Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

МАТЕРИАЛЫ СЛЕДСТВИЯ ДЖОРДАНО БРУНО

III. СОЖЖЕНИЕ ДЖОРДАНО БРУНО

ПИСЬМО ДЖУЗЕППЕ МАНЦОНИ К ДОМЕНИКО БЕРТИ

(Опубликовано впервые в 1876 г. в книге D. Berti. Copernico e le vicende del sistema Copernicano, Roma)

...Следующие далее декреты скопированы мною в 1849 г. в архиве римской инквизиции из тома in folio, на бумаге, переплетенного в пергамент и с надписью на корешке: “Декреты святой службы 1600—1601”, а на бумажке, прикрепленной к корешку, написано: “Л. 5100”. Этот том относится к более позднему времени. По манере письма он мне кажется относящимся ко второй половине XVIII в. Во многих местах переписчик не разобрал письма оригиналов, которые я тщетно искал и которые, возможно, были частью испорчены чернилами, что и привело к необходимости скопировать их. Вместо произвольных подстановок слов переписчик часто предпочитал ставить многоточия, иногда заполненные другими почерками.

20 января 1600 г.

В присутствии его святейшества —

Мемориал брата Джордано Бруно, заключенного в святой службе, обращенный к его святейшеству, был вскрыт, но не прочтен.

По делу указанного брата Джордано Ноланца из ордена братьев проповедников и отступника от этого ордена сделано сообщение братом Ипполито Мариа, генералом указанного ордена проповедников.

По поручению светлейших, он, совместно с генеральным прокуратором указанного ордена, беседовал с оным братом Джордано, увещевая признаться в еретических положениях, заключающихся в его сочинениях и предъявленных ему во время процесса, и отречься от них. [379]

Он не дал на это согласия, утверждая, что никогда не высказывал еретических положений и что они злостно извлечены слугами святой службы.

Святейший владыка наш, заслушав мнения светлейших, повелел довести дело до конца, применяя надлежащие средства, а также вынести приговор и передать брата Джордано светской курии.

ПОВЕЛЕНИЕ ПАПЫ КЛИМЕНТА VIII О ПЕРЕДАЧЕ ДЖОРДАНО БРУНО СВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ КАЗНИ

20 января 1600 г.

Конгрегация службы святой римской и вселенской инквизиции происходила в апостолическом дворце у св. Петра в присутствии владыки нашего святейшего Климента папы VIII и кардиналов генеральных инквизиторов. В ней принимали участие нижеперечисленные.

Дня 20-го января месяца, каковой день был праздником святых Фабиана и Себастиана мучеников, 1600.

Кардинал Лодовико Мадруцци, епископ Сабинский, кардинал Джулио Антонио Сантори, епископ Палестринский или Сансеверинский, кардинал Пьетро Деза (титул св.Лаврентия в Лучине), кардинал Доменико Пинелли (титул св.Златоуста), кардинал Джеронимо Бернерио (титул св.Марии “supra Minervam”), кардинал Камилло Боргезе (титул св.Иоанна и Павла) из Асколи, кардинал Помпео Аригони (титул св.Бальбины), кардинал Роберто Беллармини (титул св. Марии “in Via”).

Достопочтенные отцы: Альберто Трагальоло, епископ Термолийский, генеральный комиссарий святой службы; Ипполито Мариа Беккариа а Монтерегали, генеральный магистр ордена проповедников; Пьетро Миллино из Рима, Марчелло Филонардо, асессор святой службы, Джулио Монтеренцио из Болоньи, прокуратор-фискал и

Я, Фламиний Адриан, нотарий святой римской и вселенской инквизиции.

В этой конгрегации были изложены следующие дела.

Брата Джордано Бруно Ноланца и т.д., заключенного и т.д. — мемориал, обращенный к святейшему, был открыт, но не прочитан.

Брата Джордано. [380]

Брат Джордано, сын покойного Джованни Бруно из города Нолы, Неаполитанского королевства, рукоположенный из монахов, из ордена проповедников и отступник от оного, заключенный в тюрьме святой инквизиции, преданный суду и подвергнутый допросу по еретическим и другим преступлениям, подробнее изложенным в актах его дела.

