Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЛЭЙН, ЭДВАРД УИЛЬЯМ

НРАВЫ И ОБЫЧАИ СОВРЕМЕННЫХ ЕГИПТЯН

Глава 1

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ТИПЫ И ОДЕЖДА МУСУЛЬМАН ЕГИПТА

На протяжении многих столетий население Египта состояло в основном из мусульман, большей частью арабского происхождения. Они изменили язык страны, ее законы и нравы, а столицу [71] превратили в цитадель арабских знаний и искусств. Значительная часть этой книги посвящена описанию мусульман, главным образом из среднего и высшего сословий Каира, который во всех отношениях является первым арабским городом нашего времени. Нравы и обычаи обитателей египетской столицы особенно интересны, поскольку в них сочетаются аравийские, сирийские, североафриканские и в значительной мере турецкие элементы. Ни в одном другом городе невозможно получить столь полное представление о самых цивилизованных слоях арабского населения.

Мусульмане составляют почти четыре пятых населения столицы и семь восьмых всего населения Египта. Египетские мусульмане в расовом отношении неоднородны. В большинстве своем они происходят от различных арабских племен и родов, осевших в Египте в разные периоды, в основном вскоре после того, как страна была завоевана арабами во главе с Амром — первым арабским правителем Египта. Переселенцы в основном были выходцами из аравийских пустынь, сменившими кочевую жизнь на жизнь земледельцев или горожан. Как первые арабские поселенцы, так и их потомки часто вступали в смешанные браки с обратившимися в мусульманство коптами. В результате образовался новый народ, весьма похожий на древних египтян; преобладает кавказский тип, но вместе с тем в той или иной степени чувствуется негритянская примесь. Сходство с древними египтянами четко прослеживается у многих жителей страны, особенно в Среднем и Верхнем Египте, но чаще всего у коптов и нубийцев. Тем не менее египтян следует считать такими же арабами, как и жителей аравийских городов, среди которых издавна и широко распространен обычай держать в качестве рабынь абиссинок и галла — либо вместо арабских жен, либо (как это принято у богачей) в дополнение к ним. В результате этого жители аравийских городов похожи на галла и абиссинцев не меньше, чем на бедуинов — арабов пустыни. Так по крайней мере обстоит дело в Юго-Западной Аравии, где горожане в значительной мере смешались с индийцами, малайцами, а также с коренными африканцами. Примесь африканской крови явственно видна в общеегипетском типе и в меньшей степени у аравитян. Термин араб 1 сейчас употребляется всюду, где говорят по-арабски. О бедуинах вообще, об отдельном кочевом племени или о небольшой группе кочевников говорят урбан, а одного кочевника называют бедуином. В Каире и в других городах Египта почти полностью стерлись племенные различия, однако они сохраняются среди крестьян, по-прежнему придерживающихся многих бедуинских обычаев, но об этом речь пойдет ниже. В некоторых частях страны сохраняются восходящие к аравийским арабам роды или небольшие племена, которые избегают браков с женщинами менее благородного происхождения. Члены этих родов и племен внешне почти не отличаются от кочевников аравийской пустыни. Коренное население Каира обычно называет себя аль-масриин, ауляд Маср [72] (или ахль Маср), а чаще всего ауляд аль-баляд, что означает «народ Масра», «дети Масра» и «дети Города». Крестьян обычно называют аль-фалляхин («земледельцы»). Турки часто обозначают этим термином всех жителей Египта, вкладывая в него уничижительный смысл («грубые, невоспитанные люди», «шуты»), они также используют презрительную кличку ахль Фар’ун — «народ Фараона», на что египтяне, когда у них хватает смелости, отвечают прозвищем ахль Нимруд — «народ Нимрода».

