Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЧЖАО ЖУГУА

ОПИСАНИЕ ВСЕГО ИНОЗЕМНОГО

ЧЖУ ФАНЬ ЧЖИ

Чжао Жугуа "Чжу фань чжи" ("Сообщения о подвластных Шривиджае государствах")

Сочинение Чжао Жугуа "Чжу фань чжи" (1224) относится к числу наиболее ранних китайских источников, в котором предпринята попытка полного описания известных в Китае иноземных стран. В нем подробно рассказывается о 45 странах, которые по своему географическому расположению соотносятся с восемью частями мира, а также дается описание некоторых периферийных стран, объединенных в раздел "Разные страны моря". В "Чжу фань чжи" описаны страны на Индокитайском полуострове, страны на острове Суматра, Малаккском полуострове и Сунда (Западная Ява), страны на острове Ява (Кедири, а с 1222 г - Сингасари) и острова Восточной Нусантары, страны на полуострове Индостан и Византия, центр арабского мира (кит Даши) город Каир С) и Мекка, страны Западной и Северной Африки, Ближнего Востока и Западной Европы, страны на острове Калимантан и на Филиппинском архипелаге, страны к востоку от Китая (на острове Тайвань, островах Рюкю, а также Корея и Япония). В предыдущей публикации [См. Восток 1996, № 6 с. 141-155] был дан перевод описания страны Саньфоци (Шривиджая). В данной публикации мы продолжаем знакомить читателя с текстом памятника и предлагаем перевод описаний стран, которые, согласно "Чжу фань чжи" и другим историческим источникам, входили в число стран, подвластных Шривиджае.

На протяжении более шести столетий малайское государственное образование, которое принято называть "империя Шривиджая", являлось одним из крупнейших в Юго-Восточной Азии. Наряду с такими государствами этого региона, как Камбуджадеша, Чампа, Матарам, Кедири, она входила в число великих держав своего времени Шривиджая, с центром на острове Суматра в районе Джамби, являлась государством, владения которого были расположены на западном побережье Малаккского полуострова и на восточном побережье Суматры. На южной границе малайской державы располагалась Сунда, на северной - Ламбри. К числу данников Шривиджаи Чжао Жугуа отнес и Шри-Ланку.

Напомним, что в описании столичного центра Шривиджаи (раздел № 7) содержится перечень подвластных стран Пэнфэн (Паханг), Дэнъянун (Тренггану), Линъясыцзя, или Линъясы (Ланкасука), Цзиланьчжоу (Келантан), Фолоань, Жилотин, Цяньмайбада (общепринятой идентификации этих трех стран не выработано), Даньмалин (Тамбралинга), Цзялоси (район города Чайя на побережье залива Бандой), Балиньфэн (Палембанг), Синьта (Сунда, Западная Ява), Цзяньби (в северной части острова [157] Суматра, предположительно в районе мыса Джамбуаир), Ланъули (Ламбри), Силань (Шри-Ланка) 1.

Танджурская надпись правителя государства Чола Раджендры I (1025 г ) подтверждает существование в XI в стран Джамби (Малайюр), Жилотин (Майирудингам), Ланкасука (Илангашока) Тамбралинга (Мадамалингам), Ламбри (Иламури-десам) Поскольку в "Чжу фань чжи" страны Пэнфэн (Паханг), Дэнъянун (Тренггану), Цзиланьчжоу (Келантан) упомянуты впервые, то можно сделать предположение о том, что эти государства, располагавшиеся южнее таких старых центров на восточном побережье Малаккского полуострова, как Тамбралинга и Ланкасука, являлись более поздними. Их возникновение свидетельствует о развитии внутри империи Шривиджая малайской государственности и о постепенном вовлечении в международную торговлю новых земель почти на всем протяжении восточного побережья полуострова. С другой стороны, их появление в источнике связано с ростом информированности китайцев о заморских странах в эпоху династии Южная Сун.

Заметим, что в перечне данников Шривиджаи страны Малаккского полуострова расположены строго с юга на север - от Паханга до Чайи. По такому же принципу расположены и суматранские страны Палембанг, Сунда, Цзяньби и Ламбри. Такое их расположение с юга на север, точнее, с юго-востока на северо-запад не случайно, оно соответствует направлению магистрального морского маршрута из Китая через Малаккский пролив в Индию и на Ближний Восток. Размещение описаний стран в соответствии с их реальным расположением вдоль этого и ряда других маршрутов является характерной чертой композиции "Чжу фань чжи".

