Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 64

ПИСЬМО ШАМИЛЯ НАИБАМ ТАЛХИКУ, АБАКАРДИБИРУ, КАДИ И ДИБИРУ

(16 февраля 1858 г.)

Размер: 11,2 х 6,8 см. На обороте текста печать — вписанная в овал 6-конечная звезда с именем Шамиля и датой 1266 [1849 — 50] г.

***

Перевод

Во имя Аллаха милостивого, милосердного.

От повелителя правоверных Шамиля его братьям наибам Талхику 1, Абакардибиру 2, Кади 3 и Дибиру 4 — мир вам и милость [Аллаха].

А затем. Дошло до меня от лиц, заслуживающих доверия, что неверные намереваются в эти дни совершить нападение на жителей селений Таузен, Махкита и Агишта 5. Не проявите оплошности, примите решительные меры и не предавайтесь в этом сомнениям. Как сказал Всевышний: ”Но козни неверных только в заблуждении” (Коран: ХL, 26) Смотрите же, не медлите с этим. И мир.

2 раджаба 1274 (16 февраля 1858) года.

Ф. 16, оп. I, № 1915


Комментарии

1. Талхик был наибом над чеченцами, жившими по берегам реки Хулхулау (совр. Веденский и Шалинский районы). После возвращения Джамалуддина, сына Шамиля, из России, где он находился долгие годы в качестве заложника, Шамиль женил его на дочери Талхика. Этим браком он хотел упрочить свои позиции в Чечне. Талхик же ”стремился удержать своих чеченцев от смут и обуздать предателей и других зловредных людей, которые плели в наибстве интриги” (см., Тазкират, л. 75 б). Абдурахман характеризует Талхика как одного из самых справедливых наибов Чечни (см.: Тазкират, л. 79 а). В донесениях русского командования Талхик упоминается в журнале ”О происшествиях на левом фланге Кавказской линии” за 1846-1855 гг. (см., Дв. г., с. 518-564).

2. Абакардибир (от араб. Абу Бакр + профессиональное прозвание; в источниках соответствует Абубакаркади, Абакардибир — один из активных сподвижников Шамиля, участник многих его военных акций. В 1841 г. он принимал участие в ”Тройственном концентрированном движении в Аварию”, возглавляя ”северную группу ”войск; в ноябре 1841 г. он, спустившись из Чиркаты и перейдя Андийское Койсу, захватил Унцукуль, затем Балаханы, прервав прямое сообщение русских с Аварией, а затем и Гимры (см.: КС. 1879, т. IV, с. 49; КС. 1882, т. VI, с. 493; Дв. г., с. 314-319, 354, 371, 381-382, 414; КС. 1898, XIX, с. 246 , Хашаев. Общественный строй, с. 53).

Согласно русским источникам, Абакаркади, который был поставлен главным над наибами, действовавшими в Чечне, был самым преданным из сподвижников Шамиля и едва ли не самым способным после Хаджимурада и Кебедмухаммада. В инструкции, данной ему Шамилем, предписывалось не оставлять в покое русский отряд до тех пор, пока он не отойдет с позиций на Урус-Мартане, тревожить его день и ночь (см.: КС. 1884, т. VIII, с. 377). После пленения Шамиля Абакаркади поселился в селении Аргвани и умер там в 1877 г. (см.: КС. 1880 т. V, с. 386).

3. Кади из Ичичали — (селение в Гумбетовском районе) первоначально он был наибом этого селения. По сведениям Абдурахмана, это был весьма образованный алим, храбрый воин и верный мюрид (Тазкират, л. 40 а). В 1848 г. принял активное участие в штурме гарнизона царских войск Ахты, в 1851 г. с ополченцами своего наибства входил в состав отряда, готовившегося к походу на Хайдак и Табасаран. Долгое время Шамиль не смещал Кади с должности наиба, хотя доносов на него было множество. После смерти унцукульского наиба Махахаджийава из Кудутля (1852) Кади был переведен наибом на его место в селение Унцукуль. При отступлении из Ичичали, где они остановились после окончательного выхода из Чечни в августе 1859 г., ”наиб Кади ал-Ичичали, по приказу имама, сжег оставшиеся на той горе (на горе килатлинцев. — X. О.) снаряжение и пушки” (см.: Хроника, II, с. 71). Наиб исполнил этот приказ. За это русскими властями он был заключен в тюрьму, где и скончался (см.: Тазкират, л. 282 а).

4. Дибир из Аварии упоминается в источниках в описании событий после перехода на Гуниб, когда Шамиль неоднократно отправлял гонцов для получения сведений о намерениях русских относительно него (см.: Тазкират, л. 292 а). В русских источниках Дибир из Аварии назван наибом над жителями селения Анди (см.: АКАК. 1904 т. XII, с. 1155).

В начале февраля 1858 г. Шамиль для подкрепления горцев, которыми командовал его сын Газимухаммад, действовавший против русских отрядов, рубивших и сжигавших леса покинутых чеченских хуторов между реками Акташ и Хулхулау, прислал из Дагестана дополнительные силы от четырех наибств во главе с такими наибами, как Абакардибир, Кади и Дибир (Cм., AKAK. 1904, т. XII, с. 1073).

5. Селения Таузен (совр. Тазен-Кала), Махкита (совр. Мехкеты) и Агишта входят в Веденский район.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.