Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

БИЧУРИН Н. Я. [ИАКИНФ]

ВЗГЛЯД НА ПРОСВЕЩЕНИЕ В КИТАЕ

Много говорили, много писали о Китае. Одни уверяют, что сие Государство есть одно из просвещеннейших в Азии; другие положительно утверждают, что Китайцы находятся в большом невежестве (Это очень нередко доводится мне слышать от ученых людей). По моему мнению, и те и другие основываются на шатких началах. Чтобы безошибочно изложить свое мнение по сему предмету, надобно с большим вниманием обозреть состояние наук и приспособление оных к политическому быту народа, потом делать заключение о степени его образования.

Круг просвещения в Китае ограничен тесными пределами. Он объемлет только четыре рода Ученых [325] Заведений, более или менее сложные. Это суть: Училища — часть наиболее сложная, Институты Педагогический и Астрономический и Приказ Ученых, соответствующая Академиям Наук в Европе.

В Училищах занимают Воспитанников одною Словесностию, которая смешанно объемлет Историю, Поэзию, Религию, Правоведение и Политическую Экономию. Знание Музыки и обрядов составляет существенную часть в образовании юношества; Географии своего отечества, Математике, Химии, Медицине, Ботанике, Архитектуре и Гидравлике обучаются произвольно и без отдельного преподавания упомянутых Наук. Все, что не нужно на службе отечеству, Китайцы считают бесполезным; и по сему предубеждению никакого не обращают внимания на то, что доныне сделано в Европе по части Наук.

Педагогический Институт занимается приготовлением учителей для Училищ. В Астрономическом Институте исключительно упражняются в Математических Науках. Приказу Ученых предоставлено сочинение книг, в которых ясность в изложении, верность в описании и сообразность с духом Законодательства требуют общего усилия Ученых. В последнем, по моему мнению, Китайцы имеют преимущество пред образованнейшими в Европе народами.

В училищах нет никаких учебных книг, приведенных в систему; a в основание принято Четырекнижие и так называемые пять классических книг, которые по их древности признаны основными, и имеют пред всеми прочими такую же важность, как y Хрисииан Библейские Книги. Сии пять книг суть: Книга перемен, Древняя История, Древние Стихотворения, Весна и Осень, и Записки об обрядах. [326]

Четырекнижие состоит из четырех разных небольших сочинений, известных под названиями: Лунь-юй, Мын-цзы, Великая Наука и Обыкновенная Средина. Лунь-юй содержит в себе мнения мудреца Кхун-цзы, записанные и собранные пятью его учениками. Мын-цзы есть нравственное сочинение одного древнего мудреца, известное под его же. именем. Великая Наука и Обыкновенная Средина суть два нравственные сочинения. Первое из них написано Ученым Цзэн-цзы, учеником мудреца Кхун-цзы, a второе написано внуком последнего. Четырекнижие почитается вместилищем Богословия и Философии, a потому сия книга составляет основание первоначального учения (В Европе несправедливо называют Четырекнижие Философиею мудреца Кхунь-цзы).

Книга перемен содержит в себе понятия о Боге и Естестве, изложенные не словами, a параллельным начертанием трех цельных и трех ломаных линий, представленных в 64-х разных видах. Государь Фу-си, живший, по уверению древних преданий, почти за 3000 лет до Р. X., первый постиг тайну изображать помянутыми чертами мысли, и сим открытием проложил путь к изобретению Китайских письмен. В след за сам Государь Янь-ди сделал некоторые изменения в его системе. Наконец Государь Вынь-ван за 1100 лет до Р. X. написал третью систему, в которой к каждому из 64-х расположений черт применил нравственное правило, и в толковании объяснил последствия, происходящие от исполнения или нарушения оного. Первые две системы сожжены за 213 лет до Р. X. и даже не осталось никаких сведений о их расположения. Ныне [327] существующая Книга перемен есть сочинение Государя Вынь-ван.

Древняя История содержит в себе события Китайского Государства с 2365 до 255 года до Р. X., т. е. с 1-го года царствования Государя Яо до падения Династии Чжеу. Сия История составлена из Дворцовых Записок, в свое время ежедневно писанных Придворными Историографами, известными ныне при Китайском Дворе под названием Придворных Журналистов. Кхун-цзы, желая представить сию Историю основанием Законодательства, исключил все несообразное с здравым разумом, и чрез то сократил ее во сто глав. В 213 году до Р. X. сия История имела общую с прочими книгами участь, и совершенно погибла 6ы, еслиб в то же время не нашелся девяностолетний ученый, по имени Фу-шен, которые на память мог прочесть 58 глав. В след за сим при разламывании дома, в котором жил Кхун-цзы, нашли экземпляр Сокращенной Древней Истории, скрытый в стене, который во всем сходствовал сь пересказанным от Фу-шена.

Древние Стихотворения писаны частию при Династии Шан, почти за 1700 лет до Р. X., a более при Династии Чжеу, в исходе II-го и в начале последнего тысячелетия до Р. X. Сии стихотворения состоять из 4-х частей. Первая часть названа: Нравы Царств. Удельные Князья собирали в своих владениях народные песни и представляли Главе Империи, которые судил по оным о нравах и правлении в Уделах. Вторая часть содержит в себе Малые Кантаты, которые певались, когда Глава Империи принимал Удельных Князей, или Удельные Князья угощали Послов его. Третья часть названа Большие Кантаты, которые певались, когда Глава Империи угощал Удельных Князей и Посланников их, или делал пиры для [328] своих Вельмож. В четвертой части собраны гимны, которые певались при жертвоприношениях, совершаемых Главою Империи в храме предкам своим, или в храмах Небу и Земле.

Весна и Осень есть название Исторических Записок Удельного Княжества Лу, составлявшего Южную половину нынешней Губернии Шань-дун. Сии Записки начинаются 722 и оканчиваются 481 годом до Р. X. Кхун-цзы написал Весну и Осень таким слогом, выражения коего в последствии приняты в Истории положительными речениями в похвалу или порицание Вельмож. Слог Записок очень краток, и похвала или порицания кому-либо заключаются не более, как в одном или двух словах.

Записки о обрядах составлены из собрания 185 древних мелких сочинений о Музыке и обрядах. Дай-дэ, живший около времен Р. X., сократил оные сочинения в 85 глав; a Дан-шен, племянник его, еще сократил в 49 глав, в числе коих занимают место Великая Наука и Обыкновенная Средина, помещенные в Четырекнижия. Последнее сокращение включено в число пяти классических книг под названием: Записки о обрядах.

В настоящее время Четырекнижие и пять классических книг суть единственные книги, из которых малолетные дети в начале учат на память одни тексты, a с 13 года преподают им то же с толкованием; тут же они начинают учиться сочинять.

Из сего краткого обозрения просвещения в Китае каждый усмотрит, что только четыре предмета заслуживают обратить внимание на них: училища, два Института и Ученый Приказ. Рассмотрим каждый порознь. [329]

Училища.

Училища разделяются на три разряда. В первом разряде поставлены училища Общественные или Народные, во втором уездные, в третьем Губернские. Народные училища учреждены во всех городах и состоят под ведением Местных Начальств, которым предоставлена власть принимать в оные детей и увольнять их, как скоро они не пожелают продолжать учение; определить к ним учителей из людей свободных, известных своею нравственностию и образованием. Ежегодно представляют Попечителю Училищ списки, как учащих, так и учащихся.

В сих Училищах дети получают первоначальное образование, и как скоро получат на испытании степень Студента, то переводятся в Уездные Училища. Но при сем должно сказать, что большая часть детей из достаточных домов учится y домашних Учителей, и в Народные Училища более поступают бедные и сироты: потому что здесь пользуются учением без платы.

Уездные училища также находятся во всех городах, но состоят на особливых правах, что ниже увидим во всей подробности.

