в тяжбу, ни говорить что-либо против него, ни приказывать ему ничего, а разве только попросить разрешения у местного судии, и не может ни обвинять, ни бесчестить сеньора никоим образом; разве только если он должен делать это по поводу чего-либо, что затрагивает королевство или личность короля; или если сеньор сделал крепостного совсем инвалидом, ранив его оружием или совершив другое преступление против него так, что его никак нельзя извинить. И даже если крепостной должен судиться с сеньором, он не может этого сделать без разрешения судьи, как указано выше. Но если вольноотпущенник является опекуном какого-нибудь сироты, он может вступить с сеньором в тяжбу по поводу чего-либо, что имеет отношение к этому сироте. И также в других случаях вольноотпущенник должен уважать своего освободителя и помогать ему. Так что если он видит, что какая-нибудь из вещей сеньора находится в таком положении, что он может потерять ее, то он должен стараться сохранить ее для сеньора так же, как если бы это была его собственная вещь. И это он должен делать в отсутствие сеньора. И также должен его охранять другим образом, а именно: если он видит, что сеньор, освободивший его, дошел до такой бедности, что ему нужна помощь своего вольноотпущенника, он должен придти к нему на помощь, дав ему поесть, и попить, и одеться, и обуться в соответствии со своим богатством и возможностями, которые он имеет. Закон IX По каким причинам сеньор может вернуть в крепостное состояние того, кому он дал вольную Есть такие сеньоры, которые освобождают своих крепостных просто по доброй воле, желая сделать им добро и милость и не беря от них никакого выкупа. И есть другие, которые освобождают их за сумму, которую получают, или же потому, что сеньор в своем завещании приказал своему наследнику освободить их. И поэтому, если сеньор освобождает своего крепостного по доброй воле, не беря выкупа, или если получает выкуп от самого крепостного, который дает его за себя, и такой вольноотпущенник затем совершит какое-либо преступление против своего сеньора, или его детей, как-то: обвинит их в чем-нибудь, или обесчестит, или завяжет дружбу с их врагами с целью нанести ему вред, то постановляем, что сеньор может обратить его за это снова в крепостное состояние, доказав один из указанных фактов на суде. Но если выкуп, полученный сеньором за освобождение, не вольноотпущенник дал за себя, а кто-либо другой дал его за него, или если сеньор освободил крепостного по приказанию другого, своего собственного сеньора, тогда, если вольноотпущенник даже и совершил одно из вышеназванных преступлений, постановляем, что тот, кто его так освободил, не может вернуть его в крепостное состояние. Однако он может заявить на него местному судье, и судья должен наказать его, и дать наказание в соответствии с совершенным им преступлением. Закон X Какие права могут иметь сеньоры на имущество вольноотпущенников Мы уже сказали, какие права имеет сеньор в отношении личности вольноотпущенника. Сейчас хотим сказать, какое он имеет право на его имущество; и постановляем, что если вольноотпущенник умирает без завещания и не оставляет ни сына, ни внука, кто наследует его добро, ни отца, ни брата, ни сестры, Которые являлись бы свободными, то в таком случае все имущество вольноотпущенника должно отойти к сеньору. И если он сделает завещание, и не имеет никого из вышеназванных родственников, и если имущество вольноотпущенника стоит 100 золотых мараведи 7 или свыше, то должен оставить своему сеньору третью часть того, что имеет. И если случайно имеет меньше стоимости ста мараведи, то не обязан оставлять сеньору ничего, если сам не захочет. И если вольноотпущенник умирает без завещания и оставляет кого-либо из вышеуказанных родственников, то сколько бы ни стоило его имущество, сеньор не имеет никакого права на него. А это право должен иметь его сын или ближайший родственник из тех, кого мы назвали выше. ТИТУЛ XXVО ВАССАЛАХ Вассалитет — это великая и многосторонняя обязанность, которую имеют как вассалы по отношению к своим сеньорам, так и сеньоры по отношению к вассалам... Закон I Что такое сеньор, и что такое вассал Сеньором называется тот, кто имеет власть над теми, кто живет