Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ТРАКТАТ О ЧИНАХ И ЗВАНИЯХ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ БУХАРЕ

"Знай, что государи Мавераннахра, в согласии с блестящим шариатом, установили четыре должности почитаемых ученых и сейидов, помимо должностей правительственных лиц. Первая из них — судьи (***), высший среди них шейх-ул-ислам, к которому аппелирует верховный судья (***), будучи связан его решениями; поэтому по своей должности [шейх-ул-ислам] стоит выше, чем верховный судья. Следующий за шейх-ул-исламом идет верховный судья, к которому обращаются с аппеляцией [все], который является главою юрисдикции основываясь только на переводе обозначавших их терминов, или затруднился их объяснить. [141] также и военного сословия и начальником таких великих людей, как войсковой судья (***); он выше, чем все военные и простой народ (***). Последним является войсковой судья, к которому обращаются за решениями военные, для коих он является главою судебных решений. Вторая должность муфтия, из коих высший носит название "а'лама (***)" т. е. ученейшего; они занимаются составлением юридических решений (фетва) для народа. За аламом следует войсковой муфтий (***), в компетенцию которого входит составление юридических решений по военной части, особенно во время походов и поездок в другие области потентата государства (***). При поездке же войскового судьи и войскового муфтия в [ту или иную из] областей, судья этой области отставляется от своей должности помимо [всякого] разрешения государя, как это обычно принято. 1 Третья должность— должность наблюдающих за правильностью мер и весов, за соблюдением установленных цен и исполнением религиозных обязанностей (***). Если мухтасиба 2 не будет из числа сейидов, то в том городе [где ему должно быть], допускают и не сейида исполнять обязанности по части побуждения [обывателей] к добрым делам и [удержания их] от совершения запретного.

Четвертая должность — преподавательская. Если некоторые лица оказались бы в данное время не пользующимися известностью [как ученые], но большую часть своего времени тратят на преподавание студентам наук, они могут быть утверждаемы в должности мударриса. 3

Четыре других занятия, кои его величество, государь, сделал специальною принадлежностью лиц сейидского происхождения, начиная с первого из них до настоящего времени [следующие]. Один — занимающий самый высокий пост, ибо ему препоручено управление Джуйбаром 4 как с внутренней, так и с внешней стороны. Временами, помимо этого управления, некоторых сейидов [государь] утверждает также и на [другом] посту. 5 Второй накиб (***), который, будучи компетентен в устройстве, снаряжении и расположении войска во время похода, передвижения и войны, и осведомлен об авангарде и арьергарде, о правом и левом флангах, о центре и о месте засады, не допускает достойного (или пригодного) для определенной должности человека к исполнению неподходящей для него. Третий — великий урак (***), исполняющий обязанности мухтасиба, сообразно священному шариату, между сейидами, [142] что находятся среди войск. Четвертый ведает делом, относящимся до ордена накшбенди: 7 ему поручено управление орошением изобилующего сиянием мазара. 8

Четыре других должности таковы, что они не являются специальною привилегией некоторых перед другими: напротив, они могут поручаться государем любому ученому, сейиду, узбекам и другим, кого он находит для сего подходящим. К этим должностям относятся: мир-и-асади (***), файаи (***), садр (***) и судур (***). Что касается файзи, то таковым может быть ученый или сейид; ему поручается наблюдение за правильностью мер и весов, за соблюдением утвержденных цен и исполнением религиозных обязанностей вне города священной Бухары и вне [стоянки] войск. Мир-и-асади тоже может быть и ученый и сейид; ему предоставлена должность мухтасиба сейидов, проживающих внутри города Священной Бухары и вне его, на расстоянии до одного фарсанга. Что касается [должности] садра, то он ведет учет и проверку (***) вакфов, находящихся внутри рабаза (***) Священной Бухары [на пространстве] до одного фарсанга. 9 Судур же ведет учет и контроль вакфов, находящихся вне сего. 10

Переходя к занятию людей пера (***), от которых зависит все, 11 то [следует отметить], что больших постов в этом сословии тоже четыре.

Первый — великий диван (***), который является заведующим высокими дефтерными записями 12 относительно танхо (***), 13 тилгу 14  (***) и др.

Второй — мушриф (***), на обязанности которого лежит запись жалуемых государем вещей вроде щитов (***), кольчуг (***), полного комплекта платья (***) и прочих предметов [высочайшего] внимания. Третий — дефтердар (***), который завершает главную запись, [143] принимая во внимание, что скостить или изгладить из нее, а что ратифицировать. Четвертый — диван потанабных поступлений (***), который отвечает за учет сборов с хараджных земель, называемых муаззаф (***), поступающих весною и осенью . 15за доходы и расходы с них, согласно распоряжениям высокого правительства.

Четыре других должности и того же сословия таковы.

Первая — личный секретарь ( — ***), 16 на обязанности которого лежит писание жалованных грамот (***), записок с испрошением молитв, с уведомлениями о состоянии здоровья, служебных записок с выражением воли или желания эмира или хана (***), 17ярлыков об утверждении в должностях, чинах и званиях разных лиц или о поручении им тех или иных обязанностей (***) и пр.

Вторая — городской арбаб (*** — арбаб внутри города), который следит за общественными работами по очистке оросительного канала (***), 18 за сбросом подпочвенных вод (***) и, 19 если случайно последует распоряжение, исполняет поручение по сбору налогов (или по заполнению городских водоемов водою). 20

Третья [должность] — диван по делам арабов (проживающих в ханстве, так наз. ***); 21 он ведет переписку по делам, возникающим среди арабского народа, [например] переход или зачисление в иррегулярные войска (***), переход или переселение в число подданных другого района (***), уплата налогов, вызываемых чрезвычайными обстоятельствами (***) и пр.