Первые девять стран этого перечня находились на Малаккском полуострове. В тексте "Чжу фань чжи" даны описания трех из них (Фолоань, Тамбралинга, Ланкасука), которые, по-видимому, являлись локальными центрами на восточном побережье полуострова. Фолоань находилась в средней части восточного побережья полуострова 2, Тамбралинга - в его северной части, видимо на участке от Паттани до Чайи 3. Ланкасука же была расположена между ними, в районе реки Паттани (южная участь современного Таиланда) 4.

Нельзя не обратить внимания на то, что в списке стран, которые посылали дань Шривиджае, упомянута и Шри-Ланка Видимо, именно по этой причине Чжао Жугуа поместил ее описание не среди индийских стран, а среди стран, подвластных Шривиджае 5. Возможно, это связано с тем, что в момент написания "Чжу фань чжи" у автора не сложились точные представления о политическом статусе этой страны. На Чжао Жугуа могли влиять реалии более раннего времени, XI-XII вв., периода расцвета могущества Шривиджаи и ее соперничества с южноиндийским государством Чола. Кроме этого, у него попросту могли отсутствовать новые данные, поскольку, согласно "Чжу фань чжи", магистральный морской маршрут вел в обход острова к Малабарскому побережью полуострова Индостан.

Описания подвластных стран строятся по тем же принципам, что и описания Крупных стран, т е предусматривают сообщения о географических, политических и культурных реалиях, местных и привозных товарах, а также о международных контактах 6

Сообщения о географических реалиях двух соседних стран - Ланкасуки и Фолоань - похожи, они содержат информацию о сроках морского пути и о сухопутном маршруте, что свидетельствует об интенсивности контактов между ними. В описании Синьта - одного из центров торговли перцем - сказано о наличии удобной гавани, а в описании Цзяньби указано ее расположение на пересечении морских путей, описание Силань начинается с упоминания природных ориентиров. Все это - важнейшие признаки, отражающие наиболее характерные особенности стран.

Рассказ о политических и культурных реалиях предусматривал сообщения о монархе, народе, стране как таковой. Спецификой описания подвластных Шривиджае [158] стран является отсутствие сообщений об облике их правителей (кроме Ланкасуки и Шри-Ланки) 7. Это связано с тем, что они являлись подданными шривиджайского монарха, а в "Чжу фань чжи" наличие или отсутствие описания правителя связано со статусом страны: статус подвластной страны не предполагал такого описания.

Сообщение о народе показывает, насколько глубоко в Китае знали данную страну. Оно присуще, кроме Фолоань, всем подвластным странам. Важно отметить, что наиболее подробно описан народ стран с большой степенью самостоятельности - Тамбралинги, Сунды и Шри-Ланки. Однако специфической чертой описания народа является почти полное отсутствие информации о его занятиях. Это говорит о том, что купцы - информанты автора вели торговлю в отдельных пунктах на побережье и были еще мало знакомы с особенностями хозяйственной деятельности и быта малайцев 8.

Исследование списков местных и привозных товаров показывает, что все подвластные Шривиджае страны были так или иначе вовлечены в международную торговлю. Большая часть из них являлись поставщиками слоновой кости, которая была одним из самых распространенных товаров Нусантары (кроме Явы). Вторым по массовости товаром являлись благовония, которые поставляли страны Малаккского полуострова 9. Малайские страны были известны также своей камфорой. В описании Сунды упомянут лучший на всей Яве черный перец. Интересно отметить, что в описании Шри-Ланки большая часть наименований товаров совпадает с товарами Нусантары, а индийские товары для нее не характерны. Это позволяет предположить, что и с точки зрения экспорта в Китае она также воспринималась ближе к странам Юго-Восточной, чем Южной Азии.

При торговле с подвластными Шривиджае странами золото было выгодно везти в быстро усиливающееся государство Тамбралингу и на Шри-Ланку, серебро - в Фолоань и также на Шри-Ланку. На Шри-Ланку же везли сандаловое дерево и камфару (не исключено, что из Фолоань и других малайских стран). Наиболее массовыми ввозимыми товарами являлись продукты питания: рис, сахар, вино из ближайших стран, а также фарфоровая посуда и шелковые ткани из Китая.

