Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 7

1616 г. декабря 15. — Расспросные речи в Томской приказной избе служилых людей В. Тюменца и И. П. Текутьева о посольстве к Алтын-хану (Примерно того же содержания непубликуемые расспросные речи В. Тюменца и И. П. Текутьева были записаны в феврале 1617 г, в Тобольске [«Материалы по истории русско-монгольских отношений 1607—1636 гг.», М., 1959, № 20, стр. 55—58], в отличие от публикуемых расспросных речей имеют утраченные места и некоторые разночтения, которые оговариваются в подстрочных примечаниях.)

/л. 51/ Лета 7125 году декабря в 15 день 1 в съезжей избе воеводе Федору Васильевичю Бабарыкину, Гаврилу Июдичю Хрипунову сказали в распросе Тарского города атаман казачей Василей Тюменец да тюменской десятник литовский Иван Петров с товарыщи:

Как де мы ис Томского /л. 51 об./ города пришли в Киргискую землю, и нас де в Киргиской земли стретили Золотово царя люди Тайбын-мурза, а с ним 30 человек, и взяли де нас на свои руки, и вели де нас к Золотому царю Кункончую 2 дорогою с великим бережением, и честь над нами держали.

А взяли де мы из Киргиз к толмачам переводчика киргисково лутчево князька Кару. И как де мы пришли в Саянскую землю к лутчему князьку Кара-Сакалу с товарищи, и Кара-Сакал учал де нам говорить и распрашивать: какие де вы люди и от которово царя идете? И мы, де, Васька [и] Ивашко, Кара-Сакалу сказали, что де мы идем от великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича, всеа Руси самодержца. И князек Саянской земли Кара-Сакал и [с] своими саянскими людьми нам дали корм и подводы с радостию, и учали де говорить: ради де мы такому великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Руси служить и прямить.

И как де мы пришли в Мацкую землю, и Мацкой де земле князек Кундучень проводил нас з государевою казною с радостью и до Золотова царя Кунканчея.

И как де мы пришли к Золотому царю Кунканчею в улусы, и против де нас Золотой царь выслал стречать большево /л. 52/ князя царевича Калтайтечю с лутчими мурзы, и корм де и питье выслал по своей вере, и велел нам поставить особную избу поблиску себя. А князь и мурзы [47] на встречи нам сказали: Золотой де царь Кунканчей велел де вам избу поставить поблиску собя, потому что де вы великого государя люди. А велел де нас взять к себе на очи на другой день, а сказал, что де те люди от иных послов разнились, зде люди от великого государе от Белово. А посольство де Золотой царь приимал у кутукты [с] своими лутчими князи и с мурзами, а с ним де, з Золотым царем, у посольства был Желтова царя 3 князь Кошучин 4, да со царем же де у посольства был Тайбын-мурза, и по их де вере кутуктины крылашеня все были.

И мы де великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Руси титлу перед Золотым царем вычли, и царьское величество возвышали, и про иные де цари и царевичи и про короли, про королевичи, которые государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичу всеа Русии служат, сказывали противу титлы, и возвышали государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Русии, титлу велели подьячему вычесть. И Золотой де царь Кунканчей против царсково величества титлы шапки привзнял. А Желтова де царя князь Кошучин и Золотого царя Кунканчея мурзы шапки сняли против царского величества и титлы. И Золотой де /л. 52 об./ царь Кунканчей сказал: рад де я такому великому Белому государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичю, всеа Русии самодержцу, и с своими людьми служить и прямити. И мы де, Васька да Ивашко, говорили Золотому царю Кунканчею, чтобы он, царь Кунканчей, с своими людьми и со всеми своими улусы был под государевою царевою и великого князя Михайло Феодоровича всеа Русии высокою рукою, и ему б, государю, служил и прямил. И Золотой де царь Кунканчей и Желтова царя князь Кошучин говорили: ради де мы Белому великому государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичю, всеа Русии самодержцу, служити и прямить. И на том де государю шертовали и веру утвердили по своей бусорманской вере, подымали на руки чесно своего бога и со всем кутуктиным крылосом.

И после де посольства Золотой царь Кунканчей нам, Ваське и Ивашку, сказал про кутукту: то де у нас по нашей вере святой, а прислан де он, ку[тук]та, из Лабинского государства 5. А как де тот кутукта родился, и он де грамоте умел. Да жил де он от роженья своего 3 года, да умер. Да лежал де он в земли 5 лет мертв да ожил де. Да опять по старому и грамоте уметь стал, людей своих по старому стал знать 6. А у того кутукты по своей вере боги их и колокала и книги.

А царь Золотой Кунганчей у посольства был в цветном платье, в золотном отласе, а Желтово де царя князь /л. 53/ Кашучин в золотной камке, а мурзы де были в цветном же платье.

