Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ

ПРОСВЕТИТЕЛЬ

ГРЕШНОГО ИНОКА ИОСИФА СКАЗАНИЕ О НОВОЯВИВШЕЙСЯ ЕРЕСИ НОВГОРОДСКИХ ЕРЕТИКОВ И ОТСТУПНИКОВ — АЛЕКСЕЯ ПРОТОПОПА, И ДЕНИСА ПОПА, И ФЕДОРА КУРИЦЫНА, И ПРОЧИХ, КТО ТАКЖЕ МУДРСТВУЕТ

Подобает ведать, что многочисленные ереси в разные годы и времена диавол создал и множество плевел зловерия через служащих ему ересеначальников беззаконных во всей вселенной рассеял ради извращения и смущения правой веры; и таковые учения проклинает божественная и апостольская Церковь, а вместе с ними — и последователей их; и об этом много написано святыми преподобными и богоносными отцами нашими. Но о еретиках, явившихся в прежние годы, знают все, просвещенные светом православия, и поминают их с проклятиями все, наученные от божественных писаний. О нынешних же многих ересях, которые в наши времена диавол через безбожных еретиков распространил, во благо будет, полагаю, рассказать, дабы не внимали мы учениям их и с совершенной ненавистью возненавидели их.

Итак, вот сказание об этом.

Русская великая земля еще в древности идолонеистовствовала, была омрачена тьмою и до последних пределов осквернена, безбожным предаваясь деяниям. Когда же единородный Сын Божий, сущий в лоне Отчем, не смог более видеть, как Его творение грехами порабощается, и на это Свое милосердие обратил, тогда Он к нам явился как Человек безгрешный и, отцова престола не оставляя, в Деву вселился нас ради, дабы и мы поселились на небесах, и от древнего падения восстали, и от греха освободились. Великое всыновление восприняв и великое житейское за нас совершив попечение, Он крест и смерть претерпел и с небесными силами преславно соединил земные. Воскреснув же из мертвых, со славою на небеса вознесся и одесную величества Отца Своего сел; и свидетельствующим о Нем ученикам, по обещанию, через нисхождение огненных языков утешительный Дух даровал; и послал их во все народы: просвещать во тьме невежества пребывающих и крестить таковых во имя Отца и Сына и Святого Духа. И тогда одним из них восточные страны, другим западные пришлось пройти, а третьим северные и южные пересечь народы, поведенные исполняя заповеди. Тогда святой Андрей, один из двенадцати учеников Христовых, брат Петра, верховного апостола, от Иерусалима в Синопию пришел, и от Синопии — в Херсон, и от Херсона направился вверх по Днепру; и остановился у гор прибрежных, и утром, пробудившись от сна, сказал сопровождавшим его ученикам: "Видите ли горы эти? На горах этих просияет благодать Божия, и возникнет город великий, и церкви многие Богом будут созданы". И, поднявшись на горы те, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы, где есть ныне город Киев. И пошел по Днепру вверх, и пришел на место, где ныне Новгород великий, и оттуда двинулся к варягам, и прибыл [129] в Рим. Проповедовать же слово спасения в Русской земле ему запрещено было Святым Духом, Которого "судьбы — бездна великая" (Пс. 35,7) 1 и потому о них невозможно рассказать.

По всем же странам спасительная проповедь евангельская распространилась, и все от тьмы идольской избавлены были и светом богопознания озарились. Только Русская земля помрачена была тьмою идолобесия и скверными делами до последней крайности осквернялась. И много времени прошло по Вознесении на небеса Единородного Сына Божия, почти тысячелетие минуло, от сотворения же мира — 6500 лет 2. Но не могла Свое творение видеть гибнущим Святая, и Блаженная, и Досточтимая Троица, и потому посетила нас, низойдя свыше; и просветила светом богопознания, и верою, и благочестием, премудростью же и разумом самодержца и владыку Русской земли, блаженного Владимира, сына Святослава, и внука Игорева и блаженной Ольги, правнука же Рюрикова. Ибо обратилось к нему Всевидящее Око и просветило его божественным крещением, и стал он сыном Света. Однако не только сам он, единолично, захотел спастись, но и всех спасти вознамерился и всем повелел креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа.

С той поры солнце евангельское над землей нашей воссияло, и апостольский гром нас научает, и божественные церкви и монастыри устрояются, и многие святители наши и преподобные, чудотворцы же и предзнаменований вестники, будто на золотых крыльях, в небеса вознеслись. И подобно тому как в древности нечестием всех превзошла Русская земля, так и нынче благочестием всех преодолела. Ведь в иных странах даже если и много бывает благочестивых и праведных, то много же нечестивых и неверных живет с ними, еретически мудрствуя. В Русской же земле не только деревни и села многие безвестные, но и города многие есть, в которых нет ни одного неверного или еретически мудрствующего; напротив, все единого только Пастыря, Христа, есть овцы, и притом все единомысленно мудрствуют, и все славят Чистую Троицу; еретика же и злочестивого нигде же никто не видел. И так было 470 лет.

О, за что же нам твоя злоба, сатана, ненавидящий добро, диавол вселукавый, злых помощник и защитник, Божий отметник, поглотивший весь мир и не насытившийся, возненавидевший небо и землю и вечной тьмой взалкавший?! Зри же, что творится и каково злокозьнствуется!

Итак, явился в те времена жидовин по имени Схария 3 — этот диаволов сосуд, обученный всяческим злодейственным изобретениям: чародейству и чернокнижию, звездозаконию и астрологам 4. Живя в городе, нарицаемом Киев, близок он был к тамошнему князю Михаилу, христианину и христианских истин знатоку, сыну Александра, внуку Владимира и правнуку Ольгерда 5. Этот князь Михаил в лето 6979 (1470) 6, во дни княжения великого князя Ивана Васильевича 7, прибыл в Великий Новгород. Вместе с ним в Великий Новгород прибыл и жидовин Схария, который прежде всех обольстил попа Дениса 8 и в жидовство его обратил. Денис же привел к нему протопопа Алексея 9, тогда еще бывшего попом на Михайловской улице 10, и тот также отступником соделался непорочной и истинной христианской веры. Потом же приехали из Литвы 11 другие иудеи, а имена им — Иосиф Шмоилов Скарабей да Моисей Хануш 12. И такую Алексей и Денис надежду возложили на жидовскую веру, что стали всегда с ними трапезничать и обучаться у них жидовству, и не только сами, но и жен своих и детей склонили к жидовству, и даже захотели обрезаться ради жидовской веры. Но не разрешили им жиды, говоря так: "Если, мол, узнают об этом христиане и захотят убедиться в том воочию, то будете обличены, поэтому храните в тайне свое жидовство, явно же держитесь [130] христианства". И переменили имя Алексею, нарекли его именем Абрам, жену же его нарекли Сарой.

После этого Алексей научил многих жидовству, в том числе зятя своего Ивашку Максимова и отца его попа Максима 13, а также множество попов и диаконов, и простых людей. Денис же поп тоже многих научил жидовствовать, затем и протопопа Гаврилу Софийского 14 жидовствовать научил и, кроме того, научил Гридю Клоча. А Гридя Клоч научил Григория Тучина жидовству, отец которого обладал в Новгороде великой властью 15. И таким образом многих научили. И вот имена их: попа Григория и сына его Самсона; Гридю — дьяка Борисоглебского 16, Давреша, Мишука Собаку, Васюка Сухого, Денисова зятя; да попа Федора, да попа Василия Покровского 17, да попа Якова Апостольского 18, да Юрку Семенова сына Долгова; да Авдея, да Степана — крылошан 19; да попа Ивана Воскресенского 20, да Евдокима Лелюша, да диакона Макара, да дьяка Самоху, да попа Наума 21, и других многих. И столько сотворили они беззаконий, сколько не было и от древних еретиков.

О, кто же подобающим образом восплачется о той беде, чей язык возглаголет о содеянном, чей слух с кротостью восприимет повесть об этом?!