Четвертая должность — диван подробной отчетности (***) 22 На его обязанности лежит дать подробную отчетность в том, что занесли [144] в свои кассовые записи (***) дефтердар и диван потанабных поступлений.

Существуют также четыре других должности. Первая — библиотекаря, который ведает приемом сочинении, написанных и представленных учеными богословами, писателями и поэтами [на высочайшее воззрение], после того, как они собраны и одобрены государем, равно [на его обязанности лежит] ремонт книг высочайшей библиотеки. Вторая — бахши (***), который ведает приходом и расходом сумм кутвала (***), 23 отпускаемых на сооружаемые высоким правительством здания. Третья — диван конского снаряжения специального царственного назначения *** 24 существующий для записи лошадей [вообще], верховых коней и вьючных лошадей, 25 лошаков, седел, уздечек (***) 26 нагрудного узла (***) и султана на голове коня (***), 27 чепраков (***) 28 наседельников (***), 29 запасных, под стременем, шашек (***) 30 и прочих предметов. Все они подробно [145] перечисляются в описи. Четвертая — диван, ведающий кладовою (***); 31 на обязанности его лежит регистрация разного рода вещей, поступающих в государеву сокровищницу и состоящих из постелей, оружия и т. п., а равно и учет их расхода.

Четыре других должности, менее значительных, чем поименованные, вроде: малый мушриф (***), писец свитков (***), 32 диван-махрамов 33 и диван есаулов, 34 совершенно ясно объяснены и не нуждаются в подробностях.

Письмоводителей (***) тоже четыре: письмоводитель дивана государства (***), письмоводитель по распределению амляковых земель (***), 35 записыватель текущих происшествий (***) 36 и письмоводитель ***. 37

Четыре других должности таковы. Существуют "опоры эмиров", кои в присутствии государя ислама имеют определенные места для сидения; одна из таких "опор" — аталык, что в переводе с турецкого значит [отцовство], сделать кого-либо таким, чтобы он был вместо отца (***) за его расположение, ибо аталык по отношению к государю страны, а равно и ко всем его подданным, проявляет такое расположение, которое уподобляется расположению [и любви] отца к сыну. Функции этого лица состоят в следующем. Управление водами реки благородной Бухары [т. е. Зарафшаном] от Самарканда до Кара-куля 38 на основах [146] равенства и справедливости и распределение этих вод, сообразно древнему обычаю, между благородными и простыми людьми от Самарканда с его туманом по четыре хазора Согарджа (***), 39 по Миянкалю 40 и его туманом таково: "опора государства", которою является великий аталык (***), во время половодья (Зарафшана) или во время маловодья (***) пропускает воду против Кермине через 21 струенаправляющую арку; 41 [одна арка] или больше того воды доставляется [им] от Самарканда до Кермине, сообразно законной [для каждого общества] доли воды (***) 42 во время половодья в таком же размере, что и при малости воды; 43 каждая из этих [147] 21 струенаправляющих арки несет воду в количестве, достаточном для орошения приблизительно 100 тыс. танапов земли; 5/8 воды [пропускаемой через одну арку] аталык должен дать в соответствующей части Хазора (***) что ниже Кермине, с Ташрабатом и восточнее его до подножия степи (***) с Узлушкентом (***), Чаргавом и пр. [местами]. 44 Один равок с четвертью воды другого равока он должен дать туману Шафурком [Шапуркам] с Амирабадом так, чтобы 3/5 этого количества выделить Шофуркомскому населению, а 2/5 Амирабадскому. 45 Один равок воды [аталык] должен дать в Харакан-руд, а два равока воды дать в должных частях туманам Комот (Камат) и Хутфар 46 упомянутым образом, 47 но чтобы 2/5 всей воды получило население Комота, а 3/5 — население Хутфара. Один равок воды с 1/8 частью другого равока он должен дать туману Ком-и-Аби-Муслим, 48 причем так, чтобы входящие в состав этого тумана землепашцы взяли бы воды каждый по выделенной ему определенной части сообразно заселенной ими земли. Три равока воды забирает Шахр-руд; 49 однако туман Феравиз 50 и орошение земель по арыку Сан'-ан входит в оросительную систему [Шах-руда], поэтому 5/8 воды одного равока забирает туман феравиз, как свою часть, из того, что выделено Шахр-руду. После чего одиннадцать остальных равоков воды пропускается через мост Пул-и-Михтер-Касим; каждый моет запирается в целях наиболее правильного распределения воды 51 Один равок с 1/4 воды [целого равока] выделяется туману Самиджан, 52 5/8 воды одного [148] равока дается половина хазора Калти 53 что [в округе] Ваганзи, с того времени, как вода дойдет до Дехмуна и Ушава. 54 Два равока с 1/8 частью воды целого равока должны быть даны туманом Ханрабад и Тараб. 55 После пропуска семи равоков с остальной водой через мост Пул-и-Чехар-Минар, 3/4 воды целого равока должны быть даны хазора Шахр-и-Ислам, один равок с 1/4 воды целого равока получают Махан [пропущено название] одной местности и Кул-и-Калан, поделивши воду по 1/3 части [между собою]. За это время остается пять равоков воды, которые проходят через мост Пул-и-Джандар 56 и делятся [между населением] района Кара-куль. Такой порядок [водопользования] был в обычае у прежних омилей 57 и правителей областей и содержится в дефтерных записях древних государей.

