Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ФАН СЮАНЬЛИН

ИСТОРИЯ ДИНАСТИИ ЦЗИНЬ

ЦЗИНЬ ШУ

гл. 97, л. 10-б – 13-а

Бэй-ди (Северные дисцы)

Сюнну

[Племена], относящиеся к группе сюнну, именуют общим названием бэй-ди – северные дисцы. Земли сюнну на юге соприкасались с землями [бывших] владений Янь 1 и Чжао 2, на севере граничили с пустыней, на востоке примыкали к землям девяти иских племен 3, на западе доходили до земель шести [племен] жунов. Из поколения в поколение [племена] подчинялись друг другу и не принимали системы летосчисления, принятой в Срединном государстве. При династии Ся их называли сюньюй, при династии Инь – гуйфан, при династии Чжоу – сяньюнь и при династии Хань – сюнну. Об их силе и слабости, расцвете и упадке, обычаях и пристрастиях и о нахождении их земель подробно изложено в предыдущих историях.

В конце династии Ранняя Хань (206 г. до н. э. – 7 г. н. э.), когда среди сюнну вспыхнула большая смута и пять шаньюев боролись за власть, шаньюй Хуханье, лишившись престола, явился во главе кочевий к династии Хань и признал себя ее слугой. Династия Хань, с похвалой отнесшаяся к намерению Хуханье, выделила северную часть области Бинчжоу, чтобы поселить его там. Вслед за этим свыше 5 тыс. сюннуских юрт явились на жительство в Шофан и другие округа и стали жить среди ханьцев. Хуханье, благодарный династии Хань за оказанную милость, явился ко двору, а династия Хань [временно] оставила его у себя, пожаловала подворье, разрешила по носимому им титулу именоваться шаньюем, ежегодно выдавала шелковую вату, шелковые ткани, зерно, деньги, и, подобно ле-хоу, его сыновья и внуки наследовали власть без перерыва в течение нескольких поколений. Начальникам округов и уездов, в которых жили сюннуские кочевья, было приказано управлять ими, а их положение в целом походило на положение дворов, занесенных в подворные списки, с той только разницей, что они не несли податей и не платили налогов. По прошествии многих лет количество [сюннуских] дворов постепенно увеличилось, они заполнили все северные земли, и ими стало трудно управлять. В конце династии Поздняя Хань (25-220), когда в [151] Поднебесной происходили большие волнения, сановники наперебой говорили, что хусцев слишком много, и выражали опасения, что они непременно займутся разбоем, поэтому против них следует заранее принимать меры обороны.

В эру правления Цзянь-ань (196-200) вэйский император У-ди впервые разделил сюнну на пять частей, поставив во главе каждой части наиболее знатного из них в качестве вождя, назначил ханьцев на должности командующих войсками и поставил их надзирать за [вождями]. В конце династии Вэй название “вождь” было изменено на “главного воеводу”.

Под властью главного воеводы левой части [сюннуских кочевий] находилось приблизительно свыше 10 тыс. юрт, которые жили в бывшем уезде Сюаньши в округе Тайюань; у главного воеводы правой части [сюннуских кочевий] находилось приблизительно свыше 6 тыс. юрт, которые жили в уезде Цисянь; у главного воеводы южной части [сюннуских кочевий] находилось приблизительно свыше 3 тыс. юрт, которые жили в уезде Пуцзы; у главного воеводы северной части [сюннуских кочевий] находилось приблизительно свыше 4 тыс. юрт, которые жили в уезде Синьсин; у главного воеводы средней части [сюннуских кочевий] находилось приблизительно свыше 6 тыс. юрт, которые жили в уезде Тайлин.

После вступления [цзиньского] императора У-ди на престол в землях сюнну за укрепленной линией произошло большое наводнение, в связи с которым свыше 20 тыс. юрт из [кочевий] сайни, хэйнань и других изъявили покорность. Император снова принял их, повелев жить под бывшим городом Иян в землях к западу от Хуанхэ. В дальнейшем сюнну опять стали жить среди цзиньцев в округах Пинъян, Сихэ, Тайюань, Синьсин, Шандан и Лэпин.

