Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ФОРМОЗЫ

острова, находящегося под эгидой японского императора, содержащее очерк религии, обычаев и традиций людей его населяющих, а также рассказ о том что случилось с автором во время его путешествий и пребывания в разных странах Европы, в особенности о eго беседах с иезуитами и др., а также история и причины его перехода в христианство и его возражений против этой религии (в защиту язычества) и ответов на них, принадлежащее перу Джорджа Салманазара, уроженца означенного острова, ныне проживающего в Лондоне.

ГЛАВА XI

О свадьбе или «грутачо»

Ввиду того, что божество наше требует так много сердец юных мальчиков, чтобы раса эта не исчезла окончательно, разрешено всем кроме жречества, иметь больше одной жены: и многие имеют 3, 4, 5, 6, и более жен исходя из своего достатка, иными словами, возможности прокормить большее или меньшее их число; но если же некто возьмет себе больше жен, чем может прокормить, ему отрубят голову. Чтобы избежать этого, ежели кто-то решает женится, он должен представить доказательства, способен ли он содержать ее. Ввиду того, что формозцы имеют множество жен, дети у них часто рождаются каждый год, из них несколько сыновей отдается в жертву божеству, но дочери все сохраняются для создания новых семей, как то будет описано в дальнейшем.

Походя стоит заметить, что ни брат не может жениться на своей сестре, ни сын брата - на дочери другого брата, все браки в пределах двух степеней родства (но не более того) строго запрещены, так что даже сам Верховный Жрец не может отменить это запрещение.

Посему, если некто решил взять себе жену, вне зависимости, есть ли у него другие жены или нет, он должен вначале просить согласия и разрешения у отца и матери, а затем уже спрашивать согласия дочери. После того, перед свадьбой, он должен уведомить о своем намерении жреца, приносящего жертвы, а тот - установить, что желающий жениться имеет достаточно средств, чтобы содержать жену. И если это так, сзываются друзья и родственники, в сопровождении которых жених и невеста идут к воротам Храма, где их встречает жрец - служитель божества или жрец, приносящий жертвы, который спрашивает у них, зачем они явились сюда, на что жених и невеста дают ответ, что пришли чтобы соединиться в браке, и после ответа на этом вопрос им разрешают войти в Храм. Вопрос им задается затем, что ни мужчина может ввести в Храм только свою жену, и никакую другую женщину - кроме того случая, когда вступает в брак. Таким образом, войдя в храм для брачного обряда, что всегда делается в свободный от работы день, то есть во второй день месяца, они совместно произносят молитвы а затем приносят жертву, после которой муж клянется в верности своей жене т.е. обещает не знать других женщин, кроме тех, с которыми вступит в законный брак и не будет неволить жену и принуждать ее ни к чему идущему вразрез с законами естественными, человеческими и божьими. Жена в свою очередь клянется в верности мужу и обещает, что не будет знать другого мужчины и будет повиноваться ему во всем. Они вдвоем приносят клятву перед лицом своего божества, перед солнцем, луной и звездами что будут хранить свою клятву и призывают на себя месть божества в случае если ее нарушат. Затем другие молятся об их благополучии, после чего они возвращаются домой вместе родней и друзьями; вслед за тем по обычаю устроить для них пышный свадебный пир, и чем богаче жених, тем пир будет пышнее. Этот рассказ велся о свадебной церемонии, о том же как идет повседневная жизнь в семье рассказано будет далее.

....

ГЛАВА XX

О весах и мерах

Прежде чем голландцы появились у наших берегов, у нас были свои способы счета, и мы знали, равны или не равны две величины, при том ,что у нас отсутствовали меры весов, такой как фунт или унция, и покупали и продавали на глаз, но не на вес. Но после того, как на Формозу прибыли голландцы, и доказали нам, сколь выгодно использовать для торговли фунты и унции, мы стали мерять фунтами и унциями редкостные товары, а вещи повседневные и более дешевые, по 50 и 100 литров — как продавец и покупатель договорятся между собой. Наш фунт соответствует голландскому фунту, состоящему в свою очередь из 16 унций; он тяжелее французского фунта, как я определелил по весу копана формозских монет, которые захватил с собой во Францию. Вес одного копана оказался больше чем у французского фунта, хотя соответствовал фунту голландскому.

Вещи на Формозе измеряются в соответствии со вкусами и желанием каждого, кто меряет большой, кто малой мерой, но цена остается твердой, в зависимости от величины приложенной меры.

Наш инструмент для взвешивания напоминает весы, каковыми пользуются в Англии мясники, взвешивая свой товар, иногда весы бывают большими или меньшими, как того требует ситуация.

До появления голландцев у них не было цифр, но количество легко передавалось знаками и пальцами, но вследствие того, что голландцы не понимали такого объяснения, они уговорили нас изобрести имена для именования цифр, каковые мы используем по их правилам, считая от одного до десяти, от десяти до двадцати, потом до сотни, тысячи и т.д., как это показано на примере.

 1 Taufb

2 Bogio

3 Charhe

4 Kiorh

5 Nokin

6 Dekie

7 Meni

8 Thenio

9 Sonio

10 Kon

11 Amkon или Taufkon

12 Bogiokon

13 Charhekon

14 Kjorhkon

15 Nokiekon

16 Dekiekon

17 Menikon

18 Thenikon

19 Soniokon

20 Borhny

следом за тем

 

21 Borhny-tauf

22 or am Bornhny Bogio

 

и далее до

30 Chorhny

40 Kiorhny

50 Nokiorhny

60 Dekiorhny

70 Meniorhny

80 Theniorhny

90 Soniorhny

100 Ptommftomm

и 1000 Ianate

 

 и следом от 1000 до 2000 и т.д. — думается мне, приведённых примеров достаточно для очерка.

Текст переведен по изданиям: Memoirs of ****, Commonly known by the Name of George Psalmanazar; A Reputed Native of Formosa. London. 1765

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.