Вот ведь Божественное Христово предвечное рождество от Отца ложным они нарекли и над вочеловеченьем Его, нашего ради спасения, надругались, говоря так: "Бог Отец Вседержитель не имеет ни Сына, на Святого Духа — единосущных и со-престольных Себе, и нет Святой Троицы, а ежели книги свидетельствуют, будто Бог Отец Вседержитель имеет Слово и Дух, то речь в них идет о слове произносимом 22 и о духе в воздухе разлитом 23; а кого писания называют Христом Сыном Божиим, то таковой еще не родился, когда же родится, тогда и назван будет сыном Божиим — и не по существу, но по благодати, как Моисей и Давид, и другие пророки; а о ком говорят христиане как о Христе Боге, то лишь простой человек, но не Бог и распят был иудеями, и истлел во гробе 24; именно поэтому, мол, подобает ныне закон Моисеев соблюдать". Еще же и так учили: "Неужели не мог Бог спасти Адама от ада и бывших с ним, и неужели не имел Он небесных сил, и пророков, и праведников, чтобы послать их исполнить желание Свое, но Сам сошел, будто нестяжатель и нищий, и вочеловечился, и пострадал, и этим перехитрил диавола, хотя не подобает Богу так поступать?" И многие хуления и уничижения возводили они на Божественную Церковь и на всечестные иконы, говоря, что не подобает поклоняться рукотворению и что не подобает изображать на святых иконах Святую Троицу, — ибо Авраам, утверждали, Бога видел вместе с двумя ангелами, а не Троицу 25. И божественным иконам и честному Кресту запрещали поклоняться, одни из них бросая в нечистые и скверные места, другие зубами кусая, будто бешеные псы, прочие же ломая, иные же в огонь повергая; и при этом призывали: "Надругаемся над иконами этими так же, как жиды над Христом надругались!"

О скверные языки, о мерзкие и гнилые уста, богохульные те испустившие возглашения!

Тогда же подошла к концу и седьмая тысяча лет от сотворения всего мира. Еретики же говорили, что семь тысяч лет истекли и пасхалия кончилась, а второго Христова пришествия не случилось, и потому писания отеческие ложны 26, подобает их огнем сожигать. И не только отеческие писания хулили, но и апостольские, ибо вопрошали: "Чего ради нет второго пришествия Христова? Уже настала пора ему быть. Ведь апостолы писали, что Христос родился в последние времена, но уже тысяча и пятьсот лет прошло после Христова рождества, а второго пришествия все нет. Потому и апостольские писания ложны". Еще же и святого Ефрема писания хулили, [131] утверждая, будто ложны они. Ибо он писал, что уже Господь наш Иисус Христос грядет судить живых и мертвых и уже конец наступает, но после его писаний тысяча лет истекла, а второго пришествия нет. И не только святого Ефрема писания укоряли, но и все божественные писания отеческие укоряли. И не только писания, но и сам образ иноческий и жительство иноческое укоряли, говоря, что иноки уже отступили от пророческих, и от евангельских, и от апостольских заветов, и самоизмышлением и самоучением изобрели себе житие, и удалились от заповеди Божией сохранять обыкновения человеческие. Некоторые же утверждают так: "Если бы было иноческое жительство богоугодным, то и сам Христос и божественные апостолы пребывали бы во иноческом образе. Ныне же видим Христа, а также святых апостолов, написанными в мирском образе, а не в иноческом". Некоторые же говорят: "Не от ангела святого предан был Пахомию образ иноческий, то есть схима! Если б — от ангела Божия, то светлым был бы тот образ; но поскольку он черен, то это — знак бесовского деяния". Некоторые же извращают слова святого апостола Павла, который писал к Тимофею так: "Дух же речью глаголет, что в последние времена отступят иные от веры, внимая духам льстивым и учениям бесовским в лицемерии зловесников, сожженных своей совестью; запрещая жениться и требуя избегать еды, которую Бог сотворил, дабы вкушали ее с благодарением верные и познавшие истину" (1 Тим. 4, 1-3) 27. Еретики же говорят, будто это сказал святой апостол Павел об иноках, ибо они запрещают жениться и требуют от еды воздерживаться; и именно о таких написано: "Проклят всякий, кто не оставит семени в Израиле!" (Вт. 25, 9) 28 И не только до этого дошли скверные и нечестивые, но упивались и объедались; и во святой и великий пост, и во все святые посты, и в среду, и в пятницу мясо ели и блудом осквернялись; потом же в святую церковь шли и святую литургию совершали.

Как же не удивимся неизъяснимому Твоему, Слово, долготерпению, как неизреченной Твоей благости изречем глубину!

Дерзнули другим скверные те люди великое и лукавое то учение извещать, и саму Деву Богородицу хулить, и великого Предтечу Иоанна, и святых апостолов, и мучеников, и преосвященных святителей, и преподобных богоносных отцов наших. И немало таковых сотворили сатаны первенцы, Алексей и Денис, в Великом Новгороде.

В лето же 6988-е (1480) прибыл князь великий Иоанн Васильевич в Великий Новгород, тогда и взял он Алексея попа в Москву на протопопство к церкви Пречистой Успения 29, а Дениса попа — к церкви Архангела Михаила 30.

Но кто без слез сумеет поведать о том, сколько и что сотворили эти скверные псы вместе со своими поборниками?! Ведь по пришествии в Москву они в этом великом и многолюдном городе сначала не смели делать ничего неподобающего, но таились, будто змеи в яме, и представляясь перед людьми святыми и кроткими, праведными воздержниками, тайно сеяли семена скверные; и немало душ погубили и в жидовство обратили, так что некоторые из народа бежали и обрезались в жидовскую веру, например Ивашка Черный — как по имени, так и по делам, и сотаинственник его Игнат Зубов 31.

В лето же 6993-е (1484) поставлен был архиепископом Великого Новгорода и Пскова преосвященный Геннадий 32. Возжжен он был, будто свет на свече, Божиим судом; будто лев, пущен был на злодейственных еретиков. Ибо произрос он из чащи Божественных Писаний и нисшел с высоких и прекрасных гор пророческих и апостольских учений. И потому бросился он растерзывать скверные утробы упившихся яда жидовского, зубами своими сокрушая и растерзывая их и о камень (веры) их разбивая. Те же пустились в бегство и пришли в Москву, где была у них защита. Ведь [132] Алексей протопоп и Денис поп уже многих людей обольстили и приобрели в помощь своей скверной жидовской вере. Среди же чернецов был там некто (кого не назову архимандритом, но осквернителем, радующимся калу блудному) по имени Зосима 33, подобный первому еретику Зосиме Черному 34, — так и его, окаянного совратили. Потом же привлекли к своей ереси чернеца Захара 35, потом от двора великого князя — Федора Курицына 36 да дьяков крестовых Истому и Сверчка 37, а от купцов — Семена Кленова 38. Федор же Курицын, и Истома, и Сверчок, и Семен Кленов многих научили жидовствовать. И большую свободу тогда имели перед державным протопоп Алексей и Федор Курицын. Как никто другой. Ибо усердствовали они в изучении звездозакония, и многих баснословий, и астрологии, и чародейства, и чернокнижия. И потому люди к ним обратились и погрязли во глубине отступления, что явился прескверный сатана и нашел многих, имеющих в сердце землю, вспаханную и взрыхленную сладостями житейскими — тщеславием, и сребролюбием, и сластолюбием, и неправдою; рассеял он в них скверные свои плевелы — в скверноубийственных этих ехидниных чадах, покусившихся на Милостивого и Сладчайшего моего Владыку.

О земля, о солнце! Как стерпели вы это?! Ведь неизменно оставались они в скверне хулы и поругания, изрыгая их мерзкими своими языками на единородного Сына Божия, и на Пречистую Его Матерь, и на всех святых!

Происходило же это во времена Геронтия митрополита 39, потому что сам он, по-христиански мудрствуя, нисколько не заботился о других, — погибающих — увы мне! — Христовых овцах в еретическом учении; или невежеством был удержан, или просто не радел о них, или боялся державного. Но вскоре Геронтий преставился.

