Версия для слабовидящих |  Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 8

1616 г. декабря между 29 и 31 (Датируется по времени приезда Томилы Петрова и Ивана Куницына в Москву (см. отметку о получении отписки Куракина док. № 5) и вынесения на основании расспросных речей приговора Боярской думой (см. док. № 10).). — Из расспросных речей в Посольском приказе служилых людей Томилы Петрова и И. Куницына о поездке в Калмыцкую землю и встрече там с китайскими послами

/л. 71/ А на Москве литвин Томило Петров да конной астороханской казак Иван Куницын в роспросе сказали: [...] (Опущено описание пути от Тобольска до улуса калмыцкого тайши Дадай Богатыря и переговоров с калмыцкими тайшами о принятии ими русского подданства.).

/л. 77/ А как они были в Колматцкой земле, и оне про Калматцкую землю и про Китайское государство проведывали, с которыми землями и государствы оне в совете и в ссылке.

И будучи проведали, что х Колматцкой земле ныне в поданнстве и в их послушанье Казачья /л. 78/ Большая орда 1 да Киргизская орда, и тем обеим ордам колмаки сильны. А которые ясыри Казацкие и Киргизские земли преже сего пойманы были в полон в Колматцкую землю, и тех ныне Богатырь-тайш 2, сыскивая, отдает им без окупу, а Казачьи и Киргизские орды начальники о том ему присылают бити челом, и живут с ним в совете, и во всем Богатыря-тайша над собою [50] почитают и его слушают. И Ишим-царевич 3 живет ныне в Колматцкой земле и кочует с колмаки. А колматцкие люди его почитают. А людей ево с ним только де 15 человек.

А как де они, Томило и Иван, были в Колмаках, и тот царевич звал их к себе и их чтил. А они де говорили царевичю, чтоб он ехал на государево имя, служить государю и быти в его государеве жалованье. И царевич де им говорил, что он государской милости рад и пошлет к государю о том посла своего и к братье своей отпишет. Да как к нему от государя с послом ево милостивой приказ будет и братья его к нему отпишут, и он де к государю будет тотчас. И в Тоболеск он ныне от себя с ними вместе посла своего присылал о том же и грамоту писал, что он на государево имя быти хочет.

А Алтын-царевич в одном совете с китайским царем, и кочевье его по одной реке /л. 79/ от Китайсково государства во шти днях, а колматцким людем он силен. Емлют с колмаков китайской царь и Алтын-царь ясак по 200 верблюдов да по 1000 лошадей и овец на год со всякого тайша, с лутчих тайшей, опричь мелких тайшей. И колматцкие люди от них в страхованье. А имя китайскому царю Тайбыканкан. А про алтыново прямое имя люди его не сказывают, а называют его все только Алтыном. А толды де ему подлинное имя будет ведомо, как его не станет.

А виделися де они с алтыновыми и с китайскими людьми в Колмакех же у большого у Богатыря-тайши, а приходили оне для ясаку. И они де их про Китайское государство и про Алтына-царевича роспрашивали сами: каково Китайское государство велико, и сколь людно, и с которыми государи и землями в ссылке и в совете, и какова их вера? И они де им в розговорех говорили, что у Алтына-царевича с Китайским государством вера и грамота и язык один 4. И ныне де они и колматцких людей к вере приводят к своей и грамоте учат своей. И многих колматцких людей Алтын-царь и китайской в свою веру привели, и кобылятины есть и молока пити по своей вере им не велели. И ныне большие тайши, которые выучились их грамоте, и жены кобылятины /л. 80/ не едят и молока кобылья не пьют. А вера Алтына-царевича и Китайсково государства людей такова: молятца по своей вере шайтаном и оболочены отласы и камки; а как молятца, и в то время бывает у них в одной руке колокольчики, а в другой бубенчики невеликие, а перед собою кладут по книжке по своей вере, и говоря по книжке с час, да звонят обеими руками в колокольчики и в бубенцы, и кланяютца о землю на коленках. А в Китайском де царстве город кирпичной, а река велика, имени ей сказать не умеют, ходят ею изо многих орд суды большие и малые с товары, и хлеба родитца много. А в поминках оне к тайшам от царя привозят камки и бархаты и отласы, а к ним приходят из-ыных орд, а чают, что ис Черные Арапские орды. А в их Китайском государстве и у Алтына-царя никаких узорочей нет, опричь рядных сукнишек красных и желтых. А ходу де в Китайское государство кочевьем от тех тайшей, где они были, с месяц, а от Тобольска ходу будет 3 месяца. А звон де в Китайском государстве живет велик, по трожды на день, а звонят в те поры, как по своей вере в мечетях молятца /л. 81/.

