Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЧАСТЬ ШЕСТЬДЕСЯТ СЕДЬМАЯ

ПО ДЖУРГАНЕ ИССЛЕДОВАНИЙ.

О приготовлении для Государя лекарств.

Ежели Дайфу 152 ошибкою, или не сходное против письма 153 лекарство какое вмешает, или не так лекарство запечатает, или в названиях лекарств опишется, бить его толстыми батогами 100 ударов. А естьли лекарство составит не хорошо, или выберет не хорошее, бить его 60 ударов такими батогами.

Ежели повар ошибкою кушание не так изготовит, то есть непристойное что либо (из кушания же) вмешает, бить его 100 ударов толстыми батогами. Естьли кушание или питие явилось не чисто, то есть не исправно, бить 80 ударов батогами такими. За [280] не выбор хорошего чего к кушанью и питью принадлежащего, бить 60 ударов такими батогами, за не прикушение и не смотрение, бить 50 ударов тонкими батогами тех, кои при оных должностях.

За все предписанное начальников, кои имеют должности надсматривать, или понуждать подчиненных, наказывать против предписанного меньше двумя степенями.

Кто придет в то место, где для Государя готовят кушать, имея при себе забывшись лекарство какое, того наказать толстыми батогами 100 ударов, и велеть ему лекарство то съесть. Естьли так окажется с лекарством повар, наказать равно с ним и тех, кои должности имеют над поварами надсматривать и обыскивать их, буде сведая о сем не доносили.

Когда Государь намерен лекарство принять, дайфу должен лекарство составлять во дворце, пульс у Государя смотреть имеет член дайфуского собрания, [медицинского] они в докладе [281] писать должны каким образом следует лечить болезнь, и какие те лекарства, кои употребить должно, силы и действия имеют. При докладе же прилагать должны да битхе [рецепты] и подписывать имена свои, месяцы и числа дней тех, а сверх оного всего, для предбудущей справки и сведения, иметь всем таким происшествиям записную книгу.

Член дайфуского собрания должен лекарства для Государя составлять при начальниках придворных, совокупя два приема в одно место, по изготовлении разделять совокупленные два приема на две части, то есть раскладывать в два сосуда, и из одного сосуда откушивать имеют, прежде сам дайфу, а по том придворной начальник Юань Пань, по том другой сосуд с лекарством взносить имеют к Государю.

О вещах, кои сам государь употребляет.

У кого явится порученная и самим Государем употребляемая вещь в [282] какой неисправности, того бить толстыми батогами 60 ударов.

Кто подал Государю ошибкою не ту вещь, кою должно, того, бить тонкими батогами 40 ударов.

Кто для Государя по должности своей коня не обучил, или к выезду коляску, или сбрую какую в не исправности имеет, того бить толстыми батогами 80 ударов. А кто из оных будет употреблять, что либо своевольно сам, или даст кому на время употребить, того бив толстыми батогами 100 ударов, отдать в работу на три года, равно наказать и того, кто у него брал и употреблял что либо из оных, так же наказывать таких людей за испорчение и за потеряние чего из предписанного; а что касается до испорчения и потеряния не умышленного, [когда случится по небрежению], то наказать их меньше того тремя степенями.

Мастера, которой для Государя водоходное судно по оплошности своей не крепко сделал, или судно не исправно, или не чисто оказалось, или [283] какого на судне прибора не явилось, бить толстыми батогами 60 ударов. Протчих же, кто при строении судна надзирание имел? и кто в сохранении судно имел, наказать меньше оного двумя степенями у но чинить наказании донеся Государю.

О не держании в домах запрещенных книг и протчего.

Кто в доме своем будет держать такие вещи, чрез кои смотрят и примечают небесные движении, или ту чань к запрещению подлежащие книги, или прежних царей и владетелей образы, письмы, печати и протчее, бить того 100 ударов толстыми батогами, а сверх сего, доправить с него 10 лан серебра, и отдать в награждение доносителю, а вещь, какая бы из оных ни явилась, взять в казну.

О жалуемых от Государя одеждах.

Кто из посланных с жалованною от Государя одеждою хафанев [284] сам к кому велено не повезет оную, а отошлет с другим человеком, того бив толстыми батогами 100 ударов, лишить чинов и в делах не употреблять.

Объездах ко двору.

Кто о съезде ко двору, или для принятия джоу 154 не учинил по должности своей повестки куда надлежит заблаговременной, того бить тонкими батогами 40 ударов, равно наказать и такого, кто получа повестку, приехал [куда велено] поздно.

