Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

«Обретающихся в нечестии вогулъцев призывал в православную веру добровольно»

Православие в землях хантов и манси XVIII века

В истории массового крещения сибирских «иноверцев» в царствование Петра I обращение в православие хантов (остяков) и манси (вогулов) занимает особое место. Именно эти народы имели наиболее длительные контакты с русскими землепроходцами в предшествующие столетия и именно на эти народы обратили в первую очередь свое внимание православные миссионеры.

Первые экспедиции в волости остяков Березовского уезда сибирский митрополит Филофей (схимонах Феодор) совершил в 1704 и 1707 гг. Они носили скорее разведывательный характер. Массовое крещение остяков произошло в ходе миссионерских экспедиций 1712, 1713 и 1714 гг. от их «первых жилищ... по Иртышу... в трех днях... от Тобольска» и до самого Обь-Иртышского Севера. В эти годы были уничтожены особо чтимые язычниками идолы — покровителя охоты «медного гуся», покровителя рыболовства «Обского старика», «мастерков шайтана», кумира «серебрено имеющ лицо» и других; обращено в православие около 4 тысяч язычников; построены первые четыре православных храма в волостях новокрещеных.

В 1714 и 1715 гг. были обращены в православие вогулы Пелымского уезда. В их волостях также появились три православных храма. В 1716 и 1718 гг. схимонах Феодор окрестил «до сущего младенца» остяков Сургутского уезда и добился возведения в их волостях трех православных храмов. В 1717 г. он крестил язычников Томского, Нарымского и Кетского уездов, в 1719-м — Мангазейского. Позднее митрополит Антоний писал в Синод, что в 1718 и 1719 гг. Феодор «окрестил от остяцкого и татарского народов более четырнадцати тысяч душ». В Нарымском уезде было построено пять церквей, в Томском — три, в Мангазейском — одна.

Массовое крещение сибирских язычников сопровождалось жаркими спорами, иногда православное духовенство встречали отряды воинов-«иноверцев», в случае крупных конфликтов дело расследовалось местной администрацией (правда, Феодор обычно добивался прекращения таких расследований, т. к. считал, что в деле крещения насилие неприменимо). Между тем основным источником сведений о крещении сибирских «иноверцев» начала XVIII в. остаетструд миссионера Г. Новицкого «Краткое описание о народе остяцком». Недостаток источников по теме породил дискуссию о насильственном или ненасильственном характере крещения сибирских «иноверцев».

Публикуемые документы позволяют расширить источниковую базу исследований по изучаемой теме. Инструкция митрополита Антония архимандриту Сильвестру о ведении миссионерской деятельности в волостях туринских, пелымских, верхотурских и тюменских вогулов, а также доношение митрополита в Синод о столкновении Сильвестра с язычниками позволяют выяснить ту позицию, которой придерживалось духовенство в деле крещения. Грамота 1718 г. и указ Сибирской губернской канцелярии 1749 г. с изложением текста грамоты 1732 г. позволяют определить те обязанности, которые светские и духовные власти Сибири возлагали на князцов новокрещеных. Наконец, два доношения самих новокрещеных рассказывают об их отношении к православной вере.

Документы публикуются в соответствии с «Правилами издания исторических источников в СССР» (М. 1990). [6]


№ 1

Грамота князцу Катишовой волости Тихону Нахрачеву об управлении волостью и надзоре за новокрещеными

1718 года июля 10 дня по указу великого государя и по приказу губернатора Сибири князя Матфея Петровича Гагарина 1 и по нашему архиерейскому благословению велено тебе, Тихону Нахрачеву сыну, быть в своих юртах и волости Катишових и в инех князцом. И служить великому государю верно, в зборе ясачном радети, меж своими подручными смотрети, чтобы вси веру християнскую держали постоянно, а шайтанов бы отнюдь не держали, но единому небесному кланялися б Богу. Не как отец твои был двоедушен и государю своему неверен показался, за что принял казнь по делам 2. А тебе б служить великому государю лутше и своей волости ясашных знати, и их в распрях судити, и от всякого дурнаго дела внимати, и наказывать смотря по делу. А что будет тебе не знатно, о том ведение присылать и к губернаторской светлости. И им бы, твоей волости ясачным, тебе почитати и слушать как начальника своего. Да тебе ж смотреть, которые из их не в ясаку, и тех имена списав, подавать губернаторской светлости ведение, что б в ясаку не было убыли, но прибыль или замена за престарелых, которые за старостию не могут государева ясаку промыслять.

Писан в Тобольску 1718 года июня 24 дня.

Архиерей Феодор 3, митрополит Сибирский и Тобольский.

ТФГАТюмО. Ф. 156. Оп. 1. 1752 г. Д. 56. Л. 16. Подлинник.

№ 2

Инструкция митрополита Тобольского и Сибирского Антония архимандриту Сильвестру о ведении миссионерской деятельности среди новокрещеных и язычников

По указу его величества императора и самодержца Всероссийского

Инструкция от преосвященного Антония 4, митрополита Тобольского и Сибирского, архимандриту Сильвестру 5.

Сего 1729 году генваря ... дня по его императорского величества указу, а по определению нашего архиерейства повелеваем тебе, архимандриту, ехать из Тобольска к тюменским, туринским, пелымским, кошуцким, верхотурским и к чюсовским 6 новокрещенным и будучи в волостях их чинить по последующим пунктам:

1. Где в юрты к новокрещенным когда приедешь, усмотря время удобное, собрать всех к [7] себе новокрещенных и подать им благословение Божие.

