Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

О ЗАЧАТИИ И ЗДАНИИ ЦАРСТВУЮЩАГО ГРАДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В ЛЕТО ОТ ПЕРВАГО ДНИ АДАМА 7211. ПО РОЖДЕСТВЕ ИИСУС ХРИСТОВЕ 1703.

Май

14-го царское величество изволил осматривать на взморье устья Невы реки и островов и усмотрел удобной остров к строению города (Оной остров тогда был пуст и обросши был лесом, а именовался Люистранд, то есть веселый остров.). Когда сшел на средину того острова, почувствовал шум в воздухе, усмотрел орла парящаго, и шум от парения крыл его был слышан; взяв у салдата багинет и вырезав два дерна, положил дерн на дерн крестообразно и, зделав крест из дерева и водружая в реченные дерны, изволил говорить: “Во имя Иисус Христово на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла” (Ныне на оном месте каменная соборная церковь верховных апостолов Петра и Павла.). По довольном осмотрении онаго острова изволил перейтить по плотам, стоящим в протоке, которой ныне меж городом и кронверхом имеет течение (Во оном протоке стояли в плотах леса, заготовленные в отпуск в Стокголм.). По прошествии протока и сшествии на остров (Которой ныне именуется Санктпетербурской.) изволил шествовать по берегу вверх Невы реки и, взяв топор, ссек куст ракитовой (На оном месте ныне церковь Живоначалныя Троицы.), и, мало отшед, ссек второй куст (Ныне на оном месте первой дворец.), и, сев в шлюбку, изволил шествовать вверх Невою рекою х Канецкой крепости.

15-го изволил послать неколико рот салдат, повелел берега онаго острова очистить и, леса вырубя, скласть в кучи. При оной высечке усмотрено гнездо орлово того острова на дереве.

16-го, то есть в день Пятидесятницы, по Божественной литоргии, с ликом святительским и генералитетом и статскими чины от Канец изволил шествовать на судах рекою Невою и по прибытии на остров Люистранд и по освящении воды и по прочтении молитвы на основание града и по окроплении святою водою, взяв заступ, и первые начал копать ров. Тогда орел с великим шумом парения крыл от высоты опустился и парил над оным островом.

Царское величество, отошед мало, вырезал три дерна и изволил принесть ко означенному месту. В то время зачатаго рва выкопано было земли около двух аршин глубины и в нем был поставлен четвероугольной ящик, высеченной из камня, и по окроплении того ящика святою водою изволил поставить в тот ящик ковчег золотой, в нем мощи святаго апостола Андрея Первозваннаго, и покрыть каменною накрышкою, на которой вырезано было: “По воплощении Иисус Христове 1703 майя 16 основан царствующий град Санктпетербург великим государем царем и великим князем Петром Алексиевичем, [259] самодержцем Всероссийским”. И изволил на накрышку онаго ящика полагать реченные три дерна з глаголом: “Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Основан царствующий град Санктпетербург”.

Тогда его царское величество от лика святительскаго и генералитета и от всех ту бывших поздравляем был царствующим градом Санктпетербургом; царское величество всех поздравляющих изволил благодарить, при том была многая пушечная пальба Орел видим был над оным островом парящий. Царское величество, отшед к протоку, которой течение имеет меж Санктпетербургом и кронверхом, по отслужении литии и окроплении того места святою водою, изволил обложить другой роскат. Тогда была вторишная пушечная пальба, и между теми двумя роскатами изволил размерить, где быть воротами, велел пробить в землю две дыры и, вырубив две березы тонкие, но длинныя, и вершины тех берез свертев, а концы поставлял в пробитые дыры в землю на подобие ворот. И когда первую березу в землю утвердил, а другую поставлял, тогда орел, опустясь от высоты, сел на оных воротах; ефрейтором Одинцовым оной орел с ворот снят.

Царское величество о сем добром предзнаменовании веема был обрадован; у орла перевязав ноги платком и надев на руку перчатку, изволил посадить у себя на руку и повелел петь литию. По литии и окроплении ворот святою водою была третичная ис пушек пальба, и изволил вытти в оные ворота, держа орла на руке, и, сшед на яхту, шествовал в дом свой царской канецкой. Лик святительской и генералитет и статские чины были пожалованы столом; веселие продолжалось до 2 часов пополуночи, при чем была многая пушечная пальба.