Во время собраний ко двору, естьли случится нечаянной дождь или снег, позволяется всем отправлять в строю приступы, отступы, и поклоны, переодевшись в обыкновенное простое [не церемониальное] платье.

О наблюдении надлежащей благопристойности, будучи в доролоро 155.

Кто будучи при каком жертвоприношении, или во дворце на съезде [285] помещается в доролоро, или нарушит какую благопристойность, того наказать вычетом жалованья за месяце, равно наказать и того начальника, которой должность имея смотреть за всеми, естьли не обвинит чьей проступки.

Когда Государь иметь будет выходе, или садиться на престол, в те дни назначивать особых начальников военных для соблюдения тихости, чтоб близко дворца шуму и бешенства не было, естьли кто из слуг, [кои за господами своими] шум и бешенство учинил, того наказать 100 ударов толстыми батогами, а господина слуги того наказать тонкими батогами 50 ударов. Естьли во время обыкновенного ко двору съезда слуга так учинит, 60 ему ударов толстыми батогами, а господину тонкими 30 ударов. Ежели шум или бешенство какое учинит чиновной, того велеть судить.

Когда Государь имея при себе многих предстоящих, спросит о чем не на имя, а просто, в таком случае [286] имеет в ответ сказать тот, до кого ответ принадлежит, а инако, кто чином больше, а естьли кто благопристойность в сем утратит, того наказать вычетом жалованья за месяц.

О допускании начальников пред Государя, кои придут с делами и видеть Государя желают.

Ежели кто из тех начальников, кои находятся при доро коли 156, не станет допускать пред Государя начальника, которой пришед с делом Государя видеть может, то есть вход к Государю имеет, того отдать под следствие, и естьли по следствию окажется прямо винным, отрубить ему голову, дождавшись имянного указа; такое наказание и верховному вельможе, естьли сведая оное в дело не произвел. [287]

О письменных и словесных докладах.

О всяких государственных делах касающихся до законов, учреждений, до пользы воинской и народной, до восстановления всякого благоприобретения, и до искоренения всякого зла судьи шести джургань 157 имеют всегда приходить к государю с докладами письменными и словесными, а по докладе уже имеют исправлять оные как должно будет; так же коды дзунды, и сюньфы 158 имеют по таким делам сообщить государю собственные свои [каждой, порознь] мнении прямо без лицемерия и утайки.

Всем большим и малым в государстве начальникам о всех таких делах, которые в своих присудственных местах исполнять им не следует, доносить обще с вышними [288] своими начальниками государю, прописывая ясно притчины, и прилагая свои печати. А буде кто по отлагательствам своим не будет долговремянно о деле каком доносить на того, буде он в столичном городе присудствует, то кодо, а буде в голо [в губернии], то дзунду имеет писать к Государю обвинение.

О всяких делах писать всегда прямо и решительно, оказывая начальные притчины ясно, не вмешивая ябеднических крюков, и пустословных витийств и украшений.

Ежели кто из пронырливых людей оказывая себя великим писцом, и под видом, что пишет по должности, употребит в докладе хитрые слова как бы получить себе хорошее место, того бить толстыми батогами 100 ударов.

Естьли кто из челобитчиков представляя себя обиженным, выпросит у главного судьи какого присудственного места казенной за печатью фынтоу 159 [289] и положа в оной свою челобитную, перешлет такой фынтоу к государю, отрубить челобитчику и судье головы, [не почитать преступления такие самоважнейшими, и для того вместо смерти отдавать винных на пять лет в работы].

О судьях несправедливых и беззаконных, кои в Пекине, о тех коды, а кои в протчих местах, о тех дзунды, доносить имеют государю прямо, указывая в каких делах, в каких времянах, и как несправедливо и незаконно они поступили; естьли в деле тайном и важном, то и доносить тайно, дабы доношение распечатано было пред лицом самого государя; но не доносить по ябедническим толкам, и по пустым прицепкам; естьли же доношение явится из одного пристрастия, состоящее в бездельном подыске, так что обвинение в оном напрасное, то вины возлагать на самих доносителей. [290]

О каменных беях 160

Кто будучи в каком месте на, начальстве, своевольно для славы имяни своего поставит бей, или сделает цытан 161, того бить толстыми батогами 100 ударов; а буде научит кого хвалить себя пред главным начальником и просить, чтоб дозволил для славы и его хвалы бей или цытан сделать, того 80 ударов бить толстыми батогами; наученного же, которой просил, наказать меньше сего одной степенью.