2. Отправить молитвы по церковному чину смотря на время: аще в вечер — вечер-вечерию, аще утром — утреннюю. А потом, мало помешкав, часы и молебен и водосвятие и поучение им прочести, а потом окропити их юрты все самому или послать от себе искусного причетника.

3. Сказать всем пост, воздержание плотское и молитвы к приуготовлению к исповеди святой и к приятию Божественных тайн.

4. По сему учинить им исповедь святую самому или другому попу, аще будет.

5. По исповеди святой чести часы и молебен петь или акафист. Потом достойных сподобить Божественных тайн для чего должно имети их з собою в запасе, а причащати их так, яко больных.

6. Самих спрашивати и от других как возможно наведыватись: нет ли у них некрещенных младенцев, отроков и больших. И аще явятся окрестити их и сподобити Божественных тайн, для чего надобно имети з собою миро освященное, и елей святыи, и кресты, и прочая ко крещению приличная, облачение священническое и прочая.

7. Восприемниками новокрещенным друг другу не допущати бывати, но самим причетником или и попу самому, чего ради всем волостным священиком и причетником повелевается дабы были к тебе в сем поверенном звании послушны неотменно.

8. По приобщении наказать им тако ж де, дабы жили благовеино, воздержано, яко христианом и верным истинного Бога рабом прилично.

9. По сем спрашивати их и всячески наведыватись: не имеют ли кто по две жены, и кто имеет, таковых разлучати и велети с единою жити женою, с коею пожелают, а другую отпустить к родителем своим. Аще ли будут невенчаны, обвенчать с которою хощет, а лутше с которою прежде начав жити, с тоею и венчатися, а последнюю отпускать. Наказывати им, новокрещенным: жили бы с единою воздержано, целомудро, а не яко кои в среди, в пятки и в праздники и в пост не причащающеся.

10. Идолов бы не имели, ни поклонялися им и жертв бы не приносили. И напоминали б идоложертвенного воспоминания им люд жидовский, которих погубил Бог за тое, что оставивши Бога идолом кланилися. Аще кто обличится в идолослужении наказати ево слегка, посредственно и взять по нем поруки, что впредь того не будет творити.

11. Где верние живут, при тих юртах бы себе строили часовни, а по икони к нам приедить. А буде часовню где несильно построит, то крести велети ставити и на крест писати Иисус Христос, и икони можно пологати.

12. Не чинят ли им какого излишнего взятку от потреб священницы и насилия свыше определения, усматривать того накрепко. И ежели где то явится, давать праведную управу без всякого пристрастия. И дабы впредь таких продерзостей не было, жестоко о том запрещать.

13. В коем приходе новокрещенные винют того прихода попа: с них брал собою, на его подводе исповедания. Да будет где на попа челобитье, с оного давать с попом праведную управу и запрещати, впредь бы не дерзал обивати новокрещенных лихоимством, но что кто бы сам дал ему, тим довольствоватися должен, что иноземцы ему от доброхота датели за ево труды.

14. Буде отступники от веры святой явится и тых увещевати, дабы обратились паки к вере православной. И буде обратятся принимать их к церкви святой по писанному в Требнику могиленском. А буде обратитеся не похотят от своего отступничества в вере, то их увещевати и кротко, и жестоко, молением и прещением, и обращающихся принимати. А некоторые ни молением, ни прещением обратитися не похотят, тых имена и в коих улусах живут записывать и нам при своем приезде явити верно, с обстоятельством. А кресты давать и тем, у которых и по крещении явятца потеряны. Тако ж де и сукна на чюлки неимущим давать, а топоры оставлять для построения часовен, где пристойно.

Антоний, митрополит Тобольский.

РГИА. Ф. 796.0п. 11. 1730 г. Д. 428. Л. 21-22 об. Подлинник. [8]

№ 3

Доношение Антония, митрополита Тобольского и Сибирского, в Синод об избиении архимандрита-миссионера Сильвестра сибирскими язычниками

Святейшему Правительствующему Синоду

Доношение.

В прошлом 714 году по его блаженныя и вечнодостоиныя памяти императорского величества указу и по грамоте велено бывшему блаженныя памяти преосвященному архиерею схимонаху Феодору ехать в вогульскую и остяцкую землицы, и в татары, тунгусы и якуты и в волостях их будучи призывать их в православную христианскую веру. И которые иноземцы крестятся, тех старые кумиры и кумирницы, и протчия их нечестивыя чтилища пожечь, а им, новокрещенным, давать его императорского величества жалованье. А где оный преосвященный сея епархии в верховые и низовые городы в земли от Верхотурья до Пелыми, до Березова, по Сосве вверх и за Березов вниз, а оттуду до Нарыма, до Томска, до Енисейска и до Якутска и в волости до тех городов приедет, и тамо что его архиереиству к его поведению и к потребе надобно, то по оной императорского величества грамоте велено ему, преосвященному, брать в городех из казны его императорского величества у комендантов. А им, комендантом, по оной же его императорского величества грамоте велено, что к тому крещению понадобитца, везде его архиереиству давать без всякого удержания, и подводы как зимним, так и летним водяным путем сколько надобно ж.