Рост египтян-мусульман обычно около 5 футов 8 (или 9) дюймов. У большинства детей до девяти-десяти лет тонкие руки и ноги и вздутый живот. С возрастом они выравниваются и приобретают исключительно пропорциональное телосложение. Мужчины становятся мускулистыми и крепкими, а женщины — стройными и пышными; ни те ни другие не бывают безобразно толстыми. Тучных людей я среди египтян никогда не видел, если не считать нескольких случаев, когда полнота объяснялась малоподвижным образом жизни. У жителей Каира и северных провинций, где осело особенно большое число иммигрантов из стран с более умеренным климатом, нежная, светлая, чуть желтоватая кожа, у остального населения кожа значительно темнее и грубее. У египтян-мусульман, как правило, красиво очерчен овал лица; лоб редко бывает высоким, но обычно выдается вперед; черные, блестящие и глубоко посаженные или кажущиеся такими из-за привычки хмурить брови, защищаясь от солнца, глаза, несколько похожие на глаза эфиопов; нос прямой, но довольно крупный; рот прекрасно очерченный, с полными губами и исключительно красивыми зубами (такими же, как, судя по мумиям, были у древних египтян) 2; борода черная, кудрявая и негустая. Сероглазые египтяне встречаются очень редко, весьма возможно, что это потомки европейцев или других иностранцев. Многие египтяне слепы на один или на оба глаза. Мужчины обычно выбривают или выдергивают часть бороды вокруг нижней губы, оставляя, однако, по примеру пророка небольшую полоску посередине губы. Всю бороду сбривают очень редко 3, а усов не бреют никогда, их обычно отращивают на ширину руки в соответствии с установленным пророком обычаем. Бороду красят редко, поскольку седая борода вызывает особое почтение. Остальные волосы египтяне либо сбривают совсем, либо оставляют небольшую прядь, шуша, на макушке 4. Говорят, этот обычай (почти повсеместно распространенный у египтян) возник из страха, что, если мусульманин попадет в руки неверных и будет ими убит, враг может отрезать голову своей жертвы и, не найдя волос, за которые можно было бы ухватиться, чтобы поднять голову, засунет свою нечистую руку в рот жертвы, а борода может оказаться недостаточно длинной. Но так как этому обычаю не следуют бедуины, он скорее всего был воспринят у турок, а брить голову арабы стали совсем недавно, и только из соображений гигиены 5. По этой же причине египтяне соблюдают и многие другие обычаи, на которых здесь нет нужды [73] останавливаться 6. Многие мужчины, в основном из низших слоев общества, наносят синюю татуировку на предплечья, а иногда и на кисти рук и на грудь. Делают это и женщины, о чем будет сказано ниже.

Одежда мужчин среднего и высшего сословия состоит из следующих предметов 7. Прежде всего пара шаровар (либас) из льняной или хлопчатобумажной ткани, перевязанных шнуром пли тесьмой (дикка или тикка) с расшитыми пестрым шелком концами. Шаровары покрывают колени пли доходят до щиколоток, но многие арабы не носят длинных шаровар, потому что это запрещено пророком. Сверху носят белую рубаху (камис) из полотна, хлопчатобумажной материи, муслина, шелка или из полосатой ткани из смеси шелка и хлопка с очень широкими, доходящими до запястий рукавами 8. Поверх рубахи зимой или в прохладную погоду надевается судайри — короткая безрукавка из полотна пли цветной полосатой ткани из смеси хлопка и шелка. Затем надевается длинное, доходящее до щиколоток одеяние из той же полосатой ткани {кафтан или чаще куфтан), с длинными рукавами, спускающимися па несколько дюймов ниже кончиков пальцев, разрезанными до запястья или несколько выше; таким образом, кисть руки может быть открыта, а когда это нужно, скрыта рукавом (как это полагается в присутствии высокопоставленных особ). Куфтан перепоясан хизамом — поясом из пестрой шали пли длинного куска белого узорчатого муслина. Обычно верхней одеждой служит длинное полотняное одеяние любого цвета, с рукавами, не доходящими до запястий, турки называют ее джубба, а египтяне — гибба 9. Некоторые египтяне посят бениш — полотняное одеяние с такими же рукавами, как у кафтанов, только несколько шире. Его принято носить во время церемоний, тогда оно надевается поверх другого полотняного верхнего одеяния, но многие египтяне носят его вместо гиббы. Другое одеяние, называемое фарагийа, очень похоже на бениш, только рукава в нем делаются без разреза; носят его в основном люди ученых профессий (рис. 12). В холодную погоду египтяне обычно надевают нечто вроде черного шерстяного плаща (абайа). Зимой многие закутывают голову и плечи шалью из муслина или другой ткани. На голове носят маленькую хлопчатобумажную шапочку (такийа), которую часто меняют, а поверх нее — тарбуш — плотно прилегающую красную полотняную шапочку с темно-синей шелковой кисточкой на макушке; затем вокруг тарбуша обертывают длинную полосу белого, обычно узорчатого муслина или кашемировый платок. Все это образует тюрбан (имама, в просторечии имма). Иногда носят два или три тарбуша, один поверх другого. Зеленый тюрбан и ярко-зеленую одежду дозволено носить только шерифам. Чулки носить не принято, но некоторые египтяне в холодную погоду надевают шерстяные или хлопчатобумажные носки. Туфли (маркуб) делают из толстого красного сафьяна с острым и загнутым носом. Их иногда надевают на другие, [74] внутренние туфли из мягкого желтого сафьяна, которые в отличие от верхних туфель не снимают, ступая на ковер или циновку.

