Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

МУХАММАД ИБН 'АБД АЛ КАРИМ АШ-ШАХРАСТАНИ

КНИГА О РЕЛИГИЯХ И СЕКТАХ

КИТАБ АЛ-МИЛАЛ ВА-Н-НИХАЛ

/40/ Часть первая

МУСУЛЬМАНЕ

Мы уже привели значение [слова] ислам. Теперь мы установим различие между исламом, верой (иман) и благодеянием (ихсан), разъясним, что является началом, что - серединой и что - совершенством согласно известному преданию о миссии (архангела) Гавриила - мир ему! - когда он явился в облике бедуина, сел так, что его колено соприкасалось с коленом Пророка - да благословит его Аллах и да приветствует! - и сказал: «О посланник Аллаха, что есть ислам?» Тот ответил: «Свидетельствуй, что нет бога, кроме Аллаха, и что я - посланник Аллаха, совершай молитву, давай закат, постись в месяц рамадан, совершай паломничество к священному дому (Ка'бе), если ты в состоянии добраться до него». Он сказал: «Ты прав», затем спросил: «Что есть вера?» Тот - мир ему! - ответил: «Веруй в Аллаха, его ангелов, его Писания, его посланников и в последний день. Веруй в предопределение - в его добро и зло». Он сказал: «Ты прав», затем спросил: «Что есть благодеяние?» Тот - благословение и мир [52] ему! - сказал: «Поклоняйся Аллаху, как будто ты лицезришь его, ведь если ты не лицезришь его, то он видит тебя». Он сказал: «Ты прав», затем спросил: «Когда [наступит] смертный час?» Тот - мир ему! - ответил: «Спрашиваемый об этом не лучше знает, чем спрашивающий». Затем он встал и вышел, а Пророк - да благословит его Аллах и да приветствует! - сказал: «Это - Гавриил, он пришел к вам, чтобы научить вас предписанию вашей религии».

В толковании Корана различают [понятия] ислам и вера. Иногда ислам встречается в значении внешней покорности, и в этом участвуют верующий и лицемер. Аллах всевышний сказал: «Сказали бедуины: "Мы уверовали!" Скажи: "Вы не уверовали, но говорите: "Мы покорились!"» (Коран ХLIХ, 14). Божественное откровение [также] различает оба эти [понятия] .

/41/ Если ислам в значении «предать себя богу и покориться» внешне был предметом общности, то это - начало. Далее, если вместе с ним имела место искренность в том, что [человек] признает истинность Аллаха, его ангелов, его Писаний, его посланников и день Страшного суда и твердо верит в то, что добро и зло предопределено Аллахом всевышним в [том] смысле, что выпавшее на его долю существовало не для того, чтобы ввести его в заблуждение, а введшее его в заблуждение существовало не для того, чтобы выпасть на его долю, то он - истинно верующий. Далее, если он совместил ислам с признанием истинности (Аллаха), соединил борьбу за веру со свидетельством [истинности веры] (Ал-мушахада в данном случае может означать «свидетельство [истинности веры] », т. е. произнесение слов исповедания веры: «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммед - посланник его») и его сокровенное стало видимым, то это есть совершенство. Следовательно, ислам есть начало, вера - середина, а благодеяние - совершенство. Соответственно этому слово «мусульманин» включает в себя [понятия] «спасшийся» и «погибший».

Иногда ислам встречается в сочетании с благодеянием. Аллах всевышний сказал: «Напротив, кто предал свой лик Аллаху, благоденствуя...» (Коран II, 106). С этим согласуются слова Всевышнего: «... я удовлетворился для вас исламом как религией» (Коран V, 5), его слова: «Поистине, религия пред Аллахом - ислам» (Коран III, 17), его слова: «Когда Господь его сказал ему: "Будь покорен!", он сказал: "Покоряюсь Господу миров!"» (Коран ІІ, 125) - и его слова: «... не умирайте же без того, чтобы не быть вам предавшимися [богу] » (Коран II, 126). Соответственно [53] этому [слово] ислам относится исключительно к «спасшейся секте», а Аллах лучше знает!

Усулиты 1 расходятся в [вопросах] единобожия, справедливости, обещания, угроз, откровения и разума.

Здесь мы [должны] говорить о значении «корней» (усул) и «ветвей» (фуру) и прочих слов.

