Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

АРМЯНСКИЙ СУДЕБНИК

(1523 г.)

/49r/204r/

Начинается эта книга армянского права, изложенного ниже согласно оглавлению, которое предшествует самому документу.

Статья 1. Первое, о преступлениях против королевского престола и против своих князей. [703]

Статья 2. О служении слуг своим господам и уходе крестьянина от своего господина.

Статья 3. О драке детей, когда убьет один другого, написано согласно их возрасту.

Статья 4. О детях, один из которых покалечит другого.

Статья 5. О детях, если кто-нибудь из них /49v /204v/ утопит другого в воде.

Статья 6. О детях, которые, прыгнут на спор.

Статья 7. О юношах, которые станут поднимать на спор тяжести.

Статья 8. О пьяных людях.

Статья 9. О находках имущества под землей.

Статья 10. Когда кто-то дернет кого нибудь за бороду.

Статья 11. Обо всем, что связано с хранением зерна в земле.

Статья 12. О правах крестьян.

Статья 13. Кто не почитает священников своей нации.

Статья 14. Об оскорбляющих за глаза королевский престол или князей рады.

Статья 15. О невольнике, который помимо воли своего господина не может стать священником.

Статья 16. О невольниках христианах.

Статья 17. О купленных женщинах служанках.

/50r/205r/ Статья 18. О купленных слугах из неверных.

Статья 19. Кто побьет своих отца и мать.

Статья 20. Об ответственности (о заслуженном наказании) за преступление.

Статья 21. Когда кто-нибудь украдет человека.

Статья 22. Кто злословит на своих отца и мать или на своих братьев и сестер.

Статья 23. Когда два человека дерутся и один другого ранит.

Статья 24. Кто убьет купленного слугу или служанку.

Статья 25. Когда кто-нибудь, затеяв драку, ударит беременную женщину.

Статья 26. Когда вол забодает вола.

Статья 27. Когда кто-нибудь покалечит своего слугу.

Статья 28. Когда вол убьет вола или бугай бугая.

Статья 29. О колодцах и ямах.

Статья 30. О человеке, который упадет в яму.

Статья 31. О скоте.

Статья 32. О конях.

Статья 33. О буйном коне, который кого нибудь

/50v/205v/ ударит и покалечит.

Статья 34. Когда кто-нибудь обнаружит вора у себя дома ночью.

Статья 35. Закон о садах и пашнях (пахотных землях). [704]

Статья 36. Закон о поджогах и пожарах.

Статья 37. Когда некто кому нибудь поверит и поручит ему что либо на хранение.

Статья 38. Когда кто-нибудь даст кому нибудь на сохранение скот.

Статья 39. О том, когда кто-нибудь одолжит кому нибудь инвентарь.

Статья 40. О том, когда кто-то у кого нибудь нечто возьмет в долг.

Статья 41. Когда что нибудь дадут в залог.

Статья 42. О том, когда кто-то кого нибудь подожжет.

Статья 43. Когда кто-то повредит у кого нибудь в саду деревья.

Статья 44. О конях и о скоте.

Статья 45. Когда кто-нибудь по бедности /51r/206r/ продаст свой посев или пашню (пахотную землю).

Статья 46. Когда кто-нибудь купит дом в укрепленной части города.

Статья 47. О водяных мельницах.

Статья 48. О том, когда кто-нибудь купит коня.

Статья 49. О продаже вола.

Статья 50. Когда кто-то продаст кому нибудь корову.

Статья 51. О пчелах.

Статья 52. О глиняных сосудах для вина.

Статья 53. О продаже урожая фруктовых деревьев.

Статья 54. Когда кто-нибудь возьмет в аренду мельницу.

Статья 55. О судьях и священниках, если кто-либо оскорбит их в суде.

Статья 56. О границах полей.

Статья 57. О свидетельстве.

Статья 58. Если кто-то обнаружит убитого человека в границах другого.

Статья 59. О детях, не прислушивающихся /51v/206v/ к словам своих родителей.

Статья 60. О людях, совершивших преступление.

Статья 61. О наказании воров.

Статья 62. О том, кто изнасилует женщину или девушку.

Статья 63. Когда кто-нибудь найдет чью либо пропажу.

Статья 64. Когда кто-нибудь отправится с кем нибудь в поездку.

Статья 65. Когда кто-нибудь извращенно одевается.

Статья 66. Когда кто-нибудь построит новый дом.

Статья 67. Когда кто-нибудь войдет в чужое поле с серпом.

Статья 68. Когда кто-нибудь заберется в чужой виноградник.

Статья 69. О новобрачном.

Статья 70. О жерновах.

Статья 71. О долгах без залога. [705]

Статья 72. Права наемных работников.

Статья 73. Никто не должен брать залога у вдовы.

Статья 74. О женщине, которая во время драки двух мужчин /52r /207r/ решила вмешаться и разъединить их.

Статья 75. Когда выкопают мертвого из могилы и заберут все, что на нем было.

Статья 76. Когда кому случится неумышленно убить человека.

Статья 77. О детях, растущих по своей воле (оставляемых без призрения).

Статья 78. О детях, своевольно оставляющих своих родителей.

Статья 79. О тех, которые идут на войну.

Статья 80. Закон о ремесленниках.

Статья 81. Об умственно неполноценных и больных детях.

Статья 82. Закон о торговле.

Статья 83. О границах владений.

Статья 84. Закон о приютах (домах призрения).

Статья 85. Закон о монастырях.

Статья 86. О кораблекрушении, или о людях, [терпящих бедствие] на море.

Статья 87. О заселении новых деревень.

Статья 88. Об отчуждении недвижимости и имущества, оставшегся от родителей.

/52v/207v/ Статья 89. Раздел между родными братьями и сестрами.

Статья 90. О наказании вора, или какова его кара.

Статья 91. Суд над ворами.

Статья 92. О господине, который пошлет слугу по делам.

Статья 93. Когда кто-нибудь пошлет по своим делам чужого слугу.

Статья 94. Закон о наемных слугах (о нанимающихся на службу).

Статья 95. Когда чья либо скотина повредит посев и ее поймают и запрут.

Статья 96. Когда кто-нибудь вспугнет коня.

Статья 97. Об убийстве человека.

Статья 98. Сельские дела, как это происходит.

Статья 99. О необразованных и совершенно невежественных врачах.

