Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Выписи из кадиаскерского сакка (книги) 1017 — 1022 г. хиджры (1608|9 — 1613 христ., лет.), хранящегося в архиве Таврического губернского правления.

(Перевод 1).

1. “Имущество, оставшееся после смерти умершего в Бахчисарае Кенан бея, оставившего наследниками жену Кямран дочь Абдуллы, двух сыновей: Мухаммеда и Омера и двух дочерей: Фатиме и Рахиме, кроме которых других наследников нет. Опись и раздел произошли в Реджебе 1017 года. На часть вдовы (Кямран) (выделено): одна невинная девушка 12 лет, ценою 2400 османи; два казана (котла) с ушками — 320 османи; одно белокрасное велепсе (покрывало из шерсти) — 240; два тюфяка материи дими(?) — 240; шесть походных саханов (медных тарелок с крышками) — 300; один большой чугум (кувшин для воды) — 120; одно черное кебе (толстая шерстяная материя, род ковра) — 240; одна простыня алепской материи — 120; два одеяла — 480; два блюда для пахлавы (пирожного) — 140; одно большое сини (медный диск, служащий у восточных народов вместо обеденного стола) — 120; два ибрика (медный кувшин с удлиненным носом для воды и для других жидкостей) — 120. Итого 4884 османи. Одно среднее тенджере (медная кастрюля для варки пищи) за долг — мегер жене — 100; один большой пестрый ковер за долг — мегер жене — 160; один белый тюр-кушак (сетчатый пояс) за долг — мегер жене — 360; пять штук бледной бугасы (род хлопчатобумажной материи) за долг — мегер жене — 1200; бледноватый суф (шерсть, материя камлот) — 300; три черешкяра (?) — 105; асельбенд (росной ладан, бензой) — 400; долг, следуемый от Халиля — 1200 османи; наличных османи 1 855 . Итого 5660 османи. Все вышеозначенное имущество досталось на долю жены Кямpaн из сорока тысяч акчей, посвященных Кенан беем в пользу [42] эвляд-вакуфа, занесенных в шариатскую книгу (седжиль) неправильно, в противность правилам шариата и вследствие этого разделенных между его наследниками.

Hа часть сына Мухаммеда из имущества, оставшегося после смерти его покойного отца Кенан бея (выделено): половина нижнего дома, находящегося в Бахчисарае, ценою — 35 хасене; половина виноградника со стороны Имама Эфендия — 3600 османи; один буланый конь — 20 хасене; один вороной конь — 4 хасене; один цирюльный таз120 османи; одно шестигранное ружье, украшенное костью — 240 османи; одни большие часы-скорпион — 3 хасене. Итого 64 хасене 3960 османи; пара волов — 10 хасене; одна арба — 1 хасене; долг, следуемый с курта — 2640 османи; долг, следуемый от Малвердия — 240 османи; черный суф (шерсть, камлот) — 300 османи; три тенджере (кастрюли) — 240 османи; семь черешкяров (?) — 210 османи; долг, следуемый от Элякоза — 6000 османи; наличных османи — 857. Все вышеозначенное выделено ему из сорока тысяч акчей, посвященных в пользу эвляд-вакуфа в противность правилам шариата.

На часть сына Омера из имущества, оставшегося после смерти покойного отца его Кенан бея (выделено): половина нижнего дома, состоящего в Бахчисарае, ценою 35 хасене; половина виноградника со стороны сада еврея — 3600 османи; один темносерый конь — 20 хасене; два медных казана с ушками — 360 османи; одно фес-веленсе (?) — 240; два пестрых килима (ковра без ворсы) — 120; один большой цирюльный казан — 160: тиркеш (?) со стрелами — 240; два блюдечка — 80; долг, следуемый от Мустафы Челебия — 480 османи; долг, следуемый от Элякоза — 6000 османи; казак под именем Аллахвердия — 2400 османи; три бледных бугасы (хлопчатобумажная материя) — 720 османи; наличных османи — 2327. Все вышеозначенное (выделено) из сорока тысяч акчей, посвященных в пользу вакуфа.