Но если, вследствие [разных] бедствий, уничтожение посевов повлекло бы выселение жителей данной местности [в другую сторону], то в таком случае, изменивши большую часть прежних порядков, ведающие этими делами... [Дальше нет окончания фразы и сразу следует, без всякой отметки, последующий текст].

Вторая должность 58 — великий диван-беги (***), который ведает хараджем страны, определяемом термином муазаф 59 и является ответственным лицом за данные дефтерных записей. 60 Сообразно подсчету великого дивана и дивана по-танабных поступлений, он передает получение денежной наличности страны [образовавшейся из хараджных сборов] михтеру [государственной] кладовой (***), а сбор зерновых продуктов в натуре — амлакдорам. 61 Надзор за водопользованием в Кара-куле тоже поручен великому диван-бегию.

Третья должность — парваначи или парвоначи (***, который по высочайшему повелению доставляет ярлыки повелителя страны эмирам и великим людям, коим они пожалованы. Парвоначи принадлежит также управление арабским народом [проживающим в ханстве]. Четвертая [149] должность — додхо или дадхах (***); в его обязанность входит доставлять владетелю страны прошения обижаемых лиц и вручать им получаемые на них ответы.

Четыре других больших должности, кои относятся к самым близким [владельцу государства, таковы]: одна из них кукелташ (***), на обязанности которого лежит получение сведений со [всего] государства о друзьях и врагах и нахождение средств против последних; он также ведает шпионами. Вторая должность — великий ловчий (***), которому подчинены охотники со всем снаряжением для охоты, вроде охотничьих птиц, гончих собак и пр. Третья должность — великий инак (***), 62 который доставляет приказы государя чинам не эмирского сословия и тех шагирдпишэ, 63 кои будут удостоены собеседования с государем. Четвертая должность — великий евнух (***), 64 который является главным над дворцовыми евнухами. На нем лежит окарауливание государева гарема и доставление в царский гарем пищи и платья и пр., что нужно [его обитательницам], согласно божественному закону.

Что касается мест нахождения [буквально стояния] подле властителя страны упомянутых лиц, то для них отведены определенные места.

Но эти чиновные лица (***) стоят отдельно от сословия "людей пера"; 65 из последних только великий диван может выехать верхом из высочайшего дворца.

Существуют четыре других должности, исполнители которых тоже являются приближенными государя, временами выезжают из высочайшего дворца верхом с высочайшим повелением. Эти четыре должности следуют после должностей кукелташа, великого ловчего (куш-беги) и великого дворцового евнуха; занимающие их лица даже и стоят ниже этих чинов. Первая из этих должностей — малый инак (***), вторая — великий михтер. 66 Если из какой-либо местности поступит [на [150] высочайшее имя] доклад или приедет посол [с письмом], то прежде всего написанное поступает в руки малого инака; последний, вскрывши пакет, 67 по приказанию государя передает его личному секретарю [монарха, ], который громким голосом читает содержание написанного. Обязанности великого михтера таковы: он ведает закатом, 68 взимаемым с мусульман с одной четверти ушра, 69 с зиммиев 70 — в размере половины ушра, а с покоренных силою оружия 71 — в количестве целого ушра, а равно и найденными и неизвестно кому принадлежащими вещами, состоящими из разного имущества, денег в монете, скота, хлеба и зерна. Великий михтер должен собрать [все это] и употребить на издержки по разным расходам. Третья должность — диван кабинетских сборов (***); 72 он собирает доходы с государевых земель (***), и с мельниц, и с лавок, состоящих в высочайшем ведении (***), для избранной благородной казны и производит из них необходимые, потребные государю, расходы; он также производит расходы на гардеробную (***), на угощение в дни высочайших аудиенций (***) и т. п. Четвертая должность — дворецкий (***), на обязанности которого лежит накрыть [и приготовить для вкушения пищи] государев стол. 73

Четыре других должности дают право занимающим их лицам по временам сидеть в собраниях в высочайшем присутствии [владетеля страны], как, например, великого начальника артиллерии (***), ведающего арсеналом (***), кутваля, ведающего [казенными] [151] постройками и великого кухмейстера (***), заведывающего исправным состоянием государевой кухни (***; орошение [тумана] Самиджан также находится в его ведении. 74 Малый урак (***) исполняет обязанности мухтасиба среди сословия мулозимов при эмирах и [разных] великих людях, 75 несущих разные обязанности, вроде заведывающих обувью (***) головными покровами (***) и пр. Служба чухра-акаси (***) 76 заключается в отправлении обязанностей мухтасиба среди стремянных (***) в джилов-хане (или джилау-хона-***) 77 Существуют четыре других должности, представителям которых не позволяется выезжать верхом из высочайшего дворца, вроде: 1) главного хранителя [высокого] порога (***), на обязанности которого лежит охрана высочайшего дворца, когда там пребывает правитель государства; к сему еще добавляется [для него] управление туманом Шофурком и заведывание его оросительной системой; 2) чагатай-беги'я, который, будучи поставлен главою племени чагатай, управляет туманом Амирабад и заведует его оросительной системой; 3) туксоба (***), на обязанности которого лежит — ставить блюда с кушаньями (***) перед государем, а равно управление туманом Харакан с заведыванием его оросительною системою и 4) великий конюший (***), который, стоя при стремени государя, зорко следит за всем, что справа и слева, уподобляясь [порхающему] мотыльку. (Взято все это из книги "Собрание цифр" [***], Мирзы Бедиййи-Замана").

