Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

56. Ал-Азиз (365-386 г.). Первые четыре года (365-8) царствования этого халифа были заняты борьбой в Сирии и Палестине против засевшего в Дамаске турка Алф-текина. Сообщения об этой войне имеются у Яхъи, Ибн-ал-Асира, ал-Мекина, (стр. 352-4, 502-7, 564-5, 672-8 перев.).

Еще до кончины халифа ал-Му'ызза Алф-текин пригласил карматов помочь ему против фатимидов. В 365 г. карматы прибыли к Дамаску и пошли на Рамлу, где находился Абу-Махмуд Ибрахим-ибн-Джа'фар. Тот спасся в Яфу. Карматы осадили Рамлу. Между тем Алф-текин осадил Сайду. Правитель Сайды, Залил-ибн-Маухуб бежал в Сур. Несмотря на успех в сражении, Алф-текин города не мог взять и пошел на 'Акку. Между тем ал-Азиз, вступив на престол, послал в Сирию воеводу Джаухара. Узнав о его приближении, карматы бежали от Рамлы и даже, частью, удалились в ал-Ахса. Тогда Алф-текин отступил из-под 'Акки, пошел на Табарию, в которой произвел резню, и, собрав припасы в Хауране и ал-Батании, укрепился в [832] Дамаске (ал-Макризий, Ибн-ал-Асир, стр. 674-5, 502 перев.). В начале Зу-л-Хиджжы или конце Зу-л-Ка'ды Джаухар подошел к Дамаску и осадил его. Дамаскинцы посоветовали Алф-текину просить помощи у карматов. Когда эти последние приблизились, Джаухар отступил в Рамлу. По Яхъe, он пришел туда, будучи разбитым; по ал-Макризию, он отступил с условием, чтобы его не преследовали, но карматы, узнав, что он остановился в Табарии, бросились за ним в погоню. Джаухар спасся в Рамлу. Под ее стенами его нагнали предводитель карматов ал-Хасан-ибн-Ахмед ал-А'сам и Алф-текин. При Нахр-ат-Тавахине произошло сражение. Сирийцы и карматы отвели воду, и тогда Джаухар бежал в 'Аскалан. Обоз его попал, по сведениям ал-Макризия, в руки Алф-текина; Ибн-ал-Асир говорит, что Джаухар, подойдя к Рамле, отослал свой обоз в 'Аскалан. Войска союзников вступили в Рамлу, где вскоре и умер кармат ал-А'сам. Затем Алф-текин осадил 'Аскалан. После долгой осады Джаухар заключил с Алф-текином мир с условием уплатить ему известную сумму и удалиться в Египет, пройдя в воротах 'Аскалана под мечом Алф-текина (ал-Макризий, стр. 676 перев.). Яхъя говорит, что по мирному договору местности от Газзы до Египта отходили ал-Азизу, а от 'Аскалана в сторону Сирии — Алф-текину (стр. 352-3 перев.). Но ал-'Азиз не признал этого договора. Он пошел в Сирию сам, при Рамле разбил Алф-текина, который попался в плен, но был обласкан и уведен в Египет.

Таков был, в общих чертах, ход войны. Что касается подробностей и дат, то писатели расходятся. [833] - [834] 

Яхъя

Ибн-ал-Асир

Ал-Макризий I

Ал-Макризий II

Отправление Джаухара

Рамадан 365

     

Джаухар под Дамаском.

Начало Зу-л-Хиджжи 365 г.

Зу-л-Ка’да 365 г.

22 Зу-л-Ка’да 365 г.

22 Зу-л-Ка’да 365 г.

     

Схватки до 11 Раби’ I 366 г.

[т.е. 3,5 месяца]

Возвращение в Рамлу.

Джумада I 366 г.

[т.е через 5-5,5 месяцев после прибытия к Дамаску]

Джаухар уходит, пробыв под

Дамаском 7 месяцев

[т.е. в конце Джумады II 366 г.]

Джаухар удаляется

3 Джумады I 366 г.

Джаухар удаляется

3 Джумады I 366 г.

[т.е. через 5 месяцев 12 дней

после прибытия в Дамаск]

Вступление ал-Асама в Рамлу

18 Раджеба 366 г.; его смерть

23 Раджеба

   

Осада ‘Аскалана 1 год и

3 месяца [т.е. от 1 Джумады II 366 г. до 1 Рамадана 367 г.]

