Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

20

Конец 1872 — начало 1873 г. Реестр сбора налога салгут-кесме с каракалпаков.

ЦГА УзССР, ф. И-125, оп. 2, № 569 (= Иванов, № 131). Подлинник. Тетрадь без обложки, 15 лл. (записи начинаются с л. 1б 1; лл. 13 — 15 не заполнены); размер 22x35,5 см.
Основания датировки см. Введение, стр. 21 — 22.
См. также: Иванов, Архив, стр. 218 — 221; Андрианов, Этническая территория, стр. 126 — 132 (перевод М. В. Сазоновой).

// Каракалпаки [арыса] кунграт (***)

*Баканлы-чеучейли (***) — 28 атлы 2

Терис-тамгалы — *61 атлы 3

140. 4 Кабиль-беглербеги: 100, 35, 60, 35; всего 230. Диван [116] пулы 5 уплатил (***) - 2 1/2 [тилля] — у него

самого (***) 6

20 атлы

100. Торе-Нияз-бий: 60, 40, 60, 40; всего уплатил 200(***)

20 атлы

100. Пулад и Бек-Ходжа-бий 7: 36, 50, 14, *50, 46 8, 4; всего уплатил 200.

21 атлы

105. Сафар-Нияз-бий: 50, 45, 80, 2, 33; всего уплатил 210.

// Итого 450 9.

Казаяклы — 70 атлы

25. Ходжа-Ахмед-бий: 30, 20; всего уплатил 50.

80. Нефес 10 и Нукат (***): 100, 44, 13; всего уплатил 157; диван-пулы, [уплатил]; 3 тилля отдал Торе-Мураду (***). [117]

80. Бай-Назар-бий: 20, 60, 47, 30, 3; всего [уплатил] 160: диван-пулы уплатил.

// 75 11. Исмаил-бий: 50, 50, 40, 10; всего уплатил 150.

30. Мулла Ширим-юзбаши 12: 41, 19; всего [уплатил] 60; диван-пулы уплатил 13.

60 14. Абдулла-юзбаши-бий: 18, 30, 1, 10, 1; всего уплатил 60; 3 [тилля] — у него самого (***) 15

Эр-Назар-бий: 20, 10, 15,7 1/2,7 1/2; всего уплатил 60. Итого 350 16.

Иргаклы — 59 атлы

75 17. Ораз-бий: 60, 40, 25, 25; всего уплатил 150.

75 18. Даниял-бий: 50, 40, 50, 10; всего уплатил 150.

// 75 19. Аскар-бий: 120, 20, 10; всего уплатил 150.

70 20. Султан.Мурад-бий: 40, 40, 50, 10; всего [уплатил] 140;. диван-пулы уплатил. Трое — 592 (***) 21

Итого 296 22. [118]

Баймаклы — 80 атлы

70. Мат-бий: 80, 60; всего уллатил 140.

65. Рахман-Берды-бий: 55, 20, 55; всего [уплатил] 130; диван-пулы уплатил.

33. Файзулла: 55, 11; всего уплатил 66.

// 33 [тилля] 6 теньга. Мансур-бий: 30, 23, 13 [тилля] 6 [теньга] 23; всего уплатил 66 [тилля] 6 [теньга].

66 [тилля] 5 теньга. Тур-Мухаммед: 40, 66, 16, 10 [тилля] 5 теньга; всего [уплатил]132 [тилля] 5 теньга; диван-пулы, уплатил.

66 [тилля] 5 теньга. Мангыт-бай: 115, 17 [тилля] 5 теньга; всего уплатил 132 [тилля] 5 24 [теньга].

33 [тилля] 6 теньга. Иш-Мухаммед-бай: 40, 15, 11; всего уплатил 66 [тилля] 6 теньга.

33 [тилля] 6 теньга. Джаны-Узак: 23, 20, 21 [тилля] 6 [теньга], 2; всего уплатил 66 [тилля] 6' теньга; 3 [тилля] — у него самого (***) 25.

Итого 401 1/2 (***) 26.

// Уйгур — 48 атлы

105 1/2. Кош-Назар-бий: 30, еще 20, 30, 20, 60, 70, 10, 7, 29, 13; [всего 289].

54. Оте-Нияз-бий: 30,36,40, 20, 11, 4, 25, 18, 7; [всего 191] 27.

