Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

СЕМЬ ПАРТИД МУДРОГО КОРОЛЯ ДОНА АЛЬФОНСА

"Cемь партид мудрого короля дона Альфонса" — один из наиболее замечательных памятников права феодальной Испании — составлен в 1256-1265 гг. Этот памятник интересен тем, что дает довольно полную картину общественного и государственного строя Испании, а также ее правопорядка в период завершения реконкисты 1 и начала национального объединения в стране. "Партиды" — крупная юридическая компиляция в ряду других, составленных в XIII веке во время царствования короля Леона и Кастилии Альфонса. Среди юридических памятников того времени можно отметить завершение свода законов, названного "Семь частей" и начатого еще отцом короля Альфонса Фернандом III. До нас дошла в рукописи XV века только одна книга, представляющая скорее трактат по богословским и каноническим вопросам, чем сборник законов. Во время царствования Альфонса X был составлен другой сборник законов, получивший название "Зерцало" (El Especulo) или "Зерцало всех законов". Этот сборник дошел до нас во фрагментарном виде в рукописях конца XIII или начала XIV века. Судя по прологу к нему, можно полагать, что в этот сборник были включены извлечения из так называемых "фуэрос", представлявших собой пожалования королей, светских и духовных феодалов городам и некоторым сельским общинам. Фуэрос предоставляли общинам права на самоуправление, на изъятие их из юрисдикции сеньоров и другие льготы. Кроме того, при Альфонсе X была проведена работа по унификации городского права.

"Семь партид" — это новое, более совершенное и полное издание законов, почти приближающееся к кодификации. Они являются не только сводом действовавшего тогда в Леоне и Кастилии права, но и обширным теоретическим трактатом по вопросам богословия, философии и правоведения, свидетельствующим о высоком уровне образованности и познаний его составителей.

Имена юристов, участвовавших в составлении "Партид", не известны 2.

Источниками для "Партид" послужили "фуэрос" и "добрые обычаи" (buenas costumbres) Кастилии и Леона, каноническое право, пандекты и сочинения глоссаторов — итальянских юристов XII века, составлявших толкования (глоссы) к своду законов Юстиниана (Согрus juris civilis). В "Партидах" заметна тенденция к унификации права, которая, однако, встречала большие трудности в условиях существовавшей тогда в Испании феодальной раздробленности и поэтому проводилась непоследовательно.

Характерно также, что "Партиды" не были утверждены как при Альфонсе X, так и при его преемниках. И только в 1348 году при короле Альфонсе XI на кортесах в Алькала был принят и утвержден королем Устав, придавший законную силу "Партидам" и объявивший их обязательными во всех случаях, когда они не противоречат фуэрос и привилегиям крупных феодалов.

Как было сказано выше, в "Партидах" дана довольно полная картина общественного и государственного строя в Кастилии и Леоне, которую можно считать характерной (с некоторыми вариантами) для всей Испании.

Основными занятиями трудящегося населения в Кастилии и Леоне были земледелие и скотоводство. Ремесло до XIII века еще не было достаточно распространено. Торговля получила большое развитие к XIII веку, когда в таможнях Фландрии и Германии заключались соглашения о ввозе испанских товаров. С расширением международной торговли увеличилось денежное обращение.

Социальная структура в Кастилии и Леоне имела типические феодальные черты. Господствующий класс, светские и духовные феодалы делились на ряд групп.

Среди светских феодалов (caballeros) самое привилегированное положение занимала знать, которая приобрела большие богатства различными путями — пожалованиями от королей, войнами и посредством заключения выгодных браков. Так как во владениях этой знати было множество крепостей и замков, она могла оказывать упорное сопротивление королям в их политике централизации страны и нередко вела войны с ними. То же обстоятельство благоприятствовало росту феодальных усобиц между самими магнатами. За знатью сохранились различные привилегии. Лица, принадлежавшие к этой группе, именовались "знатными людьми" (ricos hombres) 3.

Ко второй группе принадлежали лица, которые отбывали военную службу за свой счет (обычно в коннице) и носили название милитов, кавальеро, инфансонов и т. д. Они находились обычно в вассальной зависимости от знати и впоследствии стали называться гидальго (hidalgo).