На мизинце правой руки носят перстень-печатку, хатим, сделанный обычно из серебра, сердолика или какого-нибудь другого камня, на котором выгравировано имя владельца, чаще всего с добавлением слов «Его слуга» (т.е. «тот, кто служит или поклоняется Аллаху») или других изречений, выражающих упование на Аллаха, и т.д. 10 Пророк отвергал золото, поэтому мусульмане редко носят золотые кольца; только женщины надевают различные украшения (кольца, браслеты) из этого металла. При помощи перстня на письма и другие документы ставят печать, которая считается более надежной, чем подпись 11. Такой перстень есть почти у всех египтян, располагающих достаточными средствами, чтобы купить его, даже у слуг. Профессиональные писцы и представители различных групп интеллигенции носят за поясом серебряный, бронзовый или латунный давайа — прибор писца с чернилами и перьями 12. Некоторые египтяне носят за поясом нож в ножнах или кинжал. [75]

В Египте не принято курить, передвигаясь по улице верхом или пешком. И все-таки, куда бы египтянин ни направлялся (за исключением мечети), трубка всегда при нем; несет ее он сам или сопровождающий его слуга. Кисет держат за пазухой, вместе с аккуратно сложенным носовым платком, расшитым пестрым шелком и золотом.

Многие египтяне из средних слоев общества не хотят, чтобы их считали богатыми, и поэтому скрывают костюм, который я только что описал, под черным хлопчатобумажным одеянием, какие обычно носят люди из низших сословий.

Одежда простонародья незатейлива: пара шаровар, длинная, открытая почти до пояса рубаха с широкими рукавами из синего полотна, хлопчатобумажной ткани (ири) или из коричневой шерсти (заабут); одни опоясывают ее белым или красным шерстяным кушаком, другие (в основном слуги) — широким поясом из шерсти или кожи со специальным карманом для денег (камар). Их тюрбан обычно состоит из белой, красной или желтой шерстяной шали или из полосы грубой хлопчатобумажной ткани или муслина, обернутой вокруг тарбуша, надетого на белую или коричневую войлочную шапочку (либда) (см. рис. 13).

Многие египтяне настолько бедны, что не носят ни шаровар, ни туфель. На них только синяя или коричневая рубаха или просто лохмотья, на голове — одна нижняя шапочка. Но есть среди них и такие, кто надевает синюю рубаху на судайри, а некоторые, особенно слуги из домов высокопоставленных особ, — на белую рубаху, судайри, кафтан или гиббу. Длинные рукава рубахи иногда подтянуты при помощи шнуров (шимар), которые проходят по плечам и связываются в узел за спиной. Слуги носят туфли из сафьяна или из овечьей кожи: конюхи носят темно-красные, а привратники и водоносы, как правило, желтые.

По цвету тюрбанов и одежды мусульман всегда можно отличить от коптов и иудеев, которые (как и другие подданные турецкого султана — немусульмане) носят одежду тусклых цветов и черные, синие, серые или светло-коричневые тюрбаны. С давних времен у арабов-мусульман принято по цвету тюрбана и других принадлежностей костюма различать религиозные секты, роды, династии и т.д. Когда имам Ибрахим Мухаммад, претендовавший на звание халифа, был казнен омейядским халифом Марваном, многие члены семьи Аббасидов в знак скорби оделись в черное. С тех пор черная одежда и черный тюрбан (сейчас служащий почти единственным признаком подчинения христианина или иудея турецкому султану) стали отличительной одеждой аббасидских халифов и их приближенных. Впавший в немилость приближенный халифа должен был надеть белую одежду. Лжепророк аль-Муканна и его сподвижники носили белые одежды, чтобы отличаться от Аббасидов, так же [76] одевались и соперники Аббасидов — египетские Фатимиды (халифы из рода Фатимы). Египетский султан аль-Малик аль-Ашраф Шаабан (годы правления —764/1362—778/1376) первый потребовал, чтобы шерифы отличались от других его подданных зеленой одеждой и зеленым тюрбаном. Некоторые дервиши из секты рифаийа, а иногда и другие мусульмане носят тюрбан из черной шерстяной материи или из темно-оливкового (почти черного) муслина. Копты, иудеи и другие носят, как правило, тюрбаны из черного или синего муслина или полотна. Тюрбаны в современном Египте довольно однообразны по форме: это полотно, несколько раз обернутое вокруг головы. Турецкие тюрбаны отличаются большей изысканностью формы, сирийские — большим размером.