Всего уплатил[и] 480 28. [119]

54. Хал-Мухаммед.

26. Кул-Мухаммед.

Итого 239 1/2 29.

Тиекли — 29 атлы

146 [тилля] 12 теньга. Абулгази-бий: 50 30, 90, 90, 60, 3; всего уплатил 293.

// [Садык-бий 31. *1 [тилля] 12 теньга — у него самого (***) 32

*Итого 146 [тилля] 12 теньга.

[Всего] джаунгыр — 375 атлы (***) 33.

* Колдаулы — 114 атлы 34

151. Ораз-аталык: 100, 100, 85, 15; всего [уплатил] 300.

151. Шир-Джан-наиб: 120, 77, 70 35, 20; всего [уплатил] 298 36.

110. Эр-Мухаммед-бий: 42, 14, 26, 6 [тилля] 6 [теньга]; [всего 88 тилля 6 теньга].

Карлы-бай 37: 40; Чин-бий: 60, 32. Всего уплатил[и] 220 38. [120]

// 110. Хал-Мухаммед-бий: 70, 60, 45, 25, 20; всего уплатил 220.

50. Самад-бий: 39, 21, 30, 10; всего [уплатил] 100.

Итого 577 39.

Ачамайлы — 87 1/2 атлы

220. Торе-Мурад-бий 40.

60. Мерген-бек: 40, 35, 30, 15, 10; всего [уплатил] 130; диван-пулы уплатил.

31. [тилля] 6 теньга. Досым 40.

30. Яхшилык: 50, 10; всего [уплатил] 60; диван-пулы уплатил.

// 33. Торе-Мурад-бий 40.

33. Мулла Ораз 40.

31. Сексен-бай 40.

Итого 437 1/2 41.

*Балгалы — 54 атлы 42

270. Аскар-бий 40.

Кош-тамгалы — 59 атлы

295. Арзы-аталык: 100, 110, 75, 15; всего уплатил 300.

Абдулла-бий и Арпан 43-бий: 30, 30, 60, 50 44, 70, 30 44, 20; всего уплатил[и] 290.

Итого 295.

// Хандекли — 73 атлы

182 1/2. Дели-Джан-бий: 120, 60, 86, 48, 46, 5; всего уплатил 365. [121]

52 1/2. Али-бай-бий: 60, 36, 8, 1; всего уплатил 105.

65. Дост-Мухаммед-бий: 40, 45, 60, 55, 7.

65. Бек-Нияз-бий: 15, 20, 15, 3. Всего Бек-Нияз [и] Дост-Мухаммед [уплатили] 260. Диван-пулы уплатил[и].

Итого 365.

Муйтен — 54 атлы

270. Султан.Мурад-бий 45: 50, 50, 40, 115, 8, 2; всего уплатил 265.

Тур-Мухаммед: 15, 50, 40, 31 [тилля] 6 [теньга]; всего уплатил 136 [тилля] 6 [теньга].

// Ай-Мухаммед-бий: 20, 50, 30, 38 [тилля] 3 [теньга]; всего уплатил 138 [тилля] 3 [теньга].

Итого 270 46.

Кара-мойын — 56 атлы

60 47 Аллак-бий: 24 48, 21, 13 49, 37, 5, 40 50; всего уплатил 140 51.

60. Бек-Назар: 74, 56, 10; всего уплатил 140.

110. Аман-бай: 15, 40, 20, 50, 15, 100, 40; всего [уплатил] 280 52.

Итого 280. [122]

Кыят — 87 1/2 атлы

177. Садык-бий 53.

Нур-Мухаммед 53.

// 177. Кадыр-Берген 53.

88 1/2. Абдулла-юзбаши 53.

Итого 442 1/2.

*[Всего] атлы чуллук — 585 (***) 54

Итого [арыс] кунграт (***) — 4802 [тилля] 55.

// (Племя (= арыс) он-торт уруг

Анна — *37 1/2 [атлы] (?) 56

187 1/2. Ярман-бий: 40, 35, 20; *всего уплатил 95 57.

Бек-Назар-бий: 20, 37, 33; всего уплатил 90.

Сейид-Ахмед-бий: 20 58, 45, 39, 16; всего уплатил 120.

Эрис-Назар-бий: 20 59, 30, 20; всего уплатил 70.