Оной орел был во дворце; по построении на Котлине острову крепости святаго Александра оной орел от его царскаго величества в оной Александровой крепости отдан на гобвахту с наречением орлу коменданскаго звания (Жители острова, которой ныне именуется Санктпетербурской, и близ онаго по островам жившие сказывали, будто оной орел был ручной, а житье ево было на острову, на котором ныне город Санктпетербург; выгружались по берегам реки Невы маштовые и брусовые королевские леса, и караульными салдаты тех лесов оной орел приучен был к рукам.).

Подобное древле благочестивому царю Константину в сонном видении явил Бог о построении в Востоке града. Великий и равноапостольный царь Константин разсматривал места к зданию града и во время шествия от Халкидона водою к Византии увидел орла, летящаго и несущаго верф и протчие орудия каменоделателей, которые орел положил у стены града Византии. Великий царь Константин на том месте построил град и наименовал во имя свое Константинград.

Оной Санктпетербурской крепости план и основание собственнаго труда его императорскаго величества Петра Великаго.

24 [мая] на острову, которой ныне именуется Санктпетербурской, царское величество повелел рубить лес и изволил обложить дворец. Генерал светлейший князь Александр Данилов сын Меншиков предлагал его царскому величеству в Канецких слободах от пожару многие домы в остатке, строены по архитектуре из лесу брусоваго, не соизволит ли перевесть и построить дворец. Царское величество изволил говорить: “Для того и велю на сем месте рубить лес, ис того лесу строить дворец впредь для знания, в какой пустоте оной остров был”.

25-го около дворца по берегу реки Невы вверх и по Малой Невы вниз повелел лес вырубить и места разровнять и прежних служеб бояром и прочим чинам поставить шатры и наметы, а Санктпетербурской крепости на обложенных первых двух роскатах поставить пушки. А светлейший князь Александр Данилович Меншиков на всех назначенных местах шести роскатов пушки поставил и в Шлютембург послал указ, чтоб 28 числа 2 шнявы и яхта в 3 часу пополудни под флагам и вымпалам пришли и Санктпетербурскую крепость пушечною пальбою поздравляли (Оные шнява и яхта шведские стояли при Шлютембурской крепости, прорублены были шведам; хотя починкою трудились, но к походу х Канцам не были исправлены, остались при Шлютембурхе, но с великим трудом и старанием светлейшаго князя Мен... (Низ рукописи обрезан при переплете. — Ю. Б.)).

26-го дворца строение работою окончилось, и близ онаго дворца поставлены были два великие шатры персицкой работы из шелковых богатых материй, полы усланы были коврам, и протчие шатры и наметы были поставлены. [260]

28-го царское величество с ликом святительским и з генералитетом и статскими знатными чинами на 63-х судах изволил шествовать рекою Невой к новопостроенному дворцу. По приближении к Санктпетербурской крепости со всех шести роскатов поздравляем был пушечною пальбою. По вшествии на остров, на котором был построен дворец, изволил спрашивать светлейшаго князя Меншикова (оной князь Меншиков был при оном дворце) о палбе с шести роскатов Санктпетербурской крепости. Светлейший князь объявил, что прошедшей ночи на назначенных всех роскатах Санктпетербурской крепости пушки постановлены. За сие изволил благодарить. По вшествии во дворец и освящении воды и окропления дворца святою водою изволил наименовать остров (Святаго Петра.), дворец Петергов (Петров дом.). От лика святительскаго в благословение новаго дому поднесен образ Живоначальныя Троицы и хлеб и соль, и от реченнаго светлейшаго князя и прочих хлебы, посуда золотая и серебреная многая и дорогия вещи были приношены ж, Царское величество изволил всех благодарить; тогда с Санктпетербурской крепости и из стоящей при оном дворце артилерии и с шнявы ис пушек и от гвардии, стоящей в параде, из ружья была троекратная пальба. Царское величество в великом был обрадовании, всех поздравляющих благодарив, жаловал к руке и потом приказною воткою и изволил сесть кушать с ликом святительским в новом дворце; потом изволил вытти и кушать в шатре с генералитетом и статскими знатными чинами.