И как де мы, отправя царское посольство, и поднесли де мы государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Руси жалованье, дары, Золотому дарю Кунканчею, и Золотой царь Кунканчей царьское жалованье, дары, принял с радостию, и нам де воздал честь и корм и питье по своей вере, и приставил де лутчева мурзу Манзи. И приказал де тому мурзе Манзею, чтоб де было для таково великова Белова государя бережно и честно его государевым послом, для того, что де я слышу противо великова Белова государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Русии, что де он, государь, больши на земли всех нас, царей. И велел де нам, Ваське да Ивашку, корм и питье давать довольно. И нас де, Ваську да Ивашку, отпустил с великою честию, не задержав. И с нами де послал послов своих к государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичю всеа Русии [48] и приказал де, чтобы Белово великого государя послом было чесно по всем моим улусам.

А ехали де мы ево улусами 10 ден и про их де житье и про ратные бои проведывали, и Золотово де царя веру мы, Васька да Ивашко, видели. А избы де у него полстяные, а кочюют де на верблюдах. И житье де мы видели Золотово царя, и про иные государства распрашивали. А бой де у Золотово царя лучной.

И были де у него, у Золотого царя, иных государств люди, и про их де государства мы распрашивали. И они де нам /л. 53 об./ сказывали:

Есть де у них Китайское государьство, и царь де у них есть, а имя ему, китайскому царю, Тайбын 7. А Китайское государьство стоит на край губы морской, а город де кирпишной, а около де города ходу конем 10 ден. А бой де у них в Китайском государьстве — пищали и пушки. А под Китай де приходят суды большие парусами, а на них де люди торговые, а на судне де человек по 200-е и по 300. А платья де они носят з бухарской статьи. А ходу де от Золотого царя до Китая конем месяц. А рек де больших нет, а место де ровное, а гор нет.

А Киргиского де государьства люди при нас у Золотова царя были. И мы де, Васька да Ивашко, про Китайское государьство распрашивали. И они де нам сказывали, что у нас де в Китае царь есть (В расспросных речах в Тобольске это место дается иначе: Да Катанского государства при нас у Золотого царя люди были ж, и мы их разпрашивали и про Катанское царство. У нас де в Катанском государстве царь... [Далее так же, как и в публикуемом документе].), а имя ему Акбарык 8, а город де каменной, а бой де ратной — пищали да пушечки.

Да были де у Золотово царя Топинсково государства 9 люди. И мы де про Топинское государьство у них распрашивали. И они де нам сказали, что у них в Топинском государьстве два царя, а имя де им — одному царю Ишим, а другому царю Батыр; а городы де у них каменные и деревянные; а бой де в Топинском государьстве — пищали и пушечки.

Да были де у Золотова царя при нас Желтова царя люди. И мы де, Васько да /л. 54/ Ивашко, про их царьство распрашивали ж. И они де нам сказали, что у них царь есть, а имя де ему, Жолтому царю, Кулачин, а город де у них кирпишной, а бой у них огненой — пищали да пушечки.

Да были де у Золотова царя при нас же, при Ваське да при Ивашке, калканскова 10 царя люди. И мы де у калканских людей про их царьство распрашивали ж. И они де нам сказали, что у них царь есть, а имя де ему Конделечукур; а царьство де у них кочевное, а кочуют де на верблюдах так же, как и Алтын-царь кочюет, а бой калканских людей лучной.

А меж теми де государьствы войны нет, а всех де тех царей люди промеж себя торгуют и посольством ходят, и торговые де люди промеж их ходят же. А все де те цари на полуденной стороне, лише де только один царь калканской на восточной стране.

Да в те же де поры прилучились у Золотова царя Кунканчея киргиские люди, и они де Золотому царю сказывали, что де нас, киргиских людей, руские люди воюют. И Золотой де царь Кунканчей киргиским людям сказал: только де вы впредь под царскою высокою рукою не учнете быти и ему де, государю, не учнете служити или де над рускими какое дурно учините, ино де и яз вас велю до единого человека высечи. [49]

А из Киргиз де мы, Васько да Ивашко, ехали до Золотова царя /л. 54 об./ конем месяц. А ехали де мы от Киргиз 10 ден каменными горами, и бывали де полаты 11, а нынчи де то место пусто. И мы де, Васько да Ивашко, про те полаты распрашивали Золотова царя старых людей, и они де нам сказывали про те полаты, что де тут живали китайские и Золотова царя люди.

А к Золотому царю мы, Васько да Ивашко, пришли за неделю до Дмитревской суботы (26 октября (день Дмитрия Солунского).), а жили де у царя 8 ден, а царь де Золотой нас от себя отпустил в Митревскую суботу.

А как де мы к Золотому царю шли, и мы де проехали трои снежныя горы; а где де царь кочюет, тут де снег и зима не бывает.

А ис Томсково де города, едучи до Киргиз, первая река Ея, да река Кея, да река Урюпа, да река Июс, да река Енисея. А от Киргиз к Золотому царю едучи река Аскис, да река Абакан, да река Частые Броды (а та река течет каменною щелью, а тою щелью ходу конем 3 дни), да река Кантери, да река Камчига. А по Кемчиге кочует Золотой царь.

А наехали де мы Золотого царя у озера, а имя ему тому озеру Упса. А у того озера гора соляная, а имя ей Кукей.

