Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

31. Ал-Валид II, Язид III, Ибрахим (125—127). Ал-Валид II был кутила и неверующий (Ибн-ал-Асир, V, 198. Будучи назначен предводителем хаджжа, он хотел поместить своих собак в палатке на крыше Ка'бы), которого тщетно старался исправить его дядя Хишам. После своего вступления на престол ал-Валид не изменился. Попойки, кутежи, охота, явное неверие нового халифа возбуждали всеобщий ропот (Ибн-ал-Асир, V, 211). У Якута (стр. 900, 1025 пер.) сохранилось два рассказа о попойках ал-Валида II в монастыре Дейр-Мурране, около Дамаска, и в монастыре Дейр-Баванна, на краю Гуты дамасской. В этом последнем ал-Валид с товарищами подражали в шутку христианскому богослужению и, как выразился сам ал-Валид, стали "кяфирами". Возбуждая таким поведением всеобщее [726] неудовольствие, ад-Валид еще подлил масла в огонь тем, что стал притеснять своих двоюродных братьев, сыновей халифов ал-Валида I и Хишама (Ибн-ал-Асир, V, 211). Сулейману-ибн-Хишаму он приказал дать сто уда-ров плетью, обрить ему голову и бороду и отправил его в ссылку в 'Амман, в Заиорданье (ат-Табарий, Ибн-ал-Асир, стр. 216-7, 463 пер.). К числу недовольных присоединились иемениты и куда'иты, из которых состояла большая часть сирийских войск (Ibid.). Претендентом на престол выступил двоюродный брат халифа, Язид, сын ал-Валида I. Находившийся, по случаю чумы (Ибн-ал-Асир, V, 213,15-16), на окраинах ал-Белька, около 'Аммана, в степи, сначала при ал-Агдафе, а потом в ал-Бахра (Ibid. 215,16 и ат-Табарий, стр. 216, примеч. 2 перев.), ал-Валид II был убит; Язид III был провозглашен халифом. Царствовал ал-Валид II около 14 месяцев (От 6 Раби’ II 125 г. по 27 Джумады II 126 г.).

После его смерти в Палестине, Урдунне, Химсе произошли восстания против нового халифа.