В 7-м году эры правления Тай-ши (271 г.), шаньюй [Лю] Мэн поднял восстание и расположился в городе Кунъечэн. Император У-ди вручил верительный знак Хэ Чжэню, носившему титул Лоу-хоу, и послал его покарать [Лю Мэна]. Хэ Чжэнь, всегда отличавшийся расчетливостью, решил, что войска [Лю] Мэна злы и дерзки, их не покорить малыми силами, а поэтому тайно соблазнил Ли Кэ, служившего Лю Мэну в качестве надзирателя левой части [сюннуских кочевий], и тот убил Лю Мэна. После этого, содрогнувшись от страха, сюнну изъявили покорность и много лет не смели поднимать мятежи. Позднее они в гневе перебили старших чиновников и постепенно превратились в источник бедствий на границах.

Го Цинь, уроженец округа Сихэ, служивший в должности дворцового цензора, представил доклад, в котором говорил: “Жуны и дисцы сильны и жестоки, с давних пор они причиняли бедствия. В начале династии Вэй из-за малочисленности населения все северо-западные округа стали местом проживания жунов. Ныне они изъявляют покорность, но если через сто лет поднимется пыль от копыт боевых коней, то хуские всадники из [152] округов Пинъян и Шандан менее чем за три дня подойдут к [переправе] Мэнцзин и округа Бэйди, Сихэ, Тайюань, Фынъи, Аньдин и Шанцзюнь окажутся во власти ставки правителя дисцев. Следует показать силу, которая была проявлена при замирении земель У, использовать планы мудрых сановников и смелых военачальников, выступить в округа Бэйди, Сихэ и Аньдин,, освободить округ Шанцзюнь, заселить округ Фэнъи, а для этого надо собрать в уездах к северу от округа Пинъян приговоренных к смертной казни преступников, переселить из района Саньхэ и разделенного на три части округа Вэйцзюнь 4 40 тыс. семей из числа имеющихся чиновников и заселить ими эти округа. А для того чтобы варвары не тревожили хусцев, следует постепенно выселить различные [племена] хусцев из округов Пинъян, Хуннун, Вэйцзюнь, Цзинчжао и Шандан, незамедлительно принять строгие меры защиты, необходимые для контроля за приходом и уходом варваров, живущих в четырех сторонах света, восстановить учрежденную прежними ванами систему несения неопределенных повинностей. Все это явится дальновидным планом, рассчитанным на десять тысяч поколений”. Император не принял совета.

В пятом году эры правления Тай-кан (284 г.) сюннуский хусец Тайахоу во главе своего кочевья, насчитывавшего 29 тыс. 300 человек, изъявил покорность.

В 7-м году (эры правления Тай-кан, т. е. в 286 г.) вождь сюннуского хуского кочевья дудабо и вождь хуского кочевья вэйсо во главе более ста тысяч соплеменников, считая старых и малых, явились к правителю области Юнчжоу [Сыма] Цзюню, носившему титул Фуфэн-ван, с изъявлением покорности.

На следующий год главноуправляющие сюннусцев Дадоу, Дэи, Юйцюй и другие во главе кочевий, насчитывавших 11500 человек, включая старых и малых, явились с изъявлением покорности, имея 22 тыс. голов крупного рогатого скота, 105 тыс. овец, неисчислимое количество повозок, ослов и различного имущества. Все они поднесли дань, состоявшую из производимых в их землях предметов. Император ласково их принял.

Северные дисцы образуют группу, делясь на кочевья. Среди явившихся на жительство внутри укрепленной линии всего насчитывается девятнадцать племен: чугэ, сяньчжи, коутоу, утань, чицинь, ханьчжи, хэйлан, чиша, юйби, вэйсо, тутун, боме, цянцюй, хэлай, чжунци, далоу, юнцюй, чжэньшу и лицзе. В каждом [племени] есть кочевья, не смешивающиеся друг с другом. Наиболее сильным и знатным является племя чугэ, поэтому его представители могут становиться шаньюями, которые управляют всеми племенами.

Среди титулов, существующих в их государстве, имеется шестнадцать ступеней, а именно: левый сянь-ван, правый сянь-ван, левый илу-ван, правый илу-ван, левый юйлу-ван, правый юйлу-ван, левый цзяньшан-ван, правый цзяньшан-ван, левый шофан-ван, правый шофан-ван, левый дулу-ван, правый дулу-ван, [153] левый сяньлу-ван, правый сяньлу-ван, левый аньлэ-ван, правый аньлэ-ван. Все эти титулы носят родные сыновья и младшие братья шаньюя. Наиболее знатным считается титул левый сянь-ван, и его может носить только наследный сын [шаньюя].