на его земле. И такого человека все должны называть сеньором... Кроме того, сеньором называется каждый человек, имеющий право вооружать и воспитывать людей для благородства своего рода, а такого человека не должны называть сеньором, кто не является его вассалом и не получает благодеяния от него. И вассалы — это те, кто получает честь и благодеяние от своих сеньоров, как-то: рыцарское звание, или землю, или деньги за ту службу, которую должны им выполнять. Закон II Сколько имеется видов власти сеньора и вассальной зависимости Существует пять видов власти сеньора и вассальной зависимости. Первый и самый обширный — это власть, которую король имеет над всеми, кто находится в его секретерии. Это называется по-латыни merum imperium, что означает абсолютное, полное право судить и повелевать всем на его земле. Второй — это власть, которую имеют сеньоры над своими вассалами по причине благодеяния и чести, которую получают от них, как указано выше. Третий вид — это власть сеньоров над своими солярьегос (solariegos) 8 по причине бегетрии (behetria) 9 или девисы (devisa) 10 в соответствии с фуэро Кастилии. Четвертый — это власть отцов над своими детьми; обо всем этом мы говорили выше в соответствующих законах. Пятый — это власть сеньоров над своими крепостными, как это сказано выше в соответствующих законах. Закон IV Как один человек может стать вассалом другого Один человек может стать вассалом другого в соответствии со старинным обычаем в Испании таким образом: давая себя в вассалы тому, кто его принял, и целуя руку в знак признания его власти. И также другим способом, посредством клятвы верности, что является более важным, так как благодаря клятве человек не просто становится вассалом другого, а обязан теперь выполнять, что обещал, как по договору. И клятва верности означает, что человек теперь принадлежит другому, дав ему заверение в том, что даст или выполнит обещанное. И эта клятва имеет место не только в договоре о вассальной зависимости, но и во всех других договорах и соглашениях, которые люди заключают между собой с намерением выполнять их. Закон V Когда вассал обязан целовать руку сеньору и когда нет Вассал должен целовать руку сеньору, становясь его вассалом, как мы указали в предыдущем законе. И также должен делать это, когда его посвящают в рыцари, после того, как ему надели шпагу. То же самое должен делать после того, как он попрощался с сеньором. И также, в каждом из этих случаев вассал должен целовать руку знатному человеку, согласно обычаю Испании; в других же случаях нет. Однако королю как знатные люди, так и другие его вассалы обязаны целовать руку в тех случаях, о которых говорилось выше. И также должны ему целовать ее всякий раз, когда переходит из одного места в другое, и они выходят принять его; и всякий раз, когда снова возвращается в свой дом, или хочет покинуть его, чтобы идти в другое место; и когда дает им что-нибудь, или обещает оказать им благодеяние или милость. И они обязаны целовать руку королю по двум причинам. Первая — по предписанной природой обязанности, которая возложена на них в отношениях с королем. И вторая, ввиду признания ими, власти, которую он над ними имеет. Закон VI Какая обязанность существует в отношениях между вассалами и сеньорами Вассалы имеют очень большие обязанности в отношениях с сеньорами. Они должны их любить и почитать, и охранять, и увеличивать их добро, и препятствовать причинению им вреда как только могут. И должны им служить верой и правдой за то благодеяние, которое получают от них. Затем постановляем, что сеньор должен любить и уважать, и охранять своих вассалов, и делать им добро и милость и препятствовать причинению им вреда и бесчестия. И когда эти обязанности хорошо выполняются, то каждый выполняет тем самым свой долг, и растет, и крепнет подлинная любовь между ними. Существует еще много других обязанностей между вассалами и сеньорами, ибо они должны друг друга охранять во время войны и мира, и об этих обязанностях мы говорили во второй Партиде этой книги, в соответствующих законах. Закон VII По каким причинам вассал может уйти от сеньора, в какое время и каким образом Ни уйти, ни расторгнуть договор с сеньором вассал не может