|
НАСИР АД-ДИН ТУСИТРАКТАТ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСАХ 1/с. 756/ ...Основу царства составляют две вещи: одна (из них) меч (шамшир), а другая - перо (калам). Меч находится в руках военных (людей), а калам - в руках писцов 2. (Относительно) ратных (людей) придерживаются четырех условий: во-первых, чтобы они были в согласии друг с другом; во-вторых, единодушны с государем; в-третьих, чтобы не действовали без указа (фирмана) государя; в-четвертых, чтобы были дельными людьми, приученными к добрым нравам и (владе/с. 757/нию) оружием. Всякий, у кого нет всего этого, не достоин [87] (государева) войска, а ежели (такой) имеется в составе войска, (то он) порочит войско. Падишах должен соблюдать в отношении войска четыре условия: во-первых, чтобы у его (войска) не было недостатка в фураже (улуфе), одежде, оружии и скоте; во-вторых, он должен назначить главного (предводителя), определить большому - большее, а малому - малое место; в-третьих, обеспечить хорошие (условия) жизни бахадурам 3, которые служат хорошо, после смерти их выражать соболезнование (покровительствовать) их детям; в-четвертых, (он) должен поистине справедливо распределять военную добычу, которую захватили у врага и притеснителя. Польза от войска заключается, во-первых, в том, что (оно) помогает сохранять могущество, грозность и величие падишаха; во-вторых, отражать врагов; в-третьих, соблюдать безопасность подданных (ра'ийатов); в-четвертых, (войско) очищает дороги от разбойников, а пастбища - от хищников. И когда падишах имеет врага, то он должен соблюдать четыре условия: во-первых, ежели (падишах) не имеет сил для войны, то он должен заключить мир, а требование мира (в таком положении) является первичным; во-вторых, ежели (хочет) воевать, то должен мобилизовать и хорошо приготовить (все) средства для войны, выбрать воинов, поле (для сражения) и время (битвы); в-третьих, не должен помышлять, что благо придет (само), а (на случай) ежели враг победит, приготовление (должно быть) заранее сделано, чтобы (падишах) принял меры предосторожности Для своих жен, детей, войска, казны, военных обозов (буне) И подданных; в-четвертых, ежели (падишах) одержит победу над врагом, не должен быть над/с. 758/менным, не должен спешить, а должен завершить дело осторожно, разумно, правосудно, обдуманно и рассудительно. А ежели государь не имеет врага, то (он должен) соблюдать [88] четыре условия: во-первых, должен иметь наготове войско такое же, как и в случае войны; во-вторых, (он) должен быть внимательным к внезапному появлению врага; в-третьих, не должен считать малым даже ничтожного врага; в-четвертых; не должен отстранять от границ страны (ратных) людей и (лишать их) оружия. Все эти дела касаются меча. Что касается калама, то он находится в руках четырех разрядов людей: во-первых, в руках духовенства; во-вторых, в руках знатоков (таких) тонких, сложных наук, как мудрость, астрономия и медицина; в-третьих, (в руках тех), которые осуществляют большие дела (таких), как визирь, йаргучи и писцы (нависандаган), они доводят слова государя до покоренных и неприятелей и составляют (послания); в-четвертых, в руках тех, которые подводят итоги (государственных) доходов и расходов. А выгода от калама бывает четырех (видов). Во-первых, служители (калама) сохраняют (дело) проповеди истинности... среди народа, дабы она не осквернилась; во-вторых, (они) раскрывают тайны благоденствия; в-третьих, проповедуют изучение тех слов, дабы их не забывать; в-четвертых, (помогают) сохранять правдивость среди народа. А доход государя (поступает) из четырех объектов: во-/с. 759/первых, от прежнего наследства; во-вторых, от налога (мала) с ра'ийатов; в-третьих, от достоинства; в-четвертых, от даров... А государев налог (мал-и падишах) бывает двух видов: во-первых, подать с его земельной собственности (хассэ); во-вторых, подать с государственных (земель) для важных дел царства. Что касается наследства (полученного) от предков, то (это имущество) от предков (по отцу), братьев, оставленное ену в наследство и оно является хассэ (собственностью) государя. А то, что поступает от ра'ийатов, взимается с людей (следующих) четырех разрядов. От людей, занимающихся земледелием (ахд-и зира'ат), от ладей торговли (ахл-и тиджарат.), от скотоводов (чахарпайдаран) и от таййарат. А то, что приобретается из владений (других) царей, становится имуществом государя. То, что взимают с ра'ийатов: если эти люди являются землевладельцами, (то они) бывают [89] состоятельными или беднейший, а там, где они возделывают землю, имеется сад или вода, а земли бывают хорошими и плохими. Боли человек состоятелен, а место (земля) хорошее, надобно, чтобы (он) уплачивал налог из (расчета) 1/10 доли (дахйак), а это называется 'ушр; ежели место (земля) плохое, а человек беден (пусть) он уплачивает 1/20 (нисф-и 'ущр) из собранного урожая и освобождается от 'улуфе 4 и хараджа. А если неурожай, то (пусть) ничего не уплачивает. Древнее правило было (именно) таковым. После того, как вилайеты, стали многочисленными к распределение (доли урожая) стало трудным, вынуждены были взимать, (подать) с ра'ийата больше, чем из (расчета) 3/10 доли (урожая). Правосудные и справедливые государи повелевали, дабы определить по справедливости сколько получено дохода с посевных земель и садов в годы обильного, среднего и плохого урожая (в зависимости от этого приказывали) установить долю (урожая) из (расчета) 1/10 или 1/20 (части),- определить цену, чтобы она не была дорога и дешева и, (таким образом) справедливо установив размер доли, налагали ежегодные подати. И на этом (основании) заносили в (специальную) книгу земли и сады и требовали от них (владельцев) харадж. /с. 760/ А ежели земли не засевали и ежегодно сады не давали плодов, то (с них) не взимали хараджа. Действовали по принципу: "От разорения - нет хараджа". И несколько лет проверяли земли и сады, если (былые) обрабатываемые (пола) запустели, то харадж отпал. А если (прежде) заброшенные (поля) возделывались, (то) поступали двояким образом. Старая, заброшенная (земля), давность которой равняется 30 годам, (не облагалась налогом) и с нее ничего не взимали в течение 3 лет. После этого считали установленным (взимали) половину (доли) хараджа до 10 лет. дабы возделывание (земель) было постоянным и сделалось желанием людей. Если же (земли) были недолгое время необрабатываемыми и (стали) вновь возделываться, (то их) рассматривали как (подлежащие) обязательному, обложению хараджем; если пашня стала садом, а [90] сад-пашней, то требовали харадж по справедливости, в размере не меньше и не больше (положенного). А земли и сады, которые древними падишахами по какой-либо причине не облагались хараджем, то их называли "хурр", а стоимость таких земель бывает высокой. Бывают люди, земли которых освобождали от хараджа. Эти (земли) в некоторых областях называли "искат", а в других - "моузу" 5, И бывали люди, которым вместо установленной суммы назначают "идрар", и (её) заносят в счет очищения хараджа их или отдают им для пропитания (ма'ишат). Эти (категории земель), т.е. хурр, искат, идрар переходят по наследству (мирас), (их) передают от одного к друго/с. 761/му и они бывают имуществом и владением (разных) людей. И этой (податной льготы) никогда не отнимают. А постановления великой Ясы Чингиз-хана таковы, что (не позволяют), чтобы имущество людей убавлялось. У (каждых) вилайетов имеются податные уставы (канунха) и каждый вилайет действует по ним, в каждой местности имеются подобающие ей (податные уставы). Харадж признается важным для дел государства (налогом). Что касается (налога с) богатых людей и торговли” то с них в большинстве случаев не требовали ничего, (кроме) сбора (при купле-продаже) с основной сумы денег (асл-и мал). Так, с 240 динаров взимался 1 динар в качестве подати (мал-и тамга). А после эпохи Чингиз-хана эта (подать) стала известна (под названием) тамга. Что касается (подати) со скота, то она в давние времена не взималась. А затем с каждой (головы) скота, если (получен) приплод и (животное) паслось на выгоне, взималось (в размере): со 100 гол. - 1, но бывало, что и меньше этого; взимались также деньги (зар), и это называлось мара'и. А потом стали взимать с каждых 50 гол . - 1. В каждой местности взимали по-разному. Все это была государственная подать (мал-и падишахи). Что касается таййарат, то он четырех видов. Во-первых, (это) имущество (умершего), у которого не было никакого [91] наследника; во-вторых, (имущество) человека, растратившего имущество государя; в-третьих, (это) буларгу 6 и потерянные