А как и колико оный преосвященный схимонах в призывании и в крещении вышеозначенных иноземцов трудов своих церкви ради Божия и спасения душ человеческих, не щадя при толикой старости здравия своего полагал, о том и самому его императорскому величеству в доношении было, ибо в малом времени, а имянно начен с 714 года по 720 год, от помянутых языц привел в православие обоего пола душ до четыредесяти тысящ и в их жилищах воздвигнул церкви более тридцати. А как те церкви строены, так и все помянутые иноземцы, которые святое крещение восприяли, жалованы были из казны его императорского величества сукнами, холстами и протчими к их нужде приличными потребностями, а князцы их и иностранными сукнами. А призываны все оные иноверцы ко крещению были не нуждею, ни страхом и ни иным каким прещениими, но точию повольною Евангельскою проповедию и его императорского величества вышеявленным указом. И за оныя его архиереиства достохвальные труды его императорского величества, отправленною из Правительствующаго Сената, сентября от 15 дня 1720 года своею высокомонаршею к нему грамотою благоизволил и милостиво его похвалить, определяя дабы и впредь в таких Богоприятных трудах пребывати потщился. Что он, преосвященный схимонах, и отправлял по смерть свою, а имянно по 727 год.

А в том году, егда междо новокрещенными об оном преступлении его стало быть ведомо, тогда оне, новокрещенныя, яко в вере святой не весьма еще утвердившийся, почали паки к своему нечестию приклонятися. И означенного ж 727 года во днех июля месяца в Святейший Правительствующий Синод, возвещая о преставлении оного преосвященного схимонаха, послал я доношение, причем и о том (хотя тогда подлинно, что во оных новокрещенных воспоследует в вере шатость еще не ведал) предназначил, что скончавшуся оному не безопасно есть, чтоб оне, новокрещенныи, от веры православной не отстали, и требовал дабы Святейший Правительствующий Синод соблагоизволил ради надсматривания над ними и утверждения их в христианском законе [9] определить и прислать учительного и к толикому делу способного человека, зане таковых учительных людей при доме моем не обретается.

Против чего, того ж 727 года, из Святейшего Правительствующего Синода и отправлен ко мне императорского величества указ, которой здесь получил я в 728 году генваря ... дня, с таким повелением, чтоб мне для просвещения и утверждения их, новокрещенных, в православии и дабы они были в законе христианского исповедания непоколебимы и никто б от иноверных не возмогл их развращать, из обретающихся в епархии моей духовных, монашеских или и мирских выбрать доброжелательную и священное писание знающую персону, определить впредь до указу и по то время, когда к такому делу в Святейшем Синоде удобная персона будет усмотрена. И для того б в те места, где таковые новокрещенные жительство имеют, отправить тое определенную персону из дому моего немедленно.

И во исполнение оного императорского величества указа для надзирания над ними, новокрещенными, и исправления, и утверждения их в вере православия и определил я за многое жилищ их местное разстояние быть дву персонам, а имянно: в пределы Тюменского, Туринского, Верхотурья и Пелымского городов архимандрита Сильвестра, а вниз по Иртышу и Обе рекам до града Березова, и до Обдори, и по окрестным тамо рекам Кодского Троицкого монастыря наместника иеромонаха Зиновия.

И егда оный архимандрит из Тобольска в волости к тем новокрещенным отправление свое имел, тогда в той тракт из Тобольской губернской канцелярии дано ему было для охранения меж-до новокрещенными из обретающихся в сибирском гварнизоне салдат два человека да для послужения из домовых наших служителей два человека. Да ему ж велено, иде же в какую-либо волость приедет для показания новокрещенных, которые в вере православия живут неисправно и отступно, брать с собою в их юрты из тамошних попов по одному человеку. И во днех июля месяца 729 году оный архимандрит из вышепоказанного объезда в Тобольск возвратился, о всем действии своем подал мне доношение. И междо прочими объявлении показал:

Как де он из Тобольска во обретающиеся вверх по реке Тавде, и в Тюменском, Туринском, Пелымском и Верхотурском уездех волости прибыл, и в том де прибытии ево новокрещенные яко вогулича, тако и татаре (кроме в Верхотурском уезде по Чюсовой реке и в Бисертской волости обретающихся крещенных и некрещенных татар) принимали его вселюбовно и во всем действии его по данной ему инструкции были к нему благопослушны.

А как де он, архимандрит, прибыл в Чюсовскую слободу и оттуду отпустяся в лодке Чюсовою рекою достиг вниз Чюсовскую Бабинскую деревню, и в той де деревне обретающихся в нечестии вогульцев призывал в православную христианскую веру добровольно, из которых де иные креститца не пожелали, а иные взяли на размышление.

И он де, архимандрит, оставя то в их воли, из той Бабинской деревни отбыл вниз по той же Чюсовой в деревню Копчикову. И тоя де деревни вогульцы ж святое крещение восприять аще и желали ж, но вышепомянутой де Бабинской деревни жители Пиминко Матюгин Шаманаев, Фомка Драгунов, Мишара Кузнецов, набежав в тое Копчикову деревню со огненым ружьем и с луками, и сообщася той деревни с вогульцом Петрушкою Ичкиным, всех тех от крещения развратили. А свидетели де тому Чюсовская слободы поп Яков Климантов, дьячек Никифор Миронов да оная ж Копчиковой деревни жители господ баронов Строгановых крестьяне Иван Семенов сын Кучюмов, Федор Парфенов сын Лобанов, из Верхняго городка Иван Лукин сын Ермаков, которые де все оному были самовидцы.