Статья 100. Когда кого нибудь заставят куда либо пойти, и он пойдет помимо своей воли.

Статья 101. О работниках, нанятых на работу.

Статья 102. Закон о пастухах.

/53r/208r/ Статья 103. Когда кто-нибудь что либо пожертвует церкви.

Статья 104. Закон о купеческом деле и лавочниках.

Статья 105. Закон о ремесленниках. [706]

Статья 106. О работниках ремесленников, которые работают инструментом своих господ.

Статья 107. Когда кто-либо добудет имущество, будучи на войне.

Статья 108. Закон о давних долгах.

Статья 109. Когда кто-нибудь нечто купит и внесет денежный задаток.

Статья 110. Когда кто-нибудь что либо купит, а продавец удерживает проданную вещь.

Статья 111. Когда кто-нибудь даст деньги под залог.

Статья 112. Когда кто-то кому нибудь что либо пообещает дать, но не дает.

Статья 113. Когда сын без ведома отца совершит долг.

Статья 114. О гостях, которые оставляют товар в постоялом дворе.

Статья 115. Закон о сиротах.

/53v/208v/ Статья 116. Об отцовском имуществе.

Статья 117. О человеческой крови.

Статья 118. Апеллирование на решение суда.

Статья 119. Судья не должен производить суд для одной из сторон в отсутствие другой стороны.

Статья 120. Объяснение порядка ведения армянского суда.

Статья 121. О тех, которые проявляют неуважение к суду.

Статья 122. О тех, которых вызывают к войту, а они не являются.

Статья 123. Всяческое о женщинах.

Статья 124. Разъяснение о присяге.

/54r/209r/

Начинаются законы армян с армянского языка и по распоряжению ясновельможного великого князя, его величества Сигизмунда, короля польского, господина и властителя

С языка армянского переведены на латинский, с латинского на польский, а с польского на наш язык, которые начинаются такими словами.

/54v/209v/ Ясновельможный князь и господин Сигизмунд, Божьей милостью король польский, великий князь литовский, русский, прусский, а также других земель господин и властитель, объявляет и утверждает права и уставы армянские следующим началом и такими словами.

Во имя Бога. Аминь.

Памятка для сведения

Поскольку законы и указы королей и князей также, как и другие смертные дела, в какой-то момент рассудительно и мудро устанавливаются и, будучи объявлены, подлежат исполнению, и затем всегда время и нравы подсказывают, что кое что в подобных делах надо изменять, /55r/210r/ либо исправлять, либо отменять, если потребуется, а в чем то [707] изначально они выработаны и исполнены так, что, оказывается, и впоследствии нет нужды что либо дополнять или исправлять. Поэтому я, Сигизмунд, Божьей милостью король польский, великий князь литовский, а также других земель Краковской, Сандомирской, Серадзской, Куявской, Ленчицкой, Русской, Прусской, Хелменской, Эльбенской, Поморской и других господин и властитель, Доводим до сведения всех современников, ныне сущих и грядущих, сведущих в этих делах, дабы знали, что доныне армяне Львова, наши подданные, находились под теми привилегиями и своими /55v/210v/ собственными армянскими законами, которые были для них утверждены нашими предками; и мы посчитали их приемлемыми, и одобрили, и сохранили. Но совсем недавно вновь возникли некоторые споры между ними и бургомистром, членами рады и простыми людьми нашего города Львова в отношении этих их законов; представилось необходимым, так как те законы были написаны на армянском языке, так что понятны только им, а судиться они должны, по сути говоря, городским войтом Львова и 6 армянскими старейшинами от их армян ского суда по этим законам, за исключением четырех статей, записанных в других наших распоряжениях, по которым они должны судиться согласно не мецкому магдебургскому праву /56r/211r/, дабы городской войт и другие люди, у которых возникнут дела с армянами, были осведомлены и имели ясное представление и не оставалось места для сомнений и превратностей, мы приказали тем армянам эти их законы перевести на латинский язык, изложить и представить нам. Которые права с нашей радой взвешенно исследовав и в некоторых частях немного изменив и исправив, мы рассудили вписать их в это наше распоряжение и вновь подтвердить. Эти законы излагаются и начинаются так.

[Дополнительная статья 1]

Оганес, Божьей милостью царь армянский, в счастливое время своего правления, постановил, что, поскольку воскресенье является днем /56v/211v/ воскресения из мертвых Господа Бога нашего Иисуса Христа, он распорядился своим царским указом, чтобы ни один его чиновник, ни один распорядитель не взимал никаких государственных податей в воскресный день. Он установил также, чтобы ни один судья не отправлял суд в воскресенье. Еще он установил, чтобы в воскресенье никого не задерживали и не садили. Также в воскресенье никто не смеет требовать долга, ни добиваться чего либо. Но все христиане в воскресный день и в праздник должны быть свободны и радостны, дабы собираться и [708] приходить в церковь, не должны связывать себя иными делами, а должны слезно молиться Богу. Ни один христианин в воскресный /57r/212r/ день не должен ни к кому приставать и мстить. В воскресенье пусть каждый чувствует себя cпокойно и уверенно, молится Богу и благодарит Царя земли и неба. И особенно в праздник, пусть возносят благодарение праведной и неделимой святой Троице.

… Сказанное о том, что в воскресный день не должно быть суда и никого нельзя задерживать, понимать надо так, что это не касается преступлений против государства, горячих злодеяний и ненадежных должников, у кого нет оседлости.

[Дополнительная статья 2]

Также памятка армянского царя Теодоса, достойная и достохвальная, и других царей и князей христианских и армянских. Когда те цари потребовали /57v/212v/ от него правды Божьей, дабы всем в его стране было определено законом и установлено, что кому надлежит, согласно пророкам и учениям святых апостолов и других учителей святой церкви, он установил для своей страны, для своих подданных, то есть для городов, и местечек, и сел, и других земель, и всех своих подвластных, чтобы они все и каждый в отдельности исполняли их, чтобы сохраняли эти повеления в силе и ни в чем не умаляя.