Спустя же немного, в лето 6997-е (1489/90), Истома дьяк, сотаинственник дьяволов, адов пес, ученик Алексея, растерзан был удою Божьего гнева, ибо скверное его сердце, жилище семи лукавых духов, сгнило и чрево его прогнило. И призвал он себе некоего врача. Тот же осмотрев его, сказал, что на нем Божий гнев и его не исцелить человеческим врачеванием. И так он в тяжких мучениях испустил свою скверную душу. Через некоторое же время и окаянный сатанин сосуд и диаволов вепрь, выскочивший из лесу и потерявший насаждения Христовы, — Алексей, говорю, протопоп, — извергнул свою скверную душу в руки сатаны, ибо настиг и его Божий суд. И одержим он был болезнею лютой, и поражен был мечом Божия суда (В краткой редакции добавлено: "Но перед смертью своей он волхованием надоумил державного, дабы тот поставил на великий престол святительский скверный сосуд сатанин, который он же напоил ядом жидовским, — Зосиму, говорю, скверного. Что вскоре и случилось, в лето 6999-е. 26 сентября". Здесь и далее источником для русского перевода фрагментов "Сказания", отсутствующих в пространной редакции, но читающихся в краткой, послужил древнерусский текст краткой редакции, опубликованный Я. С. Лурье [17: 466-477].

" В краткой редакции: "... Зосиме, еще ведь не знали хорошо, что он был покровителем и учителем еретиков. Зосима же, притворяясь по-христиански мудрствующим, повелел...").

В лето 6999-е (1490), 26 сентября, по прошествии малого времени 40, — преосвященный архиепископ Великого Новгорода и Пскова Геннадий направил послание к державному и к митрополиту Зосиме, ибо не ведал еще о злодействе скверных душ их 41, и представил им многие истинные свидетельства на новгородских еретиков, которые находились в Новгороде и которые в Москву перебежали, — о хуле и о поругании ими божественных икон и честных животворящих крестов. И по повелению державного собрания епископы: архиепископ ростовский Тихон, и епископ Нифонт Суздальский, Симеон Рязанский, Вассиан Тверской, Прохор Сарский, Филофей Пермский 42, и архимандриты, и игумены, и весь священный собор Русской митрополии. В лето 6999-е, 17 октября, обратились они к митрополиту Зосиме. Зосима же повелел" проклинать еретиков: новгородского протопопа Гавриила, ибо умер уже тогда душою [133] мертвый протопоп Алексей, и попа Дениса Архангельского, и попа Максима Иоанновского 43, и попа Василия Покровского, и диакона Макара Никольского 44, и дьяка Гридю Борисоглебского, и Ваську, зятя Денисова, и Самоху, дьяка Никольского, и всех еретиков, которые также мудрствуют.

И одни из них посланы были от державного в Великий Новгород к архиепископу Геннадию. А он за 40 поприщ от Новгорода повелел посадить их на коней, в седла вьючные, и одежду их выворотить на изнанку, и спиной повелел обратить их к головам конским, дабы зрели они на запад, во уготованный им огнь; а на головы их повелел возложить шлемы берестяные — острые подобно бесовским, а еловцы 45 у них чтоб были мочальными, а верхушки — соломенные с сеном вперемешку, а клейма на шлемах — с надписью чернилами: "Се, сатанино воинство!" И повелел он водить их по городу и чтоб встречные плевали на них и говорили: "Вот враги Божии и христианства ругатели!" Потом же повелел он сжигать шлемы прямо на головах их. И так поступил добрый тот пастырь, желая устрашить нечестивых и безбожных еретиков. И не только для них, но и для других ужаса и страха исполнено было это зрелище, дабы, на таковых смотря, они вразумились.

Некоторые же еретики осуждены были державными в заточение и изгнание. Денис же поп по проклятии и заточении обуян был вселившимся в него бесом гнусным и целый месяц, скверный, неистово орал на разные голоса — звериные и скотские, и всяческих птиц и гадов; и с тем в злобе извергнул скверную и еретическую свою душу. Там же умер и Захар чернец, подобно Денису мудрствовавший (В краткой редакции следом читается: "Но после рассечения и растерзания ад предваряющих псов тех и сынов погибели, вскормленных ядом жидовским, еще великий сосуд злобы и головня содомского огня оставался, змей тьмоглавный, огня геенского пища, Арий новый, Манента 46 злейший, сатанин первенец. Зосима прескверный. Как прежде сказано было, сел он, злодейственный на месте святом. И не мог удержать яда жидовского в скверном своем сердце, и на многих людей изверг его, и осквернил великий святительский престол Церкви Божией Матери, которую достодолжно называть земным небом, сияющим, как великое солнце в Русской земле, украшенной всяческими видами и чудотворными иконами, и мощами святых, так что если бы благоволил Бог посреди сотворенного Им жить, то жил бы только в ней. Ибо где же еще? Но здесь ныне пребывает черный ворон, извергает он очи у наслаждающихся житейством суетным и уснувших в смерти душевной".

"В краткой редакции следом читается: "Скверный же и злобесный волк облачился в пастырское одеяние и кого попроще находил, тех упаивал ядом жидовским, некоторых же осквернял он содомитскими сквернами, змей пагубный; и сам объедался, и упивался, и свинской жизнью жил; и всякое бесчестие, и вражду, и смуту на непорочную христианскую веру навлекал; и Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога, хулил и говорил, будто бы Христос сам себя называл Богом; также и на Пречистую Богородицу многие хулы наговаривал; и божественные животворящие кресты в скверные места бросал; и святые иконы в огне сжигал, идолами их называя; и Евангельские предания, и апостольские уставы, и всех святых писания отрицал; и говорил так: "А что такое царство небесное? А что такое второе пришествие? А что такое воскресение мертвых? Ничего этого нет. Умер если кто, то умер. До той поры и жил").

О, отлетели от нас птицы доброгласные, соловьи громкозвучные, ласточки сладкоглаголивые — божественные святители и великие чудотворцы Петр и Алексий, и прочие православные святители, которые посреди сада церковного возвещали внимающим учение Православия; отлетели будто орлы крылатые, когтями своими растерзавшие очи не видящих истинное попечение Христово; отлетели ко Христу те, кто крыльями своими покрывали верных множество; и оставили нас сиротами".

И вот имена иных учеников Алексея протопопа и Дениса попа: Федор Курицын, дьяк великого князя, да Сверчок, да Ивашка Максимов, да Семен Кленов; и не мало было других, которые в тайне исповедовали многие ереси, с помощью десятословия жидовству учили, и саддукейскую 47 и мессалианскую 48 ереси соблюдали, и многие развращения творили. А в ком видели богомысли и Писаний Божественных разумение, тех сразу в жидовство воздерживались обращать, но отдельные места Божественного Писания — Ветхого и Нового Заветов — превратно им толковали и своей ересью соблазняли их, и баснословиям некиим и звездозакониям постепенно учили, и по звездам угадывать и предсказывать рождение и судьбу человеческую, а Писание [134] Божественное презирать как не имеющее смысла и не нужное людям. Тех же, кто попроще, прямо жидовству обучали. И если кто и не обращался в жидовство, то все же многие научились от них Писания Божественные укорять, и стали на торжищах и по домам о вере спорить, и сомнение возымели.

И такое распространилось смущение среди христиан, которого никогда не былое тех пор, как солнце благочестия воссияло над Русской землей. Иноческий же чин, в монастырях и пустынях пребывающий, а также многие из мирян благородных и христолюбивых укрепились сердцами, и многими скорбями и печалями душевными исполнились, и, будучи не в силах терпеть пагубную и богохульную бурю, со слезами горькими Бога молили, да упразднит пагубную ту жидовскую зиму, и согреет сердца памятью о единосущной Троице, и озарит истину, и да воссияет солнце благочестия. И кто как мог, так и старался о том. чтобы искоренить пагубные плевелы жидовские вместе со скверноплевелосеятелем. Одни обличили тех отступление и скверные дела (В краткой редакции здесь читаете»: "... Облачили его (Зосимы. — В. К.) отступление и скверные дела соломитскне. Он же непримиримую борьбу с ними начал: некоторых от Божественного причастия отлучил, а кто был священником или диаконом, тех от священства отлучил, говоря, что не подобает осуждать ни еретика, ни отступника. Говорил же еще и так: "Если, мол, еретиком будет святитель или священник и если кого он отлучит и не благословит, то последует Божественный суд его суду" 49. Не знающие же Божественного Писания боялись обличать его отступление: начитанные в Божественном Писании знали, что не только осуждать надо еретиков и отступников, но и проклинать, не только проклинать, но и казням лютым подвергать".), и непрестанно обличали его и всем разъясняли их еретичество и скверные дела; те же к державному обратились и их оклеветали; и тогда неповинные на заточение были осуждены державным — и скорби многие, и неволю, и темницы, и разграбление своих имений претерпели. Другие же сострадали таковым — хотя и не в изгнании, но в писаниях утешительных; и в их телесной нужде и ущемленности старались утешить их; а также против еретических речений опровержительные и обличительные ответы, на Божественном Писании основанные, посылали, еретикам противоборствуя.