Губернские Училища находятся в Губернских городах, по одному в каждом от Правительства, по нескольку в Губернии, основанных частными людьми. Казенные Училища содержатся доходами от приписанных к ним земель. Начальникам Губернии предоставлена власть определять Частных учителей, избирая их из людей образованнейших и служащих и не служащих. В сих Училищах образуются вольнослушающие, которые допускаются сюда по усмотрению Председателя Казенной Палаты с [330] Губернским Прокурором, a оставляют Училище по собственному желанию. Из сего краткого обзора открывается, что Училище первого и третьего разряда суть приуготовительные, в которых нет ни постоянного учения, ни постоянных учеников.

Уездные Училища делятся на Большие, Средние и Малые, иначе Областные, Окружные и Уездные. Существенное различие между ими состоит не в разности преподаваемых предметов, a в числе студенческих ваканций. В большей части Областных Училищ Штат Студентов 1/4 более против Штата Окружных, a Штат Окружных 1/5 более Штата уездных Училищ.

Достигшие «достаточного образования в Народных Училищах, или y домашних Учителей, являются в свой Областной город на испытание, на котором получившие степень Студента поступают в уездные Училища, где они, став Казенными Воспитанниками, совершенно теряют право располагать выбором состояния и должности для себя. Они считаются Кандидатами Государственной службы: почему и обязаны продолжать дальнейшее образование под руководством Казенных учителей, под непосредственным надзором Начальства по учебной части.

В каждом уездном училище (с небольшим исключением) определены: один Старший и один Младший учитель. Всех учителей по Губерниям считается:

Областных — 180

Окружных — 210

Уездных — 1111

Младших — 1521

Всех — 5022 (В сие число не включены Учителя Народных и Высших Училищ, также Учителя Деревенских Частных Школ). [331]

Студенты разделяются на Казеннокоштных, Сверхштатных и Прибавочных. Штат каждого из этих разрядов ограничен положением.

Ваканций Казеннокоштных Студентов считается:

В Областях — 5915

— управляющих Округах — 2100.

Ваканций Сверхштатных Студентов считается:

В Областях — 5915

— Управляющих Округах — 2400.

Ваканций Прибавочных Студентов считается в Областях и Округах — 24,000

Всего — 40,650.

В каждой Губернии находится Попечитель, заведывающий управлением училищ и распоряжениями при испытаниях. В тех городах, в которых Попечители имеют пребывание, находятся особливые доли для произведения испытания; a в прочих городах Правительство строит для сего временные балаганы. Попечители училищ по порядку объезжают места испытания. Им позволяется для просмотра задач приглашать с собою сотрудников из Ученых той же Губернии, не менее пяти или шести человек в малой Губернии.

И ученики и Студенты к испытанию препровождаются из уездов в главный город своей Области или Округа. Во время испытания, Областному и Окружному Правителю препоручается должность Пристава, на коего возлагается соблюдение внутреннего порядка при сем случае. Пристав и учитель, имея донести Попечителю о чем-либо, должны лично говорить с них в зале Присутствия, a являться к нему частно запрещается. Попечитель не может принимать [332] частных писем, и кроме дел по должности, ни по какому другому поводу не можешь видеться с Чиновниками, Письмоводителями, учителями и учениками. Находящиеся при нем Чиновники и служители, до единого должны быть заперты и запечатаны в экзаминальном дворе, в котором в сие время ни одному лицу, не принадлежащему к Училищам, быть не дозволяется.

Испытание Студентов разделяется на годичное и предварительное. На годичном испытании обязаны быть все Студенты, исключая Воспитанников Астрономического Института, Студентов, отправленных в армию, и Студентов, за примерное благонравие получивших 12 класс. Что касается до тех Студентов, которые находятся в Штате около 50-ти лет, или имеют около 10-ти лет от роду, дозволяется наградить их платьем, и уволив от годичного испытания, не допускать на испытание в Кандидаты.

Годичное испытание Студентов производится еже-годно, a предварительное чрез два года в третий, т. е. пред отправлением их к испытанию на степень Кандидата, которое производится в главном город Губернии.

На годичном испытании даются два предложения для Рассуждения: одно из Четырекнижия, другое из прочих пяти классических книг, и сверх сего пятисловные стихи (от четырех до десяти строк). На предварительном испытании, дается предложение для Рассуждения, политическая программа н пятисловные стихи. Пред открытием каждого испытания, в начале производится особливое испытание в изъяснении классических книг и Поэзии.

При рассматривании задач, сочиненных на испытании, слог и суждение [333] постоянно правильные поставляются в первом разряде; слог и суждение довольно правильное во втором разряде, слог и суждение несколько правильное в третьем разряде; слог и суждение с недостатками в четвертом разряде; слог сбивчивый и суждение погрешительное в пятом разряде; слог неправильный и суждение без смысла в шестом разряде. Сим образом ученики и Студенты, по сочинению задачи, разделяются на шесть разрядов. Из Студентом первого разряда Сверхштатные, Прибавочные и Деревенские (Под Деревенскими разумеются Студенты, в наказание за худые задачи сосланные в Народные и Деревенские Училища, и деревенские Студенты Губернии Чжи-ли) повышаются на ваканции Казеннокоштных. Если нет Казеннокоштных ваканций, то Прибавочные и Деревенские прежде помещаются в штат Сверхштатных. Если нет ваканций, то Деревенские прежде помещаются в штат Прибавочных, и все получают право ожидать Казеннокоштных ваканций. Пониженные прежде из Казеннокоштных в Сверхштатные, опять принимаются в штат Казеннокоштных. Из Студентов второго разряда Сверхштатные повышаются в штат Казеннокоштных; Прибавочные и Деревенские помещаются на ваканции Сверхштатных. Если нет ваканций, то Деревенские прежде помещаются в штат Прибавочных; пониженные прежде из Казеннокоштных в штат Сверхштатных, опять помещаются в Казеннокоштные, Сверхштатные, пониженные в штат Прибавочных, опять помещаются в штат Сверхштатных. Из Студентов третьего разряда те, которые исключены были из Казеннокоштных, опять получают право ожидать Казеннокоштных ваканций; пониженные из Сверхштатных в штат Прибавочных, снова понижаются в штат Сверхштатных; из Прибавочных, сосланные в [334] Деревенское училище, опять помещаются в штат Прибавочных; Казеннокоштных же, пониженных в штат Сверхштатных, помещать в число Казеннокоштных не дозволяется. Из Студентов четвертого разряда Казеннокоштные на время лишаются содержания, a не места, и дается им шестимесячный срок, чтобы при новом испытании показали себя достойными прежнего места; давать же сей срок прежде пониженным из Казеннокоштных не дозволяется, a предоставляется им заслужить прежнее место на следующем годичном испытании; Сверхштатным, Прибавочным и Деревенским, всем делается замечание. Из Студентов пятого разряда Казеннокоштные понижаются в Сверхштатные; из Сверхштатных понижаются в Прибавочные, из Прибавочных в Деревенские; Деревенские отсылаются в Деревенские Училища; a прежде сосланные в Деревенские училища исключаются в податное состояние. Из Студентов шестого разряда, если еще нет шести лет от поступления в Училище, также пользующиеся казенным содержанием более десяти лет, отсылаются в Деревенское училище; пользующиеся более шести лет казенным содержанием, также находящиеся более десяти лет в штате Прибавочных, отсылаются на родину для определения в письмоводители; прочие все исключаются в податное состояние.

По вскрытии стола во-первых распечатывают задачи шестого разряда, и с поименною перекличкою выдав оные, прежде выпускают сих Воспитанников. Потом поименно перекликают пониженных и выдают им задачи. Студентам первого и второго разряда назначают в награду шелковые материи, цветы из теневого шелка, тушь и писчие кисти; из Студентов третьего разряда первым десяти [335] назначается писчая бумага, писчие кисти и бумажные цветы. Студенты остальных трех разрядов наказываются по положению. По окончании всего, Студенты первого разряда образуют первое, Студенты второго разряда второе отделение; a Студенты третьего разряда, по их многолюдности, образуют несколько отделений. Все сии, при получении задач, получают и награды. Потом благонравнейшие становятся впереди; за ними Студенты первого разряда, a потом Студенты второго разряда. Все сии, предшествуемые музыкою, выходят из экзаминального двора большими воротами; Студенты третьего разряда выходят восточною угловою калиткою, a Студенты четвертого и пятого разряда западною угловою калиткою; сосланным же и небывшим на испытании, по снятии шариков с них, дается один месяц срока для заглаждения стыда на втором испытании. И на годичном и на предварительном испытании купно производится испытание и ученикам (см. введение), из коих лучшими пополняется штатное число Студентов в уездных училищах. Им дают два предложения из Четырекнижия для сочинения Рассуждения и пятисловные стихи; сверх сего назначается написать одну главу из Царских наставлений. Кто из учеников может на память прочитать все пять классических книг, или Обряды Династии Чжеу с изъяснением, также пишет гладким слогом, тех дозволяется помещать на ваканции Студентов.

