Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

«Некрещении крещеним пакости творят»

Последние заботы схимонаха Феодора

В 1704-1719 годах, по официальным данным, в Сибири было обращено в православие более 30 тысяч язычников и мусульман 1. Это эпохальное событие в истории края вызвало полярные оценки исследователей. Н. Абрамов, П. Буцинский, В. Павлуцкий, А. Сулоцкий, осуществившие в XIX — начале XX века монографическое изучение темы массового крещения сибирских «иноверцев», писали, что проведено оно было «тихой евангельской проповедью». По их мнению, ненасильственное крещение пятой части коренного населения Сибири стало этапом в процессе длительного культурного взаимодействия между русскими переселенцами и сибирскими аборигенами 2. Однако в обзорных трудах сибирских областников Н. Ядринцева и Н. Фирсова этот вывод был поставлен под сомнение. Без всяких специальных исследований эти авторы заявили, что крещение было насильственным и стало звеном в политике ассимиляции народов Сибири.

Вывод о насильственном характере крещения сибирских аборигенов подхватила советская историография 1920-1940-х годов, проникнутая идеями «воинствующего атеизма». Первым в этом ряду стал публицистический очерк А. Базанова по истории миссионерских школ на Тобольском Севере. Автор не был историком-профессионалом и не затруднял себя архивными поисками и источниковедческими штудиями. Целью его работы стало идеологическое обоснование необходимости ликвидации миссионерских центров и школ на Тобольском Севере, имевших 200-летнюю историю, и отказа от азбуки, которую создало православное духовенство для народов ханты и манси 3.

Гораздо более серьезное исследование массового крещения народов Обь-Иртышского Севера провел И. И. Огрызко. Однако большой объем источников, использованных в его труде, скорее противоречил выводу автора о насильственном характере крещения сибирских аборигенов. Думается, приступив к работе с заранее выработанной концепцией насильственного крещения и не имея возможности от нее отказаться, историк сам себя убедил в ее истинности 4. Теория насильственного крещения до сих пор имеет сторонников 5.

Отказ от теории насильственного крещения в рамках советской историографии стал возможен только в 1970-е годы. В капитальном историко-этнографическом исследовании истории, материальной и духовной культуры русского и аборигенного населения северо-запада Сибири Н. А. Миненко было показано, что массовое крещение сибирских «иноверцев» стало результатом возникновения у них стремления к достижениям культуры русских переселенцев 6.

В моей работе о реформах Петра Великого в Сибири был проведен анализ всех известных в настоящее время и вновь выявленных в архивах исторических источников по теме массового крещения сибирских «иноверцев» в начале XVIII века. Проведенное исследование показало, что в деле крещения в 1710-х годах большую роль сыграли светские власти Сибири, считавшие допустимым использование административных методов при обращении язычников в православие. Сибирские миссионеры столкнулись с сильным сопротивлением «воровской самояди» (ненцев), татар-мусульман, народов Камчатки. Но вопреки этим фактам определяющей в деятельности миссионеров стала позиция митрополита Филофея, считавшего, в соответствии с православной доктриной, недопустимым использование насилия при обращении «иноверцев» в православие и умевшего перевести вооруженное противостояние в мирный диалог 7.

Изучение любой исторической проблемы ставит вопрос о роли личности в истории. Как уже говорилось, определяющую роль в крещении сибирских «иноверцев» сыграл митрополит Филофей Лещинский. Хотелось бы сказать несколько слов о нем. Филофей (1650-1727) происходил из украинского дворянства. В [49] молодости он обучался в Киевской академии, после окончания которой женился и стал приходским священником. Рано овдовев, он постригся в Киево-Печерской лавре, которую считал «местом своего духовного рождения и воспитания». Долгое время он был экономом лавры и наместником Брянского Свенского монастыря. В 1702 году по настоянию Петра I Филофей занял кафедру митрополита Сибирского и Тобольского. Почти 20 лет он правил Сибирской епархией (1700-1709, 1716-1721) и сыграл выдающуюся роль в просвещении местного духовенства, строительстве храмов и монастырей, крещении «иноверцев». В 1709 году Филофей принял схиму в Тюменском Троицком монастыре под именем Феодора. В этом монастыре он и умер 31 мая 1727 года 8.

Разрешение очень важной для понимания прошлого и настоящего народов Сибири проблемы, связанной с оценкой массового крещения «иноверцев» в начале XVIII века, затруднено недостатком исторических источников по теме. В настоящей работе и будет осуществлено введение в научный и общественный оборот некоторых новых источников. Публикацию документов хотелось бы начать с издания источников, характеризующих последние годы жизни схимонаха Феодора.

Прежде всего, в этих документах отразилась борьба Феодора со светскими властями за главное дело его жизни — распространение православия среди сибирских «иноверцев». После смерти князя М. П. Гагарина отношение местной администрации к новокрещеным коренным образом изменилось: с одной стороны, появились проекты увеличения с них налогов и даже включения в подушную подать; с другой — усилились злоупотребления воевод и ясачных сборщиков в волостях новокрещеных. Совершенно вопиющим в этом ряду было решение судей надворного суда о продаже в холопство новокрещеных татар по прошению их бывших хозяев-мусульман, стремившихся таким образом остановить распространение православия в Сибири. Единственным заступником новокрещеных в этих условиях оказался схимонах Феодор.

Далее, Феодор заботился о материальном обеспечении сибирских монастырей и церквей в условиях петровской секуляризации. Особой его заботой стало благоустройство Тюменского Троицкого монастыря.

Особое внимание хотелось бы обратить на публикацию в заключение к этой подборке документов духовной Феодора и реестра имущества, оставшегося после его смерти. Эти документы позволяют увидеть очень скромный быт главы духовной власти Сибири. Наиболее ценное из своего имущества он завещал новокрещеным, сибирскому духовенству, а также братии Киево-Печерской лавры. Похоронить себя Феодор завещал у врат Троицкой церкви Тюменского монастыря, чтобы идущие на молитву попирали его прах.

Документы публикуются в соответствии с «Правилами издания исторических источников в СССР» (М. 1990).


№ 1

Письмо архиерея-схимонаха Феодора к кабинет-секретарю А. В. Макарову с просьбой о ходатайстве перед Петром I о сбавке податей с новокрещеных

Его царского величества Кабинета секретарю, благородному господину Алексею Васильевичу 9.

Во первых моих нуждах подал твое господство моему смирению помощь: просил царское величество о строении церквей у новокрещенных и у тех церкви живущим священником о жалованье, без какого невозможно им было прожити. А теперь прошу еще: тие ж новокрещенные чая [50] ли за крещение свое некую улучити его царского величества милость. И 720-го году над ясак их еще положено на их денежные подати против руских податей 10, чим зело оскорблении и возмуении стали, и мне впредь стало к ним нельзя показатись. А горее стало, чтоб не отвратились и от веры. Прошу твоего благородства его царскому величеству доложити, как его монаршая воля будет. Последним чтоб и перваго не погубити.