Итого 187 1/2 60. [123]

Ай-теке — 37 1/2 атлы

187 1/2. Мухаммед-Риза-бий: 42, 43, 20; всего уплатил 105.

Худай-Берген-бий 61: 75, 9, 11; [всего 95].

// Мирза-юзбаши 62.

Аллам-Берген-бий 62.

Курбан-Ходжа-бий: 45, 75, 55. Всего уплатил[и] 375 63.

Итого 174 64.

Черучи-хытай — 37 1/2 атлы

174; 187 1/2. Адиль-аталык 65.

Худжум 66-бий: 20, 50, 69, 40, 8 1/2; всего уплатил 187 1/2.

Хасан-бий и Адиль-аталык: 14, 9, 100, 50, 14 1/2; всего уплатили 187 1/2. [Всего] 375.

Итого 174.

// Манджули-хытай 67

260. Адиль-аталык: 130, 261, 26, 103; всего [уплатил] 520. Итого 260.

Аралбай-хытай 67

260. Исмаил-бий: 120, 30, 32, 24, 25, 9; всего уплатил 240.

Джанат-бий: 35, 30, 5; всего уплатил 70.

Мулла Толеп-юзбаши: 50, 40, 30, 20; всего уплатил 140. [124]

Туран(?)-бий: 30, 27, 11; всего уплатил 70 68. Итого 260.

// (Беш-сары хытай — 52 атлы

260. Шаим-бий: 80, 50, 2, б; всего [уплатил] 140 69.

Али-бек-бий 70: 90 71; всего уплатил 90.

Аман-Джол, Бай-Назар, Абдухайр-бий: 49, 61, 80, 80, 12, 8; всего уплатил[и] 290.

Итого 260.

Кайчилы-хытай — 52 атлы

260. Алла-Назар-бий: 50, 45, 36, 9; всего [уплатил] 140.

Отеген-бий: 30, 70, 40; всего уплатил 140.

Нефес-бий: 53, 45, еще 10, 29; всего [уплатил] 137.

// Пирим-бий: 30 72, 50 73, 10 74, 10, 3; всего (уплатил] 103.

Итого 260.

Казаяклы-хытай — 52 атлы

260. Абдушариф-бий: 35, 104, 90 75, 50 75, 20, 56, 36, 19, 38 75, 5, 7; [всего 460].

Абулгази-бий-юзбаши: 60. *Израсходовано (***) 76. [125]

Диван-пулы уплатил 77. Всего [уплатили] 520.

Итого 260.

Куйын — 37 1/2 атлы

230; 187 1/2 78. Торе-Нияз-бий: 136, 50, 25, 4; всего уплатил 215.

Мулла Эвез: 16, 80, 64; всего уплатил 160.

Итого 230.

/10а/ Еки-шейх хытай — 36 атлы

180. Хабибулла-бий, Иш-Берген-бий 79: 30, 35, 48, 42, 25; всего уплатил[и] 180.

Айд-Мухаммед-бий: 20, 45, 15; всего [уплатил] 90; диван-пулы уплатил.

Хыдыр-Нияз-бий: 70, 20; всего уплатил 90.

Итого 180.

Всего (***) [племя хытай] — 2232 80.

Канглы 81

125. Турсун-бек-бий: 70, 70, 27, 38, 20, 15; всего уплатил 240.

155 1/2; 125 82. Махмуд-бий: 170, 80; всего уплатил 250.

160; 125 83. Ниметулла-бий: 39, 30, 70, 112, 9; всего уплатил 260. Иш-Мухаммед 84

Всего (***) канглы — 375. [126]

/10б/ Кыпчак

110. Девлет-Назар-аталык: 110, 30, 20, 50, 10; всего уплатил 220 [тилля] 6 теньга.

65. Хани-Яр-бий: 70, 50 85; 50; всего [уплатил] 170; диван-пулы уплатил.

106 1/2 86. Палван-Нияз-бии: 50, 45 87, 10 88.

27 1/2. Ябу Хураз 89: 46, 9.

Малолетний сын Бек-Мухаммеда (***): 40, 15.

Хаджи-бий(?) 90: 10. Всего [уплатили] 225 91. Диван-пулы уплатили.

52 1/2. Отеп-Берген 40, 45, 20; всего уплатил 105.

