Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

МУХАММЕД ИБН ЙУСУФ АЛ-КИНДИ

(283/897-350/961 гг.)

Абу 'Омар Мухаммед ибн Йусуф ибн Йа'куб ал-Кинди ат-Туджиби родился 10 зу-л-хиджжа 283/17 января 897г. Он происходил из рода Туджиб южно-арабского племени Сакун, составлявшего одну из основных частей арабской армии, завоевавшей Египет. Ал-Кинди получил обычное традиционалистское образование и сам занимался преподаванием, хотя, как отмечает его издатель Р. де Гест, и не оставил заметного следа на этом поприще. Он прожил всю жизнь в Египте и умер в ал-Фустате 3 рамадана 350/15 октября 961г.

Ал-Кинди принадлежал ряд работ, главным образом исторического характера; большинство этих работ известно лишь в передаче или упоминаниях позднейших авторов. Из произведений ал-Кинди, дошедших до нас, особый интерес представляет "Китаб умара' Миср" ("Книга о правителях Египта"). Она была издана в 1912 г. Р. де Гестом полностью, а до того времени — в отрывках К. Тальквистом (в 1899 г.) и Н. А. Кёнигом (в 1908 г.). Основой всех этих публикаций послужила единственная известная до сего времени рукопись Британского музея. Издание де Геста снабжено подробным введением, в котором тщательно исследованы источники ал-Киндй, и самая рукопись с палеографической точки зрения.

Уже самый характер труда ал-Кинди показывает, что сведения об африканских областях южнее Сахары могут встретиться у него редко, лишь в связи с описанием деятельности в этих районах того или иного правителя или военачальника. Датировка этих сведений не представляет затруднения, так как описание правлений эмиров идет в книге в хронологической последовательности. Что касается достоверности этих сообщений, то она в данном случае не вызывает особых сомнений, так как информация ал-Кинди восходит к тем же равиям, что и информация Ибн 'Абд ал-Хакама, чьим трудом ал-Кинди, по всей вероятности, и пользовался.

Литература

[R. ge Guest]. The Governors and Judges of Egypt or Kitab el 'Umara (el Wulah) wa Kitab el Qudah of El Kindi ed. by R. 'de Guest… Leyden—London, 1912 (CMS, vol. XIX).

The History of the Governors of Egypt ed. by N.A.Koenig. New York, 1908.

[K.Tallqvist] Kitab el Mughrib auctore Ibn Said. ed. K. Tallqvist. Lugduni Batavorum, 1899.

C.Broeckelmann Al-Kindi, EI, II, стр. 1079-1080.


КНИГА О ПРАВИТЕЛЯХ ЕГИПТА

КИТАБ УМАРА' МИСР

/12/ ...Рассказал мне Ибн Кудайд со слов 'Абдаллаха ибн Са'ида, говорившего со слов своего отца, который сообщал, ссылаясь на Ибн Лахи'ю, сказавшего: "Рассказал мне Абу-л-Асвад со слов Абу Увайса, их (Т.е.Абу Асвада и его родственников) маула, который рассказывал: “Мы с 'Абдаллахом ибн Са'дом совершили поход на Ифрикию в правление 'Усмана в двадцать седьмом году.(7.X.647- 24.IX.648) Доля всадника в добыче достигала трех тысяч динаров, а доля пешего — тысячи динаров”".

'Абдаллах ибн Са'д совершил поход на черных и достиг Думкулы. Это было в тридцать первом году. (24.VIII.651- 11.VIII.652) Он жестоко сражался с ними. Тогда был поражен глаз Му'авии ибн Худайджа, а также глаза Абу Сахма ибн Абрахи ибн ас-Саббаха и Хувайля ибн Наширы. 'Абдаллах ибн Са'д заключил с ними перемирие. И сказал поэт [арабов]:

Мой глаз не видел подобного дню Думкулы,
Когда лошади мчались, отягощенные кольчугами.

Рассказал мне Ибн Кудайд со слов 'Убайдаллаха ибн Са'ида, [265] который говорил со слов своего отца, ссылавшегося на Ибн Дахи'ю, рассказывавшего со слов Йазида ибн Абу Хабиба, а тот сказал: "Между жителями Египта и черными не было письменного договора. Было только перемирие с гарантией безопасности одних из нас по отношению к другим. Мы дали им некоторое количество пшеницы и чечевицы, |13| а они дали нам рабов".

Рассказал Ибн Лахи'а: "Не было плохого в том, что покупались у них рабы из их числа и из прочих".

Рассказал Ибн Лахи'а: "Я слышал, как говорил Йазид ибн Абу Хабиб: “Отец мой был из числа думкульских пленников”"...

...Марван выступил и остановился в 'Айн Шамсе, и вышел Ибн Джахдам с людьми |44| Египта; они сражались день или два, затем вернулись в свое укрепление и построились в нем.

Эти дни были названы "днями рва и ухода", так как люди Египта сражались с нубийцами. Нубийцы вышли, затем возвратились, затем вышли другие. И умножились убитые среди племени Ма'афир, и было убито множество [людей из этого племени]. Были убиты многие члены племен из числа жителей Египта. Сирийцев было убито также большое число...

...Йазид ибн Хатим назначил начальником над конницей 'Абд ал-'Ала ибн Са'ида ал-Хайшани и послал их в страну ал-хабаша. Мятежником, восставшим против них, был Абу Маймун. 'Абд ал-'Ала убил его и послал ал-Мухаллаба ибн Да'уда ибн Йззида ибн Хатима с головой Абу Маймуна и головами его товарищей к повелителю верующих ал-Мансуру...

... Собери чернь свою, о Сарий, ибо
Кахтан разжигает пламя войны.
Они убили Абу Хасана и влачили останки его.
Подобно тому как мальчишки тащат останки собаки.
Туджибиты бежали, и передали его (Т.е. Абу-л-Хасана) их кони
Гиене, в тот день, когда гиена нажралась.
Его вытащили раздетым и доставили его,
И бежали и восставали вокруг него черные.
Возрадуйся, ибо для твоей звезды
Небеса широки, а звезда твоя — ад-Дабаран.
Не плачь, ибо конец братьев его завтра
Или после него, и как поступите вы — так поступят с вами...

(пер. Л. Е. Куббеля, В. В. Матвеева)
Текст воспроизведен по изданию: Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. Т. 1. Арабские источники VII-X вв.  М.-Л. АН СССР. 1960.

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.