Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

СВОД ЗАКОНОВ "ТАЙХОРЁ"

702-718 гг.

XII.

НАЗНАЧЕНИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ 1

38 статей

Статья 1. Сроки представления рекомендаций

Статья 2. Присвоение ранга

Статья 3. Назначение на должность

Статья 4. Подбор чиновников

Статья 5. Назначение на два поста

Статья 6. Категории гё и сю

Статья 7. Родственники

Статья 8. Смерть на посту

Статья 9. Производство в чин

Статья 10. Послеэкзаменационное продвижение

Статья 11. Перевод из категории санви в категорию бумбан

Статья 12. Внеочередное продвижение

Статья 13. Отбор в уездную администрацию

Статья 14. Представление к рангам низших служителей

Статья 15. Представление к рангам уездной администрации

Статья 16. Экзамены телохранителей царевичей и сановников

Статья 17. Смерть основного господина

Статья 18. Стаж регулярных чиновников

Статья 19. Срок службы телохранителей царевичей

Статья 20. Прибытие к месту службы

Статья 21. Отставка по возрасту

Статья 22. Увольнение по болезни

Статья 23. О сумасшедших и пьяницах

Статья 24. Перевод из категории санви в категорию сибу

Статья 25. Утеря ранговой грамоты

Статья 26. Ошибки в ранговой грамоте

Статья 27. Провинциальные старшие преподаватели и врачи

Статья 28. Нехватка чиновников

Статья 29. Кандидаты на должности

Статья 30. Первое представление к рангу

Статья 31. Продвижение по двум линиям

Статья 32. Приемные сыновья

Статья 33. Присвоение ранга детям умерших чиновников

Статья 34. Пожалование ранга

Статья 35. Ранги детям царевичей

Статья 36. Представление к рангу знатных юношей

Статья 37. Присвоение ранга после отбытия наказания

Статья 38. Сыновья лиц пятого ранга и выше [122]

Статья 1.

Сроки представления рекомендаций 2

Лица, подлежащие представлению к рангам, должны быть отобраны и утверждены главой данного управления до 30-го дня 8-й луны.

По министерству церемоний — с 1-го дня 10-й луны до 30-го дня 12-й луны.

По Государственному совету — с 1-го дня 1-й луны до 30-го дня 2-й луны.

В эти сроки закончить все формальности.

Данное управление о лицах, подлежащих представлению к рангам, должно с учетом времени докладывать выше и собирать [их] в министерстве [церемоний].

Статья 2.

Присвоение ранга 3

Присвоение столичным и провинциальным чинам пятого ранга и выше производится государевым указом.

Присвоение столичным чинам восьмого ранга и выше и провинциальным чинам седьмого ранга и выше производить по докладу Государственного совета государю.

Присвоение провинциальным чинам восьмого ранга, столичным и провинциальным чинам начального ранга всегда производить по решению Государственного совета.

Статья 3.

Назначение на должность 4

Государевым указом назначаются: старшие государственные советники и выше, левый и правый главноуправляющие, главы восьми министерств, начальники пяти видов дворцовой охраны, глава Палаты цензоров и главный наместник области Сайкайдо 5.

Другие [высокие] чины назначаются по докладу Государственного совета государю 6.

Старшие инспектора провинциальных и уездных управлений, старшие счетоводы провинциальных и уездных управлений и домоправители царевичей назначаются по решению Государственного совета 7.

Дворцовые телохранители, казенные писцы, канцелярские служки, дворцовые служки, телохранители царевичей, телохранители сановников назначаются по решению министерства церемоний. [123]

Статья 4.

Подбор чиновников 8

При подборе чиновников необходимо всегда проверять [их] послужной список (дзёсяку) 9.

При рассмотрении [кандидатур] нужно прежде всего учитывать добродетельное поведение 10.

При одинаковом добродетельном поведении отбирать лиц с отличными способностями 11.

При одинаковых способностях отбирать лиц с большим трудолюбием.

Статья 5.

Назначение на два поста 12

При назначении на два поста и более один из них считать основным.

Другие [посты] всегда считать совместительскими.

Статья 6.

Категории гё и сю 13

При назначении гражданских и военных столичных и провинциальных чинов, если есть несоответствие между рангом» должностью, то при высоком ранге, но более низкой должности именовать [их] гё, а при высокой должности, но более низком ранге именовать [их] сю.

Статья 7.

Родственники 14

В одном [и том же] управлении нельзя использовать [на службе] родственников до третьей степени [чиновников, занимающих должности] от секретаря управления и выше.

Статья 8.

Смерть на посту 15

О смерти на посту, а также об увольнении по уважительным причинам 16 всегда немедленно докладывать высшим [органам].

При таком освобождении [постов] царского наместника провинции, помощника наместника большой [или] крупной провинции, старшего секретаря управления средней провинции и [124] наместника малой провинции всегда курьерской почтой докладывать Государственному совету.

Если будут освобождены [посты] главного наместника области Сайкайдо, наместников трех таможенных провинций 17 и наместников Ики и Цусима, то также уведомлять курьерской почтой.

До получения указаний главному наместнику области Сайкайдо назначать [на о-ва Ики и Цусима] 18 временно исполняющим обязанности [наместника] чиновника, [равного по положению] главному судье и выше.

После назначения [нового наместника] с курьерским сообщением направлять к месту службы.

Статья 9.

Производство в чин 19

Производство [в чин] регулярных чиновников начального ранга и выше всегда осуществлять после шести испытаний 20.

Получивших отметки 5 баллов продвигать в ранге на одну ступень 21.

Получивших в трех испытаниях по 6 баллов [или] в двух испытаниях по 7 баллов, а также в одном испытании 8 баллов продвигать в ранге каждого на одну ступень.

Получившего в одном испытании 9 баллов продвигать в ранге на две ступени 22.

О лицах, повышаемых на четыре ступени, а также о [тех], которые при продвижении могут достичь пятого ранга и выше, докладывать государю и затем особо повышать в ранге 23.

[Лиц], еще не прошедших всех испытаний и увольняющихся по уважительным причинам 24, а также [лиц], получивших оценку 4 балла и ниже, не продвигать 25.

Если есть высшие и низшие оценки, то их надо сбалансировать, если же еще остаются высокие оценки, то согласно вышеуказанным правилам разрешать повышение в ступенях ранга 26.

При провале на испытаниях и возвращении на [прежнюю] должность разрешить засчитывать прежний стаж службы столичным и провинциальным чинам.

Если кроме шести испытаний есть еще дополнительные экзамены 27, то последние относить в счет испытаний при последующих назначениях на должность.

Статья 10.

Послеэкзаменационное продвижение

При рассмотрении [результатов] экзаменов и [вопроса] О продвижении, если есть высшие и низшие отметки, [их] можно взаимно сбалансировать 28. [125]

Каждую отметку в 4 балла можно сбалансировать отметкой в 6 баллов 29.

