Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ГОНОРИЙ III

8.II.1222

Послание папы Гонория III судьям в Ливонии.

Оригинал документа на пергаменте хранится в Тайном архиве в Ватикане (v. 11, fol. 197, ер. 222), вошел в собрание “Collectanea Albertrandina”. Издания. Первая публикация по копии Альбертранди: HRM, № XII: 13. [206] Другие публикации: 1) LUB, Bd. 1, № LV: 58-59; 2) SLVA, № 101: 76-77 (по фотокопии с оригинала). В настоящем издании текст документа воспроизводится по SLVA, № 101: 76-77.


Гонорий III 1 судьям в Ливонии. От достопочтенного брата нашего, епископа Ливонской церкви 2, стало нам известно, что некоторые рутены 3, поселившиеся в Ливонии, придерживаются греческого обряда, проклиная латинское крещение как нечестивое дело, не соблюдают праздники и святой пост, расторгают заключенные среди неофитов браки 4. Итак, чтобы обуздать их гордыню, не допустить греческой схизмы, маскирующейся под личиной старинных обычаев, повелеваем вам властью апостольской сдерживать высокомерие таких рутенов. Во избежание соблазна для неофитов следовать за ними, нужно принуждать этих рутенов к соблюдению латинского ритуала в тех случаях, когда известно, что они, упорствуя в греческом обряде, поступают вопреки источнику, т. е. Римской церкви 5. Дано в Латеране, в VI иды февраля, понтификата нашего год шестой 6.


Комментарии

1. Понтификат Римского папы Гонория III: 18 (или 24).О7.1216-18.03.1227.

2. Имеется в виду епископ Рижский Альберт. Грамота его к Римскому папе с жалобой на действия русских не сохранилась.

3. Рутены (Rutheni) — русские.

4. Речь идет, очевидно, не обо всех русских в Ливонии, а только о русских миссионерах или священниках православных церквей, проповедовавших “русскую веру” местному населению, поскольку только духовные лица имели право совершать церковные обряды. Сроки переходящих праздников и великого поста в православном календаре не совпадали со сроками католического календаря. Это приводило к разнобою в богослужении и могло использоваться как акт неповиновения новым властям Ливонии. Расторжение браков, заключенных по католическому обряду, предполагало, что за тем следовало повторное заключение их по православному ритуалу. Поскольку заключение брака являлось и своеобразным разрешением на продолжение рода во вновь созданной семье, то будущие дети уже до рождения как бы оказывались в лоне православной церкви, отнимая паству у рижского епископа. Жалоба епископа в Рим и реакция на нее папы свидетельствуют о том, что количество приверженцев православия в Ливонии в начале 20-х гг. приобрело угрожающие для католической церкви размеры.

5. Важно отметить, что в грамоте неоднократно подчеркивается мысль о направленности ее не против православия как такового, а лишь против расхождений в ритуале. Хотя реально в деталях ритуала заключались существенные разногласия между конфессиями, содержание документа не дает оснований обвинять папу в гонении на православных христиан и позволяет Римской курии сохранить имидж защитницы христианства в целом [ср. Ammann 1936: 170].

6. Idus (иды) — середина месяца в древнеримском календаре. В феврале иды приходились на 13 число, соответственно: шестые иды — 8 февраля. “Шестой год” понтификата Гонория заканчивался в июле 1222 г. (ком. 1).

Текст воспроизведен по изданию: Крестоносцы и Русь. Конец XII-1270 г. М. Индрик. 2002

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.