Возбужденный против него в связи с этими делами процесс докладывался повторно и неоднократно на конгрегациях указанной святой инквизиции и всесторонне был обсужден. Сегодня был сделан доклад в присутствии святейшего владыки нашего папы отцом — братом Ипполито Мариа а Монтерегали, генералом всего ордена проповедников, о том, что по поручению указанных господ кардиналов генеральных инквизиторов, совместно с генеральным прокуратором того же ордена, он говорил с указанным братом Джордано Бруно Ноланцем из того же ордена, заключенным в тюрьме святой службы, и увещевал его признать свою вину, отказаться, клятвенно отречься от еретических положений, как заключающихся в его сочинениях, так и выдвинутых им в его собственных показаниях, и подтвердить выраженную им ранее готовность сделать это, вернувшись в лоно пресвятой матери католической и апостолической римской церкви.

Указанный брат Джордано не согласился на это, утверждая, что никогда не писал и не выдвигал еретических положений, но что они злостно извлечены слугами святой службы и выдвинуты против него. Он будто бы готов дать отчет во всем, что писал и говорил, и защищать против каких угодно богословов, с которыми не пожелал бы согласиться, но подчинится только постановлению святого апостольского престола, если таковое состоится относительно сказанного или написанного им, или святым канонам, если на основании их будет доказано противоположное написанному или сказанному им, не считаясь с тем, что службой святейшей инквизиции ему было доказано и будет доказываться, что в его писаниях и показаниях содержатся явные ереси.

Святейший владыка наш господин Климент папа VIII постановил и повелел: да будет это дело доведено до конца,— соблюдая то, что подлежит соблюдению,— да будет вынесен приговор, и да будет указанный брат Джордано предан светской курии 100. [381]

ТЕКСТ ПРИГОВОРА

[8 февраля 1600 г.]

Копия приговора, вынесенного против брата Джордано Бруно Ноланца, врученная губернатору Рима.

Мы, Лодовико Мадруцци, епископ Сабинский; Джулио Антонио Сантори, епископ Палестринский или Сансеверинский; Пьетро Деза (титул св.Лаврентия в Лучине); Доменико Пинелли (титул св.Златоуста); брат Джеронимо Бернерио (титул св.Марии “sopra la Minerva d'Ascoli”); Паоло Сфондрато (титул cв.Цецилии); Лючио Cacсo (титулов. Кирика и Иулиты); Камилло Боргезе (титул св.Иоанна и Павла); Помпео Аригони (титул св. Бальбины); Роберто Беллармино (титул св. Марии “in Via”) — наименованные, по милосердию божию, священниками кардиналами святой римской церкви, генеральные инквизиторы всего христианского государства против еретических преступлений, особо уполномоченные святым престолом.

Ты, брат Джордано Бруно, сын покойного Джованни Бруно, из Нолы, возраста же твоего около 52 лет, уже восемь лет назад был привлечен к суду святой службы Венеции за то, что объявил: величайшее кощунство говорить, будто хлеб пресуществлялся в тело и т. д.

Эти положения 101 были предъявлены тебе 18 января 1599 года в конгрегации прелатов, заседавшей в святой службе, и был предоставлен шестидневный срок для размышления, чтобы затем ты ответил, намерен ли отречься от этих положений, или нет. Затем, 25-го числа того же месяца та же конгрегация вновь заседала в установленном месте, и ты ответил, что готов взять назад свои утверждения, если апостольский престол и его святейшество наш владыка признают эти восемь положений окончательно еретическими, и ли если его святейшество признает их таковыми, или, по наитию святого духа, определит их как таковые.

И немедленно же вслед за тем ты представил письменное заявление, обращенное к его святейшеству и к нам, которое, как ты говорил, содержит твои оправдания. И затем, 4 февраля 1599 года, было постановлено снова предъявить тебе указанные восемь положений. И действительно, они были предъявлены тебе 15-го числа того же месяца с тем, чтобы, если ты признаешь их еретическими и пожелаешь отречься, тебя приняли в покаяние. В противном случае тебе было бы предоставлено сорок [382] дней, чтобы покаяться. Ты заявил, что признаешь эти восемь положений еретическими, готов проклясть их и отречься от них в том месте и в то время, когда будет угодно святой службе, и не только от этих положений, но сказал, что готов проявить всяческое послушание относительно других положений, предъявленных тебе раньше.