Каждые две отметки по 4 балла или же одну отметку в 3 балла можно сбалансировать одной отметкой в 7 баллов 30 (здесь говорится о том, что [низкая оценка] 3 балла не является проступком) 31.

При отметке в 8 баллов и выше, даже при наличии низших отметок, [результаты] считать по высшему уровню (здесь говорится о том, что низшие отметки не ведут к увольнению со службы) 32.

При государственном преступлении 33 второй категории и при частном преступлении третьей категории, даже при наличии отметок в 7 баллов, [результаты] все же считать по низшим отметкам 34.

Статья 11.

Перевод из категории санви в категорию бумбан 35

Что касается лиц [категорий] санви, то независимо от наличия служебных вакансий при несоответствии [их] способностей и [полагающейся должности] и при незнании дела назначать в качестве нерегулярных чиновников шестого ранга и ниже.

На каждую вакансию назначать с учетом способностей и f соответствии с основным рангом.

(При переходе из категории бумбан после прохождения двух испытаний и более в категорию тёдзё 36 подвергать [чиновника всем] семи экзаменам. Если [чиновник] прошел одно испытание, то поступать так же, как в случае с шестью испытаниями).

Если [чиновник] пройдет восемь испытаний при средних отметках, то продвигать [его] с повышением на одну ступень ранга.

Если [на восьми испытаниях] по четырем будут высшие отметки, а по четырем — средние отметки, то продвигать с повышением на две ступени ранга.

Если на восьми испытаниях будут высшие отметки, то продвигать с повышением на три ступени ранга.

Если [чиновник] не прошел восьми испытаний, но был четыре года государевым послом в другой стране, то поступать одинаково с предыдущим случаем 37.

Если есть высшие и низшие отметки, то основываться на ранее приведенных примерах.

Если по особому государеву указу или благодаря [своим] способностям [кто-либо] переводится в регулярные чиновники, то всегда поступать так же, как с регулярными чиновниками соответственно правилам испытаний и продвижения в рангах. [126]

Статья 12.

Внеочередное продвижение 38

Если человек прошел [все] испытания и подлежит продвижению в ранге, обладает [притом] высоким долгом 39 и незаурядными способностями или преуспевает в делах управления страной, то всегда разрешается выдающихся людей [продвигать] вне очереди. [К таким людям] не применять ограничения обычных статей.

Статья 13.

Отбор в уездную администрацию 40

В уездные начальники отбирать людей умных, честных, пригодных для [ведения] текущих дел; назначать [на посты] тайрё и сёрё 41.

Старшими инспекторами и старшими счетоводами назначать солидных, толковых людей, искусных в письме и счете.

Тайрё присваивать провинциальный восьмой младший ранг верхней ступени, а сёрё — провинциальный восьмой младший ранг нижней ступени.

(При одинаковых способностях на посты тайрё и сёрё предпочтительнее брать кокудзо) 42.

Статья 14.

Представление к рангам низших служителей 43

Представление к рангам придворных телохранителей, казенных писцов, царских гвардейцев, придворных служек, канцелярских служек, телохранителей царевичей, телохранителей сановников производить после восьми испытаний.

Если по [всем] восьми экзаменам будут средние отметки, то продвигать с повышением на одну ступень.

Если по четырем экзаменам будут средние отметки, а по, четырем — высшие, то продвигать с повышением на две ступени.

Если по [всем] восьми экзаменам будут высшие отметки, то продвигать с повышением на три ступени.

Статья 15.

Представление к рангам уездной администрации 44

Представление к рангам уездной администрации, [руководителей] воинских отрядов производить в рамках десяти испытаний. [127]

Если по [всем] десяти экзаменам будут средние отметки, то«продвигать с повышением на одну ступень.

Если по пяти экзаменам будут высшие отметки, а по пяти — средние, то продвигать с повышением на две ступени.

Если по [всем] десяти экзаменам будут высшие отметки, то продвигать с повышением на три ступени.

Если [отметки] будут одновременно высшие и низшие, то [их] взаимно балансировать, как в случае с восемью экзаменами.

Что касается лиц категории гай-санви 45, то назначать [их] в нерегулярные чиновники.

Представление [их] к рангам производить в рамках 12 испытаний.

Если по [всем] 12 испытаниям будут средние отметки, то продвигать с повышением на одну ступень.

Если по шести экзаменам будут высшие отметки, а по шести — средние, то продвигать с повышением на две ступени.

Если по [всем] 12 экзаменам будут высшие отметки, то продвигать с повышением на три ступени.

При сбалансировании отметок [в отношении санви] поступать как [в случае] с уездной администрацией.

Если [чиновник] имел два испытания по категории бумбан и восемь испытаний по категории тёдзё, то [поступать] одинаково, как в случае с десятью испытаниями.

Если [это лицо] уже прошло три экзамена и более, то испытания всегда ограничивать 11.

Статья 16.

Экзамены телохранителей царевичей и сановников 46

Если из числа гражданских и военных будут способные кандидаты на должности телохранителей царевичей и сановников, то допускать [их] к государственным экзаменам.

Если [эти лица] выдержат экзамены, то представлять [их] к столичному рангу.

Не выдержавших экзамены отправлять каждого к [его] основному господину 47.

Статья 17.

Смерть основного господина 48

Если господин телохранителей царевичей или телохранителей сановников умрет, то [их] по истечении полного года 49 всегда отправлять [в распоряжение] министерства церемоний 50.

Если [они] назначаются на ранговые должности 51, то представлять к столичному рангу 52. [128]

Если [они] предназначаются на безранговые должности 53, то после полного прохождения испытаний можно представлять к столичному рангу.

Если безранговые лица не прошли шести испытаний, то всегда [их] возвращать к [месту] основной приписки 54.

Если [их] снова предназначают в телохранители царевичей или телохранители сановников, то разрешать засчитывать стаж прежней службы 55.

Статья 18.

Стаж регулярных чиновников 56

Если регулярный чиновник уволился по уважительной причине, то при последующем [его] назначении разрешать засчитывать стаж прежней службы 57.

В случае неуспеха на испытаниях или совершения преступления вышеуказанное положение не применять.

Однако если даже [чиновник] уволился по уважительной причине, но бездумно предался личным делам и попусту провел один год [сверх положенного срока] 58, то [при повторном назначении] стаж прежней службы не засчитывать.

Статья 19.

Срок службы телохранителей царевичей 59

Если по истечении срока службы телохранителю царевича предстоит выдвижение в ранг и если [он] успешно справлялся со [своими] обязанностями 60, то разрешать господину представлять [его] к столичному рангу.

Статья 20.

Прибытие к месту службы 61

Когда чиновник прибывает к месту службы, но не. имеет письменного приказа о назначении, то не разрешать смену и прием [дел].

Статья 21.