На часть дочери Рахиме из имущества, оставшегося после смерти покойного отца ее Кенан бея (выделено): половина верхнего дома, состоящего в Бахчисарае, ценою 27 1/2 хасене; одно маленькое тенджере (кастрюля) — 80 османи; один маленький ручной леген (умывальный тазик) — 40 xaceне; одно большое блюдце — 80; два сахана с донышками — 80; два куска меди — 60; одно маленькое дайре (круг, бубен; розетка для головы) — 40; одна подушка материи емени — 60; один маленький таз (медный супник) с крышкою — 50; один половик и одна цедилка — 60; [43] два поста (отделанные звериные шкуры для сидения) и одна старая белая шуба — 50; одни большие четырехугольные часы — 5 хасене; один большой леген (лохань) для стирки белья — 360; пурпурнокрасный дульбенд (холст) для шести квадратных платков — 240; один силеджек (банная простыня) и две махрамы (покрывала) — 120; наличных хасене — 2; одно тенджере (кастрюля) —120; еще два тенджере — 160; одно apкие (?) — 100 османи; наличных хасене — 28; грушев — 19; новых ханских симов (серебр. монет) — 647. Все вышеозначенное выделено на ее часть из сорока тысяч акчей, посвященных покойным в пользу эвляд-вакуфа.

На часть дочери Фатиме из имущества, оставшегося после смерти покойного отца ее Кенан бея (выделено): половина верхнего дома, состоящего в Бахчисарае, ценою — 27 1/2 хасене; один красный пестрый ковер ценою 480 османи; одно большое тенджере (кастрюля) — 200; один чугунный казан (котел) — 80; одна подушка материи дими — 60; одно большое дайре (круг, бубен; розетки для макушки) — 80; один маленький тас (медный супник) — 20; два чугума (медный кувшин для воды) ценою 160; одна банная рубаха — 240; одна темносерая корова — 600; наличных хасене 4; два тенджере — 160; сто тридцать диргемов шелку — 520; еще два тенджере (кастрюли) — 160; наличных чеканных хасене — 28; наличных грушев — 19; ханских симов с бутурнаком (?) — 426, Все вышеизложенное выделено ей на часть из сорока тысяч акчей, посвященных в пользу эвляд-вакуфа". (l-я и 2-я страницы 94 листа).

II. “Ахмед сын Мехмеда Челеби занял в рост сроком на три месяца шесть хасене из числа денег, принадлежащих малолетним детям покойного Кенан бея и в залог найма оставил: один тюр-кушак (сетчатый пояс) и один золотой браслет с каменьями в серебре, из коих двух недостает, о чем и записано. В средних числах месяца Зилькааде 1017 года. Свидетели настоящего: Наиб Мовлюд Эфенди, Касим Деде". (1-я страница 95 листа).

III. “Из числа денег, принадлежащих малолетним детям Кенан бея, дана ссуда Улу-баше в десять хасене, сроком на три месяца, в рост: десять зa двенадцать, и ссуда этa передана через Садыка Агу, а в залог принят один алмазный перстень, о чем и записано. В месяце Зилькааде 1017 года. Свидетели настоящего: Касим Деде, Имам Мустафа Эфенди, Мансур сын Балия''. (1-я страница 95 листа).

IV. “По ходатайству матери сироток покойного Кенан бея, из [44] имущества, доставшегося им по наследству, определено давать ежедневно: Фатиме по четыре новых ханских акчей, а Рахиме — по два акча, коих сто двадцать составляют одно флюри. 8 числа Мухаррема 1017 года. Свидетели настоящего: Гезлевский Кадий Абдий Эфендий, Азизский Шейх Ислям Эфендий, Абдульганий Эфендий сын Аджи-гузеля, Мудерис Халиль Эфендий, Ислям Мурза сын Джантемира и другие". (1-я страница 95 листа).

