Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

БОРЬБА ТЮДОРОВ С АНАБАПТИЗМОМ

(XVI в.)

№ 1

Королевская прокламация, приказывающая анабаптистам покинуть королевство (Лондон, март 1535 г.)

...Недавно в королевство прибыли многие иностранцы, рожденные вне королевского подданства, которые, несмотря на то, что их крестили во младенчестве.., по своему собственному усмотрению крестились вторично; и кроме того, они отрицают, что в самом благословенном и святом таинстве алтаря является настоящее тело нашего господа Иисуса Христа; и вдобавок они имеют и проповедуют различные другие пагубные ереси против бога и его Священных писаний к великому беспокойству христианского мира и гибели бесчисленных христианских душ; за это большое [189] количество их осуждено судом и законом за свои отвратительные ереси и было, либо будет, предано смерти, как требует разум и правосудие.

Его королевское величество, являющийся верховным на Земле главой английской церкви после бога, постоянно стремящийся защитить христову веру и таинства святой церкви, а также каждодневно превыше всего заботящийся о спасении своих любящих подданных (членов этой церкви), дабы они не впали в какие-либо заблуждения и проклятые ереси, в какие они могут впасть, и не были заражены общением с такими порочными, мятежными и заблуждающимися лицами и их речами, указывает и прямо распоряжается, чтобы все до одного иностранцы, находящиеся сейчас в его королевстве, как те, что отреклись от своих указанных ересей, так и все прочие, кто придерживается или проповедует эти или любые другие заблуждения против бога и его Священных писаний, в течение двенадцати дней после (обнародования) настоящей прокламации покинули это его королевство и все прочие его владения под страхом смертной казни, в случае, если они, вопреки этой прокламации, останутся и будут задержаны или схвачены. Также и впредь никто из этой секты, придерживающиеся таких заблуждений и ересей, не должны под страхом того же наказания направляться в это его королевство или любую другую часть или место его владений.

...И сим его величество прямо предупреждает и указывает, чтобы никто из его собственных подданных не осмеливался придерживаться (подобных. — В. И.) ересей или проповедовать их под страхом названных наказаний.

Tudor Royal Proclamations, vol. I. New Haven — L., 1963, N 155.

№ 2

Письмо Иоанна Фридриха, Курфюрста Саксонского, Генриху VIII (1 сентября 1538 г.)

...Мы считаем, что у тех, кто управляет государствами, нет более важного долга, чем взаимные оповещения об опасностях для государства, особенно в делах религии. Поэтому, когда недавно мы захватили у некоего пойманного анабаптиста письма, где упоминается Англия и говорится, что там втайне распространяются обманы анабаптистов, мы тотчас же сочли необходимым известить ваше королевское величество об этой опасности, посылая ему пример этих писаний.

В Германии и тех местах, где не проповедуется чистое евангельское учение, и прежде всего в Бельгии, разрослись многие заблуждения, так как народ увидел, что старые заблуждения осуждены, но не услышал о характере нового учения. И действительно, там, где нет добрых проповедников, другие сами измышляют взгляды для себя. Обман же, если можно так выразиться, плодовит. Из этих источников развилось безумие анабаптистов. [190]

