Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

СВОД ЗАКОНОВ ДИНАСТИИ МИН

Материалы из "Свода законов династии Мин" о соляной монополии в Китае XIV-XVII веков

Предлагаемая публикация представляет собой перевод части восьмой главы из "Свода законов Великой династии Мин" 1, посвященной одному из важнейших экономических институтов этого периода (1368-1644) - государственной монополии на соль.

Пользуемся случаем выразить благодарность научному сотруднику Отдела Китая ИВ АН Ду И-сину за консультации при работе над переводом.

Казенная монополия на соль не является специфической особенностью этого времени: в той или иной форме она существовала на протяжении многих предшествующих столетий. Однако введение ее в начале правления Мин отнюдь не было данью многовековым традициям, оно было вызвано прежде всего глубокой хозяйственной разрухой, порожденной господством династии Юань, и продолжительной борьбой за ее свержение.

Установление соляной монополии и ее юридическое оформление - одно из первых мероприятий Минского правительства. Уже в 1368 г. был принят ряд постановлений, регулировавших добычу, транспортировку и продажу соли 2. Почти без всяких изменений они легли затем в основу публикуемого "Закона о соли" и оставались в силе до конца правления династии Мин, подвергаясь лишь незначительным уточнениям и дополнениям. Последние были оформлены в виде "Постановлений" и двух небольших статей - "О покупке соли чиновниками контрольных органов и могущественными лицами" и "О нарушении закона о соли".

Сохранившийся до нашего времени текст "Свода законов Великой династии Мин, с комментариями и дополнительными постановлениями" неоднороден: работа над ним продолжалась в течение всего правления династии Мин. Поэтому датировка составления отдельных его частей и записи их в той форме, в которой они включены в "Свод", при общей неизученности памятника, законодательства, права и многих других аспектов минской истории сопряжена с немалыми трудностями и может быть дана лишь гипотетически. [139]

Работа над законодательными установлениями династии Мин была начата в 1367 г., т. о. еще до официального се провозглашения, и к моменту вступления Чжу Юань-чжана на престол был составлен сборник, содержавший 145 приказов (***) и 285 законов (***). Мы не располагаем ни экземпляром этого памятника, ни воспроизведением его оглавления в других источниках. Возможно, что среди вошедших в него законов и приказов были и те постановления о соли, утвержденные Чжу Юань-чжаном в 1368 г., о которых сообщается в "Дополнении к энциклопедии 'Вэньсянь тункао'" и "Собрании древних и современных карт и книг".

В 1374 г. в результате пересмотра этого сборника, исключения устаревших и внесения новых постановлений, а также извлечения 123 статей из тайского законодательства был составлен "Свод законов Великой династии Мин". Он насчитывал 606 статей, сгруппированных в 12 разделов, точно скопированных с танского кодекса 3. В последнем, несмотря на большое значение соляной монополии 4, не имелось законов о соли 5. Отсутствие в имеющихся в пашем распоряжении источниках детальных сведений о "Своде законов Великой династии Мин" не даст возможности установить, следовали ли правители Мин танской традиции в этом вопросе.

В 1389 г. в результате генерального пересмотра "Свода" 1374 г. был составлен новый кодекс из 450 статей. В нем была применена принципиально иная классификация законов по шести ведомствам, в результате чего кодекс принял современный облик. Полное совпадение общего числа статей и количества статей в каждой главе современного свода и кодекса 1389 г. свидетельствует о том, что с тех пор основной текст памятника не претерпел существенных изменений, и переводимые нами законы о соли, видимо, восходят к кодексу 1389 г.

Что касается дополнительных постановлений (***), то о них, к сожалению, трудно сказать что-либо определенное даже в гипотетическом плане. Некоторые дополнительные постановления появились еще при самом Чжу Юань-чжане 6. Возможно, что именно в такой форме в 1397 г. по его приказу в свод законов были внесены важнейшие места из его "Поучений" (***). Однако большая часть постановлений - результат законодательного творчества его преемников, которые, чтя "священную волю" основателя династии, вносили изменения не в текст статей, а в виде дополнительных к ним постановлений.