в течение одного года после своего посвящения в рыцари, ни из-за бедности, ни из-за работы, которую его заставляет выполнять сеньор, ни по какой другой причине; разве только, если он должен будет сделать это по одной из следующих причин: первая, если сеньор пытается убить своего вассала. Вторая, если пытается обесчестить его жену. Третья, если его разорили бессмысленным образом, и это разорение не будет признано справедливым ни на суде равных ему (amigos), ни на суде короля, ни его курии. Так что по любой из этих причин вассал спокойно может уйти от своего сеньора в любое время, раньше чем через год, или позже. Но через год и дальше может уйти от него, даже если сеньор и не совершил никакого проступка по отношению к нему. Итак, если ему не доставляет удовольствия жить со своим сеньором, так как последний плохо платит вознаграждение или по какой-либо другой причине, то может спокойно уйти от него. И когда собирается распрощаться с ним, должен это сделать сам, а не через кого-нибудь; разве только, если боится, что сеньор его убьет или обесчестит; в таком случае он может проститься с ним через другого гидальго. И прощание со своим сеньором должно происходить так: вассал говорит сеньору: “Ухожу от вас и целую вам руку и с этого момента не являюсь более вашим вассалом”. И когда кто-либо другой прощается от имени вассала, должен сказать так: “Такой-то рыцарь уходит от вас и целую вам руку за него; и говорю вам от его имени, что с “этого момента он не является более вашим вассалом”. Закон IX Какое наказание заслуживает вассал, который получает вознаграждение от сеньора и не служит ему Если вассал, ушедший от сеньора, с которым он жил, получит от него вознаграждение и не захочет служить ему; если сеньор сам лично призвал его, или своим письмом, чтобы он пришел к нему служить, и тот не захотел, то должен заплатить сеньору полученную от него сумму в двойном размере, так как не захотел ему служить. Затем постановляем, что если вассал служит сеньору, и тот не дает ему жалования, то за все время неоплаченной службы он должен дать вассалу двойное жалование. Но если сеньор не нуждается в службе вассала, поскольку ничего особенного не случается, и не посылает за ним, в этом случае вассал не обязан возмещать сеньор” ничего из того, что он от него получил, хотя и не служил ему. Ибо он всегда был готов придти к нему на службу и не виноват, что сеньор не посылал за ним. Закон X По каким причинам король может изгнать знатных людей Знатными людьми по обычаю Испании называют тех, кого в других странах называют графами или баронами. И таких король может изгнать по одной из трех следующих причин. Первая, когда хочет отомстить им за антипатию, которую питает к ним. Вторая, за дурные поступки, совершенные ими в стране. Третья, по причине преступления, в котором содержится предательство или измена. ТИТУЛ XXVI О ФЕОДАХ Феод — это один из видов благодеяния, оказываемого сеньорами своим вассалам по причине вассальной зависимости последних... Закон I Что такое феод и откуда произошло это название и сколько видов его имеется Феод — это благодеяние, оказываемое сеньором какому-либо человеку, поскольку тот стал его вассалом; и тот дает ему клятву быть верным ему. И произошло это название от слова “fe”—верность, которую вассал всегда должен иметь по отношению к сеньору. И есть два вида феода. Первый, когда дается феод в виде имения, или замка, или другого места для поселения. И подобный феод нельзя отобрать от вассала; разве только, если не выполнит заключенные с сеньорам договоры; или если совершит такой проступок, за который должен потерять феод, как это показывается далее. Другой вид — это так называемый “Feod de Camara”. И он дается, когда король каждый год кладет мараведи одному из своих вассалов в его сокровищницу (Camara). И такой феод король может отобрать у него, когда захочет. Закон III Кто может установить феод и кому Дать или установить феод могут императоры и короли и другие знатные сеньоры, и могут дать в феод имущество, принадлежащее им полностью. Также могут давать в феод архиепископы и епископы и другие Прелаты Святой Церкви то имущество, которое их предшественники имели обыкновение давать. Но другое