Джаухар вступает в Миср

в Ша’бане 367 г.

 

Джаухар уходит в Египет, пробыв в Рамле и ‘Аскалане

17 месяцев.

[Если считать от Раби’ I 366 г. включительно, то прибыл

в Миср в Ша’бане 367 г.]

Выступление ал-Азиза

в Зу-л-Ка’де 367 г.

     

Битва при ат-Тавахине.

Четверг 7 Мухаррема 368 г.

Мухаррем 367 г.

 

Мухаррем 368 г.

Сличение их текстов приводит к заключению, что Яхъя, Ибн-ал-Асир и ал-Макризий пользовались различными источниками. У ал-Макризия две редакции — краткая и подробная (стр. 672,1-20 и 672,20-677; будем обозначать их I и II).

Дату отправления Джаухара из Египта, Рамадан 365 г., дает один Яхъя. Подошел Джаухар к Дамаску, по ал-Макризию (I, II), 25 Зу-л-Ка'ды 365 г.; по Ибн-ал-Асиру — в Зу-л-Ка'де; по Яхъе — в начале Зу-л-Хиджжы.

Затем, по ал-Макризию (II), схватки продолжались до 11 Paбi' I. Джаухар ушел из-под Дамаска, по ал-Макризию (I, II) 3 Джумады I 366 г. (т. е. через 5 месяцев и 12 дней после прибытия); Ибн-ал-Асир (не давая даты) говорит, что Джаухар пробыл под Дамаском 7 месяцев. По Яхъе, Джаухар прибыл в Рамлу в Джумаде I 366 г.

Один Яхъя дает даты вступления кармата в Рамлу и его смерти: 18 и 23 Раджеба 366 г.

Осада 'Аскалана длилась, по Яхье, 1 год и 3 месяца. Если считать от 1-го Джумады II 366 г., то она длилась до 1 Рамадана 367 г. Но, так как дальше Яхъя говорит, что Джаухар вернулся в Миср в Ша'бане 367 г. (месяц, предшествующий Рамадану), то начало осады 'Аскалана следует отнести к концу Джумады I 366 г. или же не понимать выражение "1 год и 3 месяца" слишком буквально.

Ибн-ал-Асир говорит, что осажденные страдали в зимнее время. — Джумада I и II 367 г. соответствуют 15 Дек. 977 г. — 12 Февр. 978 г. п. Р. X.

По ал-Макризию (I, II), Джаухар ушел в Египет, пробыв под Рамлой и 'Аскаланом около 17 месяцев. Если считать от Джумады II (включительно) [835] 366 г., то Джаухар вернулся в Египет в Шеввале или Зу-л-Ка'де 367 г. Этот вывод не сходится с показанием Яхъи о возвращении Джаухара в Ша'бане 367 г. Но если считать от Раби' I (дата окончания стычек под Дамаском, по ал-Макризию), то Джаухар вернулся в Ша'бане, что согласно с датой Яхъи.

Один Яхъя дает дату выступления ал-Азиза в поход: Зу-л-Ка'да 367 г.

Битва при ат-Тавахине произошла, по Яхъe, в Четверг 7 Мухаррема 368 г.; по ал-Макризию, 7 Мухаррема 368 г. (см. стр. 677, прим. 1 перев.); по Ибн-ал-Асиру — в Мухарреме 367 г., но это ошибка (** вместо **).

О смерти союзника Алф-текина, кармата ал-Хасана-ибн-Ахмеда ал-А'сама, в Рамлe говорят только Яхъя и ал-Макризий. Преемник ал-А'сама, его племянник Джа'фар, не поладил, по словам ал-Макризия, с Алф-текином и ушел из Рамлы в ал-Ахса. Алф-текин один осаждал 'Аскалан. Яхъя, говоря об его осаде, называет только Алф-текина. По Ибн-ал-Асиру, 'Аскалан осаждали оба: и кармат, и Алф-текин; о смерти ал-Хасана-ибн-Ахмеда он умалчивает; по его словам, ал-Хасан участвовал в битве при ат-Тавахине (стр. 507 перев.). Де Гуе (Memoire sur les carmathes du Bahrein, Leyde, 1866, стр. 192) называет кармата Джа'фара братом ал-Хасана и говорит, что Джа'фар был в 368 г. разбит ал-'Азизом (битва при ат-Тавахине). По всей вероятности, Джа'фар снова вернулся к Алф-текину, и Джаухар сдался им обоим. По ал-Мекину (стр. 565 перев.), Джаухар прошел под мечом Алф-текина и копьем кармата. Вместо 'Аскалана, у ал-Мекина ошибочно названа Рамла. [836]

