Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 272
1771 г. июня 8 —РАПОРТ А. В. СУВОРОВА И. И. ВЕЙМАРНУ О ЧИСЛЕННОСТИ ВОЙСК КОНФЕДЕРАТОВ И О СТЫЧКАХ С НИМИ

м. Чхов

Милостивые ордера вашего высокопревосходительства от 24-го под № 1100-м и 26-го майя месяца 1113-м 1 мною получены. Принося я со всем команды моей войском чувствительнейшую нашу вашему высокопревосходительству благодарность на оные покорно доношу: [401]

На 1 — журнал и до того надлежащее исправить от меня приказано, совершенное овладение их фортечек могло бы стоить много людей или времени; чего ради как в том, так и в протчем, по силе сего вашего высокопревосходительства ордера, точно наблюдать буду и известен.

На 2 — что после сражения под Замосцьем прошлого майя 22-го числа пулавцы прогнаны и ушли за Сон около Развадова к стороне Ландскорона, вашему высокопревосходительству после того моими рапортами донесено, а под Замосцьем сильны они были в тринадцати канонирах при двух пушках, которые увезли; в коннице, которой у Пулавского под Ченстоховым осталось весьма мало, а в иных местах почти нигде. Все партии (которые считались сильнее Миончинских, тако и о протчих партиях рассудить можно): Пулавского, Радзиминского, Карчевского, Славушевского, тут и полковники Новицкой и Корженевской — всего на все стах в восьми; Пашковского тут не было, его полагают около полутораста, да был у них арьергард из драгун Великой булавы Карчевских гусар, Мезеричских улан и почт под командою Прилуцкого полковника и Ставского около полутораста, или меньше двухсот, которой 18-го числа под Мелецем казаками так разбит, что половина его не спаслась, а в пленных было три офицера и то к славе оружия ее императорского величества. Как видно, что о сем краткого походного моего рапорта ваше высокопревосходительство получить не изволили, то прилагаю дубликат и нетерпеливо графа Браницкого для точного знания к исполнению его плана из Кракова ожидаю.

В касающемся до Миончинского, Ласоцкого и протчих пленных, за оставлением из оных в Кракове больных с капитаном человек меньше тридцати, всего на все пленных и со взятыми в нынешних маршах ротмистров трех, протчих офицеров девять, а всего семьдесят человек. Оных по приближении моем к Кракову сего месяца 3-го числа, для облегчения гарнизона и протчих неудобств, принял Ширкова в Бохне и выпроводя здорово из Пильзны, отпустил с бывшим со мною деташементом Главной армии господина подполковника Гейсмана на Лансгут до Львова и так далее в Полонно, уведомя о надлежащем подробно, по сило сего вашего высокопревосходительства ордера, сущих тамо главных командиров, как и в Киевскую генерал-губернскую канцелярию рапортовал. Правда, просил я господина бригадира Ширкова, чтоб он Миончинского с протчими, по силе упоминаемого ордера, спросил, однако уповаю, не будет ли довольно и сего приложения, а комендант Краковской не успел. Закрывши их немного здесь, обращусь опять к Кракову.

Письмо матери Миончинского вашему высокопревосходительству во оригинале прилагаю 2. [402]

По ордеру вашего высокопревосходительства от 21-го маия под № 1066-м 3 исполнение чинено будет и началось с некоторым действием.

Майя 3-го числа бывшей в арьергарде порутчик Козляинов недалеко от местечка Тухова при деревне Олешове разбил небольшую возмутительскую партию, конях меньше тридцати, убил семь человек, взял в полон хорунжего, нижних чинов пять человек и отбил несколько починошного ружья и шкур.

Да посыланной от меня 3-го июня с ордерами и письмами из Бохнии в Краков ротмистр Леман с 50-ю казаками застал в Величке партии Миончинского возмутителей от полутораста до двух сот, их атаковал, у него ранен казак один; убил семь гусар, взял одного в полон, которой показал, что в ту же самую ночь имели приттить в Величку и занять то местечко, сверх сей конницы, их стрелки и янычары. По такой чрезвычайности я немедленно велел Величку занять пехотным ротам, одной из Краковского гарнизона и одной от себя с двумя пушками и пятидесят казаков, комендантом приказал быть майору Ушакову.