Бог же милостивый за твою в том милость да воздаст вам зде и в веце оном милостию и как же сам изволит. Молити о сем долженствую нам убогим. С Тобольска, генваря 31 день 721 году.

Смиренный Феодор, митрополит Тобольский и Сибирский.

РГАДА. Ф. 9. Отд. II. Кн. 57. Л. 12. Автограф.

№ 2

Челобитная схимонаха Феодора в Синод о нуждах Сибирской епархии

Святейшему Правительствующему Синоду
смиренный Феодор, бывый митрополит Сиберский
нижайшее поклонение отдаю и
челом бью.

Благодарствую вашему Святейшему Правительствующему Синоду, что по вашей милости на мое желание отправлен в Сибер преосвященный Антоный 19, бывый архиепископ Черниговский, митрополитом. Самая немощь моя того потребовала, дабы мне вси труды оставить, а в едином узле, где кончины житию моему ожидати, но вам еще не имам удовольствия и предела от Святейшего Правительствующаго Синода.

Теперь до указу вашего живу в монастыре 12 таком, котори и единаго крестьянина не имеет. Было пятьдесят крестьян с лышком и бывый губернатор велел отписать на государя, ис тех един переведен в новую Омскую крепость, а иние розбрелись. А давано вместо тех крестьян государево жалованья по сто четвертей хлеба и по двесте рублев денег, а теперь годов со два и от жалования отказано. И от того монастыря питатись мне невозможно для того, что тот монастырь без милости государевой и сам питатись не может. А при старости и немощи моей копать не могу, просити стижуся.

Аще милости государской на мя не будет, то прошу, молю отпустити мя на обещание в монастырь Печерски 13. И дать грамоту государеву, чтоб мене отпущено з Сибери и дано б подводы, а до архимандрита Печерского указ о приятии мене в монастирь и о даче келий и чтоб давано хлеба и прочая житию моему потребная, понеже и в том монастыре трудих я з двадесят годов в послушаниях всяких.

Тако ж и к преосвященному Антонию, митрополиту Сиберскому, указ, чтоб он принял новых християн и содержал так, как и я убогой. Сколько с ними было: помагах им как лепо расле новосажденно, даянием, и заступлением, и управлением.

Тут же доношу Святейшему Правительствующему Синоду, что в великом утеснении и в [51] бещестии духовный чин у комендантов в Сибери: явих прикащиков — попов бьют, з луков стреляют, а на Березове господин комендант Инглис игумена среде града так убил княми, что чуть живаго священци унесли в монастырь. А причина, что новокрещенных грабит комендант, и о том игумен нам известил. И он же, господин Инглис, и попов держит на цепе в приказе, в церкви окровавил подьячого, князцов новокрещенных бьет безвинно. Доношу губернаторской светлости о всем и нет управи и истязаниям. Только как наделает где комендант худо, то в иной город переменят. С Тюмени.

Октовриа 16дня 1721 году.

 

Роспись нуждам.

Мужа взято в воинство, оставшия жена за нищету и за невоздержание идут замуж или приживающий детей. Как быть сему?

Воини, похищающий насилием на блуд дев и жен. Чим то исправить?

Деви или жени посягающий за иноверния. Как быть сему? Да не мужа ради и сама пойдет в ересь и погибнет душа та. Что подобает творить?

Иновернии прежде крещения по своем поганском праве поемши в замужество вторых сестри или снохи, и родивши с ними дети, и по крещении нехотящими сих оставить. Что подобает делать?

Приходящим ко крещению от татар, остаков аще родителей, жену и чада. Должни ли свою часть имения в родителей некрещених идети своя в християнскую веру или всего чту?

Пленники или от язик приемлющий крещение и благочестие от кого должни помилование имети? И каков путь ко житию им показати?

Новокрещеннии, их же благодатию Божиею от сорока тысящ крестилось в Сибери, и многия терпят обиду от всюду, грабления, неразсмотрения ни на старость, ни на увечие, ни на нищету, к кому имеют прибегати? Понеже власть мирская никакова помилования им не творят.

Что же и духовной власти творити? Когда доношения их не приемлют, прощения не слушают.

Старости церковнии, держащий церковная приходи и нехотящии дати ответу где что делось, что прибило. А власти мирския аще бывает и доношение о сем от духовних, но неким ухищрением уведшеся, помощь не хочут дать духовеим. Что подобает творити?

Некрещении крещеним пакости творят, убийства, грабления и раззорения, а мирская власть как бы того и не видит. Как тому засечи? [52]

Новокрещении от татар, котории посели житием коло монастыря Тюменского, невозможно ли им быть за монастырем в помощь: дров привезти, сена выкосити, пашню зжати? А чтоб дела до них не было никому для того, что они ж от монастирской же нужди и питаются. И на сие решение молим.

А сие писавый просит прощения вашего Правительствующаго Синода. Для того пишет де, что еще преосвященнаго Антония за трудным путем по октября 16 число в Сибер не бывало, а дела налегают.

На л. 1 помета: № 87. 1722 года генваря 12 дня. Написать в реэстр.

РГАДА. Ф. 796. Оп. 3. 1722 г. № 1306. Л. 1-3об. Автограф.

№ 3

Приговор Синода по доношению схимонаха Феодора

1722 году генваря 30 дня. По указу его императорского величества в Святейший Правительствующий Синод доношения бывшаго сибирского Феодора митрополита и предложенной нужным делам роспись слушав, согласно приговорили:

О показанных в том доношении о светских делах сообщить в Сенат ведение с таким требованием, чтоб во оном учинена была сатисфакция и впредь бы им, светским управителям, в такия духовныя дела интересоватца было запрещено. А о показанных оною росписью делах выписать в доклад приличные к ним ис Кормчие книги правила, и из грацких законов, и из его императорского величества указов пункты, которые предложить к синодальному разсуждению немедленно. А ему, митрополиту, пребывание и в пище довольство иметь во означенном монастыре, в котором ныне обретается и о том к нему, Феодору митрополиту, и к нынешнему сибирскому ж митрополиту Антонию из Святейшаго Правительствующаго Синода послать указы. Ис которых в посланном ко оному от епархии отрешенному митрополиту Феодору указе подтвердить, чтоб он ни до каких духовных дел до престола правительствующаго архиерея надлежащих не касался и в правление оной епархии ничем не вступал, но содержал бы себя в помянутом монастыре умеренно как при восприятии схимы обещанием своим обязался.

Феодосий, архиепископ Новгородский и архимандрит Александро-Невский.

Гавриил, архимандрит Ипатский.

Леонид, архимандрит Петровский.

Варлаам, игумен Угрешский.

