Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

СВОД ЗАКОНОВ ДИНАСТИИ МИН

Минское законодательство о государственном аппарате

Изучение традиционного китайского государства, в значительной степени определявшего структуру общества, имеет первостепенное значение. Привлечение различных юридических памятников, зафиксировавших как реальные исторические процессы и институты, так и идеологические концепции, может пролить свет на многие еще недостаточно известные стороны данной проблемы. С этой точки зрения несомненный интерес представляет раздел "Законы о чинах (Законы по Ведомству чинов)" свода законов Минской империи (1368-1644) 1, посвященный различным аспектам формирования и деятельности бюрократического аппарата и прежде всего его вторая глава 2, перевод которой мы предлагаем вниманию читателя.

Она озаглавлена "Гун ши", что, будучи сокращением выражения "Гун вэнь фаши", означает "Образцы (формы) казенных бумаг". Однако ее наименование, как это часто наблюдается в своде, значительно уже ее содержания. На самом деле она трактует о принципах и методах деятельности государственного аппарата и его назначении, а также о вопросах, связанных с делопроизводством. И лишь 3 из 18 законов 3, а именно статьи 5, 12 и 15, и 2 дополнительных постановления, посвящены, да и то не полностью, форме официальных документов 4.

Рассмотрение содержания данной главы необходимо начать с одного предварительного замечания. Юридические документы, входящие в свод, делятся на две категории: люй и ли. Первая - это собственно законы. Они были созданы в период царствования основателя Минской империи Чжу Юаньчжана (1368-1398). По его завету последующие императоры не должны были вносить в их текст каких-либо изменений, поэтому законы - люй просуществовали в первоначальной виде вплоть до падения династии Мин. Но поскольку объективные историческим условия в стране менялись, то для приведения законодательных норм в соответствие с реальной обстановкой в свод включались дополнительные постановления - ли, которые и составляют вторую категорию правовых установлений, [101]имеющихся в составе памятника. В отличие от законов, разделенных на абзацы, сопоставимые с параграфами или пунктами современных юридических кодексов, постановления записаны сплошным текстом 5, не имеют заголовков и непосредственно примыкают к той статье, которую они дополняют 6.

Два дополнительных постановления, представленных в рассматриваемой главе, весьма любопытны по своему содержанию. Первое из них отражает стремление императорского двора ужесточить контроль в отношении удельных князей и ограничить их права (ср. ст. 2). Составление его безусловно было вызвано событиями, разыгравшимися после смерти Чжу Юаньчжана. В 1399 г. его четвертый сын, Чжу Ди, начал междоусобную войну, выступив против Чжу Юньвэня, сына своего покойного старшего брата, по праву примогенитуры унаследовавшего трон после кончины деда. В 1402 г. он захватил престол, став третьим государем Минской династии (1402-1424). На протяжении всего его царствования продолжались трения с удельными князьями, а в 1426 и 1519 гг. имели место новые попытки последних поднять мятеж против центральной власти. Другое постановление, направленное на пресечение "утечки информации" к чужеземцам, несомненно является результатом расширения внешнеполитических связей империи при преемниках Чжу Юаньчжана.

Из соотношения законодательных статей и дополнительных постановлений, т.е. на основании столь незначительного количества последних, можно сделать важный вывод: принципы функционирования государственного аппарата, сформулированные в начале династии, оставались практически неизменными на протяжении всего ее царствования и, по-видимому, расценивались как в достаточной степени отвечающие стоящим перед ним задачам и предъявляемым к нему требованиям.

Далее, очевидно, что основным принципом, положенным в основу деятельности государственного аппарата, должно было быть неукоснительное соблюдение законности, причем не только в области судопроизводства (см. ст. 1, 3, 6, 7, 10, 11, 13). Именно поэтому всему чиновничеству, а не только "работникам юстиции" вменялось в обязанность знать наизусть, уметь толковать и применять на практике две книги правовых установлений "Да Мин люй", т.е. свод законов, и "Да Мин лин" 7, дабы решения по всем вопросам государственного управления не были ошибочными, а наказания были справедливыми.

Впрочем, знание законов имело важное практическое значение и для самих чиновников. Дело в том, что, во-первых, они не получали узкоспециальной подготовки и не занимались узкопрофессиональной деятельностью: сегодняшний судья завтра мог быть назначен смотрителем императорских пастбищ, главой музыкальной палаты и т.д., и наоборот, любой чиновник мог оказаться служителем правосудия. Во-вторых, на уровне уездов их начальники постоянно совмещали административные и судейские функции. В-третьих, в воинских подразделениях [102] должности судей отправлялись самими армейскими офицерами, а не особыми лицами, получившими специальное образование. В-четвертых, в области судопроизводства за отсутствием специальных статей приговоры нередко выносились по аналогии, которую надо было уметь найти и применить.

Другим краеугольным камнем, положенным в основу функционирования государственной машины, являлось разграничение компетенций различных уровней власти. Этот принцип зафиксирован в статьях 6 и 18. В первой из них довольно детально очерчен круг вопросов, находившихся в непосредственном ведении монарха. К числу их относились: привлечение к судебной ответственности гражданских и военных чиновников, военные дела, финансовые проблемы, назначение на официальные должности, проведение ритуалов и исполнение музыки, утверждение смертной казни, принятие мер по случаю стихийных бедствий или необычайных природных явлений. По всем перечисленным вопросам центральные и местные органы должны были представлять императору доклады на предмет вынесения высочайшего решения либо утверждения предложений государственного аппарата. Неподача доклада по какому-либо из отмеченных вопросов влекла за собой наказание (вплоть до смертной казни) ответственных за это чиновников. Представившие доклад, но не дождавшиеся монаршего решения подлежали, что было логично с точки зрения конечной цели обращения к престолу - получения приказа императора, той же каре.

Таким образом, очевидно, что круг вопросов, определяемых законом как находящихся в непосредственном ведении императора, был крайне широк, а его прерогативы как главы исполнительной и судебной власти чрезвычайно значительны.

Такая ситуация неизбежно порождала следствия, весьма существенные с точки зрения эффективности администрации страны. Во-первых, государственный аппарат мыслился лишь как исполнитель воли монарха. Не случайно, что входящие в рассматриваемую главу материалы говорят лишь об обязанностях чиновников, не упоминая об их правах. Симптоматично, что даже в тех статьях, где отражено наличие определенных прав у отдельных категорий чиновников и государственных органов, эти права формулируются как права-обязанности либо как исключение из обычной практики (см. ст. 9, 18). Во-вторых, неизбежно возникала колоссальная бюрократическая переписка в обоих направлениях: к императору и от него 8. В-третьих, принятие многих решений не могло не носить формального характера, не основанного на тщательном разборе сути дела.