Армянские цари объявили законы судьям и предписали им подобным и всем судящим, вершащим справедливость, как одним, так и другим: повелеваем вершить /58r/213r/ справедливость и правый суд всем: господам и беднякам, вдовам и сиротам, горожанам, и гостям, и приезжим, не брать подарков и взяток; и судьи обязаны строго следить, чтобы виновного человека судом не оправдывали. Также если судья совершит неправый суд и в этом деле будет уличен свидетельствами, пусть его объявят бесчестным. От бесчестья судья может избавиться благодаря апелляции к королю, которая предоставляется судьей. Поэтому судья, вынесший плохое, незаконное решение или плохо судивший, не бесчестен, если окончательный приговор вынесет согласно [решению короля по] судебной апелляции. Если же станет известно о неправом, несправедливом постановлении судьи, то его можно за это наказать.

На судье лежит также обязанность приводить стороны к согласию и не торопиться назначать им присягу. Если судья не сможет примирить стороны, то после этого ему следует распорядиться, как записано в законе.

Когда двое явятся в суд и станут обвинять друг друга в неуплате долга или в чем либо другом и у обеих сторон не окажется свидетелей, тогда по делам, по [709] которым внесена тяжба и имеется отрицание, должно быть приказано, но не заявителю, а ответчику – принести присягу и таким образом ответить заявителю по суду.

/59r/214r/ Если перед армянским войтом по каким бы то ни было делам предстанут обе стороны и будут свидетели, то эти свидетели, от кого бы из них они не выступали, должны быть правдивыми, то есть должно быть два или три порядочных человека и их свидетельства должны совпадать. Подобное принимается, и судья выносит приговор в пользу данной стороны, даже если другой тяжущийся отрицает свидетельства. Если свидетельства будут даны достоверным образом, а (противная сторона) будет стремиться их опорочить и отбросить, желая попрать истину, постановление таково. Должно придерживаться свидетельств и не обращать внимания на слова порочащего свидетелей.

/59v/214v/

[Дополнительная статья 3] Закон о завещаниях армян

Когда какому нибудь армянину случится тяжелая болезнь, ему следует позвать своих священников и двух трех мужей из старейшин для свидетельства и своих близких. Сперва он должен выделить что нибудь на свою церковь, и своему епископу, и своему священнику; и пусть определит место своего погребения; остающееся недвижимое и движимое имущество пусть будет его родным и потомкам; и своей волей пусть объявит и завещает что кому хочет. Подобные дела устанавливаются как последняя воля уходящего из жизни. Эти свидетели пусть напомнят его близким, что если у вас есть что сказать, скажите, пока он жив, в присутствии /60r/215r/ составителя завещания.

Иначе, когда он умрет, это завещание, как бы оно ни было совершено, после его смерти должно соблюдать ся, и нельзя обращать внимания на недостойные слова близких, поскольку во время его жизни они ничего не говорили. По слову апостола Павла, «завещание действительно после умерших» [Евр. 9: 17]. А если после этого составитель завещания выживет, завещание остается в его воле: он может его хоть отменить, хоть исправить, как ему заблагорассудится.

[Дополнительная статья 4] Закон о брачных контрактах таков

Пусть позовут всех родственников и обручат.

Это дело совершать так. Жених должен поговорить с отцом девушки, чтобы тот объявил, /60v/215v/ какое приданое дает за дочерью, дабы было известно, что за ней дается и что предстоит получить, ибо приданое – это надел женщины от отца и матери и ее доля недвижимости. Если отец девушки тяжело заболеет и пожелает что либо выделить дочери в [710] завещании, может поступить по своей воле, как ему заблагорассудится. И сыновья не должны препятствовать этому, ни он не должен причинять ущерба сыновьям. Если какая дочь останется незамужней после смерти отца, братья должны снабдить ее приданым и выдать замуж со своей долей, а сами останутся на недвижимости. Если братьев нет, а останутся дочери, то они наследуют /61r/216r/ отцовскую недвижимость.

Добро умерших, у которых имеются сыновья и дочери, остается сыновьям, дочерям и жене. А у кого сыновей и дочерей нет, его добро достается его близким, братьям и сестрам. Близкие умершего ни в коем случае не должны отстранять его жену. Прежде всего они обязаны возвратить имущество, которое она принесла своему мужу. Они обязаны отдать ей также все то, что ей дополнительно приобрел муж, как, например, золото, серебро или жемчуг. Как бы ни хотели родственники ничего давать после смерти, отдать это жене (покойного) они обязаны. Родственникам от покойного надлежит три четверти, а жене /61v/216v/ они обязаны безусловно обеспечить четвертую часть имущества, которое останется. Если же у него ни со стороны отца, ни со стороны матери до четвертого колена никого из родственников не окажется, то его имущество переходит в королевскую казну. А его величество король должен что то из этого дать во имя Бога за упокой души этого человека.

… Его величество король из этого имущества, которое ему достанется, не обязан жертвовать за упокой его души, поскольку его величество не связан этими армянскими законами и то, что достанется ему из такого наследства согласно этому закону, находится в его власти. Армяне /62r /217r/ никоим образом не должны ничего утаивать из такого рода открывающегося наследства, под угрозой нашего сурового наказания.

Если какая девушка выйдет замуж со своей долей от отца и матери и у нее с ее мужем не будет сыновей и дочерей, за неимением собственных детей может назначить наследников, то есть братьев, сестер и близких. И пусть ей вернут все ее имущество, которое она принесла с собой и приобретенное после. А если в смертный час кто пожелает назначить наследниками свою жену вместе с братьями и сестрами, то закон поэтому поводу гласит, чтобы они совместно заботились о его душе. Этого распоряжения следует придерживаться, если жена не умрет раньше мужа.

/62v/217v/

[Дополнительная статья 5] Наставление о заседании армянского суда

Когда войт вместе с армянскими старейшинами засядут в суде, прежде всего он должен спросить [711] поименно: «Пора ли начинать суд?» И те должны сказать: «Поскольку сегодня суд согласно писаному закону и стороны явились – пора». Заседание суда следует открывать такими словами: «Я открываю заседание суда властью Господа Бога, и властью нашего короля, и моей войтовской властью, и властью шести армян, которые сидят рядом со мной, и силою всех армян, приказываю и повелеваю добиваться по справедливости, чтобы никто к суду близко не подходил /63r/218r/ и отсюда не уходил, только с нашего разрешения, и запрещаю делать что либо, ссылаясь на неведение, приказываю и устанавливаю порядок и спокойствие, и тот, кто не будет соблюдать этот порядок и распоряжения либо нарушит их словом или поступком, тот будет наказан и должен терпеть

то, что назначит суд». А когда откроет заседание суда, должен будет поименно спросить во второй раз: «Хорошо ли я открыл заседание суда?» А они должны ответить: «Хорошо, согласно писаному закону».

