Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 14

Из рапорта А. И. Русина А. А. Вирениусу

№ 319

12/25 декабря 1903 [г.]

В последнее время по морскому и военному ведомствам принимались известные меры, которые в связи с прежде существовавшими или производившимися с весны текущего года как бы дополняют подготовленность вооруженных сил Японии к быстрейшему переходу на положение военного времени, или к предприятию военных операций. [83] Некоторая гласность и многочисленные, хотя не всегда точные слухи, сопровождавшие эти мероприятия, дают основание предполагать, что японское правительство умышленно не скрывало своих распоряжений, с одной стороны, с целью угождения низким шовинистическим инстинктам японской толпы, а с другой стороны, в надежде уверить нас в своем твердом намерении взяться за оружие и тем склонить в пользу своих самонадеянно-притязательных предложений.

Задорный, демонстративный шум Японии выльется, можно ожидать, в ближайшем будущем (в течение двух-трех недель, если не ранее) в форму военной экспедиции в Корею: вероятно, отправят одну смешанную бригаду (около 8 тысяч человек) и высадят ее преимущественно (если не исключительно) в Фузане и отчасти в Чемульпо, для чего у военного ведомства уже зафрахтовано от 8 до 10 пароходов общим водоизмещением в 20 – 25 тысяч тонн. В первую голову пойдут, надо думать, части из 12-ой, 5-ой, 4-ой и 6-ой дивизий, с местом посадки Кокура, Удзина, Осака или Кобе и Карацу.

Японцы, по-видимому, не ожидают, чтобы кто-либо помешал их экспедиции в Корею, но все-таки транспорты будут, вероятно, конвоироваться боевым флотом, для чего, быть может, стягиваются к Сасебо и Куре миноносцы из Майдзуру и Ионоска, и возвращаются (по слухам) из Кореи и Китая крейсера «Чиода», «Нанива», «Такачио».

Официозная японская пресса настойчиво доказывает необходимость отправки японских войск в Корею для обеспечения японских интересов и противодействия русскому влиянию на Корейском полуострове. Эти статьи последнее время как бы опирались на состоявшееся по этому поводу у японского правительства твердое решение.

Замеченные последнее время по газетным сообщениям, частным слухам и другим источникам мероприятия морского и военного ведомств нижеследующие:

1. В Морской академии, в артиллерийской, минной и механической практической школах и в ревизорском училище занятия будут якобы закончены или прекращены, дабы пополнить комплект на судах.

2. Нижние чины порта Куре, уволенные 7/20 декабря, как это делается ежегодно, в зимний отпуск, были 10/23 декабря внезапно вытребованы обратно в казармы и на суда. Таким образом, задержано около тысячи человек.

Уволенные в краткосрочный отпуск нижние чины минной дивизии Иокоска были 9/22 декабря вытребованы обратно. [84]

В противоречии с этими сведениями находится известие из Майдзуру, что там нижние чины флота увольняются с 8/21 декабря по 7/20 января в 10-дневные отпуска и уволенные лица не потребованы обратно.

3. Миноносцы № № 67, 68, 69, 70 порта Иокоска вышли 8/21 декабря из Иокоска во Внутреннее Японское море для следования в Куре или Сасебо. Перед уходом офицеры и команда этих миноносцев торжественно прощались со своими семьями, точно перед продолжительной, серьезной экспедицией. Миноносцы № № 62, 63, 64, 65 порта Майдзуру выходят завтра из Майдзуру в Куре.

В Иокоска пригоняется боковое заграждение.

4. Для увеличения рабочих рук в порту Сасебо, где ввиду продолжительного пребывания почти всего боевого флота требуются большие ремонтные средства, послано из Куре до 10/23 декабря около 600 мастеровых.

5. По той же причине, т. е. ввиду продолжительного пребывания боевого флота в Сасебо, запасы угля, провизии и материалов этого порта настолько оскудели, что потребуется подвозка их из других военных портов (Иокоска и Куре), почему и зафрахтованы 3 – 4 транспорта, около 3000 тонн водоизмещения каждый. Эти же транспорты предназначены подвозить уголь на Постоянную эскадру по месту ее нахождения, в корейских или иных водах.

Зафрахтованы 10/23 декабря для порта Сасебо угольные баржи, принадлежащие компании Мицуи.

6. Начальник Командующего департамента 68 адмирал виконт Ито 69, по слухам, получает новое назначение (быть может, главнокомандующим флотом); обязанность же начальника Командующего департамента будет исполнять морской министр вице-адмирал барон Ямамото.

7. В начале января Постоянная эскадра пойдет якобы в Корею.

8. Пароходные компании Ниппон Юзен Кайся, Осака Сеосен Кайся и Мицуи Буссин Кайся получили предварительное уведомление, что могут понадобиться пароходы под транспорты, а 10/23 декабря отдано якобы приказание готовить транспорты.

9. Зафрахтовано для военного ведомства 8 – 10 пароходов общим водоизмещением 20 – 25 тысяч тонн.

10. В транспортном депо в Удзина, где хранится все необходимое для приспособления и снабжения 40 пароходов под [85] транспорты, происходит крайне оживленная деятельность как по приему вновь подвозимых продовольственных и вещевых запасов, так и по распределению, по упаковке и отправке этих запасов <...>

11. Фланелевая мануфактура в Осака получила спешный заказ на 200 000 фут фланели, вероятно, на фуфайки или набрюшники.

12. Решено вести постройку Сеул-Фузанской жел. дороги самым энергичным образом, с намерением окончить постройку к августу 1904 г. <...>

Броненосцы «Сикисима», «Микаса», «Хацусе», «Фудзи» вышли из Сасебо 10/23 декабря, быть может, в корейские воды, но в точности неизвестно, куда.

Дней пять тому назад в Иокогаме циркулировал среди финансового люда слух, что японское правительство пробовало начать переговоры о заключении займа в Лондоне, но из Лондона запросили по телеграфу, какие гарантии займа; японцы ничего не могли на это ответить, почему переговоры о займе были прекращены 70.

Капитан 2 ранга Русин.

Помета: Читал. З. Рожественский. 9/1.

РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 1. Д. 2486. Л. 178 – 183 об. Автограф.


Комментарии

68. Морской командующий департамент – орган японского морского ведомства, созданный в 1893 г. и отвечавший за все вопросы, связанные с подготовкой флота к войне и ведением военных действий. Был независим от Морского министерства, начальник его подчинялся лично императору.

69. Ито Сукэюки 1843 – 1914) – адмирал флота (1907). В 1895 – 1907 гг. возглавлял морской командующий департамент.

70. Если судить по опубликованным британским документам, вопрос о займе поднимался японским послом в Великобритании Т. Хаяси в беседах с министром иностранных дел Ч. Ленсдауном под предлогом недостаточности собственных финансовых ресурсов Японии в случае войны с Россией. Ленсдаун отказался рассматривать эту просьбу, заявив, что подобный заем встретил бы значительные трудности при обсуждении в парламенте («British Documents of the Origins of the War». L., 1929. Vol. II. P. 230). Японским правительством выяснялась и возможность заключения займа в США.

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.