Обер-секретарь Тимофей Полехин.

На л. 4 помета: В книгу записан № 103.

РГАДА. Ф. 796. Оп. 3. 1722 г. № 1306. Л. 4, 5. Подлинник. [53]

№ 4.

Доношение схимонаха Феодора в Синод о злоупотреблениях светских властей в волостях у новокрещеных и об определении ему жалованья

Доношение Святейшему Правительствующему Синоду.

Татаре, которие без кабал жили и работали год по 15 и более у своих татар некрещених и от-шед крестились, а теперь по челобитью татар некрещених судие надворние судят отдать татарам некрещенным, чтоб они попродали руским в холопство. А не лучше бы дать им, крещенним, землю и записать их в ясак государев?

Ясаччики прибавляют на крещенних иноземцов ясаку по своих прихотех.

Коменданти новокрещених обирают всячиною, а управи и обороны нет им ни от кого, аще и доносим.

Они ж коменданти на новокрещенных князцов нападают и бьют их невинно, а заступить некому.

Они ж коменданти развращают новокрещеных и велят жить по прежним правом поганским.

Есть в Тобольску начальный татарин Сабанак 14, тот посилат в остяки своих абизов и велет, чтоб абизи научали остяков новокрещенных дабы нас позабивали до смерти: указ де прислан государев убить архиерея. И так в тех юртах человек четирох наших перестреляно до полусмерти и мене самого вдарено с пищали под пояс, но Бог помиловал мя: пуля кругом ободраля плате, а мене не вредила. И симаны были те абизи, и седели в канцелярии, и дали сказку, что де нас Сабанак послал остяков помутить, чтоб архиерея убили.

Аще бы возможно того Сабанака з братом взять в Сант-Питербурх на вечное житье, мощно бы и всем татаром креститись, а то он, Сабанак, великое препятие чинит крещению.

Да коменданти ж, как летом едут на коменди своя, емлют в подводы новокрещенных и сим их раззоряют, что себе не промыслят запасу за чим бы ясак могли государева промыслить.

На престарелых, увечных и нищих новокрещенних нет разсмотрения, одно — давать ясак. Даби по налогам за бывшого губернатора князя Гагарина 15 было на таковых разсмотрение и оставлено было от ясаку, а теперь нет, хоча и прибувают на то место подростки.

И о себе прошу вашего Святейшаго Правительствующаго Синоду призрения. Изнемох и соста-рехся, Бог весть — могу ли на обещание выехать или нет? А как жить, чим кормится в Сибери не знаю. Великаго государя ко мне убогому милость: прислано до господина губернатора нашего князя Алексея Михайловича Черкаского 16 грамоту из Сенату, из Штац-Кантор-коллегии велено мне давать на пропитание до кончины моея повсягодно по пятьдесят чет муки да 200 рублев денег. Но господин губернатор отказал и живу бедне в таком монастыре, которой и единаго крестьянина не имеет. Было крестьян 50 дворов, и те бывший губернатор взял на государя, и едних переведено в новую Омскую, а другие розбрились. А давано за те крестьяне на монастирь государево жалованье по сто четвертей ржи на год, на церковние потребы по 50 рублей, да братии на одежду по 60 рублей, да на соль по 30, и того уже четвертин год не дают. И так ни крестьян, ни жалованья. И о сем ваш Святейший Правительствующий Синод что укажет? И каковую явите мне и убогой той обители Тюменской явите милость какую?

Архиерей Феодор.

Вверху Л. 1 помета: Подано 2 дня февраля 1722. Написать в реэстр.

РГИА. Ф. 796. Оп. 2. 1722 г. № 157. Л. 1-2. Автограф. [54]

№ 5

Приговор Синода по доношению схимонаха Феодора

1722 года марта в 15 день. По указу его императорского величества Святейший Правительствующий Синод, слушав означенного бывшаго Сибирской митрополии архиерея Феодора доношения, согласно приговорил: Со оного его архиерейского доношения для учинения показанных тем доношением сибирских городов комендантом, которые во увещание к святому крещению некрещеных татар чинят препятие, паче же и крещеных развращают, о требовании сатисфакции. И о взятье за таковыми ж показанными причинами начального некрещеного татарина Сабанака. И о даче из оной губернии вышепоказанному бывшему архиерею Феодору по постанному из Штатс-Кантор-коллегии к сибирскому губернатору князю Черкаскому указу денежного и хлебного жалованья сообщить в Сенат ведение.

Феодосии, архиепископ Новгородцкий и архимандрит Александро-Невский.

Феофан, архиепископ Псковский.

Леонид, архиепископ Крутицкий.

Гавриил, архимандрит Ипатский.

Иерофей, архимандрит Новоспаский.

Феофилакт, архимандрит Спаский.

Афанасей, игумен Толский.

Варлаам, игумен Угрешский.

Обер-секретарь Тимофей Палехин.

На Л. 3 помета: В книгу записан. № 314.

РГИА. Ф. 796. Оп. 2. 1722 г. № 157. Л. 3-3об. Подлинник.

№ 6

Доношение схимонаха Феодора в Синод о злоупотреблениях судей Тобольского надворного суда

Святейшему Правительствующему Синоду

Доношение.

Приточилась нам укоризненная справка от их милостей господ судей надворных в той образ:

714 году по доношению бывшого губернатора князя Матфея Петровича Гагарина его императорскому величеству есть де премножество нечестия в Сиберской стране, чтил игра бессовския, име же неведущии Бога язици приносят жертвы и прорицания некая от них приемлют, до тол-ких християн безумных касаются.

И по тому доношению прислана ко мне убогому его императорского величества грамота: ехать мне в волости неверных, кумирни их велено жеч, капища раззорять, а самых призывать ко познанию истиннаго Бога и до крещения святого 17.

И бысть слово делом. И по той грамоте многажды всех крестил вогулич, остяков, киштимов и от тунгусов часть по реке Тунгуске. А как его императорскому величеству о том учинилось вестно, прислана ко мне 720 году его императорского величества другая грамота з Сенату з милостивым словом за такое дело. И в той грамоте повелевает еще мне трудитись донеле змогу и призивати ко крещению и дале 18.

Что слышачи многие татаре-махометяне свободние и которие безкабальние в татар были люди повиходили и покрестились. Что видя врази креста святого, татаре, бухарци, на Тюмени корения усмотрели, по их власти наполнили знатно мздою руце где надлежит, а хотячи крещению спону учинили. И дабы от них не смел нихто креститись, виправили указ з Тобольска, з надворного суда на те новокрещении, на которых и кабал не положили, только на словах сказали: то де наши холопи. [55]

Господа судии ни отвеччиков видели, ни посоветовали з преосвященным митрополитом, но знатно по вчерашном не истрезвились, дали указ татаром продавать новокрещенных. И так сталось, засадивши за арешт новокрещенных душ 13, голодом 5 дни морили, а государев указ отставили, что велено исцом кормить арестантов, знатно те кормовые деньги собравши, пьяници судиим отдали. Да они ж, врази Христови, татаре подъежают к новокрещенным и смущают: велят именем своего начальника Сабанака церкви жеч, попов и причетников до смерти побить, крести позбросать и старую веру держать.