Отставка по возрасту 62

Когда чиновнику исполнится 70 лет и более, то разрешать [ему] уход в отставку по возрасту.

Чины пятого ранга и выше должны подавать петицию [об отставке] государю 63.

Чины шестого ранга и ниже должны подавать письменное [129] прошение [об отставке] в Государственный совет, который докладывает государю.

Статья 22.

Увольнение по болезни 64

Если регулярный чиновник пропустит по болезни [за год] свыше 120 дней 65 или из-за болезни родителей свыше 200 дней, при этом [он] должен непрерывно ухаживать за больными и престарелыми отцом и матерью, то всегда увольнять с должности.

Если лицо, которое должно ухаживать за больными и престарелыми, обладает значительными способностями [или] постоянно используется как дворцовый курьер, то, оставляя его в должности, обязывать ухаживать за больными и престарелыми.

Всегда [об этом] письменно сообщать в Государственный совет, который докладывает государю.

Чиновника нерегулярной службы увольнять по уважительной причине надлежит данному управлению и всегда сообщать [властям] по месту [его] основной приписки 66.

Увольняемое лицо, после того как доложено выше [о его увольнении], не должно допускаться к служебным делам.

Лицо, которое благодаря способностям и знаниям стало регулярным чиновником данного управления, но затем уволилось для ухода за больными и престарелыми, или проведения траура по родителям, [или] по болезни, в тот день, когда окончился уход за больными и престарелыми, истек срок траура или больной излечился, вернуть и зачислить в данное управление.

Если нужен уход за больными и престарелыми, то прежде всего направлять взрослых мужчин (16 лет и старше) 67.

Статья 23.

О сумасшедших и пьяницах

Лицо, подверженное сумасшествию, хроническому пьянству или совершившее убийство отца, деда, сына [или] внука, никогда нельзя назначать на службу во дворец 68.

Статья 24.

Перевод из категории санви 69 в категорию сибу

Лиц категории санви, слабых физически, неспособных и непригодных к ведению служебных дел, министерству церемоний зачислять на вакансии канцелярских служек (сибу) в различные управления. [130]

Статья 25.

Утеря ранговой грамоты 70

При утере ранговой грамоты подавать заявление по месту нахождения управления.

Начальнику данного управления выяснить причину этой утери и письменно доложить министерству [церемоний].

[Министерству церемоний] подготовить документ о пожаловании ранга, доложить Государственному совету и вновь выдать [грамоту] 71.

Подробно записать сведения об утере [грамоты] и [ее] повторной выдаче.

Статья 26.

Ошибки в ранговой грамоте 72

Если при наличии ошибки в ранговой грамоте ее необходимо выдавать заново, то о лицах пятого ранга и выше должно докладывать государю.

О лицах от шестого ранга и ниже решать и исправлять в министерстве [церемоний].

Всегда делать примечание об этом в документе о пожаловании ранга.

Статья 27.

Провинциальные старшие преподаватели 73 и врачи

Старших преподавателей и врачей подбирать в своей провинции 74.

При отсутствии [в своей провинции] можно брать из соседней провинции (число проверок, сбалансирование отметок и представление к рангу всегда одинаковы с таковыми для уездной администрации) 75.

После назначения на должность нельзя увольнять без достаточных оснований 76.

Статья 28.

Нехватка чиновников 77

Если имеется нехватка столичных [или] провинциальных военных и гражданских чиновников, сразу же при [образовании этого] недостатка его восполнять. Однако [одновременно] сменять всех нельзя 78. [131]

Статья 29.

Кандидаты на должности 79

Кандидатами в литературоведы отбирать высокоспособных эрудитов.

Кандидатами в философы отбирать лиц, полностью изучивших два и более классических сочинений 80.

Кандидатами в канцеляристы отбирать лиц, разбирающихся в текущих событиях и знающих [сочинения] Вэньсюань и Эръя 81.

Кандидатами в правовики отбирать лиц, глубоко знающих гражданские и уголовные законы 82.

[Они] всегда должны быть честными и справедливыми; [их] слова и поступки должны быть взаимосоотнесенными.

Статья 30.

Первое представление к рангу 83

Лиц, выдержавших экзамены по отделению «литературоведы» с отметками в 9 баллов, представлять к восьмому старшему рангу верхней ступени, а с отметками в 8 баллов — к восьмому старшему рангу нижней ступени.

«Философов» с отметками в 9 баллов представлять к восьмому младшему рангу нижней ступени, а со вторыми оценками и правовиков с первыми оценками — к начальному старшему рангу верхней ступени, а со вторыми оценками — к начальному старшему рангу нижней ступени.

Лиц из разрядов «литературоведы» и «философы», получивших 8 баллов и выше и являющихся детьми знатных отцов, а также лиц, выказавших сыновний долг и братскую любовь, повышать в ранге на одну ступень, добавляя [ее] к [имевшемуся] рангу по знатности [или] по результатам экзаменов.

«Философам», изучившим более двух классических сочинений, за каждое сверх того сочинение добавлять по одной ступени.

Статья 31.

Продвижение по двум линиям 84

Лиц, подлежащих повышению в чине по двум линиям, продвигать по той, по которой присваивается более высокий ранг.

Статья 32.

Приемные сыновья 85

Что касается приемных сыновей, то [их] нельзя представлять к рангу, если они не являются детьми братьев 86. [132]

Статья 33.

Присвоение ранга детям умерших чиновников 87

Что касается присвоения ранга детям умершего чиновника, то, если [он] скончался на государевой службе 88, [с ними поступать] так же, как и с детьми живых чиновников, а остальным понижать [ранг] на одну ступень.

Статья 34.

Пожалование ранга 89

Пожалование ранга всегда производить лицам 25 лет и выше.

Однако представляемым к рангу лицам из знатных семей [возраст] может быть 21 год и выше.

Статья 35.

Ранги детям царевичей 90

Что касается привилегий членам государева дома, то детям старших царевичей присваивать четвертый младший ранг нижней ступени.

Детям младших царевичей присваивать пятый младший ранг нижней ступени 91.

Царевичам пятого поколения 92 присваивать пятый младший ранг нижней ступени.

[Их] старшим сыновьям присваивать [ранг] на одну ступень ниже.

[Их] младшим сыновьям присваивать [ранг] еще на одну — ступень ниже.

Однако при наличии особого государева указа эти положения не применять 93.

Статья 36.

Представление к рангу знатных юношей 94

Представление к рангу после полностью сданных экзаменов юношей, происходящих из знатных семей, разрешать с повышением.

Статья 37.

Присвоение ранга после отбытия наказания

Если предстоит присвоение ранга лицу, которое за совершенное преступление было исключено из всех списков 95, но [133] срок [его наказания] истек полностью, то в отношении лиц третьего ранга и выше письменно докладывать государю и следовать его указу.