V. «Имущество, оставшееся после смерти покойной Мелек Бикеч, дочери Татар Мурзы Аги. Раздел произошел в первых числах месяца Рамазана 1017 года.

На наследственную часть сына покойницы Темир Газия причитается 1790 xacене и 100 османи (и ему выделено): перстень с белым яхонтом 10 хасене; перстень с керкеданом (?) — 1 1/2 хасене; браслет с драгоценными камнями — 75 хасене; перстень с яхонтом — 30 хасене; еще браслет с драгоценными камнями 30 хасене; две пары чапразов (пуговиц, аграфов) с драгоценными камнями — 30 хасене; пара яхонтовых серег с жемчугами — 20 хасене; стефан (корона — головной yбор) с драгоценными камнями — 40 хасене; серебряная корзинка в 96 диргемов — 7 хасене; еще стефан с драгоценными камнями — 40 хасене; пара золотых браслетов, называемых джебе — 23 хасене (продана); пара жемчужных браслетов — 5 хасене, 1/2 груша; двое жемчужных четок — 27 хасене; три жемчужины — 6 хасене; стефан с драгоценными камнями и жемчугами — 30 хасене; незкеб (?) с жемчугами и ляджурдом (драгоценный камень “ляпис-лазурь") — 8 хасене; незкеб (?) из красного атласа с жемчугами — 15 хасене; два атласных незкеба — 2 груша (проданы); вышитый кисет из алого атласа — 2 груша; серебряный сундук 60 хасене; вышитое одеяло из мускусного (?) атласа с тафтяною покрышкой — 25 хасене; одеяло из сераскера (парча, златотканная материя) с вышитыми краями — 18 хасене; одеяло из белого сераскера с тафтяной покрышкой — 22 хасене; сундук на ножках обитый железом — 5 хасене; вышитая софа (ковер, подставка) для свечей из лилового бархата —1 хасене; вышитая личная подушка из красного атласа — 3 1/2 хасене; вышитая темносиняя личная подушка — 3 1/2 хасене; вышитая лиловая личная подушка — 2 1/2 хасене; одеяло из материи чатма (бархатная златотканная материя) с вышитыми краями — 10 хасене; одеяло из красной чатмы — 6 хасене; одеяло из темносиней чатмы — 8 хасене; сундук на ножках, обитый железом — 5 хасене; соргуч (султан-головной убор) с драгоценными камнями в футляре — 15 [45] хасене; кушак из лилового бархата, унизанный жемчугами — 60 хасене; воротник из красного атласа, унизанный жемчугами — 60 хасене; черная заячья шуба, крытая красным парчовым бархатом — 25 хасене; заячья шуба, крытая красным атласом с чапразами — 22 хасене; кафтан из зеленого серасера — 16 хасене; кафтан из красной кемхи (шелковая материя — камка) — 15 хасене; керди (?) из полосатой кутны (полосатого атласа с красными и белыми полосами) — 4 хасене; кунья шуба, крытая белым серасером 30 хасене; красный тюр-кушак (сетчатый кушак) — 6 хасене; корзина и сундук, две штуки — 4 хасене; покрышка для серебряного легена (умывальной чаши) — 12 хасене; вышитая яйма (?) из красного атласа - 30 хасене (продана); вышитый дженилик (?) с краями из мускусного атласа — 80 хасене (продан); вышитая яйма (?) — 8 хасене; занавес из бархатного серасера — 100 хасене (продан); занавес из мешина (род сафьяна) с узорами — 13 хасене; занавес для очага из серебротканной материи — 10 xaceне; подушка из полосатого атласа —2 хасене; вышитая подушка из красного атласа — 8 хасене; подушка из полосатого атласа — 1 1/2 хасене; подушка из красной бархатной чатмы — 3 1/2 хасене; еще подушка из чатмы — 3 1/2 хасене; узорчатый войлочный ян (полоса войлочной материи, закрывающая переднюю часть турецкого дивана) — 4 хасене; еще узорчатый войлочный ян — 5 1/2 xaceне; еще узорчатый войлок — 5 1/2 хасене; еще войлок узорчатый 5 1/2 хасене; еще войлок — 4 1/2 хасене; подушка из темносинего парчевого бархата — 3 1/2 хасене (продана); еще