Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 1

Мнение вице-адмирала Н. А. Сенявина о перспективах развития Балтийского флота, представленное в Воинскую Морскую Комиссию

«О карабельном и галерном флотах всеважнейшее мое мнение»

5 февраля 1732 г.

В 1718 и 720 годех по указу 1 за подписанием собственныя руки Блаженныя и высокославныя памяти дяди Вашего государя императора Петра Великого повелено было содержать: караблей линейных 2 двадцеть семь, в том числе по девяносту пушек — три, по осьмидесят — четыре, по семидесят по шти — два, по тридесят по шти — двенадцать, по пятидесят — шесть; да фрегатов 3 по тритцети по две — шесть, да шняв 4 по шестнадцети и по четырнатцети пушек — шесть, да сверх сего Его ж величества указом и собственными трудами заложен в 723 году сто пушечный карабль, и на воду спущен в 727 году 5, а в 724 году Его ж величества указом зделано три карабля бомбандирских 6. А в 726 году имянным же указом Ея величества государыни императрицы зделано два прама 7, и вышепомянутые карабли и фрегаты, и бомбандирские суды и прамы ныне имеются, и хотя мне, всенижайшему рабу Вашему, вышеобъявленное определение о содержании карабельного [13] флота, которое уже учинено, и указами и регламентами определено, о перемене чего мнением своим и дерзать не подлежало, но токмо ныне, по указу Вашего императорского величества и к тому еще для нижеписанных резонов всенижайшее мое мнение с покорностию приношу.

Первое. Дубовые леса на карабельное строение заготовляли и ныне заготовляются в Казане и протчих тамошних местах, где уже оных весьма умалилось 8, и с великим трудом как на большие, так и на протчие карабли принцыпальные 9 деревья находятца, а как видно ис присланных ведомостей от тамошних бывших и нынешних управителей, что через малое время впредь уже в лесах на большие карабли надежды иметь нельзя 10. А в других местах по описям посланных от калегии офицеров и геодезистов по знатным рекам нигде лесов не находитца; того ради не соизволит ли Ваше императорское величество из объявленного числа дватцети семи караблей трех палубныя карабли, а имянно: девяносто пушечных — три, осмидесятных четыре, да шняв три убавить, и впредь строением отставить. А содержать бы впредь повелеть семидесят шти пушечных три, штидесят пушечных двенатцать, пятидесят четырех шесть, итого будет линейных дватцать один карабль, да фрегатов шесть, шняв три, бомбандирских три и два прама, да карабль для госпиталя, и два брандера 11. И тако ис карабельного флота убудет линейных караблей шесть, шняв три. Ежели же заблаговремянно тех больших караблей ныне не убавитца, и впредь строением отставлено не будет, то весьма чрез краткие лета не токмо на те большия карабли принцыпальные деревья и обшивочные доски сыскатца могут, но и на меншие уже того доставать будет трудно; и тако тогда и поневоле за неимением дубовых лесов принуждены будем разве из сосновых строить, или из других государств чрез покупку вывозить.

К тому ж такия большия карабли как вывоскою к пристаням лесов и привозу чрез великой наем с пристаней до Санкт Питер бурха чрез два и три лета 12 становятца великова кошту 13, ис чего ныне оказалось, что за один провоз лесу сто пушечного карабля только за три тысячи за двести за шездесят три дерева заплачено 28799 рублев, а за достальные 1116 дерев и досток надлежит по разчислению еще додать 11217 рублев, и того будет за один провоз сто пушечного карабля с пристаней до Санкт Питер бурха кроме рубки и вывоски на пристани 40016 рублев 14, к тому ж оной еще и строением во окончании всего корпуса с убором, такелажем, аммунициею думаю, что более штидесяти тысяч станет 16, а когда и построитца, то по худобе здешнего дуба чрез три и четыре года великой починки востребует, как то видно ис преждезделанных здесь караблей, что некоторые через десеть лет в разломку пришли; и тако такия великия карабли по здешнему худому дубу маловремянного их в твердом и крепком состоянии не сдержатца, ис чего великой и неполезной государству убыток причинится, однакож для славы российского государства один во сто пушек карабль содержать всегда надлежит. К тому ж еще и сие донести могу, что на здешнем море такие большие трехпалубные карабли неспособны суть, за непространством сего моря, и за многими подводными каменьями, и банками, о которых и донесть еще несведомо, понеже и в прошедшем лете многия сыскались 17, да и в прошедшую дватцетилетную войну 18 большее действо было противу неприятеля от меньших караблей.