"История Мин" глухо упоминает о ряде законодательных изменений в соляном вопросе при Чжу Хоу-чжао (1506-1522) 7 и несколько подробнее при Чжу Цзянь-шэне (1465-1487): "Могущественные лица часто монополизировали обмен на соль, в результате купцы лишались выгоды, а к югу и к северу от р. Янцзы военные и гражданские лица строили большие вооруженные суда [и занимались] контрабандной торговлей солью. Тогда и были установлены тяжелые наказания: контрабандная торговля солью и укрывательство контрабандной соли наказывались смертной казнью, члены семей [преступников] ссылались в пограничные гарнизоны, тайный провоз [соли] и нарушение установленного места продажи наказывались ссылкой на каторжные работы, однако [и эти меры] не могли приостановить [злоупотреблений]" 8. Несмотря на значительное сходство процитированного отрывка с дополнительными постановлениями, в то же время расхождения между ними столь велики, что ни все дополнительные постановления, ни хотя бы часть из них не может быть с достаточной долей уверенности отнесена к периоду правления Чжу Цзянь-шэня. [140]

"Закон о соли" прежде всего показывает назначение и механизм действия государственной соляной монополии. Она осуществлялась путем установления собственности казны на соляные промыслы и организации добычи соли трудом государственно-зависимых крестьян, навечно приписанных к сословию солеваров, а также тщательной регламентации правил транспортировки и сбыта соли, чем занимались в основном частные лица, а не государство.

Монополия на соль являлась одним из важнейших источников доходов казны, уступая, по-видимому, лишь поступлениям от сельского хозяйства. "В сущности [ни одна из] казенных монополий (***) Поднебесной не приносит выгод больших, чем соляная", - писал историк XVII в. Фу Вэй-линь 9.

Согласно источникам, средства от соляной монополии предназначались на покрытие таких существенных статей в расходах правительства, как оказание помощи населению районов, пострадавших от стихийных бедствий, и беднякам, а главное - на содержание пограничных войск 10.

Значительное количество соли шло на покрытие потребностей императорского двора, членов царствующей фамилии, для пайков воинам регулярной армии 11. В отдельные периоды соль входила в состав натурального жалования гражданских и военных чиновников 12. Нередко правительство использовало соляную монополию как инструмент для решения насущных финансовых, военных и других проблем. Например, при Чжу Гао-чи (1425-1426) была сделана попытка покончить с инфляцией путем обмена обесцененных ассигнаций на соль; с конца 30-х годов XV в. в связи с нехваткой лошадей в пограничных районах вводится практика покупки их воинскими частями у местного населения за соль; на средства, полученные от продажи соли, производился ремонт пограничных укреплений 13 и т.д.

Соляная монополия являлась, таким образом, одним из рычагов обеспечения финансовой и военной мощи правительства, которое, естественно, не могло допустить злоупотреблений, способствовавших уменьшению его доходов и отрицательно сказывавшихся на финансовом положении казны. Поэтому в статьях и постановлениях о соли мы видим продуманную систему мер по охране государственной монополии и по предупреждению ее нарушений путем организации многостороннего контроля, борьбы против фальсификации продукта, награждения за поимку преступника и т.д.

Среди таких мэр особо следует отметить принцип коллективной ответственности, вообще свойственный китайскому законодательству. Наказанию подлежали не только контрабандисты, но и покупатели; за преступление солеваров отвечали и чиновники соляных промыслов; за действия солдат взыскивали с их командиров и т.д. Последовательным проведением этого принципа правительство не только стремилось сузить базу преступлений, но и стимулировать точное выполнение служебных обязанностей. Вместе с тем нельзя пройти мимо усилий правительства ограничить произвол и злоупотребления. Отсюда ряд пунктов, направленных на пресечение возможных нарушений установленных законоположений самими властями: отстранение армии и властей по поддержанию порядка от судопроизводства, положение о непривлечении к ответственности непричастных лиц. Последнему положению сам законодатель, по-видимому, придавал особое значение и потому снабдил его собственным примечанием, что является исключительным случаем в минском своде законов. [141]

В долях сохранения и упрочения своей монополии на соль правительство вынуждено было внести в свод специальное постановление и статью "О покупке соли контрольными чиновниками и могущественными лицами", назначение которых состояло в том, чтобы отстранить от солеторговли высших представителей служилого сословия, а также богатых и влиятельных лиц, ибо они могли оказывать давление на местные власти и обходить существующие законы. Именно в этом, а отнюдь не в радении о пользе народной, как говорит комментарий к данной статье 14, следует усматривать причину появления отмеченных законоположений.