бархатная подушка — 3 1/2 хасене (продана); миндер из белого серасера (матрац для сидения) — 8 хасене; миндер из парчевого бархата — 5 хасене; миндер из желтой чатмы —2 1/2 хасене; тюфяк из темносиней парчевой чатмы — 7 хасене; тюфяк из полосатого бархата — 7 хасене; подушка из красного бархата — 3 хасене (npодана); подушка из черного бархата — 3 xacене; миндер из красной чатмы — 5 хасене; подушка из красного бархата — 4 хасене; еще подушка из черного бархата — 3 xacене (продана); подушка из материи шахбенек (?) — 1 хасене 1 груш; вышитый желтый тюфяк — 5 хасене (продан); тюфяк из красной чатмы — 10 хасене; тюфяк из темносиней чатмы — 8 хасене; тюфяк из серенка (?) — 3 1/2 хасене; тюфяк из красного узорчатого бархата 3 1/2 хасене; тюфяк из красной чатмы — 8 хасене; тюфяк из темносинего бархата — 8 хасене; синее ямбольское кебе (род войлока из толстой шерстяной материи) — 3 хасене; синее кебе для дивана — 4 хасене; желтое кебе [46] для дивана — 4 хасене; килим с каймою (ковер без ворсы) — 8 хасене; пестрый килим — 2 хасене; два больших бархатных ковра для дивана — 40 хасене; большое тенджре (кастрюля) — 4 хасене; леген с ибриком (умывальная чаша с умывальником) — 1 хасене, 1/2 груша; три больших сахана с крышками (медные тарелки) — 3 хасене; мединский сахан — 1 xacене; бештахта (сундук с отверстием для денег) — 3 1/2 хасене; большое медное сини (медний диск, служащий у восточных народов вместо обеденного стола) — 4 хасене; темнорыжий жеребец — 8 хасене; жеребец масти «кула» — 7 хасене; темносерый жеребец — 3 хасене; вороная кобылица c жеребенком — 5 хасене; еще вороная кобылица с жеребенком — 5 хасене; буланая кобылица с жеребенком — 5 хасене; еще буланая кобылица с жеребенком — 5 хасене; темнорыжая кобылица — 5 хасене; гнедая кобылица с жеребенком — 5 хасене; еще гнедая кобылица с жеребенком — 5 хасене; рыжая кобылица с жеребенком — 5 хасене; кобылица масти “кула" с жеребенком —5 хасене; кобылица масти кула — 4 1/2 хасене; рыжий годовалый жеребчик — 5 хасене; вороной годовалый жеребчик — 2 1/2 xасене; девять волов — 36 хасене; пять коров — 20 xacене; болгарская новая софра (стол) — 6 хасене; старая софра — 1 хасене; еще старая софра 1 груш; два русских оловянных ибрика (кувшина с носиками) — 2 хасене; кружка без крышки —1 хасене; атаман по имени Джафер — 30 хасене; невольник по имени Байгельдий с женою и малолетним сыном — 60 хасене; невольник по имени Хайдар с женою — 35 хасене; невольник по имени Тельмач — 25 xacене; невольник по имени Киван удержан для уплаты долга; восемьдесят занов хлебопахотной земли в «Ташлыелга» — 40 хасене; кишла (место для зимовки) овец в Ич-эли (горная часть Крыма) — 40 хасене; махрама (покрывало) — 1/2 хасене; банная рубаха — 3 xaсене; аракчин (?) из серасера —1хасене; четыре старых богча (узел для складывания вещей) — 2 хасене; четырнадцать штук вышитых махрам —7 хасене; три ручных коклика (?) — 3 хасене; ченбер (головная повязка) из дульбенда — 1 хасене; три мискала негодных жемчугов — 2 хасене; девять вызолоченных пуговиц — 1 хасене; зеркало — 1 хасене; одна банная фота (передник) — 1 хасене; старая простыня — 1 хасене; три старых тюфяка из материи дими — 2 хасене; старый пешкир (длинная полоса из легкой материи для обедающих за столом, заменяющая салфетку) — 1 хасене; пятнадцать штук изникских мисок 3 хасене; серебряных кружек, кувшинов и рюмок весом 550 [47] диргемов — 35 xacене; одна из невольниц, данных в дизтык (?) — 10 хасене, удержана также для уплаты долга. Всего 1790 хасене, 100 османи.