имущество, которое обычно не давалось в феод, они не могут дать вновь. И может быть дан или установлен феод любому человеку, не являющемуся вассалом другого сеньора, ибо в законе записано так: никто не может быть вассалом двух сеньоров. Закон IV Каким образом нужно давать и принимать феод Предоставлять и давать феод могут сеньоры своим вассалам следующим образом. Вассал преклоняет колена перед своим сеньором и должен положить руки между руками сеньора, обещая ему и клянясь ему, и давая ему торжественное обещание, что всегда будет служить ему верой и правдой, и что даст ему добрый совет всякий раз, как сеньор того потребует, и не откроет тайн сеньора, и поможет ему по мере сил и возможностей против всех людей в мире, и будет увеличивать его доходы, и отвращать от него бедствия, и что будет хранить и выполнять обязательства, заключенные с ним по причине полученного феода. И после того, как вассал поклянется и обещает все это, сеньор должен дать ему инвеституру в виде кольца или другого предмета из тех, которые он дал ему в феод; и сделать его владельцем этого лично, или через надежного человека, которому он прикажет это сделать. Закон V Какую службу вассалы должны нести своим сеньорам за феод. И затем, как сеньоры должны охранять своих вассалов Указанную службу, которую вассалы обязаны нести сеньорам, когда получают от них феоды, должны выполнять так, как обещали... И если случайно какая-то услуга, которую вассал должен оказать сеньору, не названа, ибо пока она только подразумевается, то вассал обязан в силу владения феодом, который он имеет от сеньора, помогать ему во всех войнах, которые тот должен начинать по праву. И кроме того, во всех войнах, которые начали бы другие ему во вред. Кроме того, постановляем, что сеньоры должны помогать вассалам и защищать их права, как могут, дабы те не получили ни ущерба, ни бесчестия, ни чего-либо другого. И должны во всем сохранять им верность, так же, как и вассалы обязаны сохранять ее в отношении своих сеньоров. Закон VI Кто должен наследовать феод и кто нет Феоды — это такое имущество, которое люди не могут наследовать так, как прочие виды имущества, передающиеся по наследству. Если даже вассал, имеющий феод от сеньора, оставит сыновей и дочерей, когда умрет, дочери не унаследуют в этом феоде ничего; напротив, сыновья, один или два, или сколько бы их ни было, наследуют его целиком и полностью. И они обязаны служить сеньору, поскольку он, сеньор, дал этот феод их отцу, таким же образом, как отец должен был служить ему за его феод. И если случайно сыновья его не останутся в живых, и будут внуки от одного из его сыновей, но не от дочери, то они должны унаследовать феод, как сделал бы их отец, если бы был жив. И унаследование феодов не идет от внуков дальше, но возвращается затем к сеньорам, и к их наследникам. Но если вассал после своей смерти оставит сына, или внука, который будет немым, или слепым, или больным, или ненадежным и потому не сможет служить за феод, то этот сын или внук не будет заслуживать того, чтобы иметь его, и не должен наследовать его никоим образом. То же самое постановляем, если кто-нибудь из них будет монахом, или другим служителем культа, или таким священнослужителем, кто не сможет нести службу за феод, по причине сана, который он имеет. И когда мы говорим, что сын или внук вассала может наследовать феод, то мы подразумеваем, что вилла, или замок, или другое наследство дано, как указано, в качестве феода. Но королевство, или область, или графство, или другой королевский дар, полученный в качестве феода, не может быть унаследован ни сыном, ни внуком вассала, если император, или король, или другой сеньор, который дал феод отцу или деду, не предоставит его его детям или его внукам. Закон VIII По каким причинам вассал может потерять феод Вассал может потерять феод при своей жизни, если не будет нести сеньору или его детям службу, которую он обещал нести в силу владения феодом. Кроме того, постановляем, что вассал может потерять феод, если не защитит сеньора в бою. И еще постановляем, что теряет его, если обвинит своего сеньора, или будет пытаться причинить ему вред, угрожающий его имуществу или обесчестить его личность. И, кроме