Несмотря на специфическую форму, свойственную средневековым юридическим памятникам, восьмая глава "Свода законов..." содержит и по другим проблемам богатый фактический материал, слабо отраженный, а то и вовсе отсутствующий в династийных историях. Это касается, в частности, положения ряда сословных групп, некоторых функций государственного аппарата, процессуальных норм и т.д.

В "Своде законов..." принято постатейное расположение материала. После каждой статьи следует комментарий, а затем дополнительные, если они есть, постановления. Объединение в "Законе о соли" двенадцати статей (явление, крайне редкое для всего "Свода законов...", помимо отмеченного имеются еще лишь два подобных случая), очевидно, объясняется органической связью входящих в него статей. Расположение материала внутри этого объединения аналогично всем другим частям памятника: за каждой статьей идет комментарий, и в самом конце приведены дополнительные постановления. В настоящей публикации, поскольку факсимиле оригинала не воспроизводится, для удобства читателей статьи пронумерованы арабскими цифрами, заключенными в квадратные скобки.

Н П. Свистунова


Глава восьмая "законов и постановлений Великой династии Мин, с комментариями и дополнительными постановлениями"

ЗАКОНЫ [ПО ВЕДОМСТВУ] ФИНАНСОВ. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

ЗАКОН О СОЛИ

12 статей

[1]. Всякий, кто, нарушая закон, промышляет контрабандой солью (***) 15 наказывается ста палками и трехгодичной ссылкой; имевшие при себе оружие наказываются на одну степень тяжелей 16, клеветнически показывающие на непричастных к данному преступлению людей наказываются на три степени тяжелей. Оказывающие при аресте сопротивление обезглавливаются.

Соль, повозки, лодки и животные конфискуются в казну.

Проводники, посредники, а также прятавшие [контрабандную соль] и укрывавшие [преступников] наказываются девяноста палками и высылкой на два с половиной года. Носильщики и возчики наказываются восьмьюдесятью палками и высылкой на два года.

Лица, своими силами арестовавшие [контрабандистов], [а также] донесшие [на них властям], получают всю захваченную [у преступников] соль в качестве вознаграждения.

Пришедшие с повинной освобождаются от наказания и все получают вознаграждение 17.

Если преступление раскрыто, то к ответственности привлекаются только те лица, у которых в данный момент обнаружена соль. [142] Соответствующие власти (***) 18 не должны привлекать к ответственности непричастных лиц. Нарушающие [данное постановление чиновники] наказываются по закону об умышленном осуждении людей.

То есть, если человек захвачен вместе с солью, то только тогда [его] следует привлечь к ответственности как захваченного на месте преступления. Если же только обнаружен фактический товар (***) 19, [но при нем] нет преступника, то соль след) от конфисковать в казну и прекратить дело 20.

[2]. Тяглые солевары (***) 21 всех промыслов, тайно выносящие с промыслов выработанную ими сверх нормы 22 соль или тайно вываривающие соль для продажи, наказываются по закону о контрабандной торговле солью 23.

Чиновники на промыслах (***), знавшие об этом, потворствовавшие им или вместе с ними принимавшие участие в продаже соли, несут одинаковое с преступниками наказание.

[3]. В случае, если преступление, заключающееся в контрабандной торговле солью, совершит женщина, то наказание несет ее муж, если он находится дома, или сыновья, если они знают о деяниях матери; если муж в отлучке, а сыновья малолетние 24, - наказание несет сама женщина.

[4]. Каждый покупающий контрабандную соль для еды 25 наказывается ста палками, а [использующий ее] для перепродажи - ста палками и трехгодичной высылкой.

[5]. Все военные власти (***) 26, органы по перевозке соли (***) 27 и органы охраны порядка (***) 28, если они во время патрулирования 29, захватят торговцев контрабандной солью, то они [обязаны] немедленно передать их [соответствующим] властям 30 для допроса. Всем присутствиям (***) 31 не разрешается самовольно производить дознание 32. Если же чиновники вступят в сговор с преступниками и освободят их, то они подвергаются одинаковому с ними наказанию. Взяточники наказываются по всей строгости в зависимости от величины взятки как извратившие закон в личных интересах.

