Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

БИЧУРИН Н. Я. [ИАКИНФ]

Кто таковы были монголы

При чтении истории Монгольского народа в самом начале представляется вопрос: кто таковы были Монголы? Вопрос весьма естественный и простый: но точный ответ на него может несколько затруднить; особенно, если при исследовании принять в руководство словозвучие, вероятность и авторитет, которые в продолжение прошедших двух столетий служили верными путеводителями к запутанности при разрешении подобных вопросов. Ученые западные ориенталисты долго занимались исследованием сего вопроса; но ни один из них не мог открыть точки, с которой бы можно было решить его удовлетворительно. Монгольский народ искони получал народное название от владетельного дома; а западные ориенталисты, напротив, ошибочно принимая каждый владетельный Монгольский дом за особенный народ, уклонились от прямого пути, и таким образом из единоплеменных владетельных домов составили несколько разноплеменных народов, которым не могли определить ни начала, ни конца. Наконец Клапрот, в его Memoires sur l'Asie, решил их недоумения одним своим мнением, что все, написанное Китайцами о древних среднеазийских народах, есть заблуждение; и ученые знаменитости во всей Европе преклонились пред ним. [86]

Монгольские племена, искони гранича с Китаем на юге, по необходимости должны были иметь тесную связь с государством сим; и потому с вопросом о их народности следовало преимущественно обратиться к Китайским источникам, что и было сделано западными ориенталистами; но при исследовании надлежало бы пристальнее вникать в каждый предмет, а не поверхностно и бегло рассматривать его. Вот в чем состоял их промах, которого они в продолжение двухсот лет не могли приметить.

Китайские источники, о которых выше упомянуто, заключаются в династийных Историях, в государственной статистике и государственной летописи.

Династийная История Дома Юань 1, Юань-шу, представляет порядок предков Чингис-хановых до десяти колен, составлявших прямую линию Дома Монгол, но ни слова не говорит о происхождении самого Дома, давшего народное название племенам, сопредельным с Россиею от Аргуни на запад до Бухтармы. Китайская статистика, И-тхун-чжы показывает восемь единоплеменных владетельных Домов, от которых Монголы в продолжение двенадцати 2 столетий получали народные названия, последовательно одно за другим. Сии Домы были: Хунну, Ухуань, Сяньби, Жужань, Дулга, Oй-хор, Сеяньто, Кидань. Заметим, что Дом Монгол и в статистике не виден; одна только государственная летопись, тхун-гянь ган-му, сообщает некоторые сведения о происхождении сего Дома. Из сведений, сохраненных помянутой летописью, открывается, что Дом Монгол вовсе не принадлежал к племенам того народа, которому в начале XIII столетия сообщил народное название, доныне им удержанное. Первобытные Монголы были Тунгусы, пришедшие в южную [87] Монголию, с Амура, что ниже увидим из тех мест, в которых летопись кратко упоминает о них.

«В четвертое лето правления Кянь-дэ Татань представил дань Дому Сун. Дом Татань составлял одно из поколений северовосточных Мохэсцев; при династии Тхан после правления Юань-хэ перешел к Инь-шань, а в сем году представил дань».

Четвертое лето правления Кянь-дэ соответствует 966 году по P. X. Татань есть Маньчжуское слово, зн. шалаш. Мохэ есть название владетельного Дома и народа его. Мохэсцы обитали по обеим сторонами Амура, от Аргуни до Вост. океана. Земли солонов и дахуров по реке Нонь-мурэнь принадлежали Мохэсцам; Дом Тхань вступил на Китайсий престол в 618 году. Правление Юань-хэ продолжалось 806-821. Дом Сун получил престол в 960 г. Мохэсцы названы Северовосточными в отношении к Кхай-Фынь-фу, Кит. столице того времени. Ин-шань, есть Кит. название обширной цепи гор, которые в разных направлениях тянутся по южной Монголии от Хухэ-хота до западной межи Ордоса.

Еще во времена древней династии Чжеу, в стране, заключающей в себе нынешния Маньчжуские губернии и Гиринь и Хэ-лун-гян, царствовал Дом Сушен. С небольшим за два века до P. X. место его заступил Дом Илу, который в четвертом столетии по P. Х. переименовался Уги и разделился на семь больших Айманей 3. В шестом столетии из семи Угиских Айманей усилился Черноречный Айман Хэй-шуй-бу 4, а в начале седьмого столетия он отдалился от Уги, принял народное названиe Черноречного Мохэ, Хэй-шуй-мохэ, и в непродолжительном времени [88] разделился на шестнадцать новых Айманей. В cиe время Мохэ на юге смежен был с царством Бохай, на западе с народом Шивэй 5. В восьмом столетии Бохайский государь покорил их под свою власть; а в начале девятого столетия один из шестнадцати Мохэских Айманей, называемый Татань, ушел в южную Монголию, и осел на северной стороне хребта Инь-шань, Сей-то. Дом Татань в 966 году, т. е. чрез полтора столетия по приходе его в южную Монголию, представил дань императору Тхай-цзу, основателю династии Сун.