А за оным де вогульцем Фомкою имеется жена крещенная имянем Матрона Михайлова дочь, а у нея де дочь крещенная ж Ирина, которые де крещены еще в 718 году. А взял де оной Фомка ея, Матрону, вдовою из верхотурских деревень. Чего де ради он, Фомка, с товарищи и разврат чинит между другими, понеже де сам некрещен, а жена ево и з дочерью крещены. А которые де в прошлом ж 718 году тое деревни вогульцы крестились душ до тридцати, и те все ныне от христианской веры развратились, и живут в прежнем своем нечестии.

А как де от вышепомянутой деревни отъехал он, архимандрит, чрез волок в Бисертскую волость и достигши до деревни Бегбаевой остановился на заречной стороне. И увидев де их тоя деревни иноземцы, и выбежав все со огненным ружьем, и с луками, и копьями на берег Бисерти-реки бранили ево, архимандрита, всякою скверною, непотребною бранью, и называли великим вором.

И переправясь де за реку четыре человека с луками и копьями ни в какую уже сторону его, архимандрита, не пропустили, а иные де прикладывались палить из огненного ружья, а иные де из луков на них стреляли. И посланную де с ним, архимандритом, на жалованье новокрещенным его императорского величества казну, сукно и холст, и протчее они, иноземцы, чюсовскому дьячку и подводчиком велели все перевесть к себе на заречную сторону. И оне де, дьячек и подводчики, видя их толикое множество вооруженных, и не смея им попротивиться, понеже их, иноземцев, как вогульцев, так и татар и черемисов было человек больши шестидесяти, оную казну [10] к ним, иноземцам, за реку перевезли. А в то де время из них, иноземцев, един стрелил на них из лука, чюсовского попа едва не подстрелил. И после де того и оному попу, и помянутым посланным с ним, архимандритом, салдатом велели переехать к себе за реку ж, которые де (потому ж их убояся) к ним и переехали, и они де, иноземцы, взяли их к себе под караул.

И видя де он, архимандрит, над собою время смертное, взял на себя святыя тайны с сосудом, и святое Евангелье, и крест, и потребы церковные, хотя тем от них обороняться. И потом де из них десять человек, в том числе двое на конях, переправившись к нему, архимандриту, на заречную сторону с саблями, стали ево, архимандрита, терзать, и святыя тайны, и Евангелие, и крест, и протчие церковные потребы отбирать, что де все с него и сорвали. И святыя де тайны, и книги отдали бывшему при нем, архимандрите, салдату Ошуркову сильно.

А его де, архимандрита, связав на веревку, и бив плетьми, и палками по голове и по спине,и за волосы в воду во всем его платье, и ругательно в той воде ево таская против воднаго стремления, мучили немалое время. И как де из воды выволокли, и паки били ево плетьми ж, и дубца-ми, и драли за бороду, и за волосы, и по лицу били ж, и плевали, и росклавши огонь хотели жечь, и весьма де страхование чинили ему смертное. Да ево ж де архимандрита, хотели и обусорманить: голову и бороду обрить и крайнюю плоть урезать, чего де ради у бывшего сотника Каняка и щипцы наготовлены уже были.

А признавает де он, архимандрит, что междо теми иноземцами с помянутым сотником Каняком были Исенгул Митей, да Токмановой деревни новокрещенной чюваш, а руское ему имя было Афанасеи, крещен был со всем домом, да Богдашин сын меньшой, а имя ему неупомнит, Розбах-тиной черемиския деревни новокрещенные Суер Батемиров, брат ево Тесенляма Кучюмов. А в той де черемиской деревне и протчия иноземцы в 718-м году все были крещены ж и развратились на свое несчастие.

А как де он, архимандрит, стоял при огни о третьем часу нощи под караулом их, иноземским, один, а протчие де служители ево были под другим караулом особно, и в то де время приехал настоящей тое волости сотник Пермяк Бегбаев. И пришедши де к нему, архимандриту, бранил ево всякою ж скверною бранию, и на свою де братию крычал: «Для чего де вы этому вору руки и ноги не связали и в реку не бросили, чтоб де не токмо ему, но и другим впредь ездить и крестить было неповадно». И бил де ево, архимандрита, своими руками плетью по голове и по лицу нещадно и задушил мало не до смерти. И говорил так: «Мы де никого не боимся и сами начальники». И хотел де его, архимандрита, отдать на позор женскому полу с таким выговором: «Как де ты их крестил в воде, так де и оне тебя будут мучить в воде ж, а ежели б де зима была, то б выдолбив две пролуби, стали тебя волочить из пролуби в пролубь, и тако давно бы де уже ты жив не был».

А как де ему оные иноземцы на другой день велели ехать, и овии де отпущают, а иные де удерживают. И потом де паки вышепомянутой Митей да Богдашин сын малой и протчии, которых они знают, человек з дватцать, ухватив де его, архимандрита, за бороду и за волосы терзали и драли, также и плетьми, и дубцами били ж до полусмерти, что де уже он, архимандрит, был и без памяти. И после де того увечья и ругательства из оной Бегбаевой деревни его, архимандрита, с служительми его едва уже отпустили.

А как де все оное над ним, архимандритом, чинили, и то де все видели вышепомянутые Чюсовские слободы поп Яков Климентов, дьячек Никифор Миронов, тоя ж слободы Мартьяновой деревни крестьяне Василей Ошурков, Иван Мезенев. И чтоб по вышеявленному доношению его о всем вышепоказанном позволить учинить благоразсмотрение.