[6]. Все военные органы, а также административные власти и органы охраны порядка должны принять меры для посылки людей во все подведомственные им районы, в места поблизости от соляных промыслов и на заставы для постоянного надзора и предотвращения контрабандной торговли солью. Если же случится провоз 33 [контрабандной соли] через заставы и переправы, ведающие ими чиновники, а также лица, посланные для патрулирования, при первом нарушении наказываются сорока плетьми, при повторном - пятьюдесятью, при третьем - шестьюдесятью палками, всякий раз записываются их проступки и [они] возвращаются [на свою] должность 34.

Если же чиновники знали о провозе [контрабандной соли], но намеренно попустительствовали [преступникам] вплоть до того, что позволяли или приказывали солдатам принимать участие в продаже соли, то они наказываются одинаково с преступниками. Взяточники наказываются по всей строгости как извратившие закон в личных интересах.

Тот, кто захваченную при патрулировании контрабандную соль присвоит себе, а не передаст в казну, наказывается ста палками и трехгодичной высылкой. Тот кто [при этом] ложно обвинит непричастных лиц, наказывается на три степени тяжелей 35.

[7]. Если солдаты 36 совершат такое преступление, как контрабандная торговля солью, то это означает, что тысячники и сотники, под командованием которых они находятся, допустили нарушение дисциплины. [143]

Сотники, [когда такое] нарушение [имеет место] первый раз, наказываются пятьюдесятью плетьми, во второй раз - шестьюдесятью палками, в третий раз - семьюдесятью палками и уменьшением жалования наполовину 37. Тысячники в первый раз наказываются сорока плетьми, во второй - пятьюдесятью, в третий раз - шестьюдесятью палками и уменьшением жалования наполовину. Проступки всех их записываются и все они возвращаются к исполнению [прежней] должности.

Если же [командиры] знали о действиях своих подчиненных, но потворствовали им или даже сами принимали участие в контрабандной торговле, то все они наказываются одинаково с преступниками.

[8]. При перевозке казенной соли каждый инь (***) 38 всегда [должен] составлять один мешок в 200 цзиней 39, [при этом должно быть] добавлено еще 5 цзиней на естественные потери.

При проезде через пиянь со (***) 40 следует произвести выборочную проверку, и тот, кто имеет при себе тайно прихваченную лишнюю соль, должен быть наказан по закону о контрабандной торговле солью.

Что же касается торговцев соли, которые миновали пиянь со и не имеют казенных печатей о проверке, то их следует наказать девяноста палками и под конвоем вернуть назад для тщательной проверки.

[9]. У каждого купца, торгующего казенной солью, количество [находящейся при нем] соли не должно расходится с количеством [указанным] в документе 41. Нарушители наказываются по закону о контрабандной торговле солью.

Закончившие продажу соли и в десятидневный срок не вернувшие документов наказываются сорока плетьми.

В случае подделки старого документа на [новую партию] товара 42 наказание определяется законом о контрабандной торговле солью.

[10]. Наличие оружии и отказ от использования казенных лодок влекут в соответствии с законом о контрабандной торговле солью наказание любого лица, перевозящего казенную соль, а также солеваров, доставляющих соль [с промысла] в амбары.

[11]. Всякий купец, смешивающий казенную соль с песком 43, наказывается восемьюдесятью палками.

[12]. Всякий, кто при наличии документа на продажу соли, продает ее не в местах, определенных для сбыта соли, а перевозит ее в другие районы, нарушая установленные для продажи границы, наказывается ста палками 44. Знавшие об этом, но покупавшие соль для еды, наказываются шестьюдесятью палками; не знавшие не несут ответственности, [но купленная] соль конфискуется в казну.

ПОСТАНОВЛЕНИЯ

Все пограничные районы призывают купцов вносить зерно и сено [в обмен на соль] 45. Если домашние столичных и провинциальных чиновников, занимающих крупные посты, будут различными лживыми способами скупать соль для перепродажи ради получения выгоды, то все они должны быть наказаны ссылкой на каторгу в отдаленные пограничные вэи. Скомпрометировавшие себя могущественные чиновники должны быть привлечены к ответственности и наказаны.

_________

Если влиятельные солеторговцы, группой более десяти человек, перевозят соль па больших лодках, вывесив флаги и самовольно взяв вооруженную охрану 46, при аресте окажут сопротивление правительственным войскам и при этом убьют одного человека или же ранят троих, [144] то они подлежат смертной казни через обезглавливание по закону "О разбойниках, уже захвативших имущество". Головы зачинщиков должны быть выставлены на шесте напоказ толпе.