ЛОА АН СССР, ф. Портфели. Миллера, оп. 4, кн. 17, № 40, лл. 51—54 об. Копия XVIII в. с подлинника.

Опубл.: И. Э. Фишер, Сибирская история, СПб., 1774 г., кн. 1, стр. 254—264; В. К. Андриевич, История Сибири, ч. 1, СПб., 1889. Прилож. 1, стр. 206—210.


Комментарии

1. Расспрос В. Тюменца и И. П. Текутьева был записан в Томской приказной избе не непосредственно после их возвращения из улусов Алтын-хана, а 15 декабря, т. е. при отправлении в Москву. Время возвращения посольства В. Тюменца в Томск точно не известно, так как дается в отписках томского воеводы Ф. В. Боборыкина по-разному. В отписке, посланной 16 декабря тобольскому воеводе И. С. Куракину, указывается 26 ноября (ЛОА АН СССР, ф. Портфели Миллера, оп. 4, кн. 17, № 37, л. 48), в более поздней отписке — 22 ноября (там же, № 39, л. 50).

2. Кункончуй (Кунканчей) — искаженный титул хунтайджи, который послы приняли, очевидно, за имя собственное. В. К. Андриевич не совсем точно толкует этот термин: «Кункончуй есть прозвище монгольске, а по-киргизски он прозывался Алтын-ханом, что в переводе значит Золотым царем» (В. К. Андриевич, История Сибири, ч. I, СПб., 1889, Приложение I, стр. 206).

3. См. коммент. 1 к док. № 6.

4. Кошучин — это, по свидетельству И. Е. Фишера, не имя собственное, а название чина у монголов и калмыков (см. И. Э. Фишер, Сибирская история, СПб., 1774, стр. 257).

5. Лабинское государство (Тангутское государство) — так в русских документах XVII в. именовался Тибет (см. также коммент. 10 к док. № 26).

6. Интересно, что И. Петлин критически отнесся к этому месту рассказа В. Тюменца и И. Петрова. В своей росписи он говорит: «А то солгано, что Кутуфта умер, да в земле лежал 5 лет, да и опять ожил, то враки Ивана Петрова: человек де умрет, так как де опеть оживать» (док. № 26).

7. Палладий Кафаров считает, что Г. Спасский правильно восстанавливает Тайбун (Тайбын, Табыканхан, Тайбун китайский царь), как Дамин (Великая Минская династия). По-монгольски слоги «бун» и «мин» имеют сходное начертание. «Тайбун» не могло происходить от монгольского термина daibung, что соответствует китайскому «дафу». Термин «дафу» означал «крупный чиновник, сановник». Он, безусловно, не применялся в Китае и Монголии по отношению к императору и вряд ли мог быть заимствован русскими для этой цели (см. «Сибирский вестник», ч. I, СПб., 1818, стр. 244; «Записки архимандрита Палладия о путешествии в Китай казака Петлина», — «ЗВОРАО», т. VI, вып. I—IV, СПб., 1892, стр. 306).

8. Непонятно, о чем здесь идет речь. Академик Г. Ф. Миллер, комментировавший этот документ, предполагает, что это может быть Корея. Во время расспроса в Посольском приказе Тюменец и Петров говорили: «А за Китайским де государства Каганское государство, а в нем царь, имя ему Акбарык» (см. док. № 14). Ю. В. Арсеньев читает это название как Кутанское царство, а имя царя Окбырын, полагая, что наши послы принесли вести о «Хуххотонском тюмеде, принадлежащем к Монголии Гжахар, пограничный с Великою стеною» (см. И. Э. Фишер, Сибирская история, СПб., 1774, стр. 261; Ю. В. Арсеньев, Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 г., СПб., 1882, стр. 12).

9. Г. Е. Катанаев предполагает, что это Японское государство. Вряд ли можно согласиться с его мнением (см. Г. Е. Катанаев, Западно-сибирское служилое казачество и его роль в обследовании и занятии русскими Сибири и Средней Азии, СПб., 1908, стр. 103).

Т. Петров и И. Куницын, ездившие с посольством к калмыкам, сообщали в расспросе в Посольском приказе: «И они, пришед в Колмацкую землю, по государеву указу говорили большому Богатырю Талаю-тайшу, и братье ево и иным лутчим многим пашам, и Ишиму-царевичу Кучюмову сыну, чтоб они были под государевою высокою рукою и государю служили и прямили во всем и в государевы сибирские города со всякими товары ходили» (док. № 8). Вероятно, В. Тюменец и И. Петров имеют в виду этих же правителей, именуя их владения «Топинским государством».

10. Очевидно, это кто-либо из владетелей Северной Монголии (Халхи) (см. Ю. В. Арсеньев, Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария, Спб., 1882, стр. 13).

11. И. Е. Фишер приводит свидетельство Г. Ф. Миллера о том, что в данном случае говорится о ламаистских монастырях, а жрецы, построившие их, пришли из Китая (см. И. Е. Фишер, Сибирская история, СПб., 1774, стр. 263).

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.