А при вышеобъявленных оставших караблях иметь как боты, так и шлюпки, такелаж и протчую аммуницию, как настоящую, так и запасную в компанию по учиненному в Адмиралтейской калегии и опробованному в 727 году от Ея величества государыни императрицы Екатерины Алексеевны в бывшем Верховном Тайном совете штату. А [14] служителей, как обор, так и ундер-афицеров и редовых по генеральной в морском уставе 19 табели, а излишних служителей, которые с выше-объявленных шести караблей и шняв останутца, комплектовать оставшия как карабельной, так и галерной флоты и порты, а достальных — куды Ваше величество соизволит определить.

А для лутчаго распорядку и смотрения как в состоянии караблей, так и в содержании людей, весь флот росписать на три эшквадры 20 с их обор и ундер-офицерами и редовыми, как то чинится в сухопутной армеи разделяются полки по дивизиям генералом и протчему генералитету, и поручить те эшквадры главным трем флагманом, а достальных флагманов и капитанов командоров росписать по тем же эшквадрам. И тако всякой камандир над своею эшквадрою повинен иметь крепкое смотрение как о состоянии крепости караблей, так и об людях, и что к тому принадлежит, и о всем состоянии той своей эшкадры должен репортовать Калегию повсямесечно, дабы та ево эшкадра, как починкою карабли, так и комплектом люди, и протчими припасы и аммунициею по положенному штату и морскому уставу удовольствована всем была. А когда случается камадрование в разные порты 21, яко например в Астрахань, в Казань, на Воронеж, тогда камандровать по равному числу со всех трех эшквадр, Також чинить, когда повелено будет и несколько караблей, вооружа, послать на моря, то по тому ж чинить равное как караблям, так и людям камандрование, отчего надеюся впредь караблям быть лутчему смотрению, а людем легулярству.

А хотя по указу Вашего императорского величества повсягодно по два карабля линейных и по одному фрегату строить и повелено, но токмо по моему мнению сего знать нельзя, в которой год и каких рангов карабли или фрегаты станут приходить в слабость; того ради определить Адмиралтейскую калегию крепкими указами, чтоб смотрела того накрепко, дабы флот указное число караблей был всегда в полном комплекте и во всякой исправности, чего ради оная повинна во всяком году три раз весь флот осмотреть со всеми корабельными мастерами и камандующими на них капитанами, и когда заблаговремянно в таких осмотрах ис которых рангов карабли находится будут, чтоб уже в действительной службе чрез два или три года служить не могут, о таких рангах, сколько их явится, и наряд приуготовлением лесов учинить, и потом вновь строить зачинать 22; а фрегаты б строить у города Архангельского из соснового лесу 23, и, построя, приводить в Питер бурх, понеже там сосновых лесов довольно есть; да и в прошедшую войну тамо строили и пятидесятые карабли 24; а для лутчаго впредь известия не соизволит ли Ваше величество приказать купить дубовых лесов на один фрегат в Помарании или в Голстиндии 25, ис чего можем ведать, как будет превосходить ценою противо здешнего лесу, також и крепостию пред здешним колико лет будет служить. А у города Архангельского имеется еще дерево, называемое листвица 26, и как слышно, что оное крепостию немного хуже дуба находитца, для чего можно там ис дерева на пробу один фрегат или шняву зделать 27, а на починку указанному числу караблей, взяв обстоятельную табель от корабельных мастеров на каждой ранг всякого корабля поскольку каких дерев привозить повсягодно, и те леса как на строение вновь, так и починошные караблям класть по каналом посортно каждого карабля, над которыми зделать сараи на столбах, дабы тем лесам как от мокроты, так и от солнечного зноя иметь лутчее охранение. А для починки караблей,хотя ныне в Питер бурхе два эленга 28 и имеются, токмо привод караблям ис [15] Кронштата на камелях 29 и втаскивании оных на брех [Берег.], и паки спускания и на камелях отвод до Кронштата чинится немалый кошт, и караблям не без вредов и опасности за мелким фарватером, и хотя ныне при Кронштате валянием карабли и чинятся, то токмо и оттого им имеется великий вред; того ради надлежит как возможно скоро в Кронштате зделать хотя три дока 30, и когда оные зделаются, то можем избегнуть великова труда, опасности и кошту починкою тех караблей.