Яхъя говорит, что Алф-текин был схвачен между Калансувой и Кеферсабой. Якут (стр. 1084 перев.) называет это место Лубной. По Ибн-ал-Асиру и ал-Макризию, Алф-текин был взят в плен Му-фарриджем-ибн-ал-Джаррахом. Ибн-Халликан (стр. 591 перев.) называет его Дагфаль-ибн-ал-Джаррах (См. стр. 1609 перев.).

При Алф-текине приехавший с ним в Сирию христианин-яковит 'Алий-ибн-С.вар, по прозвищу Ибн-ал-Хаммар, возобновил большую часть разрушенных в храме Воскресения, в Иерусалиме, построек. Он был убит во время бегства Абу-Таглиба, не успев окончить начатые постройки (Яхъя, отр. 342 перев.).

После победы над Алф-текином, ал-'Азиз возвратился в Миср 22 Paби' I 368 г. (Яхъя, стр. 354 перев.). Палестина, Урдунн и Дамаск покорились фатимидам. В Палестине стал править ал-Муфарридж-ибн-ал-Джаррах, который, однако, только номинально признавал своим государем ал-'Азиза (Яхъя, Ибн-ал-Асир, 365, 508 перев.), В Дамаске правил поставленный Алф-текином Кассам. Он признал ал-'Азиза, но посланный этим последним в качестве правителя Абу-Махмуд не имел никакой власти: распоряжался Кассам (Ибн-ал-Асир, VIII, 512).

В 368 г. в Сирии появился бежавший из Мосула от бувейхида 'Адуд-ад-даулы хамданитский князь Абу-Таглиб Фадл-аллах-ибн-Насир-ад-даула-ибн-Хамдан 'Уддет-ад-даула ал-Гаданфар (Ибн-ал-Асир, ал-Мекин, Ибн-Халликан, стр. 507, 565, 585 перев.). О его действиях в Сирии и Палестине нам сообщают Яхъя, Ибн-ал-Асир, ал-Мекин, Ибн-Халликан (стр. 354, 507, 565, 585 перев.). Сообщения Яхъи [837] и Ибн-ал-Асира очень схожи, точно взяты из одного я того же источника; но у каждого есть свои подробности. Известия ал-Мекина и Ибн-Халликана значительно короче и не противоречат данным первых двух. Но ал-Мекин называет хамданата 'Уддет-ад-даулой, Ибн-Халликан один дает прозвище "ал-Гаданфар", а Яхъя и Ибн-ал-Асир называют его Абу-Таглибом. У Ибн-Халликана неверно показан 367 год вместо 369 (см. стр. 586, прим. 1 перев.).