Рассматриваемая глава дает также возможность составить представление о предписываемых законом методах деятельности правительственного аппарата. Одни из способов проведения решений и выполнения некоторых, по-видимому, экстраординарных задач заключался в посылке специальных эмиссаров (см. ст. 7). Однако в подавляющем большинстве случаев на первый план выдвигался "бумажный" путь принятия и проведения решений, осуществления руководящих и контрольный функций (см. ст. 5, 6, 7, 9, 10, 11, 13, 17, 18).

В этой связи становится понятным то исключительно важное место, которой отводится в главе чиновникам-канцеляристам ли (***) 9, а также пристальное внимание к таким, казалось бы, не столь уж принципиальным и первостепенным с точки [103] зрения общегосударственного свода законов вопросам, как делопроизводство. Все это является просто отражением той большой роли, которую чиновники-канцеляристы, т.е. низшее звено бюрократического аппарата, играли в государственном механизме.

Предпочтение, оказываемое управлению посредством бумаг, возможно, в какой-то мере было связано со стремлением ограничить личные контакты чиновников различных отраслей и уровней администрации, чтобы пресечь возможность создания группировок-клик. По сложившейся традиции в Минский период такие неформальные объединения чиновников не без основания рассматривались как деструктивный элемент, таивший потенциальную угрозу для стабилизации страны и абсолютной власти монарха, и жестоко преследовались 10. Некоторую роль здесь, по-видимому, играло также традиционное (и в определенной мере оправданное) воззрение, что служебные поездки чиновников по стране причиняют немалое "беспокойство народу", поэтому законодатели постарались свести их к абсолютному минимуму (см. ст. 18).

В то же время нельзя не отметить, что составители свода, среди которых Чжу Юаньчжану принадлежала первенствующая и самая активная роль 11, понимали возможные негативные последствия "бюрократически-бумажного" метода функционирования государственной машины. Поэтому они попытались поставить заслон волоките, очковтирательству и формализму (см. ст. 6, 9, 10, 11, 13).

Однако, как это ни парадоксально, пассивное, перестраховочное, консервативно-косное поведение служащих административного аппарата, помимо свойственной им социальной психологии, формировалось и под воздействием некоторых положений самого законодательства. Требование обосновывать любое вносимое предложение (см. ст. 6, 9) несомненно глушило инициативу части чиновников, одни из которых чувствовали себя недостаточно компетентными, а другие, умудренные житейским опытом, отлично знали, что бездеятельность гораздо реже оборачивается неприятными последствиями, чем проявление активности, и не желали взваливать на себя бремя какой-либо ответственности.

И, наконец, содержащиеся в рассматриваемой главе установления: получать от вышестоящих властей одобрение любого предложения, исходящего снизу; проводить решения лишь с санкции соответствующих вышестоящих инстанций; представлять документы присутствий на проверку контрольным органам - были направлены на внедрение жестко централизованной системы управления и ограничение прерогатив бюрократического аппарата.

Таким образом, данная глава конституирует de jure определенный тип государственного устройства, характеризующийся всевластием монарха, незначительными полномочиями чиновников и всеохватывающим централизмом.

В заключение считаем своим приятным долгом выразить благодарность научным сотрудникам отдела Китая ИВ АН СССР Ду И-сину и С. Кучере за консультации по переводу трудного для понимания памятника, еще не переводившегося на европейские языки.


ФОРМЫ КАЗЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ

[1] О ТОЛКОВАНИИ ЗАКОНОВ И ДЕКРЕТОВ

Во всех государственных законах и декретах 12 определены названия преступлений [в результате] тщательного рассмотрения характера дел 13. [Эти законы и декреты] опубликованы и введены в действие в Поднебесной для вечного соблюдения. Чиновникам и делопроизводителям всех [государственных] органов необходимо знать наизусть [их текст] и ясно толковать смысл законов, чтобы дифференцированно выносить приговоры по делам. В конце каждого года в столице - Палате контроля, на периферии - региональным цензорам 14 в резиденциях [104] чиновников провинциальных судебных управлений проводить проверку [знания законов чиновниками]. Тех, кто не может растолковать [или] не понимает смысла законов, на первый раз (букв. при первом преступлении) наказать удержанием денежного штрафа из жалованья за один месяц 15, на второй раз - 40 тонкими батогами и записать [их] провинность, на третий раз соответственно понизите [в должности и] использовать на службе в своих 16 присутствиях (***).

Что касается ремесленников, [людей, обладающих] специальными познаниями (***) 17. и других всевозможных лиц, если [они] смогут выучить наизусть и ясно толковать смысл законов, [то] в случае совершения проступка [или] ошибки а также привлечения по делу других лиц, независимо [от того является ли проступок] легким [или] серьезным, всех их на первый раз освобождать [от наказания]. Что же касается дел, относящихся к замыслу переворота, бунта [или] измены, [то на них] не распространяется этот закон.

Чиновников и делопроизводителей, злонамеренно искажающих [принцип] справедливости, сумасбродно выдвигающих собственное толкование (букв. отличное мнение), самовольно заменяющих [следуемую статью другой], [и тем самым] приводящих в хаотическое состояние установленные законы обезглавливать.

[2] О НАРУШЕНИИ ИМПЕРАТОРСКОГО УКАЗА

Всех тех, кто, получив императорский указ, нарушит [его] при проведения в жизнь, наказывать 100 толстыми батогами; нарушивших распоряжение наследника престола наказывать одинаково; нарушивших приказ цинь-вана, 18 наказывать 90 толстыми батогами. Допустившим ошибку [при исполнении] указа облегчать наказание на три степени 19.

Тех, кто затянет [исполнение] императорского указа, а также распоряжения наследника престола на один день, наказывать 50 тонкими батогами, за каждый следующий день усиливать наказание на одну степень, наказание [за такое преступление] не должно превышать 100 толстых батогов; затянувших [исполнение] приказа цинь-вана наказывать одной степенью легче.