Из разных рапортов господина полковника и кавалера Древица вашему высокопревосходительству доношу, что он ходил до Неполоница, а оттуда по получении известия от Краковского коменданта, что Заремба с партиею недалеко, а первая его стража в миле от Кракова; переходил для того он чрез реку Вислу, но осведомясь, что несправедливо, перешел Вислу назад и думает, что Зеремба побежал к Ченстохову, а граф Браницкой будто уже был в Кельцах. И по свидании со мною в Бохне, он, господин полковник, пошел к стороне Кракова, а по последнему его из под Кракова от 3-го июня рапорту, что он над собравшеюся возмутительскою конницею под Тынцем, при рассвете хотел поиск сделать, однако получил известие, что Пулавской почти всю оную забрал и переправился за Вислу к Храшеву (как то писано в цифрах, то ни Хренов ли), что на тракте к Ченстохову; чего ради он за ними пойдет, дабы граф Браницкой подкрепление имел, а вместо обретающихся в команде моей его Донских казаков, взял с собою Суздальскую пятую роту, что оставлена от меня была в Кракове.

На сражении числа 12-го маия под Ландскороном Шиц не тяжело ранен; убит також Орешко пинской и при пехоте француз, майор Дебонсом.

Некоторые потом взятые пленные объявляют, что Мурие с его французами уехали за-границу, но токмо для вербования.

В небытность мою, возмутителями забрано королевской соли бочек около четырехсот. [403]

Следуя июня 5-го числа до Заключина и Пильзны, послан от меня был в партию с казаками порутчик Арцыбашев до Тарнова, возвратился ко мне в Тухово и рапортовал, что от возмутителей Ленартовича, Прилуцкого (черниговского) был прислан в Тарнов билет о заготовлении на их войско двухсот корцов овса, пятьдесят фур сена и протчего, а первую их стражу за Тарновым видел и как он хотел ударить, то она ушла назад, чего ради я из Тухова в Тарнов повернулся, но они не знали, а сведал, что пошли к границе.

Посланной же от меня в авангард с сильною партиею порутчик Козляинов, по прибытии в Тухово, осведомился о их партии в конях 30-ти, бывшей в деревне Плесно, за которою погнался и, не заставши в той деревне, пошел за ними вслед до местечка Заключина, где их разогнал и по притчине ночи разбежались они в разные стороны, а отбил у них соли сто одиннадцать бочек и рапортовал, что прибыл со оною в Заключин благополучно. Взят им в полон один шеренговой, да казачьим разъездом с нашей стороны взято в полон два товарища. Июня 6-го числа порутчику Козляинову дан был приказ итти в местечко Чхов, куда и мы прибыли и 7-го числа отделен был из Чхова деташемент до осьмидесяти гранодер, всех егарей и называемых фузелер человек тридцать, карабинерных два эскадрона и сто казаков в команде майора Рылеева для нападения на бывших возмутителей в трех местах: Киневича в деревне Мартыновиче, Прилуцкого (черниговского) в деревне Бишице и Квятковского в Белой Воде; ежели бы кого где нашим застать можно было, что отчасти и учинилось, здорово и оригинальные рапорты майора Рылеева и капитана Морского вашему высокопревосходительству прилагаю 4. При сем случае лошадей у возмутителей взято 37.

Господин подполковник Гейсман рапортует, что он сего месяца 6-го числа, поутру в пять часов в Лансгут прибыл благополучно с вышеизъясненными полонениками.

Дубликатные вашего высокопревосходительства ордера под № 1100-м и 1113-м мною получены.

ЦГВИА, ф. 119, д. 92, лл. 432-433 и об. и 434-435 и об., дешифровка.


Комментарии

1 Ордером № 1100 от 24 мая 1771 г. Веймарн поздравлял Суворова с победой над конфедератами под Краковом и просил, поскольку Суворов не имел возможности часто посылать рапорты о происшедших событиях, поручить кому-нибудь из офицеров вести подробный журнал военных действий, кроме того, предлагал быть осторожным при взятии неприятельских крепостей, чтобы не иметь больших потерь. Ордером № 1113 Веймарн поздравлял Суворова с победой при Янове; просил сообщить, в каком направлении отступили войска Пулавского и куда двинулись войска Суворова и Древица, а также просил отправить пленных в Киев (ЦГВИА, ф. 119, д. 101, лл. 190—197).

2 Письмо матери Миончинского на польском языке находится в этом же деле (л. 558).

3 Ордером № 1066 от 21 мая Веймарн предлагал Суворову раздать шляхетству, мещанам, ксендзам и монастырям печатные декларации на французском, латинском и польском языках, полученные от русского посла в Варшаве Салдерна (ЦГВИА, ф. 119, д. 101, л. 179).

4 См. приложение. 403

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.