И в третий раз он должен спросить поименно: «Следует ли соблюдать порядок, который мы здесь установили?» И они должны ответить:: «Соблюдать необходимо силою писаного закона».

/63v/218v/

Статья 1. О совершивших преступление против королевского престола и против своего господина

Совершивший преступление против королевского престола или против своего господина должен быть повешен. Чесные дети и братья отца не могут занимать отцовского места ввиду его тяжкого преступления. Но дети не должны терять права и на отцовское наследство, если с отцом не сообщники, точно так же и братья – по данному преступлению. А если участвовали в заговоре, то каждый должен терпеть наказание в меру своего преступления.

… Сыновья совершивших преступление против королевского престола и Речи Посполитой, теряют право на отцовское имущество. Потому вследствие такого преступления все имущество отходит государству.

Статья 2. О служении слуг своим господам и уходе крестьян от своих господ

Бог создал и сотворил человеческое существо свободным, но все же слуги нужны для служения своим господам, ради земли и воды. Таков и этот закон: если слуга хочет уйти от своего господина, то он, если это не затрагивает интересов его господина, волен уйти куда захочет. Но если господин не потерпит этого, не пожелает отпустить на волю своего человека и захочет оставить его у себя в своей власти /64v /219v/, то после смерти отца дети не обязаны терпеливо оставаться под тем господином, а вправе уйти и пойти под другого господина – куда захотят. [712]

… Этот закон следует понимать в отношении армянских крестьян, а не других национальностей, ибо села и владения армян подлежат юрисдикции Речи Посполитой.

Статья 3. О драке детей, или когда один убьет другого

Если дети затеют между собой драку и один убьет другого, и убитому будет больше 12 лет, должно уплатить головщину, как за совершеннолетнего человека. А если возраст убитого ребенка /65r/220r/ меньше 12 лет и ему 10 или 11, тогда должно уплатить за него половину головщины. А если убитому ребенку меньше 10 лет, то уплатить должно треть головщины. Если (убившему) ребенку 15 лет, то такой человек считается убийцей и преступившим закон и согласно данному статуту обязан уплатить головщину за него родственникам убитого ребенка, как записано выше.

… Это распоряжение и этот закон следует понимать в отношении армянских детей, а если армянский ребенок убьет (ребенка) другой национальности, то должно наказать по закону об убийстве ребенка в том суде, юрисдикции которого подлежит убитый ребенок.

Статья 4. Когда один ребенок покалечит другого

/65v/220v/ Если во время игры один ребенок покалечит другого неумышленно или в гневе, подобные обстоятельства должны быть хорошо расследованы, и надо обратить внимание на характер увечья, обследовать убитого, определить возраст покалеченного ребенка, какой орган покалечен – глаз, рука или нога, каково увечье, и в соответствии с этим пусть оплатят лечение и возмеcтят расходы. Все это должен уплатить тот, кто покалечил. Такой закон в отношении действий детей мы нашли справедливым.

… Это положение касается армянских детей, как и [остальные] четыре следующих друг за другом положения по таким же случаям.

Статья 5. О детях, когда один утопит другого в воде

Если при купании детей в воде один из них утопит другого, судьи должны хорошо расследовать, произошло ли это по шалости, или в азарте, или по злобе, или при намерении учить, или утонувший по собственной прихоти нырнул в глубину воды и те, которые с ним купались, не смогли помочь утопающему. Необходимо, чтобы судьи ясно представляли все происшествие. Если он утонул по собственной небрежности, а купавшиеся с ним не смогли ему помочь, то за такое утопление возмещения не полагается. [713] А если произошло по другой причине, /66v/221v/ то головщина назначается в соответствии с возрастом утопленника, как за убитого человека.

Статья 6. О детях, прыгающих на спор с высокого места

Если среди детей случится такое, что кто-то из детей прыгнет на спор с высокого места и вследствие этого прыжка покалечится или умрет, то подстрекавший к этому должен возместить половину головщины. Если кому от прыжка случилось увечье или смерть, надо принять во внимание его возраст, характер увечья и /причину/ смерти. Судить должно так же, как описано о детях выше.

Статья 7. О юношах, поднимающих тяжести на спор

У юношей есть обычай поднимать на спор тяжести, хвастаться, таская /67r/222r/ тяжести, и если из за поднятия подобных тяжестей кто-то из них покалечится, то тот, который бился об заклад, и заложил деньги, и стал виновником случившегося, должен уплатить за такое увечье половину штрафа, как за уголовное деяние, а кроме того, должен оплатить ему убытки, расходы и стоимость лечения. Это установлено затем, чтобы никто не доводил другого до вреда и до увечья и не лишал здоровья.

Статья 8. О пьяных

Если во время пьянства один покалечит другого, закон велит, что за подобное дело, за увечье, нанесенное в пьяном виде, прощать не положено и терпеть этого нельзя. Ибо пьянство – /67v/222v/ начало всех зол. По причине пьянства возник повод к тому, чтобы один (покалечил) другого. За подобные дела надо судить; справедливо, чтобы виновный уплатил покалеченному штраф и покрыл убытки, расходы и оплатил лечение. Если пьяный убьет кого нибудь, суд должен тщательно расследовать убийство и расспросить, произошло ли убийство злоумышленно или по иной причине, то есть, единовременно ли напали они друг на друга, кто стал зачинщиком, и затем соответственно причинам и их действиям произвести суд. Зависимо от меры виновности и характера злодеяния наказать /68r /223r/ и соучастников, ибо он совершил это по причине пьянства благодаря их действиям. Расследовать необходимо в спешном порядке и наказывать, как покажет суд.

Статья 9. О находке подземного клада

Если кто в своих владениях найдет в земле клад – или золото, или серебро, и окажется, что это клад древних королей, и знать это будут точно, то его должно передать в королевскую казну. Нашедшему клад должно дать десятую часть и еще одну десятую [714] часть тому человеку, во владении которого клад найден. Если будет признано, что клад принадлежит какому то великому князю и живы его сын, или дочь, /68v/223v/ или близкие, то этот товар или добро, это имущество должно принадлежать им. (Десятина должна быть передана тому), в чьем владении обнаружен клад, и десятую часть должно передать в пользу короля.