И такой ради беды и я кое-что выбрал из Божественных Писаний в опровержение и обличение еретических суесловий. И пусть я невежествен и груб, но все-таки невозможно мне было ими пренебречь. Противно это моей воле. Ведь еще и Антиох, живший в лавре святого Саввы, звероподобных персов нашествие видя, воспринял таковое как благословенный повод и потому составил великую книгу — из Божественных Писаний изборник 50. Так же и святой Никон, живший в Антиохии на Черной горе, безбожных турок нападение зря, многое из Божественных Писаний выписал на пользу чтущим 51. Ныне же не персы и не турки, но сам диавол и все его воинство ополчились на Христову Церковь; будто звери дикие, не плоть человека пожирают и не кровью упиваются, но душу губят, перед которой и весь мир ничего не стоит. Потому да никто же меня не укорит, что во всяком слове своем обличал еретичествующих и по-жидовски мудрствующих, — Алексея, повторю, протопопа, и Федора Курицына, и попа Дениса, и подобных им. Ибо так же и святые божественные отцы наши писали на древних еретиков и в многочисленнейших сочинениях обличали имена их и ереси их, для того чтоб известно стало древним народам, что таковых учения диавольским являются изобретением. Собрал и я воедино извлечения из различных Писаний Божественных, дабы знающие Божественные Писания, прочитав это, вспомнили их. а не знающие, прочитав, вразумились; и если кому понадобится опровергнуть еретические речи, да с Благодатию Божией нашел бы приуготовленное для этого без труда в каждом слове... 52

Комментарии

1. Здесь и далее цитаты из Священного Писания, приведенные преподобным Иосифом Волоцким, сверяются с русским синодальным переводом и с первопечатным славянским текстом [26] Библии. В данном случае преподобный Иосиф перефразирует библейский текст применительно к третьему Лицу Бога и, по-видимому, имея в виду Его неисчислимые ("бездна великая") произволения ("судьбы") о мире.

2. В Древней Руси была принята система летосчисления от дней сотворения мира. Считалось, что таковое произошло за 5500 лет до рождения Христа (это — так называемая Александрийская эра). Однако в западно-христианской средневековой традиции счет лет вели от даты рождества Христова, полагая при этом, что последнюю отделяет от времени сотворения мира 5508 лет (согласно Византийской Царьградской эре). Независимо от того, какой системой пользовался преподобный Иосиф Волоцкий, он в любом случае допустил загадочную неточность, относя Крещение Руси к 6500 г. от С. М., а не в 6496 г., как указывали русские летописи.

3. Личность Схарии, от которого, по "Сказанию", началась в Новгороде ересь, стала предметом принципиальных научных споров, продолжающихся до сих пор. Одни исследователи признают свидетельство преподобного Иосифа достоверным и считают Схарию реальной исторической фигурой, другие полагают, что волоколамский игумен прибег в данном случае к тенденциозному вымыслу с целью усиления обличительного пафоса своей критики еретиков, дабы убедительнее показать тождество еретического учения с иудаизмом. Основанием для этих споров служит факт отсутствия имени Схария в других древнерусских источниках, рассказывающих о ереси. Имеются лишь косвенные данные. Так, в 1488 г. инок Савва (насельник Троицкого Сенновского монастыря, находившегося на Корельском перешейке, в Вотской пятине Новгородской области) составил компиляцию выписок из различных противуиудейских сочинений — "Послание на жидов и на еретики". В предисловии к "Посланию" Савва, обращаясь к Дмитрию Васильевичу Шеину, ходившему в 1487-1488 гг. послом Ивана 111 к крымскому хану Менгли — Гирею, писал: "И ты, господине Дмитрей, коли был еси послом и говорил еси с тем жидовином с Захариею с Скарою. И я, господине Дмитрей, молюся тебе: что еси от него слышил словеса добры или худы, то пожалуй господине, отложи их от сердца своего и от уст своих, якоже некоторое скаредие" [31: 1]. Кроме того, по документам Крымского приказа известно, что примерно с конца 1482 — начала 1483 г. по апрель 1500 г. московский князь Иоанн III вел переговоры о переходе к нему на службу с неким — проживавшим то в Крыму, то в Черкассах — Захарией Скарой или Захарией Гуил-Гурсисом, причем называл его в разные годы по-разному: "жидовином", "евреянином", "таманским князем", "черкасином", "фрязином" [35: 41, 71-73, 77, 114, 309]. Наконец, последнее косвенное свидетельство о Схарии предоставлено святителем Геннадием, архиепископом Новгородским, который самолично обнаружил ересь, произвел розыск и стал первым обличителем этого учения перед великим князем и духовенством. В Послании митрополиту Зосиме, написанном в октябре 1490 г., он так писал о начале ереси: "А что которые литовские ока<я>нные дела прозябли в Русской земли... коли был в Новеграде князь Михайло Оленкович (Александрович. — В. К.), ас ним был жидовин еретик, да от того жидовина распростерлась ересь в Ноугородской земли, а держали ее тайно... и аз послышив то, да о том грамоту послал" [17: 375]. Рассматривая приведенные данные, историки единодушно полагают, что у инока Саввы и в делах Крымского приказа речь идет об одном и том же лице — о Захарии Скаре Гуил-Гурсисе. Однако разногласия вызывает национальная и религиозная принадлежность последнего, а также вопрос о его отношении к "жидовину Схарии" Иосифа Волоцкого и к безымянному "жидовину" архиепископа Геннадия. В дореволюционной историографии крымский и черкасский житель Захария, как правило, отождествлялся с ересиархом Схарией, учившем в Новгороде в 1470-1471 г.; вслед за автором "Просветителя" считали, что последний действительно был евреем и действительно обращал православных новгородцев именно в "жидовскую веру", или в ветхозаветное иудейство [25: 82-86; 7: 585-598]. В советской науке по этим вопросам высказывались различные мнения. Наиболее обстоятельны исследования Я. С. Лурье, Г. М. Прохорова и К. В. Айвазяна. Лурье, выражая недоверие к преподобному Иосифу, полностью отрицает реальное существование новгородского ересиарха Схарии; по убеждению ученого, автор "Просветителя" измыслил его, использовав при этом Послания инока Саввы и архиепископа Геннадия. Что же касается Захарии Скары Гуил-Гурсиса, то, оценивая наименование последнего в Крымских делах и в Послании инока Саввы "жидовином" и "евреянином" как ошибочное, возникшее в результате недоразумения, Лурье отождествляет этого "таманского князя" с упоминаемым в генуэзских документах Захарией Гвизольфи, итальянцем по национальности и католиком по вероисповеданию. Таким образом снимается вопрос об иудаистских корнях ереси жидовствующих [24: 129-188]. Прохоров полагает, что и Схария преподобного Иосифа Волоцкого, и Захария Скара, или Захария Гуил-Гурсис Крымских дел и Послания Саввы, и Захария Гвизольфи генуэзских документов — одно лицо, выступавшее под различными именами. По происхождению этот Захария был полуитальянцем-получеркесом, о поэтому его называли то "фрязином", то "черкесином"; а по вере он был караимом, поэтому именовался то "жидовином", то "евреянином" [33]. Наконец, Айвазян приходит к выводу, что Захария Гвизольфи вообще не имел никакого отношения ни к ересиарху Схарии, ни к Захарии Скаре Гуил-Гурсису, тогда как два последних имени относятся к одному и тому же лицу. В 1470 г. в Новгород вместе с русско-литовским князем Михаилом Александровичем действительно приезжал "жидовин Схария" — тот самый, который позднее переписывался с Иоанном III и упоминался иноком Саввой. Однако он не был евреем и не исповедовал иудаизма. Преподобный Иосиф намеренно "евреизировал" его имя — Скара, чтобы придать большую убедительность своим обвинениям еретиков в отпадении в "жидовскую веру". На самом деле Скара был армянином и держался распространенного в Венгрии. Валахии и Польско-Литовском княжестве павликианства — "армейской ереси", близкой или даже тождественной зародившейся в Новгороде с кон. XIV в. и сохранявшейся в XV в. ереси стригольников. Кроме того, Айвазян, рассматривая принципиальный вопрос о трактовке, употребляемой Иосифом Волоцким применительно к ереси и еретикам терминологии, в частности термина "жидовин", и при этом опираясь на мысль Прохорова о том, что в средние века людей определяли скорее "по их вере, чем по крови", полагает, будто в Древней Руси слово "жидовин" использовали не в этническом смысле, а в религиозном. Отсюда армянина-павликианца Захарию Скару называли "жидовином" по сходству исповедуемого им учения с иудаизмом, но не потому, что он был евреем. Подобное происходило и с другими лицами [1]. Однако такому взгляду противоречат данные лексикографии. Согласно последним, слова "жид", "жидовин" во многих древнерусских переводных и оригинальных текстах употреблялись именно и прежде всего в смысле их этнического содержания, а производные от них слова — "жидовитися", "жидовствовати" и др. — в вероисповедническом смысле [44,1: 870-871; 39,5: 107-108]. Это обстоятельство позволяет усомниться в правомерности отнесения "жидовина Схарии" к какой бы то ни было национальности и вере кроме еврейской. Несомненно, преподобный Иосиф (как и другие древнерусские писатели), говоря "жидовин", подразумевал все же еврея и по крови и по вере. Между прочим, косвенное подтверждение такого вывода — именование крымского адресата Иоанна III "князем". Дело в том, что у евреев, в частности у фарисеев, долго сохранялся древний обычай, по которому применительно к законоучителям — гиллелитам — использовали титул "князь" — "наси" [12, 11: 548]. Этого обычая держались и наследники фарисеев каббалисты. Так, в кон. XIII в. в Толедо местные каббалисты называли князем — в знак особого уважения — каббалиста же Тодроса бен Иосифа Абулафию [12, 9: 37]. Так что если жидовин Схария, согласно преподобному Иосифу, совративший новгородцев в ересь, действительно был каббалистом и действительно тождествен адресату Иоанна III, "жидовину" и "евреянину" Захарии Скаре, то обращение к нему так же, как и к "таманскому князю", неудивительно и объяснимо. И последнее. Вряд ли вообще справедлив и основателен известный скепсис по отношению к свидетельствам преподобного Иосифа. Думается, жидовин Схария все-таки реальная историческая фигура. Этого, кстати, не отрицают и еврейские ученые. Больше того, они полагают даже, что появление Схарии в Новгороде, как и легкое усвоение новгородцами распространявшейся им ереси, было вполне закономерно и обусловлено рядом культурно-исторических причин [12, 7: 577-582].

