Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

10. Ал-Мас'удий. По количеству и ценности сведений, которыми располагал этот автор, он считается одним из наиболее выдающихся арабских писателей. По мнению Катрмэра, его эрудиция была необъятна, он был в высшей степени образованным человеком, обладал громадной памятью и удивительной начитанностью (Journ. Asiat. ser. III, t. VIII, 1839: “son erudition pour le temps ou il vivait parait avoir ete immense (стр. 7); une erudition presque uni-verselle (стр. 8); profondement instruit, doue d'une vaste memoire, ayant lu prodigieusement” (стр. 21)). В его сочинениях есть ценные данные, которые не находятся у других писателей; он знал историю Востока лучше, чем ее знали в последующие века (Ibid. стр. 8, 22; Вюстенфельд отзывается об ал-Мас'удии: “einer der besten Arabischen Schriftsteller wegen seiner grundlichen Kentnisse vornehmlich in der Geschichte und Geographie” (Geschichtsch. d. Arab. стр. 38)). К сожалению, самое ценное и объемистое его сочинение "Китаб Ахбар-аз-земан" не дошло до нас (По указанию Буркхарта (у Quatremere loc. cit. стр. 12) в библиотеке Св. Софии хранится неполный экземпляр: в каталоге каирской библиотеки мечети ал-Азхар значится великая хроника ал-Мас'удия рядом с его жe Золотыми лугами (X. X. т. VII, 19)). [164]

В переведенных нами отрывках ал-Мас'удий сообщает ряд записанных им в своих путешествиях сведений о различных местностях, о их населении, о сектах, существовавших в его время, о замечательных зданиях, о праздниках (О Наве и Джаулане (стр. 308 перев.); о Мертвом море (стр. 309); о Иерусалиме (стр. 310); о самаритянах (стр. 310—11); о Назарете (стр. 311); о яковитах (стр. 312); о празднике в Иepycaлиме (стр. 313—4); о церквах в Антиохии (стр. 314—5); о надписи в дамасской мечети стр. 318)). Эти данные ценны, как сообщения современника и очевидца. Другой ряд сведений — рассказы об исторических событиях от начала походов мусульман до первой половины IVв. хиджры (Битва при ад-Леджжуне в 328 г. См. стр. 323 и 331—2 перев.). Здесь ал-Мас'удий своих источников не называет, за исключением одного места (стр. 318 перев.), где он ссылается на 'Абдуллу-ибн-Исхак-ибн-Селлама. Этот последний, автор исторического сочинения "Китаб-ал-Ахбар-уа-л-Ансаб", упомянут в Фихристе, 114, где назван "правдивым" (***). Год его смерти не указан. Но, так как он помещен в числе писателей, перечисленных между ал-Белазурием (ум. 279) и Абу-л-Фараджем ал-Испаханием (ум. 356); так как он был современником Кабихи, матери халифа ал-Му'тазза (Фих. 114), скончавшейся в 264 г. (И. Ас. VII, 223) и, наконец, передает у ал-Мас'удия со слов Мухаммеда-ибн-Хабиба (ум. 245) (И. Тгр. I, 754), то надо полагать, что он скончался около конца IIIв. хиджры. Ал-Мас'удий, скончавшийся в 345 г. и уже путешествовавший в 303 г. (Wuestenfeld, Geschichtsch. d. Araber, стр. 38) мог застать 'Абдуллу-ибн-Исхака в живых и слышать данное сообщение от него лично. Оно восходит к Мухаммеду-ибн-Хабибу, который, между прочими своими сочинениями, [165] оставил Книгу о халифах (*** Фих. 106). Итак, первоисточник данного рассказа относится к началу Ш в., т. е. ко времени, отстоящему на сто лет от времени ал-Валида I (ум. 96), о котором идет речь. Мухаммед-ибн-Хабиб считался знатоком истории, а его сочинения пользовались доброй славой (*** Фих. 106).

Остальные исторические сообщения ал-Мас'удия не снабжены указанием источников, а потому их достоинство можно определить только при сравнении с параллельными местами других авторов, что составляет задачу особого труда.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.