Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЛЭЙН, ЭДВАРД УИЛЬЯМ

НРАВЫ И ОБЫЧАИ СОВРЕМЕННЫХ ЕГИПТЯН

Глава 11

СУЕВЕРИЯ

(продолжение)

Среди пережитков язычества в нынешнем Египте весьма примечательна вера в чудодейственную силу талисманов с письменами. Сочинением магических надписей для амулетов занимаются едва ли не все деревенские учителя. Однако люди этой профессии редко идут дальше заучивания нескольких образцов заклинаний, состоящих обычно из определенных изречений Корана в сочетании с именами Аллаха, ангелов, джиннов, пророков и прославленных святых. Весь этот набор вперемежку с [217] числовыми комбинациями и диаграммами, по здешним верованиям, обладает тайной силой.

Ценнейший хегаб (талисман) — это мусхаф, или экземпляр Корана. У турок средних и высших сословий, равно как и у многих других мусульман, был обычай носить маленькие мусхафы в вышитом футляре из кожи или бархата на шелковом шнурке, который перекидывался через левое плечо, так что сам футляр висел у правого бока. Сейчас этот обычай встречается редко, но во время первого путешествия по Египту я заметил, что на улице ни один почтенный турок в военной форме не ходит без такого футляра. Правда, в этих футлярах часто не было никакого хегаба. До сих пор мусхафы и другие хегабы носят многие женщины – в золотых, позолоченных и серебряных футлярах. Как и многим другим талисманам, мусхафам приписывают огромную чудодейственную силу: они якобы предохраняют от болезней, колдовства, дурного глаза и множества прочих неприятностей. Следующий по важности после мусхафа талисман – это книга или свиток с определенными сурами Корана (обычно их бывает семь), например с сурами VI, XVIII, XXXVI, XLIV, LV, LXVII и LXXVIII. Еще один талисман, который предназначен для защиты от дьявола, злых джиннов и многих других опасностей (его носят в шапке), представляет собой листок бумаги, исписанный следующими изречениями из Корана 1: «Трон Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их, — поистине, Он – высокий, великий!» (II, 256); «Аллах – лучше как хранитель; Он – милостивейший из милостивых!» (XII, 64);«...которые охраняют его по повелению Аллаха» (XIII, 12); «И охранили Мы их от всякого сатаны, побиваемого камнями» (XV, 17); «...и для охраны. Такого установления великого, мудрого» (XLI, 11); «...а Аллах окружает их сзади! Да, это – Коран славный в скрижали хранимой!» (LXXXV, 20, 21, 22).

Считается, что частое повторение всех девяноста девяти имен Аллаха, если записать их на бумажке и бумажку носить при себе, должно оказать благоприятное воздействие на обладателя талисмана. Существует еще поверье, будто список из девяноста девяти имен (или атрибутов) пророка, на чем бы он ни был написан, составит такой талисман, который, по словам самого пророка, записанным его двоюродным братом и зятем имамом Али, охранит дом и семью от всяческих бед, эпидемий и болезней, от немощи, сглаза, колдовства, пожара, разорения, страха, горя, несчастья, если только прочитывать его почаще от начала до конца. При этом после каждого имени мусульманин добавляет: «Да пребудут на нем благословение и благодать Аллаха» 2. Сходные достоинства приписывают талисману, составленному из имен асхаб аль-Кахф («обитателей Пещеры», называемых также «Семеро спящих») и клички их собаки 3. Бывает, что эти имена гравируют на дне кубков, но чаще всего такими надписями украшают круглые подносы из луженой меди, которые ставят на табурет, готовясь обедать или ужинать. [218]

Считается, что аналогичными свойствами наделен другой талисман. Он составляется из названий вещей, оставшихся после смерти пророка. Среди этих реликвий 4: две пары четок (сабха), его мусхаф в разрозненных фрагментах, макхаля – сосуд, в котором хранилась сурьма для век, две саггады, ручная мельница, посох, зубочистка, смена одежды 5, кувшин для омовения, пара сандалий, бурда (шерстяная накидка) 6, три циновки, кольчуга, длинный шерстяной плащ, белый мул (ад-дульдаль) и верблюдица (аль-абда). Для защиты от разных несчастий, для возвращения здоровья, утраченной любви или дружбы служат также определенные стихи Корана, записанные на листочках бумаги. Такие талисманы в золотых, серебряных, жестяных, кожаных или шелковых футлярах носят на себе многие египтяне – и мужчины, и женщины, и дети.