/11а/ 110 1/2. Пир-Мухаммед-бий: 20, 30 92, 10 93, всего [уплатил] 60; диван-пулы уплатил.

Салтыр Ходжа-Мурад: 50 94, 55; всего [уплатил] 105; диван-пулы уплатил.

40. Тангсык-ходжа: 71, 9; всего [уплатил] 80; диван-пулы уплатил.

*Хал-Мухаммед-бий 95

16 атлы [рода] басар... (***) 96 [127]

80. Бек-Нефес-бий: 45, 45, 30, 40; всего [уплатил] 160; диван-пулы уплатил.

70. Кул-Мурад-бий: 100 97, 40; всего уплатил 140.

60. Худай-Берсын-бий: 50, 50, 20; всего [уплатил] 120; диван-пулы уплатил.

Иштек — 14 атлы 98.

/11б/ 52 1/2. Джагалтай Девлет-Назар-бий: 50, 40, 15; всего уплатил 105.

Всего кыпчак (***) 746 1/2.

Мангыт

135. Халык-Назар-бий: 33 99, 148, 70, 19 100; всего уплатил 270.

97 1/2. Ноубетулла-бий: 100, 60 101, 35; всего [уплатил] 195; диван-пулы уплатил.

128. Мулла Сейид-Назар. 12 102, 23 103, 21, 78, 42, 43, 34, 3; всего уплатил 256.

105 1/2 104. Юсуф-бий: 12 105, 36 106, 35, 15, 55, 55, 3; всего уплатил 208 107.

125 1/2. Чин-Мухаммед-бий: 90, 26, 56; всего уплатил [172] 108. /12а/ [128]

68 1/4 109. Дост-Мухаммед-бий: 45, 40, 30, 2, 20; всего уплатил 137 110.

83. Девлет-бий: 24 111, 110, 16, 36, 52, 6 1/2; всего уплатил 416 1/2, вместе с Чин-Мухаммедом (***).

58 3/4. Таджи-Мурад-бий: 30 111, 60, 27 1/2; всего уплатил 117 1/2

185 1/4 Срым-бий [и] Инаятулла 112: 40 111, еще 60, 130, 70, 70, 2 1/2, всего уплатили 372 1/2. 37 1/4 атлы (***).

50. Исмаил-бий: 20 111, 40, 30, 10; всего уплатил 100.

75. Девлет-Яр-бий: 30 111, 30, 40, 40, 10; всего уплатил 150.

Всего мангыт (***) — 1111 1/2 113.

/12б/ Кенегес

740. Эр-Назар-аталык: 500, 300, 400, 150. Уплатил 3 [тилля] диван-пулы (***).

Девлет-бай-бий: 130.

Итого он-торт уруг (***) — 5204 [+?] 3 [+?] 4 [тилля] 114.

Комментарии

1 На л. 1а имеется зачеркнутая запись о выдаче денежных сумм нескольким лицам, немного ниже (возможно, рукой Мирзы Абдурахмана — см. Введение, стр. 59 и сл.) перевернутая надпись: “[№] 12 Дафтар каракалпак ов. Салгут” (***).

2 В переводе М В. Сазоновой (ТХАЭЭ, III, стр. 126): “Юкатлы-чочилы” и дано примечание: “Вероятно, название местности” (!). Суммы, собранные с родов баканлы и чеуджейли, в тексте не указаны. Возможно, что деньги, получэнные от зтих родов, сдавал Кабиль-беглербеги (с 28 атлы причиталось 140 больших тилля; именно это число стоит над именем Кабиля, см. ниже).

3 В переводе М. В Сазоновой опущено.

4 Над именами предводителей стоят цифры, обозначающие, по-видимому, причитавшиеся с них суммы, налога в больших тилля (по предположению Б. В. Андрианова и М. В. Сазоновой). Цифры, стоящие после имен предводителей, означают фактические взносы в малых тилля. Итоги по родам и племенам записаны снова в больших тилля. Цифры, стоящие над именами предводителей, иногда не соответствуют фактической сумме взносов (в частности, в данном случае: 140 и 230 — вместо 140 и 280) или 115 и 230), из чего следует, что эти цифры ставились до того, как записывалась фактически поступившая сумма. Над именем Кабиля-беглербеги сперва было написано “145”, затем зачеркнуто и рядом написано “140”.