...По всей Германии тайно бродили всякие странники, обманщики и фанатики, которые главным образом проповедовали анабаптизм и признаком их секты было то, что, проклиная крещение младенцев, они крестились заново. Это символ этой секты. Но к этому греху они прибавили многие другие безумства. И так как для того, чтобы обеспечить падение людских душ, нет ничего лучшего, нежели показное великое смирение и терпение, они учат, что вещи должны быть в общей собственности, отвергают всякое мщение, отрицают, что христианин может находиться на магистратской службе, отправлять правосудие, приносить присягу; и тем самым, наконец, уничтожают политическое устройство, которое установил и одобрил бог. Потом они измыслили (другие) бесконечно запутанные взгляды. Кто-то изобрел нечто о божественности, о природе Христа; прямо как манихеи они источают озарения; отбрасывая слово божье, отвергают они греховность происхождения и учат, будто бы грехи происходят не от него; также они позволяют открытые преступления своим приверженцам. Безобразнейшим образом они оскверняют святость брака, дозволяя в народе полигамию и многоженство безо всякого закона. Эта варварская смесь предрассудков и мнений вылилась в мятежи там, где их (анабаптистов. — В. И.) скапливалось много, что случилось во Фризии и в городе Мюнстере. Но теперь они не держат в руках какого-либо государства или города. Только повсюду бродят разные фанатики, которые в разных местах насаждают эту заразу. Задерживая их, мы сначала пытаемся переубедить их словами, но если они ... упорно защищают (свои догматы. — В. И.), то их подвергают наказаниям...

Corpus Reformatorum.v. 3. Halis Saxonum, 1836, f. 577-579.

№ 3

Королевская прокламация, запрещающая без специальной привилегии печатать писание и изгоняющая анабаптистов (Вестминстер, 16 ноября 1538 г.)

...[В королевстве и за его пределами печатаются различные книги], содержащие аннотации и прибавления на полях, прологи и календари, которые выдуманы как создателями, изобретателями и печатниками этих книг, так и разными иностранцами, анабаптистами и сакраментариями, которые прибыли недавно в королевство и тайно находятся в нем, а также некоторыми подданными его высочества, произносящими разные суеверные речи и дерзкие слова на вредные темы и фанатические суждения как в проповедях, так и в частных беседах. Многие из его любящих простых подданных были таким образом побуждены к самонадеянным и суеверным спорам и диспутам в открытых местах, тавернах и пивных не только о святом таинстве крещения, но также и наиболее благословенном таинстве алтаря...

...Его королевское величество объявляет всем своим любящим подданным, что его величество, как Благочестивый и [191] Католический принц, ненавидит и презирает эти секты и их порочные и проклятые заблуждения и намеревается преследовать в судебном порядке тех, кто уже задержан, по их заслугам и в соответствии с законом этого королевства с тем, чтобы его подданные восприняли их наказание как пример и не примыкали к их лживым и отвратительным мнениям, но полностью отказались от них, что его высочество прямо приказывает им сделать под страхом того же наказания. Если же где-либо кого-нибудь из них знают, их необходимо выявлять и с усердием, какое только возможно, доносить о них королю или кому-либо из его совета...

И помимо того, его величество прямо распоряжается, и приказывает всем другим иностранцам из тех же заблудших сект анабаптистов и сакраментариев, которые еще не задержаны или неизвестны, чтобы в течение восьми или десяти дней после [публикации] настоящей прокламации они со всевозможной быстротой покинули это королевство и все другие его владения под страхом лишения жизни и конфискации всех их имуществ, безо всякого снисхождения, милости или прощения для тех, кто совершит преступление против содержания настоящей статьи...

Tudor Royal Proclamations, v. I, № 186.

№ 4

Подготовительные статьи к символу веры, согласованные английскими и германскими богословами (Лондон, 1538 г.)

Всем христианам несомненно разрешается получать прибыль от законных профессий, торговать, заключать контракты, обладать имуществом, решать свои дела в суде, сочетаться законным браком, приносить присяги и тому подобное. Прокляты анабаптисты, которые воспрещают [исполнять] эти гражданские обязанности христианам. Прокляты и те, кто постигает евангельское совершенство не в страхе перед богом и в вере, а покидая гражданские обязанности... Итак, христиане обязательно должны повиноваться своим магистратам и законам.

The Remains of Thomas Cranmer, D. D., v. IV. Oxford, 1833, Appendix, p. 289-291 n.