Комментарии

. В XIX в.. по крайней мере во второй его половине, должность шейх-ул-ислама в Бухаре совершенно утратила такое значение и его функции были очень скромные; об этом см. подробности в моей работе: "Очерк поземельного, податного и налогового устройства б. Бухарского ханства", Ташкент, 1929, стр. 13.

1. При приезде войскового судьи и войскового муфтия в район или область, подведомственную в правовом отношении местному окружному судье, последний на все время пребывания указанных лиц в его районе перестает исполнять свои функции без всякой санкции высшей власти, ибо так исстари принято, и функции местного судьи переходят к войсковому судье, а местного муфтия — к войсковому муфтию.

2. В Бухаре, впрочем, термин мухтасиб не был в ходу: его заменял термин paис (глава, начальник), употреблявшийся в обиходе и в местной литературе.

2. Т. е. преподавателя высшей конфессиональной школы, медресэ.

4. Джуйбар — местность на запад от г. Бухары, орошенная каналом Шах-руд (Шах-р-руд), который протекает в через город. В Джуйбаре обитали так наз. "шейхи Джуйбари" или джуйбарские ходжи, в XVI в. получившие широкую известность даже за пределами Средней Азии. О них см.: В. Л. Вяткин. Шейхи Джуйбари; сб. "В. В. Бартольду", Ташкент, 1927, стр. 3-19. За последний период существования Бухарского ханства при мангытах, джуйбарские ходжи жили в Бухаре к западу от арка, занимая 16 кварталов (гузаров); каждый квартал имел, примерно 100 домов, если считать в каждом по пяти человек, то общее число ходжей доходило до 8000 душ обоего пола (по данным т. И. Адилова). Эти потомки (ходжи Ислама и предшествовавших ему дервишских шейхов Джуйбара) ни к какому ордену дервишей не принадлежали; из них формировались кадры а'ламов, шейх-ул-исламов, чиновников (аммалдоров) и военных (сипохийон).

5. Автор по-видимому хочет сказать, что бывали времена (как за последнее время), когда фактически никто не бывал назначаем управлять Джуйбаром, и сейидам, достойным занять этот пост поручались другие дела

7. Орден дервишей — накшбенди (иначе накшбендийэ), или по местному названию ходжагов, был одним из самых распространенных в Средней Азии.

8. Т. е. мазара — патрона Бухары, шейха Бахауддина вакшбенда (ум. в 790/1388 г.); этот мазар находится к северо-востоку от г. Бухары в 10.5 км в сел. Бахоуддина, (по местному произношению); в прежнее время привлекал множество богомольцев из разных мест Бухары.

9. Рабазом называются предместья города, которые занимают весьма значительное пространство,

10. Вне совокупности того, что составляет столичный город, т. е. арк или кремль, шарихстан или город в собственном смысле и рабаа или предместья.

11. Применительно к нашей терминологии люди пера—канцелярские служащие или приказные, по терминологии Московской Руси. Покойный акад. Бартольд этот термин понимал как обозначение представителей бюрократии, бюрократической системы (Туркестан, II, стр. 238).

12. В тексте ***. Я не решился перевести слово дефтер ни как книга, ни как тетрадь, потому что эти записи (хранившиеся в большой тайне — они отражали все приходо-расходные операции государственной власти ханства), представляли длинные свитки (тумор по-бухарски).

13. Танхо (или тенхах) — буквально "сумма денег", "наличные деньги"; в бухарской же поземельно-податной терминологии означало пожалование офицеров и чиновников землею на правах аренды, т. е. как дополнительное к денежному натуральное довольствие. Об этом подробности см. в моей работе "Очерк поземельной подати и налогового устройства б. бухарского ханства", Ташкент, 1929, стр. 30, сл.

14. В рукописи слово "тилгу", "тилку" сначала было написано одним почерком, как ***' (тилгху или тилкху), потом это было зачеркнуто другими чернилами и рукою другого лица, продолжавшего отсюда рукопись, написано (***). Точное значение этого термина мне неизвестно и знакомые бухарцы объяснить его мне не смогли. Я склонен предположить, что в рукописи вкралась ошибка и вместо *** билгу — написано тилгу (тилку). Термин билгу, судя по объяснению в *** (л. 18аб), обозначал чек или берат на получение с тумана известной суммы денег или верна В натуре, каковой документ скреплялся печатями соответствующих правительственных лиц, вроде великого дивана, диван-беги кабинетских имуществ и, наконец, самого главы государства.

15. Сбор херадж-и-муаззафа взимался обычно дважды в год, весною и осенью. См. подробности в упомянутой выше моей работе "Очерк поземельно-податного и налогового управления б. Бухарского ханства", стр. 22, сл.

16. Мунши — вообще значит секретарь, но здесь, сообразно с перечислением его. функций (исполняемых по распоряжению потентата страны), термин этот обозначает личного секретаря последнего.

17. Что касается упоминаемых здесь эмирских или ханских записок с обращением за молитвами, то таковые относились к особо почитаемым шейхам или ишанам суфийских орденов; записки, "в коих владетель ханства милостиво уведомлял о своем благополучия во всех отношениях", относились к разным знатным лицам и первым чинам страны, вроде верхвного судьи, наместника той или иной области и пр.

18. Разумеется, канал Шах-руд (древний Зар-руд или Руд-и-зар), прорезывающий г. Бухару.