По полудни, в половине 3-го часа, еще обед не отшел, 2 шнавы и яхта шли рекою Невой к Санктпетербургу, украшеные флагами и вымпалами и, не дошед города, поздравляли Санктпетербурскую крепость пушечною пальбою. Тогда светлейший князь Меншиков докладывал царскому величеству, что пришли от Шлютембурга 2 шнявы и яхта и поздравляют его царское величество с царствующим градом Санктпетербургом и новым домом. Хотя царскому величеству и видимы были из шатра идущие 2 шнавы и яхта, но изволил вытти на берег реки Невы (и изволил говорить: “Генерал губернатор Санктпетербурской, светлейший князь Александр Данилович, много доволен я вашею службою”) и, сев в шлюбку, изволил шествовать на пришедшие шнявы и яхту, и з двумя шнявами, которыя взяты были на взморье майя 6, на оном флоте изволил шествовать мимо Санктпетербурской крепости, с которой поздравляем был многою пушечною пальбою; с шняв и яхты благодарил пушечною ж пальбою и, поставя флот на якори, по вшествии на берег изволил войти в шатер. Светлейший князь со всем ту бывшими поздравлял его царское величество с новым флотом. Оное торжество продолжалось до 3-го часа пополуночи.

29-го. Оная Санктпетербурская крепость с великим поспешением отправляема была работою, и в 5 месяцев земляная Санктпетербурская крепость работою кончана, и в ней деревянная церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла построена и освящена, которая при окончании каменной Петропавловской церкви перенесена и поставлена при салдацких слободах и ныне церковь во имя святаго апостола Матфея.

Октября 1-го, то есть в день Покрова Богоматери, царское величество во оную Санктпетербурскую крепость изволил иметь торжественный вход, и было освящение града Санктпетербурга и хождение с животворящими крестами по стене града и кропление святою водою, и тот день изволил обложить и церковь Живоначальныя Троицы. По вшествии царскаго величества в Санктпетербурскую крепость и по освящении града была многая пушечная пальба, и изволил кушать в оной крепости в доме каменданта. Веселие продолжалось до 1 часа пополуночи, при чем была другая пушечная пальба с крепости и из стоящих на Неве реке фрегата, 5 шняв и 8 яхт.

Об оном же царствующем граде Санктпетербурге предвозвещение. По Вознесении Господнем на небеса апостол Христов святый Андрей Первозванный на пустых Киевских горах, где ныне град Киев, водрузил святый крест и предвозвестил о здании града Киева и о благочестии, а по пришествии в великий Славенск (Ныне той Нов град Великий.), от великаго Славенска святый апостол, следуя к стране Санктпетербурской, отшед около 60 верст, благословив оное место, водрузил жезл свой, прообразовал самодержавие в стране оной. Сие апостольское благословение и предвозвещение водружением жезла не месту оному (Оное место по водружении жезла апостольскаго и поныне именуется Друзино, в лето благочестия на оном месте построена каменная церковь во имя святаго апостола Андрея Первозваннаго.), но его апостольское благословение и жезла водружение предвозвещение сему [261] царствуюшему граду Санктпетербургу. И месту сему, яко Киеву и великому Славенску, жезла не даровал, но, отшед от Славенска донележе видимо народу, водрузил жезл; яко далее в оную страну, на местах Санктпетербурга, водрузить жезла и место благословить народов во свидетельство не было. От Друзина святый апостол Христов Андрей Первозванный имел шествие рекою Волховом и озером Невом и рекою Невою сквозь места царствующаго града Санктпетербурга в Варяжское море, и в шествие оные места, где царствующий град Санктпетербурх, не без благословения его апостольскаго были. Ибо по создании сего царствующаго града Санктпетербурга предки их, умершие близ мест сих, им сказывали, яко издревле на оных местах многажды видимо было света сияние, и в году начатия войны со Швецией видим же был свет велик; мнили жители, яко горят леса королевские, выкатанные по берегам Невы реки, которые приуготовлены в отпуск в Стекголм; по сшествии, видев свет, удивлялись.