5 “Диван-пулы” — по-видимому, особый сбор, который шел в пользу хивинского чиновника — “дивана” — и который при сборе обычного салгута назывался “имам-пулы” (Кун, Очерк, лл. 216 — 22а) (так как в основных районах ханства сборщиками салгута были имамы мечетей).

6 Сперва под цифрой “2 1/2” было написано “за иргаклы” (***), затем это зачеркнуто и написано “у него самого” (***). Это означает, очевидно, что 2 1/2 тилля Кабиль-беглербеги должен был внести за род иргаклы, но это было отменено и эти деньги остались у него. Аналогичные записи имеются также ниже.

7 Слова “Пулад и” (***) приписаны позднее справа от имени “Бек-Ходжа-бий” (ср. ниже, прим. 9).

8 Под цифрой “50” написано “Пулад” (***), а под цифрой “46” — “также” (***). Это показывает, какие именно взносы были сделаны Пуладом; остальные, следовательно, были сделаны Бек-Ходжа-бием.

9 Это число получится, если считать для Кабиля-беглербеги 145 больших тилля, а не 140 (ср. выше, прим. 4).

Выше слов “итого 450” на л. 2а имеются еще следующие записи: в левом верхнем углу — “<баканлы-чеуджейли> 28 атлы”; в правом верхнем углу — “Бек-Ходжа, <Пулад-юзбаши; 50, 46”; над именами — “48 [тилля] 6 теньга”, рядом — “повторно” (***); это означает, что вся запись повторена по ошибке (ср. выше) и недействительна.

10 Под именем “Нефес” написано: “5 атлы”.

11 Сперва было написано “45”, потом переправлено на “75”.

12 Под именем написано: “6 атлы”.

13 Далее было записано “Мулла Матак (***) и зачеркнуто, над этим — “Исмаил-бий”; над именами — “6”, переправленное на “30”; рядом написано: “повторно” (***), что означает, что вся запись сделана по ошибке (ср. выше — Исиаил-бий).

14 Сперва было написано “30”, потом переправлено на “60”, что соответствует фактической сумме взносов Абдулла-бия и Эр-Назар-бия (см. ниже).

15 Сперва под цифрой “3” вместо слова *** было написано “за иргаклы” (***), потом зачеркнуто.

16 Итог записан в конце строки, непосредственно после предыдущей записи, из чего следует, что он не мог быть записан заранее.

17 Сперва было написано и зачеркнуто: “230”, “74 без 1/2 (***)”, “96”.

18 Сперва было написано и зачеркнуто: “74 без 1/2

19 Сперва было написано “110”, затем переправлено на “74 без 1/2” потом это число также зачеркнуто.

20 Сперва было написано и зачеркнуто: “74 без 1/2

21 Это число соответствует записанному далее итогу по племени иргаклы, но в малых тилля.

22 Должно быть 295.

23 Цифра теньга здесь (и далее в аналогичных случаях) стоит над цифрой тилля.

24 Цифра теньга стоит под цифрами тилля.

25 Сперва под цифрой “3” было написано “за иргаклы” (***), затем это перечеркнуто и слева написано ***.

26 Всего получается на самом деле 399 тилля 28 теньга, т. е. либо 400 1/2 тилля (считая 1 тилля = 18 теньга), либо 402 тилля, 1 теньга (считая 1 тилля = 9 теньга).

27 В суммы фактических взносов Кош-Назар-бия и Оте-Нияз-бия входят, очевидно, и взносы записанных далее Хал-Мухаммеда и Кул-Мухаммеда (как показывает сумма в больших тилля).

28 Это число стоит после цифр отдельных взносов Оте-Нияз-бия, но сюда входит и сумма взносов Кош-Назар-бия (289 +191 = 480).

29 С левой стороны страницы, несколько выше этого итога, было сперва написано: “За иргаклы (***) — 2 [тилля] 2 теньга”, затем все перечеркнуто и рядом написано ***.

30 Под цифрой “50” написано “Садык” (***).

31 По-видимому, Садык-бий внес 50 тилля (см. прим. 4).

32 Написано у левого края страницы. Вместо слова *** ранее было написано (и потом зачеркнуто): “за иргаклы” (***).