Второе. По указу Блаженныя и высокославныя памяти дяди Вашего государя императора Петра Великого повелено содержать галер 31 больших семьдесят, меньших пятьдесят, конных 32 десеть, итого сто тридцать, а во сколько банок, того не определено, чего ради по определению калежскому в 728 году велено галер содержать двадцети двух банок 33 девятнадцать, дватцети банок сорок одну, шестнадцети банок — семьдесят, итого сто тритцать же. Ныне оных налицо девяносто, да на сорок галер велено приуготовлять леса, и заготовя, класть в амбары, которые и заготовляются, а строить до указу не велено 34, да в 724 году сверх того сделано тритцать семь каек 35, на которых по двенатцети весел на стороне, да несколько каншебашей 35, а по моему нижайшему мнению надлежит к вышеобъявленному числу вместо убавленных караблей прибавить галер еще дватцать и впредь содержать. А именно: дватцети двух банок дватцать пять, дватцети банок пятьдесят, шестнатцети банок семьдесят пять, итого будет сто пятьдесят 36, ис которых всегда содержать в готовности под сараями сто галер, а на пятьдесят как леса, так и такелаж и протчую аммуницию изготовить заблаговремянно, и леса, отесав по лекалам, покласть в крытые сараи, а такелаж и аммуницию в особливые могазейны 37, не примешивая х корабельным, да к тем же галерам в прибавок иметь пятьдесят каншебашей, оные иметь во время войны, а ные разве только заготовить на них леса, которые походят на островские лотки, токмо оные крепостию островских лоток весьма находятся лутче, и на море и в шхерах были как в прошедшую войну, так и ныне безопасны, к тому же и невеликова стоят кошту. А имеющиеся кайки, которых ныне имеется тридцать семь, впредь не строить, и при том галерном флоте не содержать, понеже оные весьма неудобные быть, и больших ветров никак терпеть не могут, и гораздо вышеобъявленных каншебашей находятца во всем хуже, а коштом происходят больше. А за умалением дубовых лесов впредь галеры обшивать, что в воде — сосновыми досками, а выше воды вверх — дубовыми, понеже в воде сосновый лес не гниет, и к тому ж еще прибавится галере в ходу на гребле лехкости, ибо и в прошетшей дватцетилетней войне едва галеры и не все были сосновые. А при тех галерах боты и шлюпки, також настоящей такелаж и запасные припасы и аммуницию иметь по учиненному штату, которое нынче на наличное число галер и имеется; а о служителях на тех галерах, поскольку каких чинов иметь на каждой галере, в регламенте не печатано, и указом не определено; токмо во всем том галерном флоте повелено калежским определением в 728 году содержать флагмана одного, обер-офицеров шездесят двух, ундер-офицеров ста восьмидесят двух, рядовых — 1781; всего и с флагманом как обор, так и ундер-офицеров и рядовых 2026 человек, да во оном же числе имеется три роты солдат, с их обор и ундер-офицерами по препорции, над которыми определен маэор [Майор.] один, в чем имеется кроме обер-офицеров великий недостаток. Того ради, по мнению моему, надлежит быть по [16] учиненной мною з галерными офицеры по приложенной при сем табели, и ежели Ваше императорское величество толикое число как кораблей, так и галер впредь содержать изволите, то можем еще с ими в здешнем море противу других не токмо свободны и порты выходить, но по времени и сами кого запереть, понеже хотя б где и больше караблей имелось, токмо Вашего императорского величества карабельному флоту великая помощь имеет быть от галерного флота, что и в прошедшую дватцатилетную войну оными действовали больше, нежели кораблями, чего ради и впредь на них иметь большую надежду. А о ластовых судах 38 и всего Адмиралтейства и о отдаленных портах как о мастерах, так и о мастеровых людях всех мастерств, каким образом и сколько их впредь содержать надлежит, ныне принести мнения своего не могу до тех мест, доколе точно о карабельном и галерном флоте указом Вашего императорского величества определено будет 39.