И означенного ж 729 года июля 29 дня со оного его, архимандрита Сильвестра, доношения послав я в Тобольскую губернскую канцелярию промеморию и требовал дабы о всем вышеписанном позволено было по его императорского величества указом изследовав дать справедливую управу. И по той промемории от той канцелярии следствие учинено ль, о том нам несть извествно.

А сего 1731 года февраля 13 числа в присланном ея императорского величества указе, каков от Святейшего Правительствующего Синода отправлен минувшаго 1730 ноября 20 дня к моему смирению написано: Означенного де 1730 года октября 30 дня в Святейший Правительствующий Синод из Правительствующего Сената при ведении сообщено поданное во оной Правительствующий Сенат Верхотурского уезду Бисерской волости ясачных и оброчных татар Киняка Юспириева, Осипа Батемирова с товарищи прошение. В котором написано: В прошлом де 729 году в июне месяце верхотурской архимандрит Сильвестр приезжал в ту их волость многолюдством и принуждал их, чтоб они крестились. На что де оне ему, архимандриту, и ответствовали, чтоб быть им в своем законе, как деды и отцы их жили. И за то де он, архимандрит, напал на них сильною рукою и розогнал с женами и з детьми всех врознь, и от того де они покинули домы свои и пришли в крайнее убожество и от положенных на них ясачных и оброчных податей отстали и платить не могут и живут все по лесам. Для того, что де оной архимандрит объявил им с угрозами: «Ежели де они креститца не будут, тоде впредь в вышеписанную волость пускать их для житья не хощет». И чтоб о том учинить решение. [11]

И по ея императорского величества указу Святейший Правительствующий Синод приказали оным Верхотурского уезду Бисертской волости ясачным и оброчным татарам, которые еще святаго крещения не восприняли, помянутому архимандриту Сильвестру принуждения к крещению, кто из них не пожелает, не чинить и никаких угроз не делать, и из вышеозначенной Бисертской волости их не выгонять, а призывать к познанию и восприятию христианския веры надлежащею Евангелия проповедью не токмо без всякого устрашения и страха, но и без суетного и слову Божию неприличного кичения, со смирением, тихостию и кротостию. И протчее во оном указе последующее о неусиловании языц в злочестии своем пребывающих к святому крещению. И оеже в притчи евангельской положено повелении сем понуди внити довольно истолковательное в наставление приведеся поучение с заключением сицевым, что Святейший Правительствующий Синод именем Божиим смирению моему заповедует грозных и ратных проповедников на обращение неверующих не посылать, но употреблять к делу тому мужей искусных, которые ведали бы отличать басни и буесловия магометанския и других злочестия и протчая.

И на означенной ея императорского величества указ (аще из доношения помянутого архимандрита Сильвестра против стороны бисертских татар на ложное их показание все вышеизображенное и довольно им есть ко изобличению, обаче да не до конца в таком мнении, якова мя вышепоказательным указом случаи неисправна быти изъявляет пред Святейшим Правительствующим Синодом останусь во образ того) Святейшему Правительствующему Синоду благопочтенне и доношу, что я ратных и грозных проповедников никого и никогда и никуда не посылывал, и нужею к святому крещению привлекать никому и ни по единому образу не приказывал. А како в надсматривании оных новокрещенных вышеименнованному архимандриту повелено и поручено от мене было поступать, о том данную ему к тому действию инструкцию, ныне вспять у него отобравше, для разсмотрения Святейшему Правительствующему Синоду приобщаю при сем. Да ему ж сверх тоя инструкции оеже како и чем ложная языков мудрования разрушать и к православию их навращать дано было от мене и наставление, выписанное с книги «Депрокуранта салюте генциум» автора Фомы Лезу Кармелиты, в которой во всем тому яко же и во оном указе в поучение мне изображено, уповаю, что несогласно имеет быти.

А оной архимандрит, аще и мниться быть таков, якова его врази креста Христова показале, обаче по истине гля не токмо несть таков, ни горд, ниже грозен, но и весьма смиренный и трезвенный есть человек. И по всему вышеписанному показанию бисертские татаре крест Христов и проповедь Евангельскую изпразнили и развращенных ими от православия новокрещенных в злочестии своем утвердити тщащися, оболгали нас весьма неправедно.

К сим же святейшества вашего прошу о милостивейшем благоразсмотрении: Первое, тако ли подобаше оным иноземцем по указу императорского величества к ним посланного (ово посещения и утверждения ради в православной вере крещение уже восприявших, ово же призывания ради и оставших в злочестии, кто похощет ко крещению) помянутого архимандрита к себе принимати? Что оне его не токмо всячески ругали и безчестили и мучили, но едва и смерти не предали. И против кого толикая их учинилась дерзость! Второе, возможно ль оному архимандриту против толикого оных множества с пятью или с шестью человеки показанныя от них, татар, в прошении их обиды и насилия им нанести и усильно ко крещению их убеждати, чего ему по данной от нас инструкции и к действию поручено не было? Третие, о учиненном как крещенными, так и некрещенными вышеявленными иноземцы против тайн святых дерзновении. Четвертое, о новокрещенных от православия развратившихся к первому своему злочестию. И что о таковых, и о других им подобных отступников, и о их развратниках впредь действовати подобает? А ежели оное помянутых Бисертской волости иноземцев толь тяжкое дерзновение [12] оставлено им тако будет без наказания толикой дерзости их приличного и пройдет о том слух во все новокрещенные, то нужда будет опасение имети такое, дабы и вси на то взирая к первому своему не обратились нечестиюЗ. Коликая ж из того тщета произойти может о том и всякому разсудити не неудобно уже покажется. И сия вся вышеписанная Святейшему Правительствующему Синоду благопочтенне донесше и как самого себе, так и вся оная высокомощному святейшества вашего благоразсмотрению и защите поручивше, пребываю

Святейшаго Правительствующаго Синода всенижайший Богомолец и слуга, нижайший, недостойный митрополит Тобольский

Антоний.

