Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЛЭЙН, ЭДВАРД УИЛЬЯМ

НРАВЫ И ОБЫЧАИ СОВРЕМЕННЫХ ЕГИПТЯН

Глава 19

УЛИЧНЫЕ ТАНЦОВЩИЦЫ

Египет издавна славился своими уличными танцовщицами, среди которых наиболее известные принадлежат к особому племени — гавази 1. Женщину из этого племени называют газийа, а мужчину — гази, но форма множественного числа — гавази — по традиции подразумевает именно женщин. Я уже писал, что некоторые путешественники ошибаются, принимая певиц-альма за простых танцовщиц, это неверно. Гавази танцуют, не закрывая лица, на улицах для развлечения любого зрителя, вплоть до самого низкого сброда. В их движениях нет изящества. В самом начале танца они еще соблюдают какие-то нормы приличия, но, чем дальше, тем сильнее возбуждают их взгляды зрителей, убыстряется стук медных кастаньет, нарастает возбуждение, движения становятся энергичнее —словом, их танец в точности отвечает описанию пляшущих женщин из Гадеса у Марциала 2 и Ювенала 3. На улице гавази танцуют в одежде, какую обычно носят женщины среднего сословия у себя дома в гареме, т.е. в йяляке или антари и шинтиян — все из красивых тканей. Они надевают всевозможные украшения, подводят глаза кухлем, а ладони, кончики пальцев на руках и ногах и другие места подкрашивают хной, подобно египтянкам из высшего и среднего сословий. Танцовщиц обычно сопровождают музыканты из того же племени с камангой (или с рабабом) и таром либо с дарабуккой и зуммарой (или с замром). В тар бьет чаще всего какая-нибудь старуха (рис. 86).

Когда в гареме отмечается торжественное событие, например свадьба или рождение ребенка, гавази исполняют свои танцы во дворе или перед дверями дома. В гаремы добропорядочных жителей им доступ закрыт, зато их часто приглашают в дом какого-нибудь повесы для развлечения мужской компании. На таких пирушках танцы носят еще более сладострастный характер, нежели описанные мной выше. Некоторые гавази, танцуя перед мужчинами, надевают на себя только шинтиян и туб из полупрозрачной кисеи с глубоким вырезом чуть ли не до половины груди. Чтобы уничтожить в этих женщинах последние следы скромности и застенчивости, их грубо спаивают бренди и другими алкогольными напитками. Что творится потом на таких вечеринках, не поддается описанию.

Не стоит и говорить, что эти женщины — самые отверженные из куртизанок Египта. Есть среди них исключительные красавицы, а многие богато одеты. На мой взгляд, гавази — самые красивые женщины в Египте. У большинства из них носы с горбинкой, но в остальном они не отличаются от общего типа египтянок. Танцами гавази наслаждаются в равной мере и мужчины, и женщины, и дети, осуждают их только высокопоставленные и очень религиозные египтяне. [300]

Отличаясь незначительно от остального населения Египта, гавази все же вправе считать себя особой расой. Происхождение их не ясно. Сами они называют себя Барамика 4 или Бармаки и похваляются тем, что ведут свой род от этой знаменитой семьи, члены которой одно время были приближенными, а затем жертвами своевластного Харун ар-Рашида — об этом рассказывается в нескольких сказках из «Тысячи и одной ночи». По остроумному замечанию одного моего друга, единственное, что роднит гавази с Барамика, — это вольность нравов, да и то превратно понятая. На древних гробницах Египта мы можем часто встретить изображения танцовщиц, под звуки музыки развлекающих избранное общество искусством, совсем как современные гавази. Танец на этих изображениях выглядит похотливее, чем у нынешних гавази: несколько обнаженных танцовщиц в присутствии мужчин и женщин высокого звания. Судя по именам царей, высеченным почти на всех древних пирамидах, мы можем с уверенностью утверждать, что профессиональные танцовщицы такого рода существовали здесь с незапамятных времен, еще до исхода евреев из Египта. Весьма вероятно, что традиция эта не прерывалась и, может быть, нынешние гавази — потомки танцовщиц, развлекавших древних фараонов. Сходство испанского фанданго с танцами гавази наводит на мысль, что фанданго могли завезти в Испанию арабские завоеватели, однако установлено, что гадитанки (жительницы города Гадеса, известного ныне как Кадис) славились исполнением фанданго еще во времена первых римских императоров. И все-таки древность сладострастной манеры танца не исключает восточного влияния: в Испании ее могли перенять хотя бы у финикийцев 5.