Учащие пред годичным испытанием составляют разграфированную ведомость, в которую приказывают каждому Студенту самому вписать свой возраст, облик, три колена на родине (т. е., что отец и дед его жили на месте его рождения), год и месяц поступления в училище, исключение из Казеннокоштных, понижение, пребывание в трауре по родителях, перемену имени, бытие в отпуску по болезни. Сию ведомость заблаговременно представляют Попечителю Училищ. Еще составляют вторую ведомость полного числа Студентов, с показанием сколько Казеннокоштных, Сверхштатных, Прибавочных и Деревенских, сколько из них явилось на испытание, сколько в траурах по родителях [336] и в отпуску по болезни, сколько какого разряда по прежнему испытанию, сколько отличного и средственного поведения. Сию ведомость представляют Попечителю в день его прибытия. Пристав Экзаминального Двора (т. е. Областный или Окружный Правитель) подает третью ведомость, в которой по статьям изложено:

1) Кто есть Пристав.

2) Служба подчиненных ему чиновников.

5) Служба учащих.

4) Храмы и могилы мудрецов и славных мужей сей страны, поклоняемых в настоящее время, древних премудрых и мудрецов.

5) Донесение об отцепочтительных, справедливых и сохранивших девство и целомудрие.

6) Сколько и кто находится из Ученых, не желающих выказать своих способностей и добродетелей, и кто представлял об них.

7) Показание учебных Заведений, Деревенских Училищ, слободских Общин.

8) Количество земель и число домов, принадлежащих училищам, и количество собираемых с них доходов.

9) Карта с описанием сей страны.

10) Книги, сочиненные известными Учеными сей страны.

11} Каменные памятники, с иссеченными на них надписями и древние достопамятности в сей стране. [337]

12) Список Студентов, назначенных к испытанию.

Пред испытанием учеников требуется взаимное свидетельство пяти товарищей, явившихся с ним на испытание и поручительство Казеннокоштного Студента: почему Местные Начальники составляют особливые списки, в которые ученики сами вписывают свой возраст, облик, три поколения на родине, прозвание и имя поручителя и свидетелей. После сего учеников вместе со списками отправляют в Уездные Училища, где они проходят предварительное испытание, и потом препровождаются в Областный или Окружный город город для испытания на степень Студента. Сии испытания производятся с соблюдением всех правил, предписанных для испытания, производимого Попечителями училищ.

За испытанием Областным следует испытание на степень Кандидата, на которое все Студенты должны собраться в главном городе Губернии. На сие испытание допускаются Студенты не только учащиеся, но и служащие; даже ученые, не бывшие на студенческом испытании. Число допускаемых к испытанию на степень Кандидата ограничено положением. В больших Губерниях, как-то: в Цзян-нань (Т. е. в Цзян-су и Ань-хой), Чже-цзян, Цзян-си, Фу-цзянь, Ху-нань и Ху-бэй, по 80 человек на одну ваканцию; в средних Губерниях: Чжи-ли, Шань-дун, Сань-си, Хэ-нань, Шань-си, Сы-чуань и Гуан-дун — по 60; в малых Губерниях: Гуан-си, Юнь-нань и Гуй-чжеу — по 50. На каждую Ваканцию прибавочного Кандидата в больших Губерниях допускают по 40, в средних по 30, в малых по 20 человек. [338]

Ученики допускаются на испытание с строгим соблюдением правил предосторожности. Представляясь к испытанию, иногда они присвоивают себе чужую родину и род, утаивают траур по родителях, принимают ложное прозвание и имя; иногда бывают преступники, бывшие под телесным наказанием, или имеющие предосудительное происхождение, как то: рожденные от слуг, полицейских сыщиков, судебных сторожей, полицейских трупосвидетельствователей, оружейных мастеров, актеров, невольников и музыкантов. Все сии по законам не должны быть допускаемы на испытание. Но если откроется сие, то поручитель и пять свидетелей из учеников подвергаются ответственности. Казеннокоштный Студент лишается звания и предается суду. Студент, без законной причины не явившийся на годовое испытание, или три раза отпрашивающийся от испытания, исключается из сего звания. Носящий траур по родителях целый год не может являться на испытание. Для того, кто скажется больным, Пристав должен вытребовать свидетельство от Учителя и Лекаря, и за полмесяца до открытия испытания представить Попечителю Училищ. Таковым дается трехмесячный срок для дополнительного испытания. Отпрашивающиеся в домовый отпуск, обязаны показать местопребывание. Принимающие прежнее прозвание, должны представить свидетельство от родственников обеих сторон. Переменяющие родину, должны взять свидетельство от местного чиновника и подать Попечителю для препровождения в Палату. О перемене имени также должны предъявить Попечителю, a сей доносит Палате о переменении оного в списках. Поступившие в училище под ложным прозванием и именем лишаются звания. Если откроется, что ученик или Студент, идущие на испытание, скрытно [339] имеют при себе исписанную бумагу, или золото и серебро, или ложно показали родину и имя, таковые предаются суду. Если после раздачи экзаминальных (белых) тетрадей будут без причины переходить с места на место, или сев на место будут смотреть в разные стороны, таковых выводят вон; передачу же во время испытания подвергают исследыванию. Студент, пересевший на другое место, переменивший беловую тетрадь, или потерявший бумагу, исключается, ученик же наказывается. Для предупреждения разных других злоупотреблений, случающихся при испытаний Студентов и учеников, запирают их в отделениях еще до объявления предложения.

Касательно самого образования юношей предписывается Учащим:

1) Обучать их религиозным обрядам.

В три главные праздника, т. е. в день рождения Государева, в Новый Год. и в зимний поворот, при поклонении пред табелью с титулом Государя, в среднем весеннем и среднем осеннем месяцах, в первый день под названием дин, при возлиянии пред древним учителем, употребляют четырех церемониальных глашатаев, избираемых из Студентов, в пышных церемониях, a лучших Студентов повещают присутствовать при совершения обрядов. Живущие в отдаленности обязаны по очереди являться в город для упражнения в совершении обрядов. По прибытии нового Начальника Губерния, также, когда учащие пред испытанием являются в храм ученых, учащиеся все обязаны присутствовать при сих случаях. В первом и десятом месяцах, при совершении деревенского пиршества в общем зале училища, избирают из Студентов двух глашатаев и двух предводителей церемониальных и одного чтеца положения. Учитель представляет лице [340] начальствующего и предварительно обучает учащихся обрядам.

2) Изъяснять им содержание классических книг.

Все книги, издаваемые по Государеву повелению, рассылаются в училищные библиотеки, дабы учащиеся пользовались оными. Книгопродавцам дозволяется перепечатывать оные. Книги, разосланные по Губерниям суть: многоразличные изъяснения или примечания на класс. книги, и разные Истории Китайского народа. Начальникам Губерний вменяется в обязанность покупать оные и рассылать в училищные библиотеки в Областях, Окружных и уездных городах, что-бы учащие хранили оные для употребления Студентам; сверх сего наблюдать, чтобы никто не смел печатать классических и других книг, сокращенных частными людьми. Вообще печатание несообразных изъяснений на классические книги, вольномысленных сочинений, соблазнительных Повестей, подрывающих нравственность в народе, одним словом, всяких Книг, противных духу премудрых, строжайше запрещается. Учители при назначении месячных и трехмесячных упражнений обязаны лично давать студентам одно предложение из Четырекнижия и одни стихи или политическую программу, a на другой день изъяснять Уголовное Право и Политическую Экономию. Чрез месяц или два в третий должны испытывать их в изъяснении сомнительных мест в пяти классических книгах и знании Истории; разделять их на разряды по успехам, и задачи лучших Студентов чрез каждые три месяца представлять Попечителю на рассмотрение. Если Студент, исключая болезни и траур по родителям, под другими какими-либо предлогами три раза не явится в училище, учитель должен ему сделать замечание, а если во весь год не [341] будет упражняться, то должен представить о его исключении.