В этой стране на каждом шагу можно встретить детей с амулетами против сглаза. Амулет вкладывают в футлярчик (обычно футлярчик имеет треугольную форму) и привязывают к верхушке детской шапочки. Такие же амулеты часто надевают на лошадей. Египтяне боятся сглаза больше огня и не жалеют усилий, чтобы предотвратить дурное влияние. Так, например, проявления неуместного восторга или зависти с чьей-либо стороны следует немедленно обезвредить, сказав: «Да будет благословен пророк!», и если провинившийся смиренно ответит на это: «Да будет милостив к нему Аллах!», то зло удастся предотвратить. Непозволительно также восхищаться человеком или чужой собственностью, восклицая: «Да хранит нас Аллах!», «Как мило!» или «Очень красиво!» В таких случаях правильнее всего сказать: «Ма шаа-лла («По воле Аллаха!»). Это выражение включает в себя одновременно и восхищение, и покорность, и согласие с божественной волей. Человека, воскликнувшего: «Как мило!», часто просят сказать вместо этого «Ма шаа-лла и произнести формулу благословения пророка. Во второй главе я уже приводил пример того, как египтянки боятся, что кто-нибудь сглазит их детей. Существует обычай, по которому, беря чужого ребенка на руки, следует воскликнуть: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» и «Да будет милостив Аллах к господину нашему Мухаммаду!», а потом добавить: «Ма шаа-лла». Восхищаясь ребенком, принято говорить: «Ищу защиты для тебя у Господа рассвета», намекая на суру Рассвет (Коран CXIII), в конце которой испрашивается защита от зла завистника. Родители, заметившие чье-либо пристальное внимание или завистливый, как им показалось, взгляд, обращенный на их ребенка, иногда принимают следующие меры против порчи: от нижнего края детской одежды отрезают лоскут, сжигают его вместе со щепоткой соли (некоторые добавляют семя кориандра), а потом окуривают ребенка этим дымом и посыпают его пеплом. Процедуру эту полагается проделывать на закате, когда солнце становится красным. [219]

Египтяне считают, что для отвода дурного глаза хороши квасцы. С ними тоже ворожат перед заходом солнца. Делается это следующим образом: кусочек квасцов величиной с грецкий орех держат на раскаленных углях до исчезновения пузырей. Пока квасцы горят, читают первую и три последние суры Корана (все четыре – очень короткие). После этого, по общему утверждению, вынутый из огня кусочек квасцов примет форму, напоминающую облик того человека, из-за чьей зависти или недоброжелательности пришлось произвести вышеописанную процедуру. Жженые квасцы полагается растереть и смешать с пищей, которую потом дают съесть черной собаке. Я наблюдал однажды, как все это проделывал один человек, подозревавший, что жена посмотрела на него недобрым взглядом, и я сам видел, что кусочек жженых квасцов действительно принял форму, весьма напоминающую фигуру женщины в позе, в которой, по словам этого человека, больше всего любила сидеть его жена. Но дело в том, что форма квасцов зависит от расположения углей. Жженые квасцы выглядят так причудливо, что при желании нетрудно увидеть в них человеческую фигуру. Есть еще один способ отвести дурной глаз: надо проколоть иголкой бумагу, приговаривая: «Вот глаз такого-то завистника», а потом бумагу сжечь. Квасцы считаются весьма действенным средством от сглаза. Маленькие плоские кусочки квасцов, украшенные кисточками, часто привязывают к детским шапочкам; с той же целью к ним подвешивают султанчики из мелких ракушек и бус. Как эффективное средство от дурного глаза особенно славятся мелкие ракушки каури. Поэтому их прицепляют на сбрую лошадей, верблюдов и других животных, а иногда и на детские шапочки не столько для украшения, сколько от сглаза. Назначение этих украшений — привлечь взгляд и таким образом отвести внимание завистника от предмета, который нужно защитить.