Гавази держатся обособленно и вступают в браки только с мужчинами из собственного племени. Случается, правда, что какая-нибудь из гавази приносит покаяние, и тогда она может выйти замуж за добропорядочного араба. Подобный брак не считается мезальянсом. Все гавази воспитаны для продажной профессии, но не все из них танцовщицы. Как правило, они выходят замуж, но не раньше, чем начнут свою карьеру куртизанок. [301] Главная роль в семье гавази отводится женщине, мужчина исполняет обязанности слуги, сводника, а если жена танцовщица — то и аккомпаниатора. Небольшое число мужчин этого племени занимается ремеслами, в основном кузнечным или лудильным делом. Женщины-гавази не гнушаются ублажать самого низкорожденного крестьянина, если он способен заплатить хоть ничтожную сумму.

Хотя гавази носят одежды и украшения как у зажиточных египтянок и многие из них довольно богаты, по обычаям они напоминают цыган, которым некоторые приписывают египетское происхождение. В свою очередь, интересен тот факт, что египетские цыгане часто претендуют на происхождение из того же рода, что и гавази, только от его боковой ветви. Утверждению этому не следует придавать большого значения, ибо даже у самих цыган нет на этот счет единого мнения. Но об этом и вообще о цыганах у нас будет возможность подробнее поговорить в следующей главе. Гавази говорят на том же языке, что и все население Египта, но иногда, опасаясь посторонних, пересыпают свою речь непонятными словами. По вероисповеданию они мусульмане и часто сопровождают в Мекку караваны паломников. Большое число гавази встречается во всех крупных городах, где они обычно занимают значительную часть квартала, отведенного публичным женщинам. Жильем им служат низкие хибарки, временные навесы или палатки, ибо они часто кочуют из города в город. Некоторые из них предпочитают оседлый образ жизни: такие гавази селятся в больших домах, заводят себе черных рабынь-проституток и наживаются за счет доходов от их ремесла. Они также держат верблюдов, ослов, коров и прочий скот на продажу. Гавази присутствуют на всех религиозных и других народных празднествах, куда обычно привлекают множество посетителей. В таких местах они раскидывают целый палаточный лагерь. Нередко гавази сопровождают танцы пением, выступая как простые авалим. Гавази низшего класса одеваются вроде дешевых проституток. У некоторых костюм состоит из кисейного туба, надетого поверх рубашки, шинтиян и тархи из муслина или крепа. Все они носят массу украшений: бусы, ручные и ножные браслеты, цепочки из золотых монет вокруг головы и часто кольцо в носу; гавази обязательно красятся хной и кухлем. Существуют также другие куртизанки и танцовщицы, называющие себя гавази, хотя и не принадлежат к этому племени 6.