Так как муж покойницы — Мелек Бикеч Кутлуша Мурза должен был ей за мегер 780 флюри, а на его наследственную долю, равняющуюся одной четвертой части имущества покойницы, причитается 767 1/2 флюри, то по этому расчету он остается должным 12 1/2 флюри, которые должны быть уплачены также Темир Газию.

На наследственную часть матери Кенешхан Бикеч, равняющуюся одной шестой части имущества, оставшегося после смерти ее дочери Мелек Бикеч, причитается 511 хасене 1 груш (и ей выделено): невольник по имени Искендер с женою и малолетнею дочерью — 50 хасене; невольница по имени Невбахор — 40 хасене; невольница по имени Муляим — 45 хасене; кушак с жемчугами и бархатный сурах (?) — 60 хасене; сорок семь штук овец — 235 хасене; темно-серая кобылица с жеребенком — 5 хасене; подсвечник со щипцами для свечей — 1 груш. Всего 511 хасене 1 груш». (1-я и 2-я страницы 90 лист).

VI. «Опекун над малолетним Темир Гази Мурзою, сыном покойной Мелек Бикеч дочери умершего Татар Мурза Аги, назначенный таковым со стороны шариата и уполномоченный на нижеследующее дело бабушкою малолетнего Темир Газия Мурзы, Кенишхан Бикеч, Бехрам Халифе сын Имама Юсуфа, уполномочие которого доказано свидетельством Муэзина Асана сына Мехмеда и Тухамбака-София сына Джантая, явился в меджлис шеръи 2 в сопровождении раба умершей Мелек Бикеч под именем Кивана, имеющего высокий рост, серые глаза, бледный цвет кожи и происходящего из поляков, и объяснил: «при разделе имущества, оставшегося после смерти покойницы Мелек Бикеч Шариатским Судьею, (хакимом) у покойницы оказалось долга на 60 флюри. Вследствие этого хаким удержал этого раба с другими вещами в зачет упомянутого долга, а затем, после оценки его мусульманами в 40 флюри, передал его моей верительнице, чтобы она этим рабом и вещами уплатила долг покойницы». Когда раб этот просил китабет 3 за вышеозначенную сумму, то верительница моя по праву душеприказчицы, с целью уплаты долга, сделала его мукятебом 4 за сорок флюри. А тaк как в [48] настоящее время упомянутый раб отдал моей верительнице Кенешхан Бикеч сорок флюри, то пусть напишут освобождение и выдадут ему». В виду того, что названный выше поверенный, в силу своего уполномочия, добровольно признал (вышеизложенное), а упомянутый Киван подтвердил все сказанное тем поверенным, то постановлено: на основании шариата освободить его, и, по записке всего того, что произошло, выдано это просителю, чтобы оно служило воспоминанием о происшедшем. Написано в первых числах месяца Зилькааде 1017 года. Свидетели настоящего: Омер Калифе сын Аджи Мехмеда, Мухзир Махмуд сын Абдуллы, Мансур сын Балия, Мухзир Брун сын Абдуллы». (1-я страница 95 листа).