Са'ид-ибн-Раух-ибн-Зинба', самый влиятельный из палестинцев, предложил стать во главе их Язиду, сыну халифа Сулеймана, построившего Рамлу. Сыновья Сулеймана жили в Палестине и пользовались любовью ее жителей. Язид-ибн-Сулейман принял предложение, палестинцы собрались и принудили находившегося в ас-Сабе правителя Палестины от имени покойного ал-Валида II. его дядю, Са'ида-ибн-'Абд-ал-Мелика, удалиться. Узнав о том, что делается в Па-лестине, жители Урдунна отказались признать халифом Язида III и выбрали своим вождем его дядю, Мухаммеда-ибн-'Абд-ал-Мелика (ат-Табарий, стр. 217-18 перев.). Восстали также братья [727] Язида III, ал-'Аббас, Бишр, 'Омар (Ал-Я’кубий, стр. 113 перев.; о сыновьях ал-Валида I см. Ибн-Кутейба, изд. Wuestenfeld, стр. 183), сыновья ал-Валида I. Причиной борьбы между родными и двоюродными братьями было желание каждого из них захватить власть, пользуясь недовольством, вызванным скупостью Язида III, который уменьшил жалование, выдаваемое внесенным в государственные списки и только что увеличенное ал-Валидом II (Ибн-ал-Асир, V, 201). По этому случаю Язид III был прозван ан-Накисом (Уменьшающим) (Ал-Я’кубий, стр. 113 перев.). Прежде всего ему пришлось бороться с жителями Химса, которые, узнав об убиении ал-Валида II, пошли на Дамаск, но были разбиты войском Язида III и принуждены покориться ему. Затем новый халиф послал против Мухаммеда-ибн-'Абд-ал-Мелика и Язида-ибн-Сулеймана, соединившихся в Табарии, Сулеймана-ибн-Хишама, который, узнав о смерти ал-Валида II, вырвался из своей тюрьмы в 'Аммане и, забрав бывшую в этом городе казну, пошел в Дамаск к Язиду III (Ат-Табарий, стр. 217 перев.). Сулейман двинулся против Табарии во главе 84 тысяч войска (Ibid. 218). О дальнейшем ходе дел у нас есть несколько различных рассказов со слов лиц, посланных с целью добиться, мирным путем, подчинения урдуннцев и палестинцев. Каждое из этих [728] лиц. естественно, приписывает весь успех самому себе. Но, вникая в их рассказы, мы приходим к заключению, что они, по всей вероятности, действовали разновременно и были посланы не одним и тем же лицом. У ат-Табария выписаны сообщения 'Алия ал-Мада'иния со слов трех лиц: Мухаммеда-ибн-Рашида, 'Османа-ибн-Дауда и Мухаммеда-ибн-Са'ид-ибн-Хассана (стр. 218-220 перев.). Ал-Я'кубий называет 'Абд-ар-Рахмана-ибн-Мусада (стр. 113 пер.). По его словам, 'Абд-ар-Рахман был послан самим халифом пообещать урдуннцам по 1,000 динаров. Другой посланец, 'Осман-ибн-Дауд, был также отправлен самим Язидом III. 'Осман свиделся с Мухаммедом-ибн-'Абд-ал-Меликом, как предводителем урдуннцев, и Дыб'аном-ибн-Раухом, одним из вождей палестинцев. И тому и другому 'Осман надавал обещаний. Оба вышеупомянутые лица действовали прямо от имени халифа. Сулейман-ибн-Хишам со своей стороны послал Мухаммеда-ибн-Рашида, который вошел в переговоры с старшинами палестинцев и урдуннцев. Дыб'аном и Са'идом, сыновьями Рауха, и ал-Хакамом и Рашидом, сыновьями Джирва. Они соблазнились данными им обещаниями и согласились покориться. Но тут внезапно появляется новый радетель Язида III, его бывший шпион в Урдунне, Мухаммед-ибн-Са'ид-ибн-Хассан, назначенный Язидом III заведывать хараджем в этой области. Не дожидаясь конца переговоров, а, быть может, не зная о них, он страстно пожелал отличиться и просил Сулеймана-ибн-Хишама, стоявшего на месте со своей армией, дать ему конницу для набега на Taбapию. Сулейман отказал, надеясь, вероятно, кончить дело миром и полагаясь на искусство [729] своего посланца к мятежникам. Тогда Мухаммед поскакал к Язиду III, убедил его и получил приказ Сулейману отпустить ему требуемое войско. С 5000 всадников Мухаммед поехал в ал-Батиху, местность к северу от Тивериадского озера, и приказал воинам рассеяться и обшарить селения, мужское население которых находилось под знаменами в Табарии. Узнав о разграблении своих домов, урдуннцы поспешили на защиту своих селений, и скопище в Табарии рассеялось, ограбив предварительно помещения Язида-ибн-Сулеймана и Мухаммеда-ибн-'Абд-ал-Мелика. Старшины палестинцев и урдуннцев, вероятно, разъехались, согласно уговору, еще раньше. Вскоре Язиду III присягнули сначала в ас-Синнабре, а затем и в Табарии, куда Сулейман-ибн-Хишам переехал на лодке через Тивериадское озеро. Достигнув своей цели, Сулейман послал к Язиду III 'Османа-ибн-Дауда сообщить об ycпехе и о назначении, по своему собственному распоряжению, новых правителей Палестины и Урдунна. Но Язид III не одобрил его выбора, нарушавшего данные вождям мятежников обещания, и в свою очередь назначил правителем Урдунна — своего брата Ибрахима, а правителем Палестины — Дыб'ана-ибн-Рауха, которому это было обещано 'Османом-ибн-Даудом.

Язид III царствовал около 6 месяцев; он вступил на престол 27 Джумады II 126 г., а 19 Зу-л-Хиджжы того же года скончался. Его преемник, Ибрахим, продержался только 4 месяца и был низложен Мерваном II, последним халифом семейства Омейядов. При Ибрахиме диваном палестинским управлял секретарь его, Ибн-абу-Джум'а (T. SII, 839, 7; стр. 221 перев.). [730]

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.