Исследование упоминаний о международных контактах показало, что реально в начале XIII в. часть подвластных стран продолжала присылать в Шривиджаю дань, а часть - прекратила. Наиболее исправно платили дань страны Малаккского полуострова, но в рассматриваемый период она не всегда сразу достигала места назначения, поскольку часть предметов "собиралась" Тамбралингой, что может являться своеобразным намеком на их присвоение этой страной 10. Накануне составления "Чжу фань чжи" даннические отношения со Шривиджаей разорвала географически ближайшая к ней страна - Цзяньби. Шри-Ланка, возможно, продолжала поставку дани, но, согласно тексту, она реально подчинялась Наньпи (государство на Малабарском побережье п-ова Индостан).

Можно предположить, что в Китае к взаимоотношениям Шривиджаи с ее вассальными странами проявляли сравнительно большой интерес. Это могло быть вызвано тем, что ослабление ее контроля влияло на торговлю во всем регионе, ибо в ряде стран (Цзяньби, Сунда) именно шривиджайское управление создавало благоприятные условия для торговли и обеспечивало безопасность купцов. Там, где оно ослабевало, для купцов начинались неприятности. Это не могло остаться незамеченным в Китае, тем более что из Цзяньби шло олово, а из Сунды - лучший в ЮВА черный перец. Возможно, особенности отношений столичного центра и вассальных стран каким-то образом влияли на политику императорского двора по отношению к Шривиджае 11.

Согласно "Чжу фань чжи", в начале XIII в. граница между Шривиджаей и Камбуджадешей пролегала в районе Чайи, где находилась страна-данник Шривиджаи - Цзялоси. Как представляется, для стран восточного побережья Малаккского полуострова покровительство отдаленных сильных стран было одним из условий их [159] государственного существования. Так, покровительство относительно отдаленной Шривиджаи для стран Малаккского полуострова было выгодным, поскольку они получали гарантии безопасности от вторжения географически более близких держав - сначала Камбуджадеши, затем Сукотаи и Аютии. После ослабления Шривиджаи в конце ХШ в. Тамбралинга, Ланкасука и, возможно, более южные государства Малаккского полуострова были подчинены тайским государством, а в XIV в. Ланкасука, Паханг, Келантан, Кедах и др. переходят под контроль Маджапахита.

Если на восточном побережье Малаккского полуострова контроль Шривиджаи сохранялся и тамошние правители еще его ощущали, то на севере Суматры, в Цзяньби, против Шривиджаи велись военные действия, которые в конце концов привели к самостоятельности Цзяньби. В рассматриваемый период Шривиджая утратила административный контроль и над Сундой.

Итак, в начале XIII в. Шривиджая не была и не воспринималась в Китае как целостная страна, занимающая единую территорию. В ее описании отчетливо проявилось противопоставление столичного центра, находящегося в районе реки Джамби, и зависимых стран, расположенных на Суматре, Малаккском полуострове и в западной части Явы. Правители ряда подвластных стран предпринимали активные шаги (завоевывали власть - в Цзяньби, возводили укрепления - в Тамбралинге), направленные на обособление.

Если конец XII - начало ХШ в. ознаменовались преобладанием центробежных тенденций в империи Шривиджая, то во второй половине ХШ в. Шривиджаи как империи со множеством данников в разных частях малайского мира, по-видимому, уже не существовало 12. История Шривиджаи во второй половине этого столетия - это история отдельных суматранских княжеств Палембанг и Малаю, а также Педир, Перлак, Песанган, Пасэй, Индрагири, Самудра, Барус, Ламбри. В записках Марко Поло, который в 90-х гг. XIII в., следуя через Малаккский пролив, посетил Суматру, нет упоминания единого доминирующего центра, а некоторые страны названы вассалами китайского императора. Описывая остров Суматру ("Малая Ява"), он отмечает, что там имеется "восемь царств и восемь венчанных царей" 13.


Комментарии

1. Подробно о локализации подвластных Шривиджае (Саньфоци) стран и о существующих точках зрения сказано в предыдущей публикации. В "Чжу фань чжи" они описаны как страны со своей государственностью, что существенно отличает их от вассальных территорий яванского Кедири или калимантанского Брунея, подавляющее большинство которых находилось на догосударственном уровне развития.