О невстречании и непровожании начальников мимо шествующих.

Кто будучи на каком начальстве в городе, выехав или вышед из города, учинит встречу или провожание мимошествующему большему начальнику, или по указу посланному, того наказать 90 ударов толстыми батогами, равно наказать и того, кто дозволил встретить или проводить, [291] и кто по должности не произвел оного в дело.

Градоначальники и военачальники долг имеют на проездах своих требовать от людей, чтоб отсторонялись, и давали свободной путь; естьли кто из них на проезде сего не потребует, и по не требованию другой простой начальник, коему отстороняться должно, не отсторонился, то ни того ни другого за сие не наказывать; а когда произойдет по притчине сего между ими ссора, то наказать одного вышнего начальника.

Всякой воин и простолюдимец встретясь с начальником, которой едет с своим строем, должен отсторониться, и слезть с лошади; а кто сего не учинит, бить того 50 ударов тонкими батогами.

О посылаемых с указами, чтоб не чинили досад и обид начальникам, кои на стражах, и воеводам.

Кто из посланных с указом или с каким либо казенным делом, [292] учинит начальнику на страже, или воеводе, досаду или обиду, того бить 60 ударов толстыми батогами. А естьли кто из следователей учинит таким людям бесчестие и обиду, того бить больше, увеличивая по превосходству чина его наказание одною степенью.

Всякой государственной ямунь 162 должны люди почитать освященным зданием, и для того, естьли кто из слуг или из джоуляв 163 дерзнет в ямуне войтить или выттить в срединные ворота, или пройтить по срединной дороге, или сесть на срединное [судейское] седалище, того послать на полтора года в работу, бив толстыми батогами 60 ударов. А естьли чиновной оное учинит, то наказать его больше сего одною степенью. Ежели отважится присланной с следствием сделать так в отсудственном где месте, о таком имеет главной того места начальник донесть самому Государю. [293]

О не имении дворов, и о неупотреблении платья, чиновных знаков, зал, ворот и протчего против указных образцов.

Как для чиновных, так и для не чиновных людей, какие иметь домы, употреблять коляски, платье, посуду и протчие вещи, есть степени по званиям и порядки узаконенные, и для того, ежели кто употребит что либо из предписанного против узаконенного образца выше достоинства своего, наказать его, естьли чиновной, лиша чинов бить толстыми батогами 100 ударов, и к делам не употреблять, а не чиновной ударов тонкими батогами; вместо пахатных крестьян так за оное наказывать управителей; мастеров наказывать как не чиновных 50 же ударов; мастера, которой сделавши кому что либо против образца, донесет о сем, не наказывать.

Кто дерзнет употребить на чем изображенные мудури или фынхуаны 164 [294] того его бив толстыми батогами 100 ударов, сослать в работу на три года, и естьли чиновной, лишивши его чинов, к делам не употреблять; а вещь, на коей изображение такое явится, взять в казну. Мастера бить только 100 ударов батогами такими. Доносчику дать в награждение из казны 50 лан серебра, и мастеру дать такое награждение, [не наказывая как выше велено], естьли сам донесет. [295]

Государствования Идзисхунь Дасань 165 в высокосной 6 луне 2 года повелено имянным указом Доролонь Джурганю написать для всех приказных и военных чины и достоинства имеющих начальников, какие на шляпах и шапках дзиндзы 166 иметь, и какое платье и пояса носить, образцы, и по тому указу оная джургань написала образцы, расположивши чины на 13 степеней, и поднеся оные государю просила, дабы подтверждено было имянным указом поступать по тем образцам во всем государстве всем чины и достоинства имеющим людям без всякой отмены, а тех людей, [296] кои против образцов иметь что либо будут, судить и наказывать. По следствию сего дан оной джургане имянной указ следующего содержания.

«Для дзиндз и поясов образцы разослать во все присудственные в государстве места, чтоб начальники по оным употребляя дзиндзы и поясы, оказывали в чинах и степенях разность, а тех, кои из начальников употреблять будут дзиндзы и поясы значащие против их степеней вышней степени, или же кои чина не имея дерзнут употреблять дзиндзы такие и поясы, наказывать жестоким образом; жемчужины на дзиндзах употреблять должны те люди, которым следует, не свыше трех фунов одна весом, а у которых окажутся тяжелее, тех жестоко же наказывать.

