Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

КРАТКИЙ ВЛАДИМИРСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ

В рукописных собраниях имеется большое количество сборников преимущественно XVI—XVIII вв. разного содержания. В числе других статей в них нередко встречаются летописные записи, краткие летописцы, извлечения из больших летописных сводов. Большая часть подобных летописных памятников находится вне поля изучения: внимание исследователей обращено главным образом на своды раннего происхождения, а позднейшая летописная традиция мало обращала на себя внимание, так как громадное количество поздних летописных списков представляют собой компиляции, сделанные на основании более ранних летописей, обычно с подновлением текстов и введением в них дополнительных статей и известий из житий святых, сказаний, польских исторических произведений, вроде Стрыйковского, и т. д. Таким образом, старая летописная традиция в поздних летописных сборниках нередко уже сильно нарушена, вследствие чего историческая достоверность подобных произведений XVI — XVII вв. подвергается вполне законным сомнениям. Однако и среди поздних летописных памятников встречаются летописцы, имеющие значительную историческую ценность. К их числу относим издаваемый здесь краткий летописец XVI в.

Этот летописец помещен в сборнике Уваровского собрания (№ 206, у Леонида описан под № 1176) Государственного исторического музея. Рукопись № 206 написана в восьмушку на 460 листах (водяной знак — перчатка, по альбому Брике относится к 1563 г.— № 10859), беглым полууставом XVI в., [208] кое-где с поправками бледными чернилами более позднего времени.

Летописец в сборнике помещен на листах 263 об.— 271. По содержанию он представляет собой переложение летописных известий, относящихся к IX—XII вв. с введением в них ряда дополнений и осмыслений. Известная легенда о призвании варягов изложена здесь по владимирской традиции (см. Летопись по Лаврентьевскому списку, СПб., 1872, стр. 19, примечание), согласно которой Русь противополагается варягам, а не отождествляется с ними. К другим племенам добавлена «лопь», заменившая летописную «весь». Об Олеге сказано, что он был «велик и страшен и грозен». Деревская земля названа Литвою, а Ольга — княжной из Болгарии, Святослав прозван Легким и т. д.

Конец краткого летописца говорит о событиях во Владимирско-Суздальской земле и дает кое-что новое. Важнейшим является указание на построение в Боголюбове двух каменных церквей и каменных ворот, а также упоминание о том, что Боголюбов был обнесен валом — «оспом». Тут же находим известия о постройках во Владимире, произведенных Владимиром Мономахом. В этой части сведения нашего краткого летописца отличаются значительной топографической точностью и требуют дополнительного изучения, в частности известие о построении Владимиром Мономахом каменной церкви Спаса и Золотых ворот во Владимире за 50 лет до построения Успенского собора. Отметим здесь же, что другой летописец владимирского происхождения, также с введением в него легендарных известий, помещен в Новгородской первой летописи младшего извода (см. Новгородская летопись по Синодальному харатейному списку, СПб., 1888, стр. 434—438). Однако между этими краткими летописцами по содержанию нет ничего общего.


Летописец Руския земля.