Марта 15 дня 1731 года.

На л. 14 пометы: № 713. Подано 27 дня апреля 1731 г. Записав в книгу сообщить к делу и написав нужнейших дел в реэстр доложить немедленно.

Объявил в доклад канцелярист Петр Боголюбов. Сентября 23 дня 1732 года.

О ругании сибирскими иноверцами архимандрита, для увещевания их ездившего.

РГИА. Ф. 796. Оп. 11. 1730 г. Д. 428. Л. 14-20 об. Подлинник.

№ 4

Указ Сибирской губернской канцелярии об определении князцом Большой Кондинской волости Власа Сатыгина на место его умершего отца Осипа Сатыгина 7

Указ ее императорского величества самодержицы Всероссийской из Сибирской губернской канцелярии Большой Кондинской волости бывшаго княсца Осипа Григорьева сына Сатыгина сыну ево Власу Осипову Сатыгину.

Сего 1749 году февраля 14 дня доношением в Сибирскую губернскую канцелярию ты, Влас Сатыгин, просил о определении тебя в показанную Кондинскую волость на место отца твоего умершаго княсца Осипа Сатыгина по примеру и по званию предков твоих и поданному тебе, Власу, выбору оной Кондинской волости от новокрещенных ясашных остяков есаула Петра Илтея с товарищи.

А в приобщенном при том доношении во оном выбору написано тако: 1749 году генваря 7 дня приговорили они, новокрещенныя вогулы Большой Кондинской волости мирские люди ясашные той же волости бывшаго княсца Осипа, тебя, Власия, на место отцатвоево княсца, как отец твои исправ лял и Непральскую волостию, тако ж де и тебе, Власу, исправлять в надзирании новокрещенных [13] и при ясашном зборе ясашную казну отправлять тако ж де, как и отец твои отправлял. Того ради просили, дабы повелено было учинить на место отца твоего тебя, Власа, княсцом, как истари родители и прародители начальствовали. При том и мирския люди руки свои знамя приложили.

А по справке в Сибирской губернской канцелярии июня 28 дня 732 году по определению Сибирской губернской канцелярии промемории от бывшаго преосвященного Антония, митрополита Табольского и Сибирского, велено оного Осипа Сатыгина для надзирания в Кондинскую волость определить вместо отца ево, Григорья Сатыгина, княсцем, и о определении дан ис Сибирской губернской канцелярии указ онаго ж году, и для ведома в архиерейской приказ послана промемория. А по окладным зборным ясашным Кондинских волостей книгам означенного Кондинской волости княсца Осипа Григорьева сына Сатыгина в табольском ведомстве в ясашном платеже не имеется.

А сего 749 году февраля 21 дня в Сибирской губернской канцелярии определенной в Кондинской волости для смотрения над новокрещенными ясашными православной веры греческого исповедания надзиратель Иван Перевицкой сказал: означенной де новокрещенной князец Осип Сатыгин в платеже ясаку имеется ведомства города Пелыма в Пелымском уезде в Верхкондинской волости в Сатыгиных юртах и ясак платил истари повсягодно в Пелымскую воеводскую канцелярию, а не в Тобольск. В прошлом 747 году в летнее время оной князец Осип Сатыгин умре подлинно, а в котором месяце и числе, того он, Первицкой, не упомнит. А после смерти ево остался сын ево родной новокрещенной Влас Осипов сын Сатыгин 16 лет.

Того ради сего марта 4 дня 749 году по указу ее императорского величества и по определению Сибирской губернской канцелярии велено тебя, просителя, Пелымского уезда Большой Кондинской волости княсцова сына новокрещенного Власа Сатыгина, определить княсцом вместо умершаго отца твоего княсца Осипа Сатыгина. О бытии тебе, Власу, в той волости княсцом дать тебе сей ее императорского величества из Сибирской губернской канцелярии указ. И княсцу Власу Сатыгину о том ведать учинить по сему ее императорского величества указу.

Марта 6 дня 1749 года.

Алексей Сухарев 8. Яков Долбилов.

Сибирской губернии секретарь Алексей Соколов. Подканцелярист Афанасей Булдаков.

ТФГАТюмО. Ф. И. - 341. On. 1. Д. 86. Л. 24-25. Подлинник. [14]

№ 5

Доношение новокрещенных татар Тарского уезда митрополиту Сильвестру о том, что русские приучают их к двухперстному крещению

Великому господину, преосвященному Сильвестру, митрополиту Тобольскому и Сибирскому

Доношение.

В нынешнем 751 году по добровольному нашему желанию восприяли мы, нижайшие, веру греческого исповедания и святое крещение, а по крещении и наставлении отпущены на житье Тарского ведомства приходу села Чередова в Аевскую деревню, в которой имеем жительство.