Почти равное положение с этой группой заняли рыцари, происходившие от горожан, получивших от королей соответствующие пожалования. Они назывались "рыцарями вольных городов" (caballeros de villa). Эти лица, очевидно, принадлежали к группе купцов или зажиточных ремесленников в городах и составляли городскую аристократию (патрициат). Им был дан ряд льгот в виде права получать должности в органах городского самоуправления (portiellos), освобождения от уплаты подати и смягчения наказаний за преступления. Короли покровительствовали этой группе, так как нуждались в увеличении своей армии рядовыми рыцарями-бойцами в условиях постоянных междоусобиц и войн.

В Леоне и Кастилии, как и в других королевствах Испании, весьма значительную роль играло духовенство. Особенно могущественными были монастыри, владевшие обширными земельными угодьями и большим количеством крепостных. У духовенства имелась своя знать в лице князей церкви — прелатов, резко отличавшихся по своему богатству и положению от низшего духовенства.

Важное место занимали жители городов, ремесленники, получившие личную свободу. К ним перешла немалая доля земельной собственности, причем некоторые фуэрос препятствовали переходу собственности (особенно на землю) от горожан к дворянам.

Жители городов добились таких привилегий, что могли казнить или подвергать увечащим наказаниям дворян, совершавших преступления в пределах города.

Города заключали между собой союзы — эрмандады (братства) для защиты своих интересов и нередко в борьбе с феодалами вступали в соглашения с крестьянскими общинами.

Крестьянство в Кастилии и Леоне в своей значительной части находилось в состоянии различных форм феодальной зависимости, которые были установлены в Испании еще во времена владычества вестготов. Тяжелое положение неоднократно вынуждало крестьян к восстаниям, ставшим особенно частыми с XI века. Но в территориях, отвоеванных у мавров, положение крестьянства было значительно лучше. Сюда привлекались поселенцы, получившие свободу и ряд льгот. Они назывались бегетриями. К концу XII века крепостные (сервы) добились в Кастилии и Леоне значительного улучшения в своем положении: фиксированных размеров феодальных повинностей, запрещения продажи крепостных с землей, признания действительности их браков, заключенных без согласия сеньора.

В государственном строе Леона и Кастилии в XIII веке произошел переход к сословно-представительной монархии. Отношения вассалитета еще сохранились. В "Партидах" лрямо указывается, что власть короля над его подданными представляет собой первый и самый обширный вид вассальной зависимости. Власть короля — абсолютное полное лраво (merum imperium) судить и повелевать всем на его земле.

Вообще в это время наблюдается тенденция к созданию абсолютной монархии, а юристы разрабатывают даже теорию божественного происхождения королевской власти, что отражено в декларациях ряда кортесов.

Однако эти стремления королей к абсолютизму, благоприятной почвой для которых было расширение территории страны, подъем экономики и развитие товарно-денежных отношений, встречали сильное противодействие знати. Крупные неудачи постигли, например, Альфонса X, пытавшегося рядом мероприятий подорвать ее могущество.

Большую роль в королевстве Кастилии и Леона играли сословно-представительные учреждения — кортесы. В кортесах значительное место наряду с представителями дворянства и духовенства занимали представители городов.

Кортесы большей частью были совещательными органами при короле. Но король должен был считаться с их мнением в таких вопросах, как установление налогов, поскольку сам еще не имел права вводить их, и с петициями самих кортесов.

Каждое из сословий, представленных в кортесах, составляло наказы (cuadernos), которые давались королю, Сам король приносил клятву верности законам и фуэрос страны.

Приводимые извлечения из "Семи партид" переведены с мадридского их издания 1789 года с комментариями Грегорио Лопеца.


Комментарии

1. Реконкиста — т.е. "обратное завоевание" (718-1492)—период в истории Испании, когда жители Пиренейского полуострова отвоевывали территории, захваченные в VIII веке арабами и берберами.

2. Рафаэль Альтамира-и-Кревеа, История Испании, т. 1. М.. 1951, стр. 120-121.

3. Слово "rico" означает "богатый". Но это слово в XII-XV вв. означало также "знатность".

Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия памятииков феодального государства и права стран Европы. М. Гос. изд. юр. лит. 1961

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.