В том случае, если при аресте, хотя и было оказано сопротивление, но никто не был убит или ранен, зачинщики по закону наказываются отсечением головы, а их соучастники ссылаются на каторгу в отдаленные пограничные вэи.

Если же [солоторговцев] было меньше десяти человек и они с самого начала не имели вооруженной охраны, но при аресте оказали сопротивление и при этом ранили более двух человек, то по закону зачинщики должны быть обезглавлены, а соучастники, в соответствии с законом "О ранении людей при попытке отбить преступника в пути", подлежат удушению. Не принимавшие участия в драке не подлежат наказанию.

Если бедные и находящиеся в затруднительном положении военные и гражданские лица переносят контрабандную соль на коромыслах и на спине в мешках, чтобы поменять ее на рис для прокормления, то их не следует арестовывать.

__________

Продавшие более трех тысяч цзиней казенной соли не в установленном районе (букв. "нарушив границы") подлежат ссылке в ближайшие вэи, а приписанные к воинскому сословию (букв, вэям и со"), ссылаются на каторгу в отдаленные пограничные вэи.

Если купцы, закупившие лишнюю соль и пытающиеся подкупить [чиновников пиянь со], производящих выборочную проверку, имеют более трех тысяч цзиней, то они по вышеприведенному закону также подложат ссылке.

Если власти района, где имели место [указанные выше действия], намеренно отпустят [нарушителей], а местные жители, зная [об этом], не донесут, то те и другие подвергаются наказанию.

Если чиновники, обязанные осуществлять патрулирование и арест [контрабандистов], воспользовавшись случаем, продадут свыше трех тысяч цзиней соли, то они по закону также должны быть наказаны и сосланы.

__________

Органы, ведающие перевозкой соли в Лянхуае 47 и других местах, при заключении сделок с солеторговцами должны получить с них деньги и только тогда выдавать им документы на определенное количество соли.

Если кто-либо, прежде никогда не вносивший [никакой платы], сеет смуту лживыми докладами, что будто бы он уже много лет ожидает выдачи [соли], то он должен понести наказание по закону и согласно постановлению "О злоумышленниках, которые, не будучи приписаны к какому-либо промыслу, занимаются вымогательством" сослан.

__________

Зачинщики нечестного приобретения имущества путем перепродажи поддельных документов на соль, куда подкупленные ими чиновники из органов по перевозке соли вписали данные о некогда заключенном контракте на покупку соли или о контракте, заключенном уже умершим купцом, по закону подлежат смертной казни через отсечение головы.

Их сообщники, а также посредники, чиновники из органов по перевозке соли и все, кто знал об этих деяниях, подлежат ссылке на каторжные работы в отдаленные пограничные вэи в соответствии с величиной взятки и нечестно приобретенного имущества независимо от того, была ли соль получена [по поддельному документу] и вывезена с соляного промысла. [145]

__________

Всем органам, ведающим перевозкой соли, разрешается оформить ведомость [о добыче соли] и скрепить ее печатями лишь после того, как чиновники соляных промыслов, отвечающие за добычу соли, закончат сдачу ее в казну.

Если же чиновники соляных промыслов подкупят чиновников [отвечающих за перевозку соли], а также ревизоров и будут выдавать лежащую в амбарах и складах соль [за вновь добытую], то все замешанные в подобных преступлениях подлежат ссылке в отдаленные пограничные вэи на каторжные работы.

__________

Злоумышленники, не зарегистрированные на каком-либо промысле и выступающие под прозвищами: "длинный халат", "корабельный тигр", "бродяга", "молодчик" и т.д., если они оказывают давление на чиновников и занимаются вымогательством у купцов, должны быть наказаны меньше, чем высылкой.

При повторном преступлении они наказываются соответствующим числом палок и ссылаются на каторжные работы в отдаленные пограничные вэи.

О покупке соли чиновниками контрольных органов и могущественными лицами

Все контрольные чиновники 48, скрывающиеся под вымышленными именами, а также влиятельные лица, обращаясь с просьбами о покупке соли и выдаче им документов на ее продажу, тем самым причиняют ущерб народу. Они наказываются ста палками и трехгодичной высылкой, а [купленная] соль конфискуется в казну.

О нарушении закона о соли

Все купцы, которые купив соль и документ на право продажи, лично не являются на промыслы для получения их, а по дороге совершают перепродажу, тем самым нарушают закон о соли. И продавец, и покупатель получают по восемьдесят палок, а посредник на одну степень меньше; и соль, и деньги конфискуются в казну 49.