[3-4] ОБ УНИЧТОЖЕНИИ ИМПЕРАТОРСКИХХ УКАЗОВ И ПЕЧАТЕЙ

Всех, кто уничтожит (букв. выбросит) [или] испортит императорский указ, а также императорское распоряжение с императорской печатью на использование лошадей [с курьерских станций] предписание на использование лодок, равно как и печать какого-либо присутствия, а также медную верительную бирку ночного патруля обезглавливать. Выбросивших [или] испортивших бумагу правительственного [учреждения] наказывай 100 толстыми батогами, [если указанные действия были вызваны] обходом закона, судить по всей строгости (***) 20; [выбросивших или испортивших бумагу, относящуюся] к делам, касающимся военной тайны и армейского провианта, наказывать удавлением. Соответствующих чиновников и делопроизводителей, знавших [об этих деяниях], но не разоблачивших [их], наказывать одинаково с преступниками. Не знавших - не наказывать. Нечаянно испортивших [перечисленные документы и печати] наказывать тремя степенями легче. Что касается повреждения и утери по причине наводнения, пожара, кражи [или] разбоя, [то] при наличии доказательств не наказывать.

Всех, утерявших императорский указ, императорское распоряжение, предписание, печать [присутственного места], бирку патруля, наказывать 90 толстыми батогами и высылкой на два с половиной года; бумагу правительственного [учреждения] - 70 толстыми батогами; [бумагу], касающуюся военной тайны [или] провианта для армии, - 90 толстыми батогами и высылкой на два с половиной года; всем им приостановить [выдачу] жалованья и обязать отыскать [утерянные документы и печати]. Сумевших отыскать их [в течение] 30 дней освобождать от наказания. [105] [Лиц], ведающих хранением казенных вещей и утерявших учетные книги, что приводит к неразберихе [касательно] сумм денег и зерна, наказывать 80 толстыми батогами. Сумевших в течение [указанного] срока обнаружить их также освобождать от наказания.

В случае замены делопроизводителей в различных присутствиях по истечении [срока службы, установленного для очередной] переаттестации (***) 21, со всей ясностью составив акт о проверке, документацию, [которой они] в свое время ведали, передать в ведение их преемников (букв. лиц, принимающих на себя служебные обязанности). За нарушение [этого положения] наказывать 80 толстыми батогами. Старшего канцелярского чиновника и делопроизводителя, [которые], не дождавшись передачи [дел], по сговору выдадут характеристику [старому делопроизводителю], наказывать так же.

[5] О НАРУШЕНИИ ТАБУ В ПОСЛАНИИ ИМПЕРАТОРУ ИЛИ В ДОКЛАДЕ О ДЕЛАХ

Всякий раз, когда в послании государю, равно как и в докладе о делах [ему], неумышленно (букв. по ошибке) нарушено табу [в отношении] имени императора, а также храмовых имен покойных императоров 22, [виновных] наказывать 80 толстыми батогами, за неумышленное нарушение [табу] в других казенных бумагах наказывать 40 тонкими батогами. За наречение именем, оскорбляющим [императора] нарушением [табу], наказывать 100 толстыми батогами. Что касается нарушения [табу в отношении] имени императора, а также храмовых имен покойных императоров [путем употребления] сходно звучащих, но разных по начертанию иероглифов, а также нарушения [табу] лишь [в отношении] одного из двух [табуированных] иероглифов, [то] во всех этих случаях не наказывать.

Если в послании, а также в докладе о делах [государю] допущена ошибка: следовало сказать "простить", а сказано "не прощать", следовало сказать "1000 даней", а сказано "10 даней", - в случае причинения [этим] вреда делу наказывать 60 толстыми батогами, за ошибку, причинившую вред делу, в донесении шести ведомствам 23 наказывать 40 тонкими батогами, за ошибку в казенных бумагах другим присутствиям, [причинившую вред делу], наказывать 20 тонкими батогами. Даже если в донесении имеется ошибка, но документ [окажется] возможно провести в жизнь, не повредив делу, [то] не судить 24.

[6] О НЕПРЕДСТАВЛЕНИИ ДОКЛАДА О ДЕЛАХ, О КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ ПОДАТЬ ДОКЛАД

Всякий раз, когда военный чиновник совершит преступление и следует просить императорского указа [о предании суду], но не просят императорского указа, а также следует учесть заслуги при подаче императору просьбы вынести решение [наказании], но не [учитывают заслуг], то соответствующих чиновников и делопроизводителей наказывать удавлением.

Если гражданский чиновник совершит преступление и следует подать доклад с просьбой [о его наказании], не подавших доклада наказывать 100 толстыми батогами, [если при этом] имел место обход закона, судить по всей строгости.

За непредставление доклада о военных делах, деньгах и зерне, выборе на должность, исполнении церемоний и музыки 25, наказаниях смертной казнью, стихийных бедствиях и необычайных явлениях, а также прочих делах, [о которых] следует подать доклад, наказывать 80 толстыми батогами. За недонесение вышестоящим [властям], [если] следует представить [им] донесение, наказывать 40 тонкими батогами.

Подавших доклад императору и донесение [вышестоящим органам], [но] не дождавшихся ответа и самовольно проводящих [дела] в жизнь - всех наказывать одинаково с не подавшими доклада и не представившими донесения. [106]

Что касается соответствующих докладов [императору] о казенных делах, [то] необходимо в соответствии с законом наметить решение [дела и] изложить [его в] самом докладе. Что касается докладывающих о деле [чиновников], а также соответствующих чиновников и делопроизводителей, [то] все они должны поставить [свои] фамилии и имена 26. Доклад, поданный императору, [должен быть составлен] ясно. Если [при этом будет] иметь место обход закона, добавление [или] изъятие важных положений, a обманный доклад будет разрешено провести в жизнь, то после того, как вследствие [каких-либо] дел [эти деяния] раскроются, даже если пройдет много лет, допросить [виновных], выяснить [обстоятельства дела и] наказать [их] отсечением головы.

В случае внесения предложения по казенным делам при личном посещении присутственного места вышестоящих властей необходимо прежде всего в соответствии [с характером] дела подробно сообщить, можно ли наметить решение [по данному] предложению. В случае согласия с предложением в канцелярской книге для записи официальных писем вышестоящего органа записать [его] краткое содержание [и, кроме того], приказать старшему канцелярскому чиновнику и делопроизводителям [нижестоящего органа] поставить свои подписи, чтобы это служило основанием [на случай] проведения проверки. Тех, кто сумасбродно внесет предложение о делах, не подлежащих проведению, и получит разрешение [провести их в жизнь], а также [тех, кто], заметив (букв. подсмотрев) занятость [вышестоящих властей] казенными делами, воспользовавшись удобным моментом, обманом внесет предложение и проведет [его] в жизнь, наказывать согласно закону о неправильной передаче слов чиновников различных присутствий 27. [Если при этом] имел место обход закона, судить по всей строгости.