VII. «Поверенный со стороны Мелек Султан Хани, дочери умершего Гази-Гирей Хана, Тен-Мехмед Диван сын Отеша, уполномочие которого на нижеизложенное совершение бракосочетания доказано свидетельством Сеит Гази Бея сына Пир Ахмеда и Сафая сына Саъдия, и поверенный со стороны Aзаматши Mypзы сына Эсений Бея, Байрам-Али Бей сын Реджеба, уполномочие которого со стороны Азаматши Mypзы на совершение бракосочетания с упомянутою Мелек Султан Хани доказано свидетельством Шабана сына Юсyфа и Баймехмеда сына Kостена, — явились в присутствие меджлиса шеръи и (заявили), что они как векили (поверенные), совершили aкт бракосочетания между упомянутыми выше Мелек Султан Хани и Азаматша Мурзою, и что при этом назначено за мегер-муэджель тысяча флюри, тысяча грушей, тысяча тенге (?) и тысяча акчей. Почему о совершении брака вышеизложенным образом записано в седжиль. Свидетели: Аджи Хусейн, Касим Деде сын Абдуллы, Мансур сын Балия, Первиз сын Абдуллы и другие». (2-я страница 89 листа).

——————————————

В приведенных выписях мы имеем два раздела (яфты), два крепостных акта (худжета), две закладные записи и одно кадиаскерское решение по опеке. Рассматривая их со стороны внутреннего содержания мы находим следующее.

1) Оба раздела составлены на основании шариата (письменного мусульманского законодательства), той именно его части, которая в мусульманском праве считается самой главной и, по мнению законоведцев, составляет особую науку права — «ильму-эль-фараиз». Не касаясь общих положений о наследовании по мусульманскому праву, к каким приводит исследование представленных нами двух разделов, мы [49] дадим в настоящей заметке лишь краткие разъяснения по поводу того, или другого места разделов и постараемся указать значение их в бытовом отношении.

a) Наследниками упоминаемого в первом по очереди разделе Кенан бея являются: жена его, два сына и две дочери. Из них жена Кямран — долевая наследница, т.е. получает определенную Кораном долю — 1/8 часть. Сыновья Мухаммед и Омер и дочери Фатиме и Рахиме — асабаты, т.е. кровные естественные наследники, иначе — наследники по праву. Между этими наследниками оставшееся, за удовлетворением коранической наследницы Кямран, имущество делится так, что дочери Фатиме и Рахиме получают вдвое меньше своих братьев: Мухаммеда и Омера. Кроме того, жена Кямран получает еще мегер. Это — цена, платимая как эквивалент (ивад) за жену, т.е. вено. Он определяется перед заключением брака и называется мегер-мусемма (названный мегер) и платится или весь тотчас же при заключении брака, или часть его, а остальная часть числится долгом за мужем, и жена имеет право получить ее от мужа при совершении развода, или, если развода не было, после смерти мужа из оставшегося после его смерти имущества. В этом случае часть мегера-мусеммы, которая платится вперед пред заключением брака, называется мегер-муаджель, а остальная часть, которая остается долгом за мужем, называется мегер-муэджель. Как видно из приведенной яфты выдача мегера-муаджеля происходит до раздела имущества между наследниками, так как, сообразно шариатским постановлениям, при открытии наследства прежде всего должны быть сначала уплачены издержки на погребение и долги умершего, к числу коих относится и мегер-муэджель, неуплаченный мужем при своей жизни. Затем уже получают из имущества лица, которым что-либо отказано по завещанию, при чем требуется, чтобы предмет завещания не превышал стоимостью одной третьей части имущества, оставшегося после наследователя; далее — наследники коранические, т.е. получающие известную долю по Корану: муж, жена, мать, бабка, дочь без брата, внучка без брата, единоутробные брат и сестра, отец или дед по отцу и т.д., и, наконец — наследники по праву, т.е. лица мужского и женского пола, состоящие в степени кровного родства с умершим.

б) Другая яфта (раздельный акт) имущества, оставшегося после смерти Мелек Бикеч, составлена также во всем согласно с шариатом. Кораническими наследниками ее имущества являются мать ее Кенишхан Бикеч, которая получает одну шестую [50] часть имущества, оставшегося после своей дочери, и муж ее Кутлуша Мурза, которому следовало бы получить одну четвертую часть имущества, оставшегося после смерти своей жены, но, так как он должен был своей жене за мегер, 780 флюри, ему же причитается из наследства 767 1/2, то он еще остается должным — 12 1/2 флюри. Все остальное имущество, за выделом матери-наследовательницы одной шестой части, получает, как наследник по праву, сын ее Темир Гази Мурза.