Да от их же абизи ездят и неведомо по какому указу многих остяков пообрезали около Тобольска, и крещения коснулись, и разширают свою проклятую веру, на что все доношением имеем от священников ис волостей новокрещенних. Да они ж, абизи, в юртах Буренских остяков смутили и мене мало не застрелили, а троих людей, бивших со мною перестреляли увечно. И перехватаны были, и сидели в турмах абизи, и дали сказку: что де нас начальник послал дабы мы смутили и по ево указу мы чинили. И до сих пор не перестают пакости чинити. И о сем, что ваш Святейший Правительствующий Синод укажет? Унять их некому, богати же великие: наполнят руце мздою и вси им потакают. А от их богатства мало что я мню в казну идет государьскую, суть таковы мнози: что тают заимки, рибные ловле, стада, а ясаку дают полполтини в год. И сим дело да исстидили нашу християнскую веру и церковь, а наипаче, когда прислали господа судии с Тобольска указ, велено продавать новокрещенных и по тому указу роспродани.

Смиренный архиерей схимонах

Феодор.

С Тюмени.

Декабря 22 дня 723 году.

Пометы: 1. № 892. Подано июня 9-го дня 1724 года. Записав, предложить в доклад (Л. 6). 2. Слушано июня 9 дня 1724 года. На конверте адрес: Святейшему Правительствующему Синоду всесмиренно вручити.

РГИА. Ф. 796. Оп. 5. 1724 г. № 253. Л. 6-7об. Автограф. [56]

№ 7

Доношение генерал-майора В. Геннина в Синод

В Святейший Высокоправительствующий Духовный Синод

Доношение.

Прешедшего марта 4-го дня сего году получил при письме с Тюмени от архиерея схимонаха к его императорскому величеству доношение на Тобольских надворных судей и на татар в обиде новокрещеным вогульцом, остяком и киштимом и о воспрещении им крестится в православную христианскую веру. И оное доношение, тако ж и с присланного ко мне письма, списав копию, посылаю при сем. Того ради Святейшему Высокоправительствующему Духовному Синоду для решения сим доношением предлагаю, а конечно надлежит оное дело изследовать.

Генерал-маеор В. Геннин 19.

Соль Камска.

Апреля 4-го 1724 году.

Пометы: 1. № 664. 1724, майя в 20 день. Записав по указу, доложить прежде всех дел. 2. Слушано сего 20 дня.

РГИА. Ф. 796. Оп. 5. 1724 г. № 253. Л. 1. Подлинник. [57]

№ 8

Доношение схимонаха Феодора Петру I о злоупотреблениях судей Тобольского надворного суда

Его императорского пресветлого величества Петра Великого самодержца Всеросийского
богомолец смиренный архиерей схимонах Феодор
предлагает.

Прислана грамота от вашего императорского величества к моему смирению з милостивым словом, что окрестил вогулицкой, остяцкой и киштимов роды, а числом сорок тысящ и более. И вси тии ныне благодатию Божиею приязнивы, подобострастии и послушливы лучше, ниж как были некрещени. И в той же грамоте велено мне еще трудитись и крестити хто тилько придет от иноземцов.

И ту грамоту услышав, стали были приходить и от махометанов креститись. Но татаре, хотя тому крещению воспятити, чтоб от них нихто не крестился, били челом в Тобольску, в надворном суде судиам господину Ушакову со ассессори будто от них, татар, холопи кабальные поуходили и крестились. А на тех кабал не показали.

И тем словам лживым татарским господа судии поверили, указали новокрещенных отдать татаром и продать, хто купит, и распродано душ 13, чим учинено вашего императорского величества грамоте противность, поругание христианской веры, церкви святой соблазн. Грамоте вашего императорского величества противность, что мне велено еще трудитись и крестити, а господа судии, неведомо по какой причине не посоветовав з преосвященным Антонием, митрополитом Тобольским и Сиберским, но своим неразсудством, пресечение крещению учинили. Вери християнской поругание, когда видали новокрещених татаром продавать. И хто ж поиде креститись, когда видают продавати? Церкви святой соблазн, что пошед от татар окрестится и взял себе жену свободную, новокрещенного продано в холопи, а жена свободная за мужем не пошла в холопство и сим супружество разлучеся. Тако жив женском полу учинили. И сии господа судии до конца раззорили новокрещенных. А наконец и я стался обруган, крестить уже не смею. Грамоту вашего величества пренебрегли и презрели.

Прошу вашего императорского величества то дело взять от них, судии, в духовный в Тобольску суд и ту соблазн церкви святой исправить. А инако исправы не будет, разве сим утех, что покупили новокрещенных взять кабали на татарех, кои продали, по кабалам деньги доправить в дом архиерейской и отдать новокрещенным за раззорение и поругание, и свободних учинить. А продавцом и купцом незамаи себе суда ищут. Судиам же, что ваше императорское величество укажет за их неправедное разсуждение.

Помета: Сие доношение списав и подлинно послать в Синод немедлено с доношением от мне.

РГИА. Ф. 796. Оп. 5. 1724 г. № 253. Л. 2-2об. Автограф.

№ 9

Письмо схимонаха Феодора В. Геннину о злоупотреблениях судей Тобольского надворного суда

Копия.

Высокопочтенному превосходительством генеральства,
его милости господину, господину Вилиму Ивановичю
смиренный архиерей схимонах Феодор
мира и здравия и благоденствия желает
и челом бьет.

Неудостоился вашего превосходительства по возвращении с Тобольска приветствовати и некую мою предложити печаль на господ судей надворных. Однако ж, ведаючи превосходительство ваше любящаго правду, а зазирающаго тем, кои бут-то християне, а християнской должности в любве не ховают и в правде, теперь доношу на судей надворных в Тобольску, в которых и з свечею не взыскати правды. Нигде не слышно, дабы крещеных татар бескабальных отдавать некрещеным татаром и велеть продавать. И распродано душ 13, а ценою буде не все, то пополам поделились з судиями кроме взятков. И за такое правосудие сами их предводитель взят на суд перед Бога з женою. Писал яз к ним и угрожал ем Божиим и его императорским гневом, ни на что не посмотрели, но еще и посланного моего держали за караулом.[58]

Прошу вашего превосходительства сие мое доношение кому подати, запечатав, дабы его императорского величества сие дело донеслося. Писал в Синод, в Сенат и в Юстиц-колегию, невем, что за многодельством моим письма и презрено. Мню, что хто не разсудит, то ни во что мои труды в крещении иноземцов поставит, а кто разсмотрит, увидит, что душа една приобретенная Богу всего мира богатства превышает. А к тому единоверие, приязнь, послушество, подобострастие и верность к его императорскому величеству показует лутше и нежели когда тии народы были некрещенни.

