Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

III. Ибн-Са'д.

(ум. 845).

Абу-'Абдулла Мухаммед-ибн-Са'д-ибн-Мани аз-Зyxpий, родом из Басры, секретарь ал-Вакидия, редактировал материалы своего патрона. Он считался знатоком сказаний, особенно заслуживающим доверия. Умер в Багдаде в Феврале 845 г. Kpoме его большой “Книги классов сподвижников пророка” у Хаджи-Хальфы упоминается сокращение этого сочинения, а в Фихристе — “История пророка”. Часть жизнеописания Мухаммеда Ибн-Са'да издал и перевел Веллгаузен в 4 выпуске своих Skizzen und Vorarbeiten. Об Ибн-Са'де см. Ueber das Kitab al-Tabakat al-Kabir von F. Wuestenfeld, в Zeitschr. d. dentsch. morgenl. Gesellschaft. 1850. т. IV, 187. — Das Classenbuch des Ibn-Sa'd von Otto Loth. Leipzig 1869. — Ursprung und Bedeutung der Tabakat,vornehmlich der des Ibn Sa'd von 0. Loth, ZDMG 1869 т. 23, стр. 593. — Wuestenfeld. Die Geschichtsch. d. Araber, 17.— Ibn Challikan № 656. — Dahabi p. II, p. 4. — Хаджи-Хальфа 7898, 7903. Фихрист 99. — Для перевода я пользовался изданием Веллгаузена, к страницам арабского текста которого и относятся цифры на полях.


Ферва-ибн-'Амр ал-Джузамий был правителем /Стр. 4/ 'Аммана, что в землe ал-Белка, от имени Кайсара (Греческого императора). Посол Божий не писал ему; Ферва по собственному побуждению принял ислам и написал послу Божьему о своем обращении, послал ему подарки и [32] отправил от себя послом одного из своих соплеменников, Мас'уда-ибн-Са'да. И посол Божий прочел письмо его, принял подарок его, написал ему ответ на его письмо и подарил Мас'уду 12,5 унций, что составляет 500 дирхемов (Дирхем = драхма, стоимостью около 1 франка).

/Стр. 9/ И написал посол Божий Ну'айму-ибн-'Аусу, брату Темима ад-Дария грамоту, даруя ему и его потомству Хибру (Xибра — Хеврон) и 'Айнун в Сирии, со всем их округом, равниной его и нагорьем его и водой его и полями его и набатеями его (Набатеи — земледельцы арабского происхождения) и скотом его, с тем. чтобы никто не оспаривал его права на эту местность и не врывался в нее им в обиду; а если кто обидит их и что либо отнимет от них. то такой человек будет проклят Богом и ангелами Его и всеми людьми. Писал 'Алий (Об этой грамоте см. Wеllhаusen, Skizzen u. Vorarb. 4 Heft, 108 и Wuestenfeld Register, 441).

/Стр. 16/ И написал посол Божий племени Бану Дженба — а это были евреи, жившие в Макне — и жителям Макны; Макна же находится близ Айлы: ваши послы, возвращаясь в ваше селение, останавливались у меня. Когда дойдет до вас это мое письмо, вы будете находиться в безопасности; даруется вам покровительство Бога и покровительство посла Его; посол Божий прощает вам ваши дурные поступки и все ваши грехи, ибо вам даруется покровительство Бога и покровительство посла Его. Вас не будут обижать и не будут притеснять, так как посол Божий будет защищать вас так же, как и самого себя, ибо ваши /Стр. 17/ наряды и все имеющиеся у вас рабы и ваши лошади и ваше оружие принадлежат послу Божьему, за [33] исключением того, что оставит вам посол Божий или посол посла Божьего; кроме того, вы обязаны выдавать четверть урожая ваших пальм и четверть вашего рыбного улова и четверть того, что выпрядут ваши женщины, а затем вы освобождаетесь от всякой поголовной подати или натуральной повинности. И если вы будете слушаться и повиноваться, то посол Божий обязуется оказать почет достойному из вас и простить того из вас, кто поступит дурно. Затем верующим и мусульманам объявляется: кто будет хорошо поступать с жителями Макны, тому это пойдет впрок, а кто будет поступать с ними дурно, сделает это на свою голову. И не будет над вами иного эмира, кроме выбранного из вашей среды или из семейства посла Божьего. Прощайте.

