Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

17. 1614 г. не позднее начала ноября. — Посольское письмо бухарского купчины ходжи Науруза ц. Михаилу Федоровичу: 1) с жалобой на самарского воеводу кн. Димитрия Петровича Лопату-Пожарского, будто бы взявшего у него дары, посланные от бухарского хана Имам-кули, [110] и неизвестно отправившего ли их по действительному назначению, 2) с жалобой на казанских воевод, неправильно взявших пошлины с привезенных им с собою ханских товаров и 3) с просьбой отпустить его без дальнейшей задержки или в Бухару, или в Сибирь.

Перевод з бухарскова Имам-кулиева царева купчины с Науруз-Мухаммедевы грамоты слово в слово.

Белой царь! Имам-кули царь. Бьет челом твоему царскому порогу последней холоп бухарскова Имам-кулия царя купчина Науруз всех Фарс государя, месяцу подобно светящему на всю вселенную, а и к тебе великому государю на своем царьском престоле седящему и делам подобному Дараскому государю, и богатырством подобному Искендерскому государю, и престолом подобному Бенраскому государю, и милостию и прав-до[й] подобному Нишируванскому государю, великому государю белому царю милости твоей челом бью. А после того прошенее мо[е] тое: бухарской царь послал меня в государство твое государево изкупити что ему надобно в государстве твоем и я милостию божиею до государствия твоего дошел и я, искупя хотел ехать назад, и как я || в твой государев город в Самару пришел, и что было у меня в руках послано от государя моего к тебе государю, и на Самаре князь те все поминки взял, а сказывает что послал вверх, и мне о том не ведомо, те поминки до твоего царьского светлаго лица довез ли ль или нет; а после того как я приехал в Казань ко мне от тебя государя присланы ко мне да к корованной голове твои государевы люди чтоб нам с послы тво[и]ми государевы отпустити людей своих на Юргенчь в вожах, а нам бы быти в Казани, и мы по твоему государеву указу людей своих с твоими государевыми послы послали и сами провожали и проводив приехал назад в Казань, а после того как я приехал в Казань и что у меня было тавару государя моего бухарскаго царя, и со всего взято пошлина до деньги; а после того слово то есть: как даст буду у государя своего у бухарскаго царя у ноги, и государь мой будет велит меня спросити, что пошлина сь его тавару у тебя пошл[и]ны взяли лишни[е], и мне будет в те поры что сказать, || и ево государя кручина будет на меня, что я о том тебе государю не бил челом, и я бояся того ныне тебе государю бью челом. А о том нам ведамо, что милостию божиею послы из Юргечь до Кизылбасскаго области дошли здорова, и я последней холоп в нынешнее время бью челом тебе государю, чтоб ты, государь, пожаловал, велел меня отпустить в Бухары, а Бухары от Юргенча долеко, а бухарского государя с тобою, государь, кроме дружбы иного дела нет, и твои государевы послы хотя сот[ь]я (?) больши тех, которые пошли в Кизилбаши, и от бухарскаго государя дурна ни-которова не будет; и тебе бы государю пожаловать, велеть мне волю дать и отпустить ко государю моему в Бухары видеть очи государя моего, и будет, государь, не пожалуеш, ко государю моему меня отпустить не велиш и ты, государь, смилуйся, вели меня отпустить в Сибирь, и будет [111] твоим царьским жалованием до Сибири дойду, и будет куплю кречата, и мне бы было с чем ехать ко государю своему и дни бы мои были добры.