3) Давать им форму для сочинения задач.

Рассуждение, сочиняемое на испытании, должно содержать в себе не более 700, a ответ на политическую программу не более 300 букв. Предложение начинается в третьей клетке от верха. Если предложение длинное, то после второй строки еще понижается одною клеткою. В ответе на программу запрещается употреблять некоторые буквы. Слова: Небо и Предок должно выносить выше обыкновенных слов тремя клетками; слово Император выносить двумя клетками; слова: Двор, дворец и тронная одною клеткою. Не дозволяется в выносных буквах делать прописок и подчисток. Таким же образом поступают и в переписке Царских поучений. Предложение и выносные буквы и в черном сочинении должно писать подууставным, т. е. прямым почерком.

4) Внушать им правила, приличные людям, приготовляющимся к Государственной службе.

В каждом Училище по левую сторону главного зала поставлен Государем Чжан-да каменный в горизонтальном положении памятник, с высеченною для наставления Студентов надписью следующего содержания: «Верховная власть основала Училища; принимаемых в оные Студентов освободила от подушной подати; определила им достаточное содержание. Сверх сего открыла для образования юношества Высшие Училища (Разумеются Губернские Училища), определила Надзирателей учения и учителей.» Чиновники Присутственных Мест, обращаясь между собою по обрядам, должны своим примером приготовлять для Государственной службы людей с дарованиями. Студенты во-первых [342] должны стараться оказывать себя достойными милоcтей Государя, a во-вторых утвердить себя в правилах доброй нравственности. На сей конец ниже начертаны следующие наставления:

«1) Студенты, имея благоразумных родителей, должны повиноваться их наставлениям; имея родителей грубых и худого поведения, должны в благоразумных представлениях умолять их о перемене поступков, дабы сим образом предохранить их от несчастия и погибели.

«2) Студенты должны учиться быть верными подданными, праводушными Чиновниками; приводить из Истории примеры верности и праводушия и особенно должны обращать внимание на деяния полезные для Государства, благодетельные для народа.

«3) Студенты должны вести себя благонравно во всех отношениях: под сим только условием могут получить действительную пользу от своего учения. Определившись к должности, они будут благонравными чиновниками. Но если заразятся превратными правилами, то не могут приобрести успехов в учении, a сделавшись Чиновниками, неприминут навлечь несчастие на себя.

«4) Студентам предосудительно искать в высших и входить в связи с сильными, предполагая чрез сие скорее возвыситься. Кто имеет доброе сердце и совершенные добродетели, Верховное Небо знает сие, и без сомнения сугубо его благословит счастием.

«5) Студенты должны быть осторожны и иметь терпение, не обдумавши не должны входить в Судебные Места. Если случатся какие-нибудь, касающиеся до них дела, то должны поручить исправление оных родственникам; равно запрещается им входит в [343] тяжбы посторонних, a сим не дозволяется приводить Студентов в свидетели.

«6) Учащиеся должны иметь почтение и уважение к Учителям, и преподаваемое ими принимать с искренним сердцем. Если не понимают чего нибудь, то спокойно спросить, не заводя пустых прений. Учители также обязаны со всею тщательностию обучать, не предаваясь лености и нерадению.

«7) Воспрещается Студентам сочинять для военных и простолюдинов представления Государю. Но если кто напишет хотя одно представление, то как нарушитель закона исключается из сего звания и предается суду.

«8) Не дозволяется Студентам составлять тайные общества, и обязываться взаимною клятвою между собою. Сверх сего запрещается самовольно печатать свои сочинения. Приставу предоставляется судить нарушающих сие положение..

Кроме вышеизложенных правил находятся: Наставления учащимся, сочиненные Государем Жень-ди, Шестнадцать статей Царских поучений, Пространные поучения Государя Сянь-ди, состоящие из 10,000 букв, Рассуждение о скопах, сочиненное сим же Государем, Наставления учащимся, изданные Государем Шунь-ди. Все сии сочинения напечатаны и разосланы во все Училищные Библиотеки. Ежемесячно, в 1 и 15 числа, также при вступлении новых Начальников Губерний к должностям, и по прибытии Попечителя Училищ в Храм Древнего учителя, учащие должны собирать Студентов в главный зал и, обратясь к Дворцу, совершить три коленопреклонения с девятью земными поклонами. После сего учащий читает вышеупомянутые наставления, приказав Студентам слушать со вниманием. Не явившиеся без достаточной причины, подвергаются наказанию, a живущие в отдаленности [344] обязаны по очереди являться в город для слушания наставлений. Сварливых Студентов, в наказание, должно заставлять слушать, стоя на коленях. В приезд Попечителя Училищ для испытания, учители и Пристав обязаны тайно донести ему о поведении хороших и дурных Студентов; a Попечитель, разведав о том обстоятельно, после испытания должен донести Палате. Не переменяющие дурного поведения, исключаются из звания Ученых.

Студенты не должны принимать на себя ни должности письмоводителей, ни военной службы, ни торговлею заниматься. О бедных учители обязаны доносить Попечителю училищ, который при испытании, лично может оказать им пособие. Не дозволяется Местным Начальникам против воли избирать Студентов в Деревенские Старшины, словом: Студенты освобождаются от всех общественных служб и повинностей. Напротив и сами Студенты обязаны воздерживаться от всех неприличных их званию поступков.

В Китае Гражданский Чиновник вместе с должностию принимает на себя обязанность Жреца: посему все почти Студенты обучаются Музыке и Пантомимике. На сей конец при каждом училище есть штат музыкантов и пантомимистов. Как скоро откроется вакантное место, то Правители Округов и Уездов, по испытании назначают лучших Студентов и представляют Попечителю Училищ на утверждение по его усмотрению. В Губернии Чжи-ли при каждом Областном, Окружном и уездном храме Ученых (При каждом Училище находится храм ученых, в котором Кхун-цзы занимает первое место) положено 56 музыкантов и 36 пантомимистов и еще по четыре человека для замены больных и отлучившихся. [345]

Сверх сего в каждой Губернии находятся храмы, посвященные древним славным мудрецам. Студенты из их потомков, в той же Губернии живущих, определяются при сих храмах, под названием Жрецов-Студентов, коих обязанность состоит в приношении жертв покойным предкам их. Сии Студенты избираются Начальниками Губерний обще с Попечителями Училищ и списки об них представляются в Палату на утверждение. В каждой Губернии они находятся в известном числе.

Общественное воспитание оканчивается в Уездных училищах. Студенты, в следующий год по получении сей степени, препровождаются в главный город Губернии для испытания на степень Кандидата Цзюй-жинь, что значит представляемый. Сие испытание производится чрез два года в третий. Сверх сего, по случаю милостивого Манифеста, бывает особливое испытание, под названием Энь-кхо, что значит испытание по милостивому Манифесту. Число получающих на Губернском испытании степень Кандидата ограничено положением, как-то:

В Губернии Чжи-ли — 147 (В сем числе 41 из военного состояния Осьми Знамен) 8850 (Число допускаемых на испытание)

— —— Шань-дун — 69 4140

— —— Сань-си — 60 3600

— —— Хэ-нань — 11 4260

— —— Цзян-су — 69 5520

— —— Ань-хой — 45 3600

— —— Чже-цзян — 94 7520

— —— Цзян-си — 94 7520

— —— Фу-цзянь — 85 6800

— —— Ху-бэй — 47 3760 [346]

— —— В Губернии Ху-нань — 46 3680

— —— Шань-си — 61 3660

— —— Сы-чуань — 60 3600

— —— Гуан-дун — 71 4260

— —— Гуан-си — 45 1800

— —— Юнь-нань — 54 2160

— —— Гуй-чжеу — 40 1600

В сем числе дети Гражданских Чиновников от 1 до 6, a Военных Чиновников от 1 до 4 класса считаются Благородными Студентами. Число Кандидатов, избираемых из Благородных Студентов, простирается в больших Губерниях до 31, в средних до 25, в малых до 16 человек.

