Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ОУЯН СЮ И СУН ЦИ

НОВАЯ ИСТОРИЯ ДИНАСТИИ ТАН

СИНЬ ТАН ШУ

Наделение крестьян землей в VII в. (Из “Синь Тан шу”)

По танской системе мерили землю на бу (Бу — шаг, мера длины около 1,6 м,). Площадь, рав-ная в ширину 1 бу и в длину 240 бу, называлась му. Сто му назывались цин.

Человек, только что родившийся, считался хуан — молокосос, с четырехлетнего возраста его называли сяо — малыш, после 16 лет считался чжун — средний, с 21 года его называли дин — тягловый, а после 60 лет он считался лао — старик.

Порядок наделения землей был такой: одному дин — тягловому мужчине старше 18 лет давали по 1 цину земли. Из них 80 му считались землей кауфэнь (подушным наделом для пахоты), а 20 му считались землей юнье — (повечным промысловым наделом). Каждому старику, тяжело больному или инвалиду полагалось по 40 му. Каждой вдове или овдовевшей наложнице полагалось 30 му. Главе целой семьи наделяли дополнительно 20 му. Во всех случаях 20 му наделенной земли считались вечным наделом (юне), а остальные— подушным наделом (кауфэнь).

На землях вечного надела (юне) следовало садить вязы, жужубы, туты и другие деревья, которые могли произрастать в данной местности, и число их было специально установлено.

Районы, где земли было много [малозаселенные районы] и ее хватало для наделения местных жителей, назывались куан сян — обширные волости. Районы, где земли было мало [густозаселенные], назывались ся сян — тесные волости. Размер надела земли в тесной волости (ся сян) был в 2 раза меньше, чем в обширной волости (куан сян). Земли в тесных волостях (ся сян) бывают плодородные и тощие. Если земля требовала “смены” [оставление одной части под пар] ежегодно, то ею следовало наделять в двойном размере. Если же земля в обширных волостях (куан сян) требовала “смены” [оставления под пар] раз в три года, то удваивать ее количество при наделении не полагалось. В обширных волостях (куан сян) землю давали и. ремесленникам, и торговцам, но вдвое меньше установленной нормы, а в тесных волостях (ся сян) им вовсе не давали земли.

Простому народу (шужэнь), а также беднякам, которым не на что было совершить погребение близких, разрешалось продавать свою наследственную землю (юнье или шие). [50] Людям, которые переселялись из тесной волости (ся сян) в обширную (куан сян), разрешалось продавать даже подушный пахотный надел (кау фэнь). Но тому, кто продал свою землю, надела больше не давали.

Земли умерших казна забирала и затем отдавала тем, кто не имел надела. Все изъятия и раздачи наделов земли производились ежегодно в десятом месяце. Землею прежде всего наделяли бедных и людей, которые выполнили норму трудовой повинности [государственных отработок]. Если в волости были излишки земли, то ее передавали соседней волости; излишки в уезде передавались соседнему уезду, а в области — соседней области.

Налоги и повинности крестьян при династии Тан

Всем тягловым крестьянам (дин), наделенным землей, подлежало вносить ежегодно: проса — 2 ху (Ху — ныне равен 51,77 литра.) и необрушенного риса — 3 ху. Это называлось зерновым налогом — цзу.

Каждому тягловому (дин), в зависимости от местного производства, подлежало вносить ежегодно: простой шелковой ткани — 2 куска (пи) и тафты — 2 чжана. Если вместо этого вносили холст, то количество его увеличивалось на 1/5. Кроме того, вносили шелковой ваты по 3 ляна (Лян — ныне равен 37,3 г.) и конопли 3 цзинь. Там, где шелк не производился, вносили 14 лян серебра [вместо шелковых тканей]. Все это называлось податью — дяо.

Ежегодно отрабатывали по 20 дней, а в високосный год дополнительно 2 дня. Кто не нес отработок, должен был платить [казне] 3 чи шелковой ткани за каждый день. Это называлось отработками [или трудовой повинностью] — юн.

Если в связи с необходимостью кто-либо выполнял работу в течение 25 дней, его освобождали от налога тканями— дяо. А тех, кто работал сверх нормы в течение 30 дней, освобождали от зернового налога — цзу и от подати тканями— дяо. Основная [государственная] трудовая повинность не должна была превышать 50 дней в год.

Налоговая политика в империи Тан в VII и VIII вв.

