Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

II. 1675 г. мая 31. — Расспросные речи индийских купцов Ардаша Чина, Банды Мингалова и Лагори Банья.

(л. 192) И 183-го мая в 31 день. В Посольской приказ индейцы Ардас и Банда и Логорей сысканы и против сего челобитья роспрашиваны. А в роспросе сказали:

Ардаско сказался Куколев сын, приехал де он ис Персидцкие земли в Астарахань с хозяином своим с-ындейцом торговым человеком с Мулою тому ныне шестой год с товары, и, будучи в Астарахани, хозяин ево Мула и он, Ардаско, торговали всякими привозными своими персидцкими товары. И в прошлом де во 182-м году, как приехал в Астарахань шемахинского хана посланник Мирим-бек Ходже Вагидов, и ево де, Ардаска, послал к Москве хозяин ево Мула с ним, посланником, без товаров для ево, посланниковых, дел, а для каких дел хозяин ево послал, и про то де ведает посланник. И ныне де он, Ардаско, сидит в лавке на Старом гостине дворе за ево, посланниковыми, товары. А тот де куратун индейской, которой бьет челом великому государю в пограбленых своих деньгах в двустах в пятидесят рублев и в книгах, в Астарахани при нем, Ардаске, был и к хозяину ево к Муле прихаживал, а взял ли какие деньги и книги у того каратуна (л. 193) хозяин ево, Ардасков, Мула и давно ль тот куратун в Астарахань приехал, и того де он, Ардаско, не ведает. А он, Ардаско, никаких денег и книг у того куратуна не имывал и имяни ево не ведает, только знает ево в лицо, потому что ехал тот куратун из Астарахани к Москве с шемахинским ж посланником с Мирим-беком Ходже Вагидовым, а стоит тот куратун в Китае, блиско двора гостя Астафья Филатьева, у индейца новокрещена у Богдашка.

Другой человек сказался индеец, астараханской житель, Банданкою зовут Мингавов. Приехал де он к Москве в прошлом во 181-м году с товары по астараханской проезжей и товары свои объявил и проезжую астараханскую подал в Московской Большой таможне. И которые товары на Москве продал, и с тех товаров пошлину в Московской Большой таможне он платил, а за достальными своими товары сидит он в лавке на гостине дворе. А в Астарахани де брат ево, Бунданков, Миндра есть, а у индейского куратуна деньги какие и книги он, Миндра, взял ли, и того де он, Бунданко, не ведает и того куратуна не знает. (л. 194) Он же, Бунданко, сказал: индеец де Лагорейко Бануев, астараханской же житель, ему, Бунданку, брат двоюродной и к Москве из Астарахани приехал с ним вместе. А в Астарахани есть у того брата ево названой брат [241] Дивирмал, и у куратуна, которой бьет челом на них великому государю в грабеже своем, деньги какие и книги он, Дивирмал, взял ли, того де он, Бандайко, и брат ево Лагорей не ведают, а сами они, Банданко и Логорей, никаких денег и книг у того куратуна не имывали и ево не знают.

На л. 192 об., на лл. 192 об.—194 об. по склейкам и на л. 194 под текстом рукоприкладство: К сем розпросным речам посольских сеней площадной подьячей Юрка Басаровской вместо индейцев Ардаска да Бунданка да и Логорейка по их веленью руку приложил.

На л. 194 под текстом и на л. 194 об. помета:

183-го майя в 31 день. По указу великого государя боярин Артемон Сергеевич Матвеев, слушав сих допросных речей, приказал индейскому каратуну сказать, чтоб он ехал в Астарахань и бил челом в Астарахани в грабеже своем на индейцев же на Мулу с товарыщи, а на которых он индейцев здесь на Москве бил челом, и они сказали, что того не ведают и отвечать им без ведома хозяев своих невозможно. И дать ему о том ево великого государя судимую грамоту (Грамота астраханскому воеводе И. М. Милославскому 1675 г. не публикуется (то же дело, лл. 195—196), поскольку в ней изложено содержание челобитной Джукки и расспросных речей Ардаша, Банды и Лагори.) против ево челобитья к окольничему и воеводам.

ЦГАДА, ф. Посольский приказ, Сношения России с Персией, 1672 г., д. 2, лл. 191—194. Подлинники.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.