4. Речь идет об оккультных знаниях, сурово осуждаемых в средние века. "Чародейство" — мнимое искусство с помощью магических приемов, колдовства вызывать различные явления, в том числе сверхъестественные, управлять природой, предугадывать будущее. Средствами чародейства служили заклинания, заговоры, талисманы, амулеты, кольца, венки, части тела животных, "приворотные" снадобья. "Чернокнижие" — умение колдовать по "черным" книгам, или сборникам, содержащим в себе каббалистические знаки, формулы заклинаний, заговоров, магические рецепты, суеверные приметы, рекомендации к изготовлению амулетов и талисманов и пользованию ими, разъяснение снов и прочее. "Звездозакоиие" — собственно "астрономия" (греч.). В Древней Руси этим термином, по-видимому, чаще пользовались применительно к мистическому учению о звездах, астрологии [39, 5: 347]. "Астролог" — книга по астрологии [39, 1: 56]. В Древней Руси бытовали различные сочинения астрономо-астрологическо-гадательного содержания — Лунники, Альманахи, Космографии, Шестокрылы и т.п. Все они относились к разряду "отреченных книг", т.е. неполезных, предосудительных, уводящих от Божественной истины [49: 106].

5. Имена князей, составивших одну из ветвей в потомстве великого князя литовского Гедимина, род которого считался на Руси вторым по знатности после Рюриковичей.

6. В средние века счет времени вели не только исходя из различных представлений о времени сотворения мира и времени рождения во плоти Иисуса Христа, но также исходя из различных представлений о начале календарного года: как известно, византийский — и гражданский и церковный — год начинался с сентября; у южных славян и на Руси примерно до XIV в. держались более древней традиции, начиная новый год с марта, но уже в XVI в. господствующим здесь становится сентябрьский год; одновременно в западно-русских землях, в зоне соприкосновения православных с католическим миром, принят был январский год. Данное обстоятельство вызывает известные трудности при согласовании древнерусских дат от сотворения мира с современным летосчислением от Рождества Христова. Применительно к Московской Руси чаше всего приходится делать перевод с сентябрьского, церковного счета на январский, гражданский. В научной хронологии при этом следуют вот какому правилу: если то или иное историческое событие происходило в сентябре-декабре, то коэффициентом разницы служит число 5509, отнимая его от старой даты, получают точный год в исчислении от рождества Христова; если же какое-либо событие происходило в январе — августе, то вычитают число 5508; так же поступают, если древнерусская дата лишена указания на месяц.

Согласно новгородско-псковскому летописанию, Михаил Александрович, киевский князь и вассал польского короля Казимира IV, прибыл в Новгород, будучи приглашенным новгородцами в наместники, в ноябре 1470 г., сразу после смерти святителя Ионы, архиепископа Новгородского, но в марте 1471 г., как только умер его брат и соправитель Семен, вернулся в Киев. Известно, что Михаил воспитан был в Православии и по матери приходился двоюродным братом великому князю московскому Иоанну III. Небезынтересно также и то, что он пребывал в родстве с женой сына Иоанна III, Ивана Ивановича Молодого, Еленой Стефановной Волошанкой. Она была его племянницей. Эти факты проясняют любопытную связь: по свидетельству Иосифа Волоцкого, ересь жидовствующих зародилась в ближайшем киевском окружении Михаила Александровича, а его родственники — и Иоанн III, и Елена Стефановна, и Иван Иванович — впоследствии весьма благоволят еретикам.

7. Иоанн III Васильевич (1440-1505), великий князь "всея Руси". В период его княжения Московское государство окончательно освободилось от татарского ига и значительно усилилось за счет присоединения Новгорода и Новгородской области, ряда удельных княжеств (Тверь, Ярославль и пр.) и литовских земель (Чернигов, Стародуб и пр.). Вторым браком Иоанн III был женат (с 1472) на племяннице последнего византийского царя Зое (Софье) Папеолог. Это дало основание русским книжникам для развития идеи о царском достоинстве русских великих князей. По политическим соображениям Иоанн III покровительствовал еретикам, поскольку их антицерковные настроения идейно подкрепляли его настоятельное стремление присоединить к государственной казне церковно-монастырские земельные владения. Но в конце жизни, так и не сумев одолеть сопротивления православных его секуляризационным планам, охладел к сторонникам ереси и способствовал их осуждению на церковном соборе 1504 г.

8. Имена еретиков, указанные преподобным Иосифом в "Сказании", встречаются и в других противоеретических текстах. Но подробных биографических сведений о еретиках источники не содержат. О Денисе известно, что он умер вскоре после церковного собора 1504 г.

9. Алексей умер до собора 1490 г. Об этом в октябре 1490 г. свидетельствовал святитель Геннадий в своем послании к митрополиту Зосиме [17: 376].

10. Михайловская улица находилась на Торговой стороне Новгорода, в Словенском конце. Алексей, видимо, служил тогда в одной из двух имевшихся здесь церквей — Архистратига Михаила (построенной в 1302) или Благовещенской (построенной в 1362).