Упомянутым [лицам, имевшим] четвертый старший ранг,, присваивать седьмой младший ранг нижней ступени 96.

[Таким же лицам, имевшим] четвертый младший ранг, присваивать восьмой старший ранг верхней ступени.

[Таким же лицам, имевшим] пятый старший ранг, присваивать восьмой старший ранг нижней ступени.

[Таким же лицам, имевшим] пятый младший ранг, присваивать восьмой младший ранг старшей ступени.

[Таким же лицам, имевшим] шестой ранг и седьмой ранг, присваивать начальный старший ранг верхней ступени.

[Таким же лицам, имевшим] восьмой ранг и начальный ранг, присваивать начальный младший ранг нижней ступени.

Если [это лицо] занимало более высокое положение, чем то, которое указано в этом законе, то [ему] присваивать более высокий ранг 97. (Имеется в виду более высокое положение по знатности, по способностям и учености 98.)

При разжаловании [или] высылке поступать согласно вышеизложенному.

Если ранг присваивается лицам с выдающимися способностями категории «литературоведы», то [к ним] обычные правила [о понижении] не применять.

Статья 38.

Сыновья лиц пятого ранга и выше

Что касается сыновей, происходящих из [семей] лиц пятого ранга и выше, то старшим сыновьям лиц первого ранга присваивать пятый младший ранг нижней ступени, а [их] младшим сыновьям — шестой старший ранг верхней ступени.

Старшим сыновьям лиц второго ранга присваивать шестой старшей ранг нижней ступени, а [их] младшим сыновьям, а также старшим сыновьям лиц третьего ранга присваивать шестой младший ранг верхней ступени; младшим сыновьям [лиц третьего ранга] присваивать шестой младший ранг нижней ступени.

Старшим сыновьям лиц четвертого ранга присваивать седьмой старший ранг нижней ступени, [их] младшим сыновьям, а также старшим сыновьям лиц четвертого младшего ранга присваивать седьмой младший ранг верхней ступени, [их] младшим сыновьям присваивать седьмой младший ранг нижней ступени.

Старшим сыновьям лиц пятого старшего ранга присваивать восьмой старший ранг нижней ступени; [их] младшим сыновьям, а «также старшим сыновьям лиц пятого младшего ранга присваивать восьмой младший ранг верхней ступени; [их] [134] младшим сыновьям присваивать восьмой младший ранг нижней ступени.

Что касается лиц третьего ранга и выше, то [их] привилегии распространять на прямых внуков, а [их] старшим сыновьям — с понижением на одну ступень. (Привилегии ранговых провинциальных членов приравнивать к ранговым столичным).

Что касается сыновей и прямых внуков лиц пятого ранга и выше, имеющих высокие награды 99, то в зависимости от класса наград [поступать] так же, как с привилегиями должностных рангов.

Сыновьям лиц четвертого ранга снижать награды на одну ступень, а сыновьям лиц пятого ранга — на две ступени.

Комментарии

1. В «Рё но гигэ» название закона Сэндзёрё разъясняется так: «Сэн [сокращение] от сэнтаку ("отбор, выбор"), т. е. отбирать по способностям и назначать на должность; дзё — сокращение от кодзё ("выдвигать по экзаменам"), т. е. учитывать экзамены и выдвигать на [присвоение] ранга» (с. 135).

В целом XII закон определяет условия выдвижения и назначения чиновников гражданской службы.

Этот закон близко связан с Законом о рангах и постах (1) и с Законом об аттестации и государственных экзаменах (XIV).

Из 38 статей XII закона примерно половина (3-5 и др.) касается назначения на государственную службу, а другая половина — присвоения придворных рангов. Последнее имело значение для назначения на должность, так как по Закону о постах и рангах на определенную должность мог быть поставлен только человек, имеющий ранг, соответствующий этой должности, и наоборот лицо, имеющее какой-либо придворный ранг, могло быть назначено только на ту должность, которая соответствовала его рангу. Оба закона (первый — о рангах и постах и второй — о штатах ведомств) взаимосвязаны, хотя (за некоторыми исключениями) присвоение ранга предшествовало назначению на должность (это видно из содержания XII закона).

Такой порядок укреплял власть центрального правительства Ямато. Все придворные ранги присваивались либо царем (от пятого ранга и выше), либо утверждались центральными ведомствами (от шестого ранга и ниже) по представлению низовых административных органов, в то время как некоторые посты, особенно в провинциях (например, начальники уездов и др.), в конце VII — начале VIII в., фактически, были наследственными. Их занимали главы местных влиятельных родов.

2. Из содержания данной статьи видно, что она касается кандидатов на низшие придворные ранги (шестой и ниже), а условия выдвижения кандидатов на высокие ранги особо оговорены во 2-й статье.

3. Эта статья определяет четыре формы присвоения ранга: первая — царским указом (тёкудзю), вторая — постановлением Государственного совета, санкционированным царем (содзю), третья — самостоятельным решением Государственного совета (хандзю); четвертая — решением министерства церемоний (ходзю).

4. Этой статьей устанавливались инстанции, назначающие на ту или иную должность. Отсюда возникло наименование четырех категорий чиновников: первая — тёкунинкан (назначаемые царским указом), вторая — сонинкан (назначаемые Государственным советом с санкции царя), третья — ханиинкан (назначаемые Государственным советом самостоятельно) и четвертая — хонинкан (назначаемые министерством церемоний).

5. Поскольку не все должности перечислены в этом пункте, то в комментарии добавлено: «Пост и ранг наставника цесаревича выше, чем таковые министров одного из семи министерств, поэтому наставник также назначается царским указом» [Рё но гигэ, 1955, с. 135].

6. В этом пункте вообще не указаны должности, поэтому в «Рё но гигэ» поясняется: «К назначаемым по процедуре сонин относятся [чиновники] столичных и провинциальных органов от старшего секретаря и выше, а также уездные начальники и командиры местных воинских отрядов» (с. 135).

7. «Согласно закону о воинской службе царские телохранители утитонэри также назначаются по процедуре ханнин; то же в отношении учителей литературы при царевичах (бунгаку) и способных регулярных чиновников» (с. 135).

8. В статье определены качества будущего кандидата на казенную Должность; главную роль играла аттестация казенной школы или прежнего места работы.

9. В «Рё но гигэ» разъясняется термин «дзёсяку»: «Дзё — успех или неуспех на государственных экзаменах; сяку — хорошее или плохое служебное поведение» (с. 135). Отсюда можно сделать вывод, что в кандидаты на должность выдвигаются лишь те лица, которые успешно выдержали установленные государственные экзамены и на прежнем месте службы проявили усердие.

10. Токуко — добродетельное поведение; критерии «добродетельного поведения» определены Законом об аттестации и государственных экзаменах (XIV); это четыре добродетели: высокая нравственность, высокий моральный дух, справедливость и усердие.