В 1701-м году, в ночь Рождества Христова, видим же был свет окольным жителям мест оных, и мнили быть пожару. По сшествии вид[е]ли у сосны все сучье наполнено было вощаных свеч горящих. Удивлялись и, сняв с топорища топор, насадя на жерть и взяв несколко человек, у сосны сук з горящими свечами рубили в намерении или сук со свечами отрубить, или рублением сука свечи отпадут, и как сука вырубили глубиною перста на два, свет угас. Вырубка на суку видима была; сук был высотой от земли около дву сажен.

В 1720-м году от великой морской погоды была великая вода, которая все места жила Санктпетербурха глубиною около аршина покрыла. Чухна разглашали, будто бывает вода по сук з зарубкою; в народе великое было сомнение, и царское величество при присутствии своем повелел оную сосну срубить, и та сосна срублена гвардии Преображенскаго полку салдатами. Оная сосна стояла на Санктпетербурском острову, близ церкви образа Казанские Богоматери, которой сосны пень и доныне видим.

Того ж году, по срубке оной сосны, явились чухна, которые (оной сосны) оной сук з горящими свечами рубили, и тем оное сомнение уничтожилось.

В 1721-м году октября в 11 день по упрощению всенародному царское величество изволил принять титул императорской и в церкви Живоначальной Троицы от лика святительскаго и генералитета и всех чинов поздравлен великим императором отцем отечества и от всех коронованных государей чрез послов и грамоты императором поздравлен, и его императорским величеством начало восприяла четвертая монархия северная, то есть Российская империя.

В 1714 году о сей северной монархии предложил князь Димитрей Кантемир за 7 лет прежде наименования России империею или монархией, и прежде наименования царскаго величества императором, которое предложение напечатано повелением его императорскаго величества. В предложении аравлене и равины сказывают: еже север всем вселенныя частем преодолеть имеет, паче же аравляня яко испытатели физических вещей паче прочих за несуменное содержат монархии: восточную, полуденную, западную и северную. Первую глаголют Восточную, вторую Греческую, третию Римскую, четвертую Северную, в которой всегда разные и великие процветали владычества.

Сию монархию насадит Бог единым от князей, всеми добродетельми и науками обогащенным, и большая дела ясно покажутся, неже в тех трех прешедших монархиях!

Сию Северную монархию (в последнем Кола в пункте полунощном версе быти утверждают) полярную и привлекающую монархию нарицают (Под Севером никаких государств и народов, кроме державы Российския, не обретается.).

Иоанн Латоциний, славный физик и математик, в 1595 году в книге о пременах государств и империев за 126 лет до принятия императорскаго титула Петром Великим и наименования царства Российскаго империею написал:

Известно есть, что зело храбрый принц придет от норда во Европе и в 1700 году начнет войну и по воле Божией глубоким своим умом и поспешностию и ведением получит места, лежащий на зюйд и вест, под власть свою и напоследок наречется император.

В явлении святаго и равноапостольнаго царя Константина и святаго папы Силвестра патриарха Царяграда (В истории о белом клобуке, которая несколко сот лет обретается в России.) патриарху Филофею: “Веси, Филофею, яко вся святая предана будет от Бога велицей Рустей земли, и царя Рускаго возвеличит Господь над многими [262] языцы, и под властию их многие цари будут, и страна та наречется Светлая Россия, Богу тако изволившу прославить Рускую землю и исполнить православие, величеством честнейшую сотворить паче первых. Повелением Божиим приидохом к тебе поведати сию тайну Божию, яже збудется во времена своя” (Папа Силвестр папствовал с 314, умер в 336 году; царь Константин царствовал с 306 по 337 год.).

И протчие многие о сем свидетелства, но не наношу многим изъяснением труда читателям, а явлено в книге о рождении сего великаго императора

В 1725-м году марта в 10 день святопочившее тело великаго государя императора, отца отечества Петра Великаго, в сем царствующем граде Санктпетербурге, в соборной церкви верховных апостолов Петра и Павла, которой град и сию соборную церковь его царское величество своими руками обложить изволил, со многим плачем и великою печальною церемониею погребено (ГПБ ОР. Эрмитажное собрание. № 359. Л. 3—13. — Впервые документ опубликован Г. В. Есиповым (Русский архив. 1863. Вып. 10/11. Стб. 103—114), однако с многочисленными неточностями.).

Текст воспроизведен по изданию: Петербург Петра I в иностранных описаниях. Л. Наука. 1991

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.