19. Термин "зах" а Средней Азии означает подпочвенную воду, которая для г. Бухары с окрестностями составляет большое зло: в редком месте нельзя не натолкнуться при разных земляных работах на подпочвенную воду на близком расстоянии от поверхности земли; поэтому искони старались удалить эту воду, во избежание сырости в помещениях, путем отвода ее особыми каналами (захкаш) за город, на поля и бахчи. В других местах такие каналы для отвода подпочвенных вод назывались джуи-и-захбар (***), как это, например, мы встречаем, в вакф-намэ от 1270/1854 г. мечети кв. Чихил-Кар сел. Телау (б. Телауской волости Ташкентского у.); см. дело позем, подотд. Сыр.-дар. обл. правл., № 116/1892 г., хранящееся в Центр, арх. упр. Узб. ССР: О вакфах 11 мечетей в Теляуской волости, лл. 8-11.

20. Я затрудняюсь передать здесь, в каком именно смысле употреблено в тексте арабское *** от ед. ч. ***, ибо это слово означает и "взимание налогов" и "заполнение водоемов водою"; теперешние же бухарцы этого слова, — в применении к обязанностям городского арбаба или, в просторечии, ноиб-и-раиса — не знают. Так как заполнение водоемов города происходило регулярно три раза в течение месяца (если бывала вода, а то были случаи, что по 2-3 месяца вода в водоемах не менялась), и для такого заполнения никакого каждый раз специального распоряжения не требовалось, то, можно думать, что здесь речь идет о сборе налогов.

21. Собственно чиновник, ведающий канцелярией по делам арабов.

22. Термин тауджих собственно обозначает запись подробных данных о жаловании и довольствии служащего лица, с подробным обозначением его имени, служебного положения, племенного происхождения и т. п. (см. подробности об этом в *** л. 7аб). Отсюда книга или свиток этих записей, составлявшихся по строго определенной форме, именовались *** что довольно точно может быть переведено нашим бухгалтерский термином "Книга лицевых записей".

23. Должность Кутвала за последнее время в Бухаре не существовала, но в бытность Н. В. Ханыкова в Бухаре, в начале 10-х годов XIX в. кутваль (которого он называет катаул) еще существовал с функциями наблюдателя за эмирскими постройками (Н. Ханыков. Описание Бухарского ханства. СПб., 1843, стр. 186). О нем см. дальше.

24. Собственно, чиновник, ведающий канцелярией конюшей части.

25. В тексте стоят термины *** последний из них асп-и-партали (общеупотребительный до сих пор в Бухаре, обозначает лошадь, ходящую под вьюком: когда всадник едет налегке, за ним следует лошадь, везущая его снаряжение). Этот последний термин соответствует термину иабу — ***, употребляемому в той же значении в Афганистане и Индии. Судя по словарю Сулеймана эфенди *** (Константинополь, 1928, стр. 90), слово партал (***) — джагатайское и означает вещи, платья, верблюжий и лошадиный вьюки.

26. Джабдук (таково именно бухарское произношение) означает уздечку полностью, т. е. с удилами, с налобником и теми идущими от нее и падающими по бокам головы коня ремнями, украшавшимися золотом, бирюзою и драгоценными камнями, коя именовались зулф (***). Каждому чину присваивалось определенное число таких зулфов (в частности, эмирский конь имел, помнится, 13 зулфов), отличавшихся длиною и шириною от зулфов прочих правительственных лиц; отсюда было выражение— джабдук и-дудзулфа, джабдук-и-сизулфа и пр., т. е. уздечка о двух зулфах, уздечка о трех зулфах и т. п.

27. Термин гирихбанд обозначает то соединение (узел) на груди коня двух ремней, падающие с плеч, и двух ремней, идущих с боков, которое обычно закрывалось серебряной или золотою бляхой или большим полудрагоценным камнем (сердоликом, яшмою и пр.). Джига — плюмаж или султан, возвышавшийся на голове коня между ушей.

28. Гиджим или куджим (в рукописи с огласовкою над первою буквою) — чепрак, поддеваемый под седло, покрывающий круп лошади и спускающийся почти до земли. Эти чепраки в Бухаре бывали обычно или бархатные, богато вышитые золотом или серебром, или, реже, парчевые; все они обшивались длинною шелковою бахромою; у лиц незначительного служебного положения чепраки отделывались канителью. Между прочим, обычно в Бухаре эти чепраки назывались даури (***), а не гиджим (куджим); последнее слово было в ходу в Ташкенте и в прилегающих к нему районах. В словаре *** (Lucnow, 1822, part III, p. 61) под словом *** указано, что это слово обозначает боевой покров на лошадь, надеваемый в дни войны, что обозначается также термином кэджим (***, рифмующимся со словом ***). Вполне возможно, что автор переводимого текста имел в виду именно конскую броню прежде всего.

29. Мне в точности не известно, что именно обозначает термин румикаш; я слышал лишь от одного из бухарцев Мирзы Махзума Мухаммеди, что этим термином, помнится ему, назывался наседельник (***) надевавшийся на седло. У знатных и чиновных лиц он бывал из дорогой материи (может быть руми — красного цвета, из бархата и пр.) и богато отделывался золотом и драгоценными камнями.

30. Запасная шашка; подвязывалась под стремя на случай поломки в бою шашки на поясе.

31. Собственно чиновник, заведующий складом постельных принадлежностей, но, как видно из дальнейшего текста, помимо постелей, к нему поступало оружие и другие вещи, совершенно разного характера. Я поэтому перевел это общим выражением "кладовая".