того, постановляем, что если вассал знает, что некоторые пытаются причинить вред его сеньору или что ему могут причинить большой вред каким-нибудь образом, и не старается отвратить его, как только может, или не предупредит сеньора об этом, то за это лживое молчание он теряет свой феод. Кроме того, постановляем, что если вассал совершает заговор, или даже клятву, или вступает в общение с другими с намерением причинить вред или причинит какой-нибудь вред своему сеньору; если попадет в каком-нибудь месте сам, или с другими, желая ранить его, или убить, или захватить в плен, или обесчестить; или если поднимет на него руку с явным намерением совершить с ним один из этих проступков, или если старается добиться его смерти каким угодно способом, то должен потерять феод, который имеет, по любой из этих причин. Кроме того, постановляем, что если сеньора заключили в тюрьму или в какой-нибудь замок, или в другое место, и вассал не старается освободить его оттуда, то должен потерять поэтому феод, который имеет. И еще постановляем, что если сеньора, или его жену подвергли осаде в каком-нибудь замке, или в городе, или в другой крепости и вассал находится в числе осаждающих, то он должен потерять поэтому феод. Закон IX За какие проступки против своего сеньора вассал теряет феод и кроме того, как сеньор теряет собственность на феод если совершит проступок против вассала Если вассал убил брата, или сына, или внука сеньора, должен за это потерять феод. И кроме того, постановляем, что если вассал ляжет с женой сеньора, или с его дочерью, или невесткой, то должен потерять феод. То же самое, если старается каким-нибудь образом получить или привести кого-нибудь из них, чтобы заставить их нанести ему такое бесчестие. И за все эти вышеупомянутые проступки, и за каждый из тех, о которых мы говорили в предыдущем законе, вассал должен потерять феод; по этим же причинам сеньор теряет собственность на феод, если совершит один из подобных проступков против личности; вассала, или его жены, или его детей, или его внуков, или его невесток; и собственность сеньора на феод переходит после этого к вассалу на вечные времена по праву наследства. Закон X Как вассал не должен отчуждать феод и как сын после смерти отца своего должен прийти поклясться в верности сеньору или его детям Если вассал продал или заложил феод, полученный от своего сеньора, или совершил его отчуждение целиком или частично без согласия сеньора, то сеньор может отобрать его, не давая за него никакого возмещения. Кроме того, постановляем, что если сын, которого оставил вассал, имевший феод от сеньора, в течение года и одного дня не придет к сеньору, который дал феод его отцу, чтобы принести присягу и клятву, что будет хранить ему верность за этот феод и нести ему службу за него, так же как его отец обязан был делать это при жизни, то теряет за это феод; разве только, если ему меньше четырнадцати лет, ибо в таком случае он не теряет его. И постановляем, что то же самое должен делать вассал или его сын наследнику сеньора, после того, как сеньор умрет. Закон XI Кто должен быть судьей между сеньором и вассалом, когда у них возникает спор из-за феода Если между сеньором и вассалом возникает спор из-за феода, и сеньор говорит, что вассал сделал что-то, за что он должен потерять его, а вассал говорит, что это не так, и что он хотел честно выполнить свой долг, то тогда эту тяжбу, или другую подобную, должен разрешать не сеньор. Напротив, постановляем, что если у сеньора есть другие вассалы, имеющие от него феод, то сеньор и вассал должны взять одного или двух из них, получив от них на то согласие, дабы выслушали и разрешили тяжбу; и после того, как их выберут и дадут им право решить дело, каждый из них должен высказать свое твёрдое мнение. Но другие споры, которые возникнут между вассалами из-за феодов, полученных ими от сеньора, должен выслушать и решить сам сеньор. И если спор будет между вассалом и другим, чужим человеком, то его должен решить судья, который слушает все тяжбы, даже если то, из-за чего они имеют спор, относится к феоду. То же самое, если спор будет между вассалами двух сеньоров. И то, что мы сказали в этом Титуле о вассалах, имеющих