[6а] ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Всякий раз, когда княжеская резиденция (***) 28 издаст распоряжение о любых делах, соответствующему органу (***) 29 немедленно представить [об этом] доклад императору. Необходимо дождаться высочайшего утверждения, и только тогда разрешается выполнять это распоряжение. Не подавших доклада, а также подавших доклад, но не дождавшихся ответа и по своему усмотрению проводящих [распоряжение в жизнь] - всех наказывать суровым образом.

Что касается дня отъезда в резиденцию всех ванов, находящихся в столице, [то] судебным органам тут же, исходя из прежде [установленного] порядка, сообщать [о нем] Чжанши-сы, [чтобы они] были поставлены в известность и соблюдали [установленные законы] 30.

[7] О ПОСЛАНЦАХ, НЕ ОТЧИТАВШИХСЯ В ВЫПОЛНЕНИИ ПОРУЧЕНИЯ

Всякий раз посланных по императорским указам, не отчитавшихся об исполнении поручения и вмешивавшихся в посторонние дела, наказывать 100 толстыми батогами. Посланных различными присутствиями, не отчитавшихся об исполнении поручения и вмешивавшихся в посторонние обычные дела, наказывать 70 толстыми батогами, [в посторонние] серьезные дела военного характера 100 толстыми батогами. Тех, кто, пренебрегая принципами [управления], вмешивался в функции. Других лиц 31, наказывать 50 тонкими батогами.]

Тех, кто [в течение] трех дней по возвращении не вернет императорского указа, наказывать 60 толстыми батогами, за каждые [следующие] два дня усиливать наказание на две степени, наказание не должно превышать 100 толстых батогов, не вернувших предписания наказывать 40 тонкими батогами за каждые [следующие] три дня прибавлять одну степень, наказание [им] не должно превышать 80 толстых батогов 32.

Если [при этом] имел место обход закона, во всех случаях судить по всей строгости. [107]

Всякого, кто, узнав, [что] двор и полководцы перебрасывают войска для внезапного нападения на иноземцев, а также [для] поимки мятежников [и] разбойников, эти секретные, важные дела выдаст врагу 33, обезглавливать. Того, кто разгласит поступившее [от] пограничных полководцев донесение о важных военных делах, наказывать 100 толстыми батогами и трехгодичной высылкой 34. Кроме того, [человека], первым распространившего слух, считать зачинщиком, донесшего [сведения] до [врага] считать сообщником [и] наказывать [его] одной степенью легче.

Того, кто тайно распечатает письмо государственного органа, [чтобы] прочитать [его], наказывать 60 толстыми батогами, [если] письмо (букв. дело) касалось важных дел военного характера, судить как за разглашение [военной тайны].

Свитских чиновников, выдавших посторонним важные секретные дела, обезглавливать, [выдавших] обычные дела наказывать 100 толстыми батогами, снимать с должности и не аттестовывать 35.

[8а] ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

В столице и на периферии военных и цивильных лиц, [которые] тайно вступают в связь с чужеземцами, [прибывающими с] данью 36 ко двору, приходят с просьбами [к] ведающим приемом (букв. заботиться) [иноземцев чиновникам], хитросплетениями вредят людям и в связи с этим разглашают [государственные] дела, - всех присуждать к ссылке в солдаты в пограничные вэи 37; совершивших [такое] преступление военных чиновников переводить в пограничные вэи, сохранять [им] жалованье и посылать в строй. Переводчиков [и] сопровождающих [иноземцев лиц], являющихся военными чиновниками, [наказывать по] правилам 38 о военных чиновниках, являющихся гражданскими чиновниками, увольнять со службы и разжаловать в простолюдины.

[9] О ЗАТЯГИВАНИИ СРОКА ПЕРЕСЫЛКИ КАЗЕННЫХ БУМАГ

Всякий раз, когда [пересылка] казенного документа затянута (ЦЦ) на один день 39, делопроизводителей наказывать 10 тонкими батогами, [за каждые следующие] три дня усиливать [наказание на] одну [степень, [но] оно не должно превышать 40 тонких батогов. Старших канцелярских чиновников во всех случаях наказывать одной степенью легче 40.

В случае, если подчиненные любого присутствия подадут донесение о казенном деле, тут же подробно обсудить, можно [или] нет [провести его в жизнь], со всей ясностью вынести решение и дать ответ. Если соответствующие чиновники и делопроизводители не выносят твердого решения, [а дают] уклончивый [ответ в] посланной бумаге [либо] спихивают [донесение] друг другу и в результате медлительностью наносят ущерб казенному делу, наказывать [их] 80 толстыми батогами. Что касается подчиненных, не принимающих мер [для проведения в жизнь] дел, [которые] можно осуществить, [а], представляя вопрос трудноразрешимым, подают донесение [вышестоящим властям], [то] наказывать их тоже таким же образом. Что касается осуществимых казенных дел, [относительно которых] уже [принято] окончательное решение, [о чем] послана [официальная бумага] 41, [однако документация по ним] либо не подготовлена полностью, либо не приведена в полный порядок (***) 42, [то], само собой, судить и наказывать как за затягивание срока [передачи] казенных бумаг.

[10] О ПРОВЕРКЕ ДОКУМЕНТОВ

Всякий раз, когда при Проверке 43 документов административных властей (***) 44 и присутствий, имеющих печати, [обнаружено] промедление [исполнения по] одному-двум делам, делопроизводителя наказывать 10 тонкими [108] батогами, [от] трех до пяти дел - 20 тонкими батогами, за каждые [следующих] пять дел прибавлять одну степень, наказание не должно превышать 40 тонких батогов. Старших канцелярских чиновников областных, окружных и уездных [правлений], а также чиновников в цан, ку, у, чан, цзюй 45 конторах речно-озерных и других 46 - всех наказывать одной степенью легче.

За ошибку [в оформлении документа] 47, а также непосылку на проверку одного дела делопроизводителя наказывать 20 тонкими батогами, двух-трех дел - 30 тонкими батогами, за каждые [следующие] три дела прибавляя одну степень, наказание не должно превышать 50 тонких батогов. Начальника канцелярий областных, окружных и уездных [правлений], а также чиновник" в цан, ку, у, чан, цзюй, конторах речно-озерных и других - всех наказывая одной степенью легче. Что касается старших чиновников областных окружных и уездных [присутствий] и начальников патрульно-сыскных управлений 48, [то за] одно - пять дел наказывать [их] удержанием денежного штраф из жалованья за десять дней, за каждые [следующие] пять дел усиливать [наказание на] одну степень 49, [наказание им] не должно превышать штрафа из жалованья за месяц.