… Допросы и дознание о находке клада должны вестись от имени короля.

Статья 10. Когда кто дернет кого за бороду

Если случится, что во время драки один потянет другого за бороду, причем юноша – старика, то суд налагает на того, кто протянул руку к бороде старика, штраф, следует понимать, такой же, как при нанесении кому увечья.

Статья 11. О подземных ямах

Если кто откроет яму в земле, где хранится его зерно или сложенное кем другим, и пошлет в ту яму человека доставать зерно, и тот /69r /224r/ человек, которого послали в яму, умрет в той яме от угара, то суд над пославшим должен совершаться так, как будто он сам его убил. Если посланный туда человек заболеет, то пославший его в ту яму должен оплатить ему убытки, расходы и заплатить за лечение. Ибо прежде, чем посылать человека в яму, он должен был подождать, пока выветрится горелый дух и запах от зерна. А если бы угар от зерна из ямы уже вышел, но человек все таки заболел, то судьи должны рассмотреть обстоятельства, как это случилось, по чьей вине произошло, и рассудить справедливо

… Следует понимать, что это относится к батракам, нанимаемым армянами.

Статья 12. Права крестьян

Если какой-нибудь армянин заставит своих крестьян работать сверх меры, как то пахать, жать или делать иную работу, и крестьянин от такой чрезмерной работы заболеет или умрет, то такой хозяин, который заставил работать сверх меры, грешен перед Богом. Если такой крестьянин от чрезмерной работы заболеет и после лечения поправится, хозяин обязан оплатить ему лечение, убытки и расходы. А если здоровью крестьянина причинен такой ущерб, что от болезни он не сможет оправиться и останется калекой, то судьи должны это дело рассмотреть и рассудить по справедливости, как надлежит в этом случае.

Статья 13. Кто не почитает своего священника

Есть повеление святых апостолов, которое требует, чтобы никто не порочил своего священника сквернословием и бесчестьем; человек, который не [715] почитатет своего духовного отца, грешит против Бога, потому что священники – просители перед Богом, и примирители на Божьем суде, и ответчики за народ. Святое Письмо дает об этом свидетельство: никто не должен хулить своего священника, ибо таково апостольское правило, и такого человека ожидает тяжелое наказание, поскольку кто оскорбляет своего священника, тот своим злословием оскорбляет самого Бога, /70v/225v/, потому что святое Евангелие гласит: злословящий о вас злословит обо Мне.

Статья 14. Кто хулит короля, его престол или кого из князей рады коронной

Если кто по своей глупости хулит короля или членов рады коронной (государственного совета) и это докажут, то совершивший подобное и таким образом злословивший, если такой хулитель из священников, должен быть лишен священнического сана, а если светский человек, то за подобное злословие он подлежит суду, и суд этот должны совершать епископ или ученые богословы, ибо королевский престол благословен и сама королевская особа почитается как воплощающая в себе силу Бога. Потому закон велит, чтобы каждый /71r/226r/ сдерживал свою волю и сознавал превосходство королевского достоинства.

Статья 15. О невольнике, который, научившись письму, помимо воли своего господина хочет стать священником

Если у кого окажется слуга, плененный во время войны или купленный за деньги, который, научившись письму, захочет стать священником, то такой невольник не может стать священником без согласия хозяина. Закон запрещает это, чтобы не отягощать заботами его хозяина. Ибо это напоминает разорение дома. Если представится, что такой раб может стать священником, как удостоился раб апостола Павла Онисим, то раб может быть принят в священники с согласия господина.

Статья 16. О рабах христианах

/71v/226v/ Если кто-нибудь, будучи христианином, купит раба христианина, Старый Закон предписывает, что такой раб, отслужив своему господину 6 лет, на седьмой год должен быть свободен, но Новый христианский Закон устанавливает, что такой раб освобождается из неволи, коль скоро отслужит своему господину деньги, которые тот за него уплатил. Таким образом освобождается раб, если он был куплен сам один. Если же раб был куплен вместе с женой, то освобождается вместе с женой и детьми, отслужив, как сказано, уплаченные за него деньги.

Если такому рабу хозяин даст жену и у них будут [716] дети, то /72r/227r/ жена раба вместе с их детьми остается в доме хозяина навеки, освобождается только сам тот раб. Если же хозяин пожелает получить за его жену деньги, тогда жена получит свободу вместе со своими детьми. Если у раба возникнет желание остаться у своего хозяина и он не пожелает уйти, хозяин должен сохранить его с женой и с детьми, и взять того раба, и пойти в церковь, и дать ему засвидетельствовать людям, и затем получить на это письменное свидетельство, и заявить, что мой раб не желает уходить от меня до самой смерти. А если такой раб после поразмыслит и захочет освободиться из неволи и его хозяин узнает об этом его намерении, то хозяин не может его неволить /72v/227v/ по своему усмотрению, о чем святой апостол говорит: «все рабы для Бога свободны».

… В этом государстве не было до настоящего времени и да не будет позволено впредь содержать рабов невольников.

Статья 17. О купленных женщинах христианках

Если у кого то возникнет необходимость и он продаст свою дочь христианину, то он не может продать ее, свою собственную дочь, в служанки навечно.

Если служба такой девушки не будет угодна ее господину, отец волен выкупить свою дочь обратно, но господин не властен продать эту девушку другому, разозлившись. Если этот хозяин пожелает дать эту девушку в жены своему сыну, то это должно быть сделано с согласия ее отца.

Если же эта девушка не подойдет в жены ни своему господину, ни его /73v/228r/ сыну, то, отслужив деньги, которые тот за нее уплатил, может уйти из неволи. Если же отец этой девушки захочет выкупить ее из неволи раньше, то это его право, а ее хозяин обязан позволить ее выкупить, несмотря на то, что годы не вышли (срок неволи не окончился).

Статья 18. О купленных рабах неверных

Если какой-то армянин купит раба невольника или служанку из неверных, девушку или женщину, и такие [рабы или] служанки со временем, находясь в неволе, добровольно согласятся стать христианами, то они освобождаются из неволи, отслужив те деньги. Если те рабы, как мужчины, так и женщины из неверных, не захотят быть христианами, то на этом основании хозяин /73v/228v/ вправе их продать.