11. Сайё — отличные способности; эти способности также определены XIV законом (ст. 25, 26 и др.).

Данная статья относится только к назначениям чиновников категории сонин (вторая категория чиновников, которые утверждаются царем по представлению Государственного совета) [Рё но гигэ, с. 135].

12. Этой статьей определены положения о совместительстве. В комментарии добавлено: «Основной считать ту должность, которая соответствует, рангу (назначаемого чиновника]; если нет [такого] соответствия, то основной считать более высокую должность» [Рё но гигэ, с. 139].

13. Здесь устанавливаются дополнительные официальные наименования военных и гражданских чинов (сю и гё) при несоответствии поста и ранга.

В «Рё но гигэ» разъяснено: «Если чиновники провинциальной администрации я командиры местных воинских отрядов относятся к категории нестоличных чинов, но не находятся на постах, где требуется соответствие должности и ранга, данная статья к ним не относится. Если же безранговый назначается на более высокую должность (эти должности перечислены в приложении к Закону о постах и рангах), то именовать его сю» (с. 136).

Очевидно, подобное повышение или понижение было исключением и касалось только несоответствия на один ранг или даже на одну ступень (каждый ранг имел две ступени — верхнюю и нижнюю), так как Законом о рангах и постах (I) я Законом о штатах ведомств (II) требовалось полное соответствие постов и рангов.

14. Данная статья ограничивает назначение близких родственников (до третьей степени) в одно и то же управление.

Родственники третьей степени по восходящей линии — отец, дед, прадед; по нисходящей линии — сын, внук, правнук.

15. Данной статьей устанавливается процедура извещения высшего начальства об освобождении ответственных должностей по разным причинам.

16. Каймэн — увольнение по уважительным причинам. В законе не определены причины увольнения, но в комментарии сказано: «Например, увольнение в связи с трауром по родителям, в связи с болезнью и т.п.; все это считается каймэн» [Рё но гигэ, с. 136].

17. Санканкоку — три таможенные провинции — Исэ, Мино, Этидзэн, в которых были таможенные заставы.

18. Главному наместнику области Сайкайдо были подчинены все наместники провинций этой области, куда входили как отдельные административные единицы о-ва Ики и о-ва Цусима. Эти пограничные, острова указаны особо.

19. Сэнтай — производство в чин. Данная статья определяет порядок продвижения чиновников лишь до шестого ранга, так как все, что относится к лицам, имеющим пятый ранг и выше, в том числе их продвижение в рангах (а следовательно, и в постах), определялось особыми царскими указами, а не системой испытаний.

Система аттестации и испытаний утверждена Законом об аттестации и государственных экзаменах (XIV), в котором указаны следующие оценки (мы их условно назвали «баллами»): дзёдзё (высшая оценка высшего разряда) — 9 баллов; дзётю (средняя оценка высшего разряда) — 8 баллов; дзёгэ (низшая оценка высшего разряда) — 7 баллов; тюдзё (высшая оценка среднего разряда) — 6 баллов; тютю (средняя оценка среднего разряда) — 5 баллов; тюгэ (низшая оценка среднего разряда) — 4 балла; гэдзё (высшая оценка низшего разряда) — 3 балла; гэтю (средняя оценка низшего разряда) — 2 балла; гэгэ (низшая оценка низшего разряда) — 1 балл.

Из перечисленных оценок 9 баллов была наивысшей, затем они шли по нисходящей.

20. Рокко — шесть испытаний; об их содержании см. XIV закон.

21. Каждый ранг имел две ступени: верхнюю (дзёкай) и нижнюю (гэкай); продвижение на одну, ступень могло означать либо переход из нижней ступени в верхнюю ступень того же ранга, либо переход из верхней ступени одного ранга в нижнюю ступень следующего (более высокого) ранга.

22. Согласно комментарию, «во время шести испытаний при наличии в трех испытаниях 6 баллов, в двух — 7 баллов и в одном — 8 баллов продвигать па четыре ступени, а при 9 баллах по каждому из шести экзаменов — может быть продвижение на тринадцать ступеней» (Рё но гигэ, с. 137]. В последнем случае продвижение могло быть на три ранга и одну ступень. Однако следующий пункт в статье ограничивает быстрое повышение в ранге особым рассмотрением таких (видимо, редких) случаев.

23. Продвижение на четыре ступени могло означать повышение на два ранга. Это было исключением, поэтому требовалась царская санкция по докладу главы Государственного совета. Такая же санкция была необходима при переводе чиновника из шестого в пятый ранг, ибо таким образом он включался в придворную знать, пользовавшуюся многими привилегиями.

24. В Рё но гигэ перечислены семь таких причин: первая — возраст (тиси) — 70 лет и более, вторая — окончание срока назначения на должность (коман), третья — сокращение штатов (сёин), четвертая — ликвидация учреждения (хайкан), пятая — старость родителей (свыше 80 лет) или их болезнь (эндзи), шестая — траур после смерти родителей (сомо) и седьмая — отсутствие чиновника на службе по болезни свыше 130 дней (канкай).

25. Это означает: «Например, по пяти экзаменам получено 5 баллов по каждому, а по одному — 4 балла, тогда не продвигать, а также не засчитывать результатов всех шести испытаний при последующей аттестации» [Рё но гигэ, 1955, с. 137].

26. Конкретно расшифровывалось таким образом: «Например, по двум экзаменам получено по 4 балла, по двум по 6 баллов и по двум — по 7 баллов, тогда две шестерки и две четверки взаимно балансируются и получается по четырем экзаменам по 5 баллов, а если к тому же еще по двум экзаменам есть по 7 баллов, то согласно вышеуказанным правилам следует прибавить [к имеющимся] еще две ступени» [Рё но гигэ, с. 137].

27. О причинах дополнительных экзаменов сказано: «Причины, вызывающие дополнительные экзамены, — различны; например, для перехода из нерегулярных в регулярные чиновники требуется семь экзаменов; таким образом, один экзамен будет дополнительным» [Рё но гигэ, 1955, с. 137].

28. Дзюнсэки — сбалансировать; в этой статье установлены способы сбалансирования отметок, полученных в результате экзаменов, что связано с продвижением в ранге.

29. Разрешается сложить одну отметку 4 балла с отметкой 6 баллов и вывести две отметки по 5 баллов, т. е. от 6 баллов отнять 1 балл и прибавить к 4 баллами так по всем трем парам (если во всех шести экзаменах имеются одинаковые пары); это означало представление к продвижению на одну ступень.

30. Здесь производится расчет, подобный предыдущему. Разрешалось от 7 баллов отнять по 1 баллу и прибавить к двум отметкам по 4 балла, получалось три отметки по 5 баллов, или отнять 2 балла от 7 и прибавить к 3, получалось две отметки по 5 баллов.