Сверх штатного числа Кандидатов в то же время еще избирают Сверхштатных Кандидатов, коих объявляют в одно время с Штатными. На пять Штатных Кандидатов избирается один Сверхштатный, что составляет:

В Губернии Чжи-ли — 29.

— —— Шань-дун } по — 13.
— —— Хэ-нань
— —— Сань-си } по — 12
— —— Шань-си
— —— Сы-чуань — 3
— —— Цзян-су — 15
— —— Ань-хой — 9
— —— Чже-цзянь } по — 18
— —— Цзян-си
— —— Фу-цзянь — 17
— —— Ху-бэй } по — 9
— —— Ху-нань
— —— Гуан-си
— —— Гуан-дун — 14 [347]
В Губернии Юнь-нань — 10
— —— Гуй-чжеу — 8

.Такое же число Кандидатов избирается на испытании по милостивому Манифесту.

В следующий год после Губернского испытания, вое Кандидаты препровождаются в Столицу, где по испытанию должны получить степень Гун-ши, что значит: Ученый, представляемый Двору, а сии в след за столичным испытанием еще проходят Дворцевое испытание в Тронной Бао-хо-дянь, по которому получают степень Магистра, под общим названием Цзинь-ши, что значит: поступающий в службу. Сим образом каждое из трех испытаний на ученые степени производится чрез два года в третий, на степень Студента в Областном или Окружном, на степень Кандидата в Губернском городе, на степень Магистра в Столице.

Попечители Училищ заведывают испытанием Воспитанников одних Народных и Уездных Училищ. Экзаминаторы, для произведения Губернских испытаний, присылаются из Столицы. Пред отправлением в Губернии Экзаминаторов и Помощников их для испытания Студентов, Обрядовая Палата (Это и есть Министерство Просвещения в Китае) сообщает в разные Присутственные Места о доставлении ей сведений о Чиновниках от 3 до 6 класса, вышедших из Магистратов 2 разряда, a потом сообщает Палате, чтоб избрать из них Экзаминаторов для представления Государю. В каждую Губернию назначается один Экзаминатор и один Помощник, с устранением от родины (Никто не может быть Экзаминатором в той Губернии, в которой он родился). В каждой [348] Губернии придают им от 8 до 18 сотрудников в испытании, смотря по населенности Губернии. Сии сотрудники избираются Начальниками Губерний из Окружных и уездных Чиновников, вышедших из Магистров и Кандидатов.

Особливые Экзаминаторы назначаются для произведения Столичного испытания. Сих Экзаминаторов избирает Государь из Министров, Президентов Палат и других высших Чиновников, вышедших из Магистров, a сотрудниками их назначаются Чиновники, посыланные в минувшем году Экзаминаторами на Губернские испытания. Для просмотра задач Столичного испытания и для чтения задач Дворцевого испытания равным образом назначаются первые Государственные Чиновники, вышедшие из Магистров.

Сим образом, при произведении испытания, делаются следующие распоряжения:

1) Сверх Экзаминаторов приставляют нужных Чиновников и служителей.

На Губернском испытании в Пекине все распоряжения зависят от Местного Начальства, a на Столичном от Обрядовой Палаты, с утверждения Государева. На обеих испытаниях избираются по два главных Смотрителя из высших Чиновников, по одному Приставу, по осьми внешних Надзирателей в по два внутренних (Внешние Надзиратели находятся при воротах, а внутренние внутри Экзаминального двора). На Губернском испытании один Управитель, a на Столичном два. В Камере принятия задач бывает восемь Чиновников; в Камере запечатывания, в Камере переписывания и в Камере поверки — по четыре. Все сии Чиновники должны быть вышедшие из Магистров, Кандидатов [349] или отличных Студентов. На Губернском испытании четыре Письмоводтиеля из Государственного Кабинета, по два Члена Отделения из Палат (В Пекине шесть Палат составляют шесть Министерств): Чинов, Обрядовой, Военной и Строительной, по шести Членов Отделения из Палат: Финансовой и Уголовной; по одному Чиновнику из всех прочих Присутственных Мест в Столице. При недостатке Чиновников для исправления разных поручений, Педагогический Институт отряжает Учителей. На Столичном испытании бывает 50 Чиновников от Палат и других Присутственных Мест. Все сии Чиновники в день испытаний входят в Экзаминальный двор вместе с Экзаминаторами. Для досмотра при больших воротах отряжаются четверо, за воротами y палисада восьмеро Стряпчих. Начальниками досмотра, особенно при обыске Кандидатов при входе на испытание, избираются приближенные Князья и первые Государственные Чиновники. Для содержания караулов внутри и вне двора, присылаются военные отряды под начальством высших Офицеров, a вкруг двора расставляются полицейские караулы. Врачебный Приказ отряжает Лекарей. Для прочих поручений собирают студентов из ближайших Училищ и отдают в распоряжение Пристава. Для снятия копий с задач, собирают для Губернского испытания 1000, a для Столичного 700 писцов. Сии писцы набираются из Окружных и Уездных писарей. Для исправления мелких поручений по ученой части, отряжают от 6 до 8 приказных из каждого Присутственного Места в Столице. Людей для прислуги нанимают. При Чиновниках: при Экзаминаторе три служителя, при его Помощнике два; при Князьях, отряженных для обыска, по три Офицера [350] и по четыре служителя; при первых Государственных лицах по два Чиновника и по три служителя. У ворот, при Чиновниках 1 и 3 класса, по четыре служителя. Далее постепенно одним человеком менее. В Губерниях Смотрителями бывают Начальники Губерний, a прочее мало разнствует от Губернского испытания в Столице.

Чиновников на Дворцевое испытание назначает сам Государь без представления Обрядовой Палаты. Назначаются четыре Надзирателя из Стряпчих, четыре Чиновника из Государственного Кабинета для Принятия задач, шесть низших Чиновников для запечатывания задач. Главные Смотрители бывают из Князей и первых Государственных лиц. Четыре Члена Отделения из Обрядовой Палаты вводят Кандидатов на Дворцовое испытание. Битэши ставит стол с предложеньем для задач. Восемь Членов Отделения роздают бумагу с предложением.

2) Объявляется порядок испытания.

Бумаги для Губернских испытаний выдается из Казенных Палат, a для Столичного из Обрядовой Палаты. Тетрадь стоит 12/100 лана серебра (Лан серебра = 8 рублям ассигнациями). В длину имеет один фут, в ширину четыре дюйма. Для первых двух входов одна тетрадь в семь белых листов для чернового сочинения. В начале и конце оной поставлено по красной букве для заметки (для избежания подлога). Другая тетрадь из 14 листов, с красною клетчатою графировкою, для переписки на бело. На каждом листе 12 строк (по шести в странице). В каждой строке 25 клеточек, для 25 букв. На конце тетради печать Чиновника, выдавшего бумагу. На первой странице беловой тетради означают Губернию, прозвание с именем, [351] возраст и родину. На Губернском испытании подписывают: в таком-то году, в такой-то Губернии был на Губернском испытании. На тетрадях для Губернских испытаний прикладывается печать Казенной Палаты, a для Столичного испытания печать Обрядовой Палаты. Печать прикладывается на Лицевой стороне на каждой склейке листов. Когда принесут бумагу в Экзаминальный двор, то Смотрители еще кладут на оную свои печати. Для одеяния, в каком быть на испытании, также есть положение. Шапочка валяная, однорядная, кафтан, курма и платье исподнее бесподкладные, чулки валяные однорядные, башмаки с тонкими подошвами; вместо тюфяка войлок с тонким подкладом, чернильная плитка тоненькая, трубочка с кистью просверленная, подсвечник из оловяного листа с пустым стволом. Хлебцы и прочее съестное, изрезанное в кусочки; дровяной уголь, длиною в два дюйма. Корзинка с вещами должна, быть из бамбуковых или таловых прутьев решетчатая {Все сии предосторожности берутся для того, чтобы не приносили с собой готовых сочинений.}. Отделения с комнатами означены фирмою букв из Цянь-цзы-вынь (1000 букв), исключая букв: Небо, Государь, Император, Мын-цзы, числительных знаков и буквы Хуан (Августейший). Под каждою буквою сто нумеров. Бумага для сочинения и переписки задач разносится по нумерах. В ответах на программы и в стихах дозволяется прибавлять и поправлять; но в конце тетради должно означить, сколько букв прибавлено или поправлено. Черновые и беловые тетради вместе подаются. Прозвание с именем на беловых заклеивается бумажкою в особой Камере. Фирма на обеих тетрадях ставится одинаковая. С черновых снимают [352] копии, в которые не вносят только прибавленных и поправленных букв. Сии копии поступают на рассмотрение. Экзаминаторов и их Помощников. Рассматривание задач производится в назначенной Камере, а уносить в свои комнаты не дозволяется. Сей порядок есть общий для испытания по всем Губерниям.