Статья 19. Кто побьет своих отца и мать

Тот, кто побьет своих родителей, согласно установлению Старого Закона, заслуживает смерти перед Богом как совершивший столь немыслимое и греховное злодеяние. Но в Новом христианском [717] Законе предписано: совершившие подобное сын или дочь должны быть наказаны пожизненной эпитимией. Если он ударил отца мать по малолетству, его должно простить. Если же этот сын побил отца мать злонамеренно, злоумышленно, то родители должны оставить его в презрении. За подобное прегрешение родители должны подвергнуть своего сына или дочь порицанию в присутствии священников и старейшин. А если те не пожелают прекратить подобное безобразие, /74r/229r/ то отец вправе отречься от такого злого, бессовестного, безбоязненного, бесчестного сына и лишить его всего своего добра. Но если такой отверженный сын раскается и проявит намерение к послушанию, то отец мать могут снова с милосердием принять его.

Статья 20. Каждый, совершивший злодеяние, отвечает по своим заслугам

Если отец или сын за какое то преступление будет осужден к смерти или признан виновным, то отец не должен терпеть наказание за преступление сына, равно как и сын не должен быть наказан за преступление отца, за свое преступление каждый должен отвечать сам. Поэтому /74v/229v/ суд вершится для того, чтобы каждому человеку обеспечить полноту справедливости, воздав надлежащее ему … Из этого правила исключаются преступления против королевского престола.

Статья 21. О краже людей

В Старом Законе установили, если кто украдет и продаст человека и об этой продаже станет известно, этот человек подлежит смертной казни. А в Новом христианском Законе установлено так, если христианин украдет и продаст христианина в другую страну и об этом его злодеянии станет известно, Новый Закон предписывает, что он не должен быть предан смерти, а должен терпеть эпитимию, должен быть схвачен, и его следует наказать тюрьмой, и этот продавец под порукой /75r/230r/ должен вернуть деньги, полученные за этого человека, и он обязан привезти того проданного человека его хозяину, у которого его украл, и возвратить. А если тот проданный человек по какой-либо причине уйдет из жизни, тот продавший человек обязан сполна вернуть те деньги его хозяину, у которого его украл, и вору надо отрубить обе руки и выжечь ему на лбу клеймо, в знак его вечного позора, чтобы и другие, глядя на него, не совершали подобного.

… Все это понимается так, если армянин продаст армянина, а если армянин продаст человека другой национальности, то дело будет рассматривать королевский престол и накажет его так, как ему /75v/230v/ заблагорассудится. [718]

Статья 22. О тех, кто злословит своих отца и мать

Кто позорит сквернословием своего отца и свою мать, такие сын и дочь повинны смерти; кто оглашает прошлые деяния своих родителей, также, согласно Старому Закону, впадает в смертный грех. Новый истинный Закон говорит: злослов, хулящий отца и мать, подобен тому, кто наносит побои; за такое бесчестье против отца и матери, дабы укротить детей, велено подобных отпрысков лишать доли в родительском наследстве.

… Что касается свидетельствования сыновей в суде и разоблачения ими злодеяний и преступлений своих родителей против короля /76r/231r/ и прочих деяний, то армянские дети в подобных случаях такую ответственность принимать на себя не обязаны.

Статья 23. Когда двое подерутся, и один будет ранен

Если двое дерутся с оружием, и один ранит другого, и раненый от тех ран не умрет, но сляжет из за тяжести ранения, а набравшись сил, будет ходить с палкой, то, как сказано в Законе, ранивший обязан возместить раненному убытки, стоимость лечения и уплатить суду штраф такого же размера.

Статья 24. Когда кто-нибудь убьет своего слугу невольника или служанку

Если кто убьет своего слугу невольника или служанку каким то способом или орудием, суд должен взыскать за кровь убитого /76v/231v/ с хозяина, если слуга невольник христианин. А если убитый человек иной веры, хозяин обязан уплатить более легкую головщину за убитого слугу невольника или служанку – как христианина, так и иной нации. Если слуга или служанка невольница тотчас не умрет от побоев хозяина, а пролежит день или два и умрет после, то вследствие этого хозяин не обязан возмещать головщину, ибо купил его за свои деньги, а тот нанес хозяину урон. За это должно терпеть эпитимию.

Статья 25. О тех, кто во время драки ударят беременную женщину

Если двое мужчин во время драки ударят беременную женщину, и от удара у беременной женщины /77r/232r/ случится досрочный выкидыш, то мужу женщины должно уплатить половину головщины либо помириться с ним по другому. Если же ребенок в материнском лоне уже сформировался и из за этих побоев она его выкинет, то должно уплатить полную головщину. В Божьем законе ясно сказано: сформировался ребенок в материнском лоне или нет, должно отдать душу за душу. Так предписывает Старый Закон, а в Новом Законе указывается, что за [719] такой вред должно назначать денежное возмещение и эпитимию.

… Понимается так, когда беременную женщину ударит армянин, в ином случае это не действует.

Статья 26. Когда у кого то окажется бодливый вол

Если чей нибудь вол ударит кого нибудь и от этих ушибов /77v/232v/ человек умрет, Старый Закон велит этого вола убить и мясо продать, а те деньги раздать беднякам, а хозяин вола обязан уплатить головщину за того человека. Если же тот вол всегдабыл таким сумасбродным и буянил, и соседи говорили хозяину, чтобы убрал эту буйную скотину, а хозяин пренебрегал замечаниями соседей, а тот тем временем забодал человека до смерти, то человека, которому принадлежит вол, признать виновным в убийстве, и он должен возместить головщину, как определит суд, а от смерти хозяина вола освободить. Если хозяин вола не знал о таком нраве вола и тот кого нибудь покалечил, то хозяин не считается виновным и не обязан возмещать убытки. А если хозяин знал нрав вола и тот кого нибудь покалечил, то хозяин обязан возместить покалеченному убытки и стоимость лечения.

Статья 27. О хозяине, покалечившем своего слугу

Если хозяин выбьет глаз своему слуге, то, гласит закон, такой слуга должен быть освобожден, если это купленный невольник и если он христианин. Если же слуга невольник из неверных, то хозяин при желании может продать его за полцены или половину суммы найма.

