Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

1. Битва при Му'те. Сведения Ибн-Исхака об этом событии уже рассмотрены выше, стр. 4-9 Введения.

Ал-Вакидий дает ряд сведений, отчасти совпадающих с данными Ибн-Исхака.

Известие стр. 17 (В далънейшем изложении и при ссылках на страницы разумеются страницы нашего перевода. Ссылки на страницы Введения или различных изданий снабжены особыми указаниями), со слов Раби'а-ибн-'Османа сходно по содержанию с текстом Ибн-Исхака (стр. 2-3), но иснад и редакция другие.

Известия стр. 17-18 со слов Ибн-абу-Сабры, Абу-Сафвана и Абу-л-Касима у Ибн-Исхака не существуют.

Извecтиe о Зейде-ибн-Аркаме (стр. 19,1-20) соответствует Ибн-Исхаку (стр. 6-7), но взято из другого источника. Второе из стихотворений Ибн-Исхака у ал-Вакидия не существует, а в первом опущен 4-й стих ("И пусть тебя и т. д.").

Известия о Шурахбиле (стр. 19,21-28) у Ибн-Исхака нет.

Известие об армии румов (стр. 19,29—20,6), без иснада, соответствует известию Ибн-Исхака (стр. 5), но значительно короче, причем перечисление племен арабов на службе румов не соответствует перечислению Ибн-Исхака. Источники обоих писателей различны. [301]

Известия со слов Раби'а (стр. 20,7-10) у Ибн-Исхака нет.

Известие о Зейде и Джа'фаре (стр. 20,11-23) не из Ибн-Исхака (ср. стр. 7—8). Стихов нет.

Муррит, о котором говорится в известии стр. 20,24-30, соответствует мужу кормилицы 'Аббада стр. 9, но все известие взято не от Ибн-Исхака, а со слов Нафи'-ибн-Сабита. Источник этого последнего и Ибн-Исхака один и тот же: Яхъя-ибн-'Аббад, но у Ибн-Исхака изложение значительно подробнее (стр. 9) и иначе.

Известий со слов Мухаммеда, Ибн-абу-Сабры и 'Аттафа (стр. 20-21) у Ибн-Исхака нет.

Известие о возвращении в Медину (стр. 21—2) не из Ибн-Исхака (ср. стр. 10—11).

Известий стр. 22 до списка павших при Му'те у Ибн-Исхака нет.

Из 8 имен павших при My'те первые четыре следуют в том же порядке, как и у Ибн-Исхака; следующие четыре те же, что и у Ибн-Исхака, но в другом порядке. Кроме того, у ал-Вакидия вместо корейшитов — мухаджиры, вместо ансаров — мединцы. Источник обоих авторов общий, но редакции различны.

Известие о Му'те стр. 29 не из Ибн-Исхака. О том, что Джа'фара разрубили пополам, Ибн-Исхак не сообщает, но Ибн-Хишам знает (см. стр. 8). В другом месте ал-Вакидия это же известие передается со слов 'Абдуллы-ибн-Мухаммеда (стр. 20).

Ал-Я'кубий о походе в Му'ту говорит очень коротко, сокращая изложение своих источников.

Известие стр. 94 по 95,5, по изложению более сходно с текстом ал-Вакидия (стр. 17), чем с текстом [302] Ибн-Исхака (стр. 3). По ал-Вакидию и по ал-Я'кубию Мухаммед приказывает мусульманам в случае смерти 'Абдуллы-ибн-Равахи самим выбрать предводителя; такого сведения у Ибн-Исхака нет.

Известие стр. 95,5-7, о том, что начальником экспедиции был Джа'фар, брат 'Алия, у более ранних авторов не встречается. Это известие носит 'алидскую окраску и пущено в ход ad majorem gloriam 'Алия и его присных. Оно, по-видимому, повторяется у ал-Мас:удия (стр. 315).

По ал-Я'кубию и Ибн-Хишаму (стр. 8) Джа'фару отрубили обе руки. У Ибн-Исхака и у ал-Вакидия этого известия нет, вследствие чего является предположение, что ал-Якубий пользовался Ибн-Исхаком в редакции Ибн-Хишама.

Таким образом ал-Я'кубий при изложении похода в Му'ту пользовался тремя источниками: Ибн-Хишамом (или его источником), ал-Вакидием и еще одним неизвестным автором, приверженцем 'Алия.

Известия Ат-Табария, стр. 127 и 128,27, соответствуют Ибн-Исхаку 2—4,29. Есть некоторая разница в изложении; она зависит от того, что ат-Табарий пользовался редакцией не Ибн-Хишама, а Саламы. По этой же причине у ат-Табария опущены сведения стр. 4,6-22, редакции Ибн-Хишама и вставка этого последнего.