Табель, коликое число по мнению моему надлежит быть на галерах каждому рангу служителей кроме обер-офицеров.

Ранги

22 банок

20 банок

16 банок

Мичманы

1

-

-

Боцманы

-

1

-

Боцманматы 40

1

-

1

Картермейстеры

1

1

1

Кананиры

3

2

2

Матрозы

10

8

6

Салдаты

4

4

3

Итого

20

16

13

Всего на сте на пятидесяти галерах по вышеописанному расположению ундер-офицеров и рядовых 2275 человек.

Вице-адмирал

Сенявин

РГАДА. Ф. 248. Кн. 1089. Л. 719-724. Подлинник.

№ 2

Рассуждение о принципах содержания флота

[Заголовок документа.]

№ 126

Записано марта 16 дня 1732 году

Оборона государственная учреждается на токмо по силе государственной, но больше и наипаче по препорции тех опасностей или неприятельских нападений, которые от какой стороны приключится могут.

Оная пропорция берется от силы тех государств, от которых, или по соседству, или по каким иным причинам, такие неприятельские наступлении быть могут.

Все державы, которые при берегах морских свое владение, и морем отправляемое купечество имеют, а морем атакованы быть могут, для обороны своей должны сверх сухопутной армеи держать флот, ибо без сей морской обороны они на всякой час атакованы, и их купечество пресечено быть может.

Его императорское величество Петр Великий блаженнейшия памяти сие довольно признал, и для того по возвращении древних [17] российских и завоевании новых швецких провинций для содержания оных о заведении флота известным образом такое неусыпное старание имел, и в последней швецкой войне искусство показало, какой необходимой нужды флот был, и какой великой плод оной государству принес.

России безспоримо надлежит всегда иметь опасение от Швеции.

Нынешние российские границы с Швециею божиим благословением таковые, что сухим путем Швеция, особливо пока Выборг в российских руках будет, против России едва ли какие сильные действа предвосприять может, и в последней войне показалось, что и российское войско с той стороны в Финляндию ворваться, сколько о том ни трудилось, не могло, но принужденно было морем дорогу искать.

Его императорского величества Петра Великого намерении при заведении и увеличенном установлении флота по всему виду ни на чем ином, как на вышеписанных рассуждениях основаны были, ибо Его величество завел флот двойной, один карабельной, другой галерной.

Карабельной флот заведен по пропорции швецкого, и для обороны от швецкого числом довольной.

Галерной флот заведен не так для обороны, как для наступательных действ в потребном и нужном случае.

О потребности и необходимой нужде в содержании сих обоих флотов чаятельно никто сумневаться не изволит.

Но разве сие при том в рассуждение приходит, в какой силе флот содержать: в такой ли силе, как от Блаженныя памяти императора Петра Великого по регламенту повелено, или с каким умалением и убавкою.

В начале надлежит примечать, что о пропорции и величине караблей и галер здесь слово не имеется, но токмо о числе, ибо о пропорции и величине надлежит иметь особливое разсуждение, и, по определении числа, пропорция и величина с морскими командирами определена быть может.

Резоны, которые ко умалению советуют, наиглавнейшия могут быть следующие.

1) Что карабельный флот не в состоянии против швецкого стоять.

2) Что наиглавнейшия действа имеют быть учинены от галерного флота,

3) И тако от содержания и строения толикого числа караблей, как по регламенту содержать велено, только напрасной великой убыток государству чинится, толь наипаче, понеже лес к строению тех кораблей потребной и годной с великим трудом и убытком достают.