Этот закон не распространяется на лавки, которые специально покупают соль для розничной ее продажи.

Комментарии

1. Перевод выполнен по изданию *** ("Свод законов Великой династии Мин, с комментариями и дополнительными постановлениями", - далее "Свод законов. . ."), [б.м.], 1908, которое ксилографически воспроизводит последнее Минское издание 1610 г. Он является первым в европейской синологии. Дополнительные сведения об этом памятнике см.: "Пароды Азии и Африки", 1962, № 3, стр. 93-106, где опубликованы из данного источника глава 4 - "Дворы и повинности" и глава 5 - "Земли и жилища".

2. См. *** ("Дополнение к энциклопедии 'Вэньсянь тункао'"), Шанхай, 1936, цз. 20, стр. 2955; *** ("Собрание древних и современных карт и книг"), т. 692, Шанхай, 1934, стр. 395.

3. См. *** ("История Мин"), Шанхай, 1958, цз. 93, стр. 3а.

4. В периоды правления Тан доходи от нее норою составляли половину всех налоговых поступлений. См. *** ("Новая история Тан"), Шанхай, 1936, цз. 54, стр. 1а.

5. См. *** (Чжансунь У-цзи, Танские законы с комментариями), 4 т., Шанхай, 1939.

6. См. "Свод законов. . .", Предисл., стр. 2а.

7. См. "История Мин", цз. 80, стр. 9а.

8. См. там же, стр. 8а.

9. *** (Фу Вэй-линь, История Мин), Шанхай, 1936, цз. 81, стр. 1645.

10. См. "История Мин", цз. 80, стр. 5а, 5б-6б; Фу Вэй-линь, указ. соч., цз. 81, стр. 1645; "Дополнение к энциклопедии 'Вэньсянь тункао'", цз. 20, стр. 2558.

11. См. "История Мин", цз. 82, стр. 11, 17.

12. Например, Фу Вэй-линь сообщает, что только для чиновников Пекинских присутствий с Чанлуских промыслов, находившихся в пров. Хэбэй, ежегодно отпускалось 64774 цзиня соли (см. Фу Вэй-линь, указ. соч., цз. 81, стр. 1646).

13. См. "История Мин", цз. 80, стр. 6.

14. См. "Свод законов...", цз. 8, стр. 156.

15. Термин *** употребляется в данной статье "Свода законов..." и других минских источниках в нескольких значениях: 1) для обозначения неофициальной (самовольной, незаконной) торговли солью в противовес официальной, узаконенной; отсюда наш перевод "контрабандная торговля"; 2) в качестве антитезы казенной, государственной соли, как принадлежащей собственно казне, так и выданной купцам; отсюда наш перевод "контрабандная соль"; 3) для обозначения купцов, торгующих солью незаконно. "Купцы, имеющие [соответствующий] документ (***), называются торговцами казенной солью (***), - не имеющие документа и продающие соль неофициально (*** букв. "самовольно, незаконно" называются контрабандистами (*** - говорится в комментарии к данной статье. Перевод термина *** как "контрабанда" условен, ибо в период правления Мин имело место нарушение монополии не внешней, а внутренней торговли, да и само понятие монополии еще не сложилось в современном значении.

16. При династии Мин существовало пять видов наказания: порка плетьми (от 10 до 50 ударов) или бамбуковыми палками (от 60 до 100 ударов), высылка на определенный срок, ссылка на определенное расстояние на вечное поселение, смертная казнь - путем обезглавливания или удушения. Одна степень наказания равнялась десяти ударам плотью или палкой, высылке на полгода или ссылке на расстояние в 500 ли (в то время 1 ли = ок. 600 м). Комментарий к статье поясняет: "Поскольку государство опирается на доходы от соляного налога, чтобы обеспечить снабжение пограничных войск, а контрабандная торговля солью мешает [сбыту] казенной соли, то все военные и гражданские лица, совершившие такое преступление, как незаконная продажа соли, наказываются ста палками и трехлетней ссылкой, независимо от того, [продали они], много или мало. Если [преступники] имели при себе оружие, то наказание возрастает на одну степень, так как [законодатель] опасается, [что наличие оружия вызвано] намерением применить его для сопротивления во время ареста".