Многие каирцы убеждены, что в танцах гавази нет ничего непристойного, за исключением того, что женщине не подобает появляться перед мужчинами с открытым лицом; поэтому они нанимают для исполнения этих танцев мужчин. Число таких танцоров невелико, среди них в основном юноши, которых называют хавали 7.Все мусульмане и уроженцы Египта. В танце они тщательно подражают движениям женщин, щелкают кастаньетами, но, чтобы их не спутали с женщинами, одеваются под стать своей [302] роли, комбинируя женскую одежду с мужской: узкий мужской жилет, кушак и нечто вроде юбочки. Внешним обликом они больше походят на женщин: отращивают длинные волосы, заплетая их в косы, выщипывают первые признаки растительности на лице, подводят глаза кухлем и красят руки хной. Когда хавали не танцуют, они прячут лицо под покрывалом — не от стыда, конечно, что их увидят мужчины, но исключительно из подражания женщинам. Многие жители предпочитают звать их вместо гавази на семейные праздники (свадьбу, рождение ребенка, обрезание), где они танцуют во дворах или перед дверями домов. Часто хавали выступают и во время религиозных праздников.

В Каире существует еще один разряд мужчин-танцоров. Это юноши или мальчики, во всем походящие на хавалей: одеждой, манерой держаться и внешностью, однако называют их иначе — гинк. Гинк — турецкое слово довольно непристойного и грубого значения, которое весьма точно отражает сущность этих молодых людей. По национальности они преимущественно евреи, армяне, греки и турки.


Комментарии

1. Уже после того как эта книга была написана, публичное исполнение танцев и проституция были запрещены правительственным декретом от июня 1834 г. Преступивших этот закон женщин ожидало суровое наказание: пятьдесят плетей за первое нарушение, а в дальнейшем — год пли более тяжелых принудительных работ. Мужчин, уличенных в том же ремесле, наказывают палочными ударами по пяткам. Существует, однако, весьма нехитрый путь избежать наказания, и, как я слышал, многие собираются им воспользоваться. Метод очень прост: публичная женщина должна вступить в брак. Ведь по законам этой страны мужчина может развестись на следующий же день после женитьбы. Нужно произнести всего несколько слов и заплатить небольшую сумму денег, так сказать приданое жены. Брак заключается следующим образом. Мужчина спрашивает: «Выйдешь за меня замуж?» Женщина отвечает: «Да». — «За сколько?» Она называет сумму, он отдает ей деньги, и теперь по закону она его жена. На следующий день муж объявляет жене, что разводится с ней. Ему нет нужды волноваться о том, чтобы содержать жену до истечения ее идды (т.е. пока она сможет по закону снова вступить в брак), ибо цель такого фиктивного брака иная, заключается он, чтобы избежать наказания, если женщину застанут с мужчиной, а в прочих случаях хранится в тайне. Вряд ли женщина станет требовать деньги на содержание в период идды, ибо сумма эта ничтожно мала по сравнению с тем, сколько она может заработать, вступая в брак каждые два-три дня.

2. Кн. V, эпиграмма 79.

3. Сатира XI, 162.

4. Произносится обычно Барамка.

5. Судя по эмоциям, которые такое исполнение вызывает у зрителей, того же рода был танец дочери Иродиады (см.: Матф. XIV, 67; Марк VI, 22, 23).

6. Куртизанок иного сорта достаточно много в любом египетском городе, однако в Каире и его окрестностях преобладающее большинство — это те, кого мы описывали, ими населены целые кварталы столицы. Поведения эти женщины самого вызывающего. Одеваются они подобно гавази или слегка отличаются от добропорядочных египтянок тем, что носят одеяния более нарядные и менее уродливые. Некоторые из продажных женщин Каира не только носят буркуа (покрывало на лицо), но и во всех прочих отношениях одеваются как добропорядочные жительницы, так что узнать их профессию можно, только если они сами пожелают ее открыть. Подобных женщин можно встретить почти в любом районе столицы. Среди них много вдов, разведенных, а также замужних, у которых мужья заняты делом, требующим частых и долгих отлучек из дому.

7. К людям такого сорта применяют также термин гаиш (мн. ч. гийаш).

(пер. В. В. Наумкина)
Текст воспроизведен по изданию: Э. У. Лэйн. Нравы и обычаи египтян первой половины XIX века. М. Восточная литература. 1982

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.