Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЕПИСКОП АЛЬБЕРТ

Письмо Альберта, епископа Познаньского, полякам в папской курии в Риме от 29 июля 1410 года


Из: Frankfurter Stadtarchiv Wahltagsacta I, 88b—89b.


Почтенным братьям нашим господам Нипонасконису познаньскому, П. курцелёвскому, С. крушвецкому деканам, П. схоласту познаньскому, Ио[ганну] настоятелю [церкви] святого Георгия в Мкелцанисе, Аду Банкову гнезненскому, Павлу из Чехова познаньскому каноникам и прочим полякам в римской курии, достойным памяти товарищей, и дорогим друзьям.

Почтенные братья дорогие! Как, по причине светлейшего господина короля нашего польского сейчас в землях Прусских с высочайшего молчаливого одобрения со своими вооруженными народами в военном походе нахождения, могущественных оппонентов устам лукавым и языкам лживым при ушах святейшего господина нашего папы и его святых достопочтенных отцов господ из святой Римской церковной коллегии кардиналов всякие слухи и клевету на веру и имя, а также благочестие своего господина короля возводить, либо высказывать и внушать пытаться позволяете, после того как он рукою божьей сделался против крестоносцев из Пруссии и земель, а так же городов и оставленных их замков завоевателем? Вы, которые, не только Отца вашем истинного, но также короля и народа Польши, что самих крестоносцев целиком сейчас [стремятся] уничтожить без колебаний, являетесь отпрысками и сыновьями, знаете истинные факты и благочестивые речи господина короля, там слов некоторых умеренную мягкость, но душ сильных и непоколебимых постоянство, насколько можете защищать [должны]. Доводим вам то, а именно какие события вокруг меня самого происходят. О письмах наших сообщая, копии писем королей нам пишите и выше, как мы отсюда письменно отвечаем господину нашему папе, ваши сообщения скрывая. И если от какого-либо оппонента услышите, что господин наш король татар и схизматиков привёл против правоверных, нет другой истины, кроме того, что делает это для защиты земель своих, и только подчинённых своей власти и тех немногих, что брат его господин князь Витольд в прошлые годы королевскому владычеству подчинил. Ибо действительно, многих имеет врагов среди правоверных и особенно богемцев, которые победоносно и царственно в этой битве с нами себя показали. Но и сами крестоносцы себе в помощь подобных язычников, пруссов, очевидно не крещённых, так как их едва третья часть крещена, две же остаются постоянно в заблуждении язычества под тех владычеством, кого старания крестить не заботят, но которые и их как покорную к угнетению соседнюю область держат. Кроме того, господин наш король написал в субботу после праздника рассеяния апостолов святых [19 июля], что городами и замками Хонштен, Остерод, Остерхаус, Хальденштейн, Моринг, Нидберг, Любево и Хальденбург уже овладел и принял присягу верности, а именно оммаж от жителей замков и этих земель. Вчера же, а именно в день господень после праздника святого Якоба, апостола [27 июля], нам письма из Торуня от многочисленных пришли подданных Торуньских, друзей наших, что сам господин король уже овладел и присоединил город и замок Керсбург, чьё комтурство является [местом] Великого капитула Пруссии, замок Штумис, что отстоит от Мариенбурга на две мили, посреди вод построенный, постройки высокие и 20 башен имеет; а также городом Эльбингом овладел; и подданным сам король помог лично захватить замок, тот, который больше; а также, что в ближайшую среду [23 июля] осадил замок Мариенбург и городом овладел; и все из Золава жители к покорности сами пришли и оммаж верности дали и помогают сами усердно замок Мариенбург брать приступом; а также, господа епископы Варменский и Помезанский со своими городами и землями и сами подданство господину королю приняли и верности оммаж дали; но господин Кульменский принять милость не пожелал и уже его замок с городом Любава захвачен; город же Торунь посредством Станислава из Баленино, который был захвачен в плен и королём отпущен за проявленную королю покорность, на требования отвечал двусмысленно; но, как, мы думаем, скоро был захвачен с божьей помощью без боя. Действительно, уже повсюду замки их были огню и пламени преданы; земля Кульменская почти вся опустошена, и земля Померанская таким же образом все дни опустошается [отрядами] из замков королевских Бислота, Накель, Владсав и других лежащих по соседству. Но и магистра подданные из Данцига, из Мариенборха, из Ельбинга, из Кунисберга и из известных городов Пруссии в той войне были схвачены, и король им предоставил свободу вернуться домой и послания в земли, которые находятся по их пути, к выразившим желание союза, поскольку такие предложения города делали; и оставшихся желание было исполнено. От битвы же король воздерживается и [её] избегает, и я все дни ожидаю прихода писем его величества. Здесь на данное время примерно таких же узников как описанные уже проехало 8 повозок полных из пленённых раненых в той битве, которые направляются в Силезию, и должны предстать перед королём в праздник святого Михаила в Кракове [29 сентября]. Они заявили публично, что король уже захватил, пока они в Торуне находились, 25 городов укреплённых, поддерживавших крестоносцев, что уже захватил прирогод в Мариенборхе и замок усердно осаждает. Говорили также те же самые пленные рыцари, которые помогали крестоносцам, что не было тогда ни сановника католического, ни также неверного меж людей, которым бы король позволил с поля бежать, сами были очевидцами его армии мощи. И когда к нам явились, мы письма наши, в большом количестве собрали, вы также, братья возлюбленные, нам письма ваши представьте и будете здоровы.

Дано в Чанзиме в четверг перед днём заключения в темницу Святого Петра [29 июля].

После тех сюда новые, не прибывали, но из писем достоверных, что горожане из Торуня обезглавили своего комтура и что пятьсот копейщиков, которые пришли на помощь пруссам, неожиданно теми людьми, послушными королю Польши, поскольку в его руки перешли, большей частью были убиты, а остальные захвачены в плен, и так или иначе дело там было, не слышали.

От вашего брата познаньского, благодаря Богу, Епископа Альберта.

Уже живём сотый год и видно, что магистр и братья храма Иерусалимского, которые воинством духовной силы и послушания нисколько не были, и столь выросли в богатстве, что не как рыцари, но даже как принцы и магнаты, праздную, роскошную и блистательную жизнь ведут, равным образом рыцарством публично объявляемы, поскольку всё более в своё беззаботное существование верили, в один день пали.

Источник: Johanns von Posilge, Officials von Pomesanien, Chronik des Landes Preussen (von 1360 an, fortgesetzt bis 1419) zugleich mit den auf Preussen bezueglichen Abschnitten aus der Chronik Detmar's von Lubeck, herausgegeben von Ernst Strehlke. Beilage IV. Boehmische, schlesische und polnische Berichte // Scriptores Rerum Prussicarum Bd. 3. Leipzig 1866. стр. 427-429

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.