Некоторые теологи говорили: «корни» есть познание Творца всевышнего с его единством и атрибутами, познание посланников с их знамениями и явными доказательствами, в общем, всякий вопрос, в котором между спорящими выясняется истина, относится к «корням». Известно, что когда религия делится на познание и повиновение, то познание есть «корень», а повиновение - «ветвь». Кто толкует познание и единобожие, тот - усулит, а кто толкует [предписание] повиновения и религиозный закон, тот - фуруиm. Стало быть, «корни» - предмет теологии, а «ветви» - предмет законоведения. Некоторые /42/ разумные (люди) говорили: все умозрительное, постигаемое путем размышления и рассуждения, относится к «корням», а все предполагаемое, постигаемое путем сравнения и вынесения самостоятельного решения, относится к «ветвям». Что касается единобожия, то сунниты и все сифатиты говорили, что Аллах всевышний един в своей сущности - нет у него соучастника, он един в своих вечных качествах - нет ему подобных, он един в своих деяниях - нет у него сотоварища. Сторонники божественной справедливости говорили, что Аллах всевышний един в своей сущности - нет у него ни черт, ни качеств, он един в своих деяниях - нет у него сотоварища. Вечна только его сущность, у него нет соучастника в его деяниях. Невозможно существование двух предвечных и предопределенного среди двух предопределяющих. Это и есть единобожие. Что касается справедливости, то, согласно учению суннитов, Аллах всевышний справедлив в своих деяниях в том смысле, что он по своему благоусмотрению распоряжается своей властью и своим владением, делает то, что желает, и решает то, что хочет. Справедливость есть помещение вещи на свое место, а это [значит] распоряжаться властью в соответствии с желанием и знанием. Несправедливость есть противоположное этому, однако нельзя представить себе произвол с его стороны в решении и несправедливость в распоряжении. Согласно учению му'тазилитов, справедливость есть то, чего требует разум с точки зрения мудрости, а это значит правильно и благоразумно производить действие.

Что касается обещания и угрозы, то сунниты говорили: обещание и угроза - его извечное слово. Он обещает в соответствии с тем, что повелевает, и угрожает в соответствии с тем, что запрещает, вследствие чего каждый, кто спасся и заслужил воздаяние, [получил это] благодаря его обещанию, а каждый, кто погиб [54] и заслужил наказание, [получил это] благодаря его угрозе. Ничто из суждений разума не обязательно для него.

Сторонники божественной справедливости говорили: нет предвечного слова, он повелевает и угрожает только посредством сотворенного слова. Кто спасся, тот своим деянием заслужил воздаяние, а кто заблудился, тот своим деянием заслужил наказание. Разум требует этого с точки зрения мудрости.

Что касается откровения и разума, то сунниты говорили: все обязанности [постигаются] посредством откровения, а все знания - посредством разума. Разум ни судит о добре и зле, ни требует, ни обязывает, откровение же не сообщает, то есть не открывает знание, а обязывает.

Сторонники божественной справедливости говорили: все знания постигаются разумом, необходимы умозрительно, благодарность благодетелю необходима до ниспослания откровения, добро и мерзость суть два существенных качества добродетельного и мерзкого.

/43/ Эти основоположения суть вопросы, которые толкуют усулиты. Мы подробно расскажем об учении каждой секты, если пожелает Аллах всевышний. В каждом знании есть суть и [частные] вопросы, о которых мы расскажем с предельной возможностью, если пожелает Аллах всевышний.

Му'тазилиты и другие - джабариты, сифатиты и смешанные из них [секты] .

Две партии - му'тазилиты и сифатиты - противостоят друг другу в крайнем противостоянии; так же [противодействуют] кадариты и джабариты, мурджииты и ва'идиты, шииты и хариджиты. Это противодействие между каждой сектой в отдельности и другими имело место во все времена. Каждая секта имела свое учение, книги, которые они составили, династию, которая им помогала, и силу, которая им повиновалась.


Комментарии

1. Из дальнейшего изложения явствует, что усулитами (ахл ал-усул или усулийун) аш-Шахрастани называет теологов, трактующих вопросы познания Аллаха и единобожия, в противоположность фуруитам, толкующим предписания религиозного закона, религиозные обязанности. Однако усулитами называют также шиитов-имамитов, большинство которых допускает в вопросах ритуала и права кийас и иджма на основании решений муджтахидов.

(пер. С. М. Прозорова)
Текст воспроизведен по изданию: Мухаммад ибн Абд ал-Карим аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах (Китаб ал-милал ва-н-нихал). Часть 1. Ислам. М. Наука. 1984

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.