Раньше улемы, духовенство и образованные мусульмане носили особенно широкие и симметричные тюрбаны — мукля, которые иногда встречаются и в наше время (рис. 14). К тюрбану относятся с уважением. В богатых домах тюрбан кладут на ночь на особый стул (курси аль-имама). Он часто входит в приданое невесты, поскольку принято, чтобы женщина клала свой головной убор на особый стул, который для других целей не употребляется. Об уважении к тюрбану один мой друг рассказал такую историю: некоего алима (ученого человека) сбросил осел посреди улицы; видя, как его мукля слетел с головы и откатился на несколько ярдов, прохожие бросились за ним, крича: «Поднимите корону ислама!» Тогда бедняга алим, которому никто не помог подняться, рассердился и закричал: «Поднимите шейх 13 аль-ислама!»

Теперь перейдем к описанию женщин. В возрасте от четырнадцати до восемнадцати или двадцати лет египетские женщины обычно безупречно сложены и в большинстве своем приятны лицом, есть среди них и очень хорошенькие. Но потом они утрачивают свою красоту: грудь рано теряет форму, становясь под воздействием расслабляющего климата плоской и удлиненной даже тогда, когда женщина еще не подурнела лицом. И хотя во многих других отношениях женщины [77] сохраняются довольно хорошо, к сорокалетнему возрасту многие былые красавицы делаются совершенными уродинами. Женские формы у египтянок начинают развиваться примерно в девять-десять лет, а расцвета они достигают к пятнадцати-шестнадцати годам. Цвет лица у них примерно такой же, как и у мужчин, с той только разницей, что женщины менее загорелы, поскольку за пределами дома ходят с закрытыми лицами. Лица у них красивой овальной формы, иногда довольно широкие. Глаза, за редким исключением, черные, большие, миндалевидные, с прекрасными длинными ресницами и с удивительно нежным, чарующим взглядом — трудно себе представить более красивые глаза (рис. 15). Производимое ими впечатление значительно усиливается тем, что остальные черты (как бы хороши они ни были) скрыты под покрывалом. Кроме того, глаза еще больше выделяются на лице благодаря обычаю покрывать веки сурьмой. Египтяне обоих полов красили глаза с глубокой древности, это видно на скульптурах и росписях в храмах и в древних гробницах, где часто можно найти сосуды с остатками сурьмы. Но во многих случаях древние красили глаза по-другому, как это видно на рис. 16. Однако мне и теперь дважды довелось видеть такую же окраску глаз в окрестностях Каира. В древности сурьмой красили глаза гречанки и иудейки 14. Глаза — самое большое украшение египтянок. Хорошо сложенные женщины встречаются в Египте довольно часто, красивые лица — сравнительно редко. Однако мне приходилось видеть удивительные, по-особому прекрасные лица, наделенные таким сладостно-нежным выражением, что они казались мне образцами совершенной женской прелести, подобных которым невозможно встретить ни в одной другой стране. При этом мало кто из египтянок показывается чужим мужчинам (не близким родственникам) без [78] покрывала; так поступают только женщины, сознающие свою красоту, хотя обычно они и притворяются, будто это произошло непреднамеренно. Поэтому чужестранец не может составить правильного представления о внешности египтянок, но если глаза столь прекрасны, лица со сколько-нибудь правильными чертами должны казаться красивыми. Нос у египтянки прямой, губы несколько толще, чем у мужчин, хотя и без оттенка негроидности. Однако во многих случаях все же можно разглядеть близость к эфиопскому типу. Волосы у них жгуче черного цвета, идущего к смуглому лицу, иногда очень жесткие, но никогда не вьются колечками.