«Во второе лето правления Цзин-дэ девять Татаньских поколений представили дань Дому Кидань».

Второе лето правления Цзин-дэ соответствует 1005 году по Р. X. Дом Кидань с 915 года владел всею Монголиею; следовательно Татаньские поколения находились под его зависимостью. Из сего меcта открывается: 1-е, что Аймань Татань, первоначально состоявший из одних родов, чрез два столетия по переселении, в состоянии был разделиться на девять Айманей, но еще не был столь силен, чтоб не признавать верховной власти Киданей над собою; 2-е, что Татаньцы во все это время кочевали по северную сторону Хребта Инь-шань; потому что Халка в первой половине девятого столетия еще находилась под Ойхорами, исключая восточной части под Шивейцами: по падении же Ойхоров остались в Халке поколения Юйгюлюй и Шивэй, оба под зависимостию Киданей.

«В пятое лето правления Шао-хин Дом Гинь объявил войну Монголам. Монголы обитали от Нюньчженей 6 к северу. При династии Тхон они составляли поколение Мын-гу; назывались также Мын-гу-сы. Это были люди сильные, мужественные, искусные в боях; могли видеть [89] в темноте ночи; брони делали из моржовой кожи, непроницаемой для стрел. Государь Дома Гинь предписал темнику Хишаху идти с войском на них».

Пятое лето правления Шао-хин соответствует 1135 году по P. X. Дом Гинь основал Империю в 1113 году, по ниспровержении Дома Кидань; а по прошествии 20 лет вынужден был объявить войну Монголам. Из слов: Монголы обитали от Нючженей к северу и пр. открывается: 1) что Татаньцы в начале XII века перешли от хребта Инь-шань в Халку, которая в отношении к южной Монголии, уже завоеванной Нючженями, лежала на севере; 2) что в числе родов, первоначально составлявших Татаньский Аймань, давно находился Дом Монгол, и что сей Дом, по своему могуществу, впоследствии избран был главою Татаньских поколений; потому что в сем месте народное название Татань заменено названием Дома Монгол, и Нючжени имели дела с ним, как представителем всего Татаньского народа. Хи-цзун, третий государь из Дома Гинь, по вступлении на престол в 1135 году, немедленно отправил войско против Монголов, вероятно с тою целию, чтоб с одной стороны вытеснить их из Халки, а с другой, приостановить напор диверсии с севера, придать более силы своим военным действиям в юге. В сие время Дом Гинь уже покорил Китай с севера до Желтой реки, и две армии его действовали на южной стороне сей реки, одна в Хэнань, другая в Шань-си.

«В девятое лето правления Шао-хин Монголы неожиданно напали на войско Дома Гинь у гор Хай-лин и совершенно разбили. Хушаху, полководец Дома Гинь, воюя с Монголами, издержал съестные припасы, и пошел в обратный путь. Монголы, преследуя его, неожиданно напали, и совершенно разбили войско его у гор Хай-лин».

Девятое лето правления Шао-хин соответствует 1139 году по P. X. Хушаху четыре года стоял против Монголов. В прошлом 1138 году открыты были мирные [90]

переговоры между Домом Гинь и южным Китаем, а в настоящем году война была возобновлена с большею силою. Монголы не воевали ли с Нючженями как наемные союзники южного Китая? По времени и обстоятельствам войны это кажется очень вероятным.

«В семнадцатое лето правления Шао-хин Дом Гинь и Монголы заключили мир. В прошлое время, как казнили Даланя, то сын его с подданными отца отложился от Нючженей и вступил в союз с Монголами. Сие обстоятельство наипаче усилило Монголов. Нючженский полководец Учжу, посланный для усмирения их, в продолжение нескольких лет не мог покорить их, почему заключил с ними мир, по которому уступлены были Монголам 27 укрепленных селений на северной стороне реки Си-пьхин-хэ, и положено ежегодно доставлять им (Монголам) большое количество рогатого скота, риса и бобов; сверх сего Монгольскому старейшине предложен титул Мынфусского царя, но он не принял сего титула, а дал своему царству наименование Великий Мынь-гу, т. е. Монгол 7. Ныне заключили мир, и ежегодно доставляли великое множество вещей. После сего Монгольский стрейшина сам принял титул Цзу-юань-хуань-ди; правление переименовал тьхянь-хин».