Известия стр. 128—129,24, соответствуют Ибн-Исхаку 4,30—6,17; но у ат-Табария вставка Ибн-Хишама (6,14-17), конечно, опущена. Одного выражения редакции ат-Табария ("нечистокровных арабов", 128, ult.) в редакции Ибн-Хишама нет. Тот стих ("и мы выстроили...", стр. 6,7-8), который, по утверждению Ибн-Хишама, стр. 6,15-16, передается не со слов Ибн-Исхака, у ат-Табария имеется. [303]

Известия стр. 129,25 - 130,16, соответствуют Ибн-Исхаку стр. 6,17—7,15. Разницы нет, кроме слов "применительно к данным обстоятельствам" (стр. 120, ult. -130,1), которые у Ибн-Хишама отсутствуют.

Известия стр. 130,17—131,11, соответствуют Ибн-Хишаму, 7,17 — 8,29, но у ат-Т. стихи Джа'фара и вставка Ибн-Хишама опущены.

Известия стр. 131,11-31, соответствуют Ибн-Хишаму, 8,30 — 10,6, но пояснение стр. 9,23-4, у ат-Т. опущено.

Известие стр. 131,32—132,14, взято ат-Табарием не из Ибн-Исхака и у Ибн-Хишама оно также отсутствует. Оно неблагоприятно для Джа'фара, брата 'Алия.

Известие стр. 132,14-19, соответствует Ибн-Хишаму, 10,7-20, но стихи и примечание редакции Ибн-Хишама опущены.

Известие стр. 132,20—133,14, соответствует Ибн-Хишаму 10,22—11,12, но у ат-Табария одно имя вернее, чем в изводе Ибн-Хишама.

Известия Ибн-Исхака, 11,12—12,5, (со стихами Кайса), по которому выходит, что мусульмане не одержали победы, у ат-Т. нет. Нет у него и известия Ибн-Хишама со слов аз-3ухрия, 12,5-10.

Стихи Хассана-ибн-Сабита о Му'те (в нашем переводе Ибн-Хишама опущенные) и список павших при Му'те у ат-Т. опущены.

Известие Ал-Мас'удия, стр. 315, настолько коротко, что трудно решить, откуда оно взято; если судить по порядку в перечислении павших предводителей, то оно взято из ал-Я'кубия (ал-Мас'удий ум. в 345 г., а ал-Я'кубий в конце III ст. хиджры) или из его источника. Возможно, что первые писатели, ставившие [304] Джа'фара на первом месте в числе убитых предводителей, делали это лишь потому, что Джа'фар был родственником пророка, а вовсе не желая этим утверждать, что он был первым из убитых предводителей; последующее же передатчики могли порядок перечисления, основанный на родстве с пророком, принять за тот порядок, в котором вожди последовательно были убиты, и заключить, что предводителем экспедиции был Джа'фар, как это сказано у ал-Я'кубия, который, однако, упоминает такое мнение лишь мимоходом.

Известие Ибн-ал-Асира, стр. 402,12-22, взято из ат-Табария, 131.33, 132,14 (кроме даты, ср. ат-Табарий, стр. 127); такого известия у Ибн-Хишама нет, и ат-Табарий приводит его не со слов Ибн-Исхака.

Известие стр. 402,22-27, не из ат-Табария; во второй своей половине оно похоже на одно известие ал-Вакидия, 17,17-18, но далеко не тождественно с ним.

Известия стр. 402,27—404,20 взяты из ат-Табария, 127 — 130,28; есть сокращения (Стр.403,13 опущено: “что в земле сирийской” (стр. 128); в перечислении племен стр. 403,16-17, опущено Бехра (есть у ат-Табария, 129, и у Ибн-Хишама, 5); на стр. 403,28 опущено выражение: “и не на многочисленность” (ср. 129) и (403,30) “которою Бог отличил нас” (ср. 129)); опущены стихи стр. 129. Вставки Ибн-Хишама, опущенные у ат-Табария, отсутствуют и у Ибн-ал-Асира.

Стихи Джа'фара, 404,21-26, взяты не из ат-Т., у которого они опущены, а из Ибн-Исхака, стр. 8; один из стихов редакции Ибн-Хишама и вставка Ибн-Хишама (стр. 8, 20-29) опущены.

Известие стр. 404,27-31, соответствует ат-Т. стр. 130.

Известия о 80 ранах Джа'фара (стр. 401—5) нет [305] ни у Ибн-Хишама, ни у ат-Табария. Число ран, но иное, указано у ал-Вакидия, стр. 20. См. еще у ан-Нававия (стр. 571-2 перев.) со слов ал-Бухария. Известия стр. 405,2-13, соответствуют ат-Табарию

стр. 131.

Фразы стр. 405,13-15, у ат-Табария нет.

Известие стр. 405,15-16, взято из ат-Табария, 132, 14-19, но сокращено.

Известиe стр. 405,17-22, из ат-Табария стр. 131.

Известие стр. 405,22-26, из ат-Табария (Т, SI, 1216-1217).

Известие стр. 405,27—406,2 из ат-Табария, стр. 132-3, с сокращениями.