31. Сидзай — проступок, т. е. вина данного лица. Полагаем, что предложение в скобках (в оригинале более мелким шрифтом) является более поздней интерполяцией.

32. Отметки в 8 и 9 баллов считались наивысшими, они нивелировали низкие оценки, и рекомендации к продвижению в ранге оставались нормальными.

Полагаем, что предложение в скобках (в оригинале — более мелким шрифтом) является более поздней интерполяцией. В нем глаголом «ифу» — «говорить» — выделяется вводное объяснительное предложение, чего пет в юридических формулах Закона.

33. Кодзай — государственное преступление. Категории государственных и частных преступлений, а также баллы, какими они оцениваются при аттестации, здесь не указаны. Вероятно, это изложено в несохранившемся уголовном кодексе Тайхо.

34. Гэко — досл. «низшая проверка», низшая отметка.

35. Данная статья устанавливает правила назначения и испытания лиц, ранее не занимавших служебные посты, но имевших придворные ранги; это касалось придворной знати, которая не несла служебных функций, но благодаря присвоенным ей рангам пользовалась многими преимуществами. Это были лица первых пяти рангов.

Высокие ранги требовали высоких должностей, однако при несоответствии лицо высокого ранга могло быть назначено на низшую должность.

Положение этой статьи можно рассматривать как одну из попыток ограничения круга лиц, имевших синекуру.

36. Бумбан — нерегулярные чиновники; тёдзё — регулярные чиновники. Переход из категории бумбан в категорию тёдзё был сложен потому, что чиновники первой категории обычно пополнялись либо из незнатных родов, либо из сыновей и внуков придворной знати; этим и объясняется увеличенное число экзаменов. Однако переход в категорию тёдзё открывал путь к дальнейшей карьере, о чем и гласит эта статья.

37. Пребывание в чужой (досл. «варварской») стране было сопряжено и с личной опасностью, поэтому царский посол, находившийся за пределами Ямато четыре года, считался прошедшим восемь испытаний (год службы как два экзамена) и подлежал повышению на три ступени ранга. В комментариях не сказано, в какие страны направлялись царские послы.

38. Данная статья содержит оговорку, касающуюся внеочередного выдвижения.

39. Кокё — высокий долг. В «Рё но гигэ» сказано: «Кокё — это все стороны образцового поведения человека» (с. 139), а в «Рё но сюгэ»: «Кокё — это сыновий долг и верность сюзерену» (т. 1, с. 519).

40. Эта статья говорит о назначении уездной администрации; термин «гунси» имеет два значения: первое — уездная администрация, т. е. уездный начальник и его помощники; второе — только уездный начальник.

41. Тайрё — досл. «большой владетель» — звание, которое присваивалось начальникам больших уездов, а сёрё (досл. «малый владетель») — начальникам небольших уездов или помощникам начальника большого уезда.

42. Кокудзо/куни но мияцуко — наместник провинции — было должностным званием прежних наместников провинций (до реформ Тайка 645-646 гг., во время которых прежние провинции были реорганизованы в уезды). Пост кокудзо в VII-VIII вв. был наследственным и пожизненным; его занимал глава влиятельного рода данной местности (небольшой владетельный князь), и утверждение его на этом посту царем Ямато носило чисто формальный характер. Попытки центральной власти назначать на посты уездных начальников своих чиновников встречали сопротивление местной знати, поэтому центр вынужден был идти на уступки, о чем и. свидетельствует 13-я статья.

43. В этой статье повторены основные положения 9-й статьи о соотношений-результатов проверок с продвижением в рангах. В данном случае эти положения рассматриваются в отношении низших придворных служителей;

44. Условия представления к рангу для провинциальных чиновников были более строгими, чем для столичных чиновников; если вторые проходили шесть-восемь экзаменов (см. ст. 9, 14), то первые должны были выдерживать восемь-десять. Это снова подтверждает стремление ограничить допуск местной знати в круг придворных.

45. Упоминавшиеся ранее категории (санви, бумбан и тёдзё), как видно из этой статьи, делились каждая еще на две группы: най — столичные и гай — нестоличные, т. е. провинциальные.

Таким образом, в этом плане все чиновничество было разделено на шесть групп: 1) найсанви — столичные ранговые чины без поста; 2) гайсанви- провинциальные ранговые чины без поста; 3) найбумбан — столичные чины нерегулярной службы; 4) гайбумбан — провинциальные чины нерегулярной службы; 5) найтёдзё — столичные чины регулярной службы; 6) гайтёдзё — провинциальные чины регулярной службы.

При подобной градации уездная администрация (от старшего писца и выше) относилась к шестой группе, а начальствующий состав местных воинских отрядов (от помощника командира отряда и выше) — к четвертой группе.

46. Эта статья определяет порядок выдвижения провинциальных кандидатов (обычно это были лица, окончившие провинциальные казенные школы) на должности телохранителей. Для этого кроме сдачи экзаменов еще требовалось получить начальный ранг.

Согласно закону о вооруженных силах (XVII, ст. 18, 19) телохранители считались не военными, а гражданскими чинами.

47. В «Тайхорё» телохранители упоминаются неоднократно. Эта категория главным образом дворцовых служителей делится на четыре группы: первая — Царские телохранители (утитонэри); подробнее см. XII, ст. 3; XIV. ст. 4; XV, ст. 3 и др.; вторая — телохранители царевичей (тёнай); подробнее см. X, ст. 19; XII, ст. 14; XIV, ст. 14 и др.; третья — телохранители столичных сановников (сидзин); подробнее см. X, ст. 19; XII, ст. 3; XIV, ст. 16 и др.; четвертая — телохранители провинциальных сановников (дзирики); подробнее см. X, ст. 1.9.

48. Статья определяет положение телохранителей царевичей и сановников, занимавших высокие должности, после смерти господина.

Термин «хонсю» (букв. основной господин) означает то лицо, которому по должности или высокому рангу положены телохранители за государственный счет. Через год после смерти своего господина телохранители этих двух категорий не остаются в его семье, а откомандировываются в распоряжение министерства церемоний, поскольку они считаются государственными служащими.

49. В течение года в семье - умершего соблюдается траур, который должны выдерживать и телохранители [Рё но гигэ, 1955, с. 141]. Далее в комментарии сказано, что если основной господин телохранителя совершил преступление, то он лишается права иметь телохранителей и последние немедленно отбираются у него (с. 141).

50. Назначением мелких служащих ведало министерство церемоний.

51. Сикидзи — ранговые должности — общее наименование всех должностей, которые могли занимать только ранговые лица.

52. Найви — столичный ранг. Ранги, как и должности, делились на две основные группы: най («столичный», иногда «придворный»), и гай (досл. «внешний», «нестоличный», «провинциальный»); при этом най были выше гай не столько в смысле местонахождения, сколько в смысле противопоставления центральных учреждений (министерства и др.) провинциальным учреждениям (управления провинций, уездов и др.). Поэтому представление к найви означало либо первое присвоение ранга, либо переход из группы гайви в группу найви.