17. Комментаторы поясняют, что данное законоположение не противоречит статье "О добровольной явке преступника с повинной" (см. "Свод законов...", цз. 1, стр. 64а- 686). Согласно этой статье, "все преступники, вина коих еще не раскрыта, если пришли с повинной, освобождаются от наказания, но добытое ими конфискуется в казну", так как "здесь речь идет о нескольких преступниках, из которых лишь один пришел с повинной, или о лицах, втянутых в преступление, как например, проводники и другие лица, и тоже пришедших с повинной, поэтому всем им и выдается соль в качестве вознаграждения. Что же касается одного человека, совершившего преступление и пришедшего с повинной, то он освобождается от наказания и этого достаточно, какое ему еще может быть вознаграждение?".

18. Комментарий к статье [5] гласит: "[Соответствующими] властями называются областные, окружные и уездные [правления], а также судебные присутствия".

19. В комментарии говорится, что так "называется груз соли, действительно обнаруженный на месте преступления".

20. Этот абзац представляет собой примечание законодателя к данной статье. Оно инкорпорировано в текст статьи, но набрано более мелким шрифтом: по два иероглифа, вместо одного, в каждой вертикальной строке.

21. Комментарий отмечает, что "это тяглые из сословия солеваров" (***).

22. "Норма (***) - это установленное, определенное количество [соли], которое солевар должен ежедневно выработать в качестве соляного налога", - гласит комментарий.

23. Комментарий так толкует ото постановление: "Продажа [контрабандной] соли зиждется на тайном выносе соли [с промыслов] и тайном вываривании соли, вот почему и тайный вынос и тайное вываривание соли одинаково запрещены законом... Если законы о тайном выносе соли и о тайном вываривании соли будут строги, то будут закрыты источники незаконной торговли и контрабанда постепенно сама собой прекратится".

24. В комментарии говорится: "Малолетними считаются не достигшие пятнадцати лет".

25. Комментарий поясняет: "Так говорится о тех, кто знал, что покупает контрабандную соль".

26. Букв, "органы охраны", однако комментарий дает следующее пояснение: "Органами охраны (***) называются все вэи (***) и со (***), охраняющие [различные] местности", а так как вэи и со являлись основными подразделениями, на которые делилась минская армия, то отсюда и наш перевод - "военные власти".

27. Это несомненно сокращение от *** "управление по перевозке соли". В каждом из шести крупнейших солепроизводящих районов было учреждено по одному такому управлению. Их функции не ограничивались перевозкой соли, они прежде всего ведали соляными промыслами: добычей, перевозкой и хранением соли, а также выдавали документы на торговлю солью, устанавливали места ее продажи и т.д. (см. "История Мин", цз. 80; "Дополнение к энциклопедии 'Вэньсянь тункао'", цз. 20.)

28. На эти органы были возложены: контроль за передвижением населения и поимка торговцев контрабандной солью, преступников, беглых солдат и заключенных [см. *** ("Собрание важнейших сведений о династии Мин"), Пекин, 1956, цз. 41, стр. 738, цз. 75, стр. 1458]; отсюда наш перевод "органы охраны порядка".

29. Комментарий гласит: "Здесь говорится о том, что военным органам, органам по перевозке соли и органам охраны порядка во всех местах, где добывается соль, вменены в обязанность патрулирование и поимка торговцев контрабандной солью".

30. См. прим. 4.

31. Комментарий поясняет: "[Под] всеми присутствиями подразумеваются военные органы, органы по перевозке соли и органы охраны порядка".

32. "Это сделано для того, чтобы, во-первых, пресечь необоснованные аресты и, во-вторых, чтобы пресечь незаконное освобождение [преступников]... Любое присутствие, которое при патрулировании захватит торговцев контрабандной солью и не отошлет их [соответствующим] властям, а самовольно снимет допрос, должно быть наказано за нарушение установленного порядка", - говорится в комментарии.

33. *** букв, "утечка".

34. Комментарий содержит уточнения этого положения: "[В статье], однако, не говорится о четвертом и последующих нарушениях, так как наказание ограничивается шестьюдесятью палками. [Тот факт, что законодатель считает] необходимым сказать о записи проступков и возвращении [на прежнюю] должность, поясняет, что это служебные, [а не уголовные] преступления".