За прибытием же своим ездили мы, нижайший, для собственных своих нужд в состоящие от Аевской поблизости руские Шухову и Мурзину деревни. Куда по приезде тамошние руские жители научали и впредь научают нас, нижайших, и протчих новокрещенных, кои к нам приезжают, креститься двумя персты, понеже де и мы сами крестимся двоеперстно. А хотя мы, нижайший, показываем сложение троеперстное и объявляли им, что так креститься научили ваше преосвящен ство, но они на то говорят: «Архиереи де в Тобольску учил и там остался, а мы де здесь живем и крестимся двоеперстно, так же и вам по здешнему месту крестится надлежит».

А кто оные руские жители тому двоеперстному сложению учили и вышеписанные речи говорили, тем хотя имян и прозваниев и не знаем, однако по признанию в лицо узнать их можем.

Да из нас же, новокрещенных, деревни Тепкешевой Козьма Ефимов Седых, Еремей Павлов

Серков да Иван Леонтьев Шурыгин живут весьма непорядочно, а имянно: той же Тепкешевой деревни новокрещенных татар заставляют пахать про их, новокрещенных, из своих их, татарских, семен и на своей земле хлеб, а кои отговариваются, что де мы вам не холопи, тех они, новокрещенныя, и бьют, объявляя им, якобы то чинить повелено приказом вашего преосвященства. Чего татары боясь, дабы тягчая не воспоследовало, давали им, новокрещенным, от себя денег 20 Рублев. Только они, новокрещенныя, не взяли, а просили с них 30 рублев. И за то многие из них, ясашных татар, немогущие терпеть обиды, разбрелись по лесам чрез что они, новокрещены, Козьма Седых с товарищи приказом ваше преосвященство порицают, так же и на нас, нижайших, наводят немалой порок, и к ругательству нас и веру нашу явно дают татаром повод.

Того ради преосвященства вашего покорно просим, чтоб соблаговолено было вышеписанных Шуховой и Мурзиной деревень жители нас, нижайших, двоеперстно креститься научать запретить, ибо мы, нижайший, в вере православной еще достаточно не утверждены, с чего могут из нас иные по научению их, руских жителей, так двоеперстно креститься и всегда. И о том, так же и о помянутых озорниках, новокрещенных Козьме Седых с товарищи, учинить свое архиерейское благоразсмотрение.

О сем доношении просят помянутой Аевской деревни жители новокрещенные Алексей Иванов Ошарин да Андрей Герасимов Русаков. 1751 года июня 6 дня.

К сему доношению вместо новокрещенных Алексея Ашарина, Андрея Русакова их прошением протопоп Гаврило Максимов руку приложил.

ТФГАТюмО. Ф. 156. Оп. 1. 1751 г. № 89. Л. 1-1об. Подлинник.

№ 6

Доношение Павлу, митрополиту Сибирскому и Тобольскому, от князца Кошутской и Табаринской волостей Кирилла Халтырина об искоренении языческих обычаев у подведомственных ему новокрещеных.

Великому господину преосвященнеишему Павлу, митрополиту Тобольскому и Сибирскому 9

Покорнейшее доношение.

По данной в прошлом 1718 году генваря 1 дня от преосвященного Феодора митрополита [15] грамоте отец мене, нижайшаго, находился Тобольского ведомства в Кошуцкой и Табаринской волостях над остяками князцом Симеон Халтурин. Коему и велено было тогда над ними, остяками, яко новокрещенными о содержании твердо и непоколибимо христианския веры, так же, чтоб они в церковь святую неленостно ходили, и платье руское носили, и во всем бы житие свое препро- вождали как надлежит христианину, а от прежних своих обычаев остяцких отставили и к ним не совращались, смотрение иметь. Что тем моим отцом и всеприлежно и чинено было до отстав-ки ево за старостию в минувшем 1751 году августа 5 числа Сибирскою губернскою канцеляриею.

А как я, нижайший, оною ж Сибирскою губернскою канцеляриею в то время на место отца своего над теми ж кошуцкими и табаринскими остяками князцом быть определен, то со определения моего и со оного 1751 года усмотрел я, нижайший, тех волостей над остяками, что из них некоторые в церковь Божию ходить рачения мало имеют, в посты святыя, а сверх того и в протчие постные дни мясо ядят, платье не руское, но остяцкое по прежнему носят. Да у них же, остяков, когда кто по добровольному согласию просватает за кого дочь свою, то доколе он, за которого просватана, по прежнему своему остяцкому обычаю за ту девку калыму хотя бы и через год и более не заплатит, ему не отдает в жены и содержит у себя. А калыму за тех девок платят рублев по тритцати и по пятидесят, и за таким великим взятком они, остяки, подподают в казну государеву отдачею ясака повсягодно не в состоянии и до раззорения приходят.

Того ради вашему преосвященству оное объявив прошу покорнейше в пресечении прежних их остяцких поганых обычаев, а во установление православныя христианския веры милостивую учинить резолюцию.

О сем просит вашего преосвященства всенижайший раб, вышеписанных Кошуцких и Табаринских волостей князец Кирило Семенов сын Халтырин.

К сему доношению вместо князца Кирила Халтырина ево прошением консистории копиист Иван Шмыгин руку приложил.

1761 года, июня ... дня.

ТФГАТюмО.Ф. 156. Оп. 1. 1761г. Д. 100.Л. 1-1 об. Подлинник.