Женщины из высших и средних слоев, а часто и из простонародья красят кисти рук и ступни ног (обычно очень красивых) хной, что придает коже желтовато-красный или темно-оранжевый оттенок. Многие красят только ногти, другие — суставы пальцев, некоторые проводят полосу над суставами, есть и другие способы окраски, но наиболее распространен обычай красить кончики пальцев до первого сустава, всю ладонь и всю ступню 15 и проводить полосу над средними суставами (рис. 17). Этот обычай существует не только в Египте, но и в других восточных странах, где есть хна с берегов Нила. Окраску хной можно считать украшением, поскольку она подчеркивает нежный цвет кожи на руках и ногах. Но многие египтянки добавляют к хне негашеную известь, сажу и льняное масло, что придает ей черный или черновато-оливковый оттенок. Часто можно встретить египтянку, у которой так окрашены ногти или кончики пальцев до первого сустава; кожу между первым и вторым суставами окрашивают в красный цвет, между вторым и третьим — в темный, а ладони и ступни — красные с широкой темной полосой. Некоторые просто чернят кончики пальцев и ладони.

Женщины из простонародья обычно украшают себя татуировкой на подбородке и на кистях рук, иногда на предплечьях, на ногах, между грудями и на лбу (рис. 18). Татуировку наносят при [79] нескольких связанных вместе иголок, которыми накалывают на коже узор, после чего втирают сажу, смешанную с молоком женщины, а примерно через неделю, пока кожа еще не зажила, узор покрывают мазью из листьев белой свеклы, клевера или просто индиго. Таким образом точки окрашиваются в синий или зеленоватый цвет. Эта операция (дакк) производится в возрасте пяти-шести лет, обычно этим занимаются цыганки. Чтобы подчеркнуть белизну зубов, большинство женщин на юге Верхнего Египта наносят татуировку не на лицо, руки и ноги, а на губы, придавая им тусклый синеватый оттенок, что представляется стороннему глазу удивительно безобразным 16. Египтянки, особенно крестьянки, привыкшие носить на голове тяжелые сосуды с водой, отличаются статностью и красивой походкой. Одеваются зажиточные египтянки красиво и элегантно. Рубашки они носят из такого же материала, как и мужчины, или из цветного крепа, столь же широкие, но покороче (выше колен), шаровары (шинтиян) — из пестрой, полосатой шелковой или хлопчатобумажной ткани или из муслина, набивного или гладко-белого, перевязывают их на бедрах под рубахой поясом дикка, нижние концы которого вытягиваются и привязываются шнурками под коленками (все же он достаточно длинен, чтобы свисать до пят) (рис. 19). Поверх шаровар надевается длинное облачение из такой же материи (так называемый йяляк), оно очень похоже на мужской кафтан, но плотнее облегает тело и руки. Рукава у йяляка длиннее, чем у кафтана; на груди, на талии и чуть ниже пояса он застегивается, ниже падает свободно. Как правило, йяляк делается с большим вырезом, так что половина груди покрыта только рубахой, многие женщины делают его достаточно свободным и на груди. Кроме того, в соответствии с принятой модой он должен доходить до пола или даже превышать эту длину на два-три дюйма. Иногда вместо йяляка носят короткую кофту, длиной чуть ниже талии (так называемую антари), похожую на йяляк, от которого отрезали нижнюю часть. Талию свободно опоясывают квадратной шалью или сложенным по диагонали вышитым платком так, что перевязанные концы свисают позади. Поверх йяляка носят гиббу из полотна, бархата или шелка, обычно расшитую золотом или цветным шелком: она той же длины, что и йяляк, но уже мужской, [80] особенно спереди. Вместо гиббы часто носят вышитый жакет (салта). Головной убор состоит из такийи и тарбуша с квадратным платком (фарудийа) из набивного или пестрого муслина или крепа, туго обвязанного вокруг головы и образующего так называемую рабту. К своим головным уборам женщины прикрепляют нечто вроде короны (курс) и всякие другие украшения. Кроме того, на голову набрасывается большое покрывало из белого муслина, расшитое на концах цветным шелком и золотом, или из цветного крепа с золотыми нитями и блестками, спадающее сзади почти до пят (тарха). На спину ниспадают многочисленные косички, от 11 до 25, но число их всегда нечетное; незаплетенными остаются только волосы на лбу и на висках. В каждую косичку обычно вплетают три нити черного шелка, украшенные прикрепленными к ним маленькими округлыми кусочками золота (сафа) (рис. 20). Надо лбом волосы стригут довольно коротко, а на висках оставляют две пряди подлиннее, их либо заплетают в косички, либо завивают в локоны 1?. Египтянки редко носят чулки или носки, но многие носят внутренние туфельки (мезд) из желтого или красного сафьяна, иногда расшитого золотом. Выходя за пределы той части пола, которую покрывают [81] циновками или коврами, они надевают либо желтые сафьяновые тапочки с острыми носами (бабуг), либо украшенные перламутром или серебром деревянные башмаки высотой от четырех до девяти дюймов {кабкаб). И мужчины и женщины надевают такие башмаки в бане, дома ими пользуются редко, но все же некоторые женщины носят их, для того чтобы подолы одежды не волочились по полу, а другие — чтобы казаться выше ростом. Такова домашняя одежда египтянок.

