Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 461
1772 г. июля 2.— РАПОРТ А. В. СУВОРОВА А. И. БИБИКОВУ О ЗАХВАТЕ ТЫНЦА АВСТРИЙЦАМИ

г. Краков

Из приложенного от меня в копии с посланного к австрийскому г. Дальтану письма ваше высокопревосходительство усмотреть изволите, что я просил, дабы он обождал день или два в Тынце и когда я получу об отдаче оного точнейшее от вашего высокопревосходительства повеление, его уведомлю. Но он, г. Дальтан, несмотря на то, как по дошедшим ко мне от господ командующих кордоном, обложенным Тынец, рапортам, вчерашнего числа донесено.

1-м от господина подполковника Михельсона пополудни в 2 часа, что приехал к нему австрийской капитан, прорвавшись силою чрез посты со объявлением, что их генерал идет к Тынцу.

2-м от господина полковника и кавалера Рена в три часа пополудни усмотрено им весь австрийской лагерь в движении и все войско вступило в ружье, из которых отдалясь, собрались в одно место, а той же минуты от господина Дальтана прислан к нему капитан со объявлением, что в знатном числе их корпус имеет приступить к Тынцу и потом, оставляя там провиант и фураж, обратно до своего лагеря возвратится, которому капитану от него, г. полковника, объявлено было, чтоб он обождал на репорт его ко мне отправляющейся резолюции, однако оной в скорости обратно поехал и уповательно, что тотчас войски их выступят.

3-м от него ж, господина полковника и кавалера Рена, чрез присланного казака пополудни, в исходе четвертого часу, с словесным рапортом, что австрийцы нагло чрез российские войски прорвались к Тынцу.

4-м того ж времени от порутчика Тимофеева, оные де австрийские войски из своего лагеря все выступили и потянулись к Тынцу, однако ж против оного на горах остановились, из которых часть конницы и пехоты прошли в Тынец. [595]

5-м. Затем, когда от помянутого ж господина полковника и кавалера Рена приехал ко мне с словесным рапортом гвардии г. капитан-порутчик Лунин, что австрийские войски, состоящие под командою г. г. 1 Дальтана, из своего большого лагеря сделали движение и когда приближались к кордону российскому, облежащему Тынец первою линиею, по примеру из 12-ти эскадронов кавалерии и 1 000 пехоты, а другую линию составляли в таком же числе или более и самым тем следом на три ж колонны в подкреплении шли, и хотя наперед им встречу командующие выехав объявляли, чтоб они зная, что тут осаждающие Тынец российския войски стоят и не имеют повеления точного от вышней команды их к возмутителям пропустить, токмо они невзирая ни на что, объявляя только, что они имеют повеление приступить к Тынцу. Итак, первые три колонны не удерживаясь, миновав дороги, маршируя по болотным местам и ржою, наглым и усильным образом прорвались к Тынцу и пред оным остановились на горах. При том их проходе были и фуры, видно с провиантом, а 2-я линия уже не проходила.

6-м. От оного ж господина полковника и кавалера Рена, что австрийской корпус, разделяя себя на 6 колонн, и тремя колоннами промежду деревни Скотники и местечка Скавины чрез наши кордоны промаршировали, против коих он расставил пехоту с пушкою на самой большой дороге, а конницу по сторонам против каждой австрийской колонны по части, для их удержания. А потом в силе положенного мнения всех господ штаб-офицеров и сам к ним подъехав, протестовал против их поступка и порядочным образом старался отвратить и объявлял им, что сие насильное прорвание нашего кордона противно порядку и дружбы всевысочайших наших дворов, на что они ему учтивым образом ответствовали, что они маршируют так, как наши союзники и имеют о том повеление и потом прямо марш свой взял к Тынцу. Но как все дороги нашими войсками заняты были, стороною, болотами и косогорами проходили, чего они все не уважали и потому некоторая часть уже во оной Тынец взошла. А последние на состоящих округ Тынца высотах и понизу расположиться лагерем намерены, а протчие колонны еще остановились и, уповательно, либо попрежнему в старой лагерь войдут или также к Тынцу приступят, а каждая их колонна состояла в двух баталионах пехоты с пушками и в четыре эскадрона драгун и гусар.

7-м. От него ж, господина полковника, что после отправленного пополудни в 1-м часу ко мне рапорта, он опять выехал на отделенные пикеты под Тынцом, где в самое то время австрийской господин ген. Дальтан со всем своим корпусом, оставляя гарнизон в Тынце, взяв с собою всех польских пленных, обратно до старого лагеря промаршировал. [596]

И как из предписанных обстоятельств ваше высокопревосходительство усмотреть изволите, сей госп. Дальтан и войск его поступок для высокославного российского ее императорского величества оружия сделан в презрение и бесчестность, то все предаю в милостивое вашего высокопревосходительства рассмотрение и благоволение.

ЦГВИА, ф. 104, д. 86, ч. III, лл. 2 и 5. черновик без подписи.


Комментарии

1 Господина генерала.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.