Семнадцатое лето правления Шао-хин соответствует 1147 году по P. X. Далань имел главное начальство над восточною Нючженскою армиею в Хэ-нань. При открывшихся мирных переговорах в 1138 году, он с князьями Фулуху и Элугуань полагал возвратить Дому Сун страну Хэ-нань. Учжу, управлявший западною Нючженскою армиею в Шань-си, подозревал Даланя и Фулуху в тайных сношениях с Домом Сун, и донес государю. Мирные переговоры были прерваны, и Учжу в 1139 году получил главное начальство над армиею в Хэ-нань с предписанием продолжать войну. Фулуху и Далань [91] составили заговор произвести бунт, но злоумышление их открыто. Фулуху и Элугуань преданы казни, а Далань, как владетельный князь, освобожден от суда, и переведен к другой должности. Огорченный неуважением заслуг его, оказанных при основании царства Гинь, он опять замышлял произвесть бунт; но замысел его также открыт был, и Далань убит в побеге на юг. Учжу счастливо кончил войну в южном Китае, и в 1141 году заключил мир, в котором Дом Сун уступил Нючженям Хэ-нань 8, и признал себя вассалом их. В следующем 1142 году Учжу принял главное начальство над войсками против Монголов, и, потеряв пять лет в безуспешной войне, кончил ее невыгодным миром. Впрочем не должно тягостные условия сего миpa принимать в прямом смысле. Глава Монголов, титулуясь в Татаньских поколениях верховным ханом или императором, в письменных сношениях с Домом Гинь подписывался вассалом его; а Дом Гинь за такую уступчивость ежегодно производил ему большую плату скотом, рисом и бобами. Это искони доныне есть самое обыкновенное дело в Китайской политике. Желающий знать подробности подобного дела можете в 11 части истории Тибета и Хухэ-нора прочесть страницы 28-46.

И так происхождение Монгольского народа Дома Монгол, от которого сей народ получил народное название, суть две вещи совершенно различны между собою. Начало Монгольского народа восходит слишком за 25 столетий до P. X.; Дом Монгол, напротив, возник в начале IX, усилился в начале XII, основал Монгольскую империю в начале XIII столетия по Рождестве Христове.

Полагая, что статья о происхождения Дома Монгол еще не напечатана, посылаю окончание к ней.

Покойный Клапрот в своих записках об Азии вот что говорит о народах Монгольского поколения: [92] «рассматривая этнографическую таблицу народов внутренней и средней Азии до 1000 года, можно изумиться, что в ней не упоминается о Монголах. Причина сему заключается в том, что большая часть поколений, составляющих сей народ, жила на самом севере, и потому не могла войдти в сию таблицу; ибо она представляет только народы, обитавшие в той части Азии, которая заключается между цепью Гималая, простирающегося к северовостоку, и цепью гор Алтай, Танну, Хангай и Хинган, которые отделяют Гоби от рек, впадающих в верхний Амур». И так Монголы, по мнению Клапрота, искони занимали южные пределы восточной Сибири — от Аргуни на запад до Енисея; а внутреннее пространство Монголии все принадлежало разным поколениям Тюркского племени, и сам глава Монголов родом был Татарин, а подданные его были Тюрки. Из этой галиматьи ясно видно, что Клапрот не читал с должным вниманием положительных сведений о происхождении Дома Монгол, сообщаемых Китайскою Историею, а в основание принял предположения собственного своего вымысла, и из сплетения выводимых отсюда умозаключений составил цепь, совокупляющую разноплеменные поколения в один народ. Ныне подобные нелепости нередко называем серьезным именем спорных вопросов, разъяснение же сих вопросов, изложенное в витиеватых критических разысканиях, считаем глубокою ученостью; а, если будем основательно разбирать доводы обеих сторон, то не редко выходит из них свод одного пустословия с другим, из которых впрочем оба опираются на древних Греческих и Музульманских писателей, часто кстати и не кстати приводимых учеными нашего времени.

О. Иакинф.


Комментарии

1. Дом Чингис-ханов, царствовавший в Китае, с 1260 года, принял название Юань.

2. С третьего столетия до P. X. до десятого пo Р. Х.

3. Аймань есть Маньчж. слово, по Монг. Айман, на Кит. бу; зн. удельное владение.

4. Амур издавна известен Китаю под Кит. названием Хэй-шуй в переводе: черная река. Ныне он по-Маньчж. называется Сохалянь ула, черная река; на Кит. Хей-лун-гян, река черного дракона.

5. Народ Шивэй обитал от Амура на северозапад, т. е. занимал земли Нерчинской области. Еще находился Малый Шивэй, обитавший от Xулунь-нора на юго-запад.

6. Тунгузский Дом Нючжень с 1115 года принял название Гинь.

7. Здесь название Монгол относится к одним Татаньским поколениям.

8. Здесь под страною Хэ-нань разумеются две губернии: Хэ-нань и Шань-си.

Текст воспроизведен по изданию: Кто таковы были монголы // Москвитянин, № 24. 1850

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.