Если государство нуждалось в дополнительных средствах, то следовало прежде всего доложить императору, а затем приступать к взиманию налогов. Сумму налогов, которую предстояло собрать, следовало писать на воротах уездного города, а также в деревнях для того, чтобы она стала всем известной. [51]

Если в результате наводнения, засухи, инея и налета саранчи урожай уменьшился на четыре десятых, то освобождали от зернового налога — цзу. Тех, у кого совсем погибли тутовые деревья и конопля, освобождали от подати тканями— дяо. У кого урожай уменьшился на шесть десятых, их освобождали и от зерновой подати — цзу и от подати тканями— дяо. Кто же собрал со своего поля урожай ниже обычного на семь десятых, освобождался от всех податей.

Все дворы новоселов освобождались весной в третий месяц от отработочной повинности, летом в шестой месяц они освобождались от налога, осенью в девятый месяц освобождались как от налога, так и от повинностей. О людях, которые переселялись в обширные волости (куан сян), уездные начальники должны были докладывать в область, а если кто-либо уходил за пределы уезда, то докладывать следовало ведомству финансов — ху бу. Чиновники должны были подать доклад по истечении месяца.

Запрещалось переселяться из столичного округа за его пределы, а также из уездов столичного подчинения в другие уезды.

Всех окраинных варваров, которые подчинились империи, селили в обширных волостях (куан сян) и освобождали их от налогов на 10 лет. Рабов, получивших свободу, освобождали от налогов на 3 года. Варваров, которые бежали за границу и возвратились через год, освобождали от налогов на 3 года. А тех, кто вернулся через 2 года, освобождали от налогов на 4 года, а возвратившихся через 3 года — на 5 лет.

...В первые годы правления Чжэньгуань (Чжэньгуань —годы правления императора Ли Ши миня (627—649 гг.), второго императора династии Тан.) количество учтенных дворов приближалось к 3 млн. Кусок шелковой ткани можно было сменять на 1 доу риса. В четвертый год Чжэньгуань [630 г.] один доу риса стоил 4—5 монет (цянь). Человек, уходя из дома на несколько месяцев, мог оставлять дверь незапертой. На землях паслись стада лошадей и быков. Отправляясь в дальний путь за много тысяч ли, люди не брали с собою продовольствия. Населения и продуктов было много. Варвары, которые обитали у окраин, покорились и присоединились [к империи]. Их число превосходило 1 200 тыс. человек. В том году во всей Поднебесной к смертной казни было приговорено всего 29 человек. То время называют “Великим спокойствием”.

Некогда в годы правления Юнхуй (Юнхуй — годы правления императора Ли Чжи (650—655 гг.).) были запрещены купля и продажа наследственных земель (шие) (Надел земли “шие” то же, что и надел “юне”.) и земель пахотного надела (коу фэнь). Впоследствии сильные и [52] богатые захватили землю, бедные лишились своих хозяйств. Поэтому император издал указ, в котором приказал покупателям возвратить землю, а их самих наказать. В ту пору в Янчжоу зерновой налог — цзу и подать тканями — дяо вносились деньгами, в Линънане их вносили рисом, в Анане — шелком, в Ичжоу — шелковым полотном, тафтой... Был издан императорский указ, повелевавший вместо зернового налога — цзу взимать в Цзяннане холст...

...В 25-й год Кайюань (Кайюань — название годов (713—741 гг.) правления императора Ли Лун-цзи, который правил до 755 г.) [737 г.], в связи с крайней трудностью перевозок по рекам Янцзы, Хуайхэ, Хуанхэ и Лошуй, а также потому, что в Гуаньчжуне мало тутовых деревьев и, следовательно, разводится мало шелковичных червей, а бобы и просо дешевы, приказано государственные отработки — юн и подати тканями — дяо заменить налогом рисом. В неурожайные годы разрешалось вносить налог холстом и шелковым полотном. В районах к северу и к югу от реки Хуанхэ, где перевозки крайне затруднены, зерновой налог — цзу заменили взносом шелковой тканью.

...В следующем году был издан указ, согласно которому в народе люди моложе 3 лет считались хуан (молокосос), моложе 15 лет — сяо (маленькими), моложе 20 лет — чжун (средними). В связи с тем, что в богатых (мэнь ху гао) и многолюдных дворах часто отделяются от родителей и живут отдельно, тем самым уклоняясь от призыва в войско на оборону границ, император издал указ, повелев, чтобы во дворе, где более 10 тягловых, от службы в войске освобождали 2 тягловых, где более 5 тягловых, освобождали одного. Человек, который носил траур, освобождался от трудовой повинности.