33 В переводе М. В. Сазоновой (ТХАЭЭ, III, стр. 128) 146 тилля приписаны к Садык-бию, а вместо итога по роду тиекли написано: “Всего атлы 375” и дано примечание: “Приписка: Джанхур зачеркнута” (!).

34 Букв. “колдаулннские атлы — 114”.

35 Сперва было написано “78”, затем переправлено на “70”.

36 В действительности должно быть 287.

37 Над именем Карлы-бай число не проставлено.

38 Число 220 является суммой фактических взносов Эр-Мухаммед-бия, Карлы-бая и Чин-бия; число 110 (в больших тилля?) над именем Эр-Мухаммед-бия соответствует этой сумме.

39 На самой деле итог всех чисел, стоящие над именами, должен; быть 572

40 Суммы фактических взносов не указаны.

41 Должно быть 438 тилля 6 теньга.

42 В переводе М. В. Сазоновой (ТХАЭЭ, III, стр. 128) этот заголовок пропущен, а Аскар-бий приписан к ачамайлы (перед итогом “437 1/2”)

43 В тексте: *** (*** зачеркнуто).

44 Под цифрами написано “Арпан” (***).

45 Над этим именем приписано еще: “Бешим-бай”.

46 Сперва было написано “269”, затем переправлено на “270”. Этот итог явно был записан не заранее, а после получения всех взносов

47 Сперва было написано “270”, затеи переправлено на “280”, затем зачеркнуто и справа написано “60”.

48 После этого числа было ранее написано “40”, а под ним — “Юсуф”; и то и другое зачеркнуто, вверху написано: “у Аман-бая” (***).

49 После этого числа написано “100”, под этим сперва — “Юсуф”, затем имя зачеркнуто, а над ним написано: “у Аман-бая” (***)

50 Перед этим с красной строки было написано “100”, а под ним — “Юсуф”; и то и другое зачеркнуто

51 Левее был написан другой итог — “280”, затем зачеркнутый (так как — что видно из всех этих записей — две суммы — 100 и 40, всего 140 — были потом приписаны Аман-баю).

52 Сперва итог был записан “140”, потом зачеркнут и вверху написано “280”.

53 Суммы взносов не проставлены.

54 П. П. Ивановым эта запись пропущена. В переводе М. В. Сазоновой (ТХАЭЭ, III, стр. 129) вместо этого: “Салгыт атлы — 585” (!).

55 На самом деле при сложении всех итогов по родам и племенам должна получиться сумма 4830 тилля 12 теньга, которая по двум отделениям арыса кунграт распределяется следующим образом: джаунгыр (жаунгыр) — 1883 тилля 12 теньга, чуллук (шуллук) — 2947 тилля.

В тексте ниже итога написано прописью карандашом: “четыре тысячи восемьсот” (почерк Мирзы Абдурахмана?).

56 Написано с правой стороны страницы, выше числа “187 1/2”, которое стоит над именем Ярман-бия; у следующих родов количество атлы написано именно справа, причем оно также равно 37 1/2.

57 Над этим было написано: “18 атлы. Диван-пулы получены (***)”, все это зачеркнуто, выше написано: “25 1/2 атлы”.

58 Под цифрами пометка. “воскресенье” (***).

59 Под цифрами пометка: “четверг” (***).

60 Сперва было написано “174”, затем переправлено. Судя по общему итогу по племени хытай (см. ниже), итог по роду анна был принят 174, а не 187 1/2; ср. также ниже — ай-теке и черучи.

61 Над именем зачеркнуто. “174”.

62 Суммы взносов не проставлены.

63 375 — сумма взносов всех предводителей ай-теке (т. е. с Мухаммед-Риза-бием и Худай-Берген-бием).

64 В переводе М. В. Сазоновой ошибочно поменялись местами итоги “375” и “174”.

65 Над именем Адиль-аталыка написано “174”, а выше — “187 1/2”; далее были записаны три взноса: 130, 261, 26, но все зачеркнуты. Очевидно, это имя вообще было записано здесь по ошибке — далее (л. 8б) Адиль-аталык записан в роде манджули, с такими же взносами.

66 В тексте: ***.

67 Количество атлы не указано.

68 Фактически получается 68; быть может, просто позабыли отметить последний взнос в 2 тилля.