З друтой стороны мочно на сие ответствовать:

На 1-е) Что дело еще было новое, и что на Бога мочно уповать, что со времянем флот равно так против швецкого стоять будет, как и сухопутное войско, которое такоже сначала против швецкого стоять в состоянии не было.

На 2-е) Что галерному флоту без защиты карабельного действовать едвали возможно, ибо не будучи от карабельного защищен, самое малое число неприятельских хотя лехких караблей при случаях весь галерный флот разорить может.

На 3-е) И что потому полагаемые на содержание карабельного флота иждивении не токмо не напрасные, но весьма нужно потребные становятся.

А что до потребного к строению лесу принадлежит, то потребно о пристойных к потреблению оного способах мыслить и старание иметь.

Сверх того еще следующие резоны могут в разсуждение приняты быть. [18]

1) Слава государственная, которая от умаления флота потерпеть может, ибо известно есть, что и морская сила в Российской империи у друтих держав немалое почтение подает, и весма союзники Ея императорского величества о российском флоте особливое рассуждение имеют, и для того такожде во учиненных с Россиею трактатах постановили, что в потребном случае вместо сухопутного войска кораблями военными им вспоможение учинить.

2) От малого числа караблей и малой пользы ожидать мочно.

3) Но паче от умаления флота неприятелю силы прибудет, ибо хотя б и российский флот никаких знатных действ учинить в состоянии не был, то однакож, пока оной есть, в случае войны неприятель принужден для своей безопасности такой же флот вооружить, и всегда не токмо в готовности иметь, но и в море держать, к великому своему убытку и крайнему разорению, отчего он освободится, когда от россейского флота больше опасения не имеет, и тако на вооружение флота поребные иждивении в друтом месте против России употреблять может.

Сии могут быть наиглавнейшие резоны, которые при определении сего пункта в разсуждение приходят.

А при определении числа кораблей может быть и небезприлично будет и того смотреть, чтоб кроме соседов, друтим посторонним и отдельным державам от того числа справедливого подозрения быть не могло.

Еще и сие при том примечать надлежит, что небезпотребно несколько караблей больше держать, нежели намерение имеется, при нужном случае караблей вооружать, и в море послать, дабы в случае какого от штурма или друтого случая несчастия попорченных караблей возможно было другими переменить.

По сему рассуждению Ея императорскому величеству докладывано марта 16 дня 1732 году, о чем записано в журнале того ж числа.

РГАДА. Ф. 248. Кн. 1083. Л. 471-474 об. Подлинник.


Комментарии

1. Имеются в виду штаты флота от 1 мая 1718 и 11 июля 1720 г. Подробнее о них см.: Кротов П. А. Указ. соч. С. 316, 324.

2. Линейный корабль — тяжелый двух-трехпалубный артиллерийский (от 50 пушек и выше) трехмачтовый корабль с прямым парусным вооружением, предназначенный для боевых действий в эскадренном бою — основная ударная сила флота.

3. Фрегат — второй по величине после линейного парусный военный корабль, предназначенный для поддержки линейных кораблей в эскадренном бою и действий на путях сообщения противника. В петровское время нес 28-32 пушки.

4. Шнява — небольшое парусное посыльное и разведывательно-дозорное парусное судно с 18-22 орудиями на борту.

5. Первый 100-пушечный русский корабль, заложенный по чертежам Петра и достроенный после его смерти.

6. Бомбардирский корабль — корабль, вооруженный тяжелыми орудиями (мортирами), предназначенный для осадных операций.

7. Прам — плавучая артиллерийская батарея.

8. В Свияжском, Чебоксарском и Козьмодемьянском уездах Казанской губернии числилось 12 корабельных рощ общей площадью 3396 десятин, в которых по оценке считалось 539332 дерева (РГАДА. Ф. 248. Кн. 542. Л. 88, 90).

9. Т.е. «главные» деревья, составляющие основу каркаса судна (киль и т. д.).