Если [при проверке обнаружится], [что] в таких делах, как исчезновение денег и зерна и искажение закона [при определении] наказания, имея место обход закона, [то] во всех случаях судить по всей строгости.

[11] О ПРОВЕРКЕ КАНЦЕЛЯРСКИХ ДЕЛ

Всякий раз, когда при проверке обнаружится, [что в] каком-либо присутствии не закончено [исполнение дел по] документам, уже проверенным [либо] оспоренным столичными цензорами 50 [или] провинциальными судебными управлениями, [которые наложили резолюцию о] промедлении [или! ошибке, [то, если] по истечении одного квартала деньги и зерно не будут взысканы полностью, контрольных чиновников 51 и делопроизводителей за одну долю, считая десять долей недостающей суммы в качестве критерия (нормы), наказывать 50 тонкими батогами, за каждую [следующую] одну долю прибавлять одну степень, наказание не должно превышать 100 толстых батогов. [Если] такие дела, как судопроизводство (букв. наказания) и изготовление [каких-либо вещей], [которые] можно было закончить, не закончены, [которые] следовало исправить, но [в них] не внесены надлежащие исправления, [то виновных] наказывать 40 тонкими батогами, за [просрочку] каждого [следующего] месяца прибавлять одну степень, наказание не должно превышать 80 толстых батогов. Взяточников после подсчета присвоенного судить по всей строгости за извращение закона.

В случае сокрытия и непредставления на проверку [документов по] одному делу [виновных] наказывать 40 тонкими батогами, за каждое [следующее] одно дело прибавлять одну степень, наказание не должно превышать 80 толстых батогов: [Когда] дела касаются денег и зерна, за одно дело наказывать 80 толстыми батогами, за каждое [следующее] одно дело прибавлять одну степень, наказание не должно превышать 100 толстых батогов. [Если при этом] имел место обход [закона], судить по всей строгости.

Если чиновники и делопроизводители, узнав, что дело раскрыто, вскоре после этого пополнят документацию, чтобы избежать [наказания за] медлительность и ошибки, [то в случаях, касающихся] денег и зерна, после подсчета количества прибавленных [документов] судить как за ложную выдачу [налоговых] расписок, [в случаях, касающихся] наказаний и других дел, судить как за прибавления и сокращения в казенных бумагах. Сослуживцев, равно как и [чиновников] непосредственно вышестоящих органов, знавших и не разоблачивших [указанных деяний], а также сообща совершавших злоупотребления, наказывать таким же] образом, не знавших о преступлении, а также совместно не подписывавших документов не наказывать. [109]

[12] О ПОДПИСАНИИ ДОКУМЕНТОВ СОСЛУЖИВЦАМИ ДРУГ ЗА ДРУГА

Всякий раз, когда подлежащую отправке казенную бумагу сослуживцы пометят датой и подпишут друг за друга, наказывать [их] 80 толстыми батогами. Если по причине утери документа взамен [его составят новый], наказывать одной степенью сильнее. Если [при этом] будут [сделаны] добавления [или] сокращения [в тексте документов], [осуществлено намеренное] привлечение [или] освобождение [от наказания, за что] наказание [должно быть] тяжелее [указанного в данной статье], судить по всей строгости.

[13] О ПРИБАВЛЕНИЯХ И УБАВЛЕНИЯХ В КАЗЕННЫХ БУМАГАХ

За всякое прибавление [или] убавление в казенных бумагах наказывать 60 толстыми батогами. Если [при этом] имел место обход [закона, за что наказание должно быть] тяжелее наказания толстыми батогами, всем усиливать основное наказание [за обход закона] на две степени, наказание [в таких случаях] не должно превышать 100 толстых батогов и ссылки за 3000 ли, [если дело] не было проведено в жизнь, [то] каждому [усиленное наказание] облегчать на одну степень. Смертное наказание за обход [закона выносить] согласно регулярным законам 52. Что касается соответствующих чиновников и делопроизводителей, [то], само собой, за прибавления и убавления в казенных документах [с целью] обойти [закон] наказывать [их] таким же образом. [Внесших] дополнения [или] сокращения, чтобы избежать [наказания за] медлительность (задержку) [или] ошибку, наказывать 40 тонкими батогами.

Если в исходящей (букв. послать) казенной бумаге ненамеренно при переписке допущена ошибка в важном тексте о важных делах, [касающихся] войск, денег, провианта и судопроизводства, и исправлена [путем] подчистки, делопроизводителей наказывать 30 тонкими батогами, старшего канцелярского чиновника, не заметившего ее при сличении текстов, наказывать одной степенью легче; [если это] помешало переброске войск, а также обеспечению пограничных войск необходимым количеством денег и зерна, и старшего канцелярского чиновника и делопроизводителей наказывать 80 толстыми батогами. Тех, кто намеренно внес исправления, пытаясь обойти [закон], судить за дополнения и сокращения в казенных бумагах. [Если бумага] не [была] проведена в жизнь, всем облегчать наказание на одну степень. Если в связи с этим был упущен важный военный момент, всех обезглавливать, не вникая, намеренно [или] ненамеренно [это было сделано]. Если не было [намерения] обойти [закон], а также за случайную описку во второстепенном тексте, [даже касающемся армии], не наказывать 53.

[14] ОБ ОТПЕЧАТЫВАНИИ И ЗАВЕДОВАНИИ ПЕЧАТЬЮ

Во всех столичных и периферийных различных присутствиях печатью заведовать начальнику, [его] помощникам-сослуживцам бумагой опечатывать лицевую сторону печати и всем расписываться. Если помощники-сослуживцы [отсутствуют в связи со] служебным заданием, разрешить старшему канцелярскому чиновнику опечатывать печать, [за] нарушение [данного закона] наказывать 100 толстыми батогами.

[15] О ПРОПУСКЕ (ОБ ОТСУТСТВИИ ОТТИСКА) ПЕЧАТИ

Всякий раз, когда па казенных документах, отправляемых различными присутствиями, [в некоторых местах] не приложена (***; букв. пропущена) [печать], соответствующих делопроизводителей, сверяющих [печати], старших канцелярских чиновников и [делопроизводителей], занимающихся отправкой [бумаг], наказывать 60 толстыми батогами. [110]

[Когда] совсем не поставлены печати, всех наказывать 80 толстыми батогами.

[Если бумага] касалась переброски войск, снабжения пограничных районов деньгами и продовольствием, необходимыми для войска, всех наказывать 100 толстыми батогами, если из-за этого будет упущен важный военный момент, обезглавливать.