Статья 28. Когда бык убьет быка или вол убьет вола

Если чей нибудь бык убьет быка или вол вола, то оставшегося в живых быка или вола следует продать и деньги, вырученные за того вола или /78v/233v/ быка, разделить пополам, поровну между теми, чьи это животные, и того убитого вола тоже пусть разделят пополам. Если хозяин вола знал, что его вол не был спокойным, а был злого нрава и слышал от соседей, что ты, мол, не должен держать такого вредного вола, а он относился к сказанному беспечно, то тогда он обязан дать своего живого вола за убитого вола тому, чей это был вол, а мертвого пусть заберет себе.

Статья 29. О колодцах и о ямах

Если кто-нибудь раскроет яму или колодец и не покроет эту яму или колодец и туда упадет чья нибудь скотина, то хозяин той ямы или колодца /79r/234r/ обязан заплатить за ту скотину, а ее шкуру пусть заберет себе, так говорит закон. [720]

Статья 30. О людях, упавших в яму

Если мужчина или женщина, упадет в яму или колодец и там погибнет, то, если упадет днем, тот, кому принадлежит яма или колодец, должен заплатить половину штрафа за цену крови, а если упадет в яму ночью, то тогда хозяин ямы обязан уплатить за цену крови полностью, как предписывает Судебник /закон/ в отношении как женщин, так и мужчин, упавших в яму или в колодец, а также в отношении слуг невольников.

Статья 31. О животных

Если вол убьет корову, или другое рогатое животное, или овцу, то хозяин, если он не знал нрава своего животного, /79v/234v/ должен заплатить половину цены убитого животного. Если же то животное мелкое, ничего платить не надо. А если животное, которое убил вол, крупное, то забодавшее животное надо продать, и те деньги хозяева животных пусть разделят между собой поровну. Если же хозяин знал о злом нраве своего животного, что оно может причинить вред, и не избавился от него, то должен заплатить полную цену убитого вола, – так велит закон.

Статья 32. О конях

Если у кого будет буйный конь, который забьет ногами, или загрызет, или иным способом кого нибудь покалечит, то хозяин того покалечившего человека коня должен возместить ему убыток, оплатить простой /80r/235r/ и компенсировать расходы на лечение. Если же он указывал ему на буйный нрав своего коня, то по закону должен уплатить половину ущерба.

… Сказанное в конце этого закона следует понимать так, что если тот человек армянин, то за причиненный конем вред платить не надо.

Статья 33. О коне буйном, способном покалечить

Если у кого то окажется конь буйного нрава, способный покалечить, и дома он предупредит о его нраве и слуг, и прочих, чтобы коня остерегались, а после этот конь кого нибудь из домашних покалечит или убьет, то хозяин за это отвечать не обязан. Если же домочадцы и соседи говорили хозяину такого коня, чтобы /80v235v/ его не держал, а он от этого коня не избавился, и конь кого нибудь покалечит или убьет, то дело должен рассматривать духовный суд и следует назначить эпитимию и штраф.

Также представляется приемлемым и допустимым, чтобы тот, у кого будет такой злой и калечащий конь, и соседи будут ему на это указывать, а он от него не избавится, подвергался штрафу, описанному выше в статье 26 о буйном воле. [721]

Статья 34. О воре, которого обнаружат в доме ночью

Если кто-нибудь у себя в доме в ночное время обнаружит вора и этого ночного вора убьет у себя в доме, то это не вменяется ему в вину. Но если кто обнаружит вора у себя в доме днем и убьет, то убийца сам должен быть убит. Так /81r/236r/ Новый Закон так оправдывает человека, убившего вора [ночью]. Днем это выглядит так, что человек убил сознательно, и потому он сам должен быть убит. Закон, установленный в отношении воров ночных и дневных, таков, что если кто-нибудь ночью или днем обнаружит вора в доме и схватит его с поличным, то такого вора с доказательствами воровства, то есть с уликами, следует привести в суд и заявить перед судом на этого вора, и тот вор должен терпеть наказание по суду, как суд решит, так и будет наказан.

Статья 35. О садах и пашнях

Если кто своевольно пустит свой скот в чужой сад или в поле /81v/236v/ в степи, и тот скот нанесет вред всевозможным растениям в садах или в поле, закон велит возместить урон соответственно тому, как люди определят этот урон и во сколько они его оценят.

Статья 36. О поджогах и пожарах

Если откуда либо появится огонь или пожар и пожжет гумна или посевы, находящиеся в поле, то тот, от кого этот огонь вышел, должен быть наказан соответственным наказанием. Суд должен расследовать тщательно. Пусть посмотрят, от кого этот огонь вышел, вблизи или издали, по враждебности или случайно, от стариков, или от детей, или сам по /82r/237r/ себе, и если кто-то сделал это умышленно, то обязан заплатить пострадавшему за все вдвойне. Если кто-нибудь разложил огонь вблизи гумна и хорошо не следил за тем огнем, так что он нанес кому то ущерб, то тот, кто огонь разложил и за ним хорошо не следил, обязан заплатить тому человеку за нанесенный урон вдвое. Если же огонь пришел издали, то тогда виновный в пожаре обязан возместить половину ущерба. Если подобный пожар сожжет животных или одежду, то суд над таким вредителем и наказание должны быть такими, как описано в статье.

Статья 37. О попечении и даче на доверительное хранение

Если кто даст кому нибудь /82v/237v/ на хранение золото, или серебро, или всевозможные другие вещи, посуду (миски, кубки) или все что угодно из своих вещей на доверительное хранение, и эти вещи, находившиеся у попечителя, будут украдены воровским [722] образом из его дома, и если попечитель и его люди раскроют воровство и поймают вора с теми вещами, то вора наказать виселицей. Если вор не будет схвачен, тогда сдавший вещи на попечение должен добиваться их от попечителя судом при помощи очевидных свидетельств. Если у заявителя не окажется достоверных свидетелей против попечителя, которому дал на хранение, тогда попечитель /83r/238r/ защитится от него присягой, что он никак не причастен к ущербу в отношении данных на хранение вещей и что непростительной вины с его стороны нет, и этим оправдается от обвинений заявителя навеки. Если же впоследствии утверждавший так, как сказано, и принявший присягу будет уличен во лжи, то как всякий, присягнувший ложно, обязан возместить вдвое и за убыток, и за оставленные вещи, а сам, как присягнувший ложно, должен быть объявлен бесчестным и правонарушителем. А если кто, не дав ничего на хранение, кого оклеветал, будто бы давал ему нечто на хранение, то клеветник должен быть обесславлен на веки, как каждый клеветник /83v/238v/, который фабрикует против кого либо явно фальшивые дела.