Что же касается бытовых указаний вышеприведенных разделов, то они представляют богатый материал для знакомства с татарской культурой. В числе вещей упоминаются: часы «скорпион», браслеты с драгоценными камнями, дорогие перстни, разные дорогие материи и т.д. Одним словом опись восстанавливает всю обстановку богатого татарского дома начала XVII века. Нельзя не обратить внимания на то, что оценка вещей очень незначительна, так: пара волов оценена в 10 хасене, одна арба 1 хасене и т.п.

В заключение о разделах скажем слова два об упоминаемом в первом из них эвляд-вакуфе. Вакуф вообще означает имущество, посвященное Богу, т.е., отданное в пользу мечетей, медресе, мектебов и т.д., вообще на какое либо благотворительное дело. Такой вакуф называется религиозным. Но есть еще так называемый частный вакуф, когда обладатель имущества посвящает его в пользу одного мужского своего потомства, или мужского и женского потомства. В первом случае вакуф называется эбнай-вакуфом, а во втором эвляд-вакуфом.

2) Переходя к худжетам, мы видим, что они представляют записи того, что выслушивал и решал кадий. В одном из них дается худжет на освобождение раба, родом из Польши, некоего Кивана (Ивана). Этот Киван, пользуясь тем, что хозяину его нужны деньги, зарабатывает 40 флюри и получает свободу.

Другой худжет представляет, по нашему мнению, тот интерес, что в нем говорится о мегере, следуемом от Азаматши Myрзы (вероятно из Ширинских беев) ханской дочери Мелек Султан Хани. Мы думаем, что Азаматша Мурза родом из Ширинских потому, что по историческим указаниям только происходящие из этого рода могли вступать в брак с ханскими дочерьми и сестрами.

3) Наконец две закладные записи: одна — Ахмеда, другая — Улу-биим обращают на себя внимание, как по самому своему существу, так равно [51] и потому, что они имеют отношение к одному из произведенных разделов и даны наследниками Кенан бея.

Документов, в роде приведенных, в разбираемой нами кадиаскерской книге 1017—1022 г. много. Все они впрочем, однообразны, как просто и однообразно само судопроизводство Крымского ханства: худжеты, яфты, завещания, судейские решения записывались кадиаскерами в описательной форме, год за годом, в свои сакки (книги) длиною более обыкновенного нашего листа, а шириною в половину листа.

В заключение этой краткой заметки мы не можем удержаться от постановки такого вопроса: справедливо ли, что кадиаскер был только военный судья, при чем юрисдикция его распространялась на Бахчисарай, как то утверждают некоторые бытописатели? Приведенные выписи из кадиаскерской книги 1017—1022 г., по нашему мнению показывают, что он скорее гражданский высший кадий, чем военный чиновник.

Последующие выписи из кадиаскерских книг, хранящихся в архиве Таврического губернского правления, полагаем, дадут еще новые доказательства в пользу высказанного нами предположения.

Мурат-Бей Биарсланов.


Комментарии

1. Перевод дословный. Транскрипция наименований приводится по местному выражению. Слова в скобках, за исключением курсивов, служат для разъяснения.

2. Заседание суда.

3. Китабет есть договор, по которому владелец раба дозволяет своему рабу добыть на стороне в течение известного времени определенную сумму денег для своего выкупа. По передаче этой суммы своему хозяину раб становится свободным.

4. Мукятеб — раб, отпущенный своим владельцем на заработки для выкупа себя от рабства.

Текст воспроизведен по изданию: Выписи из кадиаскерского сакка (книги) 1017-1022 г. хиджры (1608/9- 1613 г. хр. лет.), хранящегося в архиве Таврического губернского правления // Известия Таврической ученой архивной комиссии. Том 8. 1889

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.