Но затем ты представил другое заявление, находящееся в делах святой службы, обращенное к его святейшеству и к нам. Из него с совершенной очевидностью обнаруживается, что ты упорно держишься этих своих заблуждений 102.

Кроме того, получены были сведения о поступлении в святую службу в Верчеллах донесения о том, что тебя признавали атеистом, когда ты находился в Англии, и что ты написал книгу о “Торжествующем звере”.

10 сентября 1599 года тебе был предоставлен сорокадневный срок для покаяния, после чего с тобою должны были поступить так, как приказывают и повелевают святые каноны.

Несмотря на это, ты упорно и нераскаянно держался своих заблуждений и ересей. Посему были уполномочены брат Ипполито Мариа Беккариа, генерал, и брат Паоло Исарезио делла Мирандола, прокуратор ордена твоего братства, чтобы они убеждали и увещевали тебя признать свои тягчайшие заблуждения и ереси. Несмотря на это, ты оставался настойчивым, упорным, непреклонным в упомянутых своих лживых и еретических мнениях.

Посему после того как были рассмотрены и обсуждены ведущийся против тебя процесс и собственные твои признания в заблуждениях и ересях, твое упорство и непреклонность, ибо ты отрицал, что они являются заблуждениями и ересями, как и все остальные предметы, подлежащие рассмотрению и обсуждению,— дело твое было сперва поставлено на рассмотрение нашей генеральной конгрегации, происходившей в присутствии его святейшества нашего владыки 20 января сего года, и после голосования и обсуждения мы пришли к нижеследующему приговору.

Призвав имя господа нашего Иисуса Христа и его преславной матери приснодевы Марии, на основании сего дела и ранее обсуждавшихся в сей святой службе дел,— Джулио Монтеренцио, доктор прав 103, прокуратор-фискал указанной святой службы, с одной стороны, и ты, вышеназванный брат Джордано Бруно, преступник, состоящий под судом инквизиции, изобличенный, тягчайший, нераскаянный, непреклонный и упорный,— с другой стороны: в силу этого нашего окончательного приговора согласно совету отцов магистров святого богословия и докторов обоего (гражданского и церковного) права, наших советников, излагаем в письменной форме следующее: [383]

Называем, провозглашаем, осуждаем, объявляем тебя, брата Джордано Бруно, нераскаянным, упорным и непреклонным еретиком. Посему ты подлежишь всем осуждениям церкви и карам, согласно святым канонам, законам и установлениям как общим, так и частным, относящимся к подобным явным, нераскаянным, упорным и непреклонным еретикам. И как такового мы тебя извергаем словесно из духовного сана и объявляем, чтобы ты и в действительности был, согласно нашему приказанию и повелению, лишен всякого великого и малого церковного сана, в каком бы ни находился доныне, согласно установлениям святых канонов. Ты должен быть отлучен, как мы тебя отлучаем от нашего церковного сонма и от нашей святой и непорочной церкви, милосердия которой ты оказался недостойным 104. Ты должен быть предан светскому суду, и посему мы тебя предаем суду монсеньора губернатора Рима, здесь присутствующего, дабы он тебя покарал подобающей казнью, причем усиленно молим, да будет ему угодно смягчить суровость законов, относящихся к казни над твоею личностью, и да будет она без опасности смерти и членовредительства.

Сверх того, осуждаем, порицаем и запрещаем все вышеуказанные и иные твои книги и писания, как еретические и ошибочные, заключающие в себе многочисленные ереси и заблуждения. Повелеваем, чтобы отныне все твои книги, какие находятся в святой службе и в будущем попадут в ее руки, были публично разрываемы и сжигаемы на площади св. Петра перед ступенями, и как таковые были внесены в список запрещенных книг, и да будет так как мы повелели 105.