Выходя из дома, женщины надевают большой, просторный балахон (туб или сабля), ширина которого почти равна его длине, из розового или сиреневого шелка и набрасывают буркуа — покрывало из белого муслина, закрывающее все лицо, кроме глаз, и свисающее почти до ступней. Это покрывало держится на пересекающей лоб узкой полоске, которая, так же как и его углы, пришита к другой полоске, обвязанной вокруг головы. Затем замужняя женщина укутывается в состоящую из двух полотнищ хабару из блестящего черного шелка, шириной в локоть 18 и длиной в три ярда 19 каждое; они пришиты к узкой черной ленте, которая обвязывается вокруг головы (рис. 21). Незамужняя женщина носит либо хабару из белого шелка, либо шаль. Некоторые египтянки из средних слоев общества недостаточно богаты, чтобы купить хабару, и носят вместо этого изар — кусок белого миткаля такой же формы. На ноги надевают короткие сапожки или носки из желтого сафьяна (хуфф), а поверх них — бабуг. Эта одежда предназначена для женщин в основном из высших слоев общества, которые редко передвигаются пешком, и она чрезвычайно неудобна для хождения. Однако так же одеваются и многие египтянки из средних слоев, стремящиеся подражать богатым, но не имеющие возможности нанимать осла. Если считать, что эта одежда специально предназначена для того, чтобы утаить от взглядов привлекательность и грацию женщин, тогда не приходится сетовать на то, что они не кажутся изящными. Но все же подобное одеяние не выполняет своего назначения, поскольку, оставляя открытыми только глаза и скрывая другие черты, редко равные им по красоте, оно привлекает внимание и заставляет [82] предполагать красавицу в каждой дурнушке. Обычай носить покрывало восходит к глубокой древности 20, но, судя по статуям и росписям древнего Египта, он не был принят в этой стране. А в наше время даже служанки в присутствии своих господ, мужчин, закрывают лицо покрывалом, оставляя открытыми только глаза.

Простолюдинки не из самых бедных семей носят шаровары из белой хлопчатобумажной ткани или полотна, длинную, до пят, синюю рубашку из такой же материи, буркуа из грубого черного крепа 31 и темно-синий муслиновый или полотняный тюрбан. Некоторые из них надевают поверх рубашки или вместо нее полотняный туб, а под длинной рубашкой иногда носят еще короткую белую, а иногда судайри или антари. Часто рукава туба закидывают на голову, чтобы они не мешали или чтобы удобнее было надеть тарху (рис. 22). Поверх всего этого многие женщины заворачиваются в нечто вроде пледа, состоящего из двух полотнищ хлопчатобумажной ткани в сине-белую клетку или в полоску с примесью красной нити на концах. Такое покрывало называется миляйа и носится так же, как и хабара, а иногда как тарха (рис. 23). На верхнюю часть черного буркуа часто нашивают фальшивый жемчуг, маленькие монеты или другие плоские украшения из золота (барк), иногда коралловые бусинки вперемежку с золотыми или серебряными монетами, а чаще всего пару медных или серебряных кисточек (уйун) по углам (рис. 24). На голове носят сложенный по диагонали квадратный черный шелковый с красной или желтой каймой платок (асба) (рис. 25), который связывают позади одним узлом, а изредка тарбуш и фарудийу. Лучшая обувь для женщины из низших слоев — это красные сафьяновые туфли с поднятым круглым носом. Такие туфли и буркуа обычны для жительниц Каира и весьма распространены в Нижнем Египте, в Верхнем же Египте их почти не носят. Вместо буркуа, когда нужно, на лицо натягивают часть тархи, оставляя открытым только один глаз. Многие женщины из низов вовсе не закрывают лица, даже в Каире. На большей части [83] территории Египта женская одежда, как правило, состоит лишь из синей рубашки или туба и тархи. На юге Верхнего Египта, в основном выше Ихмима, женщины чаще всего заворачиваются в полотнище темно-коричневой шерстяной ткани (хулялийа), скрепляя верхние углы на плечах, а другой кусок такой же ткани служит в качестве тархи (рис. 26). Эта тусклая одежда, как бы она ни была живописна, почти столь же искажает облик женщины, как и синий оттенок, который египтянки в этих местах, как я уже говорил, придают своим губам. Большинство простолюдинок носят разнообразную мишуру – всякие серьги, бусы, браслеты и т.д., а иногда и носовые кольца.