Абу-Таглиб хотел было овладеть Дамаском. Но Кассам не пустил его в город. После нескольких стычек Абу-Таглиб отошел в Наву и написал ал-'Азизу, прося его помощи и назначения правителем от его имени. Ал-'Азиз пригласил Абу-Таглиба в Египет. Хамданит побоялся ехать туда. Между тем ал-'Азиз послал в Сирию воеводу ал-Фадла-ибн-Салиха. Тот пошел на Табарию, свиделся с Абу-Таглибом в ас-Синнабре (на берегу Тивериадского озера, к югу от Табарии), и они условились, что ал-Фадл, в виду раздора между людьми Абу-Таглиба и Кассама, пойдет на Дамаск один. Поход ал-Фадла кончился неудачей, и он отступил к Рамле. Между тем находившийся в Рамле ал-Муфарридж — номинально признававший ал-'Азиза — задумал выгнать из страны 'укейлитские племена. Те обратились за помощью к Абу-Таглибу. Он соединился с ними и предложил им ал-'Азиза в качестве третейского судьи. Соединение Абу-Таглиба с 'укейлитами возбудило подозрения ал-Фадла и ал-Муфарриджа. Абу-Таглиб, потеряв надежду на помощь ал-'Азиза, двинулся с 'укейлитами на Рамлу в Мухарреме 369 г. Сначала ал-Фадл и ал-Муфарридж бежали, но затем, собрав войска с побережья и [838] среди арабов, встретились с Абу-Таглибом под Рамлой. 'Укейлиты струсили, покинули его, и он был разбит, взят в плен и убит в Сафаре 369 г. После смерти Абу-Таглиба в Палестине и Дамаске продолжали признавать власть ал-'Азиза, но не исполняли его приказаний. Поход против Дамаска в 369 г. фатимидского воеводы Сулеймана-ибн-Джафар-ибн-Фалаха не имел успеха: дамаскинцы не впустили его к себе и отогнали (Ибн-ал-Асир, VIII, 513). В Палестине Муфарридж-ибн-ал-Джаррах в 370 г. открыто отказался повиноваться ал-'Азизу (Вероятно, арабский шейх не присылал ни копейки в казну своего государя). Яхъя говорит, что в 371 г. против мятежника был послан Рашик ал-'Азизий. Он разбил Муфарриджа и выгнал его из Палестины. Муфарридж ушел в пустыню и задумал ограбить караван паломников, возвращающийся из Мекки. Посланный против него отряд Муфлиха ал-Вахбания был истреблен им под Айлой. Затем Муфарридж вернулся в Сирию, был вторично разбит Рашиком, бежал в Химс и далее в Антиохию к грекам. Не получив от них помощи, он возвратился в Сирию и был помилован ал-'Азизом (стр. 356-7 перев.).

По Ибн-ал-Асиру (стр. 510 перев.), против Муфарриджа был послан турок Ял-текин и разбил его под Рамлой, после чего Ибн-ал-Джаррах бежал в Антиохию. Яхъя называет Ял-текина, сообщая о покорении Кассама в Дамаске, о чем говорит и Ибн-ал-Асир (IX, 5-6; Яхъя, стр. 357, прим. 1 перев.). Дамаск был сдан в конце Мухаррема 372г (Ибн-ал-Асир, IX, 6 и Wuestenfeld, Gesch. d. Fat. Chal. 145, примеч. 1). Как согласовать показания Яхъи и [839] Ибн-ал-Асира? Этот последний описывает, по-видимому, второе поражение Муфарриджа, за которым последовал поход в Дамаск магребинцев под предводительством Ял-текина. Возможно, что именно он, а не Рашик, окончательно выгнал Муфарриджа. Но возможно также, что Ибн-ал-Асир ошибается, приписывая Ял-текину поражение Ибн-ал-Джарраха.

О положении христиан при ал-'Азизе у нас есть следующие известия:

В 367 г., по ал-Мусаббихию (стр. 678 перев.), христианам (в Египте) запретили сборища, купанья и публичные увеселения в день Крещения. Это запрещение кажется странным со стороны ал-'Азиза, который покровительствовал христианам. Быть может, оно объясняется положением дел в этом, 867, году. Алф-текин, осаждавший Джаухара в 'Аскалане и принудивший его сдаться и уступить все земли за 'Аскаланом, покровительствовал христианам: при нем его секретарь, христианин-яковит, Ибн-ал-Хаммар, возобновил часть разрушенного храма Воскресения в Иерусалиме. Христиане в Египте могли выказать ему сочувствие.

В 369 г. патриархом Иерусалимским был назначен Иосиф. Он патриаршил 3 года и 8 месяцев и скончался в Каире (Яхъя, стр. 356 перев.).

В Рамадане 375 г. Орест, дядя по матери дочери ал-'Азиза, который был женат на православной (мелькитке) (Ал-Мекин, стр. 567 перев.), был назначен патриархом Иерусалимским. Брат Ореста, Арсений, был назначен митрополитом (Яхъя, стр. 357 перев.; по ал-Мекину, стр. 567 перев., — патриархом) Нового и Старого Каира. Дяди государевой дочки пользовались благосклонностью [840] халифа и были весьма могущественны. Арсений отнял у яковитов церковь Богородицы, известную позже под названием патриаршей (Яхъя, ал-Мекин, ал-Макризий, стр. 356-7, 566-7, 659-60 перев.). В патриаршества Иосифа и Ореста синкеллом при храме Воскресения в Иерусалиме был Садака-ибн-Бишр; он соорудил разрушенный купол базилики. После отъезда Ореста, в качестве посла ал-Хакима, в Иepycaлиме была отстроена двускатная крыша храма Константина, и все было приведено в прежнее положение незадолго до нового разрушения храма в Сафаре 400 г. (Яхъя, стр. 342-3 перев.).