Из существующих четырех фамилий имеется род Хуянь, род Бу, род Лань и род Цяо, из которых наиболее знатен род Хуянь; из него выходят левый жичжу и правый жичжу, поколениями являющиеся главными помощниками [шаньюя]. Из рода Бу выходят левый цзюйцюй и правый цзюйцюй, из рода Лань – левый данху и правый данху, из рода Цяо – левый духоу и правый духоу. Кроме того, имеются различные наименования [должностей], образуемые путем присоединения слов чэян и цзюйцюй, соответствующие должностям чиновников в Срединном государстве.

Среди населения в их государстве есть роды Циу и Лэ, которые отличаются смелостью и имеют склонность к мятежам. При императоре У-ди командующий всадниками Циу Цянье совершил во время нападения на земли У подвиг, за что был назначен главным воеводой племени чиша.

В эру правления Юань-кан (291-299), установленную императором Хуэй-ди, сюннусец Хао Сань напал на округ Шандан, перебил старших чиновников, а затем вошел в округ Шанцзюнь. Наследующий год младший брат Хао Саня, Хао Дуюань, во главе цянов и хусцев, живших в округах Фэнъи и Бэйди, напал и силой занял два округа. После этого северные дисцы постепенно усилились, а на Центральной равнине вспыхнули беспорядки.


Комментарии

1. Владение Янь – одно из семи крупных владений в период Чжань-го (403-221 гг. до н. э.). Было пожаловано чжоуским У-ваном своему родственнику Чжао-гун Ши после разгрома династии Инь. Занимало северную часть совр. пров. Хэбэй, а его столица находилась в г. Цзи (к северо-западу от Пекина). Сильные соседи – на западе владение Чжао, на юге владение Ци и на севере многочисленные кочевые племена – долго мешали Янь окрепнуть, и его правители объявили себя ванами только в 323 г. до н. э., значительно позднее правителей других владений. В 222 г. до н. э. Янь было уничтожено владением Цинь.

2. Владение Чжао – одно из семи крупных владений в период Чжань-го. По преданию, правители владения вели родословную от того же предка, что и правители владения Цинь. Начало рода правителей Чжао положил Цзаофу, колесничий чжоуского Му-вана, который пожаловал ему г. Чжаочэн (к юго-западу от совр. уездного города Чжаочэн в пров. Шаньси). В 403 г. до н. э. чжоуский правитель Вэйле-ван (426-402 гг. до н. э.) приписал правителя Чжао к разряду владетельных князей (чжухоу). Владение Чжао занимало северную половину совр. пров. Шаньси и тянулось до юго-восточной части пров. Хэбэй. Столица находилась в городе Ханьдань. В 222 г. до н. э. Чжао было уничтожено владением Цинь.

3. Девять неких племен (цзю и) – цюаньи, юйи, фанъи, хуанъи, байи, чии, сюаньи, фэнъи и янъи [33, гл. 85, л. 1-а]. Названия племен более чем сомнительны, занимаемая ими территория неизвестна. По свидетельству Сыма Цяня, на востоке сюнну граничили с племенами хуэйхэ и владением Чаосянь [26, гл. 110, л. 10-а]. Племена хуэйхэ обитали на землях совр. пров. Ляонин, южная часть которой принадлежала владению Чаосянь. Если это так, то на востоке границы сюннуских земель проходили где-то в районе пров. Ляонин.

4. Округ Вэйцзюнь был создан при ханьском императоре Гао-ди, его административный центр находился в уездном г. Есяне. При Ван Мане название округа было изменено на Вэйчэн и он входил в состав области Цзичжоу [10, гл. 28-а, л. 24-б]. В дальнейшем округ разделили на три части, передав восточную и западную части в распоряжение двух главных воевод. Округ занимал земли совр. уездов Вэйсянь и Цысянь в пров. Хэбэй.

(пер. В. С. Таскина)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории кочевых народов в Китае III-V вв. Вып. 1. Сюнну. М. Наука. 1989

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.