53. Дзосики — безранговые должности — общее наименование всех должностей, которые могли занимать и безранговые лица.

Как правило, телохранителями были безранговые лица, поэтому до назначения на должность в учреждение они должны были проходить обязательные шесть испытаний.

54. Возвращение к месту основной приписки касалось лиц нестоличного происхождения, которые должны были вернуться к месту проживания своих родителей.

55. Стаж прежней службы засчитывается в том случае, если телохранитель сразу же направляется телохранителем к другому господину, но если есть перерыв в службе (например, возвращение на родину), то прежний стаж не засчитывается (Рё но гигэ, 1955, с. 141].

56. В статье говорится о тех случаях, когда чиновнику регулярной службы засчитывается или не засчитывается стаж прежней службы.

57. В «Рё но гигэ» сказано: «Чиновников нерегулярной службы приравнивать к этому» (с. 141); а в «Рё но сюгэ» говорится, что положения 18-й статьи применяются ко всем чиновникам от первого до начального ранга (2, с. 494), т. е. данная статья не затрагивает только членов царского дома.

58. Каждая причина законного увольнения — обусловливалась определенным сроком отсутствия на службе (например, при трауре после смерти родителей — три года и т. д.).

Один год по «Рё но сюгэ» был определен в 360 дней (т. 2, с. 497).

59. В статье говорится о представлении телохранителей тёнай к придворному рангу, что было обусловлено их хорошей службой и являлось исключением.

60. В «Рё но гигэ» после слов «успешно справлялся со [своими] обязанностями» помещено разъяснение: «т. е. успешно освоил письмо, счет, составление бумаг и служебные дела» (с. 141). Отсюда следует, что тёнай являлись приближенными лицами, даже ведали некоторыми делами, а наиболее способные из них представлялись к рангу.

61. В статье устанавливается процедура смены чиновников в соотвётствии с письменным приказом. «[Такие] бумаги выдаются [чиновникам] от секретаря управления и выше; мелких служащих приравнивать к этому» [Рё но гигэ, 1955, с. 141].

62. Тиси — отставка по возрасту. Данная статья определяет порядок ухода чиновников в отставку по возрасту, при этом снова подчеркивается разница между первым — пятым рангами и шестым — восьмым рангами.

63. В «Рё но гигэ» добавлено: «Письменную петицию [государю] подают чины разряда сонин, а относительно чинов ханнин и ниже распоряжается Государственный совет и министерства; провинциальные чиновники подают прошение провинциальному управлению, которое после рассмотрения докладывает Государственному совету» (с. 142).

64. В статье изложены уважительные причины увольнения и возвращения на службу чиновников.

65. Такая цифра была принята потому, что ежегодная аттестация могла быть проведена, если за один календарный год чиновник находился на службе не менее 240 дней. При пропуске половины этого срока и более чиновник не мог быть аттестован, а следовательно, и оставлен на службе. Однако исключение сделано в двух случаях: первый — уход за больными и престарелыми родителями (имеется в виду длительное нахождение у постели больного) и второй — неувольнение способных людей, выполняющих специальные поручения [Рё но гигэ, 1955, с. 142].

Там же добавлено, что если нет надежды на выздоровление и возвращение чиновника на службу, срок в 120 дней выдерживать необязательно.

Вопрос об уходе за больными и престарелыми родственниками подробно изложен в Законе о земле [ст. 11; см. также Рё но гигэ, 1955, с. 94].

66. Нерегулярные чиновники пользовались меньшими привилегиями, чем регулярные чиновники.

67. Кэнтё — взрослые мужчины. Полагаем, что предложение в скобках (в оригинале как пояснение термина кэнтё оно записано более мелким шрифтом, чем основной текст) является более поздней интерполяцией.

68. Дзивэй — служба во дворце. Этот бином является сокращением от «дзидзю» (досл. «прислуживающий при царе», царский камергер, адъютант) плюс хёвэй (военный охранник, царский гвардеец). В комментарии сказано: «Здесь говорится. о камергерах и выше, личных телохранителях царя, чинах министерства центральных дел категории ханкан, дворцовых секретарях, царских гвардейцах и дворцовых курьерах» [Рё но гигэ, 1955, с. 142].

69. Эта статья гласит о назначении лиц категории санви на должности мелких канцелярских служек сибу.

В «Рё но гигэ» разъясняется; «Лица, ранее назначенные ранговыми чиновниками, не могут быть назначены на должности сибу и хамбу» (с. 142).

В Законе о военной службе (XVII) говорится, что в оибу назначаются только старшие сыновья лиц шестого столичного ранга и до восьмого ранга, имеющие возраст 21 год, которые не состоят на действительной службе и при испытаниях получили самые низкие оценки.

70. В статье говорится о процедурах повторной выдачи ранговой грамоты.

71. В «Рё но гигэ» сказано: «[С повторными грамотами], полученными по особому указу государя, по рекомендации Государственного совета, утвержденной государем, и по решению [самого] Государственного совета, поступать так же, как [с грамотами], дарованными впервые» (с. 143).

72. Оформление и выдача ранговых грамот находились в ведении министерства церемоний, поэтому исправление, а в случае необходимости и выдача повторной грамоты поручались тому же министерству, функции которого описаны в Законе о штатах ведомств.

73. Данная статья устанавливает правила приема на службу и увольнения старших преподавателей и врачей в провинции, т. е. ученых-преподавателей и ученых-врачей.

74. В «Рё но гигэ» конкретизируется это положение: «Провинциальная администрация отбирает способных людей, которых можно использовать [на должностях преподавателей и врачей], затем докладывает Государственному совету, [после этого] министерство церемоний назначает на должность» (с. 143).

75. В «Сёку-нихонги» под 9-м днем 8-й луны 5-го года Дзинги (728 г.) записано, что ученый-преподаватель назначается один на три-четыре провинции, а ученый врач — один на каждую провинцию (Кокуси тайкэй, 1977, т. 1, с. 114).

76. Уважительными причинами для увольнения с казенной должности были возраст, болезнь и т.д. (Подробнее см. Комментарий к XII, ст. 9.)

77. Здесь говорится о постепенной замене гражданских и военных чинов.

78. Смысл этого предложения неясен; возможно, запрещалась быстрая смена всего штата какого-либо учреждения.

79. Эта статья устанавливает принципы отбора кандидатов на государственные должности; зафиксированы четыре категория кандидатов: первая — сюсай — «литературоведы», способные в составлении литературных сочинений; вторая — мёкё — «философы», ученые книжники; третья — синей — «канцеляристы», способные к канцелярским делам; четвертая — мёхо — «правовики», способные в правовых науках.

Отнесение того или иного кандидата в одну из четырех групп определяется, видимо, результатами особых проверок или экзаменов.