[16] О ПРОПУСКЕ ОТТИСКА ПЕЧАТИ НА АССИГНАЦИЯХ

Всякий раз, когда [постановка] печатей на ассигнациях не производится со всей тщательностью и дело доходит до пропуска [оттиска] печати, а также постановки перевернутой печати, за одну купюру (букв. лист) наказывать 10 тонкими батогами, за каждые следующие три купюры усиливать наказание на одну степень, наказание не должно превышать 80 толстых батогов 54. Тех, кто в складе ассигнаций, не произведя старательной проверки, без разбора принимает [дефектные] ассигнации, наказывать так же.

[17] О САМОВОЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЕЧАТИ ДЛЯ ПЕРЕБРОСКИ ВОЙСК

Всякий раз, когда печати полководцев, а также провинциальных военных управлений, помимо использования [их для] переброски войск, обеспечения [выполнения] военных задач, пересылки казенных бумаг, самовольно [применяются для] выдачи документа, [с помощью которого], ссылаясь на казенных дела, занимаются личными делами (под предлогом казенных [дел] действует в личных целях), [а также ставятся на] свидетельствах на провоз товаров, старшего канцелярского чиновника [и] делопроизводителей - каждого наказывать 100 толстыми батогами и отрешать от должности и службы, о главных чиновниках 55 докладывать лично императору [для] принятия решения.

[18] О ВЕРИТЕЛЬНЫХ БИРКАХ

Во всех областях, округах [и] уездах установлены верительные бирки, и в зависимости [от того], далеко место или близко, установлен срок, [в который в соответствии [с характером] дела [следует] завершить [его]. Нарушающих [это положение] за [просрочку] одного дня наказывать 10 тонкими батогами, за каждый следующий день усиливать наказание на одну степень. Наказание не должно превышать 40 тонких батогов.

Если областные, окружные и уездные чиновники в случае наличия дел, [которые следует] поторопить сделать, не действуют согласно [этому] закону: не посылают верительных бирок, [а] самовольно отправляются в подчинении [места], сидят на месте и торопят, - наказывать [их] 100 толстыми батогами.

[Это], например, означает, [что] областным чиновникам не разрешается прибывать в окружные присутствия, окружным чиновникам не разрешается прибывать в уездные присутствия, уездным чиновникам не разрешается прибывать в волости и деревни 56.

Вышесказанное не распространяется на проверку мостов, дамб, курьерских и почтовых станций 57, проверку на месте ущерба от стихийных бедствий, освидетельствование трупов, поимку бандитов, [проведение] конфискаций.

Комментарии

1. См.: *** ([Свод] законов Великой династии Мин с комментариями и дополнительными постановлениями). [Б.м.], 1908, (далее - "Свод законов"). Сведения об истории составления и структуре памятника см.: Н. П. Свистунова. Материалы из "Свода законов династии Мин" о социально-экономических отношениях в Китае XIV-XVII веков. - "Народы Азии и Африки". 1962, № 3, с. 93-106.

2. Материалы, относящиеся к государственной администрации, естественно, имеются и в других частях свода, однако данная глава, во-первых, специально отведена определению основных обязанностей чиновничества, и, во-вторых, она трактует их в самом общем плане, вне зависимости от поста и рода деятельности каждого отдельного чиновника.

3. Они пронумерованы нами цифрами в квадратных скобках. Ниже все ссылки на текст законов даются с приведением этой нумерации.

4. Само собой разумеется, что речь идет не о физической форме бумаг, а о правилах их оформления. В связи с недостаточным количеством материалов мы не рассматриваем этой проблемы. Однако следует отметить, что изучение ее представляет интерес для уяснения многих вопросов, например форм мышления, межведомственного и межчеловеческого общения, бытования различных традиций и т.д.

5. Разбивка первого из входящих в данную главу постановлений на абзацы сделана нами. исходя из логического смысла его содержания.

6. Они пронумерованы нами как [6а] и [8а], чтобы подчеркнуть их связь с соответствующей статьей.

7. *** (Декреты Великой династии Мин). Они были составлены к моменту провозглашения Минской империи в рекордно короткий срок: работа над ними велась всего около двух месяцев. В отличие от люй, фиксирующих преступные деяния и следуемые меры наказания, декреты (лин) содержат предписания по самым разным вопросам, касающимся государственных и частных проблем, например относительно порядка служебных перемещений чиновников, наследования имущества, торговли вином, освобождения преступников, пришедших с повинной, от наказания и т.д. Именно потому, что лин представляли собой иной тип законов, они не были отменены после создания "Да Мин люй".

Какой же объем материала предстояло запомнить минским чиновникам? Наименьшее количество его равнялось 145 декретам и 460 законам, наибольшее - трудно назвать, поскольку количество дополнительных постановлений постоянно менялось. В окончательной редакции свода законов их насчитывается 405. Но даже если предположить, что нужно было запомнить все указанные статьи, то и это вряд ли было непосильной нагрузкой для памяти минских бюрократов, уже натренированной знанием наизусть нескольких канонических книг, выученных в порядке подготовки к чиновничьей карьере.

8. Например, сохранились данные о том, что в течение 8 дней к Чжу Юаньчжану поступили 1660 докладов от столичных и провинциальных управлений, касавшихся 3391 вопроса. В среднем он ежедневно должен был знакомиться более чем с 200 бумагами и принимать решение свыше чем по 400 вопросам. См.: *** (У Хань. Жизнеописание Чжу Юаньчжана. Пекин. 1979, с. 296). Трудно себе представить, чтобы один человек, даже весьма способный, мог детально разобраться в каждом деле и вынести по нему точное и исчерпывающее решение.

9. Минское чиновничество делилось на два слоя: высший и низший. Представители первого именовались гуань (***); они выполняли руководящие функции в административном аппарате, Я им присваивались служебные ранги. Представители низшего слоя, не входившие в состав рангированного чиновничества, назывались ли (***); их обязанности заключались в составлении, переписке и пересылке различных официальных бумаг, поэтому мы в дальнейшем переводилм ли словом "делопроизводители".

10. В свод была внесена специальная статья, запрещавшая создание клик. См.: "Свод законов", гл. II, "О злонамеренных кликах", с. 37 а/б.

11. См.: *** (История Минской династии)в серии *** (Фотолитографическое переиздание всех 24 династийных историй). Т.1. гл. 93. Шанхай, 1958 (далее - "История").