феод, относится также и к вассалам других сеньоров и также к тем, кто имеет его феод от королей. И все способы, какими вассалы должны охранять своих сеньоров и какое наказание заслуживают, если совершат проступки против них, — это мы показываем во второй “Партиде” данной книги, где говорится о врагах и о войнах. СЕДЬМАЯ ПАРТИДА, в которой говорится об обвинениях и дурных поступках людей, и наказаниях и карах, которые они за это получают ТИТУЛ XXVI О ЕРЕТИКАХ Еретики — это те безумцы, которые стараются извратить слова Господа нашего Иисуса Христа и дать им другой смысл.., противоположный тому, который был дан им Святыми Отцами, и в который верит Святая Римская церковь, и который она велит хранить... Закон I Откуда происходит слово “еретики”, сколько их видов и какой вред они приносят людям, которые с ними общаются “Haeresis” как в латыни, так и в романсе означает разделение 11, и отсюда происходит слово еретик, то есть отклонившийся от Католической Религии Христианин. Существует очень много сект и категорий еретиков, но две из них самые главные. К первой относятся те, кто верует, но его верования расходятся с подлинной Верой, которую Римская церковь повелевает исповедовать и блюсти. Ко второй категории относятся те, которые вообще не веруют, и это очень негодные люди, думающие, что душа умирает вместе с телом и что ни за добро, ни за зло, которое человек делает в этом мире, он не получит ни награды, ни наказания. И те кто думает так, хуже животных. И от еретиков, к какой бы категории они ни принадлежали, исходит большой вред на земле, так как они всегда стараются разрушить добрую волю людей и ввести их в заблуждение. Закон II Кто может обвинить еретиков, и перед кем, и какое наказание они заслуживают после того, как доказана их ересь; и кто может наследовать их имущество Еретики могут быть обвинены любым человеком из народа перед местным епископом, или местными викариями. И они должны проверить их знание положений Религии и Таинств, и если откроется, что они путаются в них или в чем-либо другом, что относится к Римской церкви и что она должна хранить, то их надо обратить и изъять из них заблуждение различными доводами и добрыми словами; и если они захотят вернуться к католической религии и исповедовать её, то их надо простить. И если случится, что будут упорствовать, то их надо судить как еретиков и передать их затем светским судьям, и те должны наказать их следующим образом: если проповедовал ересь, был закоренелым, то его надо сжечь на огне так, чтобы он умер. И такое же наказание заслуживают неверные, которые, как мы указали выше, в предыдущем законе, не верят ни в награду, ни в наказание в другом мире... Затем постановляем, что имущество тех, кто осужден за ересь, или умер в еретической вере, должно перейти к их детям или потомкам... Закон III Как дети, не являющиеся католиками, не могут наследовать наравне с другими имущество своего отца, который был еретиком Если человек осужден за ересь и имеет детей-еретиков и детей, исповедующих католическую религию, то постановляем, что те, кто исповедуют католическую религию, должны иметь все имущество своего отца и не должны отдавать другим ни единой его доли. Однако, если впоследствии, поняв свою ошибку, они вернутся к католической религии, то их братья должны отдать каждому из них часть имущества их отца. Но в отношении плодов и урожая, если братья-католики имели их в то время, когда другие были еретиками, они не обязаны давать им отчета, если те об этом их попросят. Закон IV Как тот, кто признан еретиком, не может иметь ни звания, ни общественной должности, а должен потерять то, что имел раньше Ни звания, ни государственной должности не может иметь тот, кого судили за ересь. И потому не может быть ни папой, ни кардиналом, ни патриархом, ни архиепископом, ни епископом; также не может иметь никаких почестей и званий, относящихся к Святой Церкви. Далее постановляем, что тот, кто является еретиком, не может быть ни императором, ни королем, ни герцогом, ни графом; и не может иметь никакой должности, ни почетного места из тех, которые относятся к светской власти. И еще постановляем, что если в отношении кого-либо доказано, что он еретик, то он должен