Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

СТАТУТЫ КОРОЛЯ ГЕНРИХА II, ПРИНЯТЫЕ НА ГЕДДИНГТОНСКОМ СОБОРЕ

(11 февраля 1188 г.)

"За три дня до февральских ид собрались в Геддингтоне, что от Нортгемптона в восьми или десяти милях, королевские приближенные и знать (praesules et principes), чтобы вместо с королем думать о защите святой земли Иерусалимской", - пишет в своей "Хронике" Гервазий Кентерберийский.

11 февраля 1188 г. в Геддингтоне (Нортгемптоншир) английский король Генрих II в последний раз присутствовал на церковном соборе. Речь шла о введении новой десятины перед началом Третьего крестового похода, который должны были возглавить он и французский король Филипп II Август. Таково было решение папы Григория VIII и его преемника Климента III. 21 января 1188 г., вскоре после падения Иерусалима (2 октября 1187 г.), оба короля взяли крест в Жизоре.

Советом в Геддингтоне были внесены некоторые уточнения и дополнения к принятым ранее на соборе в Мансе (23 января 1188г.) постановлениям. Они в основном относились к участникам предстоящего крестового похода.

Публикуемая статья королевских статутов содержится в "Хронике" Гервазия Кентерберийского, в "Деяниях короля Генриха Второго", в "Хронике" Роджера из Ховедена и в "Английской истории" Уильяма Ньюбургского. Наиболее полный текст приводимой статьи содержится в "Хронике" Роджера из Ховедена и "Деяниях короля Генриха Второго". В тексте статутов, каким он приводится у Гервазия Кентерберийского и Уильяма Ньюбургского, наблюдаются некоторые разночтения и пропуски.

Ниже приводятся необходимые сведения об Уильяме Ньюбургском и аббате Бенедикте. Роджеру из Ховедена и Гервазию Кентерберийскому посвящены специальные разделы книги.

Уильям Ньюбургский [ Willelmus de Newburg (de Novoburgo, Neu-brigensis), или Willelmus Parvus, 1136—1208], английский церковный писатель и хронист, родился в Бриндлингтоне (Йоркшир) (по происхождению англосакс). С детских лет он воспитывался в Ньюбургском августинском монастыре, монахом которого он впоследствии стал. Это был небольшой монастырь, основанный около 1145—1150 гг. и [52] рассчитанный не более чем на 26 монахов. Здесь, на заре истории монастыря, Уильям Ньюбургскйй написал свой первый труд - комментарий к Песне песней Соломона, посвященный некоему Роберту, аббату Байлэндскому.

Самым значительным сочинением Уильяма была "Английская история" ("Historia rerum Anglicarum"), начатая, как это явствует из Посвящения, по решению Ривольского собора. Он приступил к работе над ней незадолго до 1196 г.

"История", состоящая из пяти книг, охватывает время от нормандского завоевания (1066 г.) до 1198 г. Автор, таким образом, порывает со старыми северными историографическими традициями, согласно которым история Англии освещалась от рождества Христова, но сосредоточивается на более узком (и в значительной части современном ему) ее этапе. Это позволило Уильяму Ньюбургскому не только использовать в своем труде материалы известных исторических сочинений, авторами которых были Генрих из Хантингдона, Йордан Фантом, Ансельм и др., но и оживить повествование подлинными документами и своими личными наблюдениями.

Отражающая события английской истории времени борьбы между церковью и престолом в лице их верховных представителей, Фомы Бекета и короля Генриха II, книга Уильяма Ньюбургского является и свидетельством его собственных политических позиций: он всецело поддерживает светскую власть и осуждает программу архиепископа кентерберийского.

Сочинение Уильяма Ньюбургского считается наиболее ценным источником по истории Англии XII в. Оно отличается цельностью, независимостью суждений автора, оставившего яркие зарисовки современных ему событий и интересные характеристики политических деятелей.

Списки "Английской истории" Уильяма Ньюбургского

London, Lambeth, Archbishop's Library, N 73 (начала XIII в.);

London, Brit. Mus., Cotton, Vespasian B. VI (середины XIII в.);

London, Brit. Mus., Reg. 13. B. IX (ок. 1370);

Cambridge, Corpus Christi College, 262 ,(XIV в.);

Dublin, Trinity College, E. 4. 21 (XIV в.).

А. Поттхаст (Potthast A. Bibliotheca historic a medii aevi. Berlin, 1895) указывал также два списка, хранившихся в Оксфорде: 1) Bodleian. Rawl. B. 192 (XIII в.); 2) Digbi 101 (XIV в.).

Полное издание "Английской истории" Уильяма Ньюбургского

Historica rerum anglicarum Willelmi Parvi, ordinis Sancti Augustini [53] canonici regularis in coenobio Beatae Mariae de Newburgh, ed, H.C. Hamilton, vol. I—II. London, 1856.

По изданию Г. Гамильтона (т. I, с. 276), публикуемый фрагмент относится к 1188 г. и является заключительной статьей королевских постановлений об участии в крестовом походе. Всего в статутах 8 статей. В прочих упомянутых выше сочинениях этот фрагмент является статьей 5.

Бенедикт из Питерборо был, вероятно, монахом из Кентербери, Ричард Дуврский, назначенный в 1174 г, архиепископом, сделал Бенедикта сначала своим канцлером, а затем — приором Кентерберийского . монастыря. В 1177 г. он был назначен аббатом в Питерборо, Эту должность он занимал до самой смерти (1193 г.). Хотя его правление было отмечено некоторыми церковными реформами, все же известность ему принесли не они, а созданная им при аббатстве обширная библиотека, книги для которой он не только выписывал, но и сочинял сам. Известно, что ему принадлежали "История страстей господних." и "Чудеса святого Фомы".

Аббату Бенедикту из Питерборо долгое время приписывались и "Деяния короля Генриха Второго". Вопрос об авторе "Деяний" поднял в издании этого памятника У. Стаббс. Он обратил внимание на то,что существует тесная связь между "Деяниями короля Генриха Второго" и "Хроникой" Роджера из Ховедена.

Прослеживая историю сохранившихся списков "Деяний", Стаббс пришел к выводу, что памятник создавался либо при участии Роджера из Ховедена, либо с привлечением материала его "Хроники". Это суждение было впоследствии поддержано Д. Стентоном, но оно остается гипотетичным.


[V.] Повелевается также, чтобы никто не клялся всуе, и чтобы никто не играл в азартные игры или кости, и чтобы никто после ближайшей Пасхи не носил [одежды из] белок или соболей или тканей пурпурного цвета...

(пер. В. И. Матузовой)
Текст воспроизведен по изданию: Английские средневековые источники IX-XIII вв. М. Наука. 1979

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.