вещи (чизха-йи гумшуде); в-четвертых, (имущество) отсутствующих лвдей (гаибанэ), когда не выяснено мертвый ли он (владелец) или жив и не имеет ли он наследников. Оба /с. 762/ (эти вида) имущества после возвращения их хозяину возмещается (государем) их владельцу. Все эти (виды имущества) шли на важные государственные дела. Что касается того, что поступает от неприятелей и врагов царства, то (оно) бывает двух видов: 1) (это) то, что забрало войско у (врагов) - пленные, скот, оружие и имущество, а то, что храбрецы (бахадуран) храбростью захватывали, передается им. Из остальной (добычи) 1/5 часть получает государь мира для нужд, а остальное раздается войску, (причем) всадникам - две (доли), а пехотинцам - одна (доля); 2) то, что захватило войско: вода, скот, земля и всякое (другое) добро в (пределах завоеванной) области идет в счет государевых налогов. Что касается того, что добывается трудом, (то оно) бывает четырех видов: (вид) первый, от обработки полей и необрабатываемых (богарных земель), после того, как уплачены доли землевладельцев (хакк-й маликанэ); вид второй, то, что добывается из рудников: золото, серебро, жемчуг, железо д другие руда; вид третий, то, что взимается с карханэ 7, ахран 8, уртаков 9 и имений, покупаемых на деньги (золотом); вид четвертый (это то), что поступает государю от рыболовства, охоты, а все это бывает собственностью (хассэ) государя. [92] Все это было правилом прежних государей. В наше же время к ним прибавились некоторые другие налога. Они также четырех видов: вид первый, (это) то, что начислено налогом (в виде) надбавки (фар'ха) и взимается для (оплаты) жалованья (марсум) служащим (из расчета) из десяти - одна иди из десяти - половина; вид второй, налог, который взимался с ремесленников (узан); вил третий, налог, который прибавился (за счет) /с. 763/ отдачи (на откуп) по контракту кабалэ некоторых ремесел; вид четвертый, (это) налог, который взимали с наследства тех, у кого имелись дальние родственники. То, что было не по вкусу государю мира Чингиз-хану в его роду (это), во-первых, взимание дорожной пошлины (бадж),плата конвою за сопровождение (караванов) и кораблей; во-вторых, доходы от махинаций золотом и серебром; в-третьих, от покупок и перепродажи того, в чем нуждались; в-четвертых, от налога, взимавшегося за вину людей (убийство, избиение, питье вина). А подушную подать раньше не брали, ее стала брать при исламе, а до того не брали, а этот (налог) купчур, который теперь взимают по повелению великой Ясы раньше не взимали. Теперь также не взимают (налогов) по повелению Ясы с (людей) пяти разрядов: во-первых, с тарханов, людей которым государь пожаловал (титул) тархана, ученых (мусульманских богословов) и аркаунов 10; во-вторых, со стариков; в-третьих, с немощных и инвалидов; в-четвертых, с бедных; в-пятых, с детей. В старину не оставляли без работы людей, которые не являлись издольщиками (барзигар), не занимались торговлей, гончарным ремеслом (авани) я прочими делами, если они были молоды и расторопны. Что касается имущества, приобретенного благодаря счастливой судьбе, то оно бывает четырех видов : во-первых, то, что /с. 764/ получено от людей, которые передали свое имущество государю; во-вторых, сокровища, которые были нежданно обнаружены; [93] в-третьих, подарки, дары, подношения, которые были поднесены кем-нибудь; в-четвертых, то, что присылали другие государи. Слово о расходах государя. У падишаха бывает два вида расходов: во-первых, собственные расходы от собственного имущества, которые он тратит (на себя) Эти (расходы) он отделяет и не смешивает с (доходами) от государственных налогов. Это (собственное имущество) передается по наследству от отца к сыну. Кроме того, 1/5 (часть), которая добыта (благодаря) способности или счастливой судьбе. Собственное имущество он (падишах) тратит на расходы четырех видов: во-первых, на свои личные (нужды) и на детей, во-вторых, на награды и дары тем, которые его обслуживают; в-третьих, на приготовление украшений и убранства; в-четвертых, на устройство (дел), которые необходимы, а также по велению его сердца. Что касается (расходов) в государственных интересах, то (они) употребляются на расходы четырех видов: во-первых, расходы на войско и тех (людей), которые служат делу государя, писцы