32. Термин пайгер обозначает в Бухаре длинный бумажный свиток (тумор), который состоит из нескольких листов бумаги подклеенных один к другому в виде длинной полосы, которая свертывается в трубку. Для прочности эти пайгеры нередко наклеивались на материю и даже на кожу, причем один конец, откуда начинался текст, обычно имел длинную матерчатую или кожаную полосу для перевязывания такого свитка. Содержание таких пайгеров составляли: вакуфные грамоты (***), — с наиболее значительных из них снимались копии для государственного архива и разных мест в других городах, чтобы, в случае утраты оригинала, последний мог быть восстановлен по сохранившейся копии, — родословные (***) и пр.

33. Диван махрамов, т. е. чиновник, ведавший перепискою по делам махрамов, придворных чиновников или, вернее, лиц дворцового ведомства, исполнявших разные мелкие обязанности. О них см.: Ханыков. Описание Бухарского ханства, стр. 185-186.

34. Диван есаулов — чиновник, ведавший перепискою по делам есаулов или низших чинов, исполнявших перед кушбегием, кази-каланом, правителями областей и прочими высокими лицами обязанности представлять просителей, выполнять разного рода поручения и пр.

35. Мухаррир-и-амлак был письмоводитель по части казенных земель, бывших в пользовании населения и называвшихся амлаками. О них подробности см. в вышеназванной моей работе "Очерк поземельно-податного и налогового устройства б. Бухарского ханства," стр. 9 и 25.

36. Термин мухаррир-и-вока'анавис обозначал письмоводителя, делавшего сводки ежедневных эмирских (ханских) осведомителей о всем слышанном и виденном ими за день среди народа. В позднейшей Бухаре в просторечии термин "мухаррир" обозначал письмоводителя муфтия.

37. Мне неизвестен этот термин и объяснить его на месте мне не могли. Едва ли здесь можно допустить наличие староперсидекого *** вместо *** — корова, потому, что у властителей Бухары (по крайней мере последнего времени) никаких коровьих стад не было. Возможно здесь и описка переписчика.

38. Кара-куль лежит к северу от станции того же имени Среднеазиатской ж. д. С этого места р. Зарафшан разбивается на множество мелких рукавов с озерами и болотами и, не доходя до Аму-дарьи, теряется в песках. В тексте совершенно правильно указаны те две точки (отправная и конечная), между которыми Зарафшан сохраняет все свое огромное значение для бухарского и самаркандского оазисов, как главная водная артерия.

39. Термин хазора (по-бухарски) или хезэрэ означал местность, где второстепенный оросительный канал, отведенный от магистрального орошал 50 тыс. танапов земли, на доходы с которых мог бы содержаться отряд воинов в тысячу человек (см. об этом в приложении "К вопросу о значении некоторых терминов, употребленных в административном делении Мавераннахра", лл. 4—5).

Согардж (Согердж) — древнее и большое селение городского типа, лежавшее в долине Ззрафшана, в окрестностях г. Иштихана (давно уже не существующего), примерно в 50 км (в пяти фарсангах) от Самарканда (к северо-западу от него). Процветания Согарджа относится к эпохе узбеков (особенно джанидов), когда он был главным городом особого удела. Развалины Согарджа — в 4 км от сел. Янги-Курган. (В. Бартольд. Туркестан в эпоху монгольского нашествия, ч. II, стр. 93, 130 и 523).

Здесь речь очевидно идет о районе Согарджа, который во время составления настоящего труда, надо полагать, включал значительную часть б. района Иштихане, при саманидах простиравшегося на 5 дней пути в длину и на 1 день в ширину (ор. cit. стр. 98).

40. В тексте ***; также пишет это слово и автор упомянутого выше труда ***. Он дает ему такое объяснение (л. 207б: "В древности между Бухарою и Самаркандом соорудили стену на протяжении 12 фарсангов; местность здесь была отлично возделана и орошена, имела множество селений и городов, вроде Хатырчи, Пенджшембе, Кал'а-и-Дабус и др.; путь от Бухары до Самарканда в этих стенах совершали пешком в течение восьми дней; эту территорию называли "Миан-Калят" (по-видимому, арабская форма от старо-персидско о миан — средина и кал — место, т. е. место посредине (стен). В позднейшее время термин Мианкаль прилагался к долине Зарафшана между Самаркандом и Хатырчи; в Хатырчи два рукава Зарафшана, Ак-дарья и Кара-дарья, соединяются вместе.

41. В тексте равок или равак (***); как термин орошения, это слово означает каждую арку, делаемую под кирпичным мостом или дамбою поперек реки в целях пуска речных вод по определенным направлениям. Эти струенаправляющие арки с верхним мостовым настилом для конного и пешего движения до сих пор сохранились в остатках по долине Зарафшана (начиная с так наз. "арки Тамерлана" около Самарканда) и некоторыми исследователями ошибочно принимаются только за развалины мостов (См., напр.: Л. Зимин. Отчет о двух поездках по Бухаре с археологической целью. Прот. зас. и сообщ. чл. Турк. кружка люб. археол. г. XX, Ташкент 1915; стр. 123-129). О постройке такой струенаправляющей арки на Зарафшане, подле Самарканда, имеются интересные подробности в рукописи *** Муллы Беннаи (лл. 5ба-58а по списку 1330/1912 г). Шейбани-хан, лично руководивший строительством этого равока, закончил его в последний день месяца раби'ул-aввала (1 ноября 1512 г.). Эта арка была расположена, по словам инж. Б. Н Кастальского, под углом в 107° к другой такой же арке (ныне разрушившейся), от которой вся плотина-мост шла прямой линией, параллельно современному железнодорожному мосту на Зарафшане. Таким образом это сооружение Шейбани-хана было и мостом, и водораспределяющей плотиной, направлявшей часть Зарафшана в Ак-дарью и Кара-дарью. В тексте говорится о 22 струенаправляющих арках, но, полагая, что это ошибочно написано, я поставил в переводе, в соответствии с дальнейшим текстом, 21 арку.