Покрывать верхнюю часть головы и затылок египтянки считают более необходимым, чем лицо, это, по их представлениям, важнее, чем скрывать от взглядов остальные части тела. Мне часто приходилось видеть женщин, тело которых было лишь наполовину прикрыто жалкими лохмотьями; встречал я и египтянок, как в самом цветущем возрасте, так и пожилых, одеяние которых составляла лишь узкая тряпка, обернутая вокруг бедер.


Комментарии

1. Этим термином раньше обозначали горожан и оседлых сельских жителей Аравии в отличие от арабов пустыни, которых называли а'раб (ед. ч. а'раби). Живущие в домах арабы сейчас называют себя ауляд аль-араб «сыны арабов».

2. Однако египтяне (в основном из высших и средних слоев общества) часто страдают от зубной боли. Так было, по-видимому, и в древности, поскольку Геродот (П, 84) среди категорий египетских врачей упоминает и дантистов.

3. Некоторые слуги, в частности конюхи, сбривают бороды, но усы носят все. Общеизвестно, с каким уважением на Востоке относятся к бороде; ею клянутся, а о совершающем дурной поступок говорят, что он опозорил cвою бороду. В новое время часто практикуется наказание, описанное в Библии (2-я Царств X, 4), но чаще сбривают всю бороду.

4. Оставлять на земле сбритые или срезанные волосы, ногти и т. п. мусульмане считают недопустимым неуважением к человеческому телу, поэтому они обычно закапывают все это в землю или где-нибудь прячут, например в щелях стен, как это делают женщины.

5. Образованные люди и духовенство обычно не одобряют ношения шуша.

6. Об этих обычаях говорится в Мишкат аль-масабих (II, с. 359); их соблюдают мужчины и женщины. (В процессе работы над переводом не удалось установить, с какими именно изданиями работал Лэйн. Поэтому выходные данные не указаны. — Примеч. ред.)

7. Формы одежды остаются почти неизменными на протяжении столетий.

8. Пророк позволял носить шелковую одежду только женщинам, мужчинам это запрещалось, однако в наше время мало кто из мусульман, кроме ваххабитов, соблюдает этот запрет.

9. В основных говорах египетского диалекта пятая буква арабского алфавита произносится как «г», а не «дж» (см. с. 188).

10. Иоанн III, 33; Исход XXXIX, 30.

11. Бытие XLI, 42.

12. Иезекииль IX, 2, 3, 11.

13. Слово шейх здесь означает «знаток» или «ученый человек».

14. 4-я Царств IX, 30 (где в переводах стоит, как правило, «нарумянила лицо свое» вместо «накрасила глаза свои»); Иезекииль ХХШ, 40. Часто при помощи ножниц подстригают брови и делают их более изогнутыми.

15. Считается, что хна делает кожу на ладони и ступне менее нежной и чувствительной.

16. Волосы египтянки обычно снимают при помощи расплавленной смолы, но считается, что можно избежать роста волос в нежелательных местах, смочив кожу новорожденной кровью летучей мыши.

17. Египтянки клянутся этими локонами, как мужчины бородой, обычно держась за них, пока произносят клятву.

18. 1 локоть = 45 см. — Примеч пер.

19. 1 ярд = 0,914 м. — Примеч. пер.

20. Бытие XXIV, 65; Исайя III, 22; 1-е Коринф. XI, 10.

21. Те, кто происходит от пророка, носят зеленое буркуа.

Текст воспроизведен по изданию: Э. У.Лэйн. Нравы и обычаи египтян первой половины XIX века. М. Восточная литература. 1982

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.