А каковы сами надворные судии, таких и в дистрикты посылают. Как у нас на Тюмени судеика прислан, от которого только людям бедным драча, да в Тобольске отдача. Хто дав, тот прав; а кому нечего дать, хотя не виноват, выженут из хаты.

Да в цыдульке написано:

Не объятать хитрость в русаков в делах: забрано новокрещенных с Тюмени в Тобольск и за караул засадили крепки, есте не дают и не пущают, а велят им, новокрещеным, выкупатись. Они не хотели: не замай де продают хозяе. Нет де, сами продайте. Бьют, пописали кабали, велят прикладывать руки по 20 рублев по ародми, а в кабалах писали вдвое. Пожалуй превосходительство твое, донеси тую християн новокрещенных бедность и раззорение, а судейское лукавство его императорскому величеству и егли Бог ему даст на серце презрети на людское воздыхание и слезы.

Получено марта в 4 день 1724 году.

С подлинным читал подканцелярист Петр Клушин.

РГИА. Ф. 796. Оп. 5. 1724 г. № 253. Л. 3-3об. Копия.

№ 10

Духовная архиерея схимонаха Феодора

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

При окончании жития моего сим заветом духовным моим окончеваю, кому по мне воля будет, живота по мне и что давати. Иного живота з мене, кроме грехов, не остается, а что до келеинах вещах, тех никто да будет недеяся, что было, все в строение в монастырю Тюменском положилось.

То тылько осталось. Прошу братии (когда я и теле умерети), а особно брата и сожителя моем Никодима, не осматривати, не омывати грешно тела моем. Токмо облекти в белую власяницу тою, которую и держу для того, да кафан какой на мя возложити и поясом ременном подперезати, да рясу китайчатую легкую возложити на мя и четки в руку. Под капок на главу какол будет и клубук калигва какие случатся. Схиму собгавша под голову подложити, а парамон закрыти очи. И вынести в церковь, и послать до преосвященного, как он изволит. Только прошу ево любве архиерейской, чтоб прочитал прокральную молитву надо мною. Гроб готовы в полатце, котором от многаго времени вожу з собою. А яму откопать перед дверми западними и от толия зринете.

Но прошу братии о молитве, о творенние панихиды, о ранней обедне до сорока дни. Нищим на милостиню 40 рублев, по рублю на день давати. На монастырь все мои лошати сколько их есть и мельница на Бялде о четырех жерновах. Братии священником, что мне дано поденном и что еще с тех осталось по два червонии, а дияконом всем по три рубля. Так же и Досифею два червонии, протчим братиям по червоному, а свецким трудником монастырским всем по осми гривен или по рублю. На монастырь девичь в общину 10 рублев, с тех два рубля священнику или на сорокоустие, и эгумении прошу о молитве. А кого чим делити, роспись покажет.

Архиереи схимонах Феодор.

Вольну племяннику три книги Минеи Четих.

Помета: Подлинная сия духовница преосвященнаго архиерея схимонаха Феодора писана при смерти его власною его рукою.

РГИА. Ф. 796. Оп. 8. 1727 г. Д. 282. Л. 2-2об. Автограф.

№ 11

Реэстр имущества архиерея схимонаха Феодора

Копия

с реэстру вещей и животов покойного преосвященного схимонаха, которой при кончине его майя 31 дня сего 1727 году запечатаны были господином тюменским управителем полковником [59] Угрюмовым в казенце его архиерейской, а при приезде архиерейском роспечатаны им же, господином полковником, осмотрены и переписаны и вручены Тюменского монастыря казначею иеромонаху Никодиму.

Книги переписные в кладовой полате преосвященного архиерея схимонаха Феодора келейного его архиерейского шкарбу, который пред кончиною своею завещал на поминовение роздати будучим на погребении его и братии прочой, о чом и рукою своею инное пометил, а инное по его словах духовник его иеромонах Леон помечал при нем же. Что по его завету и роздано инное, а инное еще сам роздал при смерти, а инное осталось до дальшаго разсмотрения, о чем показано ясно в сем реэстре.

 

Книги дестевые.

Книга Минея общая. К церкви новокрещенных.

Книга Треод Постная. К церкви новокрещенных.

Книга Октоих. К церкви новокрещенных.

Книги два Часослова. К церкви новокрещенных.

Книга Жезл Правления.

Книга писмянная Камень веры. Позычена от табольскаго архиерея и отдана ему.

Книга писмянная Камень веры о святых иконах. Тобольского ж архиерея.

Книга печати польской Казнодея. Кафедры черниговской молодзяновской.

Книга печати латинской зовом Библиором. До Печерской обители.

Книга латинская ж печать имянуемая Библия. До Печерской обители.

Книга польской печати Библия в лицах. До Печерской обители.

Книга руской печати о уверении и о крещении России.

Книга руской же печати о вере православной.

Книга киевской печати Мир з Богом. Катедральная Тобольская.

Книга московской печати новой Введение в гисторию Европейскую. Позычена от монаха Климантова и отдана ему.

Книга писмянная Лествичника Иоанна.

Книга писмянная Катахизис Кирилла Иеросалимского. Позычена и отдана.

Книга писмянная такая ж.

Книга писмянная Феодора Студита.

Книга польской печати Монархия Турецкая.

Книга печатная Треодь Цветная. К церкви новокрещенных.

Книга печатная Часослов. К церкви новокрещенных.

Книга печатная певчей Ермолог. К церкви новокрещенных.

Книга киевской печати Октоих. К церкви новокрещенных.

 

Книги в полдесть.

Книги печатныя десять, в том числе:

Книга Царский Путь пять. Дому архиерейского Тобольского.

Книги три или Отропион. Дому архиерейского Тобольского.

Книга Катахизис. Отдана в школу.

Книга Синопсис.

Книга польской печати Месияш. Катедральная. Отдана.

Книга Акафист ко святому причащению, писмянная. Катедральная. Отдана.

Книга латинской печати Индекс Кнапии. Катедральная.

Книга печатная Лексикон славенноруссиискии. Катедральная.

Книга печатная Правильник. Отдана монаху Мелетию.

Книга печатная Тестамент. Отдана по завету казначею Никодиму.

Книга печатная Акафист. Отдана по завету духовнику Леону.

Книга печатная Требник. К церкви новокрещеных.

Книги четвертные.

Книга двенатцать Минеи месячных печатных. Отдана архимандриту Знаменскому за его книги Обед и Вечерю.

Книга печатная Осмогласник. К церкви новокрещеных.