35. Комментарий дает следующие пояснения: "Начальники [застав и переправ] и лица, несшие патрульную службу [для пресечения контрабандной торговли] солью, присвоившие себе, а не сдавшие в казну захваченную контрабандную соль, имели, [следовательно], намерение заняться контрабандной торговлей солью, поэтому они наказываются по закону о контрабандной торговле солью ста палками и трехгодичной высылкой. Если же [они] ложно обвинят в контрабандной торговле солью непричастных лиц и отправят их под конвоем к властям, то это означает, что они имели намерение причинить вред народу, потому их наказывают на три степени тяжелей по сравнению с теми, кто не сдал [контрабандную соль] в казну, - т.е. ста палками и ссылкой за три тысячи ли".

36. "Когда говорится о солдатах, то в виду имеются все солдаты военных органов, а не только солдаты, обязанные задерживать торговцев контрабандной солью (т.е. несущие патрульную службу. - Н.С.)", - поясняет комментарий.

37. В комментарии уточняется: "Первое нарушение, второе нарушение, третье нарушение и т.д. означают, что различные солдаты, подчиненные этим сотникам и тысячникам, в разное время совершили преступления, а не один солдат совершил преступление три раза подряд".

38. Здесь иероглиф инь употребляется в значении меры веса.

39. В то время 1 цзинь = ок. 600 г.

40. Пиянь со ведали проверкой документов на право торговли чаем и солью; см. "История Мин", цз. 75, стр. 13а.

41. В комментарии отмечается: "В случае нарушения этой [статьи], когда количество [имеющейся у купцов] соли расходится с документом, казенную и контрабандную соль невозможно различить, поэтому даже если соль является казенной, [все же] привлекают к ответственности по закону о контрабандной торговле солью".

42. Заключенные в квадратные скобки слова имеются в комментарии и означают "имеющийся в настоящий момент товар".

43. Такие действия, совершаемые, как отмечает комментарий, "в целях получения личной выгоды", квалифицировались в качестве уголовно-наказуемых, поскольку правительство опасалось, что они могут отразиться на сбыте казенной соли.

44. В комментарии поясняется, что "реализация соли осуществляется в определенных для продажи местах, и не разрешается нарушать границы, потому что [таким образом] хотят повсеместно установить соляной налог (***) и воспрепятствовать, подделкам".

45. В годы правления династии Мин, особенно в первый период, отношения между купцами и казной базировались чаще всего не на денежных расчетах, а на прямом товарообмене. Купец, доставивший в какой-либо пограничный район зерно или фураж, имел право на получение определенного количества соли в зависимости от количества и качества внесенных продуктов и географического положения (отдаленность, труднодоступность и т.д.) пограничного района. Таким образом минское правительство пыталось решить проблему снабжения пограничных войск и снять с себя бремя транспортных расходов (см. "Собрание древних и современных карт и книг", т. 692, "История Мин", цз. 80; "Дополнение к энциклопедии 'Вэньсянь тункао'", цз. 20).

46. Вооруженная охрана и флаги в средневековом Китае являлись привилегией императорской фамилии, титулованной знати и высшего чиновничества.

47. Название области в пров. Цзянсу, в бассейне р. Хуайхэ. Эта область была крупнейшим районом добычи соли при династии Мин.

48. Комментарий поясняет: "Контрольными чиновниками называются чиновники, контролирующие выполнение соляных законов, как-то: чиновники бучжэн сы (***), юнь сы (***). янькэ сы (***). В 1376 г. Минская империя была разделена на 12 крупных административных районов: Хэнань, Шаньси, Шэньси, Бэйпин (совр. Хэбэй), Шаньдун, Цзянси, Чжэцзян, Фуцзянь, Хугуан, Гуандун, Гуйчжоу, Сычуань, которыми управляли бучжэн сы. Относительно юнь сы см. прим. 13. Янькэ сы - сокращение от янькэ тицзюй сы (***) Управления инспектора по соляному налогу, которые выполняли те же самые функции, что и юнь сы, но ведали менее крупными соледобывающими районами (см. "Собрание важнейших сведений о династии Мин", цз. 40, стр. 721; "История Мин", цз. 80, стр. 1а, цз. 75, стр. 9б-10а).

49. Комментарий уточняет: "Соль, первоначально уплаченные за нее деньги и деньги, полученные при перепродаже".

 

(пер. Н. П. Свистуновой)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы из "Свода законов династии Мин" о соляной монополии в Китае XIV-XVII веков // Народы Азии и Африки, № 4. 1971

 

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.