И написал посол Божий Иоанну, сыну Ру'бы, и лучшим людям Айлы: дарую вам мир! я прославляю вам Бога, кроме которого нет другого божества. И я не буду сражаться против вас, не написав вам. И так прими ислам, или уплати поголовную подать и повинуйся Богу и послу Его и послам посла Его; окажи им почет и одень их в красивое платье, не в поношенное, и одень Зейда в красивое платье. Всем, чем довольны мои послы, доволен и я. Поголовная подать уже известна (Вы уже знаете, что должны будете платить поголовную подать). Так, если вы желаете, чтобы суша и море были для вас безопасны, то повинуйся Богу и послу Его, и все права на вас, принадлежавшие арабам и инородцам, будут уничтожены, за исключением права Бога и посла Его. И если ты отошлешь послов моих, не удовлетворив их, то я ничего не приму от вас, но буду воевать против вас и возьму в плен малого и убью [34] взрослого, ибо я послан от Бога возвестить истину, верю в Бога и в священные книги Его и в послов Его и в Мессию, сына Марии; верю, что Он — слово Божие, так как верю в Него, что Он посол Божий. Приходи, пока беда не коснулась тебя. Я дал относительно вас наставление моим послам. Дай Хармале три вьюка ячменя, ибо Хармала ходатайствовал за вас. Если бы не Бог и не это обстоятельство, я не стал бы сноситься с вами, но ты увидал бы войско. Если вы послушаетесь моих послов, то вы будете под покровительством Бога и Мухаммеда и тех, которые от него. Мои послы: Шурахбиль, Убей, Хармала и Хурейс-ибн-Зейд, тайит. Что они порешат относительно тебя, на то я согласен. Вы находитесь под покровительством Бога и под покровительством Мухаммеда, посла Божьего. Мир вам, если вы повинуетесь. Снарядите жителей Макны в землю их. /Стр.20/ Рассказал нам 'Алий-ибн-Мухаммед (ал-Мадаиний) со слов 'Амра-ибн-'Абд-ар-Рахмана аз-3ухрия, слышавшего от Замиля-ибн-'Амра, джузамита: Ферва-ибн-'Амр, джузамит, был правителем от имени румов в 'Аммане, что в земле ад-Белка, или в Му'ане. Он принял ислам, написал послу Божьему о своем обращении, послал письмо с одним из своих соплеменников, которого звали Мас'удом-ибн-Са'дом, и послал пророку белого мула, лошадь, осла, мягкие одежды и шелковое платье, расшитое золотом. И написал ему посол Божий: от Мухаммеда, посла Божьего, Ферве-ибн-'Амру. К нам прибыл твой посол, доставил посланное тобой и сообщил, что у вас делается, и возвестил нам твое обращение в ислам. Бог навел тебя на настоящий путь, если ты будешь хорошо поступать, повиноваться Богу и послу [35] Его, совершать молитву и платить зекят. И Мухаммед приказал Билалю дать послу его, Мас'уду-ибн-Са'ду, 12,5 унций. И узнал царь румов об обращении Фервы в ислам и призвал его и сказал ему: отрекись от своей веры, и мы сделаем тебя царем. Он ответил: я не отступлю от веры Мухаммеда; ведь ты знаешь, что Иисус возвестил о нем, но не хочешь уступить царства своего. Тогда он заключил его затем вывел, казнил и распял...

И явился к пророку Иоанн, сын Ру'бы. Он был /Стр. 27/ царем Айлы. Он боялся, что посол Божий пошлет против него войско, как послал против Укейдира (Укейдир был владетелем оазиса Думет-ал-Джендаля (теперь ал-Джоуф); он был покорен Халидом). С ним пришли жители ал-Джербы и Азруха. И они явились к пророку, он заключил с ними мир, обложил их определенной поголовной податью и написал им грамоту: во имя Бога Всемилостивого и Всемилосердого! это — охранная грамота, данная Богом и пророком Мухаммедом, послом Его, Иоанну, сыну Ру'бы и жителям Айлы, кораблям их и караванам их, на суше и на море. Покровительство Бога и Мухаммеда даруется им и тем сирийцам, йеменцам и заморским людям, которые с ними. И если кто из них совершит правонарушение, то имущество его не защитит его; оно будет в пользу того, кто возьмет его. И не дозволено не допускать их до воды, к которой они пойдут, ниже до пути, по которому они захотят идти на суше и по морю. Это — письмо Джухейма-ибн-ас-Сальта и Шурахбиля-ибн-Хасаны, написанное с разрешения посла Божьего. И рассказывает нам Мухаммед-ибн-Омар (ал-Вакидий) со слов Я'куба-ибн-Мухаммеда аз-3афария, [36] слышавшего от 'Асима-ибн-Омар-ибн-Катады, сообщавшего со слов 'Абд-ар-Рахмана-ибн-Джабира, слышавшего от своего отца следующее: я видел надетый на Иоанне, сыне Ру'бы, в тот день, когда он явился к пророку, золотой крест; его висящие спереди волосы были связаны (В знак того, что он пленник Мухаммеда (Примеч. Wеllhausen'a. Skizzen etc. 4 Heft, 134)). Увидев посла Божьего, он униженно преклонился и склонил голову. И посол Божий сделал ему знак поднять голову, и тогда заключил с ним мир. И одел его посол Божий в одежду из полосатой йеменской ткани и приказал поместить его у Билаля. Я видел также Укейдира, когда его привел Халид; на нем был золотой крест, и его парчевое платье бросалось в глаза. /Стр. 28/ Мухаммед-ибн-'Омар (ал-Вакидий) говорит: я списал грамоту жителей Азруха. В ней значится: во имя Бога Всемилостивого и Всемилосердого! это — грамота пророка Мухаммеда жителям Азруха в том, что дается им безопасность от Бога и Мухаммеда, причем они должны в каждом месяце Раджебе уплачивать сто динаров полновесных, чистого золота; и они ручаются именем Божиим, что будут искренне дружить и хорошо обращаться с мусульманами и с теми из мусульман, которые прибегнут к ним от страха или опасности, когда они будут бояться за мусульман. И они могут быть уверены, что Мухаммед не нападет на них, не вступив с ними предварительно в переговоры. И посол Божий обложил жителей Айлы поголовной податью в размере 800 динаров ежегодно. Их было триста мужчин. И написал посол Божий жителям Джербы и Азруха: это — грамота пророка Мухаммеда жителям Джербы и Азруха в том, что дается им безопасность [37] от Мухаммеда, и они должны платить в каждом месяце Раджебе сто динаров полновесных, чистого золота. И они ручаются в том именем Божиим. И написал посол Божий жителям Макны, что даруется им безопасность от имени Бога и безопасность от Мухаммеда, и они должны отдавать четверть пряжи своей и четверть плодов. Рассказывает нам Мухаммед-ибн-'Омар со слов Ибн-абу-Зи'ба, слышавшего от Салиха, клиента ат-Тау’амы, что посол Божий заключил мир с жителями Макны с условием брать четверть плодов их и четверть пряжи их. Мухаммед-ибн-'Омар говорит: жители Макны — евреи, живущие на берегу моря, жители Джербы — тоже евреи.