Чтобы предотвратить вред от сглаза, многие египтяне (в основном женщины) используют средство под названием мейа мубарака (священный стиракс), которое представляет собой смесь из различных ингредиентов; о них будет рассказано ниже. Смесь эта готовится и продается только в первые десять дней месяца мухаррам. В эти дни на улицах Каира можно часто видеть разносчиков, выкрикивающих: «Мейа мубарака! Новый год и священная ашура! 7 Да будет он наисчастливейшим годом для правоверных! Йа мейа мубарака!». На голове у продавца круглый поднос, устланный разноцветными листами бумаги – красного, желтого и других цветов, — на которых разложено все необходимое для драгоценной смеси. В центре подноса — большая горка тифля (отходов от приготовления темно-красного красителя), смешанного с небольшим количеством мейа мубарака, семенами кориандра и сладкого укропа. Вокруг большой кучки размещены маленькие: одна — с солью, окрашенной индиго, другая — с солью красного цвета, третья — с желтой солью, четвертая – [220] с порошком ших (род полыни), пятая — с порошком либан (ладан). Это все составные части мейа мубарака. Обычно покупатели зазывают продавца в дом. Там он ставит перед собой поднос и выкладывает на лист бумаги или блюдо хозяина нужное тому количество: сначала из одной кучки, потом из другой и так из каждой по очереди, пока не возьмет из всех. После этого он снова и снова добавляет понемногу от каждого сорта. Во время этой процедуры продавец распевает длинное заклинание, начинающееся словами: «Во имя Аллаха! И именем Аллаха! Нет победителя, кроме Аллаха, Господина Востока и Запада, все мы – слуги Его. Все мы должны признать Его единство. Его единство – слава Его». Затем торговец произносит хвалу достоинствам соли и продолжает: «Заклинаю тебя от глаз девицы, что острее иглы, и от глаз жены, что острее ножа, и от взгляда юнца, что хлеще бича, и от взгляда мужа, что острее секиры» и т.д. Далее продавец рассказывает, как царь Соломон отвел порчу от сглаза, потом перечисляет и заклинает от дурного глаза предметы, которые, по его мнению, находятся в доме или являются собственностью покупателя чудодейственного средства. В этом заклинании много странных слов, вставленных исключительно ради рифмы. Горстку мейа мубарака можно купить за пять фидда. Эту смесь покупатель бережно хранит весь год и всякий раз, когда подозревает, что сглазили ребенка или кого-то другого, бросает щепотку на горящие в жаровне угли и дымом окуривает предполагаемую жертву.

По традиции каирцы из высшего и среднего сословий во время брачной церемоний вывешивают перед домом жениха большие красивые фонари. Полюбоваться на них собирается целая толпа зрителей. В таких случаях для отвода глаз принято бросать на улицу большой кувшин или какой-нибудь другой бьющийся предмет, чтобы от завистливого взгляда не упал и не разбился сам фонарь.

Любая случайность (а в них нет недостатка) укрепляет веру египтян в силу дурного глаза. Так, например, один друг описал мне сцену, которой сам был очевидцем: перед верблюдом, нагруженным двумя большими кувшинами с маслом, остановилась женщина и воскликнула: «Да хранит нас Аллах! Какие огромные кувшины!» Погонщик верблюда не попросил ее тут же благословить пророка – и вот через несколько минут верблюд упал. Оба кувшина разбились, а верблюд сломал ногу.

Как раз, когда я писал свои заметки о суевериях египтян, мне довелось услышать занятную жалобу от моего друга, каирца. Она может послужить иллюстрацией к этим наблюдениям: «Несколько дней назад паша отказался от монополии на мясо, и теперь мясники сами режут скот для своих лавок. Овечьи туши висят на улице целиком, с курдюками 8, у всех на виду. Это ужасно! Ведь любой нищий, глядя на них, исполняется зависти. Съесть такое мясо все равно что выпить яду». Аналогичную жалобу выслушал я и от своего повара. Теперь, вместо того чтобы покупать мясо [221] в лавках по соседству, он отправляется в дальний конец города, где хозяин мясной лавки не выставляет мясо на обозрение прохожим.