№ 5

Статут о всеобщем прощении (1540 г. 1)

И также из указанной амнистии исключаются следующие ереси и заблуждения: что детей не следует крестить, а если они крещены, то при достижении дееспособного возраста 2 их следует крестить вторично; что христианин не имеет права занимать какой-либо пост в государстве; что никаким человеческим законам не [192] следует повиноваться; что христианин не может принимать присягу ни перед каким судьей, что Христос не получил телесной сущности от святой девы; что после крещения грешники не могут быть спасены покаянием; что любой вид смерти, ее время и час настолько точно предначертаны, предназначены и определены богом для каждого человека, что ни принц своим мечом, ни какой другой человек не могут предотвратить или изменить этого по собственному желанию; что все вещи должны быть общими, и ничто частным.

Statutes of the Realm, v. III. L., 1817, p. 812.

№ 6

Письмо епископа Винчестерского Стефена Гардинера архиепископу Кентерберийскому Томасу Кранмеру (1 июля (?) 1547 г.)

Анабаптисты, как предупреждали нас Эпинус и Иоанн Фридрих Саксонский, пытались опрокинуть королевскую власть в Англии; необходима бдительность, особенно в том, что может привести к свержению установленной религии или повредить королевскому имени...

Мы должны быть настороже и проявлять прозорливость. Об этом нам серьезно, и в присутствии многих, говорил Гиппиус 3, когда он утверждал, что не предполагает, но [достоверно] знает о замыслах анабаптистов уничтожить это королевство, свергнув королей, да не случится этого. А также впоследствии сам герцог Саксонский Иоанн Фридрих по несомненному дружескому расположению указывал королевскому величеству, чтобы он опасался этой чумы, прислав перехваченные или найденные письма негодяев. Это могло бы показаться вымышленным ими для того, чтобы привлечь нас на свою сторону, что они и замышляли, если бы обнаруженный и выявленный у нас среди некоторых наших [подданных] подобный замысел не доказал, что это отнюдь не пустое.

The Letters of Stephen Gardiner. Cambridge, 1933, p. 317-319.

№ 7

Статьи для инспектирования лондонского диоцеза епископом Николасом Ридли (Лондон, 1550 г.)

12. Не проповедует и не утверждает ли кто-нибудь, что отдельные лица могут устраивать мятежи, поднимать восстания или заставлять людей отдавать им свое добро.

13. Не проповедует и не утверждает ли кто-нибудь, что все вещи должны быть общими, или что у нас не должно быть магистратов.

14. Не проповедует и не утверждает ли кто-нибудь, что христианину незаконно приносить присягу перед судьей, когда [193] потребуют, или, будучи несправедливо обиженным, искать удовлетворения в законном порядке.

15. Не учит, не говорит и не верит ли кто-нибудь, что Христос не принял ни плоти, ни крови от святой девы Марии.

44. Не собирается ли кто-нибудь из секты анабаптистов или иных (еретиков) злонамеренно на какие-либо незаконные или тайные сходки, где они исповедуют учения и совершают таинства, отделяясь от остального прихода.

48. Не говорит ли кто-нибудь против крещения младенцев.

52. Не говорит ли кто-нибудь, что христиан нельзя допускать к покаянию, если они сознательно грешат после крещения.

Articles to be inquired of in the visitation of the diocese of London. Impr. in London by Reynolde Wolfe, MDL.

№ 8

Англиканские символы веры, «42 статьи» (приняты духовенством в 1552 г. и утверждены Эдуардом VI в 1553 г.), «39 статей» (приняты духовенством в 1563 г. и утверждены Елизаветой в 1571 г.) 4

24(23). Никакой человек не может принимать на себя должность публичного проповедника или исполнять таинства в конгрегации, пока его не назначат и не поставят их исполнять в законном порядке...

36(37). Король Англии является верховным, после Христа, главой английской и ирландской церкви 5... Для христианина законно, по приказу магистрата, носить оружие и участвовать в войнах.

37(38). Богатства и имущества христиан не являются общими в праве, титуле и обладании ими, как лживо и с бахвальством говорят некие анабаптисты...