А в Колматцкой де земле оне ныне у большого тайша веру видели ж сами, что оне молятца шайтаном же, а выливаны в серебре и позолочены накрасно, и оболочены в отласы и в камки, и ставят на стенах и почитают их гораздо. Да и то де они слышели у колмаков: у которых ясырей, у руских людей, емлют оне образы угодников божиих многих святых, и они де им поруганья никоторого не делают и [52] их почитают же: коли оне руских людей милуют, и они де и их учнут миловать. А понедельник чтят добре, ни пьют в него, ни едят, а поста имеют во весь год 4.

А Савран-царевич 5 и земля его поддалась к Бухарской земле, а от государевых городов ходу до нее 2 месяца. Только оне слышели про то от бухарцов же, которые были в Тобольску от Саврана-царевича, а сами в той земле не были и ее не знают. А нагайских людей колматцкие люди многих еже лет побивают, и ныне пошли на них воевать. И руских ясырей у колмаков много, а имали их у нагайских людей. А от-ыных ото всех государств — от Турского, и от Кизылбашского, и от Бухарского — Колматцкая земля отдалела и ссылки с ними ни о чем нет. /л. 82/

А бой де у колматцких людей лучной, и копейной, и сабельной, и пищали есть же, а пороху де у них мало. Только и пороху у них живет в те поры, как погромят бухарцов, а они порох емлют у них. А на бой ездят в куяках в железных да в шишаках, а в куяках доски железные шириною пол ладони — стрела из лука и сабля не имлет. А напуск де у них на боех живет по 3 ж: первой напуск с луки, другой с копьи, третий с сабли. А только де они в 3 напуска на бою каких людей нибудь не сломят, и они отходят прочь.

ЦГАДА, ф. Калмыцкие дела, оп. 2, 1616 г., д. № 1, лл. 71, 77—82. Подлинник.

Опубл.: J. F. Baddeley, Russia, Mongolia, China, vol. I, London, 1919, p. ССХVII (на русском яз.); vol. II, pp. 37—40 (на англ, яз.); «Материалы по истории русско-монгольских отношений. 1607—1636», М., 1959, № 18, стр. 51—54.


Комментарии

1. Казачья Большая орда — Казахское ханство, образовавшееся в восточной части территории современной Казахской ССР в XV—XVI вв. В рассматриваемый нами период оно представляло собой централизованное феодальное государство (см. «История Казахской ССР», т. I, Алма-Ата, 1957).

2. Богатырь Далай-тайша (Талай Янышев, Далай, Баатырь, Богатырь) — ойратский князь, стоявший во главе дербетов. В тексте не указаны два других брата Мангит и Ноенбаш. По-видимому, их имена не были известны Т. Петрову и И. Куницыну (см. J. F. Baddeley, Russia, Mongolia, China, vol. I, L., 1919, p. 38; С. К. Богоявленский, Материалы по истории калмыков в первой половине XVII в. — «Исторические записки», М., 1939, № 5, стр. 53, 99).

3. Ишим-царевич — один из сыновей последнего сибирского хана Кучума. После разгрома Сибирского ханства вместе с братьями Алеем, Азимом и Кубей-Муратом искал поддержки у ойратов в борьбе против России. С этой целью в 1621 г. Ишим женился на дочери главы торгоутов Хо-Урлюка.

4. Во владениях Шолоя Убаши-хунтайджи, как и во всей Монголии, господствующей религией был ламаизм. В Китае он был распространен лишь в районах, населенных монголами. Сведения Петрова и Куницына о языке и письменности можно отнести лишь к районам, населенным монголами-

5. По всей вероятности Савран-царевич — это не имя собственное, а наименование наместника по управляемому им городу. В тексте отписки тобольского воеводы И. С. Куракина в Посольский приказ (1616 г. между октября 20 — декабря 29) правителем города Саврана назван казахский султан Турсун. В 1614—1615 гг. Турсун был правителем Ташкента. Очевидно, под Савраном в русских документах подразумевается не Сайран (город Южного Казахстана), а Ташкент (см. «Материалы по истории русско-монгольских отношений. 1607—1636, М., 1959, стр. 49; «История Казахской ССР», т. I, Алма-Ата, 1957, стр. 171—179).

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.