2. Согласно источнику, "одного с ней типа" были страны Пэнфэн, Дэнъянун, Цзяцзиланьдань.

3. "Одного с ней типа" были страны Жилотин, Цяньмайбада, Цзялоси.

4. Списки подвластных стран и описание важнейших из них - это одна из особенностей "Чжу фань чжи". Их появление, возможно, обусловлено значимостью этих стран для Китая (с точки зрения торговли) и важностью для самого автора, который ставил перед собой цель составить описание всех иноземных стран.

5. Я счел целесообразным не нарушать структуру источника и ниже привожу перевод описания Шри-Ланки, которое составляет раздел со страной на севере острова Суматра-Ланъули (Ламбри).

6. Опыт исследования памятника показал, что в источнике содержится в основном только значимая информация, отражающая важнейшие элементы китайского видения стран. При анализе описаний подвластных стран важно учитывать и то, что ряд признаков, выделенных автором при рассказе о стране-сюзерене (например, климат, закон, обычаи), не повторяются, а как бы подразумеваются. Малое число повторяющихся признаков при описании политических и культурных реалий вассальных стран свидетельствует о существовании внутренней установки автора на выбор наиболее характерных для этих стран характеристик Часто это те признаки, которые отличают их и от страны-сюзерена, и друг от друга, Например, в описании внешнего вида местного монарха (см. М.Ю. Ульянов. Китайские источники по истории Нусантары в средние века. Опыт системного исследования труда Чжао Жугуа "Чжу фань чжи" М., 1966. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. На правах рукописи).

7. Описание внешности монарха можно найти только в тексте о Ланкасуке, где сказано, что он обматывается тканью и ходит босым. Поскольку это типичные признаки описания правителей крупнейших государств Нусантары, то возникает мысль о том, что и в XIII веке в китайском видении Ланкасуки сохранились стереотипы ее восприятия, сформировавшиеся в прошлом, во время правления династий Лян (555-589) и Тан (618-907), когда она являлась одним из крупнейших государств в Нусантаре и еще не была, по-видимому, подвластна Шривиджае.

8. Описание народа есть в рассказе о расположенной именно на острове Ява Сунды. Это подтверждает тот факт, что Сунда, несмотря на даннические отношения со Шривиджаей, воспринималась в Китае как типичная яванская страна. Заметим, что в описании данников Шривиджаи отсутствует информация о продуктах питания и винах, что также отличает малайские страны от яванских.

9. Согласно второй части "Чжу фань чжи" (раздел № 13), эти благовония были отнюдь не лучшего качества. Благовоние су уступает как минимум двум видам благовоний "алойного дерева" - чэнь и "бумажного" - цзянь. Лучшее су привозили из Чампы, Камбуджадеши и Явы, о малайском же су ничего не сказано.

10. О правомерности такого предположения свидетельствует дальнейшая история Тамбралинги (отделение, войны за распространение буддизма хинаяны, в том числе, возможно, и против махаянистской Шривиджаи). В "Чжу фань чжи" Тамбралинга описана накануне окончательного отделения от Шривиджаи. Согласно тексту надписи в Чайе раджи Дхармараджи Чандрабхану, это событие произошло уже в 1230 г., т.е. через пять лет после создания памятника (см История Индонезии М , 1992, с. 102).

11. Уже через несколько десятков лет перед китайскими сановниками стала проблема как относиться к получившим самостоятельность странам - принимать или нет знаки их вассалитета, а также как относиться к правам на них других стран, например тайских Сукотаи и Аютии или яванских Сингасари и Маджапахита. По-видимому, многие из бывших вассалов Шривиджаи к концу ХШ в объявили о формальном подчинении китайскому императору.

12. В это время проходило усиление тайского государства Сукотаи и яванского - Сингасари В 80-х гг. XIII в. Малаю признала сюзеренитет яванского правителя Кертанагары, в 90-е гг. государства Малаккского полуострова были завоеваны тайским правителем Рамой Камхенгом.

13. См . Марко Поло Книга Марко Поло М , 1955, с. 177.

Текст воспроизведен по изданию: Чжао Жугуа. "Чжу Фань Чжи". (Сообщение о подвластных Шривиджайе государствах) // Восток, № 1. 1999

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.