В 3-й год Тяньбао [744 г.] (Тяньбао — название последних годов правления императора Ли Лун-цзи (742—755 гг.).) внесены были изменения: человек из народа (минь) старше 18 лет уже стал считаться “чжуннань” [мужчиной среднего возраста], а старше 23 лет — “чэньдин” [совершеннолетним тягловым].

В 5-й год [746 г.] был издан указ, согласно которому в каждой волости от земельного налога — цзу и отработок — юн освобождались 30 тягловых — дин, которые были так бедны, что неспособны были сами себя прокормить. Мужчины старше 75 лет и женщины старше 70 лет могли держать при себе одного чжуннань [мужчину среднего возраста] в качестве обслуживающего. А после 80 лет о них издавалось особое распоряжение.

Тогда страна была богатой и обильной. 1 доу риса стоил 13 монет, а в областях Цин и Ци 1 доу риса стоил только [52] 3 монеты. 1 кусок шелковой ткани стоил 200 монет. Вдоль дорог сплошь и рядом были открыты лавки, в которых для путников были приготовлены еда и вино. На постоялых дворах держали мулов. Отправляясь в путешествие за тысячи ли, не нужно было брать с собой даже малого оружия.

Ежегодный приход Поднебесной составлял от земельного налога — цзу более 2 млн. связок монет, свыше 19 800 тыс. ху проса. По трудовой повинности — юн и подати тканями получали 7400 тыс. кусков шелкового полотна, свыше 1 800 тыс. туней ваты и 10 350 кусков холста.

Сын неба вел праздную и роскошную жизнь и не помышлял о бережливости. Часто расходы превышали доход.

...В первый год правления Гуаньдэ (Гуаньдэ (763—764 гг.) — название годов правления императора Ли Юя. Этот император трижды менял название своего правления.) [763 г.] император издал указ, согласно которому в семьях, где имелось 2 тягловых— дин, один освобождался от подати. С каждого му должны были взимать зерна 2 шэн (Шэн — ныне равен 1,03 литра.). Совершеннолетним тягловым — чэндин считался мужчина в возрасте от 25 лет, а стариками считались достигшие 55 лет. Это должно было облегчить положение народа, но сильные разбойники [мятежные феодалы] не были еще усмирены и потому народ нес очень тяжелое бремя. Когда туфаньское [тибетское] войско подошло к самой столице, а вблизи ее было расквартировано несколько десятков тысяч солдат, все чиновники отдали свое жалованье и вместе с местными крестьянами [дворами] снабжали войска продовольствием.

В первый год правления Дали (Дали — название годов правления Ли Юя (766—779 гг.).) [766 г.] был издан указ императора, гласивший, что, когда бродячий народ возвращается, его следует освобождать от налогов на срок в 2 года. Если же их поля и усадьбы не сохранились, им следует нарезать землю, которая принадлежала беглым.

С каждого засеянного му земли в Поднебесной взималось деньгами 15 монет...

В силу крайней нуждаемости правительства в средствах казна взимала налоги в пору, когда осень еще не наступила и хлеба были еще зелены. Это называлось “цин мяо цянь” — денежный налог с зеленых побегов. Кроме того, существовал и “ди тоу цянь” — денежный налог с земли. С каждого му взимали по 20 монет. Все это именовалось “цин мяо цянь” — деньги с зеленых побегов.

Император приказал делить осенний налог в Шанду (Шанду — ныне уезд Чанъань в провинции Шэньси.) на 2 категории. Высшая категория, когда с 1 му взимают 1 доу, [54] а низшая, — когда 6 шэн. С 1 му залежной земли взимали 2,5 шэна.

В 5-й год [770 г.] издали закон, по которому с каждого му земли высшей категории летом взимали 6 шэн, а низшей категории — 4 шэн. Осенью с каждого му высшей категории взимали 5 шэн, а с низшей — 3 шэн. Взимание податей с залежных земель оставалось по-прежнему. Вдвое увеличили взимание денежного налога с зеленых побегов [цин мяо цянь], при этом денежный налог с земли [ди тоу цянь] в него не входил.

“Двадцать четыре династийные истории”, кн. 13, Синь Тан шу, гл. 51, отдел “Чжи”, гл. 41, стр. 15765—15767, Ксилограф, л. 1 — 4.


Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по истории средних веков. Т. 1. М. 1961

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.