42. Чисто бухарский термин хаккоба (из арабского *** — истина, право и персидского *** — вода); означает собственно право на определенную долю воды целого общества или его отдельного члена.

43. Вся фраза эта о доставлении воды от Самарканда до Кермияе не совсем ясна для меня. Она в тексте читается так: после слова *** Несомненно, что перед *** — излишек, избыток — что-то пропущено; я поставил, как наиболее вероятные слова, одну арку, т. е. вода в количестве, проходящем через одну струенаправляющую арку или большем, доставляется от Самарканда до Кермине и т. д. И всю фразу сделал вводною, тем более, что она как-то не вяжется с предыдущей фразой, — сначала речь идет о воде, направляемой ниже Кермине, а потом упоминается об орошении того, что выше Кермине

44. Все эти места существуют и теперь: сел. Хазора лежит на запад от Кермине, на левом берегу Зарафшана; Узлушкент и Чаргау (по современному произношению) — на том же берегу Зарафшана на ю.-в. и ю.-з. от Ташрабата.

45. Шапуркам, или по-бухарски, Шофурком в позднейшее время назывался, по словам акад. Бартольда, Варданзи (Туркестан, стр. 116-117). Однако автор *** отмечает Шапуркам, как туман, существовавший в 1333/1914-1915 гг. и добавляет, что его называют Кишлок-и-Калон, т. е. большее селение (*** л. 208б) Селение Варданзи находится километрах в 60 к северу от г. Бухары. Амирабад (на картах Амир-рават) лежит ближе к ж.-д. линии (на запад от нее), чем сел. Варданзи, находясь на с.-в. от г. Бухары почти в 40 км. В дальнейшем я позволил себе вместо пространного "количество воды, направляющееся через распределительную арку" писать сокращенно равок (в бухарском произношении).

46. Туман Камат (Комот) в последнее время назывался Вапкендом (***); лежит километрах в 25 к с.-в. от г. Бухары. Туман Хутфар (***), теперь называемый Зиндани (***), лежит километрах в 40 к северу от г. Бухары (*** лл. 203б и 213а, 218а.)

47. Т. е. в пропорции 2/5, и 3/5

48. Кам-и-Аби-Муслим или, по-бухарски, Ком-и-Аби-Муслим, в последнее время назывался Ваганзи (***). Селение Ваганзи лезит по левую сторону Зарафшана в б км от ст. Кизыл-Тепе и километрах в 35 от г. Бухары к с.-в. от него.

49. Шахр-руд (***), как уже сказано, — главный бухарский оросительный канал, сокращенно называемый Шахруд. Он отделяется от Зарафшана ниже сел. Вагакзи; место его вывода называется Банд-и-дуоба (***).

50. Автор *** не приводит этого названия. В древности существовали два Феравиза: верхний и нижний, находившиеся внутри великой стены Зарафшанского оазиса (В. Бартольд. Туркестан, II, стр. 118).

52. Т. е. все его струенаправляющие арки, снабженные поднимающимися и опускающимися затворами, должны быть всегда заперты, открываясь лишь на время пропуска положенной доли воды.

52. Туман Самиджан *** то же, что и Рамитан. Оба эти названия в Бухаре до сих пор употребляются, и часто про рамитанца говорят", "вай самиджани" — он самиджанец. В соответствии с таким произношением, видимо, следует исправить принятое акад. Бартольдом (Туркестан в эпоху монгольского нашествия, II; стр. 101, 117, 120-121) чтение этого слова как Самиджен, которому следуют и другие (напр. Зимин, ор. cit., стр. 130).

53. Калти, теперешнее селение на левом берегу Зарафшана, лежит в 14 км к северу от г. Бухары и в 30 км к ю.-з. от сел. Ваганзи.

54. По-видимому, разумеется "древнее селение Дехмун в 2,5 фарсангах от Бухары, по дороге в Пейкенд" (В. Бартольд, Туркестан, И, стр. 118). Ушава, вероятно, находилось (или находится) поблизости Дехмуна.

55. Сел. Хайрабад лежит между р. Зарафшаном и Шахр-рудом в 10 км к ю.-в. от Ваганзи. Тараб известен теперь под именем Охугер (Ахугир) *** (л. 208б).

56. У сел. Джандар (по-бухарски Джондор), что на правом берегу Зарафшана, лежащего вблизи ст. Мурган Среднеаз. ж. д. Остатки этого вододелителя в виде моста с пятью арками между мощными быками сохранились до сих пор и известны под именем моста Абдуллы-хана. Их описал и сфотографировал Л. А. Зимин (см. его упомянутую выше статью "Отчет о двух поездках по Бухаре", стр. 127-129).

57. Амил (***), или по-бухарски омиль — сборщик налога на благотворительные цеди, называемого закат. См. подробности в моей работе "Очерк поземельноподатного и налогового устройства б. Бухарского ханства", стр. 43-44.

58. Очевидно, после аталыка.

59. См. прим. 15 к стр. 143.

60. Последняя часть фразы для меня не ясна, и я даю здесь ее перевод по общему смыслу фразы, написанной с погрешностями против грамматики, именно: *** (в рук.***

61. Амлакдар (по-бухарски амлакдор, ***) — чиновник, ведавший сбором подати с амлаков, как с частных земельных имуш,еств. Об амлаках см. подробности в моей работе "Очерк поземельно-податного и налогового устройства...", стр. 25 и 34-35.