Пред Дворцевым испытанием, Письмоводителям, назначенным для переписки задач, не дозволяется проводить ночь в Государственном Кабинете, в комитете Герольдмейстерских Дел и в доме Исторического Общества (Сии места суть ближайшие к Тронной, в которой производится испытание), дабы чрез сие отнять способы к разведыванию и поручениям. Отряд Гвардии содержит караулы за всеми воротами, дабы ни одно известие не могло вытти из внутренности. Вельможи, назначенные для просмотра задач, Надзиратели и другие Чиновники должны ночевать в двух флигелях Тронной, Вынь-хуа-дянь с запертыми воротами. По представлению Обрядовой Палаты, Государь назначает Членов Государственного Кабинета и других Присутственных Мест для поверки суждений, написанных Экзаминаторами на задачах.

3) Все нужное доставляется от Правительства. Правительство выдает Кандидатам, известные суммы на путевые издержки до Столицы, a Кандидаты из отдаленных Губерний следуют по почте. Как на Столичном, так и на Губернском испытании книги, нужные для справок, предварительно доставляются Правительством, a с собою приносить не дозволяется. Вода для употребления ставится за дверями с фирмою. Стол всем Чиновникам и служителям, находящимся при испытании, доставляется [353] на счет Казны. Испытываемым выдают по чашке кашицы, a прочее должны сами заготовить. Кандидатам на Столичном испытании выдаются казенные постели, a на Дворцевом испытании евнухи доставляют им чай.

4) Получившим на испытании ученые степени даются награды и производится угощение.

На Губернском испытании, в день вступления в Экзаминальный двор, учреждается стол для угощения Экзаминаторов, их Помощников, Главных Смотрителей, Пристава, Надзирателей и Чиновников, исправляющих поручения. На другой день после вывески объявления (о получивших высшую степень на испытании) угощают Экзаминаторов и прочих, также и Студентов, получивших степень Кандидата. Сие угощение производится в присутственном каком-либо месте. Экзаминатору и прочим Чиновникам выдаются золотые и серебряные цветы, кубки, блюды и шелковые ткани. Каждому Кандидату выдается по 20-ти лан серебра на сооружение ворот с надписью. В Губерниях еще выдают каждому Кандидату по шарику с шляпою и одеянием. На столичном испытании и, в день вступления и в день выхода из Экзаминального двора, Экзаминатор и прочие Чиновники угощаются столом в Обрядовой Палате. В Экзаминальный двор входят с церемониею. Экзаминатору выдают шелковых тканей на два платья, a прочим Чиновникам на одно, и сверх сего серебряные цветы. В день объявления о получивших степень, первых трех Магистров из первого разряда угощают в Пекинском Областном Правлении; a на другой день в Обрядовой Палате. При сем столе бывают все новые Магистры, Чиновники и Магистры имеют на голове серебряные ветки с цветами, a y первого Магистра из первого разряда [354] позолоченная. Магистрам на сооружение ворот выдается по 30, a первым трем из первого разряда по 50 лан серебра, a сверх сего каждому верх и подкладку на одно платье. Государь назначает день для раздачи сих наград за воротами Ву-мынь (Южные вороты дворцевой крепости). Первый Магистр получает шарик 12-го класса и одеяние с привесками.

5) Производится строгое рассматривание задач.

Для пересмотра задач и на Губернском и на Столичном испытании, назначается по 40 человек вышедших из Магистров и Кандидатов. Для вторичного пересмотра оных назначается по осьми из первых Государственных Чиновников. Задачи Студентов, получивших степень Кандидата, из всех Губерний отправляются в Обрядовую Палату для пересмотра, который продолжается около года. Пересмотр задач Столичного испытания производится по объявлении на другой день. Палата отряжает четырех Членов Отделения для принятия и выдачи задач, и в то же время представляет Государю о назначении четырех Стряпчих для надзора. Из Чиновников, назначенных для пересмотра задач, каждый собственноручно должен отмечать хорошие места и надписывать на задаче свое суждение. После сего Коммиссия, составленная из осьми высших Чиновников, вторично пересматривает те же задачи; и если найдет какие-либо ошибки, или злоупотребление в пересмотре, то и Экзаминаторы и Чиновники пересматривавшие подвергаются суду, и смотря по важности вины, или понижаются чинами, или наказываются вычетом годового и полугодового жалованья. Сочинители задач за свои ошибки в сочинении наказываются недопущением на следующее испытание, что составляет потерю шести лет. [355]

И Губернское и Столичное испытание состоит из трех входов, a для испытания задаются рассуждения (хрии), стихи и политические программы. В первый вход дают три предложения из Четырекнижия и одно для стихов; во вторый задают пять Рассуждений на предложения из пяти классических книг; в третий вход пять политических программ. В Пекине и на Губернском и на Столичном испытании предложения для первого входа сам Государь назначает. Предложения для Губернского испытания получает от него Пекинский Градоначальник, a для Столичного Член Обрядовой Палаты, и относят в Экзаминальный двор, где Главный Смотритель принимает оное и относит во внутренность; ключ же от ларчика с предложениями передается из Государственного Кабинета Экзаминатору. Предложения для второго и третьего входа назначаются Экзаминатором. По окончании испытания Пекинское Областное Правление и Обрядовая Палата препровождают доклады в Государственный Кабинет для представления Государю. В Губерниях предложения дает Экзаминатор с прочими Чиновниками. Для дополнительного испытания после Столичного, Палата испрашивает y Государя одно предложение из Четырекнижия и одно из стихотворений.

По получении 2-й и 3-й ученой степени на испытании следует объявление их имен. Пред объявлением Экзаминатор полагает мнение, что бывает на Губернском испытании в половине четвертого месяца. Касательно Губернского испытания в Пекине, Областное Правление представляет Государю и сообщает Обрядовой Палате для сведения, a o Столичном испытании Палата представляет Государю. По получении указа, отряд солдат от Военной Палаты за день до вывески объявления вступает [356] в Экзаминальный двор с некоторыми другими Чиновниками, назначенными для надзора. В начале составляют черновое объявление, при чем внешние Чиновники не должны находиться. Пред самым назначением Экзаминатор с Главными Смотрителями и Приставом снова поверяют в общем собрании, согласны ли между собою красные фирмы в беловых и черновых тетрадях; после сего распечатывают заклеенные прозвания и имена Сочинителей. Помощник Экзаминатора пишет прозвания и имена по беловым, a Экзаминатор то же делает по черновым спискам. Письмоводитель громко высказывает слова: такой-то Губернии, такой-то Области, Округа и Уезда, такой-то Студент включается. После сего вносят его в объявление. Подобным образом составляется и второе объявление. По окончании сего прикладывают к объявлениям печать: в Пекине Градоначальник, в Губерниях Генерал-Губернатор или Губернатор; a на Столичном испытании прикладывается печать Обрядовой Палаты. Печать прикладывается на показания, года, месяца и числа на вклейках. Сим образом скрепленное объявление под военным прикрытием препровождается для выставки. Объявление Столичного испытания выставляется пред воротами Обрядовой Палаты. Объявление Губернского испытания выставляется в Пекине пред воротами Областного Правления, a в Губерниях пред воротами Казенных Палат. И настоящее и второе объявление в одно время выставляются; а по прошествии трех дней объявление Столичного испытания относят в Архив Обрядовой Палаты, a объявления Губернских испытаний в Архив Казенных Палат. После сего представляют Государю списки получивших ученые степени по испытанию.