38(39). Не дозволено клясться попусту и сгоряча.., но человек может приносить присягу по требованию магистрата...

41(—). Те, кто пытаются возродить небылицы милленариев 6, совершенно противоречат в этом Священному писанию...

Burnet G. The History of the Reformation of the Church of England, v. II. L., 1850, p. CCXLIV-CCXLVI; Book of Common Prayer.

№ 9

Королевская прокламация об изгнании анабаптистов (Виндзор, 22 сентября 1560 г.)

Ее королевское величество узнала, что недавно различные лица, зараженные некоторыми опасными и вредными взглядами, в делах религии, противными вере христовой церкви, такие как [194] анабаптисты и им подобные, прибыли из различных заморских стран в это ее королевство, и особенно в город Лондон и другие приморские города, под видом и под предлогом бегства от преследований, [направленных] против проповедников христова Евангелия. Вследствие этого, если срочно не будут приняты меры, божья церковь в этом королевстве испытает великую опасность разложения, и разрастутся секты, противные единству христовой церкви, здесь установленной.

Для исправления этого Ее Величество, по предложению ее совета, уже приказала архиепискому Кентерберийскому, епископу Лондона и другим епископам проследить, чтобы приходы Лондона и других мест, заподозренные в этом, были строго проинспектированы, и все подозреваемые лица открыто проверены и допрошены относительно таких фанатических и еретических взглядов; она желает и распоряжается, чтобы всякого рода лица, рожденные или в иностранных государствах, или во владениях Ее Величества, воспринявшие какие-либо из таких еретических мнений, например анабаптисты, не намеревающиеся примириться милосердным учением, отбыли из королевства в течение 20 дней после [обнародования] этой прокламации под страхом конфискации всего движимого и недвижимого имущества и заключения, а в дальнейшем наказания, каковое предусмотрено в таких случаях или церковными или светскими законами; и Ее Величество также предписывает и приказывает, под страхом заключения, чтобы никакой служитель церкви или другое лицо не устраивали каких-либо сходок или тайных конгрегации...

Tudor Royal Proclamations, v. II, 1969, № 469.

№ 10

Статьи, разосланные в 1575 г. для подтверждения голландскими иммигрантами

1. Что Христос взял плоть от сущности девы.

2. Что детей правоверных следует крестить.

3. Что христианину законно принимать присягу.

4. Что христианин может быть магистратом и занимать пост в государстве.

5. Что христианину законно казнить упрямых еретиков.

6. Что христианину законно воевать.

7. Что христианину законно обращаться к власти магистрата, и что он может быть избавлен от несправедливости, а справедливость восстановлена.

8. Что христианин может законно обладать собственностью и не обращать свое имущество в общее; но, в соответствии с порядком благотворительности, он должен по возможности помогать нуждающимся.

Heriot D. В. Anabaptism in England during the 16 th and the 17 th Centuries. — In: Transactions of the Congregational Historical. Wiptv V XII 1936. р. 319-320.


Комментарии

1. Данное исключение из амнистии было полностью, кроме предпоследнего пункта, повторено в статуте 1 февраля 1550 г., изданном после восстания Роберта Кета (Stryре J. ЕМ, v. II, р. 1, р. 291).

2. Обычно 14 лет.

3. Иоанн Эпинус.

4. Мы приводим лишь некоторые, наиболее существенные статьи, содержащие критику анабаптических взглядов. Сначала дается номер соответствующей главы в «42-х», в скобках — в «39-ти статьях».

5. В «39 статьях» формулировка несколько изменена.

6. Милленаризм, или хилиазм, учение о близящемся Тысячелетнем царстве, было характерно для воззрений «мюнстерцев».

(пер. О. А. Руденко)
Текст воспроизведен по изданию: Борьба Тюдоров с анабаптизмом (XVI в.) // Англия в эпоху абсолютизма (статьи и источники). М. МГУ. 1984

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.