Многие торговцы столицы и других городов приклеивают к откидывающемуся вверх подвесному ставню своей лавки листок с именем Аллаха, или пророка, или обоих, а то и с догматами мусульманской веры. На этих листках пишут также слова: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного», «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха», какое-нибудь изречение пророка, а иногда и стих из Корана вроде: «Мы даровали тебе явную победу» (XLVIII, 1); «Помощь от Аллаха и близкая победа. И обрадуй же верующих!» (LXI, 13) или призыв к богу: «О Ты, Открывающий (двери процветания или обеспеченного существования)! О Ты, Премудрый! О Ты, дающий нам все необходимое! Ты, Щедрый!» Такие призывы торговцы часто произносят по утрам, прежде чем открыть двери лавок, а мелкие разносчики овощей, хлеба и т.п. — перед выходом с товаром на улицу. У людей из низших слоев населения принято первую заработанную за день монету сначала поднести к губам и ко лбу, а потом уже класть в карман.

Над дверями частных домов Каира часто высечено на камне или вылеплено: «О Аллах!», а на самой двери масляной краской крупными буквами пишут: «Великий Творец бессмертен», «Он – великий Творец, Он – Бессмертный». Такие надписи играют роль охранительного талисмана и одновременно напоминают хозяину всякий раз при входе в дом, что сам он смертен 9. Чаще всего их пишут на двери того дома, где умерли хозяин и многие, а то и все домочадцы.

Самая распространенная процедура заклинания от болезни или заражения выглядит так: на внутренней поверхности глиняной чашки или пиалы пишут определенные стихи Корана 10. Затем наливают туда немного воды и разбалтывают, пока надпись не смоется. Воду с растворенными в ней священными письменами следует выпить. Вот эти изречения: «И исцелит грудь у людей верующих» (IX, 14); «О люди, пришло к вам увещание от вашего Господа и исцеление от того, что в (ваших) грудях» (X, 58); «В котором лечение для людей» (XVI, 71); «И Мы низводим из Корана то, что бывает исцелением и милостью для верующих» (XVII, 84); «А когда я заболею, Он меня лечит» (XXVI, 80); «Скажи: “Он для тех, которые уверовали, — руководство и врачевание"» (XLI, 44). Между тем четыре стиха из приведенных выше говорят о болезни души, а не тела, а еще один вообще толкует о достоинствах меда! Когда я просил своего шейха указать суры Корана с этими стихами, он умолял меня не переводить эти стихи на английский. Разволновался он потому, что перевод Корана без сопровождения оригинала в обиходе запрещен, а вовсе не от стыда, что чужеземцам станет известно, каким образом эти стихи используются. Напротив, шейх был убежден в их чудесной [222] силе — и не только для мусульман, а для всякого, кто поверит в их действие. «Ибо сказал пророк, да пребудут на нем благословение и благодать Аллаха, — заметил шейх, — если веруешь в Аллаха верой истинной, поддержит Он тебя, как поддерживает птиц». Я успокоил его, объяснив, что мои соотечественники уже сделали полный перевод Корана на английский язык. Иногда как лекарство от болезни или противоядие больному дают выпить глоток воды из металлического кубка, на внутренней стороне которого выгравированы определенные стихи Корана, магические письмена и цифры. Недавно в Каире мне подарили такой кубок, восхитивший моих мусульманских друзей. На внешней поверхности кубка выгравирован текст с описанием его чудесных свойств: кубок наделен магической силой против всех ядов, излечивает «все недуги, кроме недуга смерти». Однажды я уже видел кубок, похожий на мой, но на нем надписи были частично стерты. Считается, что тайные силы Корана неисчислимы. Как-то раз в обществе мусульман я отказался есть одно блюдо, вредное для меня. Присутствующие стали настаивать, чтобы я прочел суру Курайш (Коран CVI) до слов «который накормил их после голода» и повторил заключительную фразу трижды. Это, заверили меня, вернейшее средство обезвредить любую пищу.