Так мы говорим, возвещаем, приговариваем, объявляем, извергаем из сана, приказываем и повелеваем, отлучаем, передаем и молим, поступая в этом и во всем остальном несравненно более мягким образом, нежели с полным основанием могли бы и должны были бы.

Сие провозглашаем мы, кардиналы генеральные инквизиторы, поименованные ниже.

Кард. Лодовико Мадруцци

Кард. Джулио Антонио Сансеверина

Кард. Пьетро Деза

Кард. Д[оменико] Пинелли

Кард. Джеронимо Аскулано

Кард. Лючио Cacсo

Кард. Камилло Боргезе

Кард. П[омпео] Аригони

Кард. Роберто Беллармини. [384]

Оглашено и дано изложенное выше решение помянутыми выше кардиналами генеральными инквизиторами, заседающими в трибунале Рима в генеральной конгрегации святой римской и вселенской инквизиции на собрании кардиналов инквизиторов в Риме во дворце, где обычно пребывают указанные выше кардиналы, в доме кардинала Мадруцци, у церкви святой Агнесы в Агоне, в год от рождества христова 1600, в день месяца февраля восьмой, причем указанный брат Джордано был предварительно приведен вчера и доставлен сюда одним из курьеров святейшего папы для заслушания вышеизложенного приговора.

В тот же день, согласно приказанию кардиналов генеральных инквизиторов, брат Джордано был выведен из тюрьмы святой инквизиции и доставлен во дворец, где обычно пребывает вышеуказанный кардинал Мадруцци, пред лицо кардиналов. В его присутствии, чтобы он слышал, был зачитан и оглашен ясным и внятным голосом указанный приговор, по приказанию кардиналов, мною, нижеподписавшимся нотарием, причем двери дворца конгрегации оставались открытыми, в присутствии также отца Бенедикта Маннино, епископа Казерты, Пьетро Миллино из Рима, папского референдария, и брата Франческо Петрасанта из Рипальты, из ордена проповедников, прелатов и советников инквизиции, а также множества различных лиц, свидетелей происходящего 106.

ПРИГОВОР О ЗАПРЕЩЕНИИ КНИГ ДЖОРДАНО БРУНО

После издания в 1596 г. указателя запрещенных книг, по повелению папы Климента VIII, святым престолом были запрещены и арестованы многие другие книги, содержащие мнения ложные, еретические, вводящие в заблуждение и соблазн, губящие добрые нравы и христианское благочестие. Эти книги могут исполнить некоторых людей воззрениями, не подобающими совести и враждебными верховной власти.

Ввиду этого мы, брат Джованни Мариа Бризигелли из ордена проповедников, магистр святого дворца, ординарный судья, по долгу порученной нам святой службой обязанности озаботились принять меры, чтобы в городе Риме не печатались, не продавались, не передавались из рук в руки и ни у кого не находились запрещенные и арестованные книги 107, перечисляемые ниже. К их числу относятся

Джордано Бруно Ноланца все книги и писания безусловно запрещены. [385]

Повеление утверждено 7 августа 1603 г. и оглашено на Кампо ди Фьоре, а также в апостолической канцелярии, как подобает по обычаю, мною, Лаэрцио Чекетти, апостолическим курьером.

ОБРЯД ЦЕРКОВНОГО ПРОКЛЯТИЯ ДЖОРДАНО БРУНО 108

14 марта 1600 г. Епископу Сидониа уплачено:

за снятие сана с Чиприана Кручиферо — 2 скуди

за снятие сана с Джордано Бруно — 2 скуди.

ПЕРЕДАЧА ДЖОРДАНО БРУНО В РУКИ ГРАЖДАНСКОЙ ВЛАСТИ ДЛЯ СОЖЖЕНИЯ

8 февраля 1600 г.

В присутствии светлейших господ.

Против брата Джордано Бруно Ноланца, отступника из ордена проповедников, нераскаянного и упорного еретика, вынесен приговор; он передан светской курии отца владыки губернатора, присутствовавшего на этой конгрегации.

СООБЩЕНИЕ О ПРЕДСТОЯЩЕМ СОЖЖЕНИИ ДЖОРДАНО БРУНО

12 февраля 1600 г.

“Аввизи ди Рома” 109.