69 Сперва было, по-видимому, написано “138”, потом тройка переправлена на четверку, а восьмерка — на ноль; должно быть, поступил еще один взнос в 2 тилля, который не отмечен. Ноль во многих хивинских документах пишется почти как 5 (***).

70 Между Шаим-бием и Али-беком был записан Бай-Назар-бий, но зачеркнут, а над именем написано “повторно” (***).

71 После “90” было записано еще “2”, но зачеркнуто, и итог соответственно исправлен

72 Под цифрами написано: “(первое слово непонятно) наиб” (***).

73 Под цифрами написано “аталык”.

74 Под цифрами написано “наиб”.

75 Под цифрами написано “Сейдим”.

76 В переводе М. В. Сазоновой (ТХАЭЭ, III, стр ПО, прим. 22) неверно: “Закончено”.

77 Возможно, что пометка относится и к Абдушариф-бию.

78 Над именем написано “230”, а выше, более крупно — “187 1/2

79 Имя “Иш-Берген-бий” вписало, по-видимому, позже, над именем “Хабибулла”.

80 Такой итог получается, если по роду анна принять итог 174, а не 187 1/2.

81 Здесь и далее количество атлы по племенам не указано.

82 Над именем написано “155 1/2”, выше над этим — “125”.

83 Над именем написано “160”, выше на о, этим — “125”.

84 Суммы взносов не проставлены.

85 Под чистом “70” помечено “Хани-Яр”, под “50” — “также” (***),

86 Сперва бапо написано “160”, потом переправлено

87 После первого числа (50) помечено: “джадик, саттыр, Пир-Мухаммед-бий” (***), после чего было записано опять “30” и зачеркнуто, а под ним — “25” (тоже зачеркнуто) Под числом “45” также помечено “джадик” (***) Джадик (жадик) и саттыр — названия родов племени кыпчак

88 После числа “45” стояли еще числа “15” и “10” (оба зачеркнуты), причем под числом “10” помечено “Хаджи-бий (?)” (см. ниже). Под последним числом “10” помечено также “джадик” (***)

89 Ябу — название одного из родов кыпчаков

90 В тексте: *** (?)

91 Сумма 225 относится к Палван-Нияз-бию, Хуразу, Хаджи-бию и сыну Бек-Мухаммеда

92 Между “20” и “30” стояло еще “55” (зачеркнуто)

93 Между “30” и “10” стояло еще “25” (зачеркнуто).

94 Перед этим зачеркнуто. “21”

95 Суммы взносов не проставлены

96a После *** следующее слово неразборчиво; возможно, название еще одного рода. К какому имени относится эта запись — неясно.

96 В переводе М. В. Сазоновой вместо всего этого — “16 — Хал-Мухаммед”, т. е. 16 сочтено за количество больших тилля.

97 Под цифрами помечено “Кошум” (?) (***).

98 Иштек (в каракалпакском произношении — естек) — один из родов кыпчак ов. К каким именам относится эта запись — неясно.

99 Под цифрами пометка “воскресенье” (***)

100 Между “70” и “19” стояла еще “17”

101 Между “100” и “60” стояло еще “130” (зачеркнуто), а под этим — “Инаятулла” (также зачеркнуто)

102 Под цифрами пометка “суббота” (***)

103 Под цифрами пометка “воскресенье” (***).

104 Сперва было написано “60”, потом переправлено.

105 Вместо “12” сперва стояло “32” (зачеркнуто), а под этим пометка: “четверг” (***).

106 Под цифрами пометка “воскресенье” (***).

107 Написано “210”, а под этим — “без двух” (***), очевитно, не учтен последний взнос — 3 тилля, приписанный позднее.

108 Число не проставлено, так как итог объединен с Девлет-бием (см. ниже).

109 Сперва было написано “114”, потом переправлено.

110 Внизу под числом “137” написано “без одного” (***).

111 Под цифрами пометка: “Воскресенье” (***).

112 Имя “Инаятулла” вписано мелко над именем “Срым”.

113 Из этого итога следует, что не принята во внимание поправка, упомянутая в прим. 110.

114 Внизу под цифрой единиц (четверкой) подписано “3”, а” еще ниже — “4”. Ниже этой записи написано прописью карандашом: “пять тысяч двести” (почерк Мирзы Абдурахмана ?). При сложении итогов по отдельным племенам получается 5205 тилля.

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.