Существует целый ряд средств, играющих ту же роль, что и талисманы с магическими заклинаниями. К ним относятся: земля с могилы пророка, вода из священного источника Земзем в храме Мекки и лоскутки от парчового покрывала Каабы 11. Воду из источника Земзем стремятся заполучить, чтобы сбрызгивать ею траурную одежду. Как-то раз в Сайде (это случилось во время прошлого путешествия в Египет) я дал одному арабу лекарство, которое ему очень помогло. В то время по Нилу спускалось несколько лодок с паломниками из Мекки, и этот араб услышал, как я расспрашивал их о воде Земзема. Он, очевидно, принял меня за ревностного мусульманина, потому что принес то, о чем я спрашивал, желая хоть как-то отблагодарить за помощь. Он зашел в дом к своему другу, вернулся с маленьким свертком и сказал: «Вот то, что вы так цените. Здесь два флакона с водой из Земзема. Один из них – ваш. Этой водой вы можете сбрызгивать свою траурную одежду. А это мисвак (зубочистка), омытая в источнике Земзем. Примите ее от меня. Чистите ею зубы, и они никогда не заболят и не испортятся». Затем он указал на три прямоугольные лепешки землистого цвета приблизительно в дюйм длиной с отпечатанными на них арабскими словами: «Во имя Аллаха! Пыль нашей земли, [смешанная] со слюною некоторых из нас». «В них – земля с могилы пророка, да пребудут на нем благословение и благодать Аллаха. Я сам купил их у святой гробницы, возвращаясь из паломничества. Одну я дам вам, другую возьму себе, а третью мы съедим вместе». С этими словами он разломил пополам одну из лепешек, и каждый из нас съел свою долю. Мне пришлось согласиться с любезным арабом и сказать, что лепешка [223] великолепна на вкус, хотя я и прочел надпись на ней. Подарки я принял с благодарностью. Позже мне удалось пополнить коллекцию реликвий из Мекки: Осман, наследник шейха Ибрахима (Буркхардта), подарил мне лоскуток покрывала Каабы, привезенный оттуда самим шейхом. Лепешку из земли с могилы пророка часто зашивают в кожу и носят как амулет. Иногда ей придают форму маленькой груши. Цепочку таких груш подвешивают к ограде или ширмам вокруг надгробия святого. Бывает, что их подвешивают и к самому надгробию или к окнам и дверям помещения, где находится могила.

Перечень заклинаний и ритуалов, с помощью которых египтяне пытаются умилостивить фортуну и отогнать зло, занял бы целый том. Ворожба такого рода не опирается ни на религию, ни на астрологию, ни на магию и носит название ильм ар-рукка — «наука прялки» (т.е. женское дело). Само название подчеркивает бессмысленность занятия, которому предаются главным образом женщины. Некоторые считают термин ильм ар-рукка вульгарным искажением ильм ар-рукйа, т.е. «наука ворожбы», другие же полагают, что первое название родилось от второго в шутку, как игра слов. Ухищрения этого рода магии я уже описывал. Приведу несколько других примеров.

Очень популярен в Каире обычай подвешивать над входом в дом алоэ, особенно над дверями нового дома или над новой дверью. Считается, что эта мера обеспечивает долголетие и процветание обитателям, а также продолжительную сохранность самого строения 12. Женщины верят, что дома, украшенные алоэ, посещает пророк. Алоэ может прожить без воды и без земли несколько лет и даже зацвести. Поэтому его называют сабр, что означает «терпение».

Если человека подозревают в том, что он может принести несчастье, за его спиной разбивают глиняную посуду. Это делается еще и для того, чтобы избежать встречи с ним в будущем.

Суеверие лежит в основе нелепейших методов лечения глазных болезней, широко распространенных в Египте. Невежественные люди, например, считают, что достаточно взять кусочек засохшей грязи с берега Нила в районе Булака (главного порта Каира), перевезти его на противоположный берег в район Имбабы – и глаза исцелятся. Другие с той же целью подвешивают к головному убору на лоб или на больной глаз венецианский цехин 13, но не простой, а особый: верх и низ изображения на обеих сторонах монеты, должны совпадать 14. В то же время считается, что появление человека с цехином или долларом в кармане рядом с заболевшим воспалением глаз или лихорадкой только усугубит его страдания. Болезнь обостряется, если в комнату больного входит религиозно нечистый человек. Из-за такого посетителя на больном глазу даже может появиться пятно. Сейчас, когда я пишу эти строки, один мой знакомый как раз вышел из добровольного заточения, которому подверг себя, [224] боясь посторонних. Заболев воспалением глаз, он провел в комнате три месяца безвыходно: никого не впускал к себе, а еду слуги оставляли ему под дверью. И все же, несмотря на все предосторожности, у него на глазу появилось пятно.