потерять за это то звание, которое имел раньше, и затем древние предусматривают, что он не может оставить завещание, разве только если он захочет оставить свое имущество детям-католикам. Кроме того, постановляем, что в отношении него недействительны завещания других, и он не может считаться наследником другого человека. И еще постановляем, что ни его собственное завещание, ни дарение или продажа, сделанные ему или сделанные им кому-либо, не имеют силы с того дня, когда его судили за ересь, и впредь. Закон V Какое наказание заслуживают те, кто скрывает еретиков Некоторые люди прячут и принимают в своих домах еретиков, ходящих по земле тайком, проповедуя и совращая сердца людей и вводя их в заблуждение; и те, кто это делает, жестоко ошибаются. И потому запрещаем всем людям нашего государства ни сознательно принимать в своем доме еретика, ни соглашаться на то, чтобы он учил или проповедовал в нем, ни чтобы еретики собирались в его доме с целью устроить между собой беседу или совещание; и если кто-нибудь сознательно поступит наоборот, постановляем, что теряет тот дом, где он принял еретиков и дал им возможность делать что-либо из вышеназванных вещей, и что дом этот переходит в собственность церкви. Ибо будет полезно, что то место, где собирались враги католической религии, послужит церкви и что там соберутся ныне верные Христиане, которые в нее веруют, и ее хранят и защищают. Но если кто-нибудь охраняет чужой дом и принимает еретиков без приказания и без ведома хозяина дома, то даже если еретики и будут делать там вышеназванные вещи, хозяин не должен терять из-за этого свой дом. Ибо, раз он ничего не знал, за ним нет никакой вины. И потому постановляем, и считаем это справедливым, что тот, кто принял еретиков, должен заплатить за это штраф в десять золотых фунтов в сокровищницу короля. И если у него нет чем заплатить, то его должны прямо на месте на глазах у всех наказать плетьми, и глашатай должен объявить перед ним, за что его бьют. Закон VI Какое наказание заслуживают те, кто дает еретикам приют в своих замках или на своих землях Никакой Христианин не должен давать приюта еретикам ни в своем доме, ни в своем замке, ни в каком-нибудь другом месте; и кто приютит их таким образом, тем самым обманывает Бога и сеньора этой земли, и дает еретикам возможность творить свои дурные дела. Ибо среди них имеются такие, которые колеблются, стать ли им еретиками, так как боятся наказания, и не колеблются стать ими, если находят человека, который может защитить их; и потому постановляем, что если кто-нибудь их принимает и дает им приют на своей земле, после того, как его известили о приговоре об отлучении, данном против них каким-либо Прелатом Святой Церкви, если он мятежник и не подчиняется приговору Прелата и упорствует в течение года, то его следует предать за это позору (инфамации) так, чтобы никогда не мог иметь ни должности, ни почетного места. И более того, если он знатный человек, сеньор (этой) земли или какого-нибудь замка, то теряет поэтому право на владение землей и замком, которые отходят к королю; и еще более того, его нужно изгнать с этой земли; и если он подл и низок, то его самого и все, что имеет, отдать на милость короля, который должен дать ему такое наказание, какое он заслуживает за подобный проступок. Комментарии 1. Романса (romanza) — сначала разговорный латинский язык, затем группа романских языков. 2. Буквально без петель, тенет. 3. Ниже дается краткое содержание закона. 4. Ниже дается краткое содержание закона. 5. В данном абзаце дано краткое изложение дальнейших пояснений. 6. Предводителем. 7. Мараведи — золотая и серебряная монета, введенная маврами (1/34 реала). 8. Солярьегос — люди, работавшие на чужих землях и платившие с них подати или арендовавшие участки земли. Это колоны и сервы, получившие свободу, но обязанные платить оброки и выполнять ряд повинностей. 9. Бегетрии — крестьянские общины, члены которых получили личную свободу, но еще находились под властью сеньоров. 10. Девиса — феодальный сбор в день святого Хуана. 11. Первоначальное значение слова “hereo” “брать, выбирать”, что по смыслу означает право свободного выбора религиозных верований. (пер. И. А. Брея)
|