… Это, как и другие положения, в отношении армян понимается так, что если армянин дал вещи на попечение, то дело против человека иной национальности рассматривать в армянском суде, и наоборот, если человек иной национальности дал вещи на хранение армянину, то он добивается данных на попечение вещей от армянина в своем суде, где сам состоит, там и возбуждает тяжбу, ибо преследовать призванного к суду надлежит заявителю.

Статья 38. О скоте, даваемом на попечение

Если кто даст кому нибудь на попечение свой скот, коня, или овцу (овец), или другое рогатое или безрогое животное, и если это животное будет пока лечено, или подохнет, или /84v/239v/ отнимут силой, так что никто не будет знать, почему случился урон, то ухаживавший защитится присягой, если не обоснуют его причастность к увечью или гибели животного. А если у него кто взял (по его вине), то попечитель обязан возместить хозяину, у которого взял на попечение. Если же медведь, или волк, или другой сильный дикий зверь утащил животное, растерзал или съел, то попечитель должен показать хозяину место и, указав то место достоверно и явно, будет признан по определению суда невиновным в уроне, ибо суд решил так по великой справедливости.

… Этого положения придерживаться только в отношении армян: если кому из них случится несправедливость от человека иной национальности, /84v/239v/ то оправдается согласно этому закону, а [723] (если урон случится у представителя) другой национальности, то он оправдается в своем суде.

Статья 39. Если кто одолжит кому инвентарь

Если кто возьмет взаймы у ближнего своего какой бы то ни было инвентарь и либо повредит, либо потеряет этот инвентарь и тот, кто одолжил, не присутствовал в момент поломки или потери того инвентаря, то заниматель инвентаря обязан возместить поломку или потерю. Если хозяин инвентаря присутствовал там во время поломки или потери инвентаря, то взявший не виноват в ущербе и по этому делу платить не обязан. Также если кто одолжит коня, или скотину, или возьмет в наем за определенное вознаграждение какое либо иное /85r/240r/ домашнее (животное) и оно покалечится или погибнет, а его хозяин будет рядом с ним, то поскольку хозяин был рядом, он сам виноват в убытке, а тот, кто взял в наем, не виноват; а если сам хозяин не присутствовал при этом увечье или гибели, то заниматель обязан возместить урон по причинам, содержащимся в настоящей статье.

… Армянский закон предписывает расследование проводить тщательно и решать взвешенно. Положение это, как и другие, принято и сохраняется среди армян, и так необходимо действовать, а если (представители) другой нации будут призваны в суд и обвиняемы со стороны армян, то /85v/240v/ они будут удовлетворены по справедливости согласно своим законам.

Статья 40. О том, когда кто у кого то нечто одолжит

Если кто возьмет у кого нибудь нечто в долг или в уплату на определенный срок, и взявший в долг или в уплату обнищает и вследствие обнищания не сможет возместить в назначенный день, то Старым Законом и Новым Законом обнищавшему оказано милосердие: от доверителя не должно испытывать никакого притеснения, а с обнищавшего нельзя брать роста. Но ему нужно назначить определенный срок, чтобы уплатил лишь столько денег, сколько взял взаймы. Если тот обнищавший прежде /86r/241r/ уплатил заимодавцу какой-то процент, то вся сумма процента, которую тот с него получил, должна быть зачислена в счет долга. Ибо Божьим заветом завещано, чтобы никто, исповедуя христианскую веру, не брал процентов. Если обнищавший должник умрет, не расплатившись, то сыновья и дочери, оставшиеся после смерти должника, не обязаны платить заимодавцу никаких процентов, только сумму того долга, которую был обязан возместить их родственник. [724]

… Этот порядок следует соблюдать среди армян, понимая таким образом, что если должник впадет в нищету и не сможет уплатить долг своим заимодавцам из за несчастливого стечения обстоятельств, а не по своей нечестности.

/86v/241v/

Статья 41. О залогах

Если кто примет в залог чей либо дом, или сад, или виноградник, или пахотные угодья, или что другое подобное и заложивший нечто из своей собственности просрочит с возмещением долга своему залогодержателю, то тот, у кого находится залог, должен получить от залогодателя только свои деньги без процентов, а залог ему возвратить. А если залогодержатель извлек из залога какую либо дополнительную прибыль, то при окончательном расчете суммы долга он обязан включить дополнительную прибыль, полученную сверх своих денег, в уплату данной им в долг основной суммы /87r/242r/ и возвратить (залог залогодателю).

Если у залогодателя не хватит средств, чтобы, когда возникнет необходимость, поправить свое строение, и залогодержатель произведет строительные работы в заложенном строении сам за свой счет, то расходы на ремонт (строительство) он должен приплюсовать к основной сумме и включить эти расходы в долг.

Если кто держит в залоге одежду или скот и находящаяся в залоге одежда испортится, а скоту случится какой-либо урон, то этот ущерб залогодержатель обязан вычесть из основной суммы.

Если в залоге находится серебро, или золото, или нечто подобное, и вследствие кражи либо по иной /87v/242v/ причине у залогодержателя оно пропадет и пропадет не по его халатности и не из за нечестности залогодержателя, то он может защититься присягой, так как пропало не по его вине. А если те вещи пропали по его вине или он сам утаил и сказал, что пропало, и будет доказано, что он спрятал, то обязан уплатить вдвойне. А если ограбят, то это убыток залогодателя.

Если порубят фруктовые деревья, находящиеся в залоге, или сожгут изгородь и если произойдет это с ведома /88r/243r/ или по воле самого залогодержателя, то это его убыток.

В отношении находящегося в залоге скота закон таков: если в залоге скот покалечится или падет, то это убыток залогодателя, ибо он о своем возможном убытке не позаботился в свое время, а залогодержатель не виноват в отношении этого скота, ибо дело таким образом рассматривается по закону. [725]

За находящимися в залоге вещами надо хорошо смотреть, дабы не было пропажи, а кроме того, закон велит не брать процента.

… Этот порядок должно соблюдать среди армян.

(пер. А. Н. Гаркавца)
Текст воспроизведен по изданию: Кыпчакское историческое наследие. Том I. Каталог и тексты памятников армянским письмом. Алматы. Дешт-и-Кыпчак. 2002

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.