Опишу еще один необычный и весьма отвратительный способ, к которому прибегают главным образом женщины в надежде избавиться от офтальмии, а часто и от бесплодия. В западной части каирской крепости находится место казни. Именно здесь чаще, чем в каком-либо другом районе столицы, отрубали раньше головы опасным преступникам. К югу от этого места находится магсиль ас-султан («покойницкая султана»), где обмывают мертвых. Внутри стоит каменная скамья, на которой перед захоронением обмывают тело обезглавленного, и корыто для стока воды. Эту воду никогда не выливают, она зловонна и окрашена кровью. Множество женщин приходит сюда, надеясь вылечиться от болезней глаз, бесплодия или ускорить роды. Молча (молчание в этом случае обязательное условие) женщина пролезает под скамьей (левой ногой вперед), потом перешагивает через нее — и так семь раз. Затем она умывает лицо грязной водой из корыта, дает пять или десять фидда старику и его жене, состоящим при покойницкой, и молча уходит. Нередко то же проделывают мужчины с больными глазами. Рассказывают, что покойницкую построил знаменитый Бейбарс еще до того, как стал султаном, к чему его побудило обычное для тогдашнего Каира зрелище: останки обезглавленного отдавали на посмеяние толпе и закапывали в землю не обмыв.

Иные женщины, надеясь забеременеть, семь раз переступают через тело обезглавленного, другие пропитывают его кровью комок ваты и производят с ним манипуляции, которые я отказываюсь описывать.

Очень странным способом лечат нарыв на крае века, который мы именуем ячменем. Египтяне называют его шаххата – букв. «нищенка». Больной заходит по очереди в семь домов, где живут женщины по имени Фатма. У каждой из них он выпрашивает кусочек хлеба. Эти семь кусочков и составляют лекарство от ячменя. Другое средство: перед восходом солнца молча обойти вокруг нескольких могил налево, т.е. в направлении, обратном тому, которое принято при посещении могил. Третий способ: обмакнуть палочку с навернутой на конце ватой в поилку для уличных собак и смазать мокрой ватой больное веко. Как это ни парадоксально, но получается, что больной, страшась осквернить руку грязной водой, сам же загрязняет ею другую часть тела.

Лекарством от малярии женщинам Каира (речь идет о мусульманках) служит палец, отрезанный от трупа христианина или иудея. Палец высушивают и подвешивают на шее. Этот и приведенные выше примеры служат наглядным доказательством того, какое сильное и поистине развращающее – вплоть до деградации – влияние оказывают на умы египтян суеверия: ведь [225] мусульмане обычно строго придерживаются правил своей религии, предписывающих избегать всего скверного и нечистого.

Если ребенок в положенном возрасте еще не умеет ходить, мать завязывает ему ноги пальмовыми листьями в три узла и сажает у дверей мечети во время пятничных молитв. По окончании службы она просит первых трех богомольцев, вышедших из мечети, развязать по одному узлу и уходит домой, уверенная в том, что в скором времени лечение окажет свое действие и ребенок начнет ходить.

Ряд средств, которые египтяне используют против ядов и болезней, иногда действительно помогают, однако суеверие приписывает им баснословную силу. В качестве противоядия используют безоарный камень 15. Его растирают в чашке с малым количеством воды, затем доливают еще воды и дают выпить больному. Для того же используют кубок из носорожьего рога, в котором растирают кусочек однородного материала, т.е. рога. От желтухи многие каирцы пьют воду из колодца Бир аль-йаракан (Желтушный колодец). Он принадлежит старухе, которая неплохо на нем наживается. В колодце два отверстия, под одним имеется сухой резервуар для всего, что могут бросить вниз. Старуха требует от всякого пришедшего бросить туда нужные ей продукты: сахар, кофе и пр.