В статье о Джа'фаре Ан-Нававий сообщает о числе полученных им ран: 54, 90, 50, последние два числа со слов ал-Бухария (ум. 256). Эти числа не сходятся ни с числом Ибн-ал-Асира, стр. 404-5 (более 80 ран), ни с числом ал-Вакидия, стр. 20 (более 30 ран, 72, свыше 60). В сборнике хадисов ал-Бухария (изд. Krehl, т. III, 135) есть два хадиса, которыми воспользовался ан-Нававий. Оба хадиса передаются со слов Нафи' (ум. 117), слышавшего от 'Абдуллы-ибн-'Омара (ум. 63). По первому хадису (С нснадом: Ахмед (-ибн-Салих ал-Мисрий, ум. 248; см. Суютий. Хусн-ал-Мухадара, I, 135), Ибн-Вахб ('Абдулла ал-Mисрий, ум. 197; см. Ибн-Халликан, изд. Wuestenfeld, № 323), 'Амр (-ибн-ал-Харис ал-Aнсарий, ум. 147; см. Зех. Class. par. I, стр. 39), Ибн-абу-Хилаль (Са'ид, упомянут в Зех. Class. par. I, стр. 33), Нафи', Ибн-'Омар. Отождествление личностей по ал-Касталанию, *** т. IV, стр. 382-3) 'Абдулла говорит, что в день Му'ты он нашел убитого Джа'фара и насчитал на нем 50 ран, нанесенных копьями и мечами, причем сзади не было ни одной раны. [306]

По другому хадису (С иснадом: Ахмед-ибн-абу-Бекр (Абу-Мус'аб aз-3yxpий, ум. 242; Зех. Class. par. II, стр. 20), Мугира-ибн-'Абд-ар-Рахман (год смерти не найден), 'Абдулла-ибн-Са'ид (-ибн-абу-Хинд ал-Фезарий, ум. 146; Ибн-Тагриберди, изд. Juynboll, т. I, 396), Нафи', Ибн-'Омар. См. ал-Касталаний, op. cit. стр. 383) 'Абдулла говорит: я был в числе отправленных в этот поход; мы стали искать Джа'фара-ибн-абу-Талиба и нашли его среди убитых; мы нашли на его теле более 90 ран, нанесенных копьями и стрелами. Bсе эти данные и хадисы более, чем сомнительны, так как разбитые и еле спасшиеся от гибели мусульмане едва ли имели время и возможность отыскивать павших товарищей и считать их раны, разве что бой длился два дня, в первом из которых пал Джа'фар. Тогда его могли отыскать ночью; но на двухдневный бой есть только одно показание (стр. 21,18) сомнительное потому, что в нем победа приписывается мусульманам.

У того же ал-Бухария (III, 135) сообщается хадис, по которому мусульмане одержали при Му'те победу, что маловероятно, и еще два хадиса (III, 136), в которых передается со слов самого Халида-ибн-ал-Валида, что во время битвы при Му'те в его руках сломалось девять мечей, и выдержал только иeменский клинок. Возможно, что в этих последних двух сообщениях есть доля правды, но есть и преувеличение.

Число мусульман и румов в статье об Абдулле-ибн-Равахе (стр. 575) взято Ан-Нававием из Ибн-Исхака (ср. стр. 3 и 5 перев.).

По числу румов (100,000) и по упоминанию Шурахбиля известие Абу-л-Фиды о My'те (стр. 603) взято из ал-Вакидия. [307]

Судя по фразе о Машарифе, которая есть только у Ибн-Исхака и у следовавших за ним, а также по стихам Хассана (которых у ал-Вакидия нет), Якут брал свои сведения о My'те, стр. 1098-9, либо у Ибн-Исхака, либо у его последователей. Это подтверждается другими его отрывками о Му'те со ссылкой на Ибн-Исхака (стр. 1088-9).

Итак, все сведения о битве при My'те, за исключением некоторых подробностей, восходят к Ибн-Исхаку или ал-Вакидию. У ат-Табария только одно известие (стр. 131,32—132,14), которого нет у только что поименованных писателей. Мас'удий новых сведений не дает. Ибн-ал-Асир пользуется ат-Табарием и Ибн-Исхаком, отличаясь от них только двумя известиями (стр. 402,22-27 и 404,31—405,1), соответственные которым, но в иной редакции, имеются у ал-Вакидия (стр. 17,17-18 и 20). Ан-Нававий пользуется Ибн-Исхаком и ал-Бухарием, разноречивые сведения которого о числе ран Джа'фара едва ли соответствуют истине. Абу-л-Фида повторяет вкратце сообщения ал-Вакидия. Якут придерживается Ибн-Исхака. У ал-Я'кубия, кроме данных Ибн-Исхака и ал-Вакидия, есть еще одно сообщение (стр. 95,5-7), противоречащее остальным и не заслуживающее доверия.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.