Сегодня мы рассчитывали увидеть торжественнейшее выполнение правосудия. По неизвестным причинам оно не состоялось. Оно должно было совершиться над доминиканским монахом Ноланцем, упорнейшим еретиком, которому был вынесен приговор в среду во дворце кардинала Мадруцци,— как автору различных чудовищных мнений. Он защищал их упорнейшим образом и продолжает защищать, несмотря на то, что его ежедневно посещают богословы. Об этом брате сообщают, что он провел два года в Женеве, затем читал лекции в высшей школе в Тулузе и после того — в Лионе, а позже — в Англии; там, как сообщают, его взгляды не встретили одобрения, и потому он переехал в Нюрнберг, а оттуда прибыл в Италию, где и был схвачен. Говорят, что в Германии он много раз вступал в диспут с кардиналом Беллармином 110. В общем этот презренный, если ему не поможет бог, хочет умереть нераскаянным и быть сожженным живым. [386]

ИЗВЕЩЕНИЕ О СОЖЖЕНИИ ДЖОРДАНО БРУНО

19 февраля 1600 г.

“Аввизи ди Рома”.

В четверг утром на Кампо ди Фьоре сожжен живым преступник брат доминиканец Ноланец, о котором уже было писано раньше, упорнейший еретик, создавший по своему произволу различные догматы против нашей веры и, в частности, против святейшей девы и святых, упорно желал умереть, оставаясь преступником, и говорил, что умирает мучеником и добровольно, и знает, что его душа вознесется вместе с дымом в рай 111. Но теперь он увидит, говорил ли правду.

19 фeвpаля 1600 г.

“Риторни ди Рома”.

В четверг сожжен живым на Кампо ди Фьоре брат доминиканец из Нолы, упорный еретик, с языком, зажатым в орудии, в наказание за преступнейшие слова, которые он изрекал, не желая выслушивать духовников и других 112. Он провел 12 лет в тюрьме святой службы 113, откуда в первый раз ему удалось освободиться.

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА ДЖОРДАНО БРУНО ВЕНТИМИЛЬЯ О ЕГО СОЖЖЕНИИ

В рукописи капитана Манчини, принадлежащей профессору Пьерантони 114, можно почти вполне отчетливо прочесть слова графа Вентимилья, ученика Бруно, присутствовавшего при сожжении. Граф Вентимилья сообщает, что Бруно обратился к судьям со словами: “Вы с большим страхом произносите приговор надо мною, чем я выслушиваю осуждение”, и перед смертью убеждал графа Вентимилья “следовать по его славному пути, уклоняясь от заблуждений и суеверий”. [387]

ДОНЕСЕНИЕ БРАТСТВА УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

От 16 февраля 1600 г. [в ночь на четверг].

Сегодня в два часа ночи братству 115 было сообщено, что утром должно совершиться правосудие над некиим нераскаянным. Поэтому в шесть часов ночи отцы духовники и капеллан собрались в [церкви] св.Урсулы и направились к тюрьме в башне Нона, вошли в нашу капеллу и совершили обычные молитвы, так как там находился нижеуказанный приговоренный к смерти осужденный, а именно:

Джордано, сын покойного Бруно, брат-отступник. Ноланец из Королевства, нераскаянный еретик. Наши братья увещевали его со всяческой любовью и вызвали двух доминиканцев, двух иезуитов из Новой церкви и одного из [церкви] св.Иеронима, которые со всяческим снисхождением и великой ученостью разъясняли ему его заблуждения, но в конце концов вынуждены были отступиться перед его проклятым упорством, ибо мозг и рассудок его вскружены тысячами заблуждений и суетностью.

Так он упорствовал в своей непреклонности, пока слуги правосудия не повели его на Кампо ди Фьоре, обнажили и, привязав к столбу, сожгли живым, причем наше братство все время находилось при нем, воспевая литании, а духовники увещевали его до последнего момента, убеждая отказаться от упорства, в котором он в конце концов завершил свою жалкую и несчастную жизнь.