Свои сомнения (например, делать то, что задумано, или нет) египтяне также разрешают методами, основанными на суеверии. У многих, например, принято обращаться за советом к столику заирга, изобретение которого приписывалось Идрису, или Еноху. Поверхность стола расчерчена на сто квадратиков, и в каждый вписана какая-нибудь арабская буква. Ищущий совета трижды прочитывает Фатиху и 59-й стих суры Скот (VI сура): «У Него ключи тайного; знает их только Он. Знает Он, что на суше и на море; лист падает только с Его ведома, и нет зерна во мраке, нет свежего или сухого, чего не было бы в книге ясной». После этого он не глядя тыкает пальцем в стол и записывает букву, на которую попал, затем записывает пятую по счету после нее, следующую пятую после этой и т.д., пока не возвратится к своей первой букве. Полученные буквы составят предложение, содержащее ответ. Предложение всегда должно начинаться с той буквы, которая первой взята из верхнего ряда. Внимательное изучение этой схемы показывает, что она содержит пять ответов и при описанном выше методе неизбежно складывается один из пяти, с какой бы буквы ни начали. К тому же изобретатель учел, что бездействие наименее всего сопряжено с какими бы то ни было опасностями, а также, что человек часто склонен делать не то, что нужно, и редко — то, что правильно, и потому заложил в таблицу четыре отрицательных ответа и только один положительный 16.

Некоторые разрешают свои сомнения с помощью Корана. Этот метод называется истихара, т.е. обращение к небесам за милостью или наставлением на верный путь. Сначала трижды [226] прочитывают Фатиху, СХII суру и стих, приведенный выше, а потом раскрывают книгу наугад и ищут ответ в седьмой строке на правой странице. Найденные таким образом слова редко содержат прямой ответ, но это не важно, важен сам тон высказывания: положительный или отрицательный, внушающий надежду или предостерегающий. Иногда ответ определяется не по седьмой строке, а через подсчет количества букв ха и шин на той же странице. Если букв ха больше, ответ считается благоприятным, так как буква ха символизирует хэйр — «добро», а буква шин шарр — «зло».

Есть еще один способ истихары: прочитав трижды Фатйху, надо взяться наугад в двух местах за четки и между этими двумя точками пересчитать все бусинки следующим образом: пропустив сквозь пальцы первую, сказать: «Славлю совершенство Аллаха!», пропустив вторую — «Хвала Аллаху!», а третью — «Нет божества, кроме Аллаха!». В такой последовательности триаду повторяют до последней бусинки, и, если с ней совпадает первое восклицание, ответ считают положительным, если второе – нейтральным, а третье – отрицательным. Этот способ очень популярен.

Некоторые люди просят вечером Аллаха послать им вещий сон и показать во сне что-нибудь белое, зеленое или воду, если их ожидает удача, а если нет, то что-нибудь черное, красное или огонь. Перед сном прочитывают Фатиху и повторяют: «Да будет милостив Аллах к господину нашему Мухаммаду!», пока не заснут.

Египтяне свято верят в сны и в зависимости от них решают свою судьбу в самые сложные минуты жизни. В свое время Ибн Шахин и его ученик Ибн Сирин составили каждый по солиднейшему толковнику снов. К этим сонникам относятся с абсолютным доверием даже наиболее образованные египтяне. Если кто-нибудь скажет: «Я видел сон», принято отвечать: «К добру!» (т.е. пусть он будет к добру) или: «К добру, по милости Аллаха!» После дурного сна говорят: «Да будет милостив Аллах к господину нашему Мухаммаду!» — и трижды сплевывают через левое плечо, чтобы отогнать зло.

Как и во многих других странах, суеверие здесь распространяется и на дни недели: часть дней египтяне считают счастливыми, часть – дурными. Воскресенье, например, у них несчастливый день, так как на него влияет последующая ночь, которая по уже описанной системе приурочена к понедельнику и, по мнению как ученых мусульман, так и простолюдинов, является несчастливой, ибо это ночь смерти пророка. Однако некоторые считают ее счастливой, особенно как первую брачную ночь (в этом смысле еще благоприятнее ночь на пятницу). Сам понедельник одни называют счастливым днем, другие – несчастливым. Вторник многие признают днем несчастливым и называют «кровавым днем», ибо во вторник было казнено несколько известных мучеников. По этой причине его считают днем, благоприятным для кровопускания. Среда – день нейтральный. Четверг называется аль-мубарак, т.е. [227] «благословенный». Это счастливый день, потому что на него влияют последующие ночь и день. Вечер четверга и ночь на пятницу очень счастливые, особенно для заключения брака. Пятница – самый счастливый день недели: это мусульманская суббота. Она носит название аль-фадиля («великолепная»). Суббота – самый несчастливый день. В этот день не принято начинать путешествие, многие также не бреются и не стригут ногти. Один из моих друзей хотел подать в суд на двух человек и все сомневался, стоит ли затевать дело в субботу – день неудач. В конце концов он рассудил, что именно суббота для него наиболее благоприятна, ведь из двух тяжущихся сторон только одну должна постичь неудача, и, безусловно, судьба будет к нему благосклонна, потому что противников двое, а он один.