12. В тексте *** (законы и декреты). Комментарий поясняет, что "*** - это Да Мин люй, *** - это Да Мин лин". Указанные памятники охватывали все неотмененные правительством законодательные постановления, отсюда и наш вариант перевода.

13. Говоря современным языком, речь идет об определении составов преступлений. Ср.: "Состав преступления - совокупность установленных законом признаков, характеризующих деяние как преступление". - Советский энциклопедический словарь. М., 1980, с. 1256.

14. В тексте ***. Это другое наименование региональных цензоров ***. Последние назначались из числа столичных цензоров (см. примеч. 39) сроком на один год и посылались на периферию главным образом для контроля за деятельностью местной администрации.

15. Величина штрафа была определена в размере 1/10 назначенного тому или иному чиновнику жалованья, которое исчислялось, а в годы правления Чжу Юаньчжана преимущественно и выплачивалось в зерне. В основу пересчета натурального жалованья на деньги были положены не реальные рыночные цены, а установленное правительством правило, согласно которому 1 дань (ок. 107,4 л) риса приравнивался к 1000 вэней металлической монеты или 1 гуаню бумажными ассигнациями. См.: **** (Высочайше утвержденное продолжение "Исследования всех главных разделов китайской истории") в серии "Ванью вэнь-ку". Т. 2. Шанхай, 1936, гл. 139, с. 4043; "История"., гл. 82, с. 29044.

15. Комментарий в качестве примера такого служебного перемещения указывает, что начальник области переводился на должность заместителя начальника, заместитель начальника - на место тунпаня и т.д. При этом пониженные лица могли быть использованы лишь в рамках установленного для каждого присутствия штатного расписания. Тунпань - третий чиновник в областной иерархии. Число их в аппарате областной администрации, так же как и заместителей начальника области, не было определено. Каждый тунпань ведал какой-либо одной, порученной ему, отраслью управления: сельским хозяйством, ирригацией, обеспечением общественного порядка и т.д. См.: "История", гл. 75, с. 28793.

17. В качестве примера их комментарий приводит врачей и гадателей.

18. Титул сыновей императора, переходивший по наследству к старшему сыну. Эквивалентом его является Великий князь периода Российской империи. Младшие сыновья цинь-ванов получали титул цзюнь-ван. В источниках оба указанных титула часто выступают в сокращенной форме - ван.

19. В эпоху Минской династии существовало пять видов наказаний: порка тонкими батогами (от 10 до 50 ударов), битье толстыми батогами (от 60 до 100 ударов), высылка на определенный срок, ссылка на определенное расстояние, смертная казнь путем удавления или отсечения головы. Одна степень наказания равнялась 10 ударам тонкими или толстыми батогами, высылке на полгода или ссылке на расстояние в 500 ли (1 ли ок. 600 м).

20. Такая формулировка, повторяющаяся и в других статьях, означает, что за действия, направленные на "обход" какого-либо закона, суд должен был вынести обвиняемому самый суровый из возможных приговоров. Поэтому, если наказание, предусмотренное статьей, трактовавшей "обойденный" закон, было тяжелей, чем статьей, содержавшей положение об обходе, то вердикт определялся по первой, если легче, то судебное решение выносилось по последней.

21. Переаттестации проводились через каждые три года. См.: "История", гл. 71, с. 28915; гл. 72, с. 28922.

22. В период правления Минской династии в согласии с исторической традицией личное имя императора табуировалось. Поэтому в исторических источниках монархи выступают либо под названиями годов своих правлений - няньхао, или, как принято переводить этот термин в нашей литературе, девизами царствований, которые они избирали при вступлении на престол, либо под храмовыми именами, присваивавшимися им посмертно.

23. Шесть ведомств - Ведомство чинов (иначе: Ведомство личного состава и аттестаций), Ведомство финансов, Ведомство наказаний, Ведомство церемоний, Военное ведомство и Ведомство работ - высшие правительственные учреждения, по функциям напоминающие нынешние министерства, поэтому в современной, особенно западной, литературе они нередко переводятся этим термином.

24. В комментарии сказано, что последнее положение не распространялось на послания и доклады императору, за ошибку в которых в любом случае виновный подвергался каре. Неодинаковый подход к допустившим неточность в казенных бумагах определялся разным положением адресатов: в документах, направляемых двору, каждая неисправность трактовалась как недостаточная почтительность к трону и влекла за собой предусмотренное законом наказание.

25. В тексте ***, в данном случае это сокращенная запись выражения ***(букв. "сделать церемонии" и "сделать музыку").

26. Большая часть чиновников в обычной ситуации не имела права непосредственно обращаться к императору. В случае подачи доклада на Высочайшее имя он должен был не только передаваться по инстанциям, которые в настоящей статье выступают под определением "соответствующие чиновники и делопроизводители", но и получать их визу.

27. В данном случае речь идет о статье "О неправильной передаче императорского указа", второй параграф которой посвящен привлечению к ответственности за лживую передачу слов (речей) различных чиновников. За такой поступок полагались различные наказания - от 100 толстых батогов до трехлетней высылки, в зависимости от ранга чиновника, чьи слова были искажены. См.: "Свод законов", гл. 24, с. 4а/б.

28. Все сыновья императора по традиции, восходящей к царствованию Чжу Юаньчжана, вместе с титулом цинь-вана получали удел, куда они по достижении 21 года переезжали вместе с чадами и домочадцами. О резиденциях, находившихся в уделах, и идет речь в данном постановлении. Об определении "княжеская" см. примеч. 7.

29. Под соответствующим органом в данном случае, очевидно, подразумеваются Чжанши-сы, о которых говорится в последней фразе настоящего постановления. Чжанши-сы - орган, возглавлявший администрацию княжеской резиденции. Он учреждался одновременно с созданием того или иного удела и, как следует из данного постановления, начинал функционировать, по крайней мере теоретически, еще до прибытия вана в свое владение. О Чжанши-сы см.: "История". Т. I, гл. 75, с. 28967.

30. Положение удельных ванов первоначально определялось специальными правилами, а также общегосударственными законами. Составление указанных правил было начато в 1369 г. В 1373 г. они впервые были опубликованы под названием *** (Запись заветов предка императорской [династии] Мин, а затем подверглись пересмотру в 1376, 1381 и 1395 гг. Последняя версия была издана под титулом *** (Заветы предка императорской [династии] Мин. См.: Е.L. Farmer. Early Ming Government. Cambridge (Mass.) - London, 1976 p. 73. W. Franke. An Introduction to the Sources of Ming History. Singapore, 196a p. 183. При преемниках Чжу Юаньчжана в "Свод законов" был внесен ряд дополнительных постановлений, касающихся прав и обязанностей членов императорской фамилии, в том числе и цинь-ванов. По-видимому, все перечислении документы и имеются в виду в данной фразе.