Книга писмянная Апокалипсис.

Книга печатная Псалтырь Учебная. В школу.

Книга печатная с тремя Акафисты.

Книга латинской печати Синонима.

Книга латинской печати Алвар.

Шкарб.

Две тетратки золота двойнику не в полности. [60]

Три тетратки серебра не в полности ж. Три постава больше руки, в том числе: Постав вишневой канфарной.

Постав канфы яблочной, цвет канфарных трав. Тобольскому архиерею.

Постав темновишневой. Архимандриту Знаменскому.

Атлас складной. В Печерскую обитель.

Три постава семиланных, в том числе:

Атлас складной алой. Племянник покойнаго Иван взял.

Постав темнокрапивной складной, зовом скрыпун. Архимандриту Туруханскому.

Постав камки травчатой, черной. Протопопу Тобольского собора.

Семь поставов камок белых травчатых пятиланных. Из белых два постава племянником.

Четыре постава черных, в том числе:

Три травчатых. Ис того числа один издержан на труну.

Один атлас глаткой.

Все четыре пятиланные.

Три постава пятиланных, в том числе:

Два травчатых двоеличных. Один двоеличной племянником.

Вишневой один атлас темнокрапивной, глаткой. Темнокрапивной племянником.

Материи конец шелковой разбитой, недержаной, семиланной, желтой травчатой.

Китайки вишневой большей руки шесть концов. Племянником.

Китайки ж песочной пять концов. Племянником.

Лоскут камки темнокрапивной, два аршина.

Лоскут камки васильковой, аршин.

Одеяло песцовое белое хрептовое, в нем тритцать пять. Архидиякону.

Мех голубых песцов черевей. Взят к архиерею за ево лисей завойчатой мех, которой дан был покойному, а покойной отдал при смерти сам архимандриту Филарету.

Одеяло песцовое череве, в нем тритцать пять черев.

Лоскут хрептовой песцовой белой, в нем десять хрептов.

Лоскут песцовой белой, в нем десять черев. Казначею Никодиму.

Мех песцовой лапчатой белой. Духовному иеромонаху Леону.

Четыре мешка бельих, по сту хрептов в них. Два даны диякону Ианникию.

Дапола белья черевья.

Мешечек недопесковой белой хрептовой. Казначею Никодиму.

Лисица чернобурая. Тобольскому архиерею.

Недолисок чернобурой.

Росомака.

Выдра незаводная с лоскутьем бобровым.

Завеса бухарская пестрая.

Одиннатцать соболей плохих. По завету роздано братии.

Сукна красного четыре аршина полукарамзина. Племянником.

Два ковра персицкие, един подержан, в том числе:

Три половинки лосинных кож деланных. Даны служкам на камзол.

Ряса теплая якутских бельих черев. Дана казначею архиерейскому.

Шахматная, крыта канфою темновишневою с травками.

Кафтан камчатой, темновишневой, стежной на бумаге. Данной от архиерея Тобольского племянникам.

Медведно белое.

Две головы сахару. Одна архимандриту Знаменскому.

Двенатцать бакчей чаю, да розбитого чаю з бакчю.

Полстопы писчей бумаги.

Коробок со слюдою, пуда з два и больши.

Два ящика разных красок.

Два таза зеленой меди китайские. Отданы в церковь монастырскую.

Ящик круглой китайской с травками. В дом архиерейской взят.

Четвертина оловянная большая, близь ведра.

Железа связного и бляшного небольшая часть, церковного ради строения.

Да три бочонка железа белого, церковного ж ради строения.

Погребец, а в нем пять скляниц осминные.

Второй погребец, а в нем две бутылы четвертных.

Два кунгала оловянных. [61]

Две кружки ж оловянных.

Две бутылки: одна в полведра, а другая в четведра. А третия четь ведра с уксусом.

Братина оловянная.

Кукшинец китайской.

Бутылочка китайская с разными цветами.

Кукшинец китайской с разными цветами.

Перешница костяная, точеная.

Носадка медная луженая в два фунта с четвертью.

Пара блюдечек китайских цветных синих.

Блюдечко белое китайское.

Чайник красной меди, китайской. Отдан архимандриту Знаменскому.

Фляшка медная с воткою в ведро.

Три подхомутника.

Восемь чашек китайских со разными цветами.

Шесть стаканов хрустальных, пивных.

Оленина дымленая.

Рукавицы кожаны, ярославские.

Четыре котла медных, а в них весу шеснатцать фунтов.

Укладу полпуда с лишком.

Пять пар гужей ременных.

Шабля ветхая, оправа железная, хоз зеленой.

Сколот, а в нем шестеры подошвы.

Ящик, а в нем вески и грунт.

Напары средняя.

Два долота премые, третие — кривое.

Тесла.

Пила одноручная.

Тюкавка на обе стороны.

Две плети.

Две пилы.

Коты красные.

Перцу полтора фунта и с мешком.

Коренник с медными гвозками.

Клею полдевята фунта и с лукошечком.

Тисочки ручные железные.

Молот мусат.

Две пилки.

Резец.

Две трубочки.

Белого железа десять листов.

Кремешков тритцать пять.

Меди в лоскутьях фунта полтора.

Свинцу с четвертью фунт.

Олова в шматках фунт.

Июня 2 дня по смерти преосвященного архиерея схимонаха Феодора в келий его всякого борошню мелочи, а что чего явилось и то писано порознь ниже сего.

Одежда.

Шуба черевья лисья, крыта сукном немецким черным, добрым. Отцу Герману казночею.

Ряса теплая белья хрептовая под китайкой, гораздо поношена. Племянником.

Кафтан сукна гвоздишного цвету, подбит крашениною (сукна), немецкой, новой. Духовному иеромонаху Леону.

Кафтан камки темнокропивного цвету, стежной на бумаге, гораздо поношен со многими пробоинами.

Тюфяк, покрыт сукном подержанным немецким. Казначею Никодиму.

Одеяло песцовое, покрыто атласом, весьма обветшало.

Одеяло холодное, покрыто таусинною камкою, стежное, на бумаге.

Две подушки пуховые, крыты атласом смирным цветом.

Подушка пуховая под бархатом, другая страна камчатая, по углам кисти шелковые з золотом. Церковная, которая бывает на горнем месте. Катедральная.

Камилавка теплая, подбита лисими лапками, крыта выдрою, опушена бобром. [62]

Рукавицы теплыя под сукном темновишневым, подбиты росхожими недособольми, опушены и подпушены камчатским бобром.

Полог браной, полотняной, тонкой.

Посуда.

Семь блюдцев малых, оловяных, в них весу тринатцать фунтов без четверти.

Котел медной, ветхой, нелуженой, дуга и уши железные. Весом полсема фунта.

Котлик медной, душка железная. Весом полтретья фунта.