В Ша'бане 383 г. ал-'Азиз назначил христианина 'Ису-ибн-Нестураса управлять делами и соорудить флот для войны против греков. Этот флот сгорел в 386 г., и мусульмане, подозревая христиан в поджоге, стали убивать их в Каире и ограбили две их церкви: одну мелькитскую, другую несторианскую.

Будучи назначен везирем, 'Иса-ибн-Нестурас (В 384 г. — Везирь Юсуф-ибн-Киллис умер 5 Зу-л-Хиджжы 380 г. (ал-Макризий, Хитат, II, 8). После него были везирями: ал-'Аддас — 1 год (т. е. до Зу-л-Хиджжы 381 г.), Абу-л-Фадл Джа'фар — 1 год (т. е. до Зу-л-Хиджжы 382 г.), Абу-'Абдулла ал-Хусейн — 1 год и 3 месяца (т. е. до Раби' I 384 г.), Ибн-'Аммар — 2 месяца (т. е. до Джумады I 384 г.), ал-Фадл-ибн-Салих — несколько дней, а затем 'Иса-ибн-Нестурас (Хитат, II, 284). 'Иса правил до смерти ал-'Азиза в Рамадане 386 г. один год и 10 месяцев (ibid.), следовательно — назначен около Шевваля 384) стал покровительствовать христианам и вытеснять мусульман из правительственных канцелярий. Своим заместителем в Сирии он назначил еврея Манассея, который тоже стал выводить в люди своих единоверцев. Мусульмане вознегодовали и однажды поставили на пути ал-'Азиза куклу с прошением в [841] руках, в котором было написано: заклинаю тем, Кто евреев возвысил посредством Манассея, христиан — посредством 'Исы-ибн-Нестураеа, а мусульман унизил посредством тебя, разве не перестанут меня обижать? Ал-'Азиз арестовал Манасея, а 'Иса сумел оправдаться, внеся в казну 3.000.000 динаров (Ибн-ал-Асир, стр. 510-11 перев.). Ибн-Тагриберди говорит, что ал-'Азиз арестовал обоих, взял с них большие деньги, а затем распял их (стр. 707 перев.). Это неверно: 'Иса-ибн-Нестурас был арестован в начале царствования ал-Хакима, 18 Шевваля 386 г., и казнен в Сафаре 387 г. (Яхъя, стр. 360 перев.).

Насколько при ал-'Азизе правительство покровительствовало христианам, видно из стихов одного поэта того времени, который советует мусульманам принимать христианство (Ибн-ал-Асир, стр. 511 прим. 1 перевода).

Вне Египта христиане тоже занимали выдающиеся места. Мы видели, что у Алф-текина был богатый и влиятельный секретарь-христианин. У бувейхидского князя 'Адуд-ад-даулы был везирь христианин, Наср-ибн-Харун, которому он разрешил в 369 году отстроить церкви и монастыри и отпустил денег на бедных его вероисповедания (ат-Табарий, Ибн-ал-Асир, стр. 1404, 509-10 перев.).

Яхъя сообщает о смещении в 386 г. патриарха антиохийского, Агапия, и о назначении на его место Иоанна (стр. 358-9 перев.).

Во время царствования ал-'Азиза (в 375 г.) написал свое сочинение уроженец Иерусалима, географ ал-Мукаддасий. В нем он дает одно из лучших описаний Сирии. В его время в Сирии и Египте, [842] говорит он, писцами служили христиане, так как мусульмане не давали себе труда изучить арабскую словесность; поэтому большинство врачей и писцов — христиане. Большинство менял, красильщиков, кожевенников были евреи (стр. 825-6 перев.). Он дает также цифры налогов различных областей Сирии (стр. 835-6 перев.).

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.