80. Под «классическими сочинениями» подразумеваются китайские конфуцианские книги, обычно «Пятикнижие», включающее: «Шицзин», «Шуцзин», «Чуньцю», «Лицзи» и «Ицзин». (Подробнее см. XI, ст. 5).

81. «Вэньсюань» — антология древнекитайской поэзии, составлена в VI в. н. э.; «Эръя» — самый древний китайский словарь конфуцианских терминов, время составления точно неизвестно, предположительно эпоха Хань (206 г, до и. э. — 220 г. н. э.). См. также XI, ст. 7.

82. О кандидатах в правовики см. XIV, ст. 28.

83. В этой статье определены условия представления к рангу кандидатов указанных в 29-й статье четырех категорий в зависимости от оценок, полученных ими на экзаменах.

Представление к рангу и последующее его утверждение означало также возможность назначения на должность, соответствующую данному рангу.

Поскольку кандидатами являлись молодые люди, окончившие или оканчивающие государственную школу, то они представлялись к первым низким рангам.

Девятеричная система оценок в баллах определена в статье 9 XII закона; см. также наш комментарий к 9-й статье.

Статья 30 конкретизирует общие положения 29-й статьи.

В «Тайхорё» неоднократно включались положения о том, что лица знатного происхождения и их дети, а также способные студенты пользуются преимуществом в продвижении в рангах.

84. Неясное положение этой статьи разъясняется в «Рё но гигэ»: «Например, знатность отца и знатность деда — это две [линии]; а также знатность предков и талант в изучении классиков — это тоже две [линии]» (с. 143).

85. Старшим сыновьям знатных отцов всегда присваивался придворный ранг.

В «Рё но гигэ» есть следующее разъяснение: «Если в приемные сыновья берут сына [своего] старшего или младшего брата, то [он] представляется к рангу как законный старший сын; если же у приемного отца после [усыновления] появится [еще] ребенок, то [последний] будет представляться к рангу как младший сын» (с. 14Э).

Положение о приемных сыновьях установлено 12-й статьей VIII Закона (Крестьянские дворы), в которой сказано, что принимать мальчика в семью можно только при отсутствии детей мужского пола, так как необходимо иметь наследника.

Что же касается последнего предложения-цитаты из «Рё но гигэ», то, вероятно, оно основано на том, что приемный сын, занимая место старшего сына, получает и придворный ранг (в зависимости от ранга отца; см. XII, ст. 38).

86. Разница в рангах знатных отцов, их сыновей и внуков составляет три ранга (в том случае, если сын сам не состоит на государственной службе; где он должен иметь ранг, соответствующий занимаемой должности).

Применительно к данной статье можно привести пример; умерший на государевой службе чиновник имел четвертый старший ранг верхней ступени; тогда его старший сын автоматически получает седьмой старший ранг верхней ступени, а старший сын умершего того же ранга получает седьмой старший ранг нижней ступени, т. е. ниже на одну ступень.

87. В пояснении к 13-й статье Закона о земельных наделах говорится, что под «государевой службой» подразумевается смерть на поле брани [Рё но гигэ, 1955, с. 110].

88. Статья устанавливает нижний предел- возраста при присуждении самого первого ранга: для обычных молодых людей (сыновей чинов шестого — восьмого рангов и в порядке исключения для сыновей из безранговых семей) — 25 лет и для сыновей знати (сыновей чинов первого — пятого рангов) — 21 год.

89. Ранги самих старших и младших царевичей, т. е. царевичей прямой и боковых ветвей царского дома, установлены Законом о рангах и постах.

В данной статье определены ранги, которые присваиваются детям старших и младших царевичей.

90. Разница между царевичами отражалась и в рангах их детей; дети младших царевичей имели на один ранг ниже, чем дети старших царевичей.

91. Царевичами пятого поколения считались праправнуки старшего царевича, т. е. старший царевич — первое поколение; его сын — второе поколение, его внук — третье поколение, его правнук — четвертое поколение. При этом исчисление велось только по мужской линии, ибо если старшая царевна (дочь или сестра царя) выходит замуж, то их сыновья проходят по линии отца. Четвертое поколение еще относится к разряду младших царевичей, но пятое поколение уже не пользуется привилегиями царевичей, хотя иногда сохраняет этот титул [Рё но гигэ, 1955, с. 14].

92. Оговорка об особом царском указ обычно касается тех случаев, когда кто-либо из перечисленных выше царевичей назначается на должность, соответствующую более высокому рангу.

93. Онси — знатные юноши. Здесь снова подчеркивается превосходство детей, происходящих из знатных семей; в «Рё но гигэ» не дано толкования, кто относился к этой категории, однако судя по общему содержанию закона в категории онси (досл. «теневой сын», т. е. не занимающий поста сын знатного человека) и онсон (внук знатного человека) включались сыновья и внуки чинов пятого ранга и выше.

94. Дзёмэй — досл. «исключение из списков» — для ранговых чиновников это означало: лишение должности (исключение из списка государственных служащих), лишение ранга (исключение из списка ранговых лиц), лишение наград (исключение из списка награжденных), т. е. лишение всех привилегий, предоставляемых должностью и рангом, следовательно, переход pa положение простолюдина (если за преступление не налагалось более тяжелого наказания — каторга, ссылка и пр.) с вытекающими отсюда последствиями: обязательная трудовая повинность, налоги, сборы и т.п.

Перечень преступлений, за которые налагалось «исключение из всех списков», находился в несохранившемся уголовном кодексе.

95. Понижение выражалось в снижении прежнего, ранга на три единицы, т. е. на двенадцать ступеней (каждый ранг состоял из четырех ступеней).

96. Лицам более высокого положения (по происхождению и учености) вторично мог быть присвоен ранг более высокий, чем предусматривалось данным законом.

97. Предложение в круглых скобках (так в оригинале), вероятно, является более поздней интерполяцией, введенной для разъяснения словосочетания «высокое положение».

98. Статья посвящена присвоению рангов не состоящим на службе детям чинов с первого по пятый ранг, т. е. из знатных семей и привилегированного чиновничества.

Разница между старшим и младшим сыном составляла одну ступень ранга (т. е. четверть ранга); разница между сыном и внуком также составляла одну ступень.

99. При награждении чиновников каждый класс наград соответствовал определенному рангу; например, первый класс наград соответствовал третьему рангу. Поэтому сыновья чиновника, имевшего первый класс наград, пользовались теми же привилегиями, что и сыновья чиновника третьего ранга. Однако это касалось только первого, второго и третьего рангов; сыновьям лиц четвертого ранга, имевшим первый класс наград, присваиваемый ранг понижался на одну ступень; сыновьям лиц пятого ранга (при тех же условиях) присуждался ранг ниже на две ступени.

Колофон в данном списке отсутствует.

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.