Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад
См. выше, стр. 731 о землетрясении 130 года).

Притеснения 'Абд-ал-Мелика вызвали возмущение коптов в 132 г. (стр. 653 перев.). Когда Мерван II прибыл в Египет 21 или 26 Шевваля 132 г., то ему немедленно пришлось усмирять арабов, которые перешли на сторону 'Аббасидов (Ибн-Тагриберди, I, 351), и коптов (стр. 653,22-25; 557,13-16 перев.). Находясь на краю гибели, Мерван, однако, не потерял головы и не сдался. Пока в его руках еще была власть, он жестоко отомстил коптам за восстание, схватил патриapxa и несколько раз отсылал его на казнь, требуя, вероятно, от него денег. Город Миср был сожжен вместе с хлебными складами, и Мерван переправился в ал-Джизу, уходя от преследующих [737] его войск 'Аббасидов и решив бежать на Запад. При ал-Джизе был женский монастырь, в котором Мерван и его спутники произвели всяческие бесчинства (стр. 557-8, 653-4 перев.). Ал-Мекин сообщает рассказ об одной монахине, которая путем хитрости и ценою своей жизни спаслась от изнасилования.

Войска 'аббасидов настигли Мервана и убили его 26 Зу-л-Хиджжы 132 г. (Т. SIII, 51).

Между тем 'Абдулла-ибн-'Алий, 'аббасидский полководец, дядя первого халифа новой династии, Абу-л-'Аббаса-ас-Сеффаха, собрал в своем лагере при pеке Абу-Футрус, на границе округов палестинского и урдуннского, около сотни Омейядов и казнил их. Об избиении Омейядов нам сообщают ал-Я'кубий, ат-Табарий, Ибн-'Абд-Раббихи, Ибн-ал-Асир, ал-Мекин (стр. 115, 230, 302-4, 470-2, 555-6 перев.). Из этих сообщений нет двух, совершенно одинаковых; они расходятся не только в подробностях, но, иногда, и в существенных чертах. Так, по одному из рассказов Ибн-'Абд-Раббихи, резня произошла не в Палестине, а в Амбаре, и не в присутствии 'Абдуллы-ибн-'Алия, а перед ас-Сеффахом. На реку Абу-Футрус и на 'Абдуллу указывают ал-Я'кубий, ат-Табарий, один из рассказов Ибн-'Абд-Раббихи, Ибн-ал-Асир (Стр. 471,23-4 перев.), ал-Мекин (См. еще Якут, стр. 1105 перев, и Ибн-Тагриберди, изд. Juynboll, I, 397). Наиболее сходны рассказы ал-Я'кубия и Ибн-'Абд-Раббихи. Этот последний называет свой источник (аш-Шейбаний ум. 142), и часть рассказа влагается в уста поэта ал-'Абдия, который присутствовал в собрании и произнес там сочиненную им касиду. У ат-Табария только две строчки; [738] вероятно, в данном месте часть его текста утрачена. У Ибн-ал-Асира стихи произносит не ал-'Абдий, а Шибль-ибн-'Абдулла, причем стихотворение, на которое указывает Ибн-ал-Асир совершенно не то, на которое указывают ал-Я'кубий, один из рассказов Ибн-'Абд-Раббихи и ал-Мекин. Из всех этих сообщений следует предпочесть рассказ ал-Я'кубия и первый рассказ Ибн-'Абд-Раббихи. Это наиболее древние сообщения и исходят они из одного и того же источника: от поэта ал-'Абдия. Более краткий рассказ ал-Мекина, очевидно, относится к той же группе. Что касается второго рассказа Ибн-'Абд-Раббихи, согласно которому избиение было произведено ас-Сеффахом, то он возник, по всей вероятности, как дополнение и пояснение к знаменитому стихотворению Шибля: Взошла заря и т. д. (Это стихотворение попало в краткую историю халифов Ибн-ат-Тиктака (Al-Fachri, изд. Ahlwardt, стр. 178)), которое было произнесено в присутствии ас-Сеффаха, а не 'Абдуллы. Это стихотворение было соединено с некоторыми другими и приурочено к казни некоторых Омейядов, приведенных к ас-Сеффаху. Составитель всего рассказа заменил, с целью произвести большее впечатлениe на слушателя, приводимых в разное время к ас-Сеффаху Омейядов — целой толпой их, заимствовав цифру из сообщений о казни при pеке Абу-Футрус. По ат-Табарию, казнено было 72 Омейяда, по ал-Я'кубию - 80; по первому рассказу Ибн-'Абд-Раббихи — 82, по второму — 80: по ал-Мекину — 80; по Ибн-ал-Асиру — 90. По Ибн-Тагриберди — 80 (Изд. Juynboll, I, 397).

В своей ненависти к Омейядам 'Абдулла-ибн-'Алий был не менее беспощаден, чем ас-Сеффах. По его приказанию в Дамаске были разрыты могилы [739] омейядских халифов. Ни в одной могилe не нашли целых тел; только труп Хишама оказался в неприкосновенности. 'Абдулла приказал бить его кнутами, распять, сжечь и развеять пепел по ветру (Ибн-ал-Асир, стр. 471 перев.).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.