Котлик медной з душкой железной. Весом три фунта бес четверти.

Пановка медная, весом четыре фунта невступно.

Четыре горшечка медных с покрышками, в том числе у одного руковятка железная, а в них весу шесть фунтов.

Три пары столовых ножей с вилками. Звонок медной вестовой.

Шандалец ручной зеленой меди да двои щипцы.

Фонарь большей, слудной, в нем ставится пять свечь.

Кукшинец архиерейской серебряной под золотом, весом два фунта восемь золотников. По завету своеручно в обитель Печерскую.

Крест и цепочка золотые, весом двенатцать золотников. Крест серебрянной с чернью, весом семь золотников. По завету оба креста тобольскому архиерею.

Серебра ветхова тритцать шесть золотников.

Камышков китайских семь красных, да семь лазоревых, четыре желтых, один цветом водяной, некорысныя. По завету тобольскому архиерею.

Денег восемьдесят рублев. По завету в раздачу на поминовение братии и нищим.

Стакан серебряной под золотом, весом шестьдесят золотников. По завету своеручному тобольскому архиерею.

Тканцу шелкового пять мотков да пять клубков небольших разных цветов.

На подлинном реэстре подписано тако:

Полковник Дмитрей Угримов.

Таков реэстр с подпискою казначея Никодима принять в Тюменскую канцелярию.

По ЛЛ. 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 9об. закрепа: С подлинным реестром чел дому Тобольского архиерея приказной надзиратель Григорей Карташов.

РГИА. Ф. 796. Оп. 8. 1727 г. Д. 282. Л. 3-9об. Копия.


Комментарии

1 ТФГАТюмО. Ф. И - 156. Оп. 1. 1752 г. № 56. Л. 27.

2 Абрамов Н. Филофей Лещинский, митрополит Тобольский и Сибирский//Журнал Министерства народного просвещения. 1846, окт. Отд. 5; Сулоцкий А. Святитель Филофей, митрополит Сибирский и Тобольский, просветитель сибирских иноверцев. 2-е изд. Омск. 1882; Павловский В. Вогулы. Казань. 1907 и др.

3 Базанов А. Г. Очерки по истории миссионерских школ на Крайнем Севере (Тобольский Север). Л. 1936.

4 Огрызко И. И. Христианизация народов Тобольского Севера в XVIII веке. М. 1941.

5 Главацкая Е. М. А был ли выбор? Аргументы против теории ненасильственного крещения хантов и манси в 1712-1715 гг.//Уральский сборник. История. Культура. Религия. Вып. 3. Екатеринбург. 1999. С. 82-102.

6 Миненко Н. А. Северо-Западная Сибирь в XVIII — первой половине XIX в. Историко-этнографический очерк. Новосибирск. 1975. С. 263-265.

7 Акишин М.О. Полицейское государство и сибирское общество. Эпоха Петра Великого. Новосибирск. 1996. С. 110-141.

8 Сулоцкий А. Указ. соч. С. 3.

9 Макаров Алексей Васильевич (1674-1740). Сын подьячего Вологодской приказной избы. На приказной службе с 1693 г. С 1695 г. подьячий в Новгородском приказе, затем в Семеновской приказной палате. С 1704 г. подьячий государева двора (личный секретарь Петра I). Кабинет-секретарь Петра I в 1704-1725 гг. и Екатерины I в 1725-1727. Участник основных сражений Северной войны, Прутского и Персидского походов. Сопровождал Петра I в зарубежной поездке 1716-1717 гг. С 30 мая 1722 г. тайный кабинет-секретарь. 24 ноября 1725 г. пожалован чином генерал-майора, 24 ноября 1726 г. — тайного советника. 23 мая 1727 г. назначен президентом Камер-коллегии, отстранен от должности в 1732 г. С 1731 г. оказался под следствием, обвиняемый в различных преступлениях. В 1734 г. помещен под домашний арест. Умер в 1740 г., находясь под стражей (Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова. М. 1994. С. 280-330).

10 В 1720 г. сибирский губернатор князь А. М. Черкасский предложил Сенату перестать строить церкви в волостях у новокрещеных за счет казны, не давать государева жалованья священникам и причт этих церквей, «не награждать иноверцев при крещении из казны». Тогда же был увеличен ясак, взимавшийся с новокрещеных. Против этого проекта выступил схимонах Феодор. В 1721 г. он обратился с двумя письмами к царскому секретарю А. В. Макарову, в которых просил продолжить строительство церквей у новокрещеных за счет казны, сохранить жалованье священникам и причт, ликвидировать прибавку ясака с новокрещеных. Сенат предложения князя А. М. Черкасского не утвердил. Более того, новокрещеным была предоставлена значительная податная льгота: при принятии христианства они освобождались не только от ясачных недоимок, но и от платежа ясака на три года (РГИА. Ф. 796. Оп. 11. 1730 г. Д. 81. Л. 20; РГАДА. Ф. 9. Отд. II. Кн. 57. Л. 12).

11 Антоний Стаховский (7-1740). Выходец из дворянского рода, сын украинского священника. Обучался в Киевской академии. С 1700 г. префект новооснованной Черниговской семинарии и наместник архиепископской кафедры Черниговского монастыря, затем архимандрит Северского Спасского монастыря. В начале XVIII в. составил книгу по нравственному богословию «Зерцало от священного писания», изданную в 1705 г. В 1713 г. избран радою из духовенства и от мира и 20 сентября 1713 г. хиротонисан в архиепископы Черниговские. В 1720 г. вступил в конфликт с князем А. Д. Меншиковым, потребовавшим от него расстрижения чернеца Порфирия, объявившего «ложное видение». В 1721 г. дело Антония разбиралось в Сенате и Синоде. По резолюции Петра I на запрос Синода от 14 февраля 1721 г. направлен в Тобольск. С 1721 г. митрополит Сибирский и Тобольский. Умер 27 марта 1740 г. в Тобольске (Рункевич С. Г. Архиереи петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. СПб. 1906. Вып. II. С. 25-31).

12 В 1708-1714 гг. на средства Филофея, «подаяния мирских людей» и средства из государевой казны в Тюменском Троицком монастыре были построены каменные Петропавловская и Троицкая церкви. В 1712 г. губернатор князь М. П. Гагарин отписал в казну у монастыря 57 крестьянских дворов, вместо которых повелел выдавать монастырю из государевой казны по 200 рублей, 100 четвертей хлеба и 50 пудов соли в год. В 1727 г. Сенат распорядился вернуть крестьян монастырю (Акишин М. О. Полицейское государство и сибирское общество. Эпоха Петра Великого. Новосибирск. 1996. С. 112-113).

13 Живя в Сибири, Филофей не порывал связей с Киево-Печерской лаврой и Украиной. В 1706 и 1716 гг. он ездил туда отдыхать. В 1721-1727 гг. неоднократно просил Синод отпустить его в лавру на покой.