Посольство Даритов.

Рассказывают: Мухаммед-ибн-'Омар, со слов /Стр. 66/ Мухаммеда-ибн-'Абдуллы, слышавшего от аз-3ухрия, передававшего слова Тбейдуллы-ибн-'Абдулла-ибн-Утбы; Хишам-ибн-Мухаммед ал-Кельбий, со слов 'Абдуллы-ибн-Язйд-ибн-Раух-ибн-Зинба, джузамита, слышавшего от своего отца: при возвращении посла Божьего из Тебука к нему явилось посольство даритов. Их было десять человек, в том числе Темйм и Ну'айм, сыновья 'Ауса-ибн-Хариджа-ибн-Севад-ибн-Джазйма-ибн-Дарра'-ибн-'Адш-ибн-ад-Дар-ибн-Хани'-ибн-Хабиб-ибн-Нумара-ибн-Лахма; Язид-ибн-Кайс-ибн-Хариджа-ал-Факих-ибн-ан-Ну'ман-ибн-Джебела-ибн-Сафара, или ибн-Сафар, по словам Хишама (ал-Кельбия), ибн-Рабиа-ибн-Дарра'-ибн-'Адий-ибн-ад-Дар; Джебела-ибн-Малик-ибн-Сафара; Абу-Хинд и ат-Тайиб, сыновья Зерра 'Абдуллы-ибн-Разин-ибн-'Аммит-ибн-Рабиа-ибн-Дарра; Хани'-ибн-Хабиб; 'Азйз и Мурра, сыновья Малика-ибн-Севад-ибн-Джазимы. Они приняли ислам, и посол [38] Божий назвал ат-Тайиба - 'Абдуллой, а 'Азиза — 'Абд-ар-Рахманом. Хани'-ибн-Хабиб подарил послу Божьему мех вина, несколько лошадей и платье, шитое золо-том; он принял лошадей и платье и дал его ал-'Аббасу-ибн-'Абд-ал-Мутталибу. Тот сказал: что мне делать с ним? Пророк ответил: выбери золото, ты дашь его на украшения женам твоим, или истратишь его, затем ты продашь парчевую материю и возьмешь цену ее. И ал-'Аббас продал ее одному еврею за 8,000 дирхемов. И сказал Темим: у нас в соседстве есть румы; им принадлежат два селения, из которых одно называется Хибра, а другое — Бейт-'Айнун. Если Бог даст тебе завоевать Сирию, то подари их мне. Они твои, ответил пророк. И когда халифом стал Абу-Бекр, то дал ему эти селения и написал ему в том грамоту. Посольство даритов не уезжало до кончины посла Божьего. Он завещал им сто вьюков (фиников) ежегодно.

/Стр. 74/ Хишам-ибн-Мухаммед рассказывает нам со слов 'Абдуллы-ибн-Язйд-ибн-Раух-ибн-Зинба', слышавшего от одного из сыновей Кайса-ибн-Натиля, джузааита, что один джузамит, рода Нуфасы, по имени Ферва-ибн-'Амр-ибн-ан-Нафира, послал известить посла Божьего о своем обращении в ислам и подарил ему белого мула. Ферва был правителем живших близ него арабов от имени румов и жил в My'aне и его окрестностях, что в земле сирийской. И когда румы узнали о его обращении в ислам, то послали схватить его и заключили его у себя, затем вывели его, чтобы отрубить ему голову. Тогда он сказал:

Дай знать вождям верующих, что я пожертвовал Господу моими костями и моим саном.
И румы отрубили ему голову и распяли его.

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.