/л. 263 об. /В лето 6000. Приидоша Русь, Словени, Чюдь, Лопь, Кривичи к Варягом и испросиша собе у них властелей. Избрашася три браты с роды своими, Рюрик, Синеус, Трувор. Рюрик же седе на кня/л. 264/жение в Новегороде в Великом, [209] а Синеус на Беле озере, Трувор же в Изборъсце. И по мале умре Синеус и Трувор, и прия власть всю Рюрик. Рюрик же роди Игоря, а сам умре, и приказа княжение и сына своего Олгу сродичю своему. Игорь же бысть мал еще. Сей же Олег поиде из Новагорода, дани, оброки уставливая в всяк ряд, и прииде к Смолен/л. 264 об./ску, и от Смоленска поиде суды водою, и дошед Киева, и уби два князя, Асколда и Дира, и начят княжити в Киеве с Ыгорем. Игоря же жени в Болгарех, поят за него княжну именем Олгу, и бысть мудра велми. Сей же Олег ходил ко Цариграду в кораблех, они же убояшася и даша ему дани, и оброки устави; и от тех мест прозвася Ки/л. 265/евское княженье. Той бе Олег велик и страшен и грозен велми был, понеже многи земли приведе ко граду Киеву, и умре от коневы главы; из сухи кости выник змиа и ужали его в ногу. По немь нача княжити Игорь и воева Деревскую землю, рекше Литву, иде пакы тамо в мале дружине, и убьен бысть от Древлян. И о/л. 265 об./стася у него сын Святослав велми детеск. Княгини же его Олга с сыном своимь мьсти кровь мужа своего и князя уби, Мала именемь, и всю Литву высече. Сия же великая княгыни Олга прият крещение от царя и патриарха, и наречена бысть Елена. И начят (В слове начят оборваны 1—2 буквы) княжити Святослав, нарецаемый Легкый, /л. 266/ воз по себе не возяше, ни повар, ни постель, но аки пардус скакаше со многою легостью, и бится с Греки у Царяграда в единой десяти тысящах со стомь тысяща, и победи их и имаше на Цариграде дань, и ходи на Казары, и убьен бысть от Печенег в порозехь. Печенежский же князь именем Редеря окова лоб /л. 266 об./Святослава и написа круг его так: «чюжих ища и своя погуби». И пияше им. Святослав же роди 3 сына, Олга, Ярополка, Владимера, Ярополк же бится с Олгом близ града, и побежь Олег (В рукописи: Огег) в град, и теснящимся на мосту, и свалися в ров и тамо [у]мре. Владимер ж[е] убив Ярополка на роте в граде /л. 267/ Родне. Се же бысть первое братоубиение в русьских князех. Нача княжити Владимер, и бяше мудр и смысл имея велик, поча испытовати о верах. И слыша греческую веру, яко свещу на свещнице, и верова в Христа бога истиннаго, и поя за себе царевну Анну, [210] сестру царя Василья и Коньстянтина, от сея же /л. 267 об./ роди Бориса и Глеба, а от Рогнеды княгини роди Ярослава, Ижеслава, Мьстислава, Всеволод (Так в рукописи); а от Ярополчи жены роди Святополка, Вышеслава, Изяслава, а от иные княгыни роди Святослава, Судислава, Станислава, Позвизда. Яко же крестися сам в Корсуни, и крести все множество люди в Киеве. И приде из Цариграда /л. 268/ митрополит Ларион, и дасть Владимер церкви от всего своего живота десятое, и уряди весь устав в Киеве. И прииде великий княз Владимер в Залешьскую землю и заложь град Владимер в свое имя и церькви постави во имя пречистыя Успение святей богородици и люди крести и християньство устави /л. 268 об./. И посади сына Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме. И повеле грады ставити и святыя церкви, а сам иде в Киев и преставися в вечьную жизнь, княжив лет 28 по крещении. И убьен бысть Борис и Глеб от Святополка, и прииде из Новагорода Ярослав и победи Святополка; Святополк же бежав, /л. 269/и земля его жива поглоти, и межь Лядские земля пропаде и Чехов. И сяде в Киеве на великом княженьи Ярослав, и бысть у него . сынов 6: Изяслав, Святослав, Всеволод, Володимер, Вячеслав, Игорь.

В лето 6665 (На полях написано: зри). Великому князю Юрию Манамаховичю родися ему сын Дмитрий, на реце на Яхроме, и заложи град Дмитров /л. 269 об./, а сына нарече Всеволода.

В лето 6666. Княз великий Андрей Юрьевичь заложи церковь святую Богородицю в Володимере. И потом седе в Киеве на великомь княженье Всеволод Ярославич, и бысть у него 2 сына, Володимер Манамах да Ростислав. Посемь взя великое княжение Володимер Всеволодичь и приде в Залешьскую зе/л. 270/млю и постави град другый Володимерь и осыпа спом и постави церковь камену святого Спаса да Золотые ворота, за 50 лет (Не вполне ясно, может быть, 40 лет) до великыя Богородица церкви, и ины мнози церкви постави древяны, и посади наместници, и поиде в Киев, а сынов у него было 5: Ярополк, Мьстислав, Юрьи Долгорукый, Аньдрей, Вячеслав. /л. 270 об./ И приказа Володимер Манамах [211] княженье Юрью Долгорукому. Сей же князь велики Юрьи Володимерович приходил в Володимер и поставил церковь камену во имя святого христова мученика Георгия, за 30 лет до великия Богородица. И иде в Киев, и бысть у него сынов 8: Ростислав, Андрей Боголюбьскый, Святослав, Михалко, Всеволод, Борис, Мь/л. 271/стислав, Глеб. И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и сътвори Боголюбный град и спом осъпа (В слове осъпа буква п написана по выскобленному месту) и постави церкви две камены и ворота камены и полаты. И были у него 3 сыны: Изяслав, Мьстислав, Глеб. На 10-е лето княж[е]нья его заложи церковь камену пречистыя богородица Успенье събръную в граде Володимере обь едином версе да и каменные ворота. Княж[и]в лет 28, и убьен бысть от Кучков от своих бояр.

Рукоп. отд. ГИМ, Уваровское собр., № 206, лл. 263 об.— 271.

Текст воспроизведен по изданию: Малоизвестные летописные памятники  // Исторический архив, Том VII. М-Л. 1951

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2018  All Rights Reserved.