Помета: Князь Дмитрей сказал, что он государевых поминков у кизылбашского купчины не имывал, и бояре приговорили отписати в Казань или на Самару, где ныне тот купчина, а велети того купчину розпросити подлино и розпись у него взяти за его рукою, что у него князь Дмитрей государевых поминков взял, и сам ли имал или люди его, и которые именем. (См. напечатанные в Трудах Вост. отд. Русск. Археол. общ., т. XXI, СПб. 1892, связанные с этим посольством более ранние документы: 1613 г. — Грамота хивинского хана Араб-Мухаммеда I казанским князьям, дьякам, дворянам и детям боярским, посадским торговым и земским всяким людям с напоминанием о чинимых хивинским торговым людям грабежах, об отобрании у них денег, вырученных от продажи привезенных товаров, и с предложением, прекратив подобные действия, возобновить почти прервавшиеся торговые сношения между обеими странами (стр. 258). 1613 г. сентябрь. — Грамота бухарского хана Великара Имам-кули-Бехадура "всех русских людей начальником крестьянским" об отправлении в Московское государство для торговых целей ходжи Науруза и с предложением возобновить правильные и безобидные торговые сношения между обоими государствами (стр. 259). 1613 г. декабря после 11-го. Отписка самарского воеводы кн. Дмитрия Петровича Лопаты-Пожарского в Посольский приказ с допросными речами бухарского хана Имам-кули купчины ходжи Науруза, и хивинского хана Араба-Мухаммеда караванного головы Дервиша-Бабы (стр.168 — 172). — Содержит: 1) указания о взаимных отношениях Бухары, Хивы, Туркмен, Турции, Тарков и Персии; 2) сведения о кочевьях каракалпаков, Больших Ногаев и Казачьей Орды, и 3) очень ценные данные о степной дороге из Московского государства в Среднюю Азию — из Самары степью через Яик и Эмбу в наиболее удобное и безопасное время зимою по последнему пласту, как снеги большие поубудут и лед на реках не прошел и покамест конской корм под копытом не будет. 1613 г. декабря 17. — Челобитная бухарского хана Имам-кули купчины ходжи Науруза о разрешении ему закупить ряд товаров на "царев обиход" (стр. 166 — 167). — Упоминаются: панцырь, рыбий зуб, черные лисицы и кречеты, каковые окроме Московского государства купить негде. Особо в челобитной подчеркивается, что раньше с царских товаров пошлин не брали. 1613 г. декабря 17 — Челобитная хивинского хана Араб-Мухаммеда I караванного головы Дервиш-Бабы Ереееа (стр. 167) — Содержание аналогично предыдущей. 1613 г. после декабря 17. — Отписка самарского воеводы кн. Дмитрия Петровича Лопаты-Пожарского ц. Михаилу Федоровичу о приезде в Самару купчины ходжи Науруза и караванного головы Дервиш-Бабы и о жалобе их на неправильное взятие с их товаров, как ханских, государевых пошлин (стр. 165 — 166). — Прибывшие купцы привезли 2 грамоты тезичьим письмом от бухарского и хивинского ханов, и товары де в грамотах писаны, а перевесть их на русское письмо некому, переводчиков на Самаре нет. Переведены были в Казани. 1614 г. января 29. — Грамота из Посольского приказа казанским воеводам кн. Ивану Михайловичу Воротынскому с товарищами об отправлении в Персию посланника Михаила Тихонова и подьячего Алексея Бухарова, о предоставлении им для сопровождения бухарцев и хивинцев из прибывшего каравана и о задержании в Казани купчины ходжи Науруза и караванного головы Дервиша-Бабы до получения известий о достижении послами персидской границы (стр. 182—187). — Содержит: 1) указание на количество прибывших с ходжой Наурузом и Дервишем тезиков торговых людей — 300 человек и 2) сведения о пути их до Самары степью караваном от Юргенчи до Самары 12 недель, через Яик выше Соротчика, не займуючи Астрахани, а от Самарского де до Юргенчи лехким делом месяц ходу, а от Юргинчи до первово шахова города до Коросана 7 день ходу, а от Коросана шаховою землею до стольново города шахова, до Казбина, 10 день ходу.)

МД. Бух. ст-цы 1614 г. декабря 8, лл. 4—6. Датируется на основании сопоставления сведений настоящего документа с данными грамоты от 22 янв. 1615 г. из Посольского приказа, № 18, стат. списка посланника Мих. Тихонова 1615 г. июнь, изданного в Тр. Вост. отд. Русск. археол. общ., т. XXI, СПб., 1892 г., стр. 277—306 и ненапечатанной в этом издании отписки казанских воевод от 8 ХII 1614 г. — л. 1.

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.