На Дворцевом испытании дается политическая [357] программа, a после испытания выставляется золотое объявление, что происходит в следующем порядке.

За день пред Дворцевым испытанием чтец задач тайно представляет Государю программу на утверждение, а по утверждении относит оную в Государственный Кабинет для напечатания. В день испытания он с прочими Чиновниками в церемониальном одеянии является y Тронной Бао-хо-дянь, и они становятся по обеим сторонам Красного Крыльца (сход из Тронной). Чиновник Государственного Кабинета в церемониальном одеянии подает предложение в Тронной на стол, стоящий на восточной стороне. Министр берет y Государя программу и, среднею мостовою дошед до Красного Крыльца, полагает на стол. Как скоро Чиновники и представленные Кандидаты совершат обряд поклонения, то Член Отделения из Обрядовой Палаты раздает программу.

По окончании Дворцевого испытания представляют Государю десять первых Кандидатов. После сего чтец задач является с задачами в Комитет Красных докладов, записывает десять первых человек из первого разряда, a потом идет с задачами в Государственный Кабинет, вписывает там прозвания и имена остальных по порядку задач, и отдает сей реестр 12-ти Писмоводителям для переписки оного на Маньчжурском и Китайском языках. По окончании сего Сио-ши Государственного Кабинета, взяв объявление, приходит к воротам Цянь-Чин-мынь, получить Императорскую печать для приложения к объявлению. В назначенный срок Государь входит в Тронную Тхай-хо-дянь, где объявление в его присутствии утверждается Царскою печатью. По окончании церемонии объявления (см. ниже). Чиновник, назначенный нести объявление, берет оное [358] и приносит к воротам Ву-мынь, где с коленопреклонением полагает объявление в драконовую беседку и делает три поклона. Служители Придворной Экипажной, предшестуемые музыкою, Царским кортежем и девятью Батэти выносят объявление за ворота Чан-ань-мынь и выставляют на городской стене. Первый Магистр со всеми прочими Магистрами приходит посмотреть объявление, a отсюда Областное Правление с особенною церемониею препровождает первого Магистра в его квартиру. По прошествии трех дней объявление относят в Государственный Кабинет для хранения, a за воротами Педагогического Института, называемыми Да-чен-мынь, поставляют каменный памятник с поименованием всех новых Магистров по разрядам.

Студент, до старости не получивший степени на Губернском испытании, увольняется от испытаний с степенью Кандидата Таковая награда производится Студентам, имеющим от 70 до 90 лет. A если это будет престарелый Кандидат, то по окончании испытания награждается шелковыми тканями в присутствии Обрядовой Палаты, и получает титул Областного или Окружного Учителя.

Если кто из низших Князей Императорского Дома, образовавшийся y частных учителей или в Казенном Училище, объявит желание быть на Губернском или Столичном испытании, то Княжеское Правление прежде испытывает его в конном и пешем стрелянии из лука, a потом препровождает для Губернского испытания в Областное Правление, a для Столичного в Обрядовую Палату, которые испрашивают ему y Государя предложение для Рассуждения и другое для стихов. Столичное испытание Желтопоясным производится 8 числа 5 месяца, a Губернское 5 же числа 8 месяца, с соблюдением [359] предписанных законом предосторожностей. На Дворцевом испытании они бывают вместе с прочими Кандидатами; но при представлении их Государю становятся в передней линии.

Испытание учеников в переводе особо производится чрез два года в третий. И Губернское и Столичное испытание в переводах производится в один год с таковыми же испытаниями в Словесности, a Дворцевого испытания в переводе не бывает.

Упражнение в переводе состоит в изучении двух языков: Маньчжурского и Китайского, или Монгольского и Маньчжурского. Сие упражнение в языках усвоено Маньчжурам, Монголам и Китайцам Осьми Знамен. На испытание допускаются такие ученики, которые живут в Пекине в третьем колене, т. е. коих дети переселены были в Пекин. Испытание в переводах несколько отлично от испытания в Китайской Словесности.

Обозрев вообще ход образования в Китае, любопытно отдельно взглянуть:

1) На деревенский пир в уездных училищах.

2) На угощение получивших степень Кандидата.

3) На блистательную церемонию при получении степени Магистра.

Деревенский пир бывает во всех уездных Училищах дважды в году: в 15 день 1-го весеннего месяца и в 1-й день первого зимнего месяца. К сему пиру приглашаются служащие Чиновники, уважаемые по летам и добродетелям. Одного из них назначают большим и одного младшим гостем. Прочие назначаются простыми гостями, кроме трех старших, под названиями: первого, второго и третьего гостя. Из Студентов избирают двух церемониальных предводителей. В Пекине сей пир происходить в следующем порядке: Областной Правитель [360] представляет лице хозяина. По прибытии гостей, он с своими Чиновниками выходит встретить их за воротами и приветствует легким наклонением головы, с сложенными y груди руками. Тем же ответствуют им и гости; после чего все входят во двор. Гости, подошедь к крыльцу по западной, a хозяин по восточной стороне, троекратно делают друг пред другом вышесказанную учтивость, троекратно уступают друг другу перед, и потом входят в зал. Большой гость, подошед к своему месту, приглашает младшего гостя сесть; младший гость подошед к своему месту, приглашает сесть прочих гостей. Когда гости все сядут, то хозяин делает пред ними легкое наклонение головы; гости тем же ответствуют ему. После сего хозяин и его подчиненные садятся по своим местам. При входе распорядителя, гости встают на ноги. Распорядитель делает пред ними легкое наклонение головы, с сложенными y груди руками. Гости ответствуют ему тою же учтивостию. Наконец входит Чтец Законов и все приветствуют его таким же образом. Когда подадут кушанье, то хозяин, подчивает большего гостя вином; гость взаимно подчивает хозяина, оба двукратно кланяются друг другу. Потом хозяин подчивает младшего гостя, a сей взаимно подчивает его и оба кланяются друг другу, как выше. После сего все садятся и служители подают кушанье. По окончании стола все встают. Хозяин с своими Чиновниками становится на восточной, a гости на западной стороне и двукратно кланяются друг другу. После сего гости выходят, a хозяин с своими Чиновниками провожает их за ворота Училища, и сделав им легкое наклонение головы, возвращается.

На деревенском пире преимущественно [361] соблюдают два обряда; подчивать и читать законы. Когда распорядитель встанет посреди зала, то служитель подает ему кубок с вином. Распорядитель, приняв кубок, говорит к присутствующим: «Деревенский пир не для того учрежден,чтобы здесь пить и есть; но чтобы выставить важность обрядов и просвещения. Здесь младшие поучаются от старших соревнованию в усердии к Престолу, в почтении к родителям. Здесь каждый поучается соблюдать свои отношения: старший брат дружелюбие к младшему, младшие уважение к нему, в семействе любовь между родными, вне согласие с соседями, и сим образом поддерживаются в нравственности, к славе родивших.» После сего пантомимисты и музыканты Областного Училища, избранные из Студентов, составляют оркестр по западную сторону крыльца и поют известные четыре канта, в коих изображается любовь к родным и благонравие. Четверо поют на голосах, четверо играют на гармониках, четверо на флейтах, четверо на гобоях, трое на гуслях, один на сэ (вид кимвала), один на висячих блюдцах, один бьет в литавру и один в дощечки (вместо камертона). По окончании кантов попеременно один из певчих поет и один играет на гармонике, чем и оканчивается пир (В Уездных Училищах Учители представляют лице хозяина).