Какую кому залу и ворота иметь

1 и 2 степени начальникам.

Залу величиною в семь гянь [покоев] о девяти матицах, резьба на матицах узорчатая с звериными [297] головами, столбы, брусья и протчее раскрашивать красками. Ворота величиною в три гянь, о пяти матицах, красить ворота зеленою краскою, кольца медные с звериными головами.

3, 4 и 5 степени начальникам.

Залу величиною в пять гянь, о семи матицах, резьба на матицах с звериными головами, столбы, брусья и протчее раскрашивать темною и зеленою краскою. Ворота в три гянь, о трех матицах, красить ворота черною краскою, кольца оловянные с звериными головами.

6, 7, 8, и 9 степени начальникам.

Залу величиною в три гянь, о семи матицах, красить столбы и брусья лимонного цвета краскою. Ворота в одну гянь, о трех матицах, красить ворота черною краскою, кольца железные.

Не чиновным людям в домах иметь не больше трех гянь, о пяти матицах без резьбы и крашения. [298]

Не чиновным мущинам и женам их не носить платья парчового и вышитого золотом, серебром и шелками, травчетего и расцвеченого, а носить платье одноцветное из тонких шелковых материй; при том женщина такая может иметь для употребления один золотой убор на голову и одни золотые серги, серебреные же цветные уборы иметь может по своей воле.

Пологи и занавесы не употреблять никому желтого цвета, с драконами и фыи хуанами, а употреблять оные начальникам 1, 2 и 3 степени флеровые с вышитыми золотом, серебром и щелком цветами, 4 и 5 степени начальникам флеровые же с вышитыми щелком цветами. 6 и всех. нижних степеней начальникам, флеровые без цветов простые. Не чиновным гюаньзовые [из донкой материи].

Сани [подсолнешники] употреблять 1 и 2 степени начальникам рудожелтые с подкладами красными, головки серебреные. 3 и 4 степени начальникам такие же с головками красными, 5 [299] степени начальникам лазоревые с красными подкладами, головки красные. 6, 7 и 8 степени начальникам лазоревые. Сани в дождливые времена употреблять всем им восчанотные шелковые, а не чиновным людям употреблять бумажные восчанотные.

На седлах и уздах не употреблять резьбы с драконами и фынь хуанами.

Ни на каком орудии и ни на какой посуде драконов и фынь хуанов не изображать.

Мастеров, кои будут делать платье или что ни есть из других вещей не по указным установлениям, в такие домы, коим употреблять таких сделанных вещей не следует, брать и осуждать к наказаниям.

Кто из нечиновных или из духовных людей будут употреблять парчовое или вышитое шелками платье, или посуду и другое что либо золоченое или расписное, или прибор винной золотой или серебреной, или кроватные уборы красного цвета с золотом, так естьли жена [300] человека не чиновного нарядится в вышитое золотом, или серебром, или шелками расцвеченое платье, или украсится жемчугом или дорогими каменьями, осуждать таких к наказанию, а вещи такие брать в казну.

Чиновным и не чиновным не носить желтого цвета парчей с драконами о пяти кохтях, круглых пус. А кто из амбанев или хафанев иметь будет платье или парчу, или камку пожалованную от государя, тот может употреблять, [что пожаловано], не разбирая цвета и драконов, а выключая то только, с парчи, коя с драконом о пяти кохтях, один когть спороть. А ежели кто противно узаконению сему поступит, наказать того, чиновного лишить чинов, не чиновного посадить на месяц в селхень, и еще при выпуске бить толстыми батогами 100 ударов. Начальника, которой имея должность не усмотрел такого проступка, отдать к суду; а запрещенную вещь взять в казну. [301]

Дзунду, Сюньфу, тиду, Дзун, бин 167, должны иметь между собою приезды и свидании по узаконенным обрядам и положениям непременяемо, а кои будут противно тому поступать, тех отдавать к суду. Малым начальникам в праздничные дни ездить к большим начальникам в одних пус, а не во всем праздничном платье; кто из них противно сему поступит, того отдать к суду жестокому.

Чтоб хошаны, доуши 168, и протчие духовные отправляли поклонении пред родителями и родственниками своими как простые люди.

Хошаны, доусы и все духовные имеют родителям и родственникам своим по узаконениям поклоны отдавать и всякое учтивство оказывать, так же в случаях похорон и поминовений, в ношении печального платья поступать, и все, что требуется [302] наблюдать равно как простые люди; и кто из них противно тому поступит, бить того толстыми батогами 100 ударов, и лишить духовенства.