11. Литовское княжество образовалось в 50-е гг. XIII в. Уже тогда в его состав вошла часть русской территории, например города Гродно, Пинск, Полоцк, Витебск; данью был обложен Смоленск. И впоследствии Литва усиливалась за счет присоединения новых русских земель. В XIV в., при Ольгерде, в ее пределы влились Брянское, Северское, Черниговское княжества. Подольская и Киевская земли, некоторые из Волынских уделов. При этом примкнувшие к Литве русские территории сохраняли свою самостоятельность и самобытность. Между прочим, литовские князья постоянно стремились утвердить свое влияние также в Новгороде и Пскове. В XV в. начался процесс объединения Литвы с Польшей, завершившийся в 1569 г. образованием Польско-Литовского государства. Что касается религиозной жизни Литвы, то в XIV-XV вв. приоритетом здесь обладало Православие. Правда, со стороны Литовской епархии неоднократно предпринимались попытки обособиться от Московской митрополии. И в конце концов это удалось: в 1458 г. была создана самостоятельная западно-русская митрополия с центром в Киеве, а первосвятитель литовский получил титул митрополита "киевского, литовского и всей нижней России".

12. В рукописях эти имена перечисляются без четкой пунктуации: "Осиф Шмойло Скаравей. Мосей Ханушъ". Это дало основание для сомнений относительно числа явившихся в Новгород "иудеев": "Пришло не более пяти человек, — полагал Е. Е. Голубинский, — но не менее ли, и если менее, то сколько именно, остается неизвестным" [7: 560]. Однако большинство исследователей считают, что у Иосифа речь идет лишь о двух лицах. К сожалению, в других русских источниках о них вообще нет информации, возможно потому, что их пребывание в Новгороде, как и "жидовина Схарии", было краткосрочным.

13. О Иване Максимове известно, что он "в жидовство свел" сноху Иоанна III Елену Стефановну Волошанку. Поп Максим был осужден собором 1490 г.

14. Вероятно, Гаврила был настоятелем знаменитого в Древней Руси Софийского кафедрального собора в Новгороде. Сохранившееся до наших дней здание этого храма возведено в 1045 г., при князе Владимире Новгородском, сыне Ярослава Мудрого. Освящена церковь во имя Софии Премудрости Божией в 1052 г., в год смерти Владимира.

15. Известно, что Григорий Михайлович Тучин был новгородским боярином [17: 506].

16. Самсон вместе с другими о еретиками перебрался в Москву. Здесь в 1488 г. был осужден церковным собором на "градскую казнь", затем отправлен в Новгород к архиепископу Геннадию для "розыска", в ходе предпринятого Геннадием расследования покаялся и дал показания, в частности впервые свидетельствовал о Федоре Курицыне как еретике. Гридя (Григорий), видимо, служил дьяконом в церкви Бориса и Глеба, которая находилась на Торговой стороне Новгорода, в Плотенском конце, на Запольской улице (построена в 1377). Относительно Гриди собор 1488 г., кроме показаний на него, данных попом Наумом, других свидетельств не нашел. Поэтому он без наказания был отправлен в Новгород к архиепископу Геннадию для специального розыска. Но собор 1490 г. уже обличил и осудил его как еретика.

17. Василий Покровский мог служить в одной из двух новгородских церквей Покрова Богородицы: одна располагалась в Кремле, на юго-западной стороне от Софийского собора (построена в 1305); другая являлась соборным храмом Зверина Покровского монастыря (построена в 1335). Соборным приговором 1490 г. Василий был отлучен от церкви.

18. В Новгороде было несколько церквей, которым соответствует название "Апостольской" и где мог служить Яков; две находились на Софийской стороне: Апостолов Петра и Павла — в Неревском конце, за Земляным валом, на Панской, впоследствии Зверинской улице (построена в 1406) и Двенадцати апостолов — между Чудинской и Прусской улицами, у большого Земляного вала, в саду архиерейского дома (известна с 1230); на Торговой стороне также было две церкви: Апостолов Петра и Павла — в Словенском конце (возникла не позднее XII в.) и апостола Филиппа — в прежнем Словенском конце, на Нутной, впоследствии Никольской улице (построена в 1383).

19. Крылошанин — то же, что клирошанин; в древнерусском употреблении имело два значения: по первому — священно-или церковнослужитель, член клира; по второму — младший член церковного причта, певчий, чтец [39, 8: 95].

20. В Новгороде имелись три церкви Воскресения Христова: 1) на Красном поле, к востоку от Торговой стороны, на окраине Плотницкого конца (основана в качестве монастырской в 1415); 2) соборная в Воскресенском женском монастыре, близ Новгорода, на Софийской стороне, у озера Мячина (построена в 1196); 3) соборная в Воскресенском Деревяницком мужском монастыре, на берегу Волхова, к северу от Новгорода (возведена в 1348).

21. Макар и Самоха осуждены собором 1490 г. и отлучены от Церкви. Поп Наум известен тем, что именно благодаря его покаянию святитель Геннадий Новгородский узнал о существовании ереси и еретиков. Как следует из послания Геннадия епископу Сарскому Прохору (1487), Наум не только раскаялся, но и, предоставив еретические "тетради", рассказал, как еретики "молились по-жидовски" и как ими были "превращены псалмы на их обычай" [17: 309-312].

22. По-видимому, последователи Схарии, отрицая учение о Божественной Троице, не признавали святоотеческой эксгезы, например, новозаветного откровения: "В начале было Слово, и Слово было у Бога. И Слово было Бог... И Слово стало плотию..." (Ин.1.1.14). В христианском понимании здесь термином "Слово" определено второе лицо Троицы — Сын Божий, Христос, от вечности пребывающий с Отцом и воплотившийся для спасения человечества. Однако, согласно преподобному Иосифу, на Руси имело место неправославное восприятие этого и подобных текстов Священного писания, — вероятно, в духе антитринитариев-динамистов III в. Так, один из них — Павел Самосатский, утверждая, "что Слово Божие не имеет ни субстанционального, ни личного бытия, не совечно Отцу", учил о нем как о "Слове произносимом, то есть как бы о некотором движении воздуха" [16: 452]. Это — почти буквальное совпадение с рассуждениями русских еретиков.

23. В христианском понимании словом "Дух" в Священном писании означается прежде всего третья ипостась Божественной Троицы — Дух Святый (Быт. 1, 2; 6, 3), творческая и промыслительная сила, которой Бог оживотворяет, пробуждает и укрепляет все сущее (Быт. 2, 7; Иов. 27, 3; 33,4; Ис. 42, 1,6), которая предвечно исходит от Бога Отца (Ин. 15,26), пребывает в Сыне (Рим. 8,9), посылается в мир от Отца Сыном (Ин. 15,26). Но, как видно, еретики отвергали такое — ипостасное — толкование понятия Духа и изъясняли последнее, опираясь на ветхозаветную традицию, как ветер ("дух в воздухе разлиты") — таинственную силу: то сокрушительную (Иез. 13, 13; 27,26), то ласкающую (3 Цар. 19, 12), то иссушающую (Исх. 14, 21), то живительную (3 Цар. 18,45).

24. В данном пункте рассуждения еретиков восходят к древнейшим ересям "лжепророков". Известно, что уже в конце I в. н.э. были в ходу подобные измышления, опиравшиеся на мессианские идеи иудейских писателей и отрицавшие веру в то, что Иисус был Сыном Божиим, "пришедшим во плоти". Против таких принципиально антихристианских умонастроений непримиримо боролся апостол Иоанн Богослов: "Многие обольстители, — писал он, — вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист" (2 Ин. 7. Ср.: 1 Ин. 2,22; 4.2-3).