31. Комментарий поясняет, что в данном случае подразумевается вмешательство в вопросы, относящиеся к той же области управления, в которой должен был действовать посланец. В предыдущей же фразе речь шла о делах, не имеющих отношения к сфере его деятельности.

321. Комментарий поясняет, что разница в наказаниях проистекала из различия документов: указ был несопоставим с предписанием.

33. Комментарий указывает, что это слово подразумевает как чужеземцев, так и мятежных лиц.

34. Выступающую здесь разницу в наказаниях комментарий объясняет тем что в первом случае враг будет осведомлен о планируемых мероприятиях и в результате они окажутся обреченными на провал, а во втором противник "хотя [и будет] знать, [что ему нужно] готовиться, но все-таки [он] не [будет] знать какие меры мы предпримем".

35. Последнее выражение означает, что разжалованный исключался из списков чиновничьего сословия и навсегда терял возможность быть принятым на государственную службу.

36. Этим термином китайские источники именуют обычные в дипломатической практике прошлого подарки китайскому императору от иноземных правителей.

37. Вэи являлись основными единицами, на которые делилась минская армия.

38. Т.е. в соответствии с порядком, изложенным в предыдущей фразе.

39. Согласно комментарию, имелись определенные сроки для пересылки казенных бумаг: 5 дней, если она касалась второстепенных вопросов, 10 дней для документов более важных и 20 дней для бумаг, относившихся к серьезным делам.

40. В комментарии сообщается, что начальники присутствий и их заместители не несли ответственности за несвоевременную отправку бумаг, поскольку пересылка их являлась обязанностью делопроизводителей. Старшие канцелярские чиновники, очевидно, в данном случае подлежали наказанию за неспособность должным образом осуществлять руководство подчиненными.

41. Комментарий поясняет, что в данном случае речь идет не только о спущенном вниз предписании вышестоящих властей, но и о решении, принятом и уже проводимом в жизнь самим нижестоящим органом.

42. Выражения *** и *** имеют одинаковый смысл, но, согласно комментарию, они относятся к разным категориям бумаг, что и нашло отражение в китайской графике, а также предлагаемом переводе.

43. В этой статье речь идет о посылке присутствиями своих документов на проверку столичным цензорам или провинциальным судебным управлениям. Такие проверки являлись основным методом контроля центра за деятельностью местной администрации.

Следующая же статья посвящена проверке документации на месте, в самом присутствии. Цель ее заключалась в том, чтобы посмотреть, каким образом выправлены недочеты, вскрытые в ходе ревизии, проведенной столичными цензорами и провинциальными судебными управлениями.

44. В комментарии говорится, что здесь имеются в виду областные, окружные и уездные правления, но почему-то не упоминаются провинциальные управления, являвшиеся высшим звеном местной администрации.

45. Цан - это зернохранилища, ку - склады, казначейства, чан - сеновалы,, рудники, промыслы, цзюй - казенные ремесленные мастерские, а также управления, которые ведали этими мастерскими, монетными дворами, сбором торговых налогов и др., у - управление по сбору торгового налога.

46. В Минское время было создано несколько органов, называвшихся со (***): пиянь-со, занимавшееся проверкой документов на право торговли солью и чаем; диюнь-со, возглавлявшее перевозки зерна и вещей; те'е-со, по-видимому, ведавшее железоплавильными мастерскими; наконец, упоминаемое в тексте данной статьи хэпо-со, собиравшее налоги с рыболовства. См.: "История", гл. 75, с. 28975.

При переводе иероглифа *** мы не используем слова "управление", поскольку этим термином мы передаем знак ***, выступающий в нескольких статьях данной главы. Перевод иероглифа *** словом "контора" является условным, хотя этот знак и имеет такое значение.

47. В качестве примера такого рода ошибок комментарий указывает постановку печати без подписи имен и фамилий соответствующих чиновников.

48. Эти управления (***) учреждались в стратегических пунктах периферийных областей, округов и уездов, а также вблизи внутренних таможен для поимки воров и бандитов. См.: "История", гл. 75, с. 28974.

49. По-видимому, в данном случае за одну степень наказания принят штраф из 10-дневного жалованья.

50. *** - буквально этот термин означает "контролирующие (надзирающие, ревизующие) цензоры". В штате Палаты контроля помимо двух ее начальников, их двух заместителей и двух помощников имелось 110 контролирующих цензоров, которые были распределены первоначально на 12, а с 1453 г. - 13 отделов или округов (***), по числу тогдашних периферийных провинций. Их основной обязанностью являлся надзор за деятельностью провинциальной администрации, главным образом путем проверки документов, поэтому указанный термин в литературе переводится и как провинциальные цензоры. См.: "История", гл. 73, с. 28934-28936.

51. Согласно пояснению комментария, этот термин в данном случае обозначай чиновников, заведовавших печатями, т.е., иными словами, начальников присутствий; см. статью "Об опечатывании и заведовании печатью".

52. Согласно комментарию, эта часть статьи подразумевает преступления "обычных людей", т.е. не служащих государственного аппарата.

53. Из пояснений комментария следует, что в случае описки следовало переписать текст заново, ибо подчистки могли вызвать сомнения в подлинности документа и привести к указанным в данной фразе нежелательным последствиям.

54. Наказанию подлежали чиновники, делопроизводители и мастера, ответственные за изготовление ассигнаций.

55. Т.е. полководцах и главах провинциальных военных управлений.

56. Данная фраза представляет собой инкорпорированное в текст закона примечание законодателя. Оно набрано более мелким шрифтом по два иероглифа вместо одного, в каждой вертикальной строке.

57. Два первых иероглифа обозначают лодочные и конные станции, первоочередная задача которых заключалась в том, чтобы обеспечивать транспортными средствами правительственных чиновников, совершавших служебные поезди. Мы условно перевели их словом "курьерские". Два других иероглифа обозначают покрывавшие всю страну (приблизительно через каждые 5 км) станции для передачи казенных бумаг, правительственной почты, которую осуществляли пешие гонцы со скоростью около 150 км в сутки. См.: "История", гл. 75, с. 28974; "Свод законов", гл. 17; статья "О поэтапной пересылке казенных документов", с. 1а-2а.

(пер. Н. П. Свистуновой)
Текст воспроизведен по изданию: Минское законодательство о государственном аппарате // Народы Азии и Африки, № 6. 1984

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.