62. Автор пишет слово инак так, как оно написано во многих исторических сочинениях и дипломатических актах Средней Азии — на персидском и турецком языках, т. е. производя его от арабского *** — объятие, заключение в объятия, тесная дружба Между прочим, хивинские историки XIX в. Мунис-Мираб и Мунис-Агехи пишут весьма последовательно *** на всем протяжении своих объемистых трудов (см. их *** в списках Гос. Публ. библ. Уз. ССР за инв. №821 и 845). Другие пишут, как *** и *** в том же значении, производя это слово, очевидно. от джагатайского глагола *** доверять, верить, откуда *** значит "искренний друг, собеседник", "достойный доверия человек" и пр. (см. упомянутое ***, стр. 62).

63. Термин шагирдпишэ (***), правильнее шагирд-и-пишэ — "ученик в каком-либо ремесле или занятии", буквально обозначал в Бухаре довольно многочисленный класс служилого сословия, представители которого были без чинов и званий, находясь в услужении, для разных мелких поручений, при военно-административных чинах, вроде миров или хакимов, куш-беги и пр. За выслугу лет или за что-нибудь выдающееся в своей деятельности шагирдпишэ могли получать чины и тем самым переходили в сословие амалдоров, т. е. чиновных лиц.
В отличие от названия шагирдпишэ такие же служащие при сановниках из улема, вроде судии, верховного судьи, раиса и пр. назывались мулозимами (арабское *** — буквально: постоянно находящийся при ком-либо; состоящий на службе, в свите).

64. Термин ходжа в значении евнуха в позднейшей Бухаре был неизвестен и этой должности не существовало, во в XVII в. он употреблялся (упоминается в ***)

65. Т. е. последние ниже по своему положению, чем перечисленные члны, близкие к особе владетеля страны.

66. Можно было бы перевести по-русски и как "великий конюший", но принимая во внимание, что основное значение этого персидского слова — больший, высший, что лица с таким чином в среднеазиатских ханствах занимали разные должности (смотря по эпохе) от министра до казначея, что последующее определение обязанностей михтера исключает возможность его ведения делами государственной или ханской конюшни, я оставил этот термин без перевода.

67. В Средней Азии никогда не запечатывали писем, прошений и пр. в конверты, имевшие нашу форму, а все написанное свертывалось в трубочку, которая обертывалась чистою бумагою так, что острый (треугольный) конец бумаги загибался сверху, подклеивался гуммиарабиком и припечатывался оттиском печати, налагаемом на месте, где лежал острый конец бумажной обертки. На последней писали краткий адрес. Это называлось по-бухарски лифофа (от арабского *** — обертка, покрышка).

68. Термином закат (***) обозначается специальный, установленный шариатом, налог в размере 1/40 стоимости всякого облагаемого предмета. Закатные сборы шли на разного рода благотворительные и религиозно-просветительные расходы. Подробности о закате в Бухаре см. в моей работе "Очерк поземельно-податного и налогового устройства...", стр. 43—48.

69. Термин ушр (***), т. е. десятина, 1/10 часть, взимаемая по шариату с доходов, или сбор с земель мусульман в пользу казны мусульманского правителя. Приводимое здесь исчисление заката в размере 1/4 части десятины как-раз и составит 1/40 стоимости облагаемого предмета.

70. Термин зимми (***) обозначает подданного иноверца в мусульманском государстве.

71. В тексте для обозначения этого выражения стокт термин харбийан (***), т. е. враждебные иноверцы, подлежащие подчинению или уже подчинившиеся мусульманам после победоносной войны.

72. Слово ***, обозначавшее в старом языке правительство и казну, в этом значении бухарцами позднейшего времени не употреблялось. Ввиду указываемой дальше компетенции этого дивана я позволил себе слово саркор перевести как кабинетские сборы, применительно к б. термину русского права — "кабинетские земли и имущества", т. е. разного рода недвижимости, составлявшие собственность главы государства. Должность дивана кабинетских поступлений соответствовала позднейшей диван-беги. О ней см. в моей работе "Очерк поземельно-податного и налогового устройства...", стр. 10, прим. 22.

73. Термин дастурханчи по-видимому соответствовал боярину-дворецкому Московской Руси (см. И. Е. Забелин. Домашний быт русских царей, II, М., 1915. стр. 369, сл.).

74 .В тексте одна должность пропущена. Дальше идет перечисление должностей третьестепенного значения.

75 .О мулозимах см. в прим. 63.

76 .Чухра-окоси (по бухарскому произношению) дословно — начальник придворных пажей; иначе он назывался чухра око боши (***).

77 .Джиловдары исполняли обязанности такого рода: когда сановник садился на коня, то джиловдар держал коня за поводья; когда высокопоставленный всадник слезал с коня. джиловдар поддерживал его и принимал от него лошадь. В городах, служивших резиденциями миров, т. е. окружных правителей или наместников эмира, существовали, как и в Бухаре, цитадели или поместному арк'и, где жил мир или хаким. Приезжавшие к нему по делам разные служащие и прочий люд обычно оставляли своих лошадей вне цитадели, а сами шли туда пешком. Оставляемых лошадей принимали стремянные (джиловдары) и устраивали им проводку до выхода из арк'а их владельцев. Эти джиловдары жили тут же в особом помещении, находившемся вне цитадели и называвшемся джилов-ханэ или по-бухарски джилау-хона.

 

Текст воспроизведен по изданию: Бухарский трактат о чинах и званиях и об обязанностях их носителей их в средневековой Бухаре // Советское востоковедение, Том V. М.-Л. 1948

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.