В году также есть несчастливые дни, а есть и счастливые, например дни больших праздников. К первым относится последняя среда месяца сафар, когда многие египтяне стараются вовсе не выходить из дома, веря, что в этот день человека подстерегают сплошные несчастья 17. Многие стараются разглядеть дурное или доброе предзнаменование на день в первом, что повстречается им на улице при выходе из дома. В зависимости от того, приятный это предмет или нет, они говорят: «Сегодня у нас хорошее утро» (или «плохое утро»). Дурным предзнаменованием считается встреча с одноглазым человеком, особенно с кривым на левый глаз.


Комментарии

1. Их называют аят аль-хафз — охранные или оградительные стихи.

2. Когда я должен был вернуться в Англию, мой шейх (т.е. наставник) написал на листке бумаги: «Нет божества, кроме Аллаха, Мухаммад – посланник Аллаха». Затем, разорвав листок пополам, он отдал мне ту часть, на которой остались слова: «Мухаммад – посланник Аллаха», а оставшуюся половину засунул в створку маленького шкафа, стоящего у меня в гостиной. Такая процедура должна была обеспечить мое возвращение в Каир, так как полагают, что исповедание веры не может оставаться неполным. Таким образом, оставшаяся при мне половина послужит залогом возвращения и приведет меня назад, к первой.

3. Говорят, что это были юноши-христиане из Эфеса, спасавшиеся в пещере от гонений императора Деция. Там под охраной собаки проспали они 300 солнечных (или 309 лунных) лет (см.: Коран XVIII).

4. Эти реликвии носят название мухалляфат ан-наби.

5. Считается, что рубашка Мухаммада хранится в мавзолее султана аль-Гури в Каире. Она завернута в кашмирскую шаль, и лицезрения ее удостаиваются только самые высокопоставленные особы.

6. Бурда – верхняя одежда египетских крестьян, представляет собой длинный кусок грубой шерстяной материи, похожей на харам, но другого цвета (преимущественно коричневого или сероватого). Раньше бурду делали из полосатой ткани, а сейчас ее делают либо из гладкой ткани, либо из ткани с такими узкими и частыми полосками, что на расстоянии она кажется одноцветной. По описанию, бурда пророка имеет 7,5 фута в длину и 4,5 фута в ширину. Пророк пользовался ею, как и все: днем она служит плащом, а ночью в нее заворачиваются, как в одеяло.

7. Название десятого дня месяца мухаррам.

8. Курдючное сало считается деликатесом.

9. Изображение двери с такой надписью см. на рис. 2.

10. Они называются аят аш-шифа — «стихи исцеления».

11. Каждый год, в первый день Великого праздника, который следует сразу за паломничеством, Каабу покрывают новым покрывалом. Старое разрезают и большую часть его продают пилигримам.

12. Один путешественник заметил, что этот обычай распространяется лишь на дома пилигримов, однако это не так, во всяком случае в Египте.

13. Бандуки.

14. Такой цехин носит название бандуки мушахара.

15. От перс, падзахр — «оберегающий от яда». Это камни, конкременты из пищеварительных органов жвачных животных, которым придавалась магическая сила. — Примеч. ред.

16. В большом почете здесь замысловатые заирги, требующие сложных астрологических подсчетов.

17. Это суеверие, впрочем, осудил пророк.

Текст воспроизведен по изданию: Э. У. Лэйн. Нравы и обычаи египтян первой половины XIX века. М. Восточная литература. 1982

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.