Церемония угощения новых Кандидатов состоит в следующем:

На Губернском испытании за день до вступления в Экзаминальный двор, Областной Правитель в Правлении угощает Чиновников, назначенных быть при испытании; a на другой день по выходе из [362] Экзаминального двора делает вторичное угощение, на которое приглашаются все получившие степень Кандидата. В Пекине в день первого угощения Чиновники, назначенные быть при испытании, по выходе из дворца садятся на верховых лошадей, и предшествуемые музыкою и церемониальным кортежем, приезжают к воротам Областного Правления, где Помощник Правителя встречает их и вводит во внутренний двор. По входе на крыльце все становятся пред столом с куреньями в ряды и совершают троекратное коленопреклонение с девятью земными поклонами. После сего входят в зал, где по приветствии друг другу легким наклонением головы, садятся за стол. По окончании стола вторично совершают поклонение пред столом с курением: после чего Главноуправляющий и Областный Правитель провожают гостей в Экзаминальный двор, где и сами остаются. Точно таким же образом делается угощение и по выходе из Экзаминального двора, но только с прибавлением столов для новых Кандидатов, располагаемых по обеим сторонам помоста (на дворе). Гости по возвращении из дворца совершают обряд поклонения, входят в зал, и по взаимном приветствии садятся, a первый Кандидат с товарищами совершает обряд благодарения. Они становятся на колени, и по порядку кланяются Чиновникам, бывшим при испытании. Высшим делают по четыре поклона, на которые те не ответствуют; средним по четыре, a сии ответствуют им двумя; низшим по два, на которые и они ответствуют двумя же.

Церемония при получении степени Магистра заключает в себе три обстоятельства: утверждение новых Магистров, угощение их и благодарение, приносимое ими в храме Мудреца Кхун-цзы.[363]

Пред объявлением Кандидатов, получивших на Дворцевом испытании степень Магистра, становят два стола: один в Тронной Тхай-хо-дянь, другой пред Тронною на Красном крыльце. Один Министр и один Президент Обрядовой Палаты становятся вне Тронной, на Восточной стороне под свесом. Князья и Вельможи дежурные, чтецы и разные Чиновники, бывшие при испытании, становятся позади церемониального кортежа Восточного крыльца; Кандидаты становятся от кортежа на Юг по обеим сторонам. Три чиновника для трех передач приказов порознь становятся на Западной стороне крыльца. Четверо церемониальных глашатаев становятся по церемониалу (Глашатаи имеют место, определенное им общим церемониалом придворных собраний). Лишь только Государь вступит в Тронную и сядет на престол, Чиновники совершают обряд троекратного коленопреклонения с девятью земными поклонами. После сего Министр входит в Тронную Восточною дверью, берет со стола объявление о получивших степень Магистра, и по выходе передает Президенту Обрядовой Палаты, a Президент, приняв оное с коленопреклонением, перелагает на желтый стол, поставленный на Красном крыльце, кланяется троекратно на Север, и потом отходит на прежнее место под свесом. Новые Магистры выстраиваются y классных горок, пред которыми становятся они лицем на Север. Как скоро глашатай провозгласит указ, то они становятся на колени. Чтец Указа становятся на Восточной стороне крыльца, лицем на Запад, и читает Указ: «Такого-то года, месяца и дня производимо было Дворцевое испытание на степень Магистра. «Государю благоугодно было Магистрам первого [364] разряда дать титул Магистров; Магистрам второго разряда дать титул вышедших из Магистров; Магистрам третьего разряда дать титул вместе вышедших из Магистров.» После сего Чиновник, сообщающий объявление, возглашает: «Первый Maгистр первого разряда такой-то». Когда сие объявление передано будет по Красному крыльцу вниз, то распорядитель ведет сего Магистра к классным горкам 10 класса и становит на колени. Вторично возглашает: «Второй Магистр первого разряда maкой-то». После двух передач объявления ведут сего к классным горкам 15 класса и становят на колени. В третий раз возглашает: «Третий Магистр первого разряда такой-то». После трех передач объявления ведут к классным горкам 14 класса и становят на колени. Глашатай возглашает в четвертый раз: » Первый Магистр второго разряда такой-то и с ним столько-то, первый Магистр третьего разряда такой-то и с ним столько-то.» О Магистрах второго и третьего разряда также три раза передают; но их не выводят из рядов. По выслушании указа Магистры делают троекратное коленопреклонение с девятью земными поклонами. После сего Президент Обрядовой Палаты подходит к столу, с колепопреклонением снимает объявление и сходит с крыльца средним сходом. Член Отделения Церемоний принимает объявление на блюдо и в предшествии желтого зонтика выходит из ворот Тхай-хо-мынь средним проходом. За ним идут три Магистра первого разряда, a потом и прочие. По выходе из Дворца они становятся y ворот Ву-мынь, a Чиновник полагает объявление в Драконовую беседку и делает три поклона. Как скоро служители Дворцевой Экипажной вынесут объявление за ворота Чан-ань-мынь, то вывешивают на городской стене. [365]

Церемониал угощения Магистров состоит в следующем:

Как скоро новые Магистры выйдут из Дворца за ворота Чань-ань-мынь, то Главноуправляющий, Областной Правитель и Помощник его приглашают Магистров в балаган, нарочно устроенный на сей случай при помянутых воротах. По учинении взаимного приветствия, три первые Магистра из первого разряда надевают приготовленное для них почетное одеяние. Главноуправляющий, Областной Правитель и Помощник его троекратно подносят гостям вино, которое и сами с ними пьют, стоя на ногах. После сего, по учинении взаимного приветствия, садятся на верховых лошадей, и предшествуемые музыкою, приезжают в Областное Правление. Второй Магистр с товарищами всходит по Западному, a Главноуправляющий, Правитель и Помощник по Восточному сходу, и на крыльце пред столом с курениями совершают обряд поклонения, a по вступлении в зал приветствуют друг друга легким наклонением головы. Главноуправляющий, Правитель и Помощник его, подчивая Магистров вином, двукратно кланяются; Магистры тем же ответствуют и потом, взаимно подчивая, также кланяются двукратно; на что им тем же ответствуют. Чиновники Правления, поздравляя Магистров, двукратно кланяются, на что Магистры тем же ответствуют. По окончании пира совершают обряд поклонения пред столом с курениями, после чего Главноуправляющий Правитель и Помощник его, переодевшись в обыкновенное платье с нашивками, провожают первого Магистра до его квартиры.

В след за сею церемониею новые Магистры являются в Педагогический Институт снять шерстяное одеяние, пред которым обыкновенно совершают обряд предложения яств. Они входят в храм Учителя Кхун-цзы, пред которым выстроиваются в ряды, и по возгласу Церемониймейстера совершают пред табелью с титулом Государя троекратное коленопреклонение с девятью земными поклонами. После сего первые три Магистра первого разряда совершают, обряд предложения, первый Магистр пред табелью Кхун-цзы и сопредстоящих ему четырех Мудрецов, второй пред табелями Мудрецов на Восточной, третий пред табелям Мудрецов на Западной стороне. В то же самое время первый Магистр второго разряда совершает предложение в Восточном, a первый Магистр третьего разряда в Западном флигеле. Прочие Магистры исполняют сей же обряд, стоя в рядах. По окончании сего обряда ведут Магистров к храмовой кладовой, снять шерстяное одеяние. Когда же Ректоры и Инспекторы в церемониальном одеянии войдут в зал собрания, то Магистры из храма идут в Институт, и на площади пред залом делают им приветствие наклонением головы, которое Ректоры и Инспекторы сидя принимают. После сего первых трех Магистров Первого разряда вводят в зал собрания, причем Ректоры и Инспекторы встают на ноги. Служители подносят Магистрам вино. После трех кубков Магистры выходят, a Ректоры и Инспекторы провожают их до дверей. Таким же образом угощают и прочих Магистров, стоящих на дворе.

(Окончание в след. кн.).

Текст воспроизведен по изданию: Взгляд на просвещение в Китае // Журнал министерства народного просвещения, № 5. 1838

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.