10. Справки Адмиралтейств-коллегии позднее ставили под сомнение обеспеченность лесами даже весьма умеренной программы строительства кораблей по штатам 1732 г. «... леса весьма вывелись и для того приискиваются годные от Казани по реке Суре на 800 верстах, и там дерево по полуверсте и по версте; а нужнейшие и по 5 верст и более дерево от дерева, а от пристаней многие и паче принципиальные находятся от 50 до 80 и до 150 верст, откуда в привозе к рекам великая трудность ... И по той трудности и дальности невозможно и на один корабль лесов изготовить меньше трех лет ...» (Материалы по истории русского флота. Т. VIII. СПб. 1880. С. 323).

11. Брандер — нагруженное горючими материалами судно, предназначенное для сожжения кораблей противника.

12. Леса рубились и вывозились к пристаням силами ясачного населения Казанской губернии («... казанских мурз и татар ...») в порядке возложенной на них специальной повинности. С пристаней леса отправлялись в Петербург по волжскому пути и через систему волоков. Эти перевозки оплачивались Адмиралтейством и осуществлялись с помощью подрядов. Проблеме удешевления перевозок было уделено немалое внимание в работе ВМК.

13. Кошт — расходы (нем. kosten — стоимость, издержки).

14. Т.е. для строительства одного только 100-пушечного корабля требовалось 4,5 тыс. деревьев. Сравните с данными прим. 8: разведанных запасов леса хватило бы, таким образом, на 100-150 кораблей, причем следует принять во внимание, что не все учтенные деревья были пригодны для рубки. Следовательно, разведанных запасов леса хватило бы России лишь на 50-60 лет, тогда как для возобновления их требовалось не менее 300 лет.

15. Т. е. одна лишь стоимость провоза леса до Петербурга была эквивалентна примерно подушной подати с 57 тысяч помещичьих крестьян.

16. Расчеты Н. А. Сенявина о примерной стоимости 100-пушечного корабля для Адмиралтейства в 100 тысяч руб. чересчур радужны. Практика строительства показала, что общие расходы на строительство и вооружение 66 пушечного корабля колебались от 89960 до 103510 руб. (в зависимости от медных или железных пушек) (РГАДА. Ф. 248. Кн. 1137. Л. 960-961).

17. Первая часть перевода голландской лоции Балтийского моря «Зеефакел» вышла из печати в 1734 г., а карты к ней в достаточном количестве — только в 1738; русские картографические работы. на Балтийском море также были далеко не завершены (См.: Гольденберг Л. А. Федор Иванович Соймонов (1692-1780). М., 1966. С.109-111). В 1732 г. один из русских офицеров, пользуясь голландской картой, разбил пакетбот у острова, местоположение которого было неверно на ней указано (См.: Морской сборник. 1888. № 9. С.97-99).

18. Имеется в виду Северная война 1700-1721 гг.

19. «Морской устав» от 13 января 1720 г. — сборник нормативных актов, определяющих и регулирующих основы жизнедеятельности флота и обязанности всех флотских чинов.

20. Т. е. эскадры. Разделение флота на три эскадры с постоянным судовым, командным и людским составом — одно из оригинальных предложений Н. А. Сенявина.

21. Кроме Кронштадта, Петербурга и Рогервика, у военного флота было еще несколько официальных военных строительных баз с штатным числом служителей, но обычно с крайне незначительным числом судов нелинейного флота (преимущественно галер и небольших парусных судов). Служба на них неслась откомандированными с Балтфлота офицерами и матросами.

22. Как видим, Сенявин отказался от точного определения количества кораблей, которое необходимо строить ежегодно, и предложил постоянное инспектирование флота с целью определения нужного их количества. Косвенно это свидетельствует о том, что его не удовлетворяли намеченные правительством нормы строительства кораблей (2 корабля в год), действительно недостаточные для возобновления полностью боеспособного штата.

23. Фактически здесь содержится предложение о создании второй постоянной военной кораблестроительной базы в Архангельске, которое, кроме Сенявина, выдвигал еще один только П. Бредаль, впоследствие назначенный командиром Архангельского порта. Под надзором последнего и проводилось строительство военных верфей на Соломбале; к 1741 г. на них было уже 4 эллинга и 1 сухой док (строительство началось в 1734 г.).