йаргучи, наместники (наибан), которые (следят), чтобы не присваивали государев налог и не брали взяток. (Они не должны) считаться (при этом) на с кем, ничего не (должны) требовать у людей (для себя), беречь государев налог; во-вторых, на расходы для гонцов (илчи), прибывающих и отъезжающих; в-третьих, на (расходы) для больных и бедных, детей-сирот и вдов, важных дел городов в вилайетов; в-четвертых, средства (расхода) для яма 11. /с.765/ В старину существовала почта (барид), гонцы располагалась на дорогах через каждые четыре фарсанга, не опуская (дорожных) мешков на землю, денно и нощно (они) мчались, чтобы доставить (почту) до места. Множество людей передвигалось с одного места на другое и прибывало к его величеству государю со (своими) вьючными животными, с (собранными) государственными налогами, приготовленными в городах и кварталах, в (при этом) не было затруднения ра'ийатам из-за перевозочных средств (улаг). Государь не прикасался к четырем видам имущества: [94] вопервых, к имуществу и пропитанию благодетельных людей, которое было получено в дар от других государей; во-вторых, к имуществу сирот; в-третьих, к имуществу смутьянов, на которых надеются, что они возвратятся обратно, к имуществу, (отданному) на хранение; в-четвертых, к вакфному имуществу, завещанному на благотворительные цели (вакф-и хайрат). Государи считали за хорошее предзнаменование и повелевали, чтобы доверенный человек (попечитель вакфа) был осведомлен в этих (вакфных) делах, чтобы (доходы) с пожертвований (в пользу) этих благотворительных учреждений расходовались во условиям завещателей и тратились на достойные (дела),а те расходы, которые убавлены и произведены не по (установленным) правилам и вернуть их (уже) невозможно - деланы быть (аннулированы); (чтобы расходовались вакфные доходы) на бедных, немощных и прочих, а также на содержание подворья (рибат), для лечения больных и прочие общие благотворительные (деда). И не допускать, чтобы кто-нибудь незаконно распоряжался ими, дабы их благодеяние служило источником (жизни). Таковы (вкратце все) эти расходы, (более подробное) разъяснение каждого (из них) получилось бы долгим. Ежели будет указание (государя), то разъяснение их также будет изложено. До этого падишахи действовали по этим правилам, и поэтому их люди, как ра'ийаты, так и войско, были довольны и благосостоятельны, а от них (падишахов) оставалось доброе имя; (они) также установили (бюджет) расходов меньший, чем (статья) доходов, казна (их) была наполнена имуществом и выделялись запасы на жизнь и для отражения врага. Комментарии1 Nasir al-Din Tusi on finance. By M.Minovi and V.Minorsky. Printed from Bulletin of the School of Oriental and African Studies (University) of London, vol. X, part 3,1941,1950; M.Minovi and V.Vinorsky. Nasir ad-din Tusi on finance.BSOS.vol.X, part 3, 1940. 2 В тексте "нависандаган" то же, что "дабиран" - термин, которым обозначалось служилоев чиновничество, выполнявшее функции писцов, секретарей, делопроизводителей и т.д. 3 Бахадуран (монг., мн.ч. от бaxaдyр - богатырь, храбрец. При Чингиз-хан - один из титулов феодальной иерархии, представитель феодальной военно-кочевой знати (см.: Катрмер М. Указ.раб., с.307 Владимиров Б. Я. -Общественный строй Монголов, с.74; Туси. Указ. раб., с.768; Детрушевский И. Д. Земледелие..., с.44). 4 Улуфе - натуральная подать фуражом; харадж - поземельный налог. 5 Искат и моузу' - мульковые земли, освобожденные от хараджа и повинностей. 6 Булaргу в обычном монгольском праве означало потерянный скот и людей, хозяин которых не найден, как то гулам (раб), ка-низак (рабыня) и скот - лошади, верблюды, коровы, ослы (Дастур-ал-катиб, л.186а). 7 Кархане - казенная мастерская. В 1236 г. наместник Угодей-хана в Хорасане Куркуз впервые учредил такие мастерские (кархане-джат, мн. ч. от кархане). 8 В тексте - ахран, но, возможно, что здесь ошибочное написание вместо узан. 9 Уртак (тюрк,) - тот, иго торгует предоставленными государевыми и государственными деньгами и получает часть их прибылей. 10 Аркаун - монгольское название христиан, здесь христианское духовенство. 11 Ям (монг.) - почтовая станция. Текст воспроизведен по изданию: Персидские документальные источники по социально-экономической истории Хорасана XIII-XIV вв. Ашхабад. Ылым. 1986 |
|