14 Кульмаметев Сабанак Азбакеев. В 1710-1720-х гг. занимал должность головы у тобольских служилых и ясачных татар (РГАДА. Ф- 214. Оп. 5. Д. 2313. Л. 9).

15 Гагарин Матвей Петрович, князь (1658-1721). Происходил из рода стародубских Рюриковичей. С 1686 г. стольник. В 1691-1693 гг. второй воевода в Иркутске. В 1693-1695 гг. воевода в Нерчинске. Находился под следствием за махинации в торговле с Китаем и Нерчинском. С 1701 г. руководил строительством гидротехнических сооружений в Европейской России. 10 января 1706 г. назначен судьей Сибирского приказа. 23 сентября 1706 г. Гагарина велено именовать «генеральный президент и сибирских провинций судья». С мая 1707 г. одновременно московский комендант и глава Оружейной палаты. Входил в «конзилию министров» Петра I. В 1710 — апреле 1711 г. руководил шлюзными работами на Иван-озере. Именным указом от 6 марта 1711 г. князя М. П. Гагарина повелено «писать» сибирским губернатором. С 1717 г. находился под следствием розыскной канцелярии И. И. Дмитриева-Мамонова. В 1718 г. член суда над царевичем Алексеем Петровичем. 11 января 1719 г. отстранен от должности сибирского губернатора и в тот же день взят под стражу. За финансовые злоупотребления и взяточничество 14 марта 1721 г. Сенатом приговорен к смертной казни. Повешен 21 марта 1721 г. в С.-Петербурге перед окнами Юстиц-коллегии (Акишин М. О. Указ. соч. С. 142-204).

16 Черкасский Алексей Михайлович, князь (1684-1742). Родился 28 сентября 1684 г. (по другим сведениям, в 1680 г.). В 1691-1692 гг. комнатный стольник царя Петра. В 1700-1710 гг. второй воевода Тобольска при отце ближнем боярине князе Михаиле Яковлевиче Черкасском. В 1714 г. назначен обер-комиссаром канцелярии городовых дел в С.-Петербурге. С 21 января 1719 по 15 января 1724 г. сибирский губернатор. С 8 февраля 1726 г. сенатор. 3 марта 1727 г. назначен членом комиссии о коммерции. 12 октября 1727 г. пожалован в тайные советники. Активный участник дворянского движения, направленного против затейки «верховников». Поддержал при воцарении Анну Иоанновну. 4 марта 1730 г. вновь определен к присутствию в Сенате. 22 марта 1730 г. пожалован в кавалеры ордена Св. Андрея Первозванного. С 6 ноября 1731 г. кабинет-министр. В правление Анны Леопольдовны (с 1740 г.) занял пост канцлера, который сохранил и при Елизавете Петровне. 12 декабря 1741 г. вновь определен к присутствию в Сенате. Один из самых богатых людей России. Обладал весьма характерной внешностью (полный, с большим животом), за которую получил прозвище «Черепаха». Умер 4 ноября 1742 г.

17 Имеется в виду именной указ схимонаху Феодору 1714 г. о крещении остяков, вогул, татар, тунгусов и якутов. Судя по публикуемому документу, инициатором издания указа стал князь М. П. Гагарин.

18 Похвальная грамота схимонаху Феодору известна нам только по копии начала XVIII в.: «От великого государя, царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великая и Малыя и Белыя Руси самодержца богомольцу нашему преосвященному Феодору, митрополиту Тобольскому и Сибирскому. Известно нам, великому государю, учинилось чрез доношение ваше, что вы в бытность свою в Сибири собственными своими трудами взыскали и окрестили в православную христианскую веру ясашных иноверцов более тритцати тысяч человек и построили у них святые церкви, а детей у них, новокрещенных, многих учил и учатца божественнаго писания, и к тому приступают многие креститца. И ты их совершил, и открыл из Евангелия правды им великий. Государь за такое богомольца нашего жалуем, милостиво похваляем. И как тебе ся наша, великого государя, грамота придет и ты, богомолец наш, преосвященный Феодор митрополит, видя к себе нашу, великого государя, милость, о крещении помянутых иноверцов православною кафолическою верою еще усерднее чинил старание. А к сибирскому губернатору с товарыщи о том для ведома из Сената наш, великого государя, указ послан. Писан в царствующем нашем граде Санкт-Петербурге. Лета от Рождества Христова 1720 года сентября 15 дня» (ТФ ГАТюмО. Ф. И — 156. Оп. 1. 1752 г. № 56. Л. 27).

19 Геннин Вилим Иванович (Hennin Georg Wilhelm de) (1676-1750). Родился в 1676 г. в немецком г. Нассау-Зиген. Обучался инженерному делу и архитектуре. 10 мая 1697 г. был принят на русскую службу мастером в Оружейную палату. В 1698 г. переведен в артиллерию фейерверкером. Участник ряда кампаний Северной войны. В 1700 г. произведен в поручики, в 1702 г. — в капитаны, в 1706 г. — в майоры. В 1712 г. направлен в С.-Петербург, руководил строительством литейного двора и пороховых складов. В 1713 г. назначен олонецким комендантом и начальником Петровских, Повенецких и Кончеозерских заводов. За успешную реконструкцию металлургических предприятий и внедрение новых технологий произведен в 1716 г. в полковники. В 1716 и 1719-1720 гг. совершил поездки для найма мастеров и ознакомления с литейным производством в Голландию, Саксонию и Пруссию. 6 марта 1721 г. произведен в генерал-майоры. В том же году направлен на Урал для осмотра горных заводов, а также для расследования обстоятельств конфликта между В. Н. Татищевым и Н. А. Демидовым. В дальнейшем был оставлен на Урале начальником горных заводов. В 1723 г. основал Екатеринбург. С 1727 г. генерал-лейтенант. 6 июня 1731 г. пожалован в кавалеры ордена Св. Александра Невского. С 1735 г. начальник Главной Артиллерийской канцелярии и член Военной коллегии. Умер 12 апреля 1750 г. в С.-Петербурге (Берх В. Жизнеописание генерал-лейтенанта В. И. Геннина, основателя Российских горных заводов//Горный журнал. 1826. Кн. I—IV; Берх В. Дополнение к жизнеописанию В. И. де-Геннина//Горный журнал. 1828. Кн. II; Вильгельм де-Геннин. Описание Уральских и Сибирских заводов. 1735. М. 1937. С. 11-64; Геннин В. Уральская переписка с Петром I и Екатериной I. Екатеринбург. 1995. С. 3-16).

Текст воспроизведен по изданию: «Некрещении крещеним пакости творят» Последние заботы схимонаха Феодора // Источник. Документы русской истории, № 3 (57). 2002

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.