МЕСТО СОЖЖЕНИЯ ДЖОРДАНО БРУНО

Костер находился вблизи дома, расположенного на углу площади Кампо ди Фьоре 116 и переулка Лучников. На фасаде находился большой камень с латинскими стихами, написанными в 1483 г. смотрителями улиц Г. Б. и Л. Моргани в честь Сикста IV, в качестве коммеморативной надписи для улицы Цветов (via Florea).


Комментарии

100. Постановление конгрегации от 20 января представляет собой смертный приговор. 8 февраля был опубликован обвинительный акт и приговор, предназначенный для широкого публичного оглашения. Ответ Джордано Бруно, кратко изложенный Ипполитом Беккария, сводится по существу к тому, что он не подчиняется авторитету церкви и требует, чтобы инквизиторы доказали неправильность его взглядов на основании проверенных фактов и доводов. Замечание Джордано Бруно о том, что он готов подчиниться “святому апостольскому престолу”, если на папу снизойдет святой дух, приведенное в оглашенном тексте приговора (см. стр. 379), имеет характер явной насмешки.

101. Как видно из дальнейшего, речь идет о восьми “еретических положениях” Джордано Бруно. Эти положения, послужившие формальным основанием для осуждения и казни Джордано Бруно, впервые упоминаются в заседании конгрегации 14 января 1599 г. как “собранные из его книг и процесса” (см. V. Spampanato. Documenti della vita di Giordano Bruno, Firenze, 1933, p. 173).

В данном документе, который дошел до исследователей в сильно попорченном виде, перечень этих восьми положений отсутствует, хотя по смыслу он должен бы находиться перед словами “эти положения”. Есть основания полагать, что это место было умышленно изъято архивариусами инквизиции перед опубликованием документа. Здесь из восьми положений сохранилось лишь одно: отрицание Джордано Бруно таинства пресуществления. Документы римской инквизиции позволяют установить, как были сформулированы еще два положения.

В докладе кардинала Беллармино конгрегации 24 августа 1599 г. говорится, что Джордано Бруно готов дать разъяснения “о двух положениях, а именно: первом, где он трактует о новатианской ереси, и седьмом, где он трактует о том, находится ли душа в теле наподобие кормчего на корабле” (V. Spampanato. Documenti..., p. 182).

Как были сформулированы инквизицией остальные “еретические положения”, приписываемые Джордано Бруно, из опубликованных документов не видно.

102. Краткое изложение хода судебного процесса заключает в себе ряд важных фактических данных, которые отсутствуют в других документах. Джордано Бруно не только устно заявил о своем решительном отказе подписать отречение, но и изложил свое мнение в письменном виде. Это — четвертое и последнее произведение Джордано Бруно из числа написанных им в тюрьме, уничтоженное инквизицией, как и остальные.

103. Как указывается в публикации “Nuovi documenti del processo di Giordano Bruno” (“Giornale critico della filosofia italiana”, v. VI, p. 137, Messina, 1925), в этом месте на полях документа имеется надпись: “Против брата Джордано Бруно Ноланца из ордена проповедников приговор о передаче его светской курии”.

104. Католическая церковь признает “неразрушимый характер” священнического сана. Снятие духовного сана представляло собой мрачную церемонию проклятия “еретика” и отречения церкви от него. Осужденного лишали духовного сана и бенефиций, или феодальных привилегий. Так как Джордано Бруно принадлежал к низшему духовенству, лишенному всяких привилегий и преимуществ, то над ним была совершена только церемония проклятия и “извержения” из духовного сана.

105. Одновременно с приговором к сожжению самого Джордано Бруно инквизиция вынесла приговор о сожжении всех его книг. Позже состоялось особое постановление о включении его сочинений в список запрещенных книг.

106. Во дворец кардинала Мадруцци, у церкви св. Агнесы (церковь существует и в настоящее время) Джордано Бруно был приведен в одежде кающегося монаха с горящей свечой в руках и веревкой на шее. Палач поставил его на колени перед кардиналами, советниками инквизиции и нотарием инквизиции, читавшим приговор.

В тот момент, когда Фламиний Адриан закончил чтение приговора, Джордано Бруно поднялся с колен и громко произнес свои знаменитые слова: “Вы с большим страхом произносите приговор, чем я выслушиваю его”.