25. Здесь преподобный Иосиф, выставляя данное утверждение еретиков в вину им, к сожалению, не берет во внимание данных историко-богословского свойства. Дело в том, что относительно библейского рассказа о гостеприимстве Авраама (Быт. 18), который послужил литературной основой для развития, в частности, троической иконографии, не было единства мнений еще у святых отцов и учителей Церкви. Во всяком случае, к VI в. в патристической литературе определились и параллельно существовали три точки зрения по этому поводу. Одни экзегеты (свв. Иустин Философ, Ириисий Лионский. Афанасий Великий и др.) полагали, что в трех явившихся Аврааму мужах надлежит усматривать трех ангелов: другие (свв. Иоанн Златоуст. Феодорит Киррский. Августин Блаженный. Григорий Великий) в трех гостях Авраама видели Бога — чаше Сына Божия Иисуса Христа — и двух его ангелов: наконец, третьи (свв. Кирилл Александрийский. Максим Исповедник. Амвросий Медиоланский) полагали, что Аврааму в виде трех посетителей был явлен образ Пресвятой и единосущной Троицы. Эта разноречивость толкований одного и того же эпизода библейского повествования отразилась также в гимиографнн и иконографии (см. подробнее замечательную статью прот. Николая Озолина "Троица" или "Пятидесятница"? [47: 375-384]. Таким образом, воспроизводимое и критикуемое преподобным Иосифом Полоцким мнение еретиков о недопустимости изображать Божественную Троицу исходя из триннтарного понимания рассказа о гостеприимстве Авраама на самом деле было не столько еретическим. сколько с одной стороны отражающим старую эзсгстичсскую традицию, а с другой — не соответствующим — внешне — более поздней практике, утвердившейся в русском именно церковном обиходе.

26. В Древней Руси под влиянием эсхатологических представлений, зафиксированных и некоторых византийских сочинениях (апокрифических — "Откровение" Мефодия Питерского, святоотеческих — "Диоптра" или "Зерцало" Филиппа Пустынника, агиографических — Житие св. Андрея Юродивого, исторических — "История" Льва Диакона), верили, что "второе пришествие" Христа, знаменующее собой начало на земле Царства Божия, свершится ровно через 7000 лет после сотворения мира. Соответственно, это должно было произойти в 1492 г... которым и заканчивались древнерусские пасхальные расчеты. Поскольку в тот гид ничего не случилось. еретики подвергли резкой критике веру вообще во "второе пришествие", а заодно и писавших па данную тему церковных авторов, в частности св. Ефрема Сирина.

27. Преподобный Иосиф Волошин здесь н далее воспроизводит текст Священного Писания не вполне точно (ср. С "Острожской Библией" [26]). С ним он вообще, подобно другим древнерусским писателям, обращается довольно свободно, смело изменяя по необходимости его структуру — как грамматико-синтаксическн, так и лексико-семантическн (разновидность самостоятельного литературного творчества). При переводе таких библейских цитат переводчик, следуя тексту, заданному преподобным Иосифом, конечно же. учитывал опыт синодального русского перевода Библии.

28. Известная по святоотеческой литературе парафраза библейского текста. Встречается, например, у св. Иоанна Дамаскина [36: 157].

29. Успенский собор в Кремле. Основан в 1326 г. московским князем Иваном Калитой. В 1479 г. заново построен по образцу Владимирского Успенского собора мастером из Венеции Аристотелем Фиораванти. Здесь хранились главные государственные святыни, покоились мощи русских первосвятигелей.

30. Архангельский собор в Кремле. Основан в 1333 г. Иваном Калитой. В 1508 г. перестроен "фрязином" Алевизом Новым. Служил усыпальницей московских великих князей и царей.

31. Иван Черный — московский писец. Сохранилось несколько переписанных им и при его участии книг: "Летописец Еллинский и Римский". "Лествица" Иоанна Синайского, "Библейский сборник". Игнат Зубов — купец. Оба были связаны с еретиками и. боясь наказания, бежали между 1487 и 1490 гг. в Литву. Там и тот и другой вскоре умерли, еще до начала церковного собора на еретиков 1490 г. [38.2.1: 393-394].

32. Святитель Геннадий (Гонозов). Окормлял Новгородскую епархию с 1484 до 1504 г. Первым обнаружил ересь и начал борьбу с еретиками. К этому же в ряде посланий 80-90-х п. XV в. призывал наиболее видных русских иерархов, причем был сторонником жестких мер. Опасаясь распространения еретических умонастроении в обществе, заботился о просвещении и повышении уровня образованности духовенства. С этой целью собирал и изучал бывшую в ходу у еретиков литературу, создал в Новгороде литературный кружок, силами которого были написаны несколько антиеретических сочинений (это прежде всего послания самого Геннадия 1487-1490 гг. — епископам Прохору Сарскому и Нифонту Суздальскому. архиепископу Иоасафу, бывшему Ростовскому митрополиту Зосиме и собору епископов; а также грамота Геннадия "о пасхалии на осьмую тысячу лет" и предисловие к пасхалии — 1492 г.; трактат Дмитрия Триханиота "О летах седьмой тысячи" — 1489 г.: сочинение доминиканца Вениамина "Събрание от божественного писания, от Ветхаго и Новаго, на лихоимцев"), осуществлены переводы ряда богословских и полемических трактатов (так. Вениамин перевел итальянское религиозно-нравственное сочинение XII в. "Флорес дарованиям и злобам", Дмитрий Герасимов перевел с латинского антииудейское сочинение Николая де Лиры и Самуила Евреина). Составлен первый в России и среди славянских народов вообще полный свод книг Священного Писания в переводе на славянский язык ("Геннадьевская Библия". 1499). Умер в 1505 г. в опале [38.2,2: 145-146].

33. Зосима Брадатый — предстоятель Русской Православной Церкви с 1490 по 1494 г. Сразу после поставления в митрополита всея Руси возглавил церковный собор (1490), отцы которого осудили и отлучили от Церкви нескольких еретиков. Однако вскоре сам был заподозрен в еретичестве и отправлен на покой. Зосима считается автором двух литературных памятников — "Соборного приговора и поучения против еретиков" (1490) и "Изложения пасхалии" (1492). Им обоснована теория о перемещении центра Православия из Константинополя в Москву, о в XV в. переработанная русскими а писателями в теорию "Москва — третий Рим" [38,2,1: 364-367].

34. Прозвище "Черный" указывает здесь на принадлежность его носителя к монашеству. Вероятно, имеется в виду русский еретик XIII в. По сообщению Софийской первой летописи, в Ярославле в 1262 г. был убит некий "Зосима преступник", посол татарского царя Кутлубея, за то, что он, прикрываясь обликом монаха, явил себя "сосудом" сатаны, "пьяницей", "студословцем и празднословцем", "кощюнником", отвергшимся от Христа и вступившим "в прелесть" ложного "пророка Махмета", "бесерменином", поносившим крест и "святыя церкви" [29:190].

35. Захар — игумен Успенского Немчинова монастыря в Псковской области. Примерно в 1486 г. святитель Геннадий новгородский уличил его в отпадении в ересь "стригольничества". По свидетельству Геннадия, Захар сам не причащался в течение трех лет и своих монахов не допускал к причастию, считая, что причащаться не у кого, поскольку "попы" и архиереи возводятся в сан "по мзде" (за деньги). Это давало повод обвинять его в непризнании священства. Церковный собор 1490 г. осудил также Захара как первого среди еретиков за "хулу" на Иисуса Христа, Богоматерь, святых и постановления семи Вселенских соборов. Он был отлучен от Церкви, сурово наказан и вскоре после собора 1490 г. умер.

36. Курицын Федор Васильевич — посольский дьяк великого князя Иоанна III, видный государственный деятель. В 1482-1484 гг. ездил с посольством в Молдавию (Валахию) и Венгрию, затем до осени 1485 г. находился с посольством в турецком плену. Предполагают, что во время пребывания за границей Курицын мог познакомиться с "жидовином Схарией". По возвращении в Москву он стал главой московских еретиков. Однако решения собора 1490 г. его не коснулись, так как он был близок не только к Иоанну III, но и к его невестке — молдавской княжне Елене Стефановне. Умер Курицын не ранее 1500 г. С его именем связывают два литературных текста: "Лаодикийское послание" — созданное, возможно, под влиянием "алфавитной мистики", каббалы и криптографической традиции, а также "Сказание о Дракуле воеводе" — беллетристическое сочинение о жестоком, но справедливом властителе [38, 2, 1: 504-510].

37. В некоторых списках "Сказания" к выражению "дьяков крестовых" добавлено: "великого князя" [17: 471]. Принято думать, что Истома и Сверчок были дьяками (чиновниками) Иоанна III. Однако термин "дьяк крестовый" может означать и священнослужителя -диакона крестовой, т.е. домовой церкви [39,8: 45]. Кроме того, об Истоме известно, что он умер еще до церковного собора 1490 г.