Публикация кандидата исторических наук Михаила АКИШИНА


Комментарии

1. Гагарин Матвей Петрович, князь (1658-1721) — из московских дворян. С 1691 г. служил вторым воеводой в Иркутске. В 1693-1695 гг. воевода в Нерчинске. Находился под следствием за махинации в торговле с Китаем и вымогательство взяток. С 1701 г. руководил строительством каналов в Европейской России. С января 1706 г. судья Сибирского приказа. С мая 1707 г. одновременно московский комендант. В 1708 г. назначен сибирским губернатором. С 1717 г. находился под следствием разыскной канцелярии И. И. Дмитриева-Мамонова. 11 января 1719 г. отстранен от должности и в тот же день взят под стражу. 14 марта 1721 г. за казнокрадство и взяточничество приговорен Сенатом к смертной казни. Повешен 21 марта 1721 г. в С.-Петербурге.

2. Нахрач Евплаев был казнен за организацию бунта вогулов Кондинской волости в 1717 г., в ходе которого погибли священник Сентяшев и миссионер Г. Новицкий.

3. Феодор, схимонах (Филофей Лещинский) (1650-1727) — происходил из украинского духовенства. В молодости обучался в Киевской академии, после ее окончания женился и стал приходским священником. Рано овдовев, постригся в Киево-Печерском монастыре, где долгое время был экономом. Был настоятелем Брянского Свенского монастыря. 1 марта 1702 г. был посвящен в митрополиты Сибирские и Тобольские, получил грамоту и наставление от царя. В 1709 г. принял схиму в Тюменском Троицком монастыре. В 1716-1721 гг. вновь занимал кафедру митрополита Сибирского и Тобольского. Скончался 31 мая 1727 г. и был похоронен в Тюменском Троицком монастыре.

4. Антоний Стаховский (?-1740) — выходец из дворянского рода, сын украинского священника. Обучался в Киевской академии. С 1700 г. префект новооснованной Черниговской семинарии и наместник архиепископской кафедры Черниговской затем архимандрит Северского Спасского монастыря. В начале XVIII в. составил книгу по нравственному богословию «Зерцало от священного писания», изданную в 1705 г. В 1713 г. избран радою из духовенства и от мира и 20 сентября 1713 г. хиротонисан в архиепископы Черниговские. В 1720 г. Вступил в конфликт с князем А. Д. Меншиковым, потребовавшим от него расстрижения чернеца Порфирия, объявившего ”ложное видение”. В 1721 г. дело Антония разбиралось в Сенате и Синоде. По резолюции Петра I на запрос Синода от 14 февраля 1721 г. направлен в Тобольск. С 1721 г. митрополит Сибирский и Тобольский. Умер 27 марта 1740 г. в Тобольске. (Рункевич С. Г. Архиереи Петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. СПб. 1906. (Вып. II. С. 25-31).

5. Сильвестр — архимандрит Верхотурского Николаевского монастыря. Сибирский миссионер в 1710-1720-х гг.

6. В 40-х гг. XVIII в. язычники Чусовской и Бисертской волостей были крещены.

7. Подлинник указа Сибирской губернской канцелярии 1749 г. был представлен в 1789 г. в Туринский нижний земский суд Большой Кондинской волости князцом Власом Сатыгиным по требованию Тобольского наместнического правления для подтверждения княжеского достоинства его рода. Устно Влас Сатыгин показал, что другие государевы грамоты «примерно лет 70 обще з домом згорели» при его деде Григории и отце Осипе, о чем он знает от отца (ТФ ГАТюмО. Ф. И. — 341. Оп. 1. Д. 86. Л. 22-23).

8. Сухарев Алексей Михайлович — выходец из семьи московских стрелецких полковников. В начале XVIII в. жилецкий стрелецкий полк Сухарева нес гарнизонную службу в Севске и Полоцке, с 1706 г. участвовал в военных действиях в Польше. В 1711 г. стал русским комендантом польского города Полонного. В 1722 г. Сухарев был назначен комендантом Тобольска и командиром Енисейского полка, на этой должности находился до 1736 г. В 1726-1727 гг. ис полнял должность сибирского губернатора. В 1730-1732 гг. вел следствие о злоупотреблениях тарского воеводы Д. Рукина. В 1733 г. в ранге бригадира вел в Иркутске следствие о А. И. Жолобове и временно занимал должность иркутского вице-губернатора. В 1736 г. по ложному извету Жолобова был арестован и доставлен в Москву, в следственную комиссию А. П. Волынского. В 1740 г. по именному указу велено отпустить ему вину «без штрафа» «за долговременное его содержание под арестом». В 1740- 1742 гг. тобольский вице-губернатор в чине бригадира. В 1742 г. определен губернатором в Сибирь с награждением чином генерал-майора. В 1742- 1752 гг. сибирский губернатор. В 1744-1754 гг. велось следствие о его злоупотреблениях на должности сибирского губернатора, которое было прекращено за смертью обвиняемого. Умер в ночь на 16 мая 1752 г. в Тобольске (Акишин М. О. Дело губернатора Сухарева//Родина. 2000. № 5. С. 96-99).

9. Павел Конюскевич (1705-1770) — выходец из украинского духовенства. Хиротонисан в митрополиты Тобольские и Сибирские из архимандрита Велико-Новгородского Юрьева монастыря 5 мая 1758 г. в С.-Петербурге. В 1758-1768 гг. митрополит Тобольский и Сибирский.

Текст воспроизведен по изданию: «Обретающихся в нечестии вогулъцев призывал в православную веру добровольно». Православие в землях хантов и манси XVIII века // Источник. Документы русской истории, № 3 (57). 2002

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.