107. Из этих слов видно, что книги Джордано Бруно вносились в список запрещенных книг, согласно вынесенному раньше постановлению инквизиции. Во все последующие списки запрещенных книг, которые издаются Ватиканом вплоть до настоящего времени, сочинения Джордано Бруно вносятся как безусловно запрещенные и осужденные церковью.

108. Церемония церковного проклятия Джордано Бруно и снятие с него сана происходили 8 февраля. Обряд совершался особо назначенными для этой цели епископами. Документ извлечен из ведомости на выплату вознаграждения за выполнение обряда. Мы узнаем, что одновременно с Джордано Бруно был осужден и, возможно, сожжен неизвестный нам священник Чиприано Кручиферо. Обряд проклятия оставался неизменным в течение сотен лет. Он совершался над Джордано Бруно так же, как и над другими “еретиками”, например Яном Гусом. Осужденного приводили в церковь, одевали в принадлежащее его сану облачение, давали ему в руки чашу с причастием, затем вырывали из рук богослужебные предметы, срывали священнические одежды и произносили формулы проклятия и осуждения. При помощи бритвы епископ срезал кожу с пальцев на тех местах, где они были помазаны елеем при посвящении в сан, и выбривал наголо голову, чтобы уничтожить следы тонзуры.

109. “Аввизи” назывались рукописные известия, расклеиваемые на стенах Рима и заменявшие в некоторой степени современные газеты. “Риторни” представляли собой сводные бюллетени. Сообщение о предстоящем сожжении Джордано Бруно взято из официальных “Аввизи”, выпускавшихся папской властью. Кроме них, было много враждебных церкви “Аввизи”, остроумно и язвительно разоблачавших церковную политику.

110. Сведения, сообщаемые “Аввизи”, смешивают отдельные правильные факты с явно неверными известиями. В Нюрнберге Джордано Бруно никогда не был и с Беллармином в диспут не вступал.

111. Приписываемые Джордано Бруно слова явно вымышлены, по крайней мере во второй части, где говорится о вознесении души в рай.

112. Зажимание “еретикам” языка особыми клещами и протыкание острым, иногда раскаленным орудием было введено декретом инквизиции от 14 марта 1557 г. для всех обвиненных в “кощунственных словах” против распятия и богоматери.

113. Указание, что Джордано Бруно провел в тюрьме 12 лет, ошибочно.

114. Доменико Берти сообщает о рукописи капитана Менчини в примечании к тексту во втором издании биографии Джордано Бруно, не приводя, однако, никаких точных данных об этой рукописи. По-видимому, она утеряна для науки. О графе Вентимилья ничего неизвестно, кроме этого сообщения.

115. Братство усекновения главы Иоанна Предтечи сопровождало приговоренных к смертной казни к месту сожжения в высоких капюшонах, закрывающих лицо, с прорезями для глаз. Монахи несли большие черные кресты и пели покаянные гимны. Эта монашеская община, называвшаяся иначе “братством милосердия”, существовала по 1889 г., когда министерство Криспи предприняло ревизию и обнаружило большой архив с записями о казнях, в которых принимали участие “братья”. Донесение братства является исключительно важным документом, с протокольной точностью описывающим последние часы жизни Джордано Бруно и свидетельствующим о его непреклонном мужестве.

116. Последние дни своей жизни Джордано Бруно провел в башне Toppe ди Нона вблизи замка св. Ангела. От моста через Тибр вела широкая дорога для карнавальных бегов, ныне Корсо, самая оживленная улица Рима. В конце Корсо находился переулок Лучников, выходящий на площадь Цветов, или Кампо ди Фьоре, у развалин античного театра Помпея, ныне не существующего. Площадь Кампо ди Фьоре существует и в настоящее время. На месте сожжения Джордано Бруно 9 июня 1889 г. был воздвигнут памятник, созданный талантливым скульптором Этторе Феррари на средства, собранные по международной подписке.

Текст воспроизведен по изданию: Джордано Бруно и инквизиция. Протоколы процесса Джордано Бруно в венецианской инквизиции // Вопросы истории религии и атеизма. Т. 1. М. 1950

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.