38. Семен Кленов имел даже какие-то еретические сочинения. На церковном соборе 1504 г. он был осужден и отправлен на покаяние в монастырь к преподобному Иосифу Волоцкому. Последний оценил подобное наказание как слишком мягкое и к тому же опасное для неискушенной монастырской братии и увещевал Иоанна III применить к еретикам более жесткие меры.

39. Геронтий — митрополит всея Руси с 1437 по 1489 г. Отношение к нему со стороны Иоанна III было неприязненным. Противником Геронтия — прежде всего из-за спора по вопросу о направлении крестного хода вокруг храма — был также и архимандрит Чудова монастыря Геннадий (Гонозов). Очевидно поэтому начатая последним в 1487 г. (уже тогда Геннадий стал Новгородским архиепископом) борьба с ересью жидовствующих не нашла поддержки в лице Геронтия.

40. Здесь — хронологическая неувязка: дата "26 сентября" относится к акту поставления в митрополиты всея Руси Симоновского архимандрита Зосимы, а фраза "по прошествии малого времени" — к моменту составления Геннадием послания к великому князю и митрополиту.

41. В настоящей — пространной — редакции "Сказания" преподобный Иосиф констатирует, что ересью, наряду с митрополитом Зосимой, был прельщен и Иоанн III. Однако в краткой редакции подразумевается только Зосима: "о злодействе скверной души его". — Выделено мной. — В. К.

42. Тихон (Малышкин) был Ростовским владыкой с 1489 по 1503 г. Нифонт окормлял Суздальскую епархию с 1848 по 1508 г. Известны послания к нему о еретиках от архиепископа Новгородского Геннадия (1488) и от игумена Иосифа Волоцкого (1489 или 1490). Симеон — епископ Рязанский с 1481 г., умер в 1496 г. Вассиан — князь Стригин-Оболенский, Тверской епископ с 1477 г., умер в 1508 г. Известно раннее послание к нему преподобного Иосифа "О Троице", написанное, когда Вассиан был еще архимандритом Тверского Отроча монастыря. Прохор — епископ Сарский (Саранский, Крутицкий) с 1471 по 1492 г. Известно послание к нему о еретиках от святителя Геннадия (1487). Филофей — епископ Пермский (и Вологодский) с 1471 по 1501 г.

43. Максим, видимо, служил в церкви Иоанна Богослова, построенной на Торговой стороне Новгорода в качестве соборной монастырской в 1384 г.

44. Макар мог служить в одной из трех новгородских церквей: 1) Святителя Николая на Софийской стороне, близ Зверина Покровского монастыря (основана в 1135); 2) Николо-Дворищенском соборе на Торговой стороне (заложена в 1113); 3) Николаевской "на Липне", у устья р. Меты (основана вместе с мужским монастырем в нач. XII в.).

45. Еловец — флажок, лоскуток ткани, султан на шлеме.

46. Манента. — вероятно, искаженное воспроизведение имени ранневизантийского еретика Манеса, или Манета. В соборном послании архиепископа Иерусалимского Софрония к патриарху Константинопольскому Сергию, которое было зачитано на VI Вселенском соборе, наряду с другими еретиками, предан анафеме и некий "Манес, соименный своей безбожной мании" [10: 337].

В анафематствовании VII Вселенского собора, видимо, он же оглашается как Манет, причем причислен здесь к еретикам "фантазистам и докетам" [11:611]. Таким образом, "Манента", исповедуя призрачность, ирреальность телесного пребывания Бога Сына в земной жизни среди людей (эта ересь была распространена II-III вв.), отрицал главнейшие догматы христианства: о действительном воплощении Спасителя, рождении Его от Девы, страдании, смерти, воскресении во плоти; иными словами, он отрицал богочеловечество Христа и не признавал Пречистую Марию Богородицей. Любопытно, что в 1-м Слове "Просветителя" преподобный Иосиф вновь поминает Маненту и при этом с уточнением: называя его "духоборцем", т.е. отрицателем Духа Святого как третьей ипостаси Божества.

47. Саддукеи — древнееврейская религиозная секта или партия, во время благовестия Христова объединявшая высших лиц иудейской церковной иерархии, священническую аристократию. По отношению к писанию, преданию и религиозным обрядам иудеев саддукеи допускали скептицизм и рационализм. Они признавали волю человека абсолютно свободной, отрицали бессмертие души и воскресение мертвых, а также существование ангелов и злых духов, учили, что в будущем веке не будет ни вечного блаженства для праведников, ни вечных мук для грешников, и потому еще при жизни стремились обрести благополучие и богатство. Саддукеи были наиболее яростными врагами Христа, а впоследствии — иерусалимской Церкви и первых христиан [4: 614; 40: 14-15].

48. Мессалиане, или евхиты ("молящиеся" — греч.) — во втор. пол. IV в. монахи-отшельники в некоторых христианских монастырях Сирии, Армении и Малой Азии. Не признавая церковной иерархии, таинств и обрядов, мессалиане вместе с тем исповедовали и практиковали восторженность и экстаз как главное, благотворное условие молитвенного делания. Они были убеждены, что человек от рождения находится во власти злого духа, однако с помощью специальных и непрестанных молитв его можно изгнать и таким образом освободить тело от страстей, а душу — от стремления к злу; в этом новом состоянии человек освобождается от греха, входит в осязаемое общение с Богом и может даже предвидеть будущее. Кроме того, мессалиане заблуждались относительно догмата о Троице: лица Отца, Сына и Духа не трактовали лишь как формы проявления одного и того же Божества [40: 281-282]. Учение мессалиан было осуждено как ересь на третьем Вселенском соборе (Ефес. 431).

49. Иначе говоря, "Божественный суд" будет таким же, как суд еретика. Отсюда следует, что даже если священнослужитель и впадает в ересь, он все равно является проводником воли Божией. Такой вывод, естественно, должен был рассматриваться православными как богохульство.

50. Антиох — монах, писатель, богослов греко-восточной Церкви (кон. VI-VII в.). Около 620 г. составил для монахов книгу "Пандекты" — сборник бесед по различным вопросам христианской нравственности. В нем с привлечением текстов из Священного Писания и сочинений отцов Церкви речь идет о вере, надежде, посте, девстве, гневе, ненависти, праздности, честолюбии, гордости, смирении, милосердии, труде, бедности, любви к Богу и ближним и т.д. На славянский язык "Пандекты" были переведены в Болгарии в X в., древнерусским книжникам стали известны с XI в. [38, 1: 290-292].

Лавра Святого Саввы — монастырь в Палестине, близ Иерусалима. Основан в 484 г. преподобным Саввой Освященным.

Первое нашествие — имеется в виду взятие в 614 г. Иерусалима персидским царем Хозроем.

51. Никон Черногорец — писатель греко-восточной Церкви. Жил в XI в., был монахом Богородицкой обители на Черной горе в Сирии, затем священником и дидаскалом (проповедником). Наиболее известны два его сочинения: "Пандекты" (составленный в подражание "Пандектам" Антиоха сборник выписок из творений отцов Церкви, соборных постановлений и других сочинений, посвященных правилам и порядку иноческой жизни) и "Тактикон" (сборник выписок из текстов, содержащих учение о Церкви, о церковной дисциплине и т.п.). Первая книга получила известность в Древней Руси, видимо, с XIII в., вторая — с XIV в. [38, 1: 292-294]. В "Сказании", вероятно, подразумевается "Тактикон", поскольку здесь наряду с каноническими статьями, читались рассказы и о борьбе христиан с сарацинами, или турками.

Никон Черногорец никогда не был канонизирован. Преподобный Иосиф Волоцкий называет его святым, может быть принимая во внимание значимость его сочинений для христиан.

52. Далее в тексте "Сказания о новоявившейся ереси" следует оглавление ко всей книге "Книге на новгородских еретиков", которое здесь опускается.

 

(пер. В. М. Кириллина)
Текст воспроизведен по изданию: "Просветитель" преподобного Иосифа Волоцкого // Записки отдела рукописей, Вып 51. М. Российская государственная библиотека. 2000

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.