Наказывать за не усмотрение небесных знаков и явлений начальников, кои должность имеют делать наблюдении.

Кто из кинь тянь гяньских 169 начальников утрату учинит б исчислении небесных каких либо течений и премен, или не досмотрит каких либо на небе явлений, или же не донесет государю о чем таком, будучи должен донесть, того наказаний толстыми батогами 60 ударов.

Для счисления и смотрения небесных ходов и явлений сделать при кинь тянь гянь башню, посылать на оную смотреть и делать счислении учеников по очереди, чтоб один был на оной всякой час во дни и в ночи. А когда случится ему усмотреть что либо на небе необыкновенное, то имеет об оном донесть на письме главным [303] своим начальникам, кои не оставят по доношению уведомить государя, естьли явится достойное примечания.

Наказывать гадателей за пустые предвещании.

Гадатель, ежели будет предвещать худое или доброе о государстве своем, бить толстыми батогами 100 ударов.

Не таить смерти отца своего или матери или мужа.

Кто услыша про отца своего или мать или мужа что умер, утаит и не отправит поминовения, бить его 60 ударов толстыми батогами, и сослать на год в работу, а естьли до срока скинет печальное платье, будет ходить в пиры и веселости, бить его 80 ударов такими батогами.

Не оставлять престарелых родителей без призрения.

Кто деда своего или бабку, отца своего или мать, коим свыше [304] осмидесяти, или кои больны и дряхлы, оставит без призрения, и определится в отсудственное место, и кто станет лгать, будто бы кто из оных болен и дряхл, и для того проситься будет из отсудственного места назад, будто бы примет того больного и дряхлого в свое призрение, таких бить по 80 ударов толстыми батогами, равно наказывать и тех детей и внучат, кои будут на пиры и веселости ходить, когда их отцы или матери, деды или бабки за смертельные вины в тюрьмах сидят.

Начальников, кои служат в отсудственных местах, для призрения престарелых родителей их или дедов или бабок уволять в домы, естьли нет других людей могущих пропитать и призрить оных в домах.

Крестьянам на пирах и сходбищах садиться по старшинству лет, а за каждое преступление сего неучтивцев наказывать по 50 ударов тонкими батогами.


Комментарии

152. Доктор.

153. Рецепта.

154. Манифеста.

155. В церемонии.

156. При установлениях законов государственных.

157. У них 6 коллегий, 1) начальническая или назвать разрядная, 2) всех государственных доходов, 3) благочиния, и посольская, 4) военная, 5) исследования, то есть, правосудия, 6) строений.

158. Законохранители, губернаторы, и вицегубернаторы.

159. Пакет.

160. Бей, столб каменной.

161. Цытан, храм.

162. Приказ, казенное присудствённое место.

163. При приказе нижней служитель, салдат или или россыльщик.

164. Мудури: можно назвать драконом. Об нем в Манжурском лексиконе истолковано так: царь всем черепокожным животным, имеет на себе оленьи рога, бычьи уши, верблюжью голову, бабровые лбы, ястребиные, когти, передняя часть корпуса толста и широка, а задняя тонка, и узка (клином) может, казаться великим и малым, долгим и коротким, и может скрывать себя, и преображаться на многие разные виды.

Фенхуан, птица, которую можно назвать Фениксом. Китайцы пишут, что люди очень редко ее видают, а явление ее служит предзнаменованием к государственному миру и тишине. Она первая, т. е. главная по их описанию из всех птиц, у ней шея долгая, хвост долгой и плоской, нос или назвать рот петушей, перья пяти цветов, зеленые, красные, желтые, белые, черные; корпус ее высотою больше трех аршин, питается она одними камышовыми семянами, и сладкою ключевою водою; за ней, (т. е. при ней), летают всегда всех родов птицы.

165. Государствования того хана, которой Китайским государством овладел, и прадед нынешнего их хана.

166. Дзиндзы: чиновной знак, которой носят Манжуры и Китайцы ранговые на шапках и шляпах, по фигуре пристойно назвать шишкою, подобною шашке: бывают оные для различия рангов разных видов, делаются из золота, меди, (и одни студентские) из серебра и олова, вставливают в них камни и стекла, бывают и без камней и стекол нижних степеней. Шишка должна такого цвета, какой ранг требует.

167. Чины генеральские.

168. Попам Идолаторского и стоического законов.

169. Из астрономических.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.