24. Военные корабли (52-пушечные «архангелы», т.е. называемые именами архангелов) строились в Архангельске в 1712-1715-м гг., когда не было серьезной строительной базы на Балтике, а в Архангельске были опытные кадры рабочих, а также готовые купеческие верфи. Но Петр I не имел серьезных намерений основать здесь постоянную верфь: из-за сложности в проводке построенных здесь кораблей на Балтику. Построенные в середине лета, они не могли быть отправлены в море ранее осени, а по общим недостаткам конструкции кораблей того времени не могли противостоять жестоким осенним штормам Белого и Северного морей и получали серьезные повреждения.

25. ВМК действиетльно пыталась осуществить в 1733 — 1734 гг. эксперимент по закупке леса за границей (Российский государственный архив Военно-Морского флота. Ф. 146. Д. 40. Л. 1-65).

26. Лиственница.

27. Н. А. Сенявин оказался инициатором возобновления строительства кораблей из архангельской лиственницы. Это предложение Сенявина, как и предложение о возобновлении военной верфи в Архангельске не удивительно, поскольку именно его родной брат И. А. Сенявин командовал довольно сложной по условиям военного времени проводкой четырех построенных из лиственницы «архангелов» с Белого моря на Балтику с 1714 г.; да и в составе отряда кораблей, которыми он сам командовал в принесшем ему славу Эзельском сражении, было 4 «архангела» (непосредственно в бою участвовали два).

28. Эллинг — крытое помещение со стапелями внутри для строительства и ремонта судов.

29. Камели («верблюды») — подъемные понтоны. Глубина фарватера на пути из Петербурга в Кронштадт допускала проводку судов с осадкой только 8 футов (около 2,5 м).

30. Необходимость строительства доков в Кронштадте поддерживалась всеми флагманами. Окончательные планы строительства Кронштадта были скорректированы незадолго до смерти Петра в 1725 г. и включали в себя строительство двух доков и нескольких эллингов. В том же 1725 г. Адмиралтейств-коллегия предложила самый дешевый вариант решения проблемы: построить на повороте канала 2 шлюза, чтобы использовать полученный отрезок как док для строительства трех кораблей, но не получила ответа, и этот участок канала был застроен (РГАДА. Ф. 248. Кн. 544. Л. 190). ВМК решила строить 4 дока (ПС3-I. Т. VIII. № 6040). Окончание строительства доков и канала намечалось на 1737 г., но завершилось только в 1752 г.

31. Галера — длинный и узкий гребной корабль, использовавший паруса только в помощь веслам, на которых он развивал скорость до 7 узлов (13 км в час).

32. Т.е. для перевозки лошадей.

33. Банка — скамья для гребцов, соответствующая паре весел. Число банок— основной показатель размеров галеры.

34. Своеобразный «мирный штат» галер. На воде галеры быстро портились, вместе с тем строительство третьей их части из готовых деталей (фактически сборка) в нужном случае не заняло бы много времени.

35. Кайки, коншебаши («кончебасы»), островские лодки — виды военных гребных судов для перевозки людей.

36. Н. А. Сенявин планировал увеличить число галер для компенсации предложенного им сокращения флота, т. к. считал, что эффективность решения стоящих перед флотом задач в войне с вероятным противником в шхерных районах Балтики при этом только повысится.

37. Могазейны (магазины) — в данном случае хозяйственные и провиантские склады.

38. Ластовые («грузовые») — транспортные корабли.

39. Сенатом и Кабинетом министров был принят указ от 16 марта 1732 г. «О приведении флота в положенное число 27 кораблей» (ПСЗ-I. VIII. №5989).

40. Боцманматы — младший боцманский чин.

Текст воспроизведен по изданию: «О карабельном и галерном флотах»: